Процесс набора скани по рисунку состоит из двух операций:



ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ПРОИЗВОДСТВА ФИЛИГРАННЫХ ИЗДЕЛИЙ

Подготовительные операции.

а).  Разработка шаблонов (рисунков) под филигрань.

Проект филигранного изделия, выпол­ненный художником перед его переводом в материал, прежде всего, разбивают на со­ставные части и для каждой объемной части вычерчивают развертку (для плоскостных изделий в этом нет необходимости). Затем весь рисунок разбивают на составляющие его элементы и для каждого элемента уста­навливают толщину и вид проволоки (скань, гладь, шнурок). Особенно это важно для изделий, поступающих в серийное произ­водство. Эта разработка фиксируется или в чертеже, или прямо в образце, выполненном в материале.

Следует заметить, что сложный по кон­фигурации орнамент необходимо разби­вать на серию простейших элементов. Чем проще и короче отрезок проволоки, тем легче его подогнать к соответствующему участку контурной линии рисунка, а в целом верно и точно набрать весь рисунок. Выги­бать из проволоки сложные и длинные про­фили — не целесообразно. Значительно про­ще и быстрее их составить из отдельных от­резков простой конфигурации; при плотной установке места стыка отдельных элементов после пайки совершенно незаметны и не портят общего вида рисунка.

Б). Заготовка скани.

Материалами для изго­товления скани служат чистые металлы: зо­лото, серебро, медь. Их сплавы для этой цели обычно не применяют по двум причи­нам: во-первых, они обладают меньшей пластичностью и вязкостью; они более жест­ки и упруги, и это затрудняет волочение проволоки, ее сучение и набор скани. Во-вторых, температура плавления сплавов ни­же, чем у чистых металлов, что затрудняет пайку изделий. Однако иногда по экономи­ческим соображениям при работе из дра­гоценных металлов допускается заготовка скани из пробы 958 для золота и 916 для серебра. Но такая скань трудна в работе. Исключение составляет плавка зерни, которую можно изготовлять из сплавов указанных проб (и даже ниже), а для медных сканных работ зернь иногда плавят из латуни.

Скань изготовляют из проволоки; если она не соответствует по толщине сечению, указанному на чертеже (или образце), ее протя­гивают через соответствующий фильер волочильной доски. Воло­чильная доска, или циейзен (от немецкого «zieheisen»), представляет собой стальную закаленную пластину, в которой просверлены ряды постепенно уменьшающихся по диаметру отверстий. Волочильную доску укрепляют в настольных тисках, конец проволоки заостряют напильником и просовывают в отверстие волочильной доски. Захва­тив конец проволоки плоскогубцами, плавно, без рывков протяги­вают проволоку через отверстие. Для получения чистой поверхно­сти и уменьшения усилия применяют смазку (масло или воск) Переходя последовательно от одного отверстия к другому (мень­шему), получают проволоку необходимого сечения.

 При волочении проволока быстро нагартовывается, де­лается жесткой, трескается с конца и легко рвется -  ее необходимо периодически отжигать до темно-красного каления.

 Медную проволоку и серебряную пробы 875 следует отжигать через каждые 3—4 отверстия. Проволоку из чистого серебра, отжигают через 5—6 отверстий. Чистое золото проходит без отжигания 6—8 отверстий.

 При отжигании проволоку необходимо свертывать в кольцевой моток, следя за тем, чтобы витки плотно прилегали друг к другу, а готовый моток оплетать свободным кон­цом проволоки. Это необходимо для того, чтобы вся проволока в мотке нагревалась равномерно, не перегревалась и отдельные ее участки не могли бы оплавиться. Особенно это относится к тонким проволокам. Если проволока очень тонкая, то ее наматывают на латунный ролик, она равномерно про­гревается и уменьшается опасность расплавления.

После каждого отжига проволоку отбеливают в слабом растворе серной кислоты (5—10%), промывают и просушивают (медь, лигатурное серебро). Проволоку из чистого серебра и золота можно опускать в горячем состоянии в чистую воду, это придает им еще большую мягкость.

Проволоку, предназначенную для изготовления скани, после во­лочения ссучивают и плющат в вальцах. Ссучивание (свивание) скани в прошлом осуществлялось на скальнице — примитивном приспо­соблении, приводимом во вращение рукой, на что тратилось немало времени. В настоящее время скань сучат на быстро вращающемся шпинделе мотора или любого механизма, обеспечивающего быст­рое вращение (электродрель, станок и т. п.).

Скрутка скани не должна быть слабой. Обычно необходимая степень свивания филиграни достигается в два приема, в интервале между которыми проволоку отжигают, чтобы придать ей необхо­димую мягкость и пластичность. Скань заготавливают из отожжен­ной проволоки, отбеленной (в пятипроцентном растворе серной кислоты), промытой и высушенной. Ссученную скань прокатывают в плоских вальцах и вновь отжигают, отбеливают, промывают и сушат. Такая скань готова к употреблению. Степень плющения скани мо­жет быть различна — от едва заметной до сильной; чем шире, сильнее развальцована скань, тем прочнее изготовленное из нее изделие, так как поверхность пайки соответственно увеличивается.

