Выполненные задания направить по электронной почте

Академическая группа ОФ-205/076-5-1, ОФ-205/077-5-1, ОФ-205/078-5-1

                                                                                         номер группы

Дисциплина                      Древняя и средневековая история Урала                                                                           название

Преподаватель              Виноградов Н.Б.                                                                                                                        ФИО

E-mail преподавателя vinogradovnb@cspu.ru

Задания для самостоятельного изучения на период

с 30 марта 2020 г. по 04 апреля 2020 г.

 

ЗАДАНИЕ 1 (теоретическая часть)

 

Изучить самостоятельно тему Южное Зауралье в раннем железном  веке.

Вопросы темы:

1. Культуры степных кочевых народов Южного Урала раннего железного века и этапы их истории.

2. Иткульская культура восточного склона гор Южного Урала.

3. Гороховская культура лесостепей Зауралья.

4. Основные итоги истории Южного Зауралья в раннем железном веке.

 

 

Текст для подготовки (извлечение из: Виноградов Н.Б. Южный Урал и Зауралье в древности и средневековье (Электронное издание): учебное пособие / науч. ред. А.В. Епимахов. – Челябинск: АБРИС, 2015. – 240 с.: ил.).

 

 

Ранний железный век на Южном Урале.  В VII веке до н.э. и народы Южного Урала вступают в новый период своей истории. Он связан с началом массового производства изделий из железа - железный век. Его  начало (период с VII в. до н.э. до II–IV в. н.э.) называется ранним железным веком. В течение первых веков I тысячелетия до н.э. у степных народов Евразии, в том числе и в изучаемом регионе, совершился исторический переход к более совершенной в тех условиях системе организации жизни - к кочевому скотоводству, - особому образу жизни, при котором группы родственников со стадами и имуществом перемещались по сезонным пастбищам в течение всего года. По мнению ряда ученых, в переходное от бронзового века к раннему железному веку время в степи Казахстана из степей Центральной Азии, где раньше совершился переход к кочевничеству, переселились кочевые ираноязычные племена. Они покорили местные оседлые скотоводческие народы Казахстана и Южного Зауралья. В степях Казахстана и Южного Зауралья утвердился кочевой образ жизни.

Изменения климата сильно влияли на жизнь кочевых скотоводов. Засушливый климат начала I тыс. до н.э. к середине I тысячелетия до н.э. стал более влажным. Глубинные районы степей Южного Урала с весны до осени покрывались обильными травами, а граница лесов и лесостепей несколько сдвинулась к югу. К последним векам I тыс. до н.э. вновь установился засушливый климат. Ученые фиксируют, что в это время южноуральские степи обезлюдели. Курганы этого периода почти не известны. С этого времени памятники древних культур степей Южного Зауралья представлены лишь курганами, святилищами и … караванными дорогами. 

Ранние кочевники степей Южного Урала. Специалист по изучению раннего железного века Южного Урала, археолог Александр Дмитриевич Таиров считает, что в VII–VI вв. до н.э. южноуральские степи были частью территории кочевой так называемой тасмолинской археологической культуры Казахстана. Их культура была частью сакского мира степей Казахстана. Племена, жившие в степях Казахстана в этот период, в древних текстах и надписях именуются «саки».

В степях Оренбуржья в это время кочевали «савроматы». Несколько позднее (около IV в. до н.э.) в южноуральских степях оформляется культура ранних «сарматов».

Ученые полагают, что именно в раннем железном веке южноуральские кочевники начали широко использовать открытую еще в конце бронзового века систему жизнеобеспечения. Эта система жизнеобеспечения получила у археологов название «пастбищно-кочевой». Зимнее время кочевники проводили в районе Приаралья, по реке Сырдарье, в степях и полупустынях между Каспийским и Аральским морями. На лето перемещались со стадами за многие сотни километров к северу, к предгорьям Урала и лесостепям Зауралья. Эта система продолжала существовать и быть относительно эффективной, пока в степях Казахстана и Южного Урала жили кочевые народы, то есть до этнографической современности.

