Выполненные задания направить по электронной почте



Задания для самостоятельного изучения на период

с 23 марта 2020 г. по 29 марта 2020 г.

 

ЗАДАНИЕ 1 (теоретическая часть)

 

Изучить самостоятельно тему Южное Зауралье в бронзовом веке.

Вопросы темы:

1. История изучения бронзового века в Южном Зауралье.

2. Изменения в природе и климате во второй половине III – начале I тыс. до н.э. и их роль в изменении образа жизни южноуральцев бронзового века.

3. Археологические культуры бронзового века степей и лесостепей Южного Урала:

3.1. Древнеямная культура среднего бронзового века в Оренбуржье.

3.2. Памятники синташтинского типа рубежа среднего и позднего бронзового века.

3.3. Абашевская культура на Южном Урале.

3.4. Алакульская культура позднего бронзового века в Южном Зауралье.

3.5. Срубная культура позднего бронзового века на Южном Урале.

3.6. Федоровская культура позднего бронзового века в Южном Зауралье.

3.7. Алексеевская культура заключительного этапа бронзового века в Южном Зауралье.

3.8. Черкаскульская культура позднего бронзового века.

3.9. Межовская культура заключительного этапа бронзового века.

3.10. Бархатовская культура.

4. Основные итоги истории Южного Зауралья в бронзовом веке.

 

 

Текст для подготовки (извлечение из: Виноградов Н.Б. Южный Урал и Зауралье в древности и средневековье (Электронное издание): учебное пособие / науч. ред. А.В. Епимахов. – Челябинск: АБРИС, 2015. – 240 с.: ил.).

 

 

С первых веков III тысячелетия до н.э. и до VII века до н.э. часть древних народов Южного Урала жила в бронзовом веке.Более чем на тысячу лет основным материалом для  изготовленияорудий труда и предметов вооружения стал сплав меди с другими металлами, преимущественно с мышьяком или оловом, называемый бронзой.

Бронзовый век в различных районах Южного Урала наступил в разное время. В оренбургских степях (древнеямная культура) – с начала III тыс. до н.э. В степном Южном Зауралье – лишь с конца III тыс. до н.э.; в горнолесной части Южного Урала – в первые века II тыс. до н.э.

    Природа и климат региона в бронзовом веке. Жизнь людей в бронзовом веке, как и прежде, сильно зависела от природно-климатических условий и их изменений. Данные различных наук для степей Северного Казахстана и Южного Зауралья говорят о том, что во второй половине III – во II тысячелетии до н.э. климат несколько раз менялся. Последние века III и, особенно рубеж III–II тыс. до н.э. ознаменовались сильнейшей многолетней засухой, вызвавшей дальние и массовые миграции обездоленных скотоводческих племен. Оптимально влажный и теплый климат установился лишь примерно 3600 лет назад. Водоразделы между речными долинами вновь покрылись сочными травами. В значительной степени благодаря этому обстоятельству несколько столетий по берегам рек степей Южного Зауралья процветали племена скотоводов-пастухов алакульской культуры. Но, около середины II тысячелетия до н.э. в степях Казахстана вновь разразилась многолетняя засуха и из района бедствия во все стороны, в том числе и в Южное Зауралье, вновь хлынули стремительно терявшие скот племена. Позднее сильное падение уровня грунтовых вод археологи зафиксировали в памятниках Южного Зауралья в последние века II – в начале I тыс. до н.э. (по высоте площадок поселений этого времени относительно современного уровня воды в реках). Площадки поселений этого времени находятся порой лишь на полметра выше современного уровня воды в реке. Так что раскапывать их невозможно, поскольку в раскоп польется вода. Такие поселения автор наблюдал в окрестностях с. Неплюевка на берегу р. Яндырка в Карталинском районе Челябинской области и на поселении Устье, на берегу реки Нижний Тогузак..

Конечно, сказанное нельзя применять к жителям горных долин и даже предгорий Южного Урала с их многочисленными микроклиматами. С другой стороны, ученые объясняют причины передвижений лесных народов бассейна р. Оби – Иртыша на Южный Урал в конце бронзового века значительным увлажнением климата, выгнавшим обитателей таежных просторов на юг Урала.

    Народы Южного Урала в бронзовом веке, в зависимости от природного контекста, вели совершенно разный образ жизни. В глухих таежных районах, как и в прошлые эпохи, жили охотники-рыболовы. На юге зоны лесов Урала в хозяйстве населения сочетались как охота, рыболовство, так и проникшее сюда к этому времени из степей скотоводство. Степные племена Южного Урала на протяжении почти всего этого периода занимались исключительно скотоводством. Лишь в конце бронзового века на степных поселениях южноуральцев появляются следы занятия земледелием. У археологов наличие земледелия у древнего населения доказывается находками обугленных зерен злаковых культур (поселение Черкасы на юге Челябинской области).

Начало металлопроизводства на Южном Урале. Жизнь большинства неолитических южноуральцев - жизнь охотников - рыболовов, представляла собой дальнейшее развитие традиций, заложенных в предшествующую эпоху мезолита. Однако, на рубеже IV-III тыс. до н.э. на юге Урала впервые в его истории проникает население, владеющее навыками добычи медных руд, получения металла и изготовления из него разнообразных предметов.

Вы наверняка уже знаете о том, что 300 лет назад железо, чугун, медь, выплавленные из уральских руд на уральских заводах, впервые помогли русской армии стать непобедимой. С тех пор почти любой уралец знает о Демидовых - целой династии владельцев металлургических заводов в ХVIII - ХIХ веке. Но мало кто знает, что русские заводчики получили в наследство от древних обитателей Урала ... месторождения руд. 

Почти все заводы той поры работали на руде из месторождений, открытых по "чудским копям" - следам более древних горных разработок. Русские рудознатцы отмечали их по всему Уралу. 

Вот что писал тогда талантливый ученый-путешественник Иоганн-Петер Фальк о древних горных разработках в Оренбуржье: "Вся холмистая страна между Каргалинскими ручьями... исполнена обвалившимися копями древней чуди и оставленными горными работами, состоявшими по большей части или в ... ямах ... или в порядочных горных копях, со штольнями, штреками".

16О лет назад историк Петр Андреевич Словцов со слов ученого путешественника Ивана Ивановича Лепехина писал о следах древних горных работ на севере современной Челябинской и юге Свердловской областей: "При открытии Гумешевского рудника (у современного города Полевского) в 1731 году были найдены старинные выработки, рвы и углубления, а в них полусгорелая лучина, в стену воткнутая, рукавица и сумка из лосиной кожи, кайлы, молоток и тому подобные, из меди сделанные. В 177О году... на том же руднике найдена круглая шапка с собольим околышем... При соединении речек Багарыка и Синары замечены старинные копи на левом берегу последней." Часть этих медных месторождений разрабатывалась только в древности. 

Археологи до сих пор находят карьеры, оставшиеся от древних горняков. Один из таких карьеров (местные жители называют это место «Воровская яма») недавно был изучен учеными у поселка Зингейского в Кизильском районе Челябинской области. В 2012 году карьер для добычи медьсодержащих минералов открыли у с. Новониколаевка на р. Караталы-Аят. Целое «ожерелье» из древних медных месторождений открыто в ХХ веке в Восточной Башкирии: Никольское, Таш-Казган, Бакр-Узяк и др. В Оренбуржье это Ишкининский рудник, древние рудники в Еленовском районе, на р. Ушкатта. Медные рудники древних обитателей Южного Урала десятками открыты современными исследователями в Мугоджарах. Археологи уже приступили к их планомерному изучению. Еще большее количество древних копей уничтожено более поздними горняками за последние 300 лет. 

Древние горняки и металлурги Южного Урала получали медь из содержащих этот металл минералов - бледно-зеленого малахита и ярко-синего азурита или из так называемых медистых песчаников. 

Если вы думаете, что месторождения этих минералов есть везде, вы ошибаетесь. Соседние с Южным Уралом древние народы не имели своего металла. Так что Уральские горы стали поистине кладовой полной сокровищ для древних южноуральцев. "Малахитово-азуритовый пояс" месторождений, протянувшихся вдоль восточных отрогов южноуральских гор, более 5000 лет назад был замечен людьми, и оказал большое влияние на их жизнь. Здесь нужно сказать, что открытие это было сделано не местными охотниками-рыболовами.

Древнеямная культура в Оренбуржье. В описываемое время долины степных рек Оренбуржья и предгорья гор Южного Урала с многочисленными речушками и ручьями стали родиной для продвинувшихся сюда из Поволжья племен древнейших скотоводов, которые, в отличие от местных южноуральских племен, жили уже в бронзовом веке, вели подвижный (кочевой?) образ жизни, передвигаясь со стадами с пастбища на пастбище по строго определенному для каждой родовой общины маршруту в течение всего года. Лишь зимнее время они пережидали на сезонных зимних поселениях. Открывший в начале ХХ века первые могильники этих племен известный русский археолог В.А. Городцов за способ погребения умерших соплеменников в грунтовых ямах, назвал их «древнеямными».

