ГНОСЕОЛОГИЯ (от греч. gnosis — знание) — учение о познании, теория познания.

Тема 2. Предмет и функции философии.

                        План.

  1. Предмет философии.

  2. Философия в системе культуры.

  3. Функции философии.

 

      Что является предметом философии? Что делают философы, когда они работают? В своей книге «Мудрость Запада» Б.Рассел высказал мнение, что коль все науки граничат с неизвестным, и «человек входит в пограничные области или заходит за них, он попадает из науки в сферу умозрения». Поэтому Рассел определил философию, как умозрительную деятельность человека. Иными словами, если частные науки имеют дело с известными фактами, то философия – с умозрением.

Целью философии является не просто суммирование данных всех других наук, она стремится наиболее полно обобщить закономерности, открытые другими науками.

ПРЕДМЕТОМ ФИЛОСОФИИ являются всеобщие закономерности природы, общества, человека; отношения объективной действительности и субъективного мира.

 

Определим границы между философией и другими науками:

Создав научную картину мира, человек смотрит на мир как бы через стекло. Он строит картину мира, исключая себя самого. Ученый отвечает на вопрос: «Каковы законы объективного мира?». В философской картине мира человек смотрит как бы в зеркало. Философ отвечает на вопрос: «Кто я в этом мире?».

Ученый осуществляет функцию получения точного знания. Задача ученого – дать объективную картину мира. Философ осуществляет функцию самосознания. Его задача – понять современное сознание и его истоки.

Для науки главное – сформулировать такую теорию, истинность которой можно подтвердить экспериментально. Философ размышляет о том, что такое мир и какое место занимает в этом мире человек.

Наука вырабатывает частные понятия (математические, физические, химические и т.п.). Философия пытается выработать всеобщие понятия – категории. Предметом науки является изучение необходимого для получения знаний о мире. Философия предлагает свободный выбор предмета исследования.

   Тем не менее существует взаимосвязь философии и частных наук. Философия формирует свои принципы и заключения на основе конкретно научного материала, создавая методологический фундамент. Специальные науки нуждаются в философском осмыслении знаний, накапливаемых в процессе их собственного развития. Эту взаимосвязь иллюстрирует то, что многие выдающиеся представители различных областей знаний являлись одновременно и учеными и философами своего времени: Фалес, Демокрит, Пифагор, Аристотель, Р.Декарт, М.Ломоносов, А.Эйнштейн, В.Вернадский, К.Циолковский и мн. др.

Философия как сложившаяся система знаний охватывает целый ряд специфических вопросов. Перед человеком всегда вставали вопросы не только обыденно- практические, он пытался найти ответы на вопросы наиболее общие и глубокие, так называемые «вечные вопросы бытия»:

♦ Что представляет собой окружающий мир и каково место в этом мире человека?

♦ Что лежит в основе всего существующего: материальное или ду­ховное начало?

♦ Может ли человек познать окружающий мир?

♦ В чем смысл человеческой жизни, ее цель и ее ценность?

Человек размышляет о добре и зле, прекрасном и безобразном, св об о де и справедливости и многих других вопросах  человеческого бытия.

Каждая философская система имеет стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет ее основное содержание и сущность. Так, для античных философов это вопрос о первоосновах всего суще­ствующего. Для Сократа основной вопрос связывался с принципом «познай самого себя», для философов Нового времени — «как возможно познание», для современного позитивизма — в чем суть «логики научного открытия». Некоторыми философами выдвигаются па пер­вый план проблемы свободы, долга, смысла жизни и т. д. Для маркси­стско-ленинской философии XX в. существовал основной вопрос фи­лософии, раскрывающий характер философского мышления: «Что первично: дух или материя, идеальное или материальное?» Другими словами, это отношение мышления к бытию, духа к природе, человека к миру.

Остановимся более подробно на проблеме гносеологического про­тивопоставления материализма и идеализма. Эти философские на­правления выделяют в зависимости от того, что выступает в них в качестве субстанции, т. е. основы мира. Тенденция к делению на ука­занные направления существовала с самого начала развития филосо­фии. Немецкий философ XVII—XVIII вв. Лейбниц называл Эпикура самым крупным материалистом, а Платона— самым крупным идеа­листом. Классическое же определение обоих направлений впервые было дано видным немецким философом Ф. Шлегелем. «Материа­лизм, — писал он, — все объясняет из материи, а принимает материю как нечто первое, изначальное, как источник всех вещей... Идеализм все выводит из одного духа, объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему материю»1.

Но не всякое философское учение можно безоговорочно отнести к материалистическому или идеалистическому направлению. Суще­ствуют дуалистические философские системы, рассматривающие ма­териальную и духовную субстанции равноправными началами.

