ТЕМА № 4. Специфика развития позднего модернизма. Новый брутализм, голландский структурализм, японский метаболизм.



Происхождение термина «новый брутализм». Необходимость «честного» использования материалов, правдивого отражения конструкции в структуре здания. Неоштукатуренный серый суровый бетон как пластичное средство, подчеркивающее выразительную форму здания и его тектоническую первооснову. Ле Корбюзье – марсельская жилая единица и Сен-Мари де ля Туретт. Социальное жилье в Великобритании в 1950-е-1970-е годы. Тенденция к увеличению протяженности жилых корпусов, аккуму­ли­рованию функций в едином комплексе. Жилой микрорайон «Барбикан». Изменение архитектурной иерархии. Представление о структуре как о ризоморфной амбивалентной системе. Нидерландский структурализм и японский метаболизм.

 

РЕКОМЕНДОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

Видео о Германе Хертцбергере (выложено в папке общего доступа)

2. ВИДЕО:

https://www.youtube.com/watch?v=usdUcwP9lT0

 

ТЕМА № 5. Архитектура «homo ludenz» и градостроительные утопии 1960-х годов.

Идея Йохана Хёйзинги о феномене игры и ее культуросозидающей функции. Игровая площадка ван Эйка как пространство, которое привлекает к участию в кол­лек­тив­ном дейст­вии не только детей, но и взрослых. Дискуссия о необходимости высвободить потенциал городского пространства гово­ри­ли. На смену homo economicus , «человеку экономическому» (то есть рядовому современному потребителю) должен прийти homo ludens, «человек играющий». Архитектура, не предопределяющая поступки, а вдохновляющая жителей города на участие в спонтанных акциях и действиях, словно актеров в театре. Практика, разработанная французскими членами «Ситуационистского интернационала» и Ги Эрнстом Дебором. Дрейф – разновидность бодлеровского фланерства, «техника быстрого пере­ме­ще­ния сквозь разнообразные среды», исследование городских кварталов, отвер­га­ющее заранее запланированные маршруты и контакты, опирающееся на случай и подсознательную мотивацию. Констант Ньивенхёйс и «Новый Вавилон». Образ разрастающейся без­гра­нич­ной мегаструктуры. Бумажные утопии Мишеля Рагона, Йоны Фридмана, Йонеля Шайна, Ива Кляйна

 

РЕКОМЕНДОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

1. СТАТЬЯ:

https://artsjournal.spbu.ru/article/view/2460/2251

ТЕМА № 6. Архитектурная ассоциация в Лондоне и ее влияние на развитие архитектурной практики последней четверти XX века.

Разочаровании в проектах застройки жилых районов 1950– 1960‐х годов и в методах периода послевоенной реконструкции. Новые урбанистические концепции. Архитектурная ассоциация и Альвин Боярски. Рафинированная, интеллектуальная, амбициозная, вольнолюбивая, и в то же самое время, лишенная высокопарности или фальши среда. «Decorative delirium»: дипломные работы Рема Колхаса, Элиа Зенгелиаса и Ричарда Роджерса. Аркигрем, «Plug-in City» (1964). Новые принципы проектирования: амбивалентность против одновалентности стиля; сложность и противоречивость против лаконизма; трудный порядок, хаос против вытроенного спланированного и предопределенного города. Нелинейность мышления: память как источник и сопровождение; радикальная эклектика и плюрализм – включение максимума кодов и знаков; возвращение орнамента и традиционного, эксплуатация новых технологий (компьютерная графика и т.д.)

 

РЕКОМЕНДОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

1. СТАТЬЯ:

https://artsjournal.spbu.ru/article/view/3481/3205

 

ТЕМА № 7. Становление постмодернистской архитектурной теории. Вентури, Дженкс, Росси.

Римский клуб и доклад «Пределы роста» 1972. Жан Бодрийар, понятие «агонии реальности» как результата развития средств массовых коммуникаций. Консервативная реакция и три новых подхода – контекстуализм (факторы среды), аллюзионизм (маркеры и знаки), орнаментализм (расширение круга архитектурных элементов). Ирония или радикальный китч. Особенности внутренней организации пространства в архитектуре постмодернизма. Структурный «суперманьеризм». Чарльз Мур и план дома Стерна в Вудбридже. Лесли Фидлер и статья «Пересекайте границу. Засыпайте рвы». «Мифология» Ролана Барта и появление интереса к семиотике. Французский постструктурализм, и установка на восприятие мира в качестве хаоса (Лиотар). «Сложность и противоречия в архитектуре» Роберта Вентури. Теория «крова и декорации на нем». Чарльз Дженкс. 1977. «Язык архитектуры постмодернизма» и пространство цитат. Семантика, синтаксис, метафора в архитектурной теории. Лингвистические законы: символическая архитектура, воспринимаемая с помощью кодов. Архитектурные метафоры, возвращенные к природе и человеку – антропоморфность и зооморфность. Идея самоорганизации системы и ее динамики, процессуальность архитектуры. Ирония, цитаты, китч.

 

РЕКОМЕНДОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 179; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!