Люди древнеямной культуры Волго-Уральского района по антропологическому облику были похожи на современных европейцев, в отличие от других современных им уральских народов. Как считают некоторые ученые, древнеямные племена и были теми загадочными «индоевропейцами», прародину которых искали многие десятилетия.

Древнеямные племена предпочитали разводить мелкий рогатый скот и лошадей, которые более пригодны для передвижения с пастбища на пастбище, и, кроме того, способны сами добывать корм зимой, разгребая снег до прошлогодней травы. Древнейшие повозки, колесный транспорт в районе Южного Урала появились впервые именно с приходом сюда древнеямного населения.

Древнейшие скотоводы Оренбуржья были первыми в районе Урала строителями дерново-земляных надмогильных сооружений - курганов. Археологи изучили в Оренбуржье довольно много древнеямных могильников (Болдыревский, Тамар-Уткуль, Герасимовка, Увак и другие). Сравнивая размеры курганов, сложность конструкции гробниц в них, облик и степень "богатства" вещей, сопровождавших погребенных, они сделали вывод о том, что общество древнейших скотоводов Южного Урала уже знало неравенство. Это и не удивительно. Борьба за пастбища в условиях неустойчивого климата с его периодическими засухами и другими проблемами неизбежно приводила к образованию больших военно-политических союзов, возглавляемых талантливыми, удачливыми вождями. Только соединенные военные ополчения племен вместе могли отстоять права и защитить от врагов отдельные скотоводческие семьи и роды. Сам подвижный облик их жизни предполагал частые контакты с соседями и, как следствие, обмен различными достижениями культуры и техническими открытиями.

    Археологи убеждены в том, что древнеямные металлурги-кузнецы заимствовали знания металлургии и металлообработки меди у кланов металлургов-кузнецов из района Кавказа. Почему именно у них? Дело в том, что у древнеямных скотоводов Южного Предуралья бытовали металлические изделия тех же типов, как и на Кавказе. Сходны они и по химическому составу металла. И на Кавказе и в Южном Предуралье в состав металла добавлялся мышьяк. Но на Кавказе эти предметы появились раньше, чем на Южном Урале.

    Какая-то часть вчерашних кочевников "осела" на землю в предгорьях Южного Урала. Сейчас это место находится в 50км севернее Оренбурга, вдоль речушки Каргалы. Здесь находятся гигантские по площади (500 кв. км) древние и старинные разработки медных руд (примерно 15 000 шахт и карьеров), которые с перерывами разрабатывались в III–II тыс. до н.э. и в ХVIII веке. Начало разработке Каргалинских рудников положили горняки-металлурги именно древнеямной культуры Волго-Уралья. Но наиболее активно эти рудные источники разрабатывались во второй половине II тыс. до н.э., в позднем бронзовом веке. Известный ученый - археолог и историк металлургии – Евгений Николаевич Черных изучил здесь уникальное поселение древних металлургов – Горный I и установил, что оставлено оно было людьми так называемой «срубной культуры». В ходе раскопок этого поселения было обнаружено большое количество обломков медных горнопроходческих орудий типа кирок. С их помощью горняки выбирали линзы медьсодержащих минералов на глубину до 45 м. Археологи исследовали на поселении Горный I рудный двор, где складировалась и готовилась к плавке руда, и своеобразные святилища древних горняков. Южноуральцы бронзового века впервые основательно потревожили залежи медьсодержащих минералов. Только на Каргалинских рудниках в бронзовом веке было добыто от 1 миллиона до 3 миллионов тонн медной руды и было выплавлено из них более 200 000 тонн меди. Это потребовало особой организации общин, занимавшихся металлургией и металлообработкой. Но об этом позднее. Уже древнеямные кузнецы в III тыс. до н.э. были настолько искусны, что могли изготавливать предметы, в которых одна часть была из меди, а другая - из метеорного железа. Эти изделия изредка находят в погребениях выдающихся людей древнеямной культуры. Е.Н. Черных, изучив Каргалинские древние рудники, считает, что именно здесь необходимо создать заповедник, где современники могли бы убедиться в том, что история их древних предшественников была и достойной и славной.

Интересно и то, что восточнее территории, занятой древнеямными скотоводами, в одно и то же с ними время, жили фактически еще в каменном веке, а, по мнению археологов, в меднокаменном веке, потомки местного населения – носители ботайской, терсекской, и суртандинско-кысыкульской энеолитических археологических культур Северного Казахстана и Южного Урала. Казалось бы, и у них, с такими соседями как древнеямные племена, также должна быть хорошо развита металлургия меди. Однако, на их поселениях медные предметы и следы плавки меди почти не известны. Некоторые археологи думают, что местные народы, жившие здесь и прежде, говорившие на праугорских языках, и пришельцы - древнеямные племена, которых часть ученых считает древнейшими индоевропейцами, стали непримиримыми врагами и практически не общались.

    Бронзовый век - первая эпоха в истории Южного Урала, когда археологи могут уверенно говорить о переселениях сюда больших групп людей из разных районов.    Для большей части степей и лесостепей Южного Зауралья и Северного Казахстана бронзовый век - это история живших во времени относительно последовательно групп племен, известных археологам как алакульские, федоровская и алексеевская археологические культуры.Формированию алакульских культур Южного Зауралья, Северного Казахстана, предшествовала краткая, но очень яркая история сравнительно немногочисленной группы населения, переселившейся сюда из степей между Волгой и Уралом, оставившей после себя поселения и могильники так называемого «синташтинского типа».

Новые пришельцы обживают степи Южного Зауралья. С 1980-х годов археологи изучают в степях Южного Урала укрепленные рвами и оборонительными стенами древние поселения. Их относят ко времени бронзового века между 4100–3800 лет от наших дней. Особую известность приобрели тогда раскопки поселения и могильника на реке Синташта на юге Челябинской области.

Археологам тогда очень помогли ...специалисты по расшифровке снимков поверхности Южного Зауралья, сделанных с самолета. А подобные снимки имеются у геологов на все районы страны. Именно приборы аэрофотодешифровщиков – стереоскопы – позволили открыть, казалось, навсегда потерянную в веках историю людей, которые имели странное обыкновение жить исключительно за оборонительными стенами.

Поздней осенью – ранней зимой 1986/1987 гг. автор этих строк познакомился с двумя милыми женщинами-геологами: Ией Михайловной Батаниной и Нинель Викторовной Левит. Они занимались дешифровкой аэрофотоснимков для нужд южноуральской геологии, а наша экспедиция к тому времени уже несколько лет раскапывала укрепленное поселение бронзового века Устье I на границе Карталинского и Варненского районов Челябинской области. И мне было любопытно увидеть, как руины планировки древнего Устья выглядят на аэрофотоснимке. По этому поводу мы и встретились с И.М. Батаниной несколько раз. Она нашла нужный аэрофотоснимок, и мы вместе насладились невероятным для археолога зрелищем – общим видом укрепленного поселения Устье: светлым фототоном развалов оборонительных стен, темными полосками рвов. Через неделю Ия Михайловна позвонила мне и сообщила, что нашла 14 подобных объектов.

Так зимой 1986/1987 гг. было сделано выдающееся открытие – одно из самых ярких не только в археологии страны, но и в мировой археологии ХХ века. И сделала это открытие геолог, дешифровщик аэрофотоснимков Ия Михайловна Батанина. Следующим летом (1987 года) мы со студентами-археологами и коллегами-топографами с естественно-географического факультета ЧГПИ уже снимали инструментальные планы нескольких открытых И.М. Батаниной укрепленных поселений (Устье, Родники) в Варненском и Карталинском районах, Черноречье III в Троицком районе и произвели разведку на укрепленном поселении Ягодный Дол на р. Бирсуат в Брединском районе. Археолог Владимир Петрович Костюков выполнил эту работу для укрепленного поселения Журумбай в Карталинском районе.

Укрепленное поселение Аркаим. Тем же летом 1987 года в засушливых степях на юге Челябинской области двое школьников, работавших в археологической экспедиции ЧелГУ, зажгли звезду Аркаима. Если говорить более приземленно – они случайно наткнулись на развалины, которые археологами были определены как руины еще одного укрепленного поселения, существовавшего около 4000 лет назад, в бронзовом веке. Возвращаясь к укрепленному поселению Аркаим после всего сказанного выше, отметим вот что. До находки Аркаима, названного так исследователями по названию расположенной неподалеку горы, укрепленные поселения бронзового века такой степени сохранности, практически без следов разрушений его современными людьми, археологам еще не встречались. На аэрофотоснимках еще до раскопок просматривалась четкая концентрическая структура – почти идеальный круг.

