Чем « априори » отличается от « апостериори »? Что именно Кант характеризует как « чистое »?

Философия Иммануила Канта

« Критика чистого разума »

 

I. Исходные принципы критики чистого разума

1. В чем заключается «скандал в философии»? В этом контексте, что такое солипсизм?

«Скандал   в  философии»  –  название того обстоятельства, что  философия, несмотря на свои тысячелетние усилия, не открыла еще никаких положений, кроме нескольких логических аксиом, признаваемых всеми философами в качестве очевидных. Кант, имея в виду идеализм Беркли, называет «скандалом в философии» то, что существует надобность в доказательстве реальности вещей. Феномен перманентного «Скандала в философии» отражает то обстоятельство, что подлинное призвание и промысел философии скорее формулировать корректным и адекватным образом миро- и человеко-постигающие  проблемы, нежели  искать  ответы  на  них.

Дени Дидро, отстаивая материалистические взгляды, сравнивает человека с чувствующим инструментом, по клавишам которого ударяет окружающая природа и сами люди. Человек одновременно и инструмент, и музыкант. Солипсизм — фантазия «сумасшедшего фортепиано», вообразившего, «что оно есть единственное существующее на свете фортепиано и что вся гармония Вселенной происходит в нем. Солипсизм лишает смысла науку и человеческую деятельность вообще, поэтому философы субъективно идеалистической ориентации стремятся уйти от него, для чего допускают существование родового, сверхиндивидуального сознания или Бога.

 

2. Каковы предмет и задачи метафизики?

Метафизика Нового времени вышла из границ проблемного поля, очерченного теологией, и объектом своего исследования сделала природу. Традиционная проблематика философии рассматривается метафизиками Нового времени под углом зрения новой науки, воплощением же научности становится математическое естествознание. Из этого следует, что само знание должно быть абсолютно достоверным. Метафизика Нового времени выдвигает задачу переработать всю традиционную проблематику в духе соответствующей строгости и тем самым возвести метафизику на ступень абсолютной науки. Проблема абсолютной достоверности знания становится основной для новоевропейской философии. Метафизика превращается в метафизику познания.

И. Канта не устраивала догматическая метафизика, забывшая о сути человеческого бытия. Он уловил внутренние проблемы предшествующей метафизики и предпринял попытку ее критического анализа и обоснования другого способа философствования. Заслуга Канта – в признании того, что внутренняя возможность и необходимость метафизики (ее сущность) в основе своей опираются и поддерживаются при помощи изначальной разработки и обостренного сохранения проблемы конечности человеческого бытия. В соответствии с этим понимание бытия и конечности наличного бытия, илисвоего подлинного существования, в книге Канта «Критика чистого разума» проецируется на время как основное определение конечности в человеке. Метафизику Кант считал завершением культуры человеческого разума. Для него предметы метафизики, математики и естествознания совершенно различны. Он ввел разделение метафизики наметафизику природы иметафизику нравов. Кант считал, что метафизика как познание запредельной реальности является в основе своей ложной, да и в сущности, ненужной и лишь по видимости выражает действительные метафизические потребности человеческого существа.

Задача метафизики состоит в том, чтобы выявить элементарные понятия человеческого мышления.

 

В чем заключается программа « критицизма »? Что Кант понимает под « догматизмом » в метафизике ?

Если рассматривать «Критику чистого разума», анализируя только элементы теоретической философии, то можно сказать, что эта работа совмещает в себе два эпистемологических проекта: 1) негативную программу ограничения человеческих познаний сферой возможного опыта, предметами чувств и 2 ) позитивную программу обоснования возможности априорного синтетического познания в этой сфере.

Следует отметить, что понятие «критика» в системе «критической» философии Канта весьма многозначно, что определяется многообразием отвергаемых им философских воззрений, хотя и имеющих, по его мнению, общий знаменатель - «догматизм». «Догматизм» в понимании Канта «есть догматический метод чистого разума без предварительной критики способности самого чистого разума».

 

Чем « априори » отличается от « апостериори »? Что именно Кант характеризует как « чистое »?

Априори - это знание, которое получено непосредственно до опыта и вне зависимости от него. Априорное знание является первичным и предшествующим опыту, так как оно заранее известное. Идея априорного знания неразрывно связана с представлением в внутренних источниках активности мышления человека.

Апостеориори - это знание, которое получено непосредственно от приобретенного опыта (знание, противоположное априори)
Знание, которое базируется лишь на чувственном восприятии не является истинным. Для приобретения всеобщего и необходимого характера апостериорного знания нужно подвести чувственный опыт под определенные априорные формы знания, вследствие чего можно познать и особые законы "восприимчивых" наук. С позиции И. Канта, математика является примером знания априори, в то время как физика - апостериорное знание.
Данные две категории могут соотносится, как чувственное и рациональное познание. Одно базируется на эмпирическом восприятии, а другое – на познании посредством разума.

По Канту: «Я называю чистыми(в трансцендентальном смысле) все представления, в которых нет ничего, что принадлежит к ощущению». Чистое наглядное представление по сути является только формой, так же как чистое понятие - только формой мышления. «Следовательно, чистое наглядное представление содержит в себе только форму, под которой что-либо наглядно представляется, а чистое понятие содержит в себе только форму мышления о предмете вообще». Чистое – теоретическое. Чистый разум – теоретический разум; практический разум – моральное сознание. Чистыми называются те знания, к которым совершенно не примешивается ничто эмпирическое.


