Ответственность как добродетель



Итак, ответственность — это добродетель, безответственность — это грех. Но что такое ответственность, и как определить безответственность? Где, в чем критерий их различения? Современный мир болен параличом безответственности, хотя это слово нередко приходится слышать из уст тех же безответственных людей. Этимология слова «ответственность» проста и ясна. Быть ответственным означает отвечать за порученное и исполненное, сполна рассчитываться за совершенное, уметь расплачиваться за пропущенное и добровольно принимать наказание за неверно выполненное, то есть отвечать за свои слова, обещания, поступки.

Быть ответственным означает также отвечать за последствия всех своих решений, своих действий, слов и реакций. Я специально подчеркнул “своих”, а не решений, действий, слов и реакций других людей! Это означает, что мы не несем ответственности за внешние, не зависящие от нас события, за то, что другие делают или говорят нам. Мы не должны отвечать за автомобильную катастрофу или за пожар в нашем доме, случившиеся не по нашей вине, зато несомненно несем ответственность за свою реакцию на эти события. Наша реакция на какое–либо событие влечет за собой ряд действий, и они могут быть весьма различными в зависимости от характера реакции.

Все, что с нами происходит, допускается Богом для того, чтобы помочь нам взять на себя ответственность за собственную жизнь, то есть отвечать за последствия каждого сделанного нами выбора.

Интересна этимология английского слова responsibility — «ответственность». Re означает «возвращение к оригиналу, источнику» Второй слог spons созвучен со словом «спонсор»: тот, кто обязуется обеспечивать, оказывать поддержку и защиту. Третий, ibility, созвучный с ability, означает: «умение, способность, дарование».

Если мы сложим все три части этого слова, то получим очень интересное определение слова ответственность — «возвращение дарования, дарованного вам, источнику». А на языке Евангелия это означает отчетность относительно использования своих способностей и талантов перед Давшим вам эти дарования. Быть ответственным — значит быть в состоянии дать Богу наилучший ответ о нашей жизни.

Как определить, насколько ответственен конкретный человек? По каким критериям можно выделить ответственного человека из общей массы безответственных людей? — По его отношению к выполнению возложенных на него обязанностей. Если человеку поручается какое-то конкретное дело, а он это дело или не доводит до конца, или делает очень халтурно, или перепоручает кому-то, когда ему стало тяжело или просто «надоело», или создает видимость делания, но со временем, иногда очень поздно, обнаруживается, что в принципе дело-то он завалил, — значит, это человек безответственный. Когда Бог дает человеку зерно, Он хочет, чтобы человек вырастил лес, а не вернул ему это зерно обратно. И для этой цели Он вложил в каждого из нас определенные таланты и способности. Притча о талантах (Мф. 25, 14-17) показывает, что Бог — источник наших талантов, даров и способностей. Это Он дает нам наши мечты и указывает наше предназначение. Показывая нам наши цели, Он не хочет, чтобы мы вернули их Ему в том же виде. Он хочет, чтобы мы развивали и использовали способности, которые вложены Им в наше сердце и наш разум. Как сказал один современный богослов в контексте этой притчи: «Даруя нам таланты, Господин хочет, чтобы мы обогатили Его», т.е., преумножая таланты, мы делаем богаче Самого Бога.

Но талантливого человека подстерегают и другие ловушки. В наши дни можно встретить талантливых, одаренных, по-своему удачных и успешных людей, способных многое сделать для других, для общества, и при этом ставящих себя выше других, требующих для себя каких-то особых условий. Эти люди, сознавая свою исключительность, позволяют себе опаздывать на работу, на встречу, и при этом они всегда находят себе оправдания. Есть люди, считающие себя очень верующими, духовными, и при этом совершенно небрежно относящиеся к своим повседневным христианским обязанностям.

Безответственность проявляется в мелочах. Если человек легко поддается на уговоры оставить работу и пойти пообедать, не дожидаясь обеденного перерыва, он заражен духом безответственности. Если рабочий день начался, а человек уже мечтает о чашке кофе или чая,— у него неправильное устроение души. Если вместо того, чтобы работать, он сидит и читает газеты, его разумом завладел дух безответственности.

Приведем еще пример безответственности — люди, которые очень легко чем-то увлекаются, втягивают в это дело других, а потом бросают начатое, оправдывая себя тем, что продолжать дальше им неинтересно.

Ответственным будет любое поведение, которое совершается сознательно и свободно. Поэтому ответственный человек — тот, кто способен ответить за свой поступок, то есть дать объяснение тому, что он совершил. Мы называем ответственным человека, который в своих действиях учитывает не только свои ценности, но и уважает ценности других людей, кто может ответить за последствия совершаемого им.

Некоторые наши современники уверенно говорят: “Я отвечаю только перед самим собой”. Однако христианин несет ответственность не только перед собой, но и перед ближними, и перед Богом. Перед Ним мы должны ответить за те решения, которые мы принимаем, за исполнение жизненного предназначения, возложенного Творцом на каждого из нас.

Хаос и неразбериха современной жизни, развал семей, общественных институтов, дискредитированные по вине «человеческого фактора» высокие идеи — все это – следствия утраты ответственности. Переставая отвечать за содеянное, человек не имеет возможности реально оценить глубину нарушений и характер необходимых исправлений. Вследствие безответственности разрушается его связь с окружающим миром и людьми, обескровливается само содержание жизни в обществе. Самое печальное, что у безответственного человека не хватает смелости и мужества осознать свою безответственность.

Именно те люди, которые очень глубоко поражены болезнью безответственности, читая эти строки, по всей видимости, думают, что это все пишется и говорится совсем не про них и не для них. Возможно, они даже «мотают на ус», какими словами они будут «лечить» от безответственности своих «безответственных» ближних… Но все это — именно про нас с вами, дорогой читатель! «Врач! исцели самого себя» (Лук. 4, 23).

Вспомните вашу жизнь и огромное количество ситуаций, когда вам что-то поручалось: то ли вашим духовником, то ли начальником на работе, то ли в семье.

А, может быть, кто-то обратился к вам за помощью, или, может быть, жена попросила вас что-то купить по дороге домой… Как вы отнеслись к этим просьбам? Возможно, вы не раз слышали в ответ на свои просьбы:

— Прости, мне некогда…

– Ой, прости, я забыл!

Поиск причин, ответов на вопрос: «почему» не было исполнено то или иное порученное дело, и есть оправдание вашей безответственности. Ответственный человек помнит памятью своего сердца человеческую нужду и всем своим существом устремлен на то, чтобы ее покрыть, чтобы послужить ближнему своему.

