Урок-дискуссия (учебный диалог/полилог)

Типы уроков окружающего мира

Урок-наблюдение
Урок-поиск
Урок-дискуссия (учебныйдиалог/полилог)
Урок-практикум
Урок-игра
Урок творчества

При выборе типа урока окружающего мира учитель руководствуется следующими требованиями:

1. Обеспечение возможности чувственного познания объектов окружающего мира

Процесс познания мира опирается на сенсорные представления об объекте действительности. Всем известно значение чувственного познания – от него зависят многообразие сведений об окружающих предметах и явлениях, глубина и точность сенсорных представлений. К сожалению, современный младший школьник обладает бедным чувственным опытом, поэтому встречает ряд серьезных трудностей при выполнении заданий на с. 35–36: «Отметим только несколько... использовать его». Это обязывает учителя уделить специальное внимание, особенно в 1–2-м классах уроку-наблюдению и уроку-практикуму.

2. Учет целесообразного сочетания репродуктивных, продуктивных и творческих методов познания

Педагог должен хорошо осознавать, что увлечение репродуктивными методами обучения требует работы в основном таких психических процессов, как восприятие и память, и не создает условия для работы мышления и воображения. При этом очевидно, что развитие учебно-познавательной деятельности без этих процессов невозможно. Действительно, при всей важности (особенно на первом этапе обучения) восприятия, осмысления, воспроизведения характеристика личности школьника включает новообразования, которые не могут успешно формироваться в рамках только этих процессов. Если школьники должны овладеть учебной деятельностью, то есть научиться учиться («умею учить себя»), то это предполагает развитые познавательные интересы («люблю учиться, все интересно»), внутреннюю мотивацию («понимаю, зачем учусь»), элементарные рефлексивные качества («умею принять оценку учителя и сам объективно оцениваю свою деятельность»). И, наконец, самое главное: младший школьник может отвечать не только на вопрос «Что я делаю?», но и на вопрос «Как я это делаю?». Еще раз подчеркнем, что все это требует опоры в учебном процессе на мышление и воображение. Исходя из этого особую ценность представляют уроки-исследования и уроки-дискуссии.

3. Опора на актуальные для этого возраста виды деятельности

Известно, что ведущая деятельность младшего школьника – учебная. Как говорят психологи, ведущая деятельность возрастного периода характеризуется тремя важнейшими показателями. Во-первых, она соответствует потребностям развития ребенка данного возраста, во-вторых, оказывает особое влияние на психическое развитие личности и, в-третьих, в ее недрах создаются предпосылки формирования ведущей деятельности следующего возрастного периода развития. Конечно, процесс формирования предметной деятельности (ранний возраст), игры (дошкольное детство), учебной деятельности (младший школьник) и т.п. не заканчивается в конкретный возрастной период: предыдущая ведущая деятельность остается для ребенка актуальной и на последующих этапах развития. Поэтому так важно учитывать, что игра является для младшего школьника не только желанной, интересной, посильной, но и весьма ценной для становления и развития учебной деятельности.

Уроки окружающего мира дают огромные возможности для организации самых разных видов детских игр – дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных, конструктивных и др. Это объясняет выбор специального типа урока – урок-игра. Подробно об этом написано ниже.

4. Возможность развития познавательной инициативы и творчества школьника

Общеизвестно, что дети младшего школьного возраста очень любят различные творческие задания, выполняя которые, они могут воображать, придумывать, сочинять, преобразовывать образы окружающего мира. Использование упражнений, развивающих инициативность, творческую индивидуальность, является обязательным условием проведения уроков по этому предмету. Еще Л.С. Выготский писал, что творческая деятельность делает человека «существом, обращенным в будущее».

Воображение (фантазия) – психический процесс, который заключается в создании новых образов путем переработки впечатлений личного опыта человека. Чем выше уровень воображения, тем эффективнее творческая деятельность. Воображение – это привычка к собственным решениям, открытиям, поиску, это отход от образца и работа по собственному замыслу, создание нового образа, которого до сих пор в сознании не было.

