Поиск сюжетного и сценарного хода (герои, истории, перепетии)

Предмет «Режиссура культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений» 3 курс

Тема «режиссура и специфические особенности тематического театрализованного концерта»

 

    !! Основные понятия концертов и их характеристика.

· Сольный концерт

· Моно-спектакль или моно-концерт

· Сборный или смешанный концерт

· Академический или филармонический концерт

· Камерный концерт

· Тематический концерт

· Фольклорный концерт

· Ревю (концерт-обозрение)

· Театрализованный концерт

 

Концерт (нем. – «состязание») – это публичное выступление, исполнение произведений разных жанров, разных видов исполнительского искусства.

Единица концерта – номер.

 

· Сольный концерт.

Концерт одного виртуоза, популярность которого и яркость программы способны удержать внимание зрителей на протяжении всей программы.

· Моно-спектакль или моно-концерт.

Чтецкая программа, исполняемая одним актером. Репертуар разнообразный: исполнение классических произведений или современных авторов, стихи одного или нескольких поэтов, цикл рассказов, НО должны быть объединены одной темой.

· Сборный или смешанный.

Определяются выступления различных жанров, это целостное произведение эстрадного искусства.

Композиция такого концерта подчиняется определенным правилам:

→ разнообразие жанров

→Наростание темпо-ритма (подчиняется законам зрительского восприятия)

→Можно сделать его камерным или лирическим, а можно массовым и развлекательным

→Номер можно расположить путем художественного контраста.

Он не связан единой сюжетной линией. Гибкий, мобильный. Сценарий не отличается сложностью.

 

· Академический или филармонический концерт.

Основные цели: пропаганда высокохудожественных музыкальных произведений и исполнительского мастерства.

    Жанры сложны по форме и содержанию, поэтому должна быть подготовленная аудитория.

    Отличительные черты – чистота жанра (один жанр не вступает в другой), чистота исполнительского искусства.

· Камерный концерт.

(«камера» - свод, палата)

    Предназначен для небольшой аудитории и небольшого количества зрителей. Камерная музыка – музыка для небольшого состава инструментов и голосов.

· Тематический концерт.

Это концерт одной главенствующей темы. Тема как стержень нанизывет и группирует вокруг себя художественные компоненты концерта.

    Задачи режиссера: отобрать для программы исполнителей и репертуар, расположить номера так, чтобы полностью раскрывалась и освещалась тема; выстроить связки между номерами. В тематическом концерте это может сделать ведущий или конферансье.

· Театрализованный концерт.

Этому виду концертных программ уделяется особое внимание.

    Из всех концертных программ театрализованный концерт самый зрелищный. Яркий, масштабный, самый трудный по замыслу, его организации и воплощению.

    Театрализованный концерт всегда тематический в своей основе. Такие концерты чаще всего готовятся и посвящаются значительной дате, празднику, торжеству. Значимость ему придает размах.

    В театрализованном концерте используются многие технические средства, участвуют большие исполнительские коллективы, задействована большая сценическая площадка.

    Театрализованный концерт имеет свою сюжетную линию, сквозных героев, как в театре. Сюжет, игра актеров, развивающаяся конфликтная линия, использование спектра выразительных средств делают такие концерты театрализованными.

    Театрализованный концерт – это концерт, имеющий единый художественный сценический образ, для создания которого используются выразительные средства, присущие театру: сюжетный ход, ролевая персонификация ведущих, сценография, театральный костюм, грим, сценическая атмосфера. Это использование разных жанров, разных видов искусства, начиная от академического хора и заканчивая народным пением.

    Сценарий концерта – представляет собой перечень художественных номеров, сопровождаемый текстом ведущего (ведущих), а также описание выразительных средств: свет, музыка, шумы, кино, слайды, массовые мизансцены, создающие единый образ представления.

    Номера, как правило, объединены в художественно-смысловые блоки, поставленные в определенной взаимосвязи концертные выступления, образующие развернутую художественную мысль.

    Композиционное оформление отдельных частей концерта зачастую бывает поэтическим, количество номеров не должно нарушать единство темы, замысла, целевой задачи.

    Как правило, театрализованный концерт должен начинаться большим, мощным, ярким (массовым) номером – это своеобразный пролог.

    Основной партнер для артиста – зритель (публика). Подразумевается диалог между сценой и залом. Главное в театрализованном концерте сделать зал своим союзником.