Ответственность за нашу жизнь мы никогда и ни на кого не можем переложить — ни на врачей, ни на адвокатов, ни на батюшек. Они могут нам помочь лишь как консультанты в определенных сферах нашей жизни. Отвечаем же за свою жизнь мы сами. Никогда не следует уповать на то, что найдется некая вышестоящая земная инстанция, у порога которой наша ответственность заканчивается. Здоровы ли мы, выиграли ли судебный процесс, в порядке ли наши финансовые дела — все это зона нашей ответственности. Специалисты из различных областей нам помогут, но хозяева нашей жизни — мы сами, поскольку Бог доверил прожить ее нам, а не кому–то другому.

Человеку очень важно брать ответственность и за свои достижения. Иногда люди готовы принять на себя ответственность за неудачу, не сваливая при этом вину ни на какие обстоятельства, но не принимают никакой ответственности за свои успехи, не осознают то полезное и ценное, чего удалось достигнуть.

(Игумен Евмений (Перистый) «Духовность как ответственность. От осознания к действиям», http://www.pravmir.ru/duxovnost-kak-otvetstvennost-ot-osoznaniya-k-dejstviyam/)

2.Служение христианина Богу, Отечеству, народу (обществу), семье, собственным интересам. Различные пути исполнения служения. 

Суть служения

Всякое нравственное делание, совершаемое ради Бога, ради Церкви и ради людей, совершается неизбежно в том порядке, который в Евангелии называется замечательным словом - служение. Если жизнь и делание совершается у человека не по нравственному принципу служения, оно совершается неправильно, и жизнь христианская не складывается. Делание в порядке служения совершается доброхотно; это закон, который предлагается апостолом. Многие могли бы согласиться, что делание в порядке служения необходимо, но что можно с собой поделать, если доброй охоты нет? Святой апостол Павел предлагает идеальный закон, действующий на твёрдых основаниях принятого христианского сознания и практики. Немногие люди природно склонны к постоянному доброхотному деланию, совершаемому в порядке служения. Если же доброй охоты нет, значит, в начале должен действовать более простой, хотя и трудный принцип - принуждать себя к доброделанию, чтобы потом оно стало естественным свойством духовного организма, чтобы охота к доброму деланию стала естественным свойством нового принципа жизни, принятого под влиянием христианства.

***

Когда человек слышит призывание Бога и, услышав, следует за Богом, он вслушивается и в другие евангельские слова. Одно из них - простое слово Апостола: "Доброхотно дающего любит Бог"(2Кор.9,7). Человек, последовавший за Христом, принявший основания церковной жизни, начинает делание ради Бога, ради Церкви и ради людей. И если такое делание не совершается, т.е. если человек, продолжает жить, в основном, ради себя, это значит, что он ещё не приступил по настоящему к жизни христианской.

***

Апостол Павел, противопоставляя служение человекоугодническое служению Богу, призывает служить именно Богу. Это противопоставление могло бы показаться странным в свете слов другого Апостола - Иоанна Богослова о соотношении о любви к Богу и любви к своему брату. Апостол Иоанн говорит именно о сопоставлении, а не о противопоставлении любви к Богу и любви к людям. О таком сопоставлении, при котором, если нет одного, сравнительно меньшего, то неверным, греховным оказывается и большее, т.е. любовь к Богу. Речь, разумеется, идет о том, что служение ближним должно осуществляться в русле духовного и нравственного служения Богу. Тогда никакого противопоставления нет.

Если же служение ближним осуществляется по каким-то автономным мотивам (тщеславие, профессиональный долг, и проч.), если при этом служении отсутствует Бог в осознании и переживании человека, который даже, кажется, иной раз самоотверженно служит, то он подпадает под суровое слово о человекоугодниках и лицемерах.

Угадать совершенно точно, где находится граница между человекоугодием и подлинным служением в русле духовном, не всегда так уж просто. Это просто лишь в очевидных случаях. А в таких пограничных, промежуточных ситуациях, когда и собственная совесть плохо подсказывает, и интуиция молчит, и в тонких психологических рефлексиях можно запутаться, все совсем не просто.

Но известен верный, хотя и редко используемый критерий того, насколько делание совершается в духе служения Богу. Этот критерий содержится в словах Апостола: "приемлите друг друга, якоже и Христос прият вас во славу Божию"(Рим.15,7). Это приятие, духовная приемлемость сердцем другого лица, приятие бескорыстное, радостное и спокойное, дает служению верный импульс и открывает духовно верные перспективы.

Легче и естественнее производить проверку, того, в каком духе совершается служение, как оно соотносятся с теми высочайшими реальностями, с которыми пришел Христос, - в дни, которые оказываются особо значимыми отметками между минувшим и будущим. И когда соотнесение верно, служение людям совершается в духе божественном, а не по человекоугодию и лицемерию, в том высоком духе, в котором человек может служить на любом месте: матери семейства, врача, педагога, чиновника, даже занимающего немалый государственный пост - на любом месте, - т.е. в соответствии с Христовым служением.

Очень наивно предполагать, что, прочитав несколько книг, уже можно считать себя обладающим подлинным духовным знанием. Для того, чтобы опытное знание стало и словесно отточенным, точным, не совсем неуместным окажется и книжное знание. Не имея опытно узнанных божественных даров, небезопасно и для себя, и для других предлагать кажущееся настоящим духовное знание. Может оказаться, что такое исключительно книжное знание, даже и довольно точное, будет скорее дезориентировать, чем ориентировать людей, так как оно не опытное, не приобретенное духовным трудом и не дарованное Богом, а полученное потребительски, без всякого труда. Подлинное духовное знание, это и материал для проведения подлинно духовной жизни, и условие для проведения такой жизни и требует труда. Жизнь без духовного труда невозможна.

***

Того, кто не желает служить, порою может кольнуть слегка совесть, но всегда найдется и отговорка: а чем я собственно могу служить? Этой отговорки может оказаться достаточно для того, чтобы не служить никогда и никому всю жизнь; для того, чтобы с глубоким презрением и ненавистью относиться к самому принципу служения; для того, чтобы посматривать свысока на тех, кто оказывается готовым к служению. Эта отговорка: чем я могу послужить? - действует априорно так, что никогда не возникает никакого желания по отношению к кому бы то ни было быть в услужении. Порою люди самой жизнью были обязаны совершить дело простого служения, но даже и не видели этих возможностей, а когда встречали тех, кто вместо них, будучи совсем не обязанными, совершали это дело служения, впадали в дикое исступление и злобу и по отношению к человеку, который вместо них занимался этим делом, и по отношению к тому, ради кого это служение совершалось, и даже иногда по отношению к жизни в целом. Так противно было видеть себя хуже тех, кто служит, что порою они даже готовы были делать дела антислужения.