МАТЕРИАЛИСТЫ признают первичным элементом материю, существу­ющую вне и независимо от сознания, а сознание — вторичным, произ­водным от материи.

 ИДЕАЛИСТЫ считают, что сознание предшествует материи и творит ее.

Философский материализм тесно связан с наукой, опирается на ее положения и выводы. Идеализм близок к религии, но не тождестве­нен ей. Религия опирается на веру и религиозные чувства, идеалисти­ческая философия обосновывает свои положения рациональными средствами.

Следует отметить, что противоположность взглядов материализма и идеализма на то, какое начало, материальное или духовное, выступает субстанцией всего существующего, не означает их принципиаль­ной несовместимости в решении других вопросов. Тем не менее выде­ление этих традиций, безусловно являющееся определенной схемати­зацией, позволяет ориентироваться в многообразии философских учений, выявить их сущность и исходные позиции. Философские уче­ния, которые, как правило, представляют собой ту или иную систему существенно различаются, и далеко не во всех вопрос о субстанции мира является основным.

Философия, рассматривая мир в его единстве и целостности, строя картину мира, в отличие от специальных наук исключает детали и под­робности, выделяя лишь наиболее общие свойства и связи.

С момента возникновения научного знания возникает и способ вы­ражения этого знания — понятия, без которых наука существовать не может.

ПОНЯТИЯ — это язык науки, который представляет собой информацион­но-знаковую систему для передачи мысли.

Отдельные философские идеи, взгляды превращались в систему знаний о мире и, наконец, в целостное учение, теорию, науку, опираю­щуюся на всеобщие законы и принципы. Законы неразрывно связаны с принципами, составляющими основу организации мира как разви­вающейся системы. Философия опирается на принципы универсаль­ной связи, единства и развития. На основании сказанного определе­ние философии может быть следующим.

ФИЛОСОФИЯ — это знание об универсальных принципах и законах раз­вития мира.

 

Правомерно поставить очередной вопрос: «Что дает изучение фи­лософии?» Обобщая сказанное, можно утверждать, что изучение философии воспитывает культуру разумного мышления, дает возмож­ность выбрать правильное решение, помогает отделять главное от вто­ростепенного, раскрывать взаимосвязи между различными явлениями действительности, выявлять противоречия в окружающей действи­тельности и др.

Как любая развитая наука, философия имеет свою внутреннюю спе­циализацию. Классическими разделами философии считаются онто­логия, гносеология, логика, этика, эстетика и история философии.

Важнейшим разделом философии является онтология.

ОНТОЛОГИЯ (от греч. ontos — сущее и logos— слово, учение, наука) — учение о сущем, учение о бытии.

Онтология — это учение обо всем, что существует. Она изучает наи­более общие формы бытия, отвлекаясь от их конкретного содержания. Эти формы выражаются в основных онтологических категориях: бытие и небытие, материальное и идеальное, материя и сознание, про­странство и время, прерывность и непрерывность, движение, изменение и т. д.

В составе онтологии выделяют свои подразделы, изучающие наи­более общие закономерности существования определенных сфер бытия: природы, человека, общества. Такими подразделами являются философия природы, философская антропология, социальная фило­софия.

Философия природы, или натурфилософия (от лат. natura — приро­да) — древнейший раздел философии. Его предметом являются ос­новные закономерности существования природы. Натурфилософия стремится обобщить имеющиеся знания о физическом мире, создать единую картину мира, она тесно связана с естественнонаучным зна­нием. Важнейшей философской проблемой изучения природы явля­ется вопрос о происхождении физического мира.

Философская антропология (от греч. anlhropos — человек) — фило­софское учение о человеке. Как самостоятельная отрасль она сформи­ровалась в XVI в. Философская антропология изучает проблемы про­исхождения человека, смысла его существования, взаимоотношений человека с природой и обществом.

Социальная философия (от лат. socium — общество) — наука об основ­ных законах существования общества. Разделы социального знания, посвященные отдельным сторонам общественной жизни, содержались во всех крупнейших философских учениях со времен античности. Однако выделение общества в качестве самостоятельного объекта изу­чения произошло только в начале XIXв. Современная социальная философия рассматривает общество как систему (как совокупность взаимодействующих элементов) и как процесс (как последовательное изменение, развитие общественных структур). Синонимами социаль­ной философии в различных философских теориях выступают поня­тия «общая социология», «философия истории», «исторический ма­териализм» и др.

Вторым основополагающим разделом философии выступает гносео­логия.

ГНОСЕОЛОГИЯ (от греч. gnosis — знание) — учение о познании, теория познания.

