Постмодернизм в современном литературоведении



ПОСТМОДЕРНИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ

На примере зарубежных авторов

В последнее время приставка «пост» стала чрезвычайно актуальной. С ее помощью появился целый ряд явлений: постмодернизм, постструктурализм, постмарксизм, постфеминизм и постколониализм. В случае постмарксизма и постфеминизма эта приставка обозначает новый этап развития существующего явления. А вот «пост» в постмодернизме проводит границу между прошлым и настоящим, подчеркивает конец прежде существовавшего идейно-художественного монолита под названием «модернизм», отход от его мировоззрения и ценностей.

Постмодернизм отверг модернистский утопизм, его веру в прогресс и науку, в причинно-следственные связи и законы, в непобедимость логики. Футуристически направленный модернизм перечеркивал прошлое как морально устаревшее и никчемное в современных условиях. Постмодернизм счел это транжирством, неприемлемой ценой за новизну. Из негодного мусора прошлое превратилось в питательный слой для постмодернистов, для которых оно не коллекция готовых к вторичному употреблению идей и предметов, а интересный живой собеседник. Этот новый историзм, диалогические отношения с культурным прошлым — одна из характерных черт постмодернизма. Стилистически пересмотр прошлого, его творческое реконструирование выражается в давно замеченной ностальгии, присущей постмодернизму, — цитатности, комментариях, пародировании.

Модернизм и, особенно, его передовая часть авангард вели эстетическую борьбу с плохим (буржуазным) вкусом и китчем, постмодернизм не отстаивает чистоту стиля и высокое искусство, он намерено эклектичен и полифоничен. Элитарность модернизма постмодернизм заменил на многоуровневость. Постмодернистское произведение существует сразу в нескольких планах, один из которых обращен к профессионалам, другой доступен массовому потребителю. Так «Имя Розы» Умберто Эко на первом плане — развлекательный триллер. Детективная форма делает его привлекательным для массового читателя. С другой стороны, роман полон аллюзий и ссылок на бесчисленное количество книг и авторов от Библии до Борхеса, что образует второй, культурный, план, восприятие которого требует определенной подготовки. На третьем, еще менее доступном, плане роман может быть прочитан как рефлексирование о знаках и тех парадоксах, которые возникают при их создании и интерпретации. Таким образом, постмодернизм упраздняет классическую дихотомию между высоким и массовым искусством.

С постмодернистской точки зрения, надежного понятия реальности больше не существует. Реальность настолько прочно слилась с фикцией, пронизана ею насквозь, что отделить их друг от друга стало невозможно. Отсюда постоянная постмодернистская неуверенность, желание подвергнуть сомнению всякую данность, ощущение невозможности точных, однозначных утверждений и, как результат, многовариантность и сознательное стремление дать повод к разнообразным трактовкам. Постмодернистское произведение характеризует амбивалентность, многозначность, отсутствие целостного смысла.

Термин постмодернизм часто употребляется для характеристики литературы конца ХХ века. В переводе с немецкого постмодернизм означает «то, что следует после модерна». Как это часто случается с «изобретенной» в ХХ веке приставкой «пост» (постимпрессионизм, постэкспрессионизм), термин постмодернизм указывает как на противопоставление модерну, так и на его преемственность. Здесь важно подчеркнуть, что уже в самом понятии постмодернизм отразилась двойственность и амбивалентность породившего его времени.

Причины, обусловившие появление постмодернизма

По признанию большинства литературоведов постмодернизм «одно из ведущих (если не главное) направлений в мировой литературе и культуре последней трети XX века, отразившее важнейший этап религиозного, философского и эстетического развития человеческой мысли, давшее немало блистательных имен и произведений». Но он возник не только как феномен эстетики или литературы; это скорее некий особый тип мышления, в основе которого лежит принцип плюрализма – ведущей черты нашей эпохи, принцип, исключающий всякое подавление или ограничение. Вместо прежней иерархии ценностей и канонов – абсолютная относительность и множественность смыслов, приёмов, стилей, оценок. Постмодернизм зарождался на почве неприятия стандартизации, монотонности и однотипности официальной культуры в конце 50-х годов. Это был взрыв, протест против унылой одинаковости обывательского сознания. Постмодернизм – это порождение духовного безвременья. Поэтому ранняя история постмодернизма оказывается историей низвержения устоявшихся вкусов и критериев.

