Идейно-художественные искания Л.Андреева. Своеобразие его творческого метода.



Критический реализм, "фантастический реализм", "неореализм", реальный мистицизм, экспрессионизм – таковы определения творческого метода Андреева в современной ему критике. Впоследствии писатель объявлялся то экспрессионистом, то символистом, то предшественником экзистенциализма. Андреев писал Горькому в 1912 г.: "Кто я? Для благороднорожденных декадентов – презренный реалист; для наследственных реалистов – подозрительный символист". Эстетические и художнические искания Андреева объективно отражали столкновение в его сознании реалистического и декадентского миропонимания. Постоянное противоборство их в сочетании с попытками примирения, "синтеза" – в этом своеобразная художническая "цельность" Андреева.

В первых рассказах Андреева ощутимо влияние не только Помяловского и Г. Успенского, но и Толстого, Достоевского, Чехова, Салтыкова-Щедрина. Андреев пишет об "униженных и оскорбленных", о засасывающей пошлости и отупляющем воздействии на человека мещанской среды, о детях, задавленных нуждой, лишенных радостей, о тех, кто брошей судьбой на самое "дно" жизни, о мелком чиновном люде, о стандартизации человеческой личности в условиях буржуазного общества. В центре внимания Андреева "маленький", "обыкновенный" человек.

Некоторые темы раннего Андреева (прежде всего тема одиночества человека), а также жанровые особенности рассказа (рассказ-аллегория, рассказ-исповедь) связаны с традицией Гаршина. Сам Андреев, говоря о воздействии на него традиций предшественников, ставил Гаршина перед Толстым и Достоевским.

Обычно рассказы Андреева предреволюционного периода как традиционно-реалистические, так и философско-обобщенного плана строились на бытовом материале. Социальная критика, содержавшаяся в них, опиралась на абстрактно-гуманистические, утопические иллюзии автора о возможности морального совершенствования общества, на веру в преобразующую силу совести каждого человека, независимо от его общественной принадлежности. Гуманизм

Андреева приобретал зачастую окраску сентиментальную, особенно в произведениях, написанных под влиянием классика английской литературы XIX в. Диккенса, которым писатель в то время увлекался. "Первый мой рассказ, – писал Андреев в автобиографической справке, – „Баргамот и Гараська” – написан исключительно под влиянием Диккенса и носит на себе заметные следы подражания"[5].

К традиции Диккенса восходил и излюбленный Андреевым жанр "пасхального" рассказа с благополучно-сентиментальной развязкой. Так, рассказ "Баргамот и Гараська" заканчивался примирением двух людей, "человеческим" взаимопониманием городового и нищего босяка. Однако в этом и в других рассказах "гармония" благополучного исхода бралась под сомнение авторской иронией. Для Андреева социальная гармония вне общей нравственной победы добра над злом была весьма отдаленной. И в бытовых, и в философских рассказах Андреева уже отчетливо пробивалась устремленность писателя к решению "общих вопросов", стремление увидеть через бытовое "существенное", то, что движет вообще человеческую жизнь, тяготение к такой подсветке явлений жизни, которая выльется затем в характерную андреевскую символику. Уже в этот период Андреев усматривает дисгармонию и в социальной, и в индивидуальной психологии человека; ему видится непримиримое сочетание в ней светлого и темного, доброго и злого, тиранического и рабского.

Реально-бытовые рассказы Андреева строятся на исключительной ситуации, которая показывает человека в необычном жизненном ракурсе и позволяет автору раскрыть неожиданные глубины человеческого сознания и психики. Обычно общий смысл рассказа заключен в каком-либо одном его эпизоде.

В рассказе "Ангелочек" (1899) Андреев знакомит читателя с раздумьями мальчика Сашки о несправедливости его жизни и жизни вообще: "Временами Сашке хотелось перестать делать то, что называется жизнью..." Вечно пьяная, замученная работой мать Сашки и его опустившийся отец также думают лишь "о несправедливости и ужасе человеческой жизни". Для "смятенной души" мальчика символом надежды становится восковой ангелочек – игрушка, которую он выпросил с богатой рождественской елки. В ангелочке сосредоточилось для него "все добро, сияющее над миром". Любуясь игрушкой, и сын, и жалкий отец "по-разному тосковали и радовались, но было что-то в их чувстве, что сливало воедино сердца и уничтожало бездонную пропасть, которая отделяет человека от человека и делает его таким одиноким, несчастным и слабым". Но фигурка тает у горячей печки, от ангелочка остается лишь "бесформенный восковой слиток". Этому эпизоду и подчинен бытовой материал рассказа. В нем выражена главная мысль автора об иллюзорности человеческих надежд па счастье, на возможность преодоления чувства безграничного одиночества.


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 383; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!