    Военные угрозы, жизненная необходимость завоевания новых пастбищ для защиты своих кочевий от врагов во время природно-климатических катастроф и ряд других причин на протяжении тысячелетий подталкивали отдельные кочевые роды и племена к объединению в большие военно-территориальные союзы. Часто эти союзы создавали талантливые военные руководители - вожди и их дружины, составленные из профессиональных воинов, для которых война была единственным занятием. Обо всем этом археологи узнали, изучая могилы людей этого времени. В зависимости от положения умершего в обществе высота курганов над их могилами и устройство самих могил, набор предметов, положенных вместе с умершим в его гробницу, были различными.

Курганы над могилами вождей и сейчас достигают высоты десяти метров, а их диаметр в этом случае - до ста метров. Часто они окружались кольцевым рвом с проходом в нем. Подобные курганы сооружались из дерновых блоков, земли, камней и растительных материалов. Над их возведением трудилось, безусловно, огромное количество людей. Ученые доказали, что первоначально эти курганы выглядели как ступенчатые пирамиды или усеченные конусы. Часто внутри подобных курганов находят остатки склепов - некогда полых бревенчатых сооружений. Склепы могли служить семейными усыпальницами, где, помимо самого вождя, могли быть захоронены и члены его семьи. Для последующих захоронений устраивался специальный коридор – «дромос», по которому с поверхности можно было проникнуть внутрь склепа. Чем не древнеегипетские пирамиды? Примером подобного «царского» кургана может служить известный Бабий Бугор в Куртамышском районе современной Курганской области (рис. 184).

 Ярким памятником раннего железного века в Южном Зауралье является Бобровский могильник в окрестностях современного села Бобровка, что в Троицком районе. Археолог Галина Ивановна Матвеева изучила здесь два кургана VII–VI в. до н.э. Предметы из Бобровского могильника можно увидеть и сейчас в экспозиции краеведческого музея г. Троицка. Это: кинжал, бронзовое зеркало, бронзовое кнутовище нагайки со скульптурным изображением головы кабана на окончании, металлические наконечники стрел, бронзовые украшения пояса воина.

Замечательные находки этого времени были сделаны археологом Сергеем Геннадьевичем Боталовым в Варненских курганах, на окраине современной Варны. Среди находок - замечательный костяной гребень с изображениями в «зверином стиле», каменный жертвенник, женские украшения – накосники. Ученые соотносят эти находки с кочевниками казахстанских степей.

 Археолог Владимир Савельевич Стоколос исследовал курган VII–VI в. до н.э. у мавзолея «Кесене», что в окрестностях поселка Варна. Одна из уникальных находок – деталь узды коны – роговой нащечник-псалий с изображениями животных (рис. 185). Ныне он украшает экспозицию Челябинского областного краеведческого музея.

Один из курганов, принадлежавших уже сарматской знати, – Большой Климовский курган, был раскопан археологом Александром Дмитриевичем Таировым у села Климовка, что в Чесменском районе Челябинской области. Он был огромен, этот курган, диаметром 50 м, высотой до 4 м. Его изучение растянулось на несколько лет! Археологи установили, что под земляной насыпью таилось сгоревшее деревянное сооружение из бревен особым образом скрепленных друг с другом. Оно служило семье знатных кочевников в качестве склепа, куда можно было попасть с поверхности по специальному коридору. Несмотря на то, что склеп был еще в древности ограблен и сожжен, помимо погребальной архитектуры, археологи нашли при раскопках удивительные вещи: бронзовые и железные пластины, крепившиеся на лоб коня, обломок бронзового котла, ковш, бронзовые наконечники стрел, керамический сосуд. Александр Дмитриевич Таиров считает, что курган был оставлен племенами кочевых сарматов, у которых были тесные связи со скифами Северного Причерноморья.