Проблема была в другом. Найденный памятник находился в зоне затопления практически построенного Караганского водохранилища, должен был быть затоплен и, конечно, по этой причине потерян для науки. Археологи ЧелГУ, опираясь на широкую общественность, сделали невозможное. Правительство страны остановило стройку. Укрепленное поселение было спасено для науки. В период неопределенности исхода борьбы за Аркаим археологи приложили максимум усилий для его изучения. Объединенными усилиями было спешно исследовано более 8000 кв. м площади поселения – невиданные масштабы раскопок для памятников бронзового века в наших местах.

Нельзя сказать, что ранее укрепленные поселения бронзового века в Южном Зауралье не были известны. Еще в конце 1940-х годов археолог Константин Владимирович Сальников изучал у Магнитогорска так называемое Мало-Кизильское селище с явными следами оборонительных укреплений. В начале 1970-х годов археолог Владимир Савельевич Стоколос раскапывал укрепленное поселение бронзового века у с. Кизильское, на старичной протоке р. Урал.

Укрепленное поселение на р. Синташта. В начале 1970-х годов археологами Уральской археологической экспедиции под руководством выдающегося уральского археолога Владимира Федоровича Генинга было начато исследование Синташтинского укрепленного поселения на р. Синташта (Сынтасты) в Брединском районе Челябинской области (рис. 146). Название реки, кстати, с казахского переводится как «Могильная».

    К сожалению, большая часть поселения была за прошедшие тысячелетия уничтожена, – смыта разливами реки. Но и то, что сохранилось, потрясло археологов. Первоначально округлая площадка, как установили ученые, была опоясана двумя линиями обороны. Каждая состояла из уступчатого рва и расположенной за ним стены сложной конструкции. При ее возведении использовались не только дерево, земля и дерн, но и, как считают исследователи, глиняные блоки. Внешняя стена была, как бы составлена из бревенчатых срубов, поставленных по кругу, заполненных землей и покрытых с наружной стороны глиной. Никогда до этого времени в южноуральских степях ни один народ не строил ничего подобного! Ученые полагают, что стены Синташтинского укрепленного поселения в высоту достигали 3,5 м. Несколько ворот позволяли свободно проезжать разнообразным повозкам. К линиям обороны изнутри были пристроены трапециевидные в плане помещения, стены которых, как полагают исследователи, выкладывались из глины. Продольные стены были общими для соседних помещений. Внутри каждого из помещений – по нескольку комнат, составлявших жилую часть. Но в каждом из помещений была и хозяйственная часть, где размещался колодец, печи купольного типа, а также ямы хозяйственного назначения. В каждом из описанных помещений, по мысли исследователей, жило по 20–30 человек из нескольких поколений близких родственников.

Укрепленное поселение у с. Черноречье. Другое подобное укрепленное поселение этого же типа известно археологам у с. Черноречье в Троицком районе, при впадении в р. Уй р. Черной. Здесь площадка, ограниченная оборонительными стенами и рвами, прямоугольная в плане. Вдоль внутреннего края оборонительных стен расположены «массивы» помещений, разделенных засыпными стенами. Древние строители, для усиления системы обороны, равномерно подрезали край площадки поселения, обращенный к реке Черной, сделав его более крутым. Рядом было достаточно места для обустройства кладбища, но обитатели древнего Черноречья предпочли основать его … на противоположном берегу реки Черной, что, согласитесь, более неудобно и трудоемко, если говорить об организации погребений, поминальных обрядов и т.д.  

Ученые видят в этом факте отражение верований, согласно которым мир живых и потусторонний мир – мир мертвых, должна разделять водная преграда, как позднее считали древние греки и римляне.

Синташтинский могильник. Недалеко от стен Синташтинского поселения, к северу от него, археологи практически случайно открыли могильник, принадлежавший жителям поселения. Могилы располагались группами. Каждую группу отличало тяготение могил, расположенных по краям, к некоему центру. Скорее всего, каждая из этих групп была кладбищем одной большой семьи, занимавшей на поселении одно помещение.

Деревянными клиньями древние строители отделяли пласты твердой глины с камушками, отрывая, таким образом, огромные по объему ямы, в которых собирали подготовленные заранее срубы или конструкции из бревен и тесаных досок – порой двухэтажные гробницы – «дома мертвых». Скорее всего, их стены украшали войлоками. Ими же выстилали и дно.

Погребенных людей хоронили в одежде, с украшениями, орудиями труда или вооружением либо «в позе спящего» на боку скорченно, с кистями рук у лица, либо на спине с поднятыми в коленях ногами. Два погребения вообще изумили археологов. Кости людей, видимо погибших вдали от родных мест и похороненных не сразу, были аккуратно сложены в некую кожаную, деревянную (или из коры?) емкость. Сверху поместили череп погребенного. В остальном здесь все было, как и в других погребениях.

В углубления пола нескольких деревянных гробниц Синташтинского могильника были поставлены по два деревянных колеса, снабженных спицами. Интересно то, что в противоположной от колес стороне пола подобных гробниц часто устанавливались на основания головы двух коней. Рядом парами укладывались их обрубленные ноги, и все это сооружение покрывалось конской шкурой. У голов коней находились и уцелевшие через тысячелетия остатки узды – роговые диски с отверстием в центре и шипами с одной стороны. Смысл этого ритуала и облик самих повозок не ясны и до сих пор.

Одни ученые считают, что в гробницы ставили самые настоящие боевые колесницы, а погребенные в них были знатными воинами, управлявшими жизнью общины. Тем более что в этих же могилах часто находились и дорогостоящие предметы вооружения – увесистые боевые бронзовые топоры с бойком на тыльной части обуха. Такими топорами можно было и с врагом справиться и применить для лишения жизни коня или быка при совершении священных ритуалов. Изящные бронзовые наконечники копий, обоюдоострые кинжалы, каменные и бронзовые наконечники стрел дополнили представления археологов о вооружении древних воинов.

Однако другие археологи полагают, что речь может идти скорее не о помещении полностью двухколесных повозок в эти гробницы, а о том, что это были лишь колеса, вкопанные на четверть диаметра в пол. «Кузовом» подобной повозки, как думали древние люди, была … сама деревянная гробница, которую вместе с погребенным «кони» влекли в «Страну мертвых». Она, судя по тому, в какую сторону горизонта были повернуты головами погребенные взрослые люди и морды коней, находилась в северной части горизонта. В гробницах были найдены и специально устроенные деревянные отсеки-лари, забитые головами, ногами (и шкурами?) домашних животных. Туши убитых бойками боевых топоров коней укладывали и на деревянное перекрытие гробниц (до шести в одной могиле). Кроме коней для жертвоприношений использовали быков, овец и собак. Они должны были возродиться в следующей жизни или стать приношением могучим богам.

Раскапывая этот могильник и подобные ему этого же времени и народа археологи не переставали удивляться, насколько сложны здесь погребальные обряды и богат инвентарь. Было выдвинуто предположение, что найденный на реке Синташта древний могильник содержал лишь погребения знатных людей, прежде всего воинов-колесничих, которые не только храбро сражались, но и руководили жизнью общины. Но с этим утверждением согласны не все.

Могильник Кривое Озеро у с. Черноречье Троицкого района. Археологи Челябинского государственного педагогического института еще в 1980-е годы изучили в этом могильнике, названном по близко расположенной старице р. Черной «Кривое Озеро», четыре кургана, а под ними более 50 синташтинских погребений и могил чуть более позднего, но связанного с «синташтинцами» петровского этапа истории алакульской культуры Южного Зауралья.

Раскопки могильника порадовали археологов. Остатки нескольких колесниц, помещенных в деревянные, порой двухэтажные, гробницы, 11 роговых псалиев – нащечников – деталей узды колесничных коней, бронзовые кинжалы, наконечник копья, разнообразные украшения, около 200 керамических сосудов – все эти остатки исчезнувшей давно жизни стали активно изучать ученые различных специальностей: археологи, археозоологи, антропологи, историки металлургии и многие другие.

Схожую картину увидели и археологи, исследовавшие синташтинские могильники на р. Карагайлы-Аят в урочище Каменный Амбар, у с. Степное на реке Уй, Большекараганский могильник на р. Караганке в окрестностях известного укрепленного поселения Аркаим.

В Северном Казахстане на рубеже 1960-1970-х гг. археолог Геннадий Борисович Зданович открыл целую серию укрепленных поселений позднего бронзового века: Петровка II, Новоникольское I, Боголюбово I. Первым из них было поселение Петровка II, поэтому подобные памятники стали называть «петровскими». Со временем выяснилось, что люди, оставившие их, жили чуть позднее, чем «синташтинцы» в Южном Зауралье.

Загадочные строители укрепленных поселений. К настоящему времени известно 23 подобных Синташте, Аркаиму укрепленных поселения, оставленных одним и тем же населением примерно в одно и то же время. Полосой с севера на юг расположились они вдоль восточных предгорий Южного Урала: от реки Уй до севера Оренбургской области. Ученые вели большие работы на семи из них.

