Характерные проявления детского творчества
Критерии детского творчества | Варианты детских проявлений, реакций, поведения | |||
Интерес к сочинительству, творчеству |
Ребенок постоянно что-то сочиняет, изобретает, придумывает, концентрируется на творческих, созидательных задачах, поглощен самим процессом, что всегда проявляется внешне и имеет яркую эмоциональную выраженность; он постоянно что-то напевает, болтает, комбинирует танцевальные движения, подбирает на детских музыкальных инструментах знакомые мелодии и пытается импровизировать, создает новые мелодии
| |||
Направленность мотивов художественной деятельности и ее результат (относительно новый продукт) |
Помимо самого творческого процесса интерес у ребенка вызывает его результат, он всегда знает, что получится в конце творческого акта (новый музыкальный образ, новая мелодия или песенка, новый танец и т. д.) и с легкостью готов рассказать об этом; еще на этапе рождения замысла у дошкольника появляются представления об окончательном продукте, ребенок как будто бы дирижирует творческим процессом; целостность, последовательность действий в достижении цели отличает ребенка-сочинителя; так же с удовольствием включает он в художественную деятельность других детей | |||
Качество способов творческих действий |
Ребенок-сочинитель прекрасно владеет умением передавать музыкальный образ средствами художественной выразительности, адекватно использует их в передачи образа; он самостоятельно готов изменять, дополнять, комбинировать известные элементы, применять умения в новых условиях, новых ситуациях, предлагать новые варианты решения типовых задач; в совокупности характер умений формирует индивидуальный почерк творческого воплощения, проявляющийся в художественной деятельности. Рисунки, аппликация, лепка, танцевальные движения, игра на детских музыкальных инструментах, пение, игры такого ребенка ярко отличаются от результатов худ. деятельности других детей.
| |||
Качество продукции | Продукцию детей-сочинителей отличает субъективная новизна, которая заключается в открытии ребенком нового для себя (не знал до творческого акта, а теперь знает, имеет представление; никогда не сочинял песенки на знакомые детские стихи, а теперь делает это прекрасно и т. п.); элементарность, простота, неповторимость, разнообразие и изобразительность созданного продукта | |||
Импровизация | Непосредственность детских творческих высказываний и действий ребенка; демонстрация виртуозной легкости владения умениями; импульсивность внезапного творческого озарения в звуках, звуковых экспромтах и сразу в законченном виде | |||
|
|
Руководство детским музыальным творчеством | ||||||
Характер руководства зависит от индиви-уальных собенностей каждого ребенка | Дети нуждаются в детальном показе вариантов возможных творческих действий | Задания даются в эмоциональной форме от простых заданий к сложным | ||||
Используются методы: Ты сможешь! Очень хорошо! Восхищенные слова, взгляд. | Используются формы, побуждающие к запоминанию своих импровизаций. | Индивидуальные творческие задания даются в мл. и ср. возр. группах. | Коллективные творческие задания в старших возрастных группах. |
Создание условий для музыкально-творческого развития детей | ||||||
| ||||||
Дети должны видеть искреннюю увлеченность воспитателя музыкальной искусством. Музыка должна звучать в различных организационных формах. | Воспитатель должен учитывать возрастные возможности муз.–творческого развития своих детей и планировать творч. задания в повседневной жизни д/ сада | |||||
Одним из эффективных средств музыкально-творческого развития являются соревнования или конкурсы: «Кто лучше?», «Чья пара лучше?» | Развлечения, как синтетическая
фора работы с детьми является средством стимулирования детского музыкального творчества | |||||
Пояснение терминов
Импровизация – сочинение музыки во время ее исполнения (перевод с латинского языка – improvises , что означает непредвиденный) | Творчество – означает создание новых по замыслу культурных материальных и духовных ценностей. Творчество бывает индивидуальное и коллективное |
ТЕМА 14. Музыкально-образовательная деятельность
Вопросы дл обсуждения:
1. Значение музыкально-образовательной деятельности в развитии музыкальных способностей, становлении основ музыкальной культуры дошкольников.
2. Содержание музыкально-образовательной деятельности в детском саду.
3. Знания о музыке как средство формирования познавательных способностей детей.
4. Педагогические требования к наглядным пособиям, используемым в работе с дошкольниками.
Литература:
1. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. – М., 2013.
2. Дубровская Е. Ступеньки музыкального развития: пособие для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М., 2003.
|
|
3. Зак А.З., Мадорский Л.Ф.. Музыкальное воспитание ребёнка. – М., 2011.
4. Зимина А.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М., 2010.
5. Радынова О.П., Комиссарова Л.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М., 2011.