Курганы военной и родовой знати были поменьше, чем у вождей, но также могли скрывать деревянный склеп. Один из курганов 5–4 в. до н.э. раскопан в одном из степных районов Челябинской области, - Чесменском, у поселка Новотемирского. Здесь в склепе были похоронены, как думают археологи, члены одной знатной семьи. Среди находок в этом склепе - керамические сосуды, в том числе и из далекого Хорезма, железный наконечник копья, несколько колчанов стрел с бронзовыми, железными и костяными наконечниками, бронзовые котлы, бронзовое зеркало и украшения. Один из колчанов явно принадлежал похороненной рядом женщине. Это не удивительно. В то время, когда почти все мужское население отправлялось в военные походы, охрана имущества, детей, стариков ложилась на плечи женщин. Еще древние авторы записали легенду о женщинах - воительницах у кочевников – «амазонках». Очень часто находки в погребениях знатных людей того времени не радуют археологов, поскольку они еще в древности были ограблены.

Мужчина-кочевник, погребенный под курганом у с. Клястицкое (5 в. до н.э.) в Троицком районе Челябинской области, раскопанным археологом Ниной Павловной Кипарисовой, был сопровожден колчаном, полным стрел с бронзовыми наконечниками, коротким железным кинжалом и прочими принадлежностями воинского быта, столь нужными ему для жизни в загробном мире, в существовании которого древние кочевники не сомневались.

Подобно фараонам Древнего Египта, вожди южноуральских кочевников раннего железного века стремились обезопасить свои гробницы от грабителей или скрыть положенные вместе с умершим предметы. В Оренбуржье, у деревни Филипповки, раскапывая курган кочевой сарматской знати IV в. до н.э., археолог Анатолий Харитонович Пшеничнюк, наткнулся на тайники, которые не сумели найти древние грабители. В тайниках было множество настоящих золотых произведений искусства, созданных как местными мастерами, так и привезенными из Средней Азии и Ирана (рис. 186).

Простых воинов-кочевников и членов их семей хоронили куда скромнее.

Военно-территориальные союзы южноуральских кочевых племен раннего железного века контролировали караванные пути и получали от купцов транзитную пошлину. Кочевники Южного Урала активно участвовали в жизни лесостепных оседлых культур Зауралья раннего железного века. Некоторые специалисты полагают, например, что элита населения гороховской культуры (угроязычной в массе своей) была ираноязычной и происходила из степной кочевой среды. Кочевники раннего железного века степей Южного Зауралья, по мнению специалистов, контролировали обмен и продажу бронзовых и медных изделий, произведенных металлургами-кузнецами иткульской археологической культуры горнолесного Зауралья.

Все перечисленное выше делало объединения степных кочевников Южного Зауралья раннего железного века внушительной силой.

    Загадка курганов «с усами». Настоящими сокровищами культуры древних кочевников являются их святилища, известные как курганы "с усами". Они полосой тянутся по степям от Центрального Казахстана до Южной Башкирии. На Южном Урале курганы с усами располагаются, как правило, на возвышенностях по-над реками, откуда почти во все стороны видны далекие дали. Почти всегда рядом с ними находятся древние могильники этого периода – курганы, сложенные из камней. Курганы в могильниках могли быть и земляными, но обязательно обложенными каменным "панцирем". Если подняться, лучше осенью, в бледно-синее небо высоко-высоко над курганом с усами, то внизу, среди пожелтевших трав, увидим: от кургана с каменной насыпью к востоку проложены как бы две дороги из каменных плит, уложенных на землю. Как два гигантских "уса" (протяженностью иногда до 250 метров) они тянутся по дуге к востоку, ограничивая большую площадку. Археологи знают на Южном Урале несколько разновидностей таких сооружений. Они различаются по количеству курганов, от которых начинаются каменные дороги (от одного до четырех); сами дороги тоже могут по-разному быть устроены, по-разному начинаться и оканчиваться. Но "усы" всегда направлены к востоку, а их восточные окончания никогда не смыкаются. Между ними всегда есть своеобразный вход - "ворота". Для кого или для чего? Чтобы выяснить этот вопрос, надо знать, что казахстанские археологи неоднократно раскапывали курганы с усами. В Казахстане такие курганы часто имеют одну особенность: восточнее центрального кургана находится курган поменьше. Под большим курганом ученые часто обнаруживали погребение человека, а под малым курганом - погребение коня или его кости. Рассуждая о смысле этих находок, археологи вспомнили, что писали о саках их современники. Один из них, грек Геродот, живший около 2500 лет назад, в своей "Истории" писал: "Единственный бог, которого они почитают, это солнце. Солнцу они приносят в жертву коней, полагая смысл этого жертвоприношения в том, что самому быстрому богу нужно приносить самое быстрое существо на свете..." Живший несколько позднее Геродота другой ученый, Страбон, вторит ему: "Богом они почитают одно только солнце и приносят ему в жертву коней..."