Выдающийся психолог В.В. Давыдов считал, что воображение – одно из главнейших психических процессов, необходимых младшему школьнику для учебной деятельности. Важность этого процесса в том, что развивается способность человека переносить функции одного предмета на другие, не обладающие ими (палочка – лошадка или ложка, стульчик – автомобиль, колесо – штурвал самолета и т.д.). Это свойство воображения, как отмечается в историко-психологической литературе, лежит в основе развития любой цивилизации и общественности. Например, «первобытные люди пили из пригоршни. А первые чашки – это перенос в материал (глину, дерево, металл) той формы, которую человек придавал рукам, чтобы напиться» (Е.Е. Кравцова). Кроме того, воображение определяет наличие у человека способности видеть целое раньше, чем части. Например, увиденный ребенком обруч как штурвал самолета заставляет его искать то, к чему можно приставить воображаемый штурвал. И, наконец, воображение развивает способность идентифицировать, то есть ставить себя на позицию другого человека (предмета), что является очень важной предпосылкой формирования ролевого поведения. Сказанное определяет целесообразность использования учителем такого типа урока, как урок творчества.

Каждый тип урока имеет четкую структуру. Она определяется тем главным методом обучения, который отражает его специфику. Охарактеризуем каждый тип урока.

Урок-наблюдение

Основной метод обучения: восприятие объекта (явления, события) окружающей действительности с целью получения информации об объектах, накопления первоначальных представлений и фактов о них.

Основной структурный элемент: целенаправленное рассматривание объекта по плану учителя или по плану, составленному учащимся (учащимися).

Дополнительные структурные элементы: предъявление или составление плана; инструкция к работе; поиск дополнительной информации, ее анализ; коллективное обсуждение полученных результатов (учебный диалог).

Например, в 1-м классе во время урока-наблюдения (экскурсии) в осенний лес (парк) ученикам могут быть предложены такие задания: «Найдите листья разного цвета: желтого, оранжевого, багряного, серого, лилового, бордового»; «Определите запах осенней листвы, грибов, прелой травы»; «Определите звуки осеннего леса»; «Определите на ощупь разные предметы (лист, травинку, гриб)».

Если организовано наблюдение за живым объектом (например, котенком или щенком), то детям, уже имеющим хотя бы незначительный опыт наблюдения, нетрудно будет обратить внимание на органы чувств животного: как оно смотрит, чувствует запах, передвигается, почему проявляет беспокойство, чему радуется. Эти наблюдения рождают у детей эстетическую эмпатию, то есть умение «принять» другое живое существо, сравнить его ощущения со своими. Если педагог предложит или составит вместе с учениками план-инструкцию, по которой будет обнаруживаться общее между животным и человеком, то ученики смогут прийти к выводу о том, что животное, так же как человек, обладает всеми признаками живого существа (передвигается, питается, дышит, рождается, растет, развивается, умирает, радуется, переживает, страдает и т. п.).

Конечно, расширение сенсорного опыта младших школьников связано с развитием умения наблюдать, рассматривать предмет со всех сторон, обобщать представления, которые получены чувственным путем. Если на первом этапе обучения
(в 1–2-м классе) учитель предлагает для наблюдения план, раскрывающий последовательность рассмотрения объекта (сначала обратим внимание на это...; теперь ответим на этот вопрос...; что нужно сделать, чтобы увидеть вот это... и т. д.), то в 3–4-м классе начальной школы инициатива все больше и больше передается детям. Школьники учатся самостоятельно составлять план наблюдения за объектом, выстраивать последовательность своих действий.

Урок-поиск

Основной метод обучения: исследование – целенаправленное наблюдение за действиями (поведением, динамикой) объекта (явления) для обнаружения доказательств истинности или ложности намеченной гипотезы.

Основной структурный элемент: постановка проблемы и поиск путей ее решения.