Порочное сердце хочет не служить, а наоборот, повсюду ищет служащих ему. Но тот факт, что мы пришли ко Христу и к Церкви, при всем нашем несовершенстве выражает нашу готовность, может быть очень слабую, может быть почти мнимую, может быть в ничего не значащих порывах, - готовность соглашаться со Христом, а не с теми, кто против Христа. Даже если против Христа оказываются целые народы, предавшие и предающие Его, мы со Христом, потому что сердца наши знают великую и глубокую правду слова Христа, потому что как бы мы ни оказывались мало способными к тому, к чему призывает нас Христос, мы знаем, что правда у Него, а не у Его противников. И мы, даже если не умеем воплотить правду Христову, призывающую нас к этому воплощению, смиренно склоняемся перед этой правдой. И в этом - наше служение.

Служение Христу есть дело очень простое. Оно открывается не в сентиментальной мечтательности, а в любви к Церкви и готовности всегда слышать и делом совершать Евангелие Страшного Суда - "алкал Я, и вы дали Мне есть…, был странником… был болен… и посетили Меня..."(Мф.25,35-36). Эта готовность, когда она находит воплощение, и означает, что мы немощные и бессильные, можем очень много силою укрепляющего нас Иисусу, потому что мы слышим Его.

Главный образ служения - это служение Богу, и это не закрыто ни для кого. Глубокая ошибка - думать, что только священнослужители в алтаре должны служить Богу. А если кто забыл, Евангелие напоминает: "голоден был, и накормили меня, в темнице был, и посетили меня...." Все отношения, все общения во всем пространстве человеческой жизни составляют поле служения. Это становится возможным, когда человек сознает, что не они для него должны жить, а он для них.

Очень верный признак того, что принцип служения начал осуществляться - прекращение обид. Когда человек делает дело своей жизни во славу Божию и ради служения, он не о себе думает, а о своем деле, о служении. И в таком случае обижаться бессмысленно и нелепо.

Совершать в своей жизни дело служения спасительно для всех, но немногие ищут этого, деятельно стремятся к этому, осуществляют в своей жизни. Те многие, кто этого не делают, не стремятся, не ищут - те и не пытаются открыть в себе образ деятельного христианина. И тогда пусть они страшатся того, что окажутся в глазах Бога никто. И тогда пусть начнется поиск - что должно делать, чтобы служить Богу и людям. Это - самое главное, потому что в настоящем служении, не формальном, без тщеславия, без чрезмерной увлеченности осуществляется главная заповедь - заповедь любви. Без любви служить Богу невозможно. Без любви и людям служить невозможно. Это обман и самообман. Служащий всегда любит, а любящий всегда служит. В служении и есть практика любви!

Служение, свобода и любовь.

Слуга Божий - это тот, кто свободно и радостно, самоотверженно и целенаправленно исполняет повеления Божии. Завершая земную жизнь, Христос повелевает Апостолам, собравшимся на последнюю встречу с Ним, идти в мир и проповедовать всем Евангелие Царства Божия. И они пошли и повсюду проповедовали, и слово их утверждалось знамениями, с Божией помощью и Божественным знанием. Главное - они пошли исполнять задание Господа. Это, знаете ли, не то же самое, что преподавание в православной гимназии Закона Божия. Время было другое, но и требование было другое - требование служения. Требование к проповеди как к служению, а к служению, как к проповеди Евангелия Царства. Всякое подлинное служение всегда сколько-то включает элемент проповеди о Царствии Божием. Если кто воспринял принцип служения и свое дело как дело служения, это открывается в его жизни.

Главная нравственная трудность служения состоит в самоотвержении, без самоотвержения служения нет. Самоотвержение не может быть ради чепухи, но только ради истинного и главного, ради Бога и правды Его. Когда имеется искреннее желание делания, а не мечтательное головное ощущение в; когда оно воплощается в делание, то насколько принцип самоотверженной готовности служить главному и лучшему воплощается в жизни, настолько человек и понимает опытным образом, что он служит Богу.

Апостолы пошли проповедовать не только потому, что Господь повелел, хотя это главное. Кто знает, что такое служение, того с толку не собьешь, это не теория. Но кто не знает, для того служение может быть даже противным. И порою, когда он встречается с делом служения, он по злобной зависти готов возненавидеть человека, в котором воплощается этот принцип. Верующий человек, честно при свете совести, взглянув на свою обыденную жизнь, увидит, что в его жизни чрезвычайно мало обретается дела, которое осуществляется на принципе служения. И считая это ненормальным, он кается. Это минимум: не можем делать, как следует, так хотя бы сознавать, плакать, просить прощения, признавая, что самое верное, к чему следует стремиться - это служение. Служение - одно из главных нравственных действий в жизни человека, потому что оно выводит его из индивидуалистического мирка, и заставляет жить для других; служение настоящее есть всегда дело любви.

(Протоиерей Владислав Свешников. Избранное из проповедей, http://www.trisvyat.orthodoxy.ru/slovo-11.php#@1)


3. Свобода и ответственность в христианстве. Личностный характер отношения к Богу. Воля. Совесть. Обожение человеческой природы. Спасение.


«Дерзкой может показаться даже сама мысль, что цель нашей жизни заключается в том, чтобы стать богами по благодати. И однако ни Священное Писание, ни отцы Церкви не скрывают от нас этой цели.

Но многие – вне Церкви и даже внутри её – остаются равнодушными. Они полагают свою цель, в лучшем случае, в нравственном исправлении, чтобы стать лучшими людьми. Но не эту цель указывают нам Евангелие, церковное Предание и святые отцы. Мало только усовершать себя, становиться совестливее, справедливее, целомудреннее, мудрее. Всё это, безусловно, необходимо, но не в этом глубочайший смысл нашей жизни, та конечная цель, для которой наш Творец создал нас. А в чём же? В единении с Богом, в обожении, как истинном единении; не нравственно-внешнем и не сентиментально-надуманном».

(Архим. Георгий (Капсанис)

***

Почему христиане говорят о спасении?

Для чего Христос приходил на землю? Символ веры отвечает предельно четко: “Нас ради человек и нашего ради спасения”. Так в чем же состоит это спасение? Оно уже состоялось или мы его еще только ожидаем? И кого мы причисляем к “нам, человекам” – все человечество, своих единоверцев или каких-то особых, святых людей?

Если спасение – то от чего?