Гносеология изучает сущность и содержание процесса познания, исследует взаимоотношения между субъектом и объектом познания, рассматривает проблемы границ, источников, форм и способов позна­ния существующего мира.

В современной гносеологии выделяются такие ведущие отрасли, как эпистемология и науковедение.

Эпистемология (от греч. episteme — знание) — учение о знании как таковом. Эпистемология изучает знание, отвлекаясь от субъектно-объектных отношений в процессе познания. Она исследует структуру знания и закономерности его функционирования. Эпистемология су­ществует со времен античной философии, хотя многие ее проблемы до XX в. изучались в рамках формальной логики.

Науковедение — дисциплина, изучающая теоретические проблемы развития науки. Выделение науковедения в самостоятельную отрасль относится к 60-м гг. XX в.

Следующим после онтологии и гносеологии ведущим разделом фи­лософии является логика (от греч. logos — слово, понятие, мысль, уче­ние, наука) — наука о законах мышления. Логика изучает законы, фор­мы, способы, средства мышления, рассматривает проблемы, связанные с интеллектом, в том числе и искусственным (машинным). Логика за­родилась в античный период.

Основным разделом логики является формальная логика - учение о формах рассуждении, рассматриваемых отвлеченно от их содержания. Родоначальником формальной логики является Аристотель.Классическую формальную логику называют также традиционной, или аристотелевской. С конца XIXв. в рамках формальной логики получила распространение математиче­ская (символическая) логика, изучающая процессы мышления по­средством их математического описания.

Онтология, гносеология и логика, изучающие существование, по­знание и мышление, представляют собой ядро, основу философского знания, являясь взаимосвязанными частями единого целого. Помимо этих основных разделов в состав философии входят и другие, так на­зываемые периферийные (от лат. periphereia — отдаленный от центра, окружной) разделы: этика, эстетика, история философии.

Этика (от греч. ethos — обычай, характер) — учение о нравственно­сти, морали. Этика исследует природу, сущность и содержание нрав­ственности, изучает основные ценности человеческой жизни. Этика возникла как практическое направление в античной философии, как учение о нормах человеческого поведения. В отличие от онтологии, изучающей то, что есть, этика рассуждает о том, как должно поступать, т. е. является нормативной дисциплиной. Основной проблемой этики является вопрос о происхождении нравственных норм: создает ли их общество, или они существуют объективно, независимо от человека.

В рамках этики выделяются этология — наука о нравственных нор­мах конкретных обществ и аксиология (от греч. axia — ценность) — учение о ценностях человеческой жизни.

Эстетика (от греч. aisthetikos — чувствующий, чувственность) — учение о законах прекрасного. Эстетика, как и этика, является древнейшим разделом философии. Она изучает сущность, формы, типы прекрасного в природе, искусстве, человеческой жизни. Основной проблемой эстетики является вопрос о происхождении критериев пре­красного: существует ли «объективно прекрасное», или понимание прекрасного всегда субъективно как порождение человеческого сознания. История философии изучает развитие философской мысли от ее зарождения до наших дней. Структурной основой истории философии является ее периодизация, т. е. разделение па периоды, этапы, а также направления и школы. В истории философии выделяют несколько эта­пов становления философского знания.

 

Философия как особый вид духовной деятельности непосредствен­но связана с общественно-исторической практикой людей, а потому ориентирована на решение определенных социальных задач и выпол­няет при этом многообразные функции.

Мировоззренческая функция. Обобщая представления людей о существующем мире, философия создает систему взглядов о мире и о месте человека в нем с рациональных, понятийных позиций, в отличие от всех других видов и уровней мировоззрения. Ни одна частная (специальная) наука не выполняет и не может выполнить эту функ­цию. Специальные науки имеют своим предметом определенную сто­рону действительности, ее фрагмент. Поэтому ни одна наука в отдель­ности, ни их совокупность не в состоянии охватить мир в его единстве и целостности. Опираясь на специальные науки, обобщая их выводы, эту задачу решает философия. Развитие специальных наук, прежде всего научные революции, приводит к смене картины мира, что, в свою очередь, ведет к возникновению новых идей и подходов в философ­ских учениях, связанных с наукой. Например, великие естественно­научные открытия XIX- XX вв. (клеточного строения организмов, эволюционной теории, общей теории относительности явились) важны­ми факторами построения современной картины мира.

Гносеологическая функция (напомним: от греч. gnosis — знание).
В теории познания отношение «мир — человек» рассматривается как
отношение объекта и субъекта познания. В противоречивом взаимо­действии субъекта и объекта познания постигается истина. Вопрос о
том, что такое истина, есть один из вечных вопросов гносеологии. Исследуя проблему истины и ее критерия, ее внутреннюю диалектичность, философия выполняет гносеологическую функцию, вносит тем самым свой вклад в познание.