Дополнительные структурные элементы: выдвижение гипотез (предположений), их проверка; анализ выдвинутых доказательств; наблюдение.

Например, в начале изучения темы «Насекомые» (3-й класс) перед детьми ставится проблема: «Можно ли отнести паука к насекомым?» Учащимися выдвигаются следующие гипотезы:

· паука можно отнести к насекомым;

· паука нельзя отнести к насекомым.

Класс анализирует представленные доказательства:

1. Паука можно отнести к насекомым, потому что он похож на многих из них (на жука, пчелу, муху), умеет ползать (как таракан, муравей), тело и лапки его состоят из члеников (как у всех насекомых).

2. Паука нельзя отнести к насекомым, потому что у него только две части тела (а у насекомых три), нет крыльев и усиков, а также не шесть, а восемь конечностей.

Учитель предлагает сравнить изображения насекомого и паука и установить отличие, которое сразу бросается в глаза (используются иллюстрации или мультимедийные материалы). Ученики в качестве главного отличия выбирают число ног, что и становится определяющим для классификации этого животного: паук относится не к насекомым, а к паукообразным, хотя общей особенностью и тех и других является их принадлежность к членистоногим.

Урок-дискуссия (учебный диалог/полилог)

Основной метод обучения: обсуждение с целью обобщения, систематизации, закрепления полученной учебной информации.

Основной структурный элемент: диалог/полилог.

Дополнительные структурные элементы: обмен информацией и ее коллективный анализ; обмен репликами; наблюдение; формулирование выводов.

В 4-м классе во время изучения темы «Искусство России ХIХ века» учитель может организовать урок-дискуссию как на этапе знакомства с темой, так и при ее закреплении. Проблема для дискуссии может быть сформулирована так: «Девятнадцатый век называют золотым веком русской культуры. Как ты думаешь, почему?»

Каждый ученик или группы, на которые распределился класс, обсуждают следующие предположения:

– писатели, поэты и художники были богатыми людьми и имели много золота;
– в России добывалось много золота;
– «золотой» – значит богатый, красивый; в ХIХ веке появилось много замечательных поэтов, писателей, художников.

Урок-практикум

Основной метод обучения: практическая деятельность с целью установления (проверки) существенных свойств предметов (объектов, явлений).

Основной структурный элемент: опыт (эксперимент) и анализ его результатов.

Дополнительные структурные элементы: постановка цели; обсуждение плана работы и алгоритма действий; описание оборудования.

Учитель может организовать урок-практикум при изучении любого раздела учебника. Например, в 3-м классе можно провести практикумы по темам «Глобус – модель Земли», «Карта нашего района (улицы)», «План школы», «Свойства воды» и др. Уроки-практикумы могут быть организованы и для характеристики социальных объектов, например труда людей. В 4-м классе большое значение приобретают методы самонаблюдения и взаимонаблюдения, например изучение особенностей собственного организма, анализ собственного самочувствия. Несомненный познавательный интерес вызывают у детей практические работы, построенные на самонаблюдении: «Послушаем, как бьется сердце, поднимается и опускается грудь при дыхании»; «Рассмотрим цвет глаз друг у друга»; «Определим пульс»; «Измерим рост и вес» и др.

Урок-игра

Основной метод обучения: дидактическая (ролевая) игра с целью применения, закрепления полученных знаний и выявления неусвоенного учебного материала.

Основной структурный элемент: процесс разыгрывания игровой ситуации.

Дополнительные структурные элементы: предъявление (постановка) игровой задачи; характеристика структурных компонентов игры; оценка результатов игры.

Приведем пример ролевой игры, проведенной в 1-м классе в начале учебного года при изучении темы «Сезонные изменения осенью». Детям было предложено поиграть в «лесное собрание»: «Представьте себе, что все мы – лесные жители: кто – насекомые, кто – звери, кто – птицы...

Наступила осень. Заволновались в лесу звери и птицы, насекомые и пресмыкающиеся – скоро наступят холода. Решили собрать лесное собрание и узнать, кто как готовится к зиме...»