Не случайно "усы" открыты на восток, на восход солнца. Может быть для него, для Солнца, точнее солнечного божества, и оставлены эти "ворота"? Значит, здесь древние властелины степей совершали в его честь обряды? И кости коня в казахстанских курганах с усами объяснимы. Многие древние народы, особенно степные, обожествляли коня, почитали Солнце в образе коня.

Курганы с усами служили также и местом погребения выдающихся людей в тогдашнем обществе. Курганы с усами древних кочевников Южного Урала только-только начали раскрывать свои тайны. Прежде чем расстаться с загадочными курганами, подумаем над одним сообщением ученых о них. Много лет изучал природу степей Казахстана известный энтомолог Павел Иустинович Мариковский (1912–2008). И, конечно, неоднократно встречал в степях курганы с усами. Однажды он почти случайно обратил внимание на то, что ранним утром солнце взошло в такой точке, что, оказалось, возможно провести прямую линию от центрального кургана через окончание одного из "усов" к точке восхода Солнца. П.И. Мариковский предположил, что при сооружении этого гигантского памятника древние располагали его так, что в определенное время года Солнце вставало над определенной частью кургана с усами. Так ведь это уже астрономическая обсерватория, гигантские «часы», по которым можно узнать время года! Возможно ли? В то время? Для чего? Слишком много вопросов. Молчат пока гигантские святилища, посвященные солнечному божеству и затерянные ныне не только в степях Южного Урала и Казахстана, но и в памяти людей. В самом деле, кто о них знает? Современные люди о них и не ведают. Но ведь они существуют, эти загадочные "усатые" курганы, очередная загадка древней истории. Курганы эти бережно хранят свои тайны.

Ученые не единодушны, когда речь идет о создателях этих удивительных сооружений и их датировке. Одни продолжают считать, что эти объекты – творение кочевых ираноязычных народов раннего железного века. Другие уверены в том, что курганы «с усами» сооружали тюркоязычные кочевые народы уже в раннем средневековье – в I тыс. н.э.

