Обязательно указывайте № урока, дату урока. Спасибо.



Урок № 16, 17, 18

Группа № 4

Литература

Г.

Урок № 16 Тема: «Живи и помни». Нравственное величие русской женщины, ее самоотверженность. Связь основных тем повести с традициями русской классики.

Прочитать материал урока. Проанализировав прочитанное, используя материал предыдущего урока, дать связный ответ на вопросы, расположенные в конце урока.

О повести В. Распутина «Живи и помни» написано так много и у нас, и за рубежом, сколько, вероятно, ни о каком другом произведении, она издавалась около 40 раз, одной из лучших книг о минувшей войне назвал ее Виктор Астафьев.

«Живи и помни» - произведение не о дезертире, а о женщине, сумевшей взвалить на себя неимоверную ношу и достойно пронести ее, произведение о великой преданности и верности, это путешествие вглубь человеческой души, до того уровня, где добро и зло еще не столь явно разделены, чтобы бороться между собою. Это новаторская повесть – не только о судьбах героя и героине, но и о соотнесении их судеб с судьбой народа в один из драматических, трагических моментов истории. Сам Распутин не раз подчеркивал: «Я писал не только и меньше всего о дезертире, о котором, не унимаясь, талдычат почему-то все, а о женщине…» И критики отмечали, что «повесть Валентина Распутина – не о дезертире, а о русской женщине, великой в своих подвигах и в своих несчастьях, хранящей корень жизни». (А. Овчаренко)

 Мотив пути, тема возвращения, нравственные проблемы - традиционны в русской классике. При вдумчивом чтении повести В. Распутина «Живи и помни» выявляется ряд ассоциативных связей с русской классикой начиная с ее истоков. Можно провести параллель с «Притчей о блудном сыне»: возвращение Гуськова было бы оправдано, если бы не противоречило законам войны. И даже проницательный Михеич не в состоянии будет простить сыну его поступок.

В «Поучении Владимира Мономаха», а именно в «Письме к Олегу Святославичу» мудрый князь пишет о том, что Олег, убивший Изяслава, сына Мономаха, должен свой грех признать перед Богом, тем очистить душу. Перед нами человек, способный проявить заботу о душе своего врага: Настена в повести Распутина предлагает Гуськову признаться и до последней минуты остается верна человеку, который предал ее семейное счастье, не только Родину. Ради спасения Андрея Настена готова на любые лишения: «Андрей… Может, не будем так, выйдем? Я бы пошла с тобой куда угодно, на какую хошь каторгу - куда тебя, туда и я». - Как она напоминает в этот момент Соню Мармеладову из «Преступления и наказания» Достоевского!

Говоря о теме милосердия и прощения, вспомним роман «Тихий Дон» Шолохова. Ильинична способна простить убийцу своего старшего сына Петра - Михаила Кошевого.

А прием «двойного сна», который использовали в своих произведениях Толстой и Достоевский? (Героям Распутина приснился сон «на две стороны». «В одну ночь, поди, и приснился обоим. Может, то душа моя к тебе наведывалась. Оттого все так и сходится», - объясняет сон Настена.) Можно также провести перекличку с рассказом А. Платонова «Возвращение», свидетельствующем о том, что сделала война с душами людей. Примеров много.

Но есть еще одна тема - тема природы. Взаимосвязь природы с человеком - ключевая тема Распутина ( «Пожар», «Прощание с Матерой»). На фоне девственной и дикой природы деревни Атамановки происходит основное событие повести - предательство Андрея Гуськова. Развитие сюжета начинается с описания природы: «Зима на 45-й, последний военный год в этих краях простояла сиротской, но крещенские морозы себя взяли, отстучали, как им полагается, за сорок».