Дети распределили роли: медведь – председатель собрания, дятел – секретарь. На собрание пришли еж, заяц, лиса, прилетели бабочки и птицы, приползли муравьи, жуки и ящерицы. Конечно, учитель не мог пустить на самотек процесс развертывания игры и ненавязчиво помогал детям, когда возникали трудности в развитии сюжета, когда ребенок не знал, как играть свою роль. Перед началом игры педагог обсудил с детьми, что представляет собой каждый персонаж, каковы его игровые действия, что он может рассказать о себе.

Например, Мила взяла на себя роль ежа. Но когда девочка подошла к председателю собрания – медведю, она растерялась и смущенно стояла молча.
– Ты еж или ежик? – спрашивает ее учитель.
– Ежик, – отвечает девочка.
– Значит, ты еще маленький, недавно родился и не знаешь, как ежи готовятся к зиме?
Мила кивает головой.
– И настроение у тебя из-за этого вот такое, правда? – Учитель дает девочке картинку, на которой изображен плачущий ежик.
Девочка «подхватила» игровую ситуацию, начала передавать «страдания» ежа:
– Ой, помогите, я ежик маленький, бедненький, не знаю, как ежи готовятся к зиме. Ой, замерзну, пропаду!..

Дети поддержали эту линию развития сюжета игры и тут же предложили помощь Миле-ежику...

Можно провести урок-игру по теме «Город и село». Для этой игры-конструирования детям понадобятся рисунки различных объектов села и города (их подготавливает заранее учитель совместно с детьми). Их помещают на двух панно – «Город» и «Село». Каждый участник игры объясняет, почему он поместил этот объект в «Город» или в «Село». Особое внимание нужно уделить объектам, которые необходимо «построить» в любом населенном пункте (школа, детский сад, баня, магазин, парикмахерская, ателье, кинотеатр, библиотека, почта и др.). Используя тексты, помещенные в учебнике, учитель (или хорошо читающие дети) рассказывает, как трудятся в городе и селе, какой труд называют сельским, а какой – городским. Игра может быть проведена в командной форме – тогда каждая команда «построит» и город, и село. Выиграет та команда, чьи архитекторы и строители допустят наименьшее количество ошибок.

Урок творчества

Основной метод обучения: моделирование воображаемой ситуации с целью изменения (творческого преобразования) объекта.

Основной структурный элемент: импровизация (моделирование, конструирование) на заданную тему.

Дополнительные структурные элементы: постановка творческой задачи; анализ воображаемой ситуации и целесообразных средств творческого преобразования объекта; оценка творческой составляющей результата деятельности.

Приведем еще один пример урока в первом классе – урока творчества на тему «Эти разные, разные двери». На этом уроке на основе текста учебника дети придумывают (от лица двери) истории о том, что это за дверь и какие истории с ней произошли.

Сочинялки

Эти разные, разные двери

Слышал ли ты когда-нибудь, как разговаривают двери? Да-да, не удивляйся, многие двери умеют разговаривать, и даже петь.
– Мала я, мала я, – пищит дверца шкафа.
– И я-а, – подпевает дверца буфета.
– Ворч-ворч, дят-дят, ходят, ходят дремать, мешают, – ворчит старая входная дверь.
– Зябну, зябну, совсем зазябну, – жалуется кг литка.
А в твоем доме есть «говорящие» двери?

Выбор того или иного типа урока позволяет педагогу учесть возможности предметного содержания для развития интереса к окружающему миру, формирования устойчивых учебных и предметных умений. Но предложенных характеристик уроков (основной метод обучения, основной структурный элемент, дополнительные структурные элементы) недостаточно для того, чтобы можно было говорить о том, что тот или иной урок максимально активизирует познавательную деятельность младшего школьника.

Об игре, ее логических, творческих задачах как обязательных структурных единицах урока поговорим в следующей лекции.

 


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 240; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!