Кем были и откуда пришли строители загадочных укрепленных поселений? Они пришли в Южное Зауралье с запада примерно в ХХI в. до н.э. Мы никогда не узнаем, как они в действительности себя называли, - нет данных. Но, едва появившись, они выстроили впервые в истории этих степей огромные поселения, обнесенные стенами и рвами. Если посмотреть на них сверху, то окажется, что стены и рвы окружали округлую или овальную площадку. В помещениях, расположенных рядами вдоль стен с внутренней стороны, могло жить одновременно по разным подсчетам от 800 до нескольких тысяч человек.

Привыкшие жить небольшими группами родственников на столь же небольших стоянках, местные жители присматривались к огромным по меркам того времени крепостям. Можно только догадываться, какие они испытывали чувства при этом: удивление, страх или почтение? И было от чего! Если местные народы были охотниками-рыболовами и собирателями, то завоевателей кормило скотоводство и производство меди-бронзы.

Уже первые раскопки выяснили, что большинство из синташтинских поселений обживались и перестраивались, по меньшей мере, дважды. Часто после разрушения синташтинских поселений на их месте строились подобные. Предметы, оставленные в них, убедили ученых в том, что поселения были вновь отстроены уже петровским (раннеалакульским) населением.

Укрепленные поселения строились по заранее разработанным планам. Почему археологи так считают? Вот некоторые из доказательств. Размеры помещений в пределах одного поселения практически одинаковы. Колодцы, имевшиеся в каждом помещении, находятся каждый на строго размеченном месте, и если встать перед одним из них, все колодцы окажутся на одной линии. Это возможно только при условии, что линия колодцев была размечена до строительства стен.

    Использовались разнообразные строительные материалы: дерево, камень, глина, земля. Во рвах этих поселений имелись проходы к воротам. Сами стены устраивались по-разному. В качестве их каркаса применялись деревянные или глинобитные конструкции. Затем эти каркасы засыпались грунтом. Вдоль стен изнутри пристраивались дома. Их справедливее назвать помещениями, потому что они не стояли отдельно друг от друга. Их разделяли засыпные стены, а соединяли проходы в этих стенах. Помещения были перекрыты общей кровлей.

Если укрепления поселения оконтуривали округлую в плане площадку, то помещения строились трапециевидные в плане. Они располагались также по кругу вдоль стены или в два круга с незастроенной площадкой в центре. Если укрепления ограничивали прямоугольную площадку, то два ряда прямоугольных помещений пристраивались с внутренней стороны вдоль длинных стен. Между ними располагалась центральная улица. Если ряды помещений ориентировались вдоль коротких стен, то улиц было несколько. Для сооружения каждого из подобных помещений отрывался неглубокий котлован. Вдоль его краев вкапывались вертикальные столбы, которые удерживали горизонтальные бревна стен. Из помещений можно было выйти на внутреннюю улицу. Выходы не имели ступенек и выглядели как пологие подъемы – пандусы. Полы выполнялись из дерева, стены в жилой части, возможно, штукатурились. Кровля над этими помещениями, скорее всего, была плоская, с наклоном внутрь поселения. Вряд ли можно себе представить помещение без световых окон в кровле, легких перегородок, деливших его на отсеки. Предполагается, что в каждом помещении жила большая семья из нескольких поколений близких родственников.

  По разным причинам и в разное время эти укрепленные поселения были оставлены людьми. Аркаим, например, пришел в запустение вскоре после сооружения. На других поселениях, существовавших дольше, остались следы обычной жизни. Люди, жившие здесь тогда, занимались пастушеским скотоводством. В их стадах был крупный и мелкий рогатый скот, лошади. Тысячи костей домашних животных подтверждают это. Обломки керамики, костяные и каменные изделия повествуют о жизни, обычной для степных народов того времени.

До сих пор над развалинами этих укрепленных поселений витает дух волшебства-колдовства. Раскапывая похожее на Аркаим укрепленное поселение Устье на границе Варненского и Карталинского районов Челябинской области, ученые встретили странные скопления костей домашних животных. Представьте себе аккуратно уложенные под полом помещения в глубокой яме по кругу 12 черепов коров, лошадей и овец. Внутреннее пространство круга было заполнено плотно уложенными костями ног тех же животных. Конечно, перед нами жертвенник, – остатки ритуальной трапезы обитателей поселения, а кости принадлежали жертвенным животным. По древним верованиям в подобной трапезе незримо участвовали и боги. Подобные жертвенники многочисленны, встречаются как на поселениях, так и на могильниках и имеют различный вид. Это может быть и захороненная перед входом в помещение собака. Внутри помещений, под полами были найдены погребения детей. Это также остатки обрядов, при совершении которых определенные дети при определенных условиях должны были быть похоронены именно здесь.

Металлопроизводство в жизни обитателей укрепленных поселений. Одно обстоятельство удивило археологов во время изучения загадочных укрепленных поселений бронзового века в Южном Зауралье более всего: огромное количество находок, связанных с металлургией и обработкой бронзы. Это были куски медьсодержащих минералов - малахита и азурита, металлургические шлаки, слитки металла, заготовки и разнообразные готовые орудия: обломки рудотерок, каменные песты и молотки разных размеров, керамические изложницы (неглубокие тарелки, в которые разливался расплавленный металл) и другие предметы.

Во всех помещениях рядом с колодцами они постоянно находили округлые выкладки из прокаленных камней, от которых к колодцам шла канавка. Оказалось, что выкладки - это основания небольших глинобитных печей. Их свод имел вид полусферы. В подобных печах не только готовили пищу, но и плавили металл. В этом случае печь загружалась древесным углем вперемешку с готовым к расплаву ломом металла, либо порцией истертой до порошкообразного состояния медной руды. Для достижения необходимой температуры в печь вдували воздух при помощи специального меха, соединенного с печью глиняной или деревянной трубкой - соплом. Воздух мог поступать в печь и из колодца. Археологи и историки металлургии выяснили, что при определенных условиях это было возможно, благодаря разнице температуры у поверхности воды в колодце и наверху.

     Итак, в каждом помещении - по металлургической печи. Древние мастера умели ковать бронзовые предметы, отливать их в каменных или керамических формах, сваривать. В раскопанных около укрепленных поселений могильниках изредка встречаются погребения мастеров - металлургов. По данным ученых, в каждом пятом погребении людей этого народа находятся инструменты металлопроизводства, медная руда или металлургический шлак. В окрестностях некоторых из укрепленных поселений найдены и древние рудники. Геологи сравнивали добытую из них руду с образцами руды из развалин укрепленных поселений. По составу они оказались очень близкими.

Так что уже около 4000 лет назад в степях Южного Зауралья жил народ, одним из основных занятий которых, помимо скотоводства, была металлургия и обработка бронзы. 

Кланы металлургов-кузнецов. Помните, мы уже говорили, что любой древний народ имел свое "лицо" (определенным образом обустраивал жилье и могилы, использовал одни и те же по форме и орнаменту глиняные сосуды и так далее)? «Синташтинцы» – обитатели укрепленных поселений, будто решили посмеяться над археологами! В орнаментах их глиняной посуды переплелись черты нескольких  народов. Некоторые ученые объясняют это тем, что описанные поселения были оставлены переселявшимися в то время с запада на восток народами с различной керамикой. Но есть и другое предположение. Дело в том, что древние металлурги и кузнецы передавали тайны своего ремесла по наследству, из поколения в поколение. Этнографы, изучавшие, как живут и работают кузнецы у народов, чей образ жизни еще недавно был близок к древнему, установили, что даже жен кузнецы предпочитали брать только из семей кузнецов, даже если это был клан кузнецов соседнего народа, чтобы тайны ремесла не стали известны непосвященным. Перейдя жить в семейный клан мужа, жена продолжала изготовлять глиняную посуду, как это было принято у женщин ее народа. Может быть, этим и объясняется разнообразие орнаментов на посуде из загадочных поселений? Возможно, основное население укрепленных поселений и составляли члены кланов горняков- металлургов-кузнецов?  

    Знаете ли вы, чем отличается ремесло от волшебства? Подумаем вместе. Конечно, волшебство предполагает власть колдуна над кем-то или чем-то, предполагает общение с духами, богами. Именно волшебством и были в глазах современников древняя металлургия и обработка металлов. В самом деле, как можно спокойно относиться к превращению зеленого камня в расплавленное "солнце", а затем - в золотистую бронзу! Конечно, это сплошное волшебство, колдовство. Так и воспринимали кузнецов-литейщиков народы, которые еще сравнительно недавно жили жизнью, похожей на жизнь древних людей. Древние  металлурги считали металл "ребенком", родившимся от брака металлургической печи с воздухом, который нагнетался в нее при помощи мехов. Волшебными и, конечно, живыми, равноправными с мастером участниками колдовства считались и инструменты, особенно литейные формы и сопла (глиняные или деревянные трубки, соединявшие меха с печью). Раскапывая укрепленные поселения начала бронзового века в Южном Зауралье, археологи не перестают удивляться тому, что среди многочисленных следов работы с рудой и металлом почти нет литейных форм и сопел. По раскопкам в других местах известно, что вышедшие из строя сломанные литейные формы и другие принадлежности металлургии древние мастера хоронили, как людей. Находка подобного "клада" обломков литейных форм заключительного этапа бронзового века, была сделана на берегу Первого озера в черте г. Челябинска.