Главной его чертой становится разрушение всяких перегородок, стирание граней, смешение стилей и языков, культурных кодов и т. п., в результате «высокое» становилось идентичным «низменному» и наоборот.

 

 

Постмодернизм в современном литературоведении

В литературоведении отношение к постмодернизму неоднозначное. В. Курицын испытывает к нему «чистый восторг» и называет его «тяжёлой артиллерией», оставившей после себя вытоптанное, «поруганное» «литературное поле». «Новое направление? Не только. Это ещё и такая ситуация, – писал Вл. Славицкий, – такое состояние, такой диагноз в культуре, когда художник, утративший дар воображения, жизневосприятия и жизнетворчества, воспринимает мир как текст, занимается не творчеством, а созданием конструкций из компонентов самой культуры...». По мнению А. Зверева, это литература «очень скромных достоинств или попросту плохая литература». «Что до термина «постмодернизм», – размышляет Д. Затонский, – то он вроде бы лишь констатирует некую преемственность во времени и оттого выглядит откровенно... бессодержательным».

В этих противоположных высказываниях о сущности постмодернизма содержится зерно истины в той же мере, как и максималистские перегибы. Нравится он или нет, но сегодня – постмодернизм самое распространённое и модное направление в мировой культуре.

Постмодернизм нельзя пока назвать художественной системой, у которой есть свои манифесты и эстетические программы, он не стал ни теорией, ни методом, хотя как культурологическое и литературное явление стал предметом изучения многих западных авторов: Р. Барта, Ж. Деррида, М. Фуко, Л. Фидлера и других. Его понятийный аппарат находится в стадии разработок.

Постмодернизм – особая форма художественного видения мира, проявляющаяся в литературе как на содержательном, так и на формальном уровне и связанная с пересмотром подходов к литературе и самому художественному произведению.

Постмодернизм – явление интернациональное. Критики относят к нему писателей разных по своим мировоззренческим и эстетическим установкам, что и порождает разные подходы к постмодернистским принципам, вариативность и противоречивость их интерпретации. Признаки этого направления можно обнаружить в любой из современных национальных литератур: в США (К. Воннегут, Д. Бартелми), Англии (Д. Фаулз, П. Акройд), Германии (П. Зюскинд, Г. Грасс), Франции («новый роман», М. Уэльбек). Однако уровень «присутствия» постмодернистской стилистики у этих и других писателей неодинаков; нередко в своих произведениях они не выходят за грани традиционного сюжета, системы образов и других литературных канонов, и в таких случаях правомерно говорить лишь о наличии элементов, характерных для постмодернизма. Иначе говоря, во всём многообразии литературных произведений, которые предлагает вторая половина XX века, можно выделить образцы «чистого» постмодернизма (романы А. Роб-Грийё и Н. Саррот) и смешанные; последних всё-таки большинство и именно они дают наиболее интересные художественные образцы.

Трудность систематизации постмодернизма объясняется, по-видимому, его эклектичностью. Отвергая всю предшествующую литературу, он тем не менее синтезирует прежние художественные методы – романтический, реалистический, модернистский – и создаёт на их основе свой стиль. При анализе творчества того или иного современного писателя неизбежно возникает вопрос о степени присутствия у него реалистических и нереалистических элементов. Хотя с другой стороны единственной реальностью для постмодернизма является реальность культуры, «мир как текст» и «текст как мир».


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 190; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!