ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ЛОГИКА (АНАЛИТИКА)



Система трансцендентального идеализма Канта

 

ИСХОДНЫЕ ПРИНЦИПЫ

· Наш век есть подлинный век критики, которой должно подчиняться все. Такой суд есть не что иное, как критика самого чистого разума, критика способности разума вообще в отношении всех знаний, к которым он может стремиться независимо от всякого опыта.

· Коперниковский переворот. Если предметы (как объекты чувств) согласуются с нашей способностью к созерцанию, то я вполне представляю себе возможность априорного знания.

· Нельзя не признать скандалом для философии и общечеловеческого разума необходимость принимать лишь на веру существование вещей вне нас и невозможность противопоставить какое бы то ни было удовлетворительное доказательство этого существования.

· Мы будем называть априорными знания, безусловно независимые от всякого опыта. Им противоположны эмпирические знания, или знания, возможные только посредством опыта. Из априорных знаний чистыми называются те знания, к которым совершенно не примешивается ничто эмпирическое.

· Если имеется положение, которое мыслится вместе с его необходимостью, то это априорное суждение. Опыт никогда не дает своим суждениям истинной или строгой всеобщности, он сообщает им только условную и сравнительную всеобщность (посредством индукции). Если какое-нибудь суждение мыслится как строго всеобщее, то оно не выведено из опыта, а есть безусловно априорное суждение. Человеческое знание действительно содержит чистые априорные суждения.

· Неизбежные проблемы самого чистого разума суть бог, свобода и бессмертие. А наука, конечная цель которой с помощью всех своих средств добиться лишь решения этих проблем, называется метафизикой.

· Аналитические суждения — это те (утвердительные) суждения, в которых связь предиката с субъектом мыслится через тождество, а те суждения, в которых эта связь мыслится без тождества, должны называться синтетическими. Первые – поясняющими, а вторые — расширяющие. Конечная цель всего нашего спекулятивного априорного знания зиждется именно на синтетических основоположениях. Аналитические суждения в высшей степени важны и необходимы лишь для того, чтобы приобрести отчетливость понятий, требующуюся для достоверного и широкого синтеза.

· Все математические суждения синтетические. Точно так же ни одно основоположение чистой геометрии не есть аналитическое суждение.

· Истинная же задача чистого разума заключается в следующем вопросе: как возможны априорные синтетические суждения? Прочность или шаткость метафизики зависит от решения этой задачи или от удовлетворительного доказательства того, что вообще невозможно объяснить эту задачу.

· Критика разума необходимо приводит в конце концов к науке; наоборот, догматическое применение разума без критики приводит к скептицизму.

· Из всего сказанного вытекает идея особой науки, которую можно назвать критикой чистого разума. Разум есть способность, дающая нам принципы априорного знания. Трансцендентальное –  всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным a priori. Система таких понятий называлась бы трансцендентальной философией.

 

 

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ЭСТЕТИКА

· Способность (восприимчивость) получать представления тем способом, каким предметы воздействуют на нас, называется чувственностью. Посредством чувственности предметы нам даются, и только она доставляет нам созерцания; мыслятся же предметы рассудком, из рассудка возникают понятия. Всякое мышление должно прямо или косвенно иметь отношение к созерцаниям.

· То в явлении, что соответствует ощущениям, - его материя, а то, благодаря чему многообразное в явлении может быть упорядочено определенным образом, - форма явления.

· Наука о всех априорных принципах чувственности – трансцендентальная эстетика. Наука, содержащая принципы чистого мышления, – трансцендентальная  логика.

· Первоначальное представление о пространстве есть априорное созерцание, а не понятие. Время есть лишь субъективное условие человеческого созерцания и само по себе, вне субъекта, есть ничто. Время объективно значимо для всех предметов, которые когда-либо могут быть даны нашим чувствам. В этом состоит трансцендентальная идеальность времени. У времени есть эмпирическая реальность как условие всякого нашего опыта, но нельзя за ним признать абсолютную реальность. Пространство и время, вместе взятые, суть чистые формы всякого чувственного созерцания. Благодаря этому возможны априорные синтетические положения. Пространство и время суть чистые формы восприятия, а ощущение вообще есть его материя. Пространство и время мы можем познавать только a priori. Они называются чистым созерцанием; ощущения же суть то в нашем познании, они называются апостериорным познанием, т. е. эмпирическим созерцанием.

 

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ЛОГИКА (АНАЛИТИКА)

· Созерцания и понятия суть начала всякого нашего познания. Бывают или чистыми, или эмпирическими. Эмпирическими — когда в них содержится ощущение; чистыми — когда к представлению не примешиваются никакие ощущения. Ощущения можно назвать материей чувственного знания. Чистое созерцание заключает в себе только форму, чистое понятие — только форму мышления о предмете вообще. Только чистые созерцания или чистые понятия могут быть априорными, эмпирические же могут быть только апостериорными.

· Восприимчивость нашей души, т.е. способность ее получать представления, поскольку она каким-то образом подвергается воздействию, – это чувственность. Способность же мыслить предмет чувственного созерцания есть рассудок. Ни одну из этих способностей нельзя предпочесть другой. Эти две способности не могут выполнять функции друг друга. Поэтому мы различаем эстетику – науку о правилах чувственности и логику – науку о правилах рассудка.

· Всеобщим критерием истины был бы лишь такой критерий, который был бы правилен в отношении всех знаний, безразлично, каковы их предметы. Но пользуясь таким критерием, мы отвлекаемся от всякого содержания знания. Поэтому требовать всеобщего признака истинности знания в отношении материи нельзя.

· Часть трансцендентальной логики, излагающая начала чистого рассудочного знания, и принципы, без которых нельзя мыслить ни один предмет, есть трансцендентальная аналитика и вместе с тем логика истины. Трансцендентальная аналитика должна быть только каноном оценки эмпирического применения (рассудка). Рассудок не есть способность созерцания. Существует лишь один способ познания - познание через понятия.

· Рассудок есть способность составлять суждения. Рассудок есть способность мыслить. Мышление есть познание через понятия.

· Под синтезом в самом широком смысле я разумею присоединение различных представлений друг к другу и понимание их многообразия в едином акте познания. Такой синтез называется чистым, если многообразное дано a priori. Задача свести этот синтез к понятиям есть функция рассудка.

· Таблица категорий

Категории количества: единство, множественность, целокупность

Категории качества: реальность, отрицание, ограничение

Категории отношения: присущность и самостоятельное существование,  причинность и зависимость, общение.

Категории модальности: возможность — невозможность, существование — несуществование, необходимость — случайность.

· Трансцендентальное единство апперцепции есть то единство, благодаря которому все данное в созерцании многообразное объединяется в понятие об объекте. Поэтому оно называется объективным,

· Мыслить себе предмет и познавать предмет не есть одно и то же. Только отнесение к предметам чувств превращает понятие о предмете в знание. Категории посредством созерцания доставляют нам знание о вещах только через их возможное применение к эмпирическому созерцанию. Они служат только для возможности эмпирического знания, которое называется опытом. Категории применяются для познания вещей, поскольку эти вещи рассматриваются как предметы возможного опыта.


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 330; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!