ВОСПРИЯТИЕ ВЫСОКОГО И НИЗКОГО ГОЛОСА
Занятие № 15
Раздел: «Культура и техника речи»
Тема: «Тембр голоса. Ритм – особенности художественной речи».
Голос - это индивидуальная характеристика человека, такая же уникальная, как и отпечатки пальцев.
Всякая речь обычно представляется как последовательность слов, составленных вместе. Из букв алфавита можно составить бесконечное количество словосочетаний, фраз и предложений. Однако назвать речь просто беспристрастной передачей информации будет явным искажением этого явления.
Заметьте, например, что одни и те же слова, произнесенные в разном порядке, с разными паузами и в разных стилях, в итоге могут дать совершенно иной и даже противоположный смысл. Речь — нечто большее, чем передача сведений. Важнее всего то, что помимо говорящего субъекта у речи есть субъект воспринимающий. И для нас слушающий человек будет на первом месте. Именно о нем мы будем заботиться, когда начнем говорить.
К вокальным характеристикам речи относятся:
- темп;
- громкость;
- высота;
- тембр
- интонация.
Эти характеристики в совокупности и образуют ту неповторимую «мелодию», которую слышит ваш партнер по телефонным разговорам. Рассмотрим их по порядку.
ТЕМП РЕЧИ
Темп речи определяется:
- комбинацией нескольких факторов:
- скоростью произнесения слов;
- временными интервалами между отдельными словами;
- паузами между предложениями.
РИТМ РЕЧИ ЗАВИСИТ ОТ ЕЕ ТЕМПА
|
|
Если слово произносится очень быстро, а между словами большие интервалы и паузы, то речь производит впечатление отрывистой. Скорость произношения и паузы задаются «автоматическими» навыками, сформированными в детстве, из чего, однако, не следует, что их невозможно сознательно регулировать. Для этого важно уметь слышать свой голос, а также знать некоторые образцовые эталоны — то, к чему надо стремиться.
Если слова произносятся быстро, а интервалы между словами и паузы между предложениями практически отсутствуют, то отсутствует и ритм речи.
Говорить по телефону медленно, короткими и несложными предложениями — вот универсальная рекомендация всем, кто хочет, чтобы его поняли.
ДИАПАЗОН СКОРОСТИ РЕЧИ
Количество произносимых в минуту слов — довольно грубый показатель. Он не учитывает соотношения скорости произнесения и длительности слов, интервалов и пауз. Тем не менее, он в целом надежен, и мы им воспользуемся для оценки скорости речи.
Медленный темп речи соответствует 80—100 словам в минуту, средний — 120—140, быстрый темп — 160—180 слов в минуту. Обращайте внимание на скорость своей речи.
БЫСТРАЯ РЕЧЬ
Слишком быстрая речь (до 200 слов в минуту), особенно с нечеткой артикуляцией, часто ассоциируется у слушателей с неуверенностью и низким социальным статусом говорящего, который боится, что его, как обычно, не дослушают. Также у вашего собеседника может появиться ощущение, что его хотят уговорить.
|
|
Такая речь не дает время слушателю понять смысл высказывания, и одновременно она же не дает поймать говорящего на непоследовательности.
Быстрая речь в сочетании с четкостью и уверенной позой может быть проявлением энергичности, заинтересованности и желания поскорее поделиться хорошей идеей, но это смогут оценить только те, кто уже высоко оценил вас как специалиста. Медленная речь в том же сочетании произведет больший эффект, поскольку она более понятна и легче запоминается.
МЕДЛЕННАЯ РЕЧЬ
Вы сможете себе представить скорость речи 60 слов в минуту и меньше. Если вы будете говорить по телефону в таком темпе, может сложиться ощущение, что вы что-то пытаетесь скрыть.
В норме скорость вашей речи в момент представления и выступления должна быть в диапазоне 100—130 слов в минуту. Темп речи должен осознаваться выступающим. Наиболее важные места, которые слушателям следует запомнить, лучше произносить чуть медленнее.
|
|
РОЛЬ ПАУЗЫ
Пауза — противоположность говорению и выражается в прерывании речи на секунду и более. Обычно те, кто боится говорить, боятся и пауз.В зависимости от места расположения паузы может изменяться смысл высказывания. Здесь можно привести известную фразу «Казнить нельзя помиловать», которая меняет свой смысл на противоположный в зависимости от того, где делается пауза.
Пауза выполняет множество разных функций:
а) подчеркивает важность сказанного;
б) побуждает те или иные реакции слушателей;
в) дает возможность как говорящему, так и его собеседнику осмыслить сказанное;
г) выполняет функцию пунктуации, имеющейся в письменной речи.