Христиане настаивают на том, что спасение необходимо каждому человеку и что совершается оно во Христе. Но когда разговор заходит о том, что же такое это самое спасение, и кто конкретно спасен, ответы могут быть разными. Хотя все они будут основаны на Библии! Так что же говорит Писание о спасении? Разве оно не дает исчерпывающей информации?

Библия сообщает человеку самое главное, что ему надо знать. Но часто не полностью удовлетворяет его любопытство. Скажем, она говорит, что Христос умер и воскрес, но не уточняет – как именно. Современные врачи, читая описание смерти Христа, предполагают, что причиной ее был разрыв сердца, но это всего лишь догадка; что касается воскресения – это чудо, и точный его механизм неизвестен, да и не нужно нам, если разобраться, знание этого механизма.

Примерно так же обстоит дело и с самой важной темой Библии – спасением. Поэтому рассмотрим сначала простые вопросы – те, на которые Библия дает однозначные ответы – и затем перейдем к вещам спорным.

Каждый из нас знает, что любой человек несовершенен, у него полно недостатков, он совершает множество ошибок. Но вместе с тем, в каждом есть нечто ценное, прекрасное, уникальное. И, наверное, только Библия из всех духовных книг человечества воспринимает каждую грань этого парадокса как нечто абсолютное, предельное. С одной стороны, человек сотворен “по образу и подобию Божьему” (Быт. 1:26). С другой стороны – “лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено” (Иер. 17:9). Как же это получается?

Ответ очень прост – человек обладает свободой воли и может выбирать добро или зло. Бог не делает из человека послушную Ему марионетку, Он предлагает следовать за Собой, но оставляет за человеком право отказать и жить собственным умом: “Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло. Если будешь слушать заповеди Господа Бога твоего… то будешь жить и размножишься, и благословит тебя Господь Бог твой на земле… если же отвратится сердце твое, и не будешь слушать, и заблудишь, и станешь поклоняться иным богам и будешь служить им, то я возвещаю вам сегодня, что вы погибнете и не пробудете долго на земле” (Втор. 30:15-18). Собственно, история Адама и Евы – именно о том, как люди по собственной воле отказались от общения с Богом, разрушив доверие между Ним и собой.

На библейском языке это называется “грех” и имеет самые серьезные последствия. С одной стороны, человек оказывается виноват перед Богом. С другой – вредит самому себе и окружающим. Грех подобен наркотику: он не просто запрещен законом, его употребление меняет что-то в душе и теле самого человека и даже его детей. Тот, кто “сидел” на героине, иногда может, путем титанических усилий, выйти из наркотической зависимости, но он уже никогда не будет таким, каким был до употребления наркотика. И окружающие его – тоже.

Грех как преступление и болезнь

Поэтому христиане говорят не только о личных грехах против Бога и против ближнего, которые совершает каждый из нас, но и о первородном грехе, присущем человечеству в целом. Это та самая неспособность жить в соответствии с собственными принципами, которую так часто нам приходится признавать: вот, хотел как лучше, а получилось… Да, конечно, лично никто из нас не несет ответственности за выбор Адама и Евы, но мы наследуем их природу, искаженную грехом. И если почти сто лет назад наши предки устроили революцию и гражданскую войну, мы можем не соглашаться с их выбором, но мы живем в условиях, сформированных этим выбором, и от этого никуда не деться. Вот так и первые люди решили когда-то жить без Бога, и мы по-прежнему живем в мире, обусловленном их выбором.

Спасение в христианстве понимается как освобождение от власти греха и смерти и вечная жизнь с Богом. Здесь можно задать вопрос: неужели Бог настолько обидчив, что до сих пор не может простить преступление Адама и Евы? Неужели Он не может просто даровать нам эту вечную жизнь, безо всяких условий? Может, разумеется. Представляете? Нас, такими, какие мы есть, всех скопом пускают в рай. Там не надо работать, никто не болеет и не умирает, люди живут вечно и обладают всем, чего только пожелают. Но что это будет за вечность? Разве мы перестанем ссориться и обижать друг друга? Наоборот, у нас будут для этого совершенно неограниченные возможности и неограниченное количество времени. А ведь никакие болезни не сравнятся с той болью, которую постоянно причиняют друг другу люди; никакие стихийные бедствия – с ужасами войн и концлагерей. Вот такая нас ждет вечность, если ничто не положит ей предел. И называется это – “ад”.

А чтобы войти в иную вечность, нам нужно достичь двух вещей: примириться с Богом и другими людьми и преобразиться, чтобы следование добру было для нас радостью. И для этого нам, наверное, нужно обрести некоторую общую Истину, иначе нас ждут войны за маленькие, частные правды, причем нам нужно научиться воплощать эту Истину в своей жизни, а не только абстрактно рассуждать о ней. Вот это все и входит в понятие “спасение”.

Как описать спасение?

Именно поэтому христианство указывает на Христа как на единственный Источник спасения. Он был не просто очередным проповедником Истины (таких было немало), он был воплощенной Истиной, Богом и Человеком, Который умер на кресте за наши грехи и воскрес, победив тем самым смерть. Его жертва (смысл этого понятия мы разбирали в прошлом номере журнала) примирила людей с Богом и открыла им возможность преображения. Конечно, нравственно совершенствоваться и упражняться в добродетели можно и без Христа, такой путь знают практически все религии мира, но понятия о совершенстве у каждого свои. К примеру, трое человек совершают подвиги в одной и той же стране, Индии: йог уходит в лес и неделями медитирует там в неудобной позе почти без пищи; Ганди обходит города и призывает к народному единству и ненасильственному сопротивлению колонизаторам; а мать Тереза организует приюты для брошенных младенцев и тех, кто умирает на улицах. Это великие, но очень разные подвиги – где же встретиться этим людям?

Христос и есть та самая точка встречи для верующих в Него, среди которых тоже встречаются и аскеты-затворники, и общественные деятели, и благотворители – да кто угодно. Но свои поступки они стремятся направить на то, чтобы раскрыть образ Божий в себе и в ближнем, уподобиться Христу. Каждый, кто верует в Него, идет своей дорогой, но направлены все дороги к одному Центру, и потому они сближаются.

Спасение неизбежно приходится описывать в образах и метафорах. Влюбленные, описывая свои чувства, тоже говорят о звездах и цветах, а не об эндорфинах и прочих объективных явлениях. Так и со спасением: Библия много говорит о нем, но не раскрывает механизма. Поэтому у богословов последующих времен неизменно появлялось желание уточнить: как именно совершается спасение.