Древние караванные пути. Южноуральские кочевники раннего железного века были хорошо знакомы с населением древнейших государств Средней Азии, прежде всего, Хорезма (южный берег Аральского моря, в низовьях рек Аму-Дарья и Сыр-Дарья). Знакомство это состоялось не только благодаря зимовкам кочевников в окрестностях земледельческих оазисов. Десятки торговых караванных путей уже тогда соединяли район Средней Азии и южную кромку лесов Урала и Западной Сибири. Кочевые племена степей Южного Урала, как считает археолог А.Д. Таиров, были посредниками в торговых связях лесного населения Прикамья и обитателей Средней Азии. Помню, как меня заинтересовала заметка известного уральского археолога – К.В. Сальникова, посвященная находке в 1939 году близ устья р. Миасс, при впадении ее в р. Исеть, небольшого (12,5 см высотой) серебряного хорезмийского кувшинчика (рис. 187). Его хорезмийское происхождение доказывало … клеймо – знак, который был хорошо известен нумизматам, занимающимся монетным делом античной Средней Азии. Полная аналогия этой тамге имеется на медных хорезмийских монетах, обнаруженных при раскопках знаменитого дворца Топрак-кала в Южном Приаралье. Датируются эти монеты II – III вв. н.э., а сама тамга принадлежит династии Сиявушидов – шахов античного Хорезма. На первый взгляд можно было бы предположить, что кувшинчик попал в Зауралье как товар. Но собственность царствующего дома шахов Хорезма вряд ли могла стать товаром. Скорее, как считает К.В. Сальников, сосуд отражает некие политические отношения Южного Урала с далеким античным государством и был направлен как дар одному из властных лиц той эпохи в Зауралье. Находки хорезмийских монет и серебряной хорезмийской посуды случались и в Прикамье. В Хорезм уводит нас и находка керамической вьючной фляги, обнаруженной А.Д. Таировым при раскопках склепа семьи знатных кочевников под курганом у пос. Новотемирский в Чесменском районе. В исследованном относительно недавно могильнике раннего железного века у с. Кичигино под Южноуральском археологами также были найдены агатовые и сердоликовые бусы из Индии, попавшие в наши края по караванным дорогам через Среднюю Азию.

Автор этих строк сильно удивился в свое время, прочитав, что целый ряд встреч казахских ханов с представителями российского правительства, в частности, с известным полковником Тевкелевым в ХVIII веке, происходили при впадении р. Уй в р. Тобол, там, где сейчас село Усть-Уйское Курганской области. Составляя «Археологическую карту Курганской области» я обратил внимание на невиданную концентрацию древних могильников в районе Усть-Уйского. Теперь мне понятны причины такой скученности могильников разных периодов истории Зауралья. Подобно раннесредневековым Гнездовским курганам в Смоленской области, на «Пути из варяг в греки», эти курганы маркируют, скорее всего, один из важнейших перевалочных пунктов на «перекрестке» древнего караванного маршрута. Исследование самих этих маршрутов лишь начато.

Ближе к рубежу эр климат стал сухим. Иссушение климата стало, как считают ученые, одной из причин резкого сокращения кочевого населения в южноуральских степях. Они ушли отсюда. Куда? Воевать со скифами Северного Причерноморья и в поход в южные страны? Нет единого ответа.

    Многочисленные предметы из погребений ранних кочевников Южного Урала говорят об их своеобразной и яркой культуре. Искусные мастера изготовляли совершенные изделия из бронзы и железа, в первую очередь, предметы вооружения: длинные и короткие мечи и кинжалы. В течение раннего железного века типы предметов вооружения воинов-кочевников изменялись (рис. 188–190).

Из бронзы отливали смертоносные наконечники стрел, детали конской упряжи, большие двуручные котлы, служившие, по одной из гипотез, символами власти вождей и старейшин. Женщины украшали себя разнообразными бусами из камней и непрозрачной стеклянной пасты. Знатные особы украшали себя диадемами и гривнами, изготовленными порой из драгоценных металлов. Бронзовые диски с заполированной поверхностью служили неплохими зеркалами. Их носили в кожаных, меховых или тканых сумочках-футлярах. Оригинальное декоративно-прикладное искусство кочевников Южного Урала раннего железного века - "звериный стиль" (изображения животных на украшениях одежды, оружии и снаряжении боевых коней) восхищает и наших современников своей необычностью и загадочностью. Ученые до сих пор спорят о том, где зародился этот стиль и что обозначают эти образы. Тесные связи установились у кочевников и с северными их соседями.