Природа сопровождает своих героев в продолжении всего повествования. В описании поступков Настены картины природы под стать состоянию души героини, тонко и точно соответствующие моменту. Небо, звезды, деревья, река, земля - все словно усиливает своей энергией происходящее в героях. Когда Настена едет в Карду, чтобы обменять дорогую для нее оренбургскую шаль на муку для Андрея, она еще не осознает всей трагичности ситуации, она живет одним днем - ради Андрея. И картина природы тому соответствует: «Мороз после крещенской заверти давно отпустил, утро было прохладное, но ясное и податливое к теплу, чувствовалось, что днем отмякнет еще больше… На голых деревьях сидели молчаливые вороны и чистили крылья, по-куриному оттопыривая их на сторону. Все вокруг, пригревшись, дышало свободно и жадно. До весны еще жить да жить, а она уже сказывалась, обещалась быть».

Смятение в душе Настены, когда она узнает о своей беременности, сравнимо с состоянием природы в метель, буран. Именно в такую погоду Настена решила рассказать мужу о своем положении. Пушкинскую Марью Гавриловну мы узнаем в Настене, в этом эпизоде: «Еще днем Настена никуда не собиралась, но к обеду замело, запружило со снегом. Настена спохватилась, что воды в кадке на дне, и, пока погода совсем не сдурела, кинулась на Ангару. На Ангаре задувало во всю моченьку, мокрый липкий снег несло по воздуху Сколько Настена помнила, никогда в такую пору так не заметало. В конце концов она потеряла дорогу и не нашла ее - все под ногами слилось в одной движущейся неразберихе…она…крикнув, позвала Андрея. Глупо было надеяться, что ее кто-то услышит…».

Весной Настена вновь оказывается наедине со стихией: «С утра зарядил дождь, мелкий, но злой, холодный…Дождь глухо, с сытым ворчанием шумел, входя в воду; река казалась серо-стальной и тусклой…на деревьях зябко подрагивали листья, над Ангарой висела глухая, как осенью, туманная морось».

О единении Настены с природой свидетельствует и эпизод, когда весной она увидела первую травку: «Настена присела на землю и среди прошлогодней травы вдруг заметила бледный росточек». Как в природе на смену прошлогодней траве прорастает новая, так и в душе Настены, ожидающей ребенка, происходит обновление.

В День Победы Настена увидела ласточек. Радостью переполняется ее сердце: «… поверх всего этого бестолкового шума и гама парил, звеня и переливаясь, еще какой-то отдельный звук - сладкий, стеклянно-чистый и ликующий, хорошо знакомый Настене, но как бы позабытый и потерянный. Она подняла глаза, отыскивая, откуда он берется, - на крыше сарая сидели в ряд три ласточки и заливались, рассыпались своей песней. Прилетели. Подгадали: не раньше и не позже, как раз сегодня… Вот и мирная жизнь возвращается в родные места…»

Поступки Гуськова тоже совершаются на фоне природы. Но в отличие от Настены, Гуськов безразличен к пробуждению земли, он, кажется, не видит всего, что происходит в природе. Проходя по полям, где он до войны работал и которые помнит наизусть, он в очередной раз пытается убедить себя в том, что он тут не чужой, что «людей должна помнить та земля, где они жили. А ей не дано знать, что с ним случилось, для нее он - чистый человек». Но и этот самообман обречен, потому что земля ничего не должна Гуськову, это он перед нею в долгу, это и ее он предал, отказался защищать.

Постепенно Гуськов снижается до звериного уровня, до биологического существования.

Казалось, не было вокруг птицы, зверя, растения, постройки, которые не раздражали бы его: зимовье – тем, что поставлено на долгую жизнь; воробьи – тем, что громкочирикают. Живя в зимовье и добывая дичь для пропитания, Гуськов уже постепенно перестает быть человеком и становится вооруженным человекообразным зверем.

 Подстрелив одну из косуль, он «не добил ее, как следовало бы, а стоял и смотрел, стараясь не пропустить ни одного движения, как мучается подыхающее животное, как затихают и снова возникают судороги, как возится на снегу голова… Уже перед самым концом он приподнял ее и заглянул в глаза - они в ответ расширились... Он ждал последнего, окончательного движения, чтобы запомнить, как оно отразится в глазах...»