5. Что такое трансцедентальная философия? Каков ее предмет?

Трансцендентальная философия, с точки зрения Канта, это система всех рассудочных понятий и принципов, поскольку они связаны с предметами, которые даны нам чувственно и благодаря этому могут быть подтверждены опытом.

Предмет ТФ (по Канту): знание (объективные представления в форме суждений), полученное в результате познания и посредством некоторого (человеческого) способа познания, специфической чертой которого выступает наличие априорной составляющей и основной проблемой которого выступает соответствие наших представлений и предметов

Проще: априорные знания или объективные представления/суждения, которые представлены  на "экране" сознания посредством «линзы» сознания.

 

6. Чем отличаются аналитические и синтетические суждения друг от друга?

Откуда бы суждения ни брали свое начало и какую бы логическую форму они не имели, они различаются по содержанию. В силу эго они бывают аналитические - лишь поясняющими и не прибавляют ничего к содержанию познания - или синтетическими - расширяющими и умножают данное познание.

Аналитические суждения высказывают в предикате только то, что уже действительно мыслилось в понятии субъекта, хотя не стольясно и не с равным сознанием. (Когда я говорю: все тела протяженны, я нисколько не расширяю своего понятия о теле, а только разлагаю его, так как протяженность действительно мыслилась относительно этого понятия еще до суждения, хотя и не была ясно высказана; это суждение, таким образом, аналитическое. Напротив, положение «некоторые тела имеют тяжесть» содержит в предикате нечто такое, что в общем понятии о теле действительно еще не мыслится; следовательно, это положение умножает мое познание, кое-что прибавляя к моему понятию, и поэтому оно должно называться синтетическим суждением). Все эмпирические суждения, как таковые, синтетические.   Слайд 4

 

7. Назовите главный вопрос «Критики чистого разума».

Основной вопрос «Критики чистого разума»: возможна ли метафизика (то, что за природой) как наука? Метафизика если и может существовать, то только в качестве критики чистого разума

 

8. Как соотносятся трансцедентальные эстетика, логика и диалектика?  Как эти науки связаны с различением чувства, рассудка и разума? С проблемой обоснования каких наук связаны эти философские дисциплины?

Трансцендентальная эстетика изучает чувственность и ее законы. Есть две формы чувственности, или чис­того созерцания: пространство и время. Геометрия и математика, считает Кант, своим фундаментом имеют не содержание, а форму, их основа заключается в "чистом созерцании пространства и времени".

Трансцендентальная аналитика изучает рассудок и его законы, априорные формы рассудочного познания. Следует за Т.эстетикой. После того, как объекты обретают чувственную данность, они обдумываются. Если без чувственности нет никакого объекта, то без рассудка ничто не может мыслимо. Мысли без созерцания пусты, созерцания без мыслей слепы. Познание рождается в союзе рассудка и чувств.

Трансцендентальная диалектика изучает разум и его структуры. Разум в общем смысле есть способность к познанию вообще. Разум — это рассудок, выхо­дящий за горизонт возможного опыта .

 

 

II.  Трансцендентальная эстетика

9. Что такое «вещь сама по себе» (вещь-в-себе) и «вещь для нас» (явление, феномен)?

«Вещь сама по себе» (ноумен) – то, что существует само по себе; то, что непознаваемо; вещь как таковая вне зависимости от нашего восприятия; объект умопостигаемый.

«Вещь для нас» (феномен, явление) – то, что мы видим; то, как реально существующее представляется нам; объект чувственно воспринимаемый; предмет возможного опыта в доступных нам априорных формах чувственного созерцания.

 

10. Что такое априорные формы чувственности? Субъективны или объективны пространство и время?

Априорными формами чувственности являются чистые созерцания, с помощью которых многообразные, разрозненные и не всегда отчетливые восприятия приобретают всеобщую объективную значимость.

В трансцендентальной эстетике мы изолируем чувственность, во-первых, от понятий рассудка, а во-вторых, от всего, что принадлежит ощущениям, «так чтобы осталось только чистое созерцание и одна лишь форма явлений» – единственное, что может быть нам дано чувственностью априори. Кант выделяет две априорных формы чувственности: пространство и время. Пространство есть форма внешнего чувства, время – внутреннего.

Пространство и время не есть эмпирические понятия, выводимые из опыта, т.к. сам опыт становится возможным, прежде всего благодаря представлению о пространстве и времени. Пространство и время – необходимые априорные представления, лежащие в основе всех созерцаний. Мы никогда не можем представить себе отсутствие пространства или времени, но вполне можем представить отсутствие предметов в пространстве или явлений во времени. Пространство и время – условия возможности явлений.

Пространство и время не являются дискурсивными понятиями. Понятия – это всегда частичные представления, их можно дополнить, конкретизировать. А пространство и время всеохватны и едины. Поэтому они суть лишь чистые формы чувственного созерцания.

Пространство и время – субъективные условия чувственности, сами по себе вне субъекта они есть ничто. Тем не менее, относительно всех явлений, т.е. в отношении всех вещей, которые могут встретиться в опыте, они необходимым образом объективны. Таким образом, Кант сохраняет эмпирическую реальность пространства и времени, хотя признаёт их трансцендентальную идеальность.

 

 


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 1028; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!