Одни делали упор на наказании за наши грехи, которое добровольно принял на Себя Христос и тем самым избавил нас от вины; другие – на том обстоятельстве, что Он принял на Себя нашу человеческую природу и тем самым позволил нам приблизиться к природе божественной. Эти два объяснения иногда еще называют “юридической” и “органической” теориями спасения. На самом деле они описывают две стороны одного и того же явления, и до тех пор, пока ни одна из них не абсолютизируется, они обе правы. В самом деле, чтобы примириться с Богом и ближним, нам сначала нужно получить прощение, а затем преобразиться.

Билет забронирован?

Но гораздо важнее для нас другой вопрос – а кто, собственно, был спасен? И на него Библия дает, на первый взгляд, разные ответы. Некоторые выражения звучат так, что Христос по воле Божьей спас все человечество. Например: “…это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех” (1Тим. 2:3-6). Или: “Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию” (2Пет. 3:9).

Но есть и другие цитаты, из которых можно заключить, что Христос спас лишь некоторых, тех, кто изначально был предназначен ко спасению, тогда как всех остальных людей ждет вечная гибель. Например: “Язычники, слыша это, радовались и прославляли слово Господне, и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни” (Деян. 13:48). Или: “…помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего… кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает. Ты скажешь мне: “За что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?” А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: “Зачем ты меня так сделал?” Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?” (Рим. 9:16-21).

Такое избирательное понимание спасения, действительно, характерно для некоторых христианских конфессий. Наиболее последовательно оно излагается в учении Кальвина: Бог сам выбрал тех, кого Он спасет, остальные погибнут; такова Его воля, и вопросы здесь неуместны. Но православию это мнение чуждо, потому что так умаляется или вовсе отрицается свобода человеческой воли. Если Бог изначально решил, что Иван и Мария спасутся, а Петр и Татьяна нет, то, собственно, они ничем не отличаются от подопытных кроликов, одних из которых зарежут, а других оставят жить, никого ни о чем не спрашивая. Это плохо вяжется с тем, что мы узнаем о Господе из Писания и Предания Церкви. Например, в Великую Субботу (перед Пасхой) Церковь поет: “На землю сшел еси, Господи, да спасеши Адама, и на земли не обретох сего, Владыко, даже до ада снизшел еси ищай”, – то есть, желая спасти Адама, Господь, не найдя его на земле, спустился в ад. Можно ли поверить, что при этом Он хладнокровно отправил в этот самый ад половину (если не большинство) человечества, не оставив им малейшего шанса?

Нет. По-видимому, даже там, где Писание говорит об избранничестве, речь не идет о “закрытых списках”. В число избранных может войти каждый человек, неслучайно на пир из евангельской притчи пригласили всех. Просто не все приняли приглашение. А некоторые из тех, кто принял, не отнеслись к нему серьезно и даже не потрудились переодеться во что-то приличное. И те, и другие сами лишили себя приглашения.

Итак, мы уже спасены Христом. Каждый из нас. Но нам еще предстоит принять это спасение. Можно сказать, что билет на поезд в Царствие Небесное каждому из нас забронирован. Но надо собраться в дорогу, не полениться прийти на вокзал, получить билет в кассе, найти свой вагон, суметь не отстать от поезда… Те, кому действительно нужно ехать, наверняка позаботятся обо всем заранее, придут задолго до отправления. А те, кто застрянет за кружкой пива в станционном буфете – значит, не очень-то и хотели. Силком туда никого не потащат.

Апостол Павел говорит об этом такими словами: “Со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению” (Флп. 2:12-13); “ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять” (Еф. 2:8-10). Все эти добрые дела очень важны, они есть проявление нашей веры на практике, “вера без дел мертва” (Иак. 2:17), но спасают нас ни в коем случае не они (да и откуда нам их столько взять?), а Господь. Даже сами эти добрые дела, даже одно желание их творить – и те от Господа. Согласие с этим желанием, исполнение его есть наш ответ на Его дар, наша благодарность, наше принятие этого дара. Свидетельство нашей веры.

Отсюда следует один очень важный вывод. На вопрос “спасен ли я?” верующий может ответить “уже да, но еще не до конца”. То есть Христос уже сделал все, что было нужно для моего спасения, я могу быть уверен в Нем. Но я не могу быть уверен в себе, каждый день моей жизни – это множество шагов: либо к Нему, либо прочь от Него. Я могу только надеяться, что итогом моей жизни будет окончательное соединение с Ним, но я не могу, как делают некоторые не в меру ретивые протестантские проповедники, утверждать, что теперь спасение “лежит у меня в кармане”, и я раздаю его, кому пожелаю.

А как же остальные?

Но если спасение совершается только Христом и принимается нами через веру, то что же – все, кто не были христианами (да еще в правильной церкви, добавят некоторые), обречены, и у них нет ни малейшего шанса? Хорошо ли будет праведникам смотреть с небес, как мучаются в аду их родные и близкие? А как же те, кто вообще никогда не слышал о Христе? Такой вопрос нередко можно услышать.

Во-первых и в главных: спасение – это таинство, его совершает Господь, и нам просто не дано знать, кто и как будет спасен. Библия обращается к нам самим, объясняя, как мы можем его достигнуть, но нигде не говорит, что больше его не достигнет никто. В православной традиции есть замечательная икона “Сошествие во ад”. Она изображает Христа, сошедшего между смертью и воскресением в ад, чтобы вывести оттуда Адама с Евой и множество других персонажей Ветхого Завета. Об этом говорится и в Библии: “Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал” (1Пет. 3:19). Напрямую это нигде не сказано, но можно представить себе, что эту проповедь слышали не только те, кто умер к моменту крестной смерти, но и вообще все люди, не знавшие Христа при жизни. Может быть, в их число входят и те, кто слышал слова о Христе, но не встретил в жизни ни одного подлинного христианина – а таких у нас довольно много. Но, еще раз повторю, мы ничего не знаем об этом достоверно.

Но можно быть уверенным, что Господь, сошедший на землю ради нашего спасения, не оставит без помощи людей, которым просто не повезло с местом и временем рождения. А как это произойдет, мы можем спокойно оставить на Его усмотрение. Нам важно знать то, что касается именно нас, и помнить о тех, кому именно мы должны успеть рассказать, а главное – показать Христа.

