Занятие 5. «ЧТО ДЕЛАТЬ?» Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО КАК ПЕРВЫЙ В РОССИИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РОМАН



План

1. Мировоззрение Н. Г. Чернышевского.

2. Жанровое своеобразие романа. Его синтетический характер.

3. «Старый мир» в изображении Н. Г. Чернышевского. Смысл полемики автора с «проницательным читателем».

4. «Новые люди» и проблема положительного героя в романе. Теория «разумного эгоизма» как нравственного кодекса «новых людей».

5. Мирная ступень, борьбы за социалистическое будущее. Мастерские Веры Павловны как зародыш социалистического предприятия. Проблема эмансипации женщины в романе.

6. Революционное преображение жизни — главный путь к социализму в изображении Н. Г. Чернышевского. Рахметов как тип «особенного человека».

7. Социалистический идеал Чернышевского. Контуры будущего в четвертом сне Веры Павловны.

8. «Тайнопись» Н. Г. Чернышевского. Эзопов язык автора. Глава «Перемена декораций».

9. Революционно-романтическая перспективность реализма Н. Г. Чернышевского.

Литература

Писарев Д. И. Мыслящий пролетариат.

Лебедев А. Разумные эгоисты Чернышевского. М., 1973.

Лебедев А. Герои Чернышевского. М., 1962.

Наумова Н. Роман Чернышевского «Что делать?». М„ 1972.

Недзвецкий В.А. Роман Чернышевского «Что делать?» и его оппоненты. М., 2003.

Пинаев М. Т. Чернышевский. Художественное творчество. М., 1984.

Пинаев М. Т. Комментарий к роману Н. Г. Чернышевского «Что делать?». М., 1988.

Покусаев Е. И. Н. Г. Чернышевский. Очерк жизни и дея­тельности. Изд. 5-е. М., 1976 (гл. 5).

Скафтымов А. П. Нравственные искания русских писа­телей. М., 1972.

Тамарченко Г. Е. Чернышевский-романист. Л., 1976 (гл. 2).

 

Занятие 6. СВОЕОБРАЗИЕ ДРАМАТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА В «ГРОЗЕ» А. Н. ОСТРОВСКОГО

План

1. Творческая история «Грозы». «Гро­за» как итоговое произведение дореформенного периода в твор­честве А. Н. Островского.

2. Драматический конфликт пьесы как начальная стадия столкновения молодого поколения с «темным царством». Группировка персонажей в конфликте. Своеобразие сюжетного построения драмы. Роль каждого акта в развертывании основного конфликта.

3.Нравственная незаурядность и романтические устремления Катерины. Социально-психологические истоки ее драмы. Катерина как трагическая. героиня. Драматическая насыщенность ее монологов. Мастерство психо­логического анализа в пьесе.

4. «Жестокие нравы» Калинова. Кризисность состояния «темного царства», Дикой и Кабаниха как реалистические ти­пы самодуров-деспотов. Речевая характеристика персонажей.

5. Роль внесюжетных персонажей (Кулигина, Феклушн и др.). Их связь с основным конфликтом в драме.

6. Реалистическая символика пьесы. Образ грозы.

7. Жанровое своеобразие «Грозы». Трагедийное начало в драме.

8. Споры о Катерине в критике (Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев, А.А. Григорьев).

Литература

Добролюбов Н. А. Луч света в темном царстве.

Григорьев А.А. «После «Грозы» Островского».

Писарев Д.И. Мотивы русской драмы.

Анастасьев А. «Гроза» Островского. М., 1975.

Журавлева А. И., Макеев М.С. Александр Николаевич Островский. М., 2001.

Журавлева А. И. Драматургия А. Н. Островского. М., 1974.

Лотман Л.М. Островский и драматургия его времени. М.:Л., 1961.

Ревякин А. И, «Гроза» А. Н. Островского. Изд. 3-е, М.,1962.

Русская трагедия. Пьеса А. Н. Островского «Гроза» в русской критике и литературоведении. СПБ., 2002.

Свердлов М.И. Почему умерла Катерина? «Гроза»: вчера и сегодня. М., 2005.

Штейн А. Три шедевра А. Н. Островского. М., 1967.

 


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 272; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!