Эффективно используйте паузы в своей речи. Опытные коммуникаторы делают паузы не только между фразами, но и перед ключевыми словами, подготавливая собеседника к тому, что будет далее.
Пауза внутри предложения закрепляет смысл и значение отдельных слов. Пауза после предложения закрепляет сказанное. Пауза после риторического вопроса закрепляет в сознании ваш ответ на него. Пауза подобна закрепителю в фотографии: если ее нет, отпечаток растает.
Если вы не делаете пауз, велика вероятность, что последующие слова и фразы будут стирать следы ранее сказанного. Объясняется это тем, что перенос информации из кратковременной памяти в долговременную происходит тем лучше, чем больше эта информация обдумывалась или обрабатывалась, находясь в кратковременной памяти. Самое малое, что можно сделать для улучшения этого переноса, — сделать паузу перед следующей порцией информации. Для совершенствования навыков владения темпом речи при чтении вслух необходимо овладеть техникой интонационной разметки текста. Интонационная разметка текста — это своего рода интонационная транскрипция, то есть запись того, как нужно использовать основные компоненты интонации при чтении текста. Процедура интонационной разметки текста состоит в следующем:
|
|
1. Разметьте в тексте место пауз и их долготу. Пауза отмечается вертикальной чертой, короткая пауза — одной чертой, длинная — двумя. Обычно длинные паузы соответствуют знакам препинания в тексте, а короткие делаются внутри распространенных предложений между группами подлежащего и сказуемого, при однородных членах предложения, при перечислении и т.д.
2. Подчеркните те слова, на которые должно падать логическое ударение. В тех словах, которые имеют варианты произношения, отметьте словесное ударение.
3. Отметьте движение тона (то есть мелодику) в тех словах, которые предшествуют паузе. Мелодика завершенности отмечается стрелкой вниз, незавершенности и вопроса — стрелкой вверх.
4. Подчеркните двумя чертами более важные отрезки текста, которые должны быть прочитаны медленно и отчетливо. Менее важные отрезки, которые следует читать быстро и «на одном дыхании», можно заключить в скобки.
5. Прочитайте текст в соответствии со сделанной разметкой и проверьте, удобна ли она для чтения.
ГРОМКОСТЬ ГОЛОСА
Громкость — это воспринимаемая слушателем интенсивность высказывания. Интенсивность высказываний всех коммуникативных типов обычно уменьшается к концу высказывания. Более важные в смысловом отношении части предложения обычно характеризуются более высоким уровнем суммарной интенсивности, то есть более громки, чем малозначимые части предложения.
Ваш голос должен быть настолько громким, чтобы его хорошо слышали. Нельзя переусердствовать.
Каким должен быть голос по громкости?
Избыточно громкий голос по телефону может восприниматься, как стремление навязать свою волю.
ГОЛОС, ВЫЗЫВАЮЩИЙ ДОВЕРИЕ
Голос, вызывающий доверие, не должен быть громким. Доверие чаще возникает в условиях равноправных отношений. Громкий голос часто связан со стремлением нарушить это равноправие. С другой стороны, слишком тихий голос воспринимается как признак неуверенности или готовности к подчинению. Надо научиться говорить достаточно громко и убедительно.
ВЫСОТА ГОЛОСА
Высота голоса определяется частотой колебания голосовых связок. Поскольку у мужчин и женщин голосовые связки различаются по длине и толщине, то и высота голоса у них обычно разная: у мужчин в среднем 100—250 Гц, у женщин в среднем 200—400 Гц. Диапазон высот для человеческих голосов может составлять от 80 Гц до 1300 Гц (приблизительно 4 октавы). Предельные значения диапазона наблюдаются в певческих голосах (бас и меццо-сопрано). Для обычных голосов диапазон изменения высоты звука составляет 2 октавы.
Чем сильнее связки натянуты, тем выше их частота колебаний. Существует также связь между громкостью и высотой голоса. Когда человек старается говорить громче, тон его голоса, как правило, тоже повышается, создавая крайне неприятный эффект (скандальный голос). Долго говорить с повышенной громкостью, не повышая при этом тона, довольно трудно.
ВОСПРИЯТИЕ ВЫСОКОГО И НИЗКОГО ГОЛОСА
Слишком низкий голос может звучать монотонно и убаюкивающе. Слишком высокий может раздражать. Частые смены высоты голоса вообще не подходят для деловой презентации: им скорее место в драматических спектаклях. Лучше всего, если высота голоса будет слегка колебаться, немного снижаясь к концу фразы. Так говорят профессиональные дикторы в теленовостях.