И все же нельзя забывать, что возможность вечной гибели стоит перед каждым из нас, поскольку Бог уважает свободу воли. Замечательная современная книга, написанная на эту тему, – “Расторжение брака” К. С. Льюиса. Ее герою приснился сон про обитателей “преддверия ада”. Они, если пожелают, могут отправиться на экскурсию в “преддверие рая” и даже остаться там. Некоторые из них действительно едут посмотреть, там их радостно встречают те, кого они знали на земле. Их готовы принять, от них требуется только одно – примириться, простить былые обиды и начать трудное восхождение от своего болезненного замкнутого “я” к свободе богопознания и богообщения. Но мало кто из них готов к такому повороту… Большинство предпочитает вернуться в свой ад, скроенный по их мерке, где каждый варится в соку собственных страстей и обид. “Двери ада, – пишет Льюис, – заперты изнутри”. И он существует, пока хотя бы один человек говорит Богу “нет”.

Поэтому самое важное для нас – чтобы сама наша жизнь говорила Ему “да”. А в остальном можно положиться на Него, уж Он-то не подведет!

(Андрей Десницкий «О спасении», журнал «Фома»)

4. Православная культура о природе мужчины и женщины, их взаимоотношениях. Семья, род, народ в православной культуре. Брак и семья в православной культуре. Образ семьи, как малой Церкви. Верность. Любовь. Взаимные обязанности и права членов семьи.

 

Мужчина и женщина: отношения в православной традиции

Мы продолжаем серию публикаций отрывков из книги греческого священника Георгия Домбарáкиса* «Связи и отношения», перевод которых выполнен монахиней Екатериной специально для портала Матроны.РУ. Сегодня мы поговорим об отношениях мужчины и женщины в русле православной традиции.

В Православной Церкви тема взаимоотношений мужчины и женщины является жизненно важной и определяющей для человека, поскольку от той позиции, которую он будет занимать по данному вопросу, зависит вся его жизнь — станет ли он создавать семью или выберет девство во Христе.

Вопрос о взаимоотношении полов начинает сильно занимать человека в подростковом возрасте, поскольку юному человеку его с особенной силой задаёт сама природа. К сожалению, эта тема, к которой необходимо спокойное и серьёзное отношение, часто сильно извращается, и в результате начинают появляться неестественные, патологические трактовки, что может привести и нередко приводит людей к болезненному психическому состоянию.

По воспоминаниям духовных чад, старец Порфирий в том, что касалось серьёзной и тонкой темы взаимоотношений мужчины и женщины, был отечески рассудительным. Никто не мог бы дать ему определение «строгого» или «снисходительного», поскольку он был просто справедливым. Его келию посещали люди или запуганные теми, кто придерживается излишне консервативных взглядов, или же сломленные опытом «дерзновенных» новаторов.

Старец Порфирий всех окружал одинаковой любовью, для каждой души он находил подходящее лекарство: «Приходят ко мне иногда мальчики и девочки. Бедные дети, чего они только не успели попробовать, все плотские грехи. И всё же я их люблю». Старец боролся с грехом, любя грешника и помогая ему осознать как ответственность за свои падения, так и возможность освободиться от них и от вины, через покаяние и жизнь во Христе. Он хотел направить человека к новой жизни, а не мучить его душу воспоминаниями о прежней.

Точки зрения, которые не принимаются христианством

«Свободные отношения»

В наши дни «свобода» во взаимоотношениях между мужчинами и женщинами составляет первую крайность, которую не принимает наша вера. К сожалению, для большинства современных юношей и девушек лёгкость в завязывании отношений с противоположным полом составляет нечто совершенно естественное и само собой разумеющееся. Многими отсутствие у них парня или девушки воспринимается как какая-то «ненормальность», патология. Разумеется, речь здесь идёт не о дружеских отношениях и совместном дружеском времяпрепровождении. Имеется в виду, главным образом, то, что и сама молодёжь подразумевает в данном случае, а именно развитие «особенных» отношений с каким-либо лицом другого пола, вершиной которых часто считается плотская связь друг с другом.

Предпосылкой к «свободным отношениям» считается безответственное отношение человека одного пола к человеку другого пола. В такой «свободе» нет серьёзности, которая бы позволила молодому человеку или девушке увидеть во взаимоотношениях мужчины и женщины нечто святое, от чего зависит в большой степени их дальнейшее психическое и телесное равновесие. Вот и получается, что молодёжь во многом руководствуется поверхностной сентиментальностью, которая в итоге приводит к многочисленным падениям и постоянной смене партнёров.

Несмотря на то, что эта «свобода отношений» является одним из признаком той жажды истинной любви, которая кроется в юных людях, она в результате принимает форму «болезненной любви» и подпитывается эгоизмом.

Политика запретов

Приверженность к запретам и устрашениям — это «второй конец» той «палки», на «первом конце» которой находятся свободные отношения. Сторонники запретов утверждают и пытаются убедить молодёжь, будто бы любые отношения между мужчиной и женщиной — это «страшно и ужасно», тем самым искажая и извращая то, что является одним из самых священных и прекрасных даров Бога человеку: влечение мужчины к женщине и женщины к мужчине. В результате в юных умах и душах складывается нездоровое отношение к данной теме, что впоследствии препятствует им установить полноценные и зрелые взаимоотношения, создать крепкую семью.

Предпосылкой к подобного рода «сексоцентрической этике» является демонизация всего эротического, что есть в человеке. Приверженцы такой позиции объявляют грехом связь между полами и влечение мужчины и женщины друг к другу. Эти люди, не умея правильно и с любовью относиться к Богу, не могут усмотреть любовь и Божественную искру во взаимоотношениях с ближними и особенно с людьми противоположного пола.

Христианский подход: освящённые отношения

Жизненный путь христианина — выберет ли он благословенный брак или девство и полное посвящение себя Христу — предполагает уверенность человека в святости взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Святой Иоанн Златоуст говорит, что «Бог посеял эрос в человеческой природе», а значит, Его воля состоит во влечении полов для создания супружеских взаимоотношений и семьи. Таким образом, согласно христианской православной вере, эта связь не ослабевает и не демонизируется. Наоборот, она приобретает самое высокое возможное положение — «таинство велие», — поскольку соединяется с отношениями Христа и Церкви. Как Христос любит Церковь и приносит Себя в жертву ради Неё, так и муж любит жену и жертвует собой для неё. «Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви»(Ефес. 5:32).

Подобное возведение отношений в Таинство предполагает особое благословение и благодать Христа и Церкви. Встреча мужчины и женщины — настолько важное событие, что требуется особое вмешательство Божие, для того чтобы пара преуспела в своём отныне общем пути создания семьи.