Ученые считают, что уже в эту эпоху мастера могли создавать различные виды бронзы: один состав для изготовления оружия, другой - для украшений. Какие же это "дикари"! Это сейчас у нас в распоряжении и книги и приборы. Знания древних предшественников приобретались в ходе многочисленных опытов, превращаясь в обряд, в колдовство. Огненное ремесло и тогда было невозможно без мер и весов, без знания пропорций. Это отразилось не только во внешнем виде предметов той поры, но и в правильности очертаний поселений в целом, строгости внутренней застройки. Конечно, оборонительные укрепления, прежде всего, использовались для защиты поселений от врагов. Но было у них и другое назначение – выполнять роль своеобразной магической черты, границы, которая отделяла мир колдунов-металлургов от обычных людей, смотревших на них со страхом и поклонением.

«Синташтинцы» не только изготавливали бронзовые предметы, но и были участниками караванов (с металлическими изделиями?) к соседним и весьма далеким народам. Откуда мы узнаем об этом? Дело в том, что они (вынужденно?) оставляли могилы своих сородичей далеко от родных мест, на чужих кладбищах от Западной Сибири до Поволжья. Почему там эти могилы должны считаться могилами южноуральцев? Каждый народ хоронил своих умерших сородичей по-своему, и археологи, увидев почти полное их сходство с южно-уральскими, поняли, что эти люди туда пришли с Южного Урала.

Около 3800 лет назад строительство укрепленных поселений металлургов – кузнецов в Южном Зауралье прекратилось и в бронзовом веке более не возобновлялось. По каким-то причинам необходимость в них отпала. Нет, огненное ремесло не исчезло. Просто оно стало другим, по другому организованным. Вряд ли ученые придут к одному мнению, обсуждая причины прекращения строительства этих поселений. Но поразмышлять над этим стоит. По поводу назначения укрепленных поселений бронзового века на Южном Урале существуют и другие точки зрения. Не удивляйтесь, встретив их. Постарайтесь сопоставить мнения и принять чью-либо точку зрения. И последнее об укрепленных поселениях. В районах восточнее Южного Зауралья – в Северном Казахстане и в Среднем Притоболье традиция сооружения укрепленных поселений продолжалась еще несколько веков.

Археологи видят синташтинское общество по-разному. Одни полагают, что это скотоводческое общество с сильной степенью милитаризации, руководимое военной элитой. Другие считают, что общество синташтинцев было обществом равных, что не исключало власти вождей, хотя и по этому вопросу среди ученых нет единства мнений. Наконец, есть мнение, что причины равенства и непомерного богатства всех членов синташтинского общества нужно опять-таки искать в металлопроизводстве, в его магическом оформлении.

 Синташтинцы не только создали уникальное общество колдунов - металлургов и кузнецов. Они были одними из первых народов в степях Евразии, создавших легкую деревянную двухколесную колесницу, запряженную двумя конями. Они изобрели и оригинальную упряжь для колесничных коней. Ее центральной частью были роговые пластины (диски или сегменты) - нащечники с одним или несколькими отверстиями и шипами с одной стороны. Шипы прилегали к губам лошади. Нащечники, соединенные с ремнями узды и поводьями, позволяли строго управлять одновременно парой лошадей. Одни археологи считают, что колесницей мог управлять один воин-возничий. Чтобы эффективно управлять лошадьми колесницы ему было необходимо обмотать поводья вокруг пояса, освободив, таким образом, руки для оружия (копья, лука). Другие ученые полагают, что в кузове колесницы находилось два человека. Один из них управлял конями. Второй выполнял функции воина. 

Достижения культуры синташтинцев (технология строительства отдельных домов и поселений в целом, планировка и устройство могильников и отдельных гробниц в них, навыки скотоводства, технология гончарства, производства металлов), - все это было чрезвычайно быстро воспринято местными племенами. По принципу эстафеты культурные достижения южноуральских «синташтинцев» распространились на степи Северного, Центрального Казахстана. Вчерашние охотники-рыболовы очень быстро превратились в пастухов алакульских культур отдельных территорий, живших оседло и унаследовавших от «синташтинцев» тайны «огненного ремесла».   

    Абашевская культура бронзового века на Южном Урале. В то время, когда «синташтинцы» осваивали богатое медными месторождениями Южное Зауралье, в лесостепях современной Башкирии уже жили пришедшие с запада, из Поволжья другие завоеватели - племена абашевскойкультуры. До сих пор ученые не могут определенно сказать, откуда они пришли в Поволжье и с какой целью. Археолог из Уфы, Владимир Степанович Горбунов считает, что абашевские племена родом из Центральной Европы, а пришли они на Южный Урал по лесостепям все за тем же металлом, что и «синташтинцы». Через Поволжье они прошли так быстро, что не оставили даже поселений,- только курганные могильники, под которыми в могилах захоронены в необычной позе - на спине, с поднятыми в коленях ногами, погребенные «абашевцы».

На Южном Урале они устроились основательно. Хорошо известны их поселения с обильными следами как скотоводства, так и металлургии бронзы (Береговские поселения, поселение Тюбяк и другие) и могильники, где, помимо самих погребенных, найдена необычная для здешних мест, богато орнаментированная керамика. «Абашевцы» не просто соседили с «синташтинцами», но и активно с ними смешивались. Скорее всего, были ими поглощены.

Небольшая часть абашевских металлургов-кузнецов была оттеснена в горно-таежные районы Южного Урала. Археологи узнали об этом во время исследования городища раннего железного века Серный Ключ у г. Нязепетровска. Здесь, под руинами городища раннего железного века неожиданно обнаружились остатки металлургического горна, характерная абашевская керамика, принадлежности металлурга и готовые металлические предметы, отложившиеся здесь ранее на тысячу лет. 

Абашевское время на Южном Урале длилось очень недолго. В Южном Зауралье достоверно известно лишь одно поселение – сгоревшее в пламени пожара и военного конфликта (?) «Мало-Кизильское селище», расположенное недалеко от современного города Магнитогорска. Керамика из культурного слоя этого поселения определена как абашевская. Здесь же еще в 1920-е годы случайно был найден так называемый «Верхне-Кизильский клад» - собрание самых различных металлических вещей. Скорее всего, «клад» был своеобразной сокровищницей, копившейся в течение длительного времени и спрятанной в сложные дни его истории. Основная территория расселения «абашевцев» находилась в более западных районах Башкирии.

Алакульская культура бронзового века. «Синташтинцы» очень серьезно повлияли на процесс формирования нескольких групп археологических культур бронзового века степей Южного Зауралья и Казахстана, в частности, сразу нескольких алакульских культур, объединенных исследователями в алакульскую культурно-историческую общность. Каждая из алакульских культур прошла за свою историю несколько этапов. Какое-то время население алакульских культур Южного Зауралья и Северного Казахстана продолжало традицию строительства укрепленных поселений.

В Южном Зауралье масштабно изучено укрепленное поселение Устье I. Верхняя часть его культурного слоя содержит руины укрепленного поселения алакульской культуры (раннего – петровского этапа его истории). В это время на внутренней, прямоугольной в плане площадке, ограниченной стенами и рвами, вдоль внутреннего края длинных сторон обводной стены были сооружены два массива помещений под единой кровлей. Помещения разделяли засыпные стены. Внутреннее пространство каждого помещения было разделено на жилую и хозяйственную части. Центром хозяйственной части был колодец и расположенная рядом печь. Легкие вспомогательные навесы, пристроенные к помещениям, были обращены к своеобразной улице между массивами помещений. В оборонительных укреплениях было не менее двух проходов – проездов для колесного транспорта и проходов для людей. Исследование Устья показало, что алакульское население Южного Зауралья переняло и творчески переработало синташтинское культурное наследие.

Десятки не укрепленных алакульских поселений (селищ) и курганных могильников известны ученым в степях и лесостепях Южного Зауралья. И сейчас по берегам степных рек, например, Караталы-Аят в Варненском районе, в окрестностях сел Кулевчи, Катенино, у современных сел Карталинского района (Вишневка, Красный Яр), по реке Черной в Чесменском районе и в других степных районах Южного Зауралья можно увидеть руины поселений бронзового века – оплывшие за тысячелетия котлованы построек, расположенные то в «улицу» вдоль берега, то беспорядочной, на первый взгляд, группой.

