Музыкальное искусство барокко

Анна Сергеевна.

Для проверки домашних заданий прошу сбрасывать фотографии на Viber : +380506023831. Обязательно указывать класс, фамилию и дату урока.

Задания по предмету «Сольфеджио»

В период дистанционного обучения

Класс, 8-летнее обучение (преподаватель Вольшакова А.С.)

Вторник 27.10.2020 - 16:05-17:15

Тема: Барокко в западноевропейском искусстве.ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОПЕРЫ В ХVII СТОЛЕТИИ

В ХVII веке в Европе сложились два стиля – барокко и классицизм. Главное место среди них занял стиль барокко, по имени которого была названа целая эпоха XVII – I половины XVIII в. в. Барокко развивалось в странах, где господствовала католическая церковь и феодальные силы. Ведущими школами были итальянская, испанская, фламандская, французская, английская.


Л. Бернини. Аполлон и Дафна

 

Со стилем барокко связаны имена великих деятелей искусства: в литературе – У. Шекспир, М. Сервантес, Мольер; в скульптуре – Дж. Л. Бернини; живописи – М. Караваджо, П. Рубенс, А. ван Дейк, Х. Рембрандт, Д. Веласкес, Б. Э. Мурильо, Эль Греко; в архитектуре – К. Мадерна, Б. Растрелли, Ф. Борромини.


Если мировоззрение Ренессанса строилось на вере в гармонию мира, красоту и силу человека, то мировоззрение эпохи Барокко пронизано ощущением трагического противоречия человека и мира, где человек занимает уже не главное место, а подчинен среде, обществу, государству. В основе новой системы духовного воспитания человека – религиозная идея покаяния в грехах и подчинения воле Божьей.

Сравним основные черты Ренессанса и барокко:

Термин «барокко» означает «странный», «вычурный», «причудливый». Это понятие применялось вначале к архитектуре – формы барокко стремились к грандиозности, тяжеловесности. Городские площади, дворцы, фонтаны были построены по принципу организации пространства, синтеза искусств – слияния архитектуры и скульптуры, общего декоративного оформления. Яркий образец – Площадь перед собором святого Петра в Риме Л. Бернини.


Лоренцо Бернини – архитектор и скульптор при дворе римских пап. Всемирно известны его скульптурные работы «Давид», «Похищение Прозерпины», «Аполлон и Дафна». Последняя изображает погоню, бегство, превращение – наполнена стремительным движением, динамична.


 

Площадь перед собором св. Петра в Риме – одно из великих творений Бернини. Две галереи, переходящие в колоннаду, охватывают пространство площади «подобно распростертым объятиям», по выражению Бернини. Центр площади (ее общая глубина 280 м.) отмечен обелиском, фонтаны по сторонам от него определяют ее поперечную ось. Площадь перед собором особенно отчетливо выявляет архитектурный гений Бернини, его способность моделировать пространство. Он добился впечатления композиционного единства собора – здания, строившегося различными мастерами на протяжении двух столетий.

Площадь перед собором считается лучшим архитектурным ансамблем Италии XVII века.

Музыкальное искусство барокко

В музыкальном искусстве четырех европейских стран выделяются имена таких выдающихся представителей барокко как К. Монтеверди и Дж. Фрескобальди, А. Корелли и А. Вивальди в Италии, Ж. Б. Люлли и Ф. Куперена во Франции, Г. Перселла и Г. Ф. Генделя в Англии, Д. Букстехуде и Й. С. Баха в Германии.

Эпоха Барокко подарила миру новые светские музыкальные жанры – оперу, кантату, ораторию, инструментальный концерт, сонату, сюиту.

Музыке барокко присущи выразительность, драматизм, монументальность, зрелищность, стремление к синтезу различных видов искусства.

Обозначенные выше черты ярко воплотились в жанре оперы, объединившей в неразрывном союзе музыку, литературу и драматическое действие (позже к ним присоединилась живопись).