Из этого становится понятным, почему наша Церковь не принимает и не благословляет добрачные близкие телесные отношения — в них нет благословения Божия, и их можно рассматривать как проявление эгоизма и безответственности. Психиатр Theodor Bovet сравнивал добрачные связи с преждевременным срезанием бутона, которому не дали времени расцвести полностью.

Вывод очевиден: правильные взаимоотношения мужчины и женщины Церковь видит лишь в контексте брака. Иначе эти отношения перестают быть понятными, оказываются поверхностными и безответственными, а значит, Церковь не может их принять.

Подходящий возраст

Какой возраст можно считать наиболее подходящим для создания семьи? Психологи, занимающиеся проблемами брака, считают, что для мужчины «идеальный возраст» — это примерно 25 лет, а для женщин — немного меньше. К достижению этого возраста молодые люди обычно достигают определённой зрелости, как физической, так и психологической.

В то же время, неверным можно считать убеждение многих людей, согласно которому, перед тем, как вступать в брак, человеку необходимо полностью устроиться в жизни, с образовательной, профессиональной и социальной точки зрения. Дело в том, что в современном мире нередко этот процесс «устройства в жизни» занимает длительное время, иногда требуется несколько десятилетий, чтобы человек полностью преуспел и раскрылся как личность. К тому же именно брак — это одно из важнейших средств, помогающих человеку стать зрелой и цельной личностью.

В равной степени неверным представляется создавать семью в слишком юном возрасте. У молодого человека или девушки-подростка пока нет необходимой телесной и психологической зрелости. В итоге зачастую такой брак заканчивается разводом.

(По материалам интернет-издания «Матроны.ру», http://www.matrony.ru/muzhchina-i-zhenshhina-otnosheniya-v-pravoslavnoj-tradicii/)

 

***

ПРАВОСЛАВНОЕ ПОНИМАНИЕ ЛЮБВИ И БРАКА И ИХ ПОДМЕНЫ

Православие - это не просто обязанность, которую мы выполняем воскресным утром и о которой забываем, покинув храм; Православие - это образ жизни. А образ жизни включает в себя всю совокупность привычек и взглядов, мыслей и действий: стиль жизни и способ жизни. Для нас, православных, христианство - «хлеб наш насущный». Христианин стремится ко Христу и Его Церкви, а не к идеалам современного мира, которые во многом не соответствуют христианскому образу жизни или искажают его. Особенно это заметно в отношении к семье. Она в первую очередь подверглась тлетворному влиянию секулярного общества, которое исказило любовь и брак.

Сейчас за любовь часто принимают влюбленность, а этого душевного (не духовного) чувства отнюдь недостаточно для подлинной семейной жизни. Влюбленность может сопутствовать любви (впрочем, не обязательно) - но она слишком легко проходит; и что тогда? "На каждом шагу мы имеем случаи, когда люди сходятся в браке, потому что "влюбились" один в другого, но как часто и такие браки бывают непрочны! Часто такую влюбленность называют "физиологической". Когда "физиологическая влюбленность" стихает, люди, сошедшиеся в браке, либо нарушают верность, сохраняя внешние брачные отношения, либо разводятся" (1).

Как к браку относится Церковь?

Церковь видит в браке тайну любви - любви не только человеческой, но и божественной.

«Брак есть таинство любви» - говорит святитель Иоанн Златоуст и поясняет, что брак является таинством уже потому, что он превышает границы нашего разума, ибо в нем два становятся одним. Называет брачную любовь таинством (sacramentum) и блаженный Августин. С этим неразрывно связан и благодатный характер брачной любви, ибо Господь присутствует там, где люди объединены взаимной любовью (Мф. 18, 20).

О браке как союзе любви говорят и литургические книги Православной Церкви. «О еже ниспослатися им любви совершенней, мирней», читаем мы в последовании обручения. В последовании венчания Церковь молится о даровании брачующимся «друг ко другу любви».

Сама по себе брачная любовь в отношении супругов друг к другу таинственна и имеет оттенок обожания. «Брачная любовь есть сильнейший тип любви. Сильны и другие влечения, но это влечение имеет такую силу, которая никогда не ослабевает. И в будущем веке верные супруги безбоязненно встретятся и будут пребывать вечно со Христом и друг с другом в великой радости»,- пишет Златоуст. Кроме этой стороны брачной любви есть в ней и другая не менее важная.

«Христианская брачная любовь есть не только радость, но и подвиг, и не имеет ничего общего с той «свободной любовью», которая по распространенному легкомысленному взгляду, должна заменить будто бы устаревший институт брака. В любви мы не только получаем другого, но и всецело отдаем себя, и без полной смерти личного эгоизма не может быть и воскресения для новой вышеличной жизни... Христианство признает только любовь, готовую на неограниченные жертвы, только любовь, готовую положить душу за брата, за друга (Ин. 15, 13; 1 Ин. 3, 16 и др.), ибо только через такую любовь отдельный человек возвышается до таинственной жизни Святой Троицы и Церкви. Такова же должна быть и брачная любовь. Христианство не знает иной брачной любви, кроме любви, подобной любви Христа к Своей Церкви, Который предал Себя за нее (Еф. 5, 25.)» (2).

Святитель Иоанн Златоуст в своих вдохновенных проповедях учит, что муж не должен останавливаться ни перед каким мучением и даже смертью, если это нужно для блага жены. «Я считаю тебя драгоценнее души своей», - говорит муж жене у Златоуста.

«Совершенная» брачная любовь, испрашиваемая в чине обручения, есть любовь готовая на самопожертвование и глубокий смысл заключается в том, что в православных храмах в чин венчания входит церковная песнь «Святии мученицы».

Для чего установлен брак?

Брак не есть всего лишь "способ устроения" земного бытия, не есть "утилитарное" средство для продолжения рода - хотя он включает в себя и эти стороны. Прежде всего, брак - это тайна явления еще в этом мире Царства Божия. «Когда святой Апостол Павел называет брак "тайной" (или "таинством", что по-гречески звучит так же), он имеет в виду, что в браке человек не только удовлетворяет потребности своего земного, мирского существования, но и делает шаг на пути к цели, для которой он был сотворен, то есть вступает в Царство вечной жизни. Называя брак "таинством", Апостол утверждает, что брак сохраняется и в Царстве вечности. Муж становится единым существом, единой "плотью" со своей женой, подобно тому, как Сын Божий перестал быть только Богом, стал также и человеком, чтобы Его народ мог стать Его Телом. Вот почему евангельское повествование так часто сравнивает Царство Божие с брачным пиром. (3)