    Задача режиссера театрализованного концерта – непрерывность воздействия его программы на зрителей, необходимость поддерживать интерес к заложенной в ней теме. Достигается это сменяемостью жанров и ритмов, дающих нагнетание, нарастание действия, объединяющих его. Это драматургически простроенный концерт. В основе лежат события или обстоятельства, которые празднуются.

    Структура складывается из художественно-целостных номеров, связанных смыслово, драматургически и пластически, имеющих одну тему и идею. Часто является продолжением шествий, митингов, торжественных заседаний.

    Существует два вида построения театрализованного концерта:

1. Театрализация – как поиски образности документального материала, соединение документального и художественного в единое целое.

Состоит из театрализованного пролога и эпилога, середина – тематические номера.

2. Театрализованная программа, созданная на едином сюжетном действии.

Построение таких концертов сложнее. Строится по типу обозрения или монтажной композиции эпизодов.

Жанр в театрализованном представлении зависит от массовых форм общения и художественной структуры.

 

Например:

1. Концерт – поэма («Пою мое Отечество»)

2. Концерт-хроника

3. Концерт-митинг или манифестация (главное добиться слияния зрителей и сцены)

4. Концер-рапорт

Важно!!! Найти постановочное решение и яркие выразительные средства.

Приемы: эстафета поколений.

↓ - через прием оживших страниц, летописей, дневников, приемом может стать песня, ярмарка, путешествие. Важно жанрово-стилистическое единство.

↓- выбрав прием – отбираются номера.

↓ - далее создается непрерывно развивающаяся логика. Номера объединяются в тематические эпизоды.

↓ - следующий момент режиссуры театрализованного концерта – внесение элементов театрализации в концертные номера.

В режиссуре это называется – укрупнение номера, т.е. режиссеру необходимо выстроить номер в определенной направленности, теме, стилистике.

    НО! НЕ убить номер масштабами концертной сцены, а добавить другие (дополнительные) выразительные средства.

    Способы укрупнения номера:

- поет артист (кино, слайд-шоу, проекции, свет, подтанцовка, технические средства, машинерия и т.д.);

- можно из 2-3 номеров сделать один. Нужно находить новое символическое решение номера.

    В качестве театрализации укрупнением номера может стать пантомима.

 

    Важная задача режиссера темпо-ритмическое развитие (лирическая песня сменяется динамическим танцем, затем клоунадой).

    Основной принцип НОН-СТОП (то есть нет остановок, есть непрерывность и динамика развития). В зависимости от ритмических задач организуется смена исполнителей последовательная или одновременная. Важный момент – это начало и конец мероприятия). С каждым номером усиливается эмоциональное воздействие на зрителей.

    Часто вначале применяется кинопролог.

    Финал – наиболее яркая точка программы. Используют массовые коллективы и масштабные красочные мизансцены.

    Режиссер должен уделять внимание монтировочным репетициям, точно организовывать весь процесс, чтобы не было шума, пауз. Это нарушает динамику, атмосферу общего действия.

    Мизансцены нужно строить удобными для исполнителя, заранее заряжать номера для быстрой подачи на сцену.

              Способы обеспечения непрерывности:

· Занавес и система суперзанавеса

· Использование сценического круга, бегущей дорожки, любой движущейся конструкции

· Использование дополнительных мест действия – балкон, терраса

· Предварительная зарядка инструментов, станков, стульев

· Совмещение нескольких, а иногда и многих коллективов на сцене

· Ведущий, связывающий действие на сцене и в зрительном зале.

 

 

Театрализованный концерт бывает в 1-м или 2-х отделениях с антрактом (закон времени – влияние на внимание и утомляемость зрителей). Максимальное время театрализованного концерта в одно отделение 1 ч 10 мин. – 1 ч 30 мин. В двух отделениях делится на 1 ч 10 мин., второе – 55 мин – 1 ч.

    Помещения для концерта могут быть разнообразными: театр, концертный или филармонический зал, гостиница, база отдыха, зеленая зона города, городская площадь, капелла.

 

 

Этапы:

Проектный.

1) Разработка темы и идеи.

2) Отбор номеров или работа с готовым репертуаром.

 

Поиск сюжетного и сценарного хода (герои, истории, перепетии)


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 199; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!