Изучить материал урока; составить конспект, разобраться в нем, выучить
ОДБ.01 Литература
Группа № 78
РАЗДЕЛ 6 ЛИТЕРАТУРА НАЧАЛА ХХ ВЕКА
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПОИСКИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ НАЧАЛА ХХ ВЕКА. ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО РЕАЛИЗМА
Урок № 28
Тема: «Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия. Три основных направления русской литературы: русская советская литература; литература, официально не признанная властью; литература Русского зарубежья. Основные темы и проблемы. Своеобразие реализма в русской литературе начала XX века. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп»
Цели:
· актуализировать опорные знания и умения по изучаемой теме и дисциплине в целом;
· охарактеризовать особенности развития русской литературы обозначенного периода, определить её своеобразие, основные направления, стили;
· прояснить своеобразие реализма в русской литературе начала 20 века.
Средства обучения:
ü конспект;
ü теоретический материал урока;
ü учебник - Михайлов О. Н. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 1 / О. Н. Михайлов, И. О. Шайтанов, В. А. Чалмаев и др. ; под ред. В. П. Журавлева. – М. : Просвещение, 2016. – 415 с.
Ход урока
- Мы продолжаем разговор о литературном процессе начала 20 века. Однако сегодня мы подробнее остановимся на особенностях развития (в чем-то даже формирования) русской литературы данного периода; поговорим о трех основных её направлениях, главных темах и проблемах.
|
|
1) Актуализация опорных знаний по теме (по предыдущему уроку). Продумайте ответы на следующие вопросы:
- Какое явление – « специфическое мировосприятие» - было свойственно началу 20 века в целом, в мировом культурном процессе? Что для него было характерно?
- Как Вы понимаете термин «модернизм»? В чем особенность «модернизма в литературе»?
- Чем отличается «модернизм» от «авангардизма»?Как Вы это понимаете?
- Какие модернистские и авангардистские направления Вам известны? Приведите примеры таковых.
- Каковы основные принципы такого художественного метода литературы, как «социалистический реализм»?
2) Ознакомьтесь с презентацией (см. ПРИЛОЖЕНИЕ) и ЗАКОНСПЕКТИРУЙТЕ данную в ней информацию.
ПРИЛОЖЕНИЕ:
07.10.20 Группа 78 Литература (28) Русская литература начала 20 века.pptx
3) Изучите материалы учебника на страницах 36 – 53 и ПИСЬМЕННО ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ:
- Какова роль традиций А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского в литературе начала 20 века?
- В чем заключаются особенности литературного героя новой эпохи? Почему возникает новый тип героя?
|
|
- В чем заключается уникальность литературы Русского зарубежья?
4) Изучите нижеуказанный теоретический материал и сжато его ЗАКОНСПЕКТИРУЙТЕ:
Своеобразие русского реализма начала 20 века
Реализм, как известно, появился в русской литературе в первой половине 19 века и на протяжении всего столетия существовал в рамках его критического течения. Однако заявивший о себе в 1890-х годах символизм - первое модернистское направление в русской литературе - резко противопоставил себя реализму. Вслед за символизмом возникли и другие нереалистические направления. Это неизбежно привело к качественному преображению реализма как метода изображения действительности.
Символисты высказали мнение, что реализм лишь скользит по поверхности жизни и не способен проникнуть в суть вещей. Их позиция не была безошибочной, но с тех пор началось в русском искусстве противоборство и взаимовлияние модернизма и реализма.
Примечательно, что модернисты и реалисты, внешне стремясь к размежеванию, внутренне обладали общей устремленностью к глубинному, сущностному познанию мира. Неудивительно поэтому, что писатели рубежа веков, причислявшие себя к реалистам, понимали, насколько тесны рамки последовательного реализма, и стали осваивать синкретичные формы повествования, позволяющие соединить реалистическую объективность с романтическими, импрессионистическими и символистскими принципами.
|
|
Если реалисты ХIХ века пристальное внимание уделяли социальной природе человека, то реалисты ХХ века соотносили эту социальную природу с психологическими, подсознательными процессами, выражающимися в столкновении разума и инстинкта, интеллекта и чувства. Проще говоря, реализм начала ХХ века указал на сложность природы человека, отнюдь не сводимой только лишь к его социальному бытию. Не случайно и у Куприна, и у Бунина, и у Горького план событий, окружающая обстановка едва обозначены, зато дан утонченный анализ душевной жизни персонажа. Авторский взгляд всегда устремлен за пределы пространственного и временнóго существования героев. Отсюда - появление фольклорных, библейских, культурологических мотивов и образов, что позволяло расширить границы повествования, привлечь читателя к сотворчеству.
В начале 20 века в рамках реализма выделяют четыре течения:
1) критический реализм продолжает традиции 19 века и предполагает акцент на социальной природе явлений (в начале 20 века это произведения А.П. Чехова и Л.Н. Толстого),
|
|
2) социалистический реализм - термин Ивана Гронского, обозначающий изображение действительности в её историко-революционном развитии, анализ конфликтов в контексте классовой борьбы, а поступков героев - в контексте пользы для человечества ("Мать" М. Горького, а впоследствии - большинство произведений советских писателей),
3) мифологический реализм сложился ещё в античной литературе, однако в 20 веке под М.Р. стали понимать изображение и осмысление реальной действительности через призму известных мифологических сюжетов (в зарубежной литературе ярким примером служит роман Дж. Джойса "Улисс", а в русской литературе начала 20 века - повесть "Иуда Искариот" Л.Н. Андреева)
4) натурализм предполагает изображение действительности с предельным правдоподобием и детализацией, зачастую неприглядной ("Яма" А.И. Куприна, "Санин" М.П. Арцыбашева, "Записки врача" В.В. Вересаева)
Перечисленные особенности русского реализма вызывали многочисленные споры о творческом методе писателей, сохранявших верность реалистическим традициям:
Максим Горький начинает с неоромантической прозы и приходит к созданию социальных пьес и романов, становится родоначальником социалистического реализма.
Творчество Леонида Андреева всегда находилось в пограничном состоянии: модернисты считали его «презренным реалистом», а для реалистов, в свою очередь, он был «подозрительным символистом». При этом принято считать, что его проза реалистична, а драматургия тяготеет к модернизму.
Борис Зайцев, проявляя интерес к микросостояниям души, создавал импрессионистическую прозу.
Попытки критиков дать определение художественному методу Бунина привели к тому, что сам писатель сравнивал себя с чемоданом, обклеенным огромным количеством ярлыков.
Сложное мироощущение писателей-реалистов, разнонаправленная поэтика их произведений свидетельствовали о качественном преображении реализма как художественного метода. Благодаря общей цели — поиску высшей истины — в начале 20 века произошло сближение литературы и философии, наметившееся еще в творчестве Достоевского и Л. Толстого.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
изучить материал урока; составить конспект, разобраться в нем, выучить
КОНСПЕКТ СФОТОГРАФИРОВАТЬ И ПРИСЛАТЬ!!!
Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 79; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!