Закономерно, что после этого случая, отпугивая повадившегося ходить к зимовью волка, Гуськов и сам завыл по-волчьи, да так, что поразился сходству голосов. «В конце концов волк не выдержал и отступился от зимовья», но человек уже мог заменить его: «когда становилось совсем тошно, он открывал дверь и, словно бы дурачась, забавляясь, пускал над тайгой жалобный и требовательный звериный вой».

Случай с убитым теленком доказывает окончательное озверение Гуськова. В деревне справляли Первое Мая, до конца войны оставалось всего несколько дней, и Гуськов, особенно остро почувствовавший свою ненужность, покинутость, наполнялся, может быть, запредельной энергией отчуждения, которая должна была найти выход. И тут на глаза ему попалась корова с маленьким теленком. Он пытался отогнать телка от матери, но она отогнать не давала. Тогда «злость у человека перешла в ярость»: он поймал теленка, душа его, поволок в лес, привязал к осине и на глазах у измученной коровы «ударил его обухом топора по подставленному лбу, и голова, чуть хмыкнув, повалилась и повисла на ремне». На глазах же у коровы он ободрал теленка, разрубил тушу на части. Он и сам понимал, что это именно убийство, садистское, жестокое, противоестественное, и он «не знал, только ли ради мяса порешил телка, или в угоду чему-то еще, поселившемуся в нем с тех пор прочно и властно».

На протяжении всей повести особую роль играет Ангара, которая становится границей между долгом и бесчеловечностью. И если зимой река объединяла Настену с Гуськовым, еще можно было надеяться на признание им жестокой ошибки, исправиться, то весной, словно в ответ на все его нечеловеческие поступки, Ангара разделяет Андрея от людей. По ту сторону – люди, жизнь, по эту – одиночество, смерть. Сам Гуськов так и говорит Настене : «У тебя была только одна сторона: люди. Там, по правую сторону Ангары. А сейчас две: люди и я. Свести их нельзя: надо, чтобы Ангара пересохла»

Так природа сама наконец решительно разделила Настену и Андрея Гуськова, оставив по разные стороны реки. Оставшись один, Гуськов с торопливой готовностью признал нормы поведения одинокого плотоядного существа в природе: «замирал, как зверь, чутко отзываясь на каждый звук и каждое дыхание», жил «только чутьем и ни о чем не думал, чутье же вело его перед утром обратно в зимовье и окунало в сон»; он «внюхивался, всматривался, озирался», и «казалось, что всегда так вот один и шатался, не имея ни дела, ни долга»; его «стали тянуть к себе все укромные места, какие только встречались в лесу», - ямы, берлоги, овраги: «он как бы прятал себя по частям, по долям то тут, то там». По-звериному же прощался он и с остатками снега, «веря, что нового снега ему не видывать», что он «прожил последнюю осень, последнюю зиму, пропускает последнюю весну, впереди последнее лето», и зная, что вместе с сорванным льдом «грянет какая-то новая, переломная судьба».

Ангара решает судьбу Настены. Она осознает, что скрывая мужа-дезертира, сама совершает преступление перед людьми: «Стыдно…как стыдно жить… Как можно смотреть после этого людям в глаза?» И как Катерина из «Грозы» Островского сама себя судит высшим, нравственным судом, судом своей совести.

Писатель рисует антигуманную природу войны, которая убивает даже на расстоянии.

Ответить на вопросы:

1.В чем новаторство повести «Живи и помни»?

2.Как вы понимаете смысл названия повести?

3.Какие нравственные проблемы ставит перед читателем Валентин Распутин?

 

Ответ на адрес: larisothka.409@mail.ru

Обязательно указывайте № урока, дату урока. Спасибо.

Урок № 17 Александр Валентинович Вампилов (1937 — 1972). Пьеса «Утиная охота».Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Прочитать материал урока. Выполнить домашнее задание.