Кроме сученой скани для филиграни применяют и гладкую валь­цованную (или просто круглую) проволоку, так называемую гладь, которая в сочетании со сканью значительно обогащает рисунок.

Шнуры для филиграни различают по толщине и рисунку. Их го­товят различными приемами. Простейший шнур вьют так же, как скань, из двух, но более толстых проволок, но не вальцуют, и в своем сечении он остается круглым. Более сложные по структуре шнуры сучат из трех или четырех проволок. Интересный рисунок приобретает шнур, если, свитый из двух проволок, он складывается вдвое и вновь сучится; при этом он становится плотным и сложным по структуре. Если же повторно свивать шнурок в обратную сторо­ну, то он становится более рыхлым и оригинальным по рисунку. Этот вид шнурка придает особую красоту и богатство композиции. Своеобразный характер приобретает шнур, свитый из двух прово­лок различной толщины.

Еще более сложный рисунок, значительно обогащающий сканные работы, имеет «плетенка», которую плетут как косу из трех (или более) проволок вручную. Плетенки заготовляют короткими отрезками, так как плетение из длинных проволок очень затрудни­тельно— они путаются. Своеобразным декоративным элементом скани является «струнцал». Его изготовляют по принципу производ­ства канители — путем навивания тонкой по сечению проволоки на более толстую так, чтобы виток плотно ложился к витку. В сочета­нии со шнурами и сканью гладкие линии, очерченные струнцалом, очень эффектны.

Одним из очень красивых элементов сканных работ является «зернь» (мелкие шарики). Она значительно дополняет и обогащает линейный рисунок, выполненный из проволоки, и напоминает жем­чужные обнизи в шитье. Зернь приготовляют следующим образом. Чтобы все зерна были одинаковыми по диаметру, необходимо про­волоку нарезать на одинаковые кусочки. Для этого тонкую прово­локу навивают спиралеобразно (виток к витку) на ригель — гладкий цилиндрический стальной стержень. Полученную спираль снимают с ригеля и разрезают на отдельные витки (колечки). Затем, смешав такие заготовки (колечки) с угольным порошком, их нагревают в муфеле до оплавления. Колечки, разделенные друг от друга уголь­ным порошком, сплавляют в точные круглые шарики одинакового размера. При небольших заготовках зернь можно оплавлять на листовом асбесте или куске древесного угля. Если хотят получить правильные полушары, то заготовленные колечки оплавляют, по­ложив их на листовую слюду. Нижняя часть такого шарика, которая обращена к слюде, становится плоской.

Набор скани.

Процесс набора скани по рисунку состоит из двух операций:

  1) выгибание каждого элемента рисунка из соответствующей проволочной заготовки (скани, глади или шнура)

  2) уста­новка такого элемента на соответствующее место и закрепление клеем. Наиболее целесообразно предварительно заготовить все детали рисунка (завитки, колечки, овалы и т. п.), а затем устанавли­вать их на место.

Эту работу ведут при помощи пинцета специаль­ной формы — корнцанга, представляющего собой сложенную вдвое стельную полосу шириной от 10 до 15 мм и толщиной от 1 до 2 мм. Общая длина пинцета составляет 100—150 мм, и ее подбира­ют по руке; концы пинцета коротко заострены и слегка согнуты внутрь. Пинцетом работают, держа его в правой руке, а свободный конец проволоки придерживают ногтем указательного пальца ле­вой руки. Эту работу проводят на специальной, ровной металличе­ской пластине (из цинка или алюминия) размером 150X200 мм и толщиной 2—3 мм.

В современных условиях при серийном производстве изделий для заготовки отдельных элементов рисунка применяют различные приспособления: для навивки колечек используют ригели — гладкие отрезки стальной проволоки различной толщины от 0,5 мм в диамет­ре до 10 мм (а иногда и толще). Для формовки зубчиков (для кастов или фона) — специальные зубчатые вальцы. Проволока, пропу­щенная через такие вальцы, приобретает равномерные зубчатые изгибы. Тот же результат, но с закругленными и несколько склонен­ными в одну сторону зубцами можно получить, если расплющить навитую на тонкий ригель и слегка растянутую спираль.

Более сложные конфигурации (лепестки розеток и др.) получают при помощи плоскогубцев, рабочие концы которых запиливают специальным образом. Применяют также специальные пресс-фор­мы, в которых формуют более сложные элементы. Для резки скани служат ножницы или специальный короткий небольшой нож, снаб­женный деревянной рукояткой.

Из приготовленных первичных элементов производят набор ри­сунка и установку его на клей.

Можно различить четыре способа набора скани в зависимости от ее вида (и разновидности):


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 59; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!