Брак установлен уже в раю, установлен непосредственно Самим Богом. Основной источник церковного учения о браке - Библия - не говорит, что институт брака возник когда-то впоследствии как установление государственное или церковное. Ни Церковь, ни государство не являются источником брака. Напротив, брак есть источник и Церкви и государства. Брак предшествует всем общественным и религиозным организациям. (4)

Первый брак был заключен «Божиею милостью». В первом браке муж и жена являются носителями высшей земной власти, являются суверенами, которым подчинен весь остальной мир (Быт. 1, 28). Семья есть первая форма Церкви, есть «малая церковь», как ее называет Златоуст, и в то же время и источник государства, как организации власти, так как, по Библии, основа всякой власти человека над человеком находится в словах Божиих о власти мужа над женой: он будет господствовать над тобою (Быт. 3, 16). Таким образом, семья - не только малая церковь, но и малое государство. Поэтому отношение Церкви к браку имело характер признания. Эта идея хорошо выражена в евангельском повествовании о браке в Кане Галилейской (Ин. 2, 1-11). Таинство брака она видела не в обряде венчания, а в самом соединении мужа и жены в одно вышеличное существо путем согласия и любви. Поэтому святые отцы часто называют таинством взаимную любовь супругов (например, Златоуст), неразрушимость брака (например, Амвросий Медиоланский, блаженный Августин), но никогда не называют таинством само венчание. Придавая главное значение субъективному фактору брака - согласию, они ставят другой, объективный фактор - форму брака - в зависимость от первого, от воли сторон и самим сторонам дают свободу в выборе формы брака, советуя церковную форму, если для нее нет препятствий. Другими словами, в течение первых девяти веков своей истории Церковь признавала факультативность брачной формы(5).

Как Церковь относится к супружеским отношениям? Человек не есть чисто духовное существо, человек - не ангел. Мы состоим не только из души, но и из тела, материи; и этот материальный элемент нашего бытия не что-то случайное, что можно отбросить. Бог создал человека с душой и телом, то есть одновременно духовным и материальным, именно это соединение духа, души и тела называется в Библии и в Евангелии человеком. "Интимная близость мужа и жены является частью сотворенной Богом человеческой природы, замыслом Божиим о человеческой жизни.

Именно поэтому такое общение не может осуществляться случайно, с кем угодно, ради собственного удовольствия или страсти, но всегда должно быть связано с полной отдачей себя и полной верностью другому, только тогда оно становится источником духовного удовлетворения и радости для любящих" (6) "Ни мужчина, ни женщина не могут быть использованы просто как партнеры для наслаждения, даже если сами они на это согласны... Когда Иисус Христос говорит: "всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем" (Мф.5,28), Он запрещает нам даже в помыслах воспринимать другого человека как объект наслаждения. Ничто не является нечистым само по себе, но все без исключения может стать таковым через недолжное употребление. То же самое может произойти и, увы, сплошь и рядом происходит с высшим Божественным даром человеку - с любовью. И на место святой супружеской любви, естественно включающей в себя и плотские отношения, может встать грязная страсть, жажда обладания. Но ни в коем случае нельзя ставить между ними знак равенства» (7).

Очень важно помнить, что брак - это большой и сложный духовный путь, в котором есть место своему целомудрию, своему воздержанию. Там, где интимная жизнь занимает слишком большое место, там семье угрожает опасность ухода в страстность, и задача семьи, как целостной жизни остается нерешенной... Как только в семье пустеют духовные связи, она неизбежно становится простым половым сожительством, опускаясь иногда до настоящего блуда, принявшего легальную форму.

Выше было сказано, что деторождение не является единственной целью Брака. Но Брак непременно включает в себя (хотя бы потенциально) и эту сторону. И как расцветает, как преображается она в свете подлинно-христианского учения о супружестве! Рождение детей и забота о них в семье являются естественным плодом любви мужа и жены, наибольшим залогом их союза. Муж и жена должны мыслить свои интимные отношения не только как собственное удовлетворение или осуществление полноты жизни личности, но и как участие в приведении в бытие нового существа, новой личности, предназначенной жить вечно.

Интимные отношения не ограничиваются рождением детей, в не меньшей мере они существуют для единства в любви, для взаимного обогащения и радости супругов. Но при всем том высоком значении, которое признает христианство за плотским единением, Церковь всегда безоговорочно отвергала все попытки его "обожествления". Наше время характеризуется попытками освободить плотское внебрачное единение от ассоциаций с грехом, чувством вины и стыда. Все поборники этого "раскрепощения" не понимают, не видят того момента, который, пожалуй, является центральным в христианском видении мира. "Согласно христианскому мировоззрению, природа человека, несмотря на то, что онтологически она является благой, есть природа падшая, и падшая не частично, не так, что некоторые свойства человека остались незатронутыми и чистыми, но во всей своей целокупности... Любовь и похоть - безнадежно смешались, и невозможно отделить и изолировать одно от другого... Именно по этой причине Церковь осуждает, как поистине демонические. те идеи и направления, которые - в различных комбинациях друг с другом - призывают к половому освобождению" (8).

Но способен ли человек в своем теперешнем, падшем состоянии, на истинную, совершенную любовь?

Христианство есть не только заповедь, а откровение и дар любви.

Для того чтобы любовь мужчины и женщины была такой совершенной, как ее сотворил Бог, она должна быть единственной, нерасторжимой, нескончаемой и божественной. Господь не только даровал это установление, но также дает и силу осуществить его в Таинстве христианского брака в Церкви. В нем мужчине и женщине дается возможность стать одним духом и одной плотью.

Высоко учение Христа о подлинном Браке! Поневоле спросишь: да возможно ли такое в жизни? "Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене (т. е. если так высок идеал брака), то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано"

(Мф.19, 1 0-11). Христос как бы так говорит: "Да, идеал брака высок, обязанности мужа к жене тяжелы; не всем этот идеал под силу, не все вмещают слово (учение) Мое о браке, но кому дано, с помощью Божией все же этот идеал достигается". "Лучше не жениться!" Это - как бы невольное восклицание учеников, перед которыми начертаны были обязанности мужа к жене. Пред великостью задачи - преобразить греховное естество – равно трепещет слабый человек, вступает ли он в брак, постригается ли он в монахи. Единство в Божественной любви, которое составляет Царсвто Божие, на земле дается зачаточно и должно быть взращено подвигом. Ибо любовь есть и радость, и умиление, и ликование друг о друге, но любовь тоже есть подвиг: «Друг друга тяготы носите и так исполните закон Христов» (Галл.6,2).

(Доклад архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия на одноименной секции XIV Международных Рождественских образовательных чтений, http://www.pravoslavie.ru/450.html)


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 114; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!