Методологическая функция заключается в том, что философия разрабатывает всеобщие, частные и общенаучные методы познания,
вырабатывает основополагающие принципы познания, исследует наиболее общие пути, способы познания мира.

 Интегративная функция. Знания, доставляемые отдельными дис­циплинами, столь разнообразны, что они нуждаются в сведении в еди­ную целостную систему. В противном случае исследователь просто потеряется при определении своего места в научном сообществе.

Критическая функция философии распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию. Принцип «подвер­гай все сомнению», проповедуемый многими философами со времен античности, свидетельствует о важности критического подхода по от­ношению к существующему знанию и социокультурным ценностям. Он играет антидогматическую роль в их развитии. При этом необхо­димо подчеркнуть, что положительное значение имеет лишь конструк­тивная критика, основывающаяся на диалектическом отрицании, а не абстрактный нигилизм.

Аксиологическая функция (греч. axia — ценность) выражается в ориентации па определенные ценности. Любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самых различных ценностей: социальных, нравственных, эстетиче­ских, идеологических и т. п. Особенно остро эта функция проявляется в переходные периоды общественного развития, когда возникает про­блема выбора пути движения и встает вопрос, что следует отбросить, а что сохранить из старых ценностей.

Социальная функция философии является довольно многопла­новой по своему содержанию и охватывает различные аспекты обще­ственной жизни: философия призвана выполнить двуединую задачу — объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению. При этом следует помнить, что в обществен­ной жизни социальные изменения, эксперименты и реформы имеют особую ценность и значение. Поэтому прежде чем пытаться изменить социальный мир, нужно предварительно его хорошо объяснить. Имен­но философии принадлежит прерогатива в разработке всеобъемлю­щих концепций интеграции и консолидации человеческого общества. Ее задача — помочь осознать и сформулировать коллективные цели и направить усилия на организацию коллективных действий по их до­стижению. При этом степень жизненности философской концепции определяется тем, насколько она играет адаптационную и жизнеутвер­ждающую роль для каждого индивида, способствует формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждает позитивный смысл и цель жизни. Таким образом, философия призвана помочь человеку в периоды нестабильного состояния общества, когда человеческое су­ществование находится в «пограничной ситуации», на грани бытия и небытия, и каждый должен сделать свой выбор.

Прогностическая функция философии предполагает формулиров­ку в ее рамках гипотез об общих тенденциях развития человека и мира. Это своего рода обращенность к будущему. При этом степень вероятнос­ти прогноза, естественно, будет тем выше, чем больше философия опи­рается па науку. Философия, опираясь на теоретическое осмысление жизни, закладывает фундамент новых взглядов и идей, нового миропо­нимания. Таковыми могут считаться «планетарная этика» Рерихов или «русский космизм» К. Э. Циолковского, Л. Л. Чижевского, рассматрива­ющих единство человека и космоса, «ноосферная» концепция В. И. Вер­надского и др.

Следует подчеркнуть, что все функции философии взаимосвязаны. Нельзя разорвать, например, мировоззренческую и методологическую, методологическую и гносеологическую, социальную и прогностиче­скую и т. д. Вместе с тем только через их целостное единство проявля­ется специфика и сущность философского знания.

Разумеется, этими функциями содержание философии не исчерпыва­ется. Наряду с перечисленными, в зависимости от сферы приложения философии выделяют также еще и теоретическую, онтологическую, культурологическую, логическую, эвристическую, герменевтическую, чувственно-эстетическую, культурно-воспитательную, координирую­щую, интегрирующую и другие функции философии1.

Важность выполняемых философией функций подчеркнем проница­тельным высказыванием русского философа Г. Челпанова: «...самой важ­ной функцией философии является то, что она влечет мысль к высшим проблемам и удерживает науку от бесцельного накопления знаний»2.

Философия хотя и не дает однозначных ответов, но учит думать и размышлять. Изучение философии призвано помочь преобразовать, систематизировать стихийно сложившиеся взгляды у человека в бо­лее продуманное, обоснованное миропонимание, мировоззрение.

 

 

Литература.

1. Волкогонова О.Д. Основы философии: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования.- М.: ФОРУМ-ИНФРА, 2006

2. Введение в философию / под ред. Фролова И.Т. – М.:1990 – ч.I - с.48 –74.

3. Моисеева Н.А., Сороковикова В.И. – М., Питер: 2004 – с. 21 – 39.

4. История философии в кратком изложении / Пер с чеш. И.И.Богута – М.: Мысль, 1994 – с. 20 – 42.

 

 


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 143; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!