Древние Кулевчи. Одно из подобных поселений, условно названное «Кулевчи III» в конце 1970-начале 1980-х гг. археологи Геннадий Борисович Зданович и Николай Борисович Виноградов исследовали на левом берегу реки Караталы-Аят в 9 км восточнее современного села Кулевчи. Поселение существовало в бронзовом веке, в течение нескольких столетий – примерно с ХIХ по ХV в. до н.э. и связывается с различными этапами истории алакульской культуры Южного Зауралья.

Хозяйство людей из древних Кулевчей было основано на пастушеском скотоводстве. Тучные стада крупного рогатого скота, овец, коз паслись на приречных лугах. В ходе раскопок ученые обнаружили свидетельства поклонения домашним животным – жертвенники под полами построек, состоявшие из определенных частей туш животных, а также несколько погребений детей под полом помещений – также материальные остатки древних верований. Погребения детей под полами помещений были изучены археологами и во время раскопок укрепленного поселения Устье I. Что изумило исследователей – так это количество находок, связанных с производством меди – бронзы и изделий из них. Это, в первую очередь, небольшие металлургические печи с дымоходом. Исследование материалов этого поселения в различных научных центрах нашей страны показало, что назначение более ста каменных орудий, связано с металлургией и обработкой меди-бронзы: песты и плиты для дробления и растирания медьсодержащих минералов, различного веса и назначения молотки, молоты, разнообразные абразивы. Найдены медные слитки, проковки-заготовки, разнообразные медные и бронзовые орудия труда (ножи, ножи-пилы, серповидные орудия, долота-стамески, тесло, шилья, крюки), предметы вооружения (вислообушный топор) и украшения (крестовидная привеска, пронизь).

Все сказанное выше в полной мере относится и к раскопанному Н.Б. Виноградовым могильнику Кулевчи VI, который был оставлен обитателями древних Кулевчей. Погребенные в могильнике девочки и молодые женщины были буквально усыпаны разнообразными металлическими украшениями, изготовленными искусными кузнецами.

Исследование металлических изделий из раскопок древних Кулевчей, проведенное историками древней металлургии и металлообработки, показало, что большинство металлических предметов изготовлено из чистой меди, без легирующих добавок. Среди них преобладают слитки и полуфабрикаты. Готовых изделий меньше. Древние кулевчинские кузнецы изготавливали металлические изделия  преимущественно с помощью холодной и горячей ковки или литья с последующей проковкой. Знали они и сварку, в том числе и пакетную.

 Изобилие медных и бронзовых предметов в руинах древних Кулевчей могло быть, скорее всего, следствием доступности металла и близости месторождений меди. Однако вплоть до недавнего времени медные месторождения, снабжавшие обитателей древних Кулевчей металлом, не были известны. Считалось, что металл доставляли сюда из Оренбургских степей. И лишь летом 2012 года на той же реке Караталы-Аят, что и древние Кулевчи, у современного села Новониколаевка были обнаружены разработки на медь, относящиеся к бронзовому веку. Так что, очень может быть, кулевчинская медь – не из дальних мест, как считали ранее, а своя, - та, которую уже в наши дни, почти через 4000 лет, уже наши современники намерены добывать в варненских степях.

Начали изучать археологи и алакульское поселение у с. Кинзерское на р. Увельке в Троицком районе. Остатки подобных же, но не изученных раскопками поселений мы знаем на берегу озера Травяное у с. Буланово; рядом с пос. Березовским на р. Уй в Октябрьском районе и во многих прочих местах.

Как хоронили умерших сородичей носители алакульской культуры? Большие патриархальные семьи хоронили умерших сородичей на отдельных от других площадках. Более поздние земляные сооружения над отдельными могилами, пристраивались к сооруженным ранее, со временем разрушаясь смыкались, образовывая единый, как сейчас кажется, курган.

Люди алакульской культуры сооружали для умершего сородича деревянную гробницу в относительно неглубокой яме, в которую укладывали тело умершего на левый бок в «позе поклонения» - с согнутыми в локтях руками и согнутыми в коленях ногами, головой на запад, восток или юг. Умерший сородич сопровождался различными (в зависимости от возраста и пола) предметами, орудиями труда, украшениями. В черте города Троицка, на площадке строящегося коттеджного поселка, в 1990-е годы археологи Владимир Петрович Костюков, Андрей Владимирович Епимахов и Дмитрий Владиленович Нелин раскопали подобный могильник бронзового века. 

Еще один могильник, в том числе и с алакульскими погребениями, в окрестностях с. Миасского (Красноармейский район) на левом берегу реки Миасс, назван Миасским и был изучен археологами из Свердловска (так раньше назывался г. Екатеринбург) под руководством известного ученого, доктора исторических наук Владимира Федоровича Генинга в конце 1960-х годов. Первоначально могильник выглядел как группа земляных насыпей – курганов. Под ними - около 70 погребений в небольших по объему деревянных гробницах-срубах, перекрытых деревом и очень сильно разрушенных грабителями еще в древности. Археологам, однако, достались около 90 глиняных сосудов, характерных для алакульской, федоровской и срубной культур, а также редкие бронзовые украшения в обломках, фаянсовые бусы и бронзовое шило.

    Скотоводы-пастухи жили в степях Южного Зауралья на протяжении всего бронзового века. Облик скотоводства менялся под сильным воздействием изменения климата, но оно продолжало оставаться основой хозяйства. Следов земледелия до последних веков II тыс. до н.э. нет.

 Находки в горных пещерах Южного Урала, сделанные археологами в последние годы, показали, что в бронзовом веке (II – начало I тыс. до н.э.) горные долины посещали и жители степей. Обломки именно их керамических сосудов обнаружены в горных пещерах. И здесь самое время вспомнить, что некоторые археологи помещают священную гору степных пастушеских племен Евразии – Хара Березайти, соединявшую «миры» Земли и Неба, на Южный Урал. Они полагают, что на эту роль более всего подходила известная среди южноуральцев и самая высокая гора Иремель. По верованиям древних скотоводов рядом со священной горой находилось священное озеро. И действительно, в нескольких десятках километров от горы Иремель находится озеро Зюраткуль. И хотя пока это только догадка, придумка, может быть, будущие исследователи древнего прошлого горной страны найдут доказательства этой гипотезы в раскопках древних поселений и святилищ.

Срубная культура бронзового века на Южном Урале. С историей срубных племен связана почти вся эпоха бронзы на территории степей Оренбуржья, степей и лесостепей современной Башкирии. Сотни срубных поселений и могильников открыты и изучены здесь нескольким поколениями ученых. Оказалось, что срубные племена Южного Приуралья и алакульцы Южного Зауралья, жившие одновременно, очень похожи друг на друга (по облику своему, языку, занятиям скотоводством и металлургией бронзы, культуре), но это сходство далеко не полное. Если в постройках срубных и андроновских племен можно найти много общих черт, то погребальные их обряды сильно разнятся. Например, срубные племена хоронили умерших сородичей под курганами, в деревянных гробницах, вставленных в неглубокие ямы. Тела укладывали на бок, скорченно, головой в основном на север, а алакульцы (самые древние из андроновцев) - головой преимущественно в широтном направлении. Гончарство тех и других очень разное. А вот по отношению к металлургии они похожи. Именно срубные племена в позднем бронзовом веке владели знаменитыми Каргалинскими рудниками. Поселение горняков – Горный I в Оренбуржье, которое изучал археолог Е.Н. Черных, было оставлено горняками именно срубной культуры.

На всем протяжении своей истории срубное население Южного Зауралья по бассейну р. Урал соседствовало с периферией другого степного «гиганта» позднего бронзового века – алакульской культурно-исторической общности. В результате в зоне контактов образовалось смешанное население, в культуре которого переплелись алакульские и срубные черты.

Федоровская культура бронзового века на Южном Урале. Скорее всего, из казахстанских степей, не ранее ХV века до н.э., появились в Южном Зауралье группы федоровского населения. Название это связано со знаменитым Федоровским могильником, частично изученным в 1936 году основателем южно-уральской археологии – доктором исторических наук Константином Владимировичем Сальниковым у поселка Федоровка, что на р. Миасс в окрестностях аэропорта «Баландино» в окрестностях Челябинска. 

Из Казахстанских степей федоровское пастушеское население, вероятнее всего, выгнали грозные изменения в природе, - многолетнее усыхание климата, сделавшее невозможной там эффективную скотоводческую жизнь. Поначалу археологи пытались выделить то федоровский этап истории андроновских племен, то федоровский тип памятников, то федоровскую культуру. В настоящее время ученые все увереннее приходят к выводу о том, что пришлое степное казахстанское федоровское население довольно быстро растворилось среди местных алакульских племен, привнеся в их культуру на какое-то время ряд своих особенностей (погребение по способу кремации, «тюльпановидные» погребальные сосуды, богато и аккуратно орнаментированные «ковровыми» орнаментами, выполненными оттисками гребенчатого штампа). Что особенно интересно, так это то, что богато орнаментированные сосуды у «федоровцев» считались ритуальными, а в быту они пользовались другой, менее нарядно украшенной керамикой.