    Иткульская культура. Вдоль восточного макросклона гор Урала, в лесах по берегам рек и озер, там, где сейчас север Челябинской и юг Свердловской областей, в период с VII по III вв. до н.э. жило население, оставившие памятники иткульскойархеологической культуры. "Имя" они получили по названию озера Иткуль на севере нашей области. Именно здесь впервые археолог К.В. Сальников изучил следы их культуры. Археологам известны десятки иткульских городищ, поселений, и несколько погребений. Городища располагались на возвышенностях у озер, а также на высоких мысах у рек (рис. 191). При этом рвы и стены либо пересекали мыс поперек, либо "подковой" отсекали часть площади высокого берега. Особенность городищ этого древнего уральского народа состоит в том, что часто они располагаются... парами: большое и совсем маленькое, с почти незаметным ныне рвом и валом. Часть малых городищ в этих «парах» явно были святилищами.

Археолог из Екатеринбурга Галина Викторовна Бельтикова (1945–2015) пишет, что некоторые из этих городищ имели до четырех (!) линий обороны. Земляные валы дополнялись деревянной стеной. Со стороны реки или озера площадка городища надежно защищалась обрывом. Известны и неукрепленные поселения. Ученые считают «иткульцев» потомками местных лесных народов конца бронзового века, говоривших на языках, праугорских языках, близких языкам современных манси и хантов. 

Раскопки иткульских городищ дали не только своеобразную глиняную посуду, но и ...огромное количество остатков, так или иначе связанных с плавкой и обработкой меди. Дело в том, что в распоряжении иткульцев оказались богатые рудой месторождения у современного города Полевского, который расположен на юге Свердловской области и много мелких месторождений на севере Челябинской области.

Представьте удивление археологов, когда они раскопали большую часть Иткульского 1 городища на озере Иткуль и обнаружили... около 30 (!) металлургических горнов в три ряда вдоль внутреннего края оборонительной стены - целый металлургический "цех"! Археолог Г.В. Бельтикова считает, что горны были каменными или глиняно-деревянными, одноразовыми или предназначенными для непрерывного использования. Сами плавильные камеры горнов чуть углублялись и обустраивались так, чтобы как можно меньше было потерь тепла. Как и в эпоху бронзы, выплавка металла производилась с поддувом в печь воздуха с помощью мехов. Использовался древесный уголь. 

В некоторых местах (Малый Вишневый остров на Аргазинском водохранилище, вершины нескольких гор у города Полевского и в другизх местах) у «иткульцев» были площадки для выплавки меди и святилища одновременно. Некоторые археологи считают, что на вершинах отдельных гор иткульцы устраивали святилища, где они хранили металлические предметы, принесенные в дар духам или воплощавшие души умерших сородичей. Яркие находки подобного рода были сделаны в ХХ веке на горе Азов в окрестностях г. Полевского (современная Свердловская область), на Лысой горе, что на оз. Большой Теренкуль (Челябинская область) и еще в ряде похожих мест (рис. 192–195).