Вспомните историю возникновения оперы: Италия, Флоренция, кружок графа Д. Барди «Камерата», цель – возрождение античной драмы.

В Италии первые оперы писали на античные сюжеты. В них ведущим было поэтическое слово, а музыка следовала за текстом. Пение представляло собой монотонную декламацию – «речитатив». Сольные номера чередовались с ансамблями, хором и танцевальными эпизодами. Музыкальные интонации были маловыразительными, т.к. акцент делался на качественном произнесении слов, а не на передаче чувств героев. Авторами первых опер были Якопо Пери (1561-1633) и Джулио Каччини (1550-1618).

               

              Я. Пери                                                        Дж. Каччини

 Оба создали оперы на один сюжет –«Эвридика». Дж. Каччини был не только композитором, но и прекрасным певцом. Его считают родоначальником вокального стиля «бельканто» (от ит. bel canto – «прекрасное пение»), который отличался необычайной красотой звучания, мелодичностью и виртуозностью.

Музыка в опере приобретала все большее значение. В операх Клаудио Монтеверди (1567-1643). «Орфей», «Коронация Поппеи», «Ариадна» начал складываться напевный ариозный стиль, а также виртуозное колоратурное пение. Большая роль отводилась оркестру – он не только сопровождал пение, но и отражал переживания героев. В операх Монтеверди впервые появилась увертюра – инструментальное вступление к опере.

                                        К. Монтеверди

В творчестве Алессандро Скарлатти (1660-1725) утвердился жанр opera-seria – серьезная опера, а в ее рамках – героический и патетический тип арии. Оперные певцы демонстрировали красоту и виртуозность своего голоса.

В это же время в Неаполе появляется новый оперный жанр – opera-buffa – комическая опера. Ее истоки – в шуточных сценках, которые разыгрывались в антрактах между действиями oпeры-seria.

Во французской музыке появляется своя разновидность оперы – лирическая трагедия. Создателем этого жанра стал Жан Батист Люлли (1632-1687).


Он писал оперы на сюжеты из античной мифологии и эпических поэм эпохи Возрождения («Альцеста», «Атис» и др.). В его операх большое место заняли балетные танцы, торжественные марши, монументальные хоры. Все это соответствовало великолепию придворной жизни Людовика ХIV. В прологах опер явно слышим величественное, гордое, фанфарное звучание парадной, «королевской» музыки.


Выдающимся представителем английской оперной школы был Генри Перселл (1659-1695). Его опера «Дидона и Эней» стала первой английской национальной оперой. У Перселла был удивительный дар создавать совершенные мелодии – спокойные, величественные, столь же совершенные по форме.

Одновременно с оперой в Италии появляются оратория и кантата, духовные по содержанию (реже светские). Мы уже имеем представление об этих жанрах. Давайте вспомним. Оратория (от лат. оro – говорю, молю) – большое концертное произведение на определенный сюжет для солистов, хора и симфонического оркестра. В отличие от оперы, в оратории преобладает повествовательность над драмой, а также отсутствуют сценическое действие и художественное оформление. Классические образцы ораторий на античные и библейские сюжеты создал Г. Гендель («Самсон», «Геракл», «Иуда Маккавей», «Мессия»).

Кантата (от ит. cantare – петь) – концертное произведение из нескольких частей для солистов, хора и оркестра. В отличие от оратории кантата меньше по форме, сюжет ограничен, преобладает лирика.

Слушаем музыку

Я. Пери. Опера «Эвридика» (фрагмент)

Дж. Каччини. Опера «Эвридика» (фрагмент)

К. Монтеверди. Опера «Орфей», Дуэт Орфея и Аполлона; Опера «Ариадна», Плач Ариадны

Ж. Б. Люлли. Опера «Ацис и Галатея», Пролог

Г. Гендель. Хор «Аллилуйя» из оратории «Мессия»

 


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 61; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!