В отличие от «алакульцев», хоронивших тела умерших в праздничной одежде, «федоровцы» предпочитали их ... сжигать на погребальном костре, пепел аккуратно собирали и захоранивали в обширной деревянной или каменной гробнице. Иногда пережженные кости погребенного человека измельчали, зашивали в сделанное по этому случаю объемное изображение человека – «куклу» и захоранивали вместе с вещами в могилу настолько обширную, как будто она приготовлена была для захоронения тела умершего. Самое яркое погребение подобного облика было исследовано археологами в могильнике Кулевчи VI в Варненском районе Челябинской области. Одна из могильных ям содержала остатки двух «кукол» с зашитыми в них пережженными костями людей. Погребенные были сопровождены небывалым количеством бронзовых украшений, помещенных первоначально, скорее всего, в две некие емкости: 18 бронзовых браслетов, 8 привесок в 1,5 оборота, большое налобное украшение из 5 крестовидных привесок и многое другое. Это погребение до сих пор является самым «богатым» для позднего бронзового века степей Южного Зауралья и Казахстана. Этому загадочному обряду пока нет понятного объяснения. 

Порадовали археологов итоги раскопок могильника бронзового века на р. Уй, у пос. Подгорный на западе Троицкого района Челябинской области, условно названного «Приплодный Лог». Археолог Татьяна Сергеевна Малютина раскопала здесь 14 курганов со сложными порой внутримогильными конструкциями, возведенными из камня. Существование могильника связывается с несколькими археологическими культурами позднего бронзового века, в том числе и с федоровской.

Алексеевская культура бронзового века степей Южного Зауралья. Замыкает бронзовый век степей Южного Урала история населения алексеевской культуры (названа так по Алексеевскому поселению и могильнику в верховьях Тобола у современного города Кустаная). В конце II – начале I тыс. до н.э. (12–8 вв. до н.э.) обитатели степей Южного Зауралья стали участниками грандиозного по своим последствиям процесса – перехода населения степей от оседлой пастушеской жизни, столь характерной для всего II тыс. до н.э., новому образу жизни – кочевничеству. Ученые считают, что, возможно, именно неблагоприятные для ведения прежнего хозяйства природно-климатические условия стали причиной перехода к кочевой жизни. 

Именно в это время в степи Казахстана из Центральной Азии проникают кочевые ираноязычные племена, которые включили в свой состав местные оседлые скотоводческие племена Казахстана и Южного Зауралья, в том числе и алексеевскую культуру. Ее носители какое-то время участвовали в процессе сложения кочевничества. Это доказывают материалы изученных алексеевских поселений.

Поселения и могильники заключительного этапа бронзового века в Южном Зауралье изучены плохо. Известно буквально несколько хотя бы частично раскопанных поселений этого времени. Одно из них – поселение Кинжитай в Варненском районе Челябинской области. Археологи хорошо определяют даже до раскопок развалины алексеевских поселений по берегам наших степных рек. Дело в том, что у «алексеевцев», живших в период достаточно сухого климата и вызванного им понижения уровня воды в реках, бытовала традиция устройства жилищ, которые скорее можно назвать подземными. Огромные, просторные, почти на всю высоту стен они были спрятаны в глубокие котлованы. Стены и пол облицовывались деревом. Обложенная дерновыми пластами крыша опиралась с одной стороны на края котлована, с другой - на вертикальные столбы в центральной части постройки. Крыша обязательно имела светодымовое окно, служившее и запасным выходом. По стенам находились лежанки для сна, ниши-углубления для домашней утвари. Зачастую из дома прямо к берегу реки вел крытый коридор. Хозяйкам было удобно.

Одна из загадок алексеевской культуры - почти полное отсутствие погребений. Известные единичные погребения можно перечислить по пальцам. Ученые пока не могут понять этого. Может быть, причину нужно искать в изменениях в скотоводстве. Если у более ранних древних южноуральских народов бронзового века оно было пастушеским, придомным, то в алексеевское время стада, состоявшие преимущественно из лошадей и мелкого рогатого скота, по одной из гипотез, начинают на лето отгонять на дальние богатые травой пастбища, где они находились до холодов. Может быть, на этих пастбищах и стоит искать алексеевские могилы?

Интересен курган, исследованный у пос. Белоключевка на р. Уй в Троицком районе археологом Владимиром Петровичем Костюковым. Под небольшой земляной насыпью были скрыты две могильные ямы. Захороненные в них люди были положены в могилы в скорченных позах со скромным, в сравнении с предыдущими временами, погребальным инвентарем. Над одной из могил из каменных плит выложено схематическое изображение повозки.

К этому же времени относится и курганный могильник, изученный в конце ХХ века археологом Вадимом Александровичем Булдашовым у развилки дорог, соединяющих с. Каракульское, д. Уйско-Чебаркульская и д. Камышное, что в Октябрьском районе. В неглубоких могильных ямах находились костяки людей, похороненных в положении сильно скорченно на боку со скромным погребальным инвентарем (глиняные сосуды, украшения).

В то же время, «алексеевцы» были одним из первых народов Южного Урала, в памятниках которого обнаружены следы древнейшего здесь земледелия. При раскопках поселений в культурном слое находят не только земледельческие орудия труда, но и зерна пшеницы (поселение Черкасы на юге Челябинской области). Так что земледелию на Южном Урале никак не менее пяти тысяч лет.

Среди глиняных сосудов алексеевской культуры иногда встречаются явные подражания среднеазиатской керамике того времени, - явное свидетельство как знакомства алексеевцев с гончарными изделиями далеких земель, так и доказательство существования уже в ту пору караванных путей, соединявших Южное Зауралье и Среднюю Азию.

Поздний бронзовый век в горнолесном и лесостепном Южном Зауралье представлен черкаскульской имежовской культурами.

Черкаскульская культура бронзового века. Население черкаскульской культуры считается потомками людей аятскойкультуры раннего бронзового века. Широко известны черкаскульские поселения, такие как Нижняя Макуша, Липовая Курья, Березки V - всего - более 50. По большей части эти поселения состояли из наземных построек, часто значительных по площади, с внутренними перегородками, открытыми очагами. В них могла жить не только большая семья из нескольких поколений родственников, но и содержаться молодые домашние животные в зимний период. В целом такие поселки могли быть местом обитания родовой общины.

О том, как черкаскульцы хоронили своих сородичей, известно мало. Могильники их выглядят на поверхности как каменные оградки, курганы с кольцом из камней вокруг могилы под насыпью, или как земляные курганы. Стенки и дно могил в южных районах распространения черкаскульцев обкладывались каменными плитами или деревом. Погребенные могли быть уложены в могилу либо на боку скорченно, либо на спине вытянуто, либо тела умерших людей сжигались на погребальном костре. Вещей в могилах, как правило, немного. В основном это - глиняные сосуды (горшки, блюда). Керамика - один из основных признаков, по которым археологи отличают черкаскульскую культуру от других.  Также в погребениях встречаются кости преимущественно домашних животных (мелкого рогатого скота, лошадей).

    Исследователи до сих пор не могут решить ряд вопросов, связанных с изучением черкаскульской культуры. Прежде всего, это проблема происхождения черкаскульцев, точнее, участия в этом процессе уже известных вам степных федоровских скотоводческих племен. Одни археологи считают, что это федоровцы, смешавшись с местными лесными народами, создали черкаскульскую культуру. Среди разделяющих эту точку зрения специалистов устойчиво мнение о двуязычии «черкаскульцев» (протоугорский и иранский диалекты). Другие убеждены в местном происхождении черкаскульцев. Почему стала возможна такая неопределенность? Дело в том, что вопросы, связанные с происхождением, устройством общества и духовным миром древних народов, которые изучаются по археологическим материалам, самые сложные для какого-то однозначного решения.

    На позднем этапе своей истории черкаскульцы распространились из лесов Южного Урала на юг, в лесостепи и даже в степи Южного Урала, где смешались с местными племенами.

    Межовская культура бронзового века. Потомками черкаскульцев, замыкающими историю лесного юга Зауралья в бронзовом веке считается население, оставившее поселения с полуподземными и наземными постройками и курганные могильники межовской культуры по берегам зауральских озер. Позднее межовцы расселились и в Приуралье. Раскопками установлено, что межовцы вели оседлый образ жизни, занимаясь скотоводством и, возможно, земледелием. Помимо бронзы межовцы научились использовать и железо. Известны следы его плавки на межовских поселениях.