Но вот что, на первый взгляд, кажется странным. Находки железных предметов у иткульцев единичны и не сравнимы по количеству с медными. Почему? В железе, благодаря изобилию меди, не было необходимости. Еще несколько сторон жизни иткульцев удивили ученых. Во-первых, бронзовые предметы, прежде всего относящиеся к оружию, найденные при раскопках иткульских поселений, были похожи на аналогичные, бытовавшие в то время у степных кочевников. Во-вторых, в стадах иткульцев, лесных (!) жителей, преобладали... лошади. Если бы это был степной народ, это обстоятельство не удивило бы ученых. Но иткульцы обитали по лесным озерам и рекам. И вот что поняли ученые. Иткульцы, как некогда, почти за тысячу лет до них степные народы бронзового века Южного Зауралья, были народом, в жизни которого металлопроизводство играло большую роль. Археологи считают, что общины иткульских мастеров кузнецов-металлургов производили гораздо больше медных предметов, чем им было необходимо. Значит, излишки они обменивали. Кочевники пригоняли к стенам иткульских городищ табуны коней и увозили в степь аккуратно завернутые бронзовые предметы, отлитые и откованные лесными мастерами. Бронзовые предметы кочевники Южного Зауралья могли получать и в обмен ... на защиту иткульцев от врагов (рис. 196). Иткульский металл через кочевые степи проникал далеко на запад от Урала. Кстати, археологи, изучавшие иткульские поселения, пришли к выводу, что и в "иткульское время" металлургия и обработка меди считалась ... колдовством. Под основаниями плавильных печей ученые находили иногда глиняные или каменные диски с отверстием в центре – части приборов для добывания огня. Скорее всего, эти предметы использовались в магических ритуалах, связанных с духами – покровителями «огненного ремесла». Одно из предположений о назначении маленьких городищ рядом с большими - что они были святилищами. Рвы иткульских городищ вряд ли могли быть оборонительными рубежами, так как были слишком мелкими и узкими. Скорее всего, это были уже известные нам "волшебные границы", отделявшие мир, где колдуны-металлурги общались с духами, от мира обычных людей.

История народа великих плавильщиков меди прервалась около 2300 лет назад. Почему? В то время у всех народов Южного Урала широко распространились предметы из железа. А их, вероятно, умели делать не только иткульцы.

Гороховская культура. Лесостепные племена «гороховской» культуры в Зауралье (современная Курганская область) V-III веков до н.э., как и иткульцы, строили городища на обрывистых берегах рек, но, в отличие от иткульцев, и жили в одно-двухкомнатных полуподземных постройках, тесно заполнявших ограниченное оборонительными стенами пространство. Названа так культура по развалинам известного Гороховского городища (городище местные жители называют «Чудаки») у села Горохово на р. Юргамыш в одноименном районе Курганской области. Исследование городища связано с именами археологов К.В. Сальникова, В.Е. Стоянова и Г.В. Бельтиковой. На жизнь древних обитателей городища большое влияние оказывали могущественные кочевые степные соседи. Пытаясь защититься от врагов, люди гороховской культуры строили деревянно-земляные крепости – городища на высоких обрывистых берегах рек (рис. 197). Несколько таких городищ известно на р. Миасс, в окрестностях пос. Солнечный Сосновского района Челябинской области (рис. 198), а также рядом с дер. Косулино Щучанского района Курганской области, где оплывшие остатки оборонительных стен отгораживают участок обрывистого берега реки, упираясь в два глубоких лога.  

В гороховском обществе археологи уже выделяют несколько слоев (знать, воины, рядовые общинники). Несколько десятков одиноких крупных по размерам земляных курганов, скрывающих остатки погребений знатных людей того времени, возвышаются среди полей по высоким местам у рек и озер. Практически все они давным-давно ограблены. В руки современников случайно попадают редкие предметы той эпохи, например, бронзовые или железные кинжалы.

Гороховцы занимались пастушеским скотоводством и земледелием. Умерших соплеменников хоронили под небольшими земляными курганами в положении вытянуто на спине, головой на север вместе с нехитрым погребальным инвентарем, в основном, круглодонными горшками. Но и у них, возможно под влиянием более южных кочевых степных соседей, выделилась знать, погребения которой резко выделяются своими размерами и богатством. Кстати, археологи считают, что кочевники Северного Казахстана и гороховцы Зауралья были очень тесно связаны, возможно, как иткульцы и кочевники Южного Зауралья. Это видно как на примере бытования у них одних и тех же типов предметов вооружения, так и в элементах фортификации гороховских городищ (башни стен), идея которых могла попасть к гороховцам по караванным путям из Средней Азии. На позднем этапе своей истории гороховцы были оттеснены на запад, ближе к Уральским горам, усилившимся военно-территориальным союзом племен близкой по облику, саргатской культуры Западной Сибири.

Выводы по разделу:

1. Ранний железный век – время формирования пастбищно-кочевой системы – основы принципиально нового образа жизни – кочевничества.