6. Сучкова И.М., Головнёва Г.В., Лысова Е.А. Музыкальное развитие детей 2-7 лет. Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» – М., 2011.
Задания для СРС:
1. Каково значение музыкально-образовательной деятельности в развитии музыкальной культуры и музыкальных способностей?
2. Назовите, какие сведения о музыке могут усвоить дети разных возрастных групп.
3. Подобрать музыкально-дидактические игры для детей, направленные на формирование знаний о музыке. Подготовить наглядный материал.
4. Разработать кроссворды, чайнворды, шарады, ребусы, загадки и т.п. для детей старшего дошкольного возраста.
Музыкально-образовательная деятельность | |||||||||||||
Значение музыкально-образовательной деятельности | |||||||||||||
| |||||||||||||
В ДОУ дети не только обучаются практическим музыкальным умениям и навыкам, но и получают необходимые знания о музыке |
|
В процессе приобретения практических умений и навыков дети получают знания о способах музыкальной деятельности | |||||||||||
|
| ||||||||||||
Роль музыкально-образовательной деятельности в развитии музыкальных способностей | |||||||||||||
| |||||||||||||
Развитие ладового чувства (различие эмоц. окраски музыки) предполагает знания того, что содержанием музыки являются чувства, настроения, их смена. С помощью средств муз. выразительности изображения в музыке всегда имеют конкретную эмоциональную окраску. |
| Для формирования музыкально-слуховых представлений важны знания о том, что музыкальные звуки имеют различную высоту. Мелодия складывается из звуков, которые движутся вверх, вниз (постепенно или скачками), повторяются на одной высоте. | |||||||||||
| |||||||||||||
Развитие чувства ритма нуждается в знании того, что музыкальные звуки имеют различную протяженность – бывают долгими и короткими. Они движутся, и их чередование может быть мерным, спокойным или более активным, скачкообразным с езкой сменой коротких и длинных нот. Ритм влияет на хзарактер музыки, жанровую принадлежность. | |||||||||||||
Роль музыкально-образовательной деятельности в формировании основ музыкальной культуры |
| ||||||||||||
|
| ||||||||||||
Для развития эстетических чувств, эмоциональной реакции на музыку, формирование устойчивого интереса к музыке необходима информация педагога о музыке различных стилей, эпох, о жизненном укладе, вкусах, обычаях людей, живших в разные времена | Формирование мотивированной оценки музыкальных произведений помимо накопления слухового опыта предполагает знания о музыке, ее видах (народной, классической, современной, вокальной, инструментальной), композиторах, музыкальных инструментах | ||||||||||||
Музыкально-эстетическое сознание формируется в различных видах музыкальной деятельности. Знания, сведения о музыке даются не сами по себе, а в процессе активной деятельности по ходу, к месту | |||||||||||||
Музыкально-образовательная деятельность | |||||||||
| |||||||||
Знания общего характера |
Специальные знания, связанные с различными видами музыкальной деятельности | ||||||||
Знания общего характера | |||||||||
| |||||||||
Музыка всегда выражает чувства, мысли, как бы повествует о чем-то и поэтому так различна по характеру, настроению | Внимательно вслушиваясь в музыку можно заметить, что она все время изменяется, чередуются сходные и контрастные отрывки, выделяются музыкальные фразы, части | ||||||||
| |||||||||
Музыка «разговаривает» на своем «языке», своими средствами муз. выразительности (мелодия, ритм, тембр, регистр, гармония и др.) | Детям сообщают, что музыку создают композиторы, народ, называют наиболее известных авторов, их произведения | ||||||||
| |||||||||
Роль музыкально-образовательной деятельности в формировании основ музыкальной культуры | |||||||||
| |||||||||
Усваивая понятия о структуре муз. произведений детей учат различать характерные признаки программной музыки, следить за вариационной обработкой народных мелодий
В процессе обучения муз. – ритм. движениям внимание детей обращается на слитность характера музыки и движения, т. е. на то, что бодрому, четкому, быстрому характеру музыки должны соответствовать такого же характера движения. Дети осознанно воспринимают выразительность игрового образа, прямо зависящего от особенностей «музыкального языка» |
Обучаясь пению, ребенок знакомится с характером сольного и хорового звучания. Узнает, что песни исполняются протяжно, отрывисто, напевно, легко; слова произносятся отчетливо, выразительно. Мелодия постоянно развивается: движется вверх – вниз, встречаются звуки высокие, низкие, одинаковые. Звуки отличаются своей протяженностью. Дыхание следует брать бесшумное, не поднимая плеч, по фразам, цепное. | ||||||||
Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети знакомятся с тембровым звучанием; особенностями расположения клавишей, которым соответствуют низкие и высокие звуки
Мы поможем в написании ваших работ! |