Гамаюнская культура. В начале I тыс. до н.э. в горах Южного Урала появился новый народ. Археологи дали ему, как и другим, забытым в веках, условное название «гамаюнская культура» по месту первой находки остатков его культуры в Свердловской области. Пришельцы умели строить из дерева и земли городища, дома-крепости, были хуже соседей знакомы с металлами и способами их получения. Среди орудий много каменных. Гамаюнская керамическая посуда круглодонная и украшена орнаментом, – рядами глубоких ямок в шахматном порядке и целыми «полями» «косых» крестов, похожих на знак умножения. Археолог Виктор Александрович Борзунов из Екатеринбурга считает, что люди гамаюнской культуры вынуждены были покинуть свои родные места на севере Урала из-за многолетних дождливых лет, в течение которых были затоплены их охотничьи угодья. Новую родину они нашли здесь, на Южном Урале. Здесь они выстроили свои укрепленные поселения – городища. Одно из них археологи изучили на реке Уфа. Оно занимало речной мыс, перегороженный двумя линиями обороны со стороны берега. Каждая линия обороны состояла изо рва и деревянной стены на валу за ним. В развалинах городища ученые наткнулись на остатки мастерских, где плавили медь и изготавливали разнообразные каменные орудия. Этот мыс на реке Уфа был настолько удобен, что и в последующий период – в средние века, здесь также было устроено городище.

Бархатовская культура конца бронзового века. Другие обитатели Южного Зауралья в конце бронзового века – местное население - бархатовская культура, как ее называют археологи. Иногда пришельцы (носители гамаюнской культуры) и местные жители жили вместе. Так произошло в окрестностях с. Миасского в Красноармейском районе Челябинской области, на правом берегу р. Миасс, где археологи изучили древнее городище, названное Миасским. Изучив найденную здесь глиняную посуду, ученые предположили, что на Миасском городище эти люди жили вместе, отгородившись на обрывистом мысе деревянно-земляными укреплениями.

Заключительный этап бронзового века в Южном Зауралье характерен и только для этого времени присущими типами бронзовых изделий.

 

Х   Х  Х

    У начала истории караванных путей. Первые, робкие и самые ранние свидетельства существования караванных путей, связывавших Южный Урал со Средней Азией, мы находим в археологических памятниках Южного Урала второй половины II тыс. до н.э. – в позднем бронзовом веке. Именно тогда дальняя периферия зоны высоких раннеземледельческих цивилизаций максимально продвинулась на север, в Южное Приаралье, где была представлена памятниками известной тазабагъябской культуры позднего бронзового века с ее неоспоримыми следами самого северного орошаемого земледелия. Именно носители этой культуры непосредственно контактировали с тогдашними властелинами степей Центрального Казахстана – нуринскими (федоровскими) скотоводческими племенами. Контакты эти отложились в культурном слое поселков степных скотоводов в виде обломков сосудов, сделанных на гончарном круге, которым сами степные скотоводы не пользовались никогда. Посуда эта по типу отнесена ко времени Намазга VI, что соответствует на юге Средней Азии позднему бронзовому веку.

Караванные пути, связывавшие скотоводов степей Казахстана бронзового века и земледельцев Южного Приаралья уже тогда продолжились дальше, на север, до Южного Урала. В 1980 году, во время раскопок могильника Кулевчи VI в Варненском районе, в одной и той же могиле были обнаружены типичные для местной культуры сосуды, а вместе с ними и изящные глубокие тонкостенные миски, сделанные вручную, но явно по круговым прототипам в традициях юга Средней Азии позднего бронзового века. В развалинах существовавшего на рубеже II – I тыс. до н.э. поселения Кинжитай в Варненском районе вновь была найдена импортная керамическая посуда из Южного Приаралья вместе с типичными для наших мест сосудами. Так что караванные пути продолжили существовать и тогда.

 

Выводы по разделу:

1. Бронзовый век на Южном Урале в целом охватывает период с начала III по первые века I тыс. до н.э.

2. Изменения в природе и климате на протяжении бронзового века неоднократно были одной из главных причин массовых миграций и изменения состава населения.

3. Лесные народы Южного Урала в бронзовом веке скорее всего были протоугроязычными и продолжали вести преимущественно охотничье-рыболовецкое хозяйство.

4. В III тыс. до н.э. в степи Оренбуржья перемещаются древнейшие индоевропейцы – племена древнеямной культуры.

5. Древнеямные племена – древнейшие скотоводы, металлурги и строители монументальных дерново-земляных надмогильных сооружений (курганов) в степях Южного Урала.

6. В период с ХХI по ХVIII в. до н.э. в степях Южного Зауралья протекает история пришлого индоиранского синташтинского населения, которое принесло новый образ жизни, заимствованный от них местными народами.

7. Особенность синташтинскому населению придает, помимо пастушеского скотоводства, большая роль горного дела, металлопроизводства в хозяйственной жизни.

8. Синташтинцы входили в число народов, использовавших древнейшие на планете колесницы, запряженные парой лошадей. 

9. В бронзовом веке скотоводческие степные народы юга Урала все более активно воздействуют на народы южной части лесов Урала.

10. В бронзовом веке впервые начинают функционировать караванные пути, связывающие юг Урала и Западной Сибири со Средней Азией.

 

Таким образом, бронзовый век принес народам Южного Урала большие изменения, вызванные как природно-климатическими особенностями развития местных народов, продолжавших совершенствовать охотничье-рыболовецкую жизнь так и резко усилившимся проникновением в район Урала с разных сторон пришлого, в основном ираноязычного, скотоводческого населения.

Особенность истории Южного Урала в это время также придают: специализация отдельных групп населения на металлургии и металлообработке бронзы, проникновение скотоводства и металлургии все дальше в лесную зону, образование в южной части уральских лесов в результате давления степных скотоводческих племен групп смешанного населения и усложнение языковой ситуации в этом регионе.

Может быть, к этому времени и относится появление в языках угроязычных народов Урала целого ряда заимствований из иранских языков, связанных с металлургией и скотоводством.

И еще один очень важный вывод: вероятно, именно со времени появления в бронзовом веке на Южном Урале древних металлургов нужно начинать и историю самой длительной на Земле... войны. Это война людей с природой. Мало того, что древние шахты и карьеры, как об этом пишет археолог, член-корреспондент РАН, Е.Н. Черных, иногда покрывали большие участки земли; огненное ремесло требовало огромных затрат леса. Вплоть до времени, отделенного от нас полутора веками металл плавили, используя древесный уголь. Упомянутый ученый пишет, что для выплавки одной тонны меди требовалось превратить в уголь в специальных печах полтора - два гектара качественного леса!

В степных районах Южного Урала, возможно, около бывших поселений металлургов-кузнецов бронзового века с тех пор стали безлесными склоны долин рек, где плодородный слой земли в результате вырубки березовых лесов оказался смытым.

Сейчас, видя мертвые горы в окрестностях медеплавильных заводов, почти мертвые реки после сброса в них стоков промышленных комбинатов, и многое другое, давайте задумаемся над тем, как легко сделать цветущую землю пустыней и стоит ли это делать.

 

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Как археологи датируют бронзовый век Южного Зауралья?

2. Назовите самую древнюю культуру бронзового века Южного Урала

3. Как изменения в природе влияли на состав населения и жизнь людей бронзового века на Южном Урале?

4. Назовите уникальное рудное месторождение на севере Оренбургской области, разработка которого была начата в III тыс. до н.э.

5. Как археологи доказывают, что месторождения медьсодержащих минералов разрабатывались уже в бронзовом веке?

6. Какие группы населения бронзового века Южного Урала строили укрепленные поселения?

7. К какому революционному открытию планетарного значения причастны южноуральцы бронзового века?

8. Перечислите основные типы погребальных обрядов у различных групп населения бронзового века Южного Урала.

9. Как археологи доказывают существование торговых путей и караванной торговли населения позднего бронзового века Южного Зауралья с регионом Средней Азии?

10. Что известно о языковой принадлежности южноуральских народов бронзового века?

ЗАДАНИЕ 2 (практическая часть)

 

Формулировка задания:

1. По итогам освоения темы студенты пишут и пересылают старосте группы эссе на тему «История степей Южного Зауралья в бронзовом веке». Староста отправляет его для проверки преподавателю.

 

Выполненные задания направить по электронной почте

До 28 марта 2020 г.

 

Литература:

Основная:

Виноградов Н.Б. Южный Урал и Зауралье в древности и средневековье (Электронное издание): учебное пособие / науч. ред. А.В. Епимахов. – Челябинск: АБРИС, 2015. – 240 с.: ил.

Виноградов Н.Б., Валиахметова З.А. Люди археологии Южного Зауралья (ХVIII век – середина 1970-х годов) – Челябинск: АБРИС, 2018. – 160 с.

Дополнительная:

Виноградов Н.Б. Степи Южного Урала и Казахстана в первые века II тыс. до н.э. (памятники синташтинского и петровского типа). Челябинск: Абрис, 2011.

    По итогам освоения темы студенты пишут и пересылают старосте группы эссе на тему «История степей Южного Зауралья в бронзовом веке». Староста отправляет его для проверки преподавателю.

 

2. Доклады


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 72; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!