2. На юге Урала в этот период складываются мощные военно-политические союзы степных кочевых племен с выделением военных вождей и военно-родовой знати.

3. Ираноязычные кочевники Южного Урала были не только тесно связаны с древнейшими государствами Средней Азии. Они контролировали караванные пути из Средней Азии к лесам Урала и Западной Сибири, из Приуралья к греческим городам Приазовья и Северного Причерноморья, установили контроль над своими северными финно-угро-язычными соседями, жившими в южной части лесной зоны Урала.

4. В горнолесном Зауралье у населения иткульской культуры сформировался особый тип хозяйства, где важное место занимала цветная металлургия и металлообработка (медь и бронза).

5. В лесостепях Зауралья и в южной части лесов, в области распространения гороховской культуры, наряду с охотой и рыболовством, широко распространилось скотоводство и земледелие.

6. Постоянная опасность вторжений степняков и внутренние неурядицы привели к появлению у носителей гороховской культуры городищ с порой сложной системой обороны. Эти же причины, дополненные неравным перераспределением произведенных продуктов труда привели к оформлению у лесостепных и южнолесных уральских народов союзов племен с выделением знати.

7. Степные кочевые народы Южного Урала в раннем железном веке оказали влияние на своих лесостепных и лесных соседей даже в такой трудно поддающейся влияниям области, как верования. Распространение у лесостепных и лесных племен Южного Урала и прилегающих районов Западной Сибири предметов вооружения, украшений одежды и снаряжения коней, выполненных в "зверином стиле" подтверждает это.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Укажите датировку периода раннего железного века в Южном Зауралье.

2. Какие серьезные изменения произошли в жизни степных племен Южного Урала на рубеже бронзового века и раннего железного века?

3. Какое содержание вкладывают ученые в понятие «пастбищно-кочевая система»?

4. Назовите несколько памятников ранних кочевников степей Южного Урала.

5. Как размеры надмогильных сооружений, конструкция погребального пространства, состав предметов погребального инвентаря указывают ученым на принадлежность погребенного к конкретному социальному слою кочевого общества?

6. Курганы «с усами». Что это? Проблема датировки.

7. В чем состоит специфика хозяйственно-экономической жизни носителей иткульской культуры раннего железного века Зауралья?

8. Что думают ученые по поводу языковой принадлежности населения гороховской культуры раннего железного века лесостепей Зауралья?

9. Какие материалы свидетельствуют об устойчивом функционировании в раннем железном веке караванных путей, связывающих Южное Зауралье со Средней Азией?

 

ЗАДАНИЕ 2 (практическая часть)

 

Формулировка задания:

1. По итогам освоения темы студенты пишут и пересылают старосте группы эссе на тему «История Южного Зауралья в раннем железном веке». Староста отправляет его для проверки преподавателю.

 

Выполненные задания направить по электронной почте

До 04 апреля 2020 г.

 

Литература:

Виноградов, Н.Б. Южный Урал и Зауралье в древности и средневеко­вье : учебное пособие / Н.Б. Виноградов; науч. ред. А.В. Епимахов. — Челябинск : АБРИС, 2015. — 240 c.: 209 ил. – URL: http://elib.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/1142 (дата обращения 24.03.2020).

Виноградов Н.Б. Страницы древней истории Южного Урала : учеб. для учащихся общеобразоват. шк., гимназий, лицеев, колледжей. — Челябинск : Южно-Урал. кн. изд-во, 1997.—160 с. – URL: http://elib.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/45 (дата обращения 24.03.2020).

Виноградов, Н.Б. Люди археологии Южного Зауралья (ХVIII век – середина 1970-х годов) / Н.Б. Виноградов, З.А. Валиахметова. – Челябинск : АБРИС, 2018. – 158 с. – URL: http://elib.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/7333 (дата обращения 24.03.2020).

 

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 70; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!