ТЕМБР
Важная характеристика голоса. Объективно (то есть с точки зрения акустических показателей) тембр — это окраска голоса, определяемая количеством дополнительных тонов (обертонов), накладывающихся на основной тон. Субъективно тембр голоса мы воспринимаем как приятный или неприятный, мягкий, стальной, скрипучий или визгливый и т.п. Тембр голоса каждого человека сугубо индивидуален, что в конечном счете зависит от строения его произносительного аппарата (наличия в нем необходимых резонаторов). Тембр изменяется не только с возрастом, но и в зависимости от физического и эмоционального состояния человека. Так, по голосу можно судить, веселый человек или грустный, больной, усталый или здоровый, полный сил и т.д.
Умение владеть голосом — важный показатель ораторского мастерства и предпосылка убедительности устной речи. Необходимыми качествами ораторского голоса являются: красивый тембр (в любой ситуации).
ИНТОНАЦИЯ
Интонация — важное смыслоразличительное средство языка. Одно и то же предложение, произнесенное с разной интонацией, приобретает иной смысл. Кроме того, интонация несет важную информацию о человеке: о его настроении, об отношении к предмету речи и собеседнику, о его характере и даже о профессии.
Человек, говорящий на родном языке, легко различает самые тонкие оттенки интонации на слух, но часто не умеет воспроизводить их в собственной речи. Вообще публичная речь большинства людей характеризуется интонационной бедностью, что проявляется прежде всего в монотонном и однообразном интонационном оформлении высказываний. Школьники, пытаясь придать выразительность своему чтению вслух, читают часто с завываниями, слишком громко или слишком быстро. Для того чтобы овладеть всей полнотой интонации языка, необходимо, во-первых, знать некоторые теоретические сведения и, во-вторых, выполнять специальные упражнения.
Из двух параметров голоса — громкости и высоты — создается интонация вашей речи.
ИНТОНАЦИИ, КОТОРЫЕ УБЕЖДАЮТ
Визуально интонацию удобно представлять в виде кривой линии, показывающей изменение тона. Главным компонентом интонации является мелодика — это изменение высоты тона голоса на протяжении высказывания. Иногда ее называют интонацией в узком смысле слова. В русском языке выделяются несколько типов мелодики, основными из которых являются:
В зависимости от цели высказывания интонация (мелодика)- бывает информирующая, вопрошающая или утвердительная.
При информирующей интонации эта линия почти гладкая, с легким загибом вниз в конце. Скажите, пожалуйста, что-либо с информирующей интонацией.
При вопросительной интонации она в конце поднимается вверх. Можете привести пример?
При утвердительной (она же авторитарная или повелительная) интонации ее линия вскоре после начала направляется вниз. Авторитарные интонации можно создать, напрягая при говорении мышцы рук. Это автоматически накладывается на работу интонационного механизма.
Попробуйте негромко, но уверенно приказать!
Помните, во время разговора вы можете понижать тон. Это открывает в голове реакцию на приказ. Именно по интонационному понижению голоса мозг понимает, что устное высказывание является приказом, а не вопросом. Резко понижая интонацию в конце определенной фразы, вы придаете ей тем самым побуждающий посыл (но если вы будете снижать тон в конце каждой своей фразы, получится эффект «умирающего» лектора).
Заметим, что в жизни нередко встречается и четвертый тип интонации — скандальный, при котором высота голоса: к концу фразы повышается одновременно с повышением громкости. Такая интонация непродуктивна и вредна во всех жизненных ситуациях; если заметите ее у себя, избавляйтесь сразу.
Интонации — это всегда подсознательные сообщения для эмоциональной сферы слушателей. Можно притягивать, и отталкивать собеседника тональностью. Тон во время телефонного общения должен быть доброжелательным и заинтересованным, а интонация, особенно при первом разговоре спокойная, приветливая, располагающая, уверенная.
Логическое ударение (называемое часто акцентным или смысловым выделением) — это выделение с помощью интонационных средств какого-либо слова в высказывании, которое представляется говорящему наиболее важным, с целью обратить на него внимание слушателя. Часто в этом смысле говорят о месте интонационного центра высказывания, то есть том слоге или слове, на котором происходит коммуникативно значимое изменение высоты тона голоса. Интонационный центр высказывания всегда располагается на том слове, которое говорящий хочет акцентировать. В зависимости от того, на какое слово фразы падает логическое ударение, высказывание изменяет свой смысл и требует иной речевой реакции собеседника. Например:
— Вы пойдете в театр?— Да, в театр.
— Вы пойдете в театр?— Да, пойдем.
— Вы пойдете в театр?— Да, мы.
Подведем итоги. Нарисуем портрет идеального голоса.
Темп медленный, размеренный
Громкость умеренная
Голос грудной, достаточно низкий
Интонация доверительная, спокойная
Артикуляция и Дикция отчетливые.
Задание: Найдите любое понравившееся вам четверостишье и прочтите его в разных темпах и с разными интонациями.
Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 412; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!