Александр Вампилов известен в русской драматургии как автор четырех больших пьес и трех одноактных. Он трагически погиб в возрасте 35 лет. Новаторские пьесы Вампилова произвели революцию в русской драматургии и театре.

Писатель создал образ героя своего времени, молодого, самоуверенного, образованного человека, переживающего крушение своих романтических надежд и идеалов. Автор осмелился в условиях жестких идеологических ограничений показать молодежь 1960-х годов как обманутое поколение. Своих героев писатель ставит в критические ситуации, когда от них требуется жить дальше, а смысла в этом они не видят.

Автор блестяще изобразил душный застой советской эпохи, когда всякая инициатива наказывалась, свобода отсутствовала, полной сил молодежи невозможно было проявить себя.

Оригинальность пьес Вампилова в том, что в их основу положен не драматический, а лирический конфликт. Это пьесы-исповеди, герои которых так ничего и не совершают, в пьесах нет трагического или остродраматического начала. Перед зрителем герой, который пытается разобраться в себе и в абсурде окружающего мира.

Главное в пьесах – процесс лирического самосознания человека. Вампилов попытался показать на сцене то, что нельзя сыграть, и у него получилось.

Пьеса “Утиная охота” (1971) – наиболее яркое и зрелое произведение А. Вампилова. В ней выражен основной, по мнению автора, конфликт его эпохи – девальвация духовных ценностей.

Главный герой пьесы – Виктор Зилов. Именно через призму его воспоминаний мы наблюдаем события пьесы. Полтора месяца из жизни Зилова – время, в которое происходит множество событий, апогеем которых становится похоронный венок от друзей вполне живому “герою своего времени”, “безвременно сгоревшему на работе Зилову Виктору Александровичу”.

Авторская позиция выражается через ремарки, что традиционно для драматургии. Ремарки Вампилова указывают режиссеру на однозначную интерпретацию того или иного героя, не оставляя свободы при сценической постановке.

Авторское отношение к героям прослеживается и в диалогах. Здесь оценочные характеристики окружающим дает больше всех Зилов. Ему – цинику и в целом легкомысленному, непредсказуемому гражданину – многое позволено, как разрешено было во все века шутам. Не зря над Зиловым смеются и шутят даже самые близкие друзья, порой очень зло.

К слову, окружение Зилова испытывает к нему какие угодно чувства, только не дружеские. Зависть, ненависть, ревность. И заслужил их Виктор ровно настолько, насколько их может заслужить каждый человек.

Когда гости спрашивают у Зилова, что он больше всего любит, Виктор не находит, что им ответить. Но друзья (как и общество, партия, государство) знают лучше нашего героя – больше всего он любит охоту. Трагикомизм ситуации подчеркивает художественная деталь (подобными деталями пестрит вся пьеса) – Зилов до конца воспоминаний не снимает, как маску, охотничьих принадлежностей.

Утиная охота для Виктора – воплощение мечты и свободы: “О! Это как в церкви и даже почище, чем в церкви… А ночь? Боже мой! Знаешь, какая это тишина? Тебя там нет, ты понимаешь? Ты еще не родился…” Больше чем за месяц до заветного дня он уже собран и ждет охоты как избавления, как начала новой жизни, как периода для передышки, после которого все станет ясно.

“Утиная охота” – пьеса о ценностях поколения “оттепели”, если говорить точнее, об их распаде. В системе характеров “Утиной охоты” нет положительных или отрицательных персонажей. Есть уверенный в себе Дима, страдающий от несправедливости бытия Зилов, вызывающая Вера и пребывающий в постоянном страхе Кушак. Есть несчастные люди, жизнь которых не сложилась и, кажется, не могла сложиться.

Вампилов – признанный мастер открытых финалов. Неоднозначно заканчивается и “Утиная охота”. Смеется Зилов или плачет в последней сцене, мы так и не узнаем.

 

Домашнее задание (теория литературы): выписать значение слов ремарка, монолог, трагический герой, открытый финал пьесы, кольцевая композиция.

 

Ответ на адрес: larisothka.409@mail.ru


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 91; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!