Сюжетно-ролевая игра в современной классификации детских игр
Изучение проблем игровой деятельности в Центре «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца позволило уточнить ряд принципиальных положений относительно специфики игровой деятельности дошкольников. С.Л. Новоселовой был выделен термин «самодеятельная игра» и разработана современная классификация игр, в рамках которой были четко разведены игры, составляющие ведущую деятельность дошкольников и обеспечивающие возрастное развитие ребенка и игры, несущие специализированную обучающую функцию и приобщающие ребенка к определенным культурным эталонам. Основанием этой классификации является проявление инициативы в игре, которая может принадлежать самому ребенку, взрослому или этносу [25].
1. Первая группа игр – это самодеятельные игры, которые возникают по инициативе самих детей (игры-экспериментирования, сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные). Эти игры наиболее ярко представляют игру как форму практического размышления на основе знаний, представлений об окружающей действительности, значимых переживаниях и впечатлениях, связанных с жизненным опытом ребенка.
Еще А.В. Запорожец обращал особое внимание на то, что наибольшее влияние на психическое развитие ребенка игра приобретает, только переходя в форму детской самодеятельности [8]. Именно самодеятельные игры представляют собой ведущую деятельность и имеют решающее значение для детского развития. Это класс игр, в которых дети сами задают себе цель, выбирают средства и способы ее осуществления. Затевая такую игру, дети не просто определяют сюжет, выбирают персонажей, организуют предметную среду своей игры и выбирают себе партнеров, но и сами ставят себе игровые задачи и находят их решения доступными им игровыми способами. Таким образом, ведущей деятельностью (к новым качествам психики и личности ребенка) является сюжетно-ролевая игра, возникающая по инициативе самих детей. Понятие инициативы в игре связано с внутренней, а не с внешней характеристикой игры. Значение имеет то, кому принадлежит инициатива в самой игре (цели, способы и средства осуществления данной игры), а не то, кто начинает или предлагает игру.
|
|
2. Второй класс игр – игры, связанные с исходной инициативой взрослого. Это игры, организуемые взрослым в целях обучения, развития, воспитания или коррекции развития детей (обучающие: дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные, музыкальные; досуговые: игры-забавы, игры-развлечения, празднично-карнавальные, театрально-постановочные, интеллектуальные, компьютерные).
Как отмечает С.Н. Новоселова, эти игры могут быть самостоятельными, но самодеятельными не являются, поскольку за самостоятельностью в них стоит «заученность правил», а не исходная инициатива ребенка в постановке игровой задачи. Эти игры формируют культуру игры, служат естественной (адекватной возрасту) формой передачи детям знаний, способов усвоения норм и правил, и являются основой для самодеятельных игр, в которых дети могут творчески использовать полученные знания. В таких играх именно взрослый задает цели игры, определяет способы и средства реализации, даже если лично в игре не участвует.
|
|
Значительное место среди игр по инициативе взрослого принадлежит организованным сюжетно-дидактическим играм, которые выступают одним из средств приобщения детей к сюжетной игре. На них следует обратить особое внимание. Важно помнить, что игра, которую организует взрослый с целью решения тех или иных педагогических задач, не развивается сама и соответственно не ведет к развитию ребенка в этой деятельности, а выступает лишь удобной формой его обучения, формирования определенных представлений или умений. Доминирование организованных игр ведет к уменьшению времени на самодеятельные игры и, соответственно, ограничению возможности последних оказывать влияние на детское развитие. Однако при их отсутствии – детские игры примитивизируются и не получают возможностей для развития. При этом сюжетно-дидактическая игра также должна строиться с учетом интересов детей и вызывать у них живой эмоциональный отклик. Эмоционально-насыщенная организованная игра не станет от этого самодеятельной, за исключением тех случаев, когда дети перехватят инициативу у воспитателя и начнут дальше развивать сюжет самостоятельно. Но именно в такой игре ребенок получит ценный для него игровой опыт, освоит новые способы действий (предметных, ролевого поведения, построения сюжета, выстраивания отношений и пр.), которые могут стать прочной основой для его самодеятельной игры.
|
|
3. Третья группа игр – игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса – это традиционные или народные игры, которые могут возникнуть как по инициативе взрослого, так и более старших детей. На протяжении веков они способствовали приобщению детей к определенным культурным эталонам, а также воспитанию у них родовых психических способностей человека и важнейших черт этноса, которому принадлежит игра. Народные и традиционные игры очень близи к играм, возникающим по инициативе взрослого, но существенным отличием здесь будет то, что «программа», их содержание определяются не конкретными образовательными целями и задачами, а многовековым опытом, нацеленным на решение более общих задач, чем формирование конкретных умений и навыков. Они всегда транслируются либо через взрослых, либо через других детей, но от этого они не становятся ни самодеятельными, ни дидактическими.
|
|
Классификация, предложенная С.Н. Новоселовой, ценна тем, что позволяет четко отделить игру как ведущую деятельность от игровой формы любой другой деятельности, которую инициирует взрослый. Таким образом, та же сюжетно-ролевая игра может быть по форме как самодеятельной, возникающей по инициативе детей, так и сюжетно-дидактической, организованной взрослым с целью обучения детей.
Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 224; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!