Жанры русского танца: хоровод

Урок хореографии

Класс: 7-Б

Дата проведения: 30.03.2020 года

Тема: Народные Танцы.

Здравствуйте, дорогие ребята. Я предлагаю на выбор Вам: лекцию о русском народном танце или просмотр номеров народных коллективов. Желаю приятного и полезного время провождения!

Русский народный танец

(беседа)

 

Р усский народный танец является одним из наиболее распространенных и древних видов народного творчества. В танце народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношения к жизненным явлениям.

Русский народный танец неотделим от русской песни. Песня наложила отпечаток на характер и стиль танца, определив особенности русской манеры исполнения.

Среди участников обрядов, игрищ постепенно выделялись люди, лучше других пляшущие, поющие, играющие на различных инструментах, знатоки шуток, поговорок и присказок – появлялись мастера-исполнители. В народе их называли плясец, плясальщик, плясуха, игрец.

С оздаваясь на протяжении многих столетий, русский танец стал художественной энциклопедией жизни народа. Народный танец всегда имеет ясно выраженную тему и идею, в нём существуют драматургическая основа и сюжет, есть художественные образы, которые создаются посредством разнообразных пластических движений и рисунков – построений.

С помощью образов танец раскрывает жизнь народа, его быт, вкусы и идеалы. Многие танцы носят характер коллективного действия, часто их композиция помогает раскрытию содержания.

Веками накапливал, сохранял, развивал, шлифовал и совершенствовал русский народ свое национальное танцевальное богатство.

Танцами народ украшал свой быт, свою жизнь. В каждом городе или деревне были особенно излюбленные места, где в дни летних и зимних праздников или просто гуляний собирался народ – водили хороводы, плясали, пели, играли в различные игры. Традиции таких гуляний складывались издавна. Места для проведения гуляний народ выбирал живописные, красивые, и они, как правило, многие годы не менялись.

Водили хороводы, плясали и играли не только на улице. Зимой в сильные морозы, в весеннюю или осеннюю распутицу, а чаще по определенным праздникам молодежь на несколько дней снимала просторную так называемую жировую избу (жировать – играть, возиться, резвиться, шалить, щекотаться). Изба обычно находилась на краю деревни, и ею пользовались несколько лет кряду. За избу редко платили деньгами, где-то в середине вечеринки, когда молодежь напелась и наплясалась, по договоренности начиналась бесплатная работа – толоки. Парни рубили дрова, выполняли другие работы по хозяйству, девушки наводили чистоту, кто мог нес ягоды, зерно, рыбу, пироги, овощи и другие продукты.

В избе, где собиралась молодежь, обязательно находился кто-нибудь из взрослых. Они присматривали за молодежью, за порядком проведения вечера. В избе проходило своеобразное гулянье – участники сборища веселились, играли в разнообразные игры, плясали, пели, водили хороводы, гадали, иногда разыгрывали различные представления, например свадьбу, где выбирали «жениха» и «невесту». Часто собирались вместе одни девушки и молодые женщины – они вязали, пряли, ткали, плели кружева, при этом пели, играли и плясали. Пожилые и старые люди собирались отдельно днем – ходили на «беседы.

В осеннее и зимнее время почти все развлечения, все праздники сопровождались ряжением – молодежь и люди среднего возраста рядились стариками, старухами, цыганами, медведем, козой и др. Ряженые и сопровождавшие их с песнями, плясками, шутками ходили гурьбой по улицам, по дворам.

С незапамятных времен в любое время года ходили по Руси вожаки с дрессированными медведями. Медведи плясали, копировали красных девиц, молодок, показывали, как они белятся, румянятся, смотрятся в зеркальце, прихорашиваются, изображали, как мужик напивается да в грязи валяется, и т.д.

Н аши предки оставили нам интересные обычаи, своеобразные традиции, огромное фольклорное танцевальное богатство.

Своеобразным языком фольклорные танцы не только передают различные стороны жизни и быта русских людей, но и отражает историю развития нашего государства.

Каждая эпоха неизбежно отражает в народных танцах культуру общества. Манера исполнения, тематика, музыкальное сопровождение, композиция, количество участников – все это определялось и подсказывалось самой жизнью.

По совокупности этих признаков, мы и определяем с точки зрения хореографии, к какому виду относится тот или иной танец.

Р усский народный танец делится на два основных жанра – хоровод и пляска, которые в свою очередь состоят из различных видов. В жанре хоровода различают два вида – орнаментальные и игровые хороводы. Жанр пляски состоит из наиболее древних, традиционных видов – одиночная пляска, парная пляска, перепляс, массовый пляс, групповая традиционная пляска, так и из видов, сложившихся в русском танце в более позднее время – кадриль, лансье, полька и др. В наше время русский танец продолжает развиваться. Появились новые темы, новые движения, новые построения фигуры, усложнилась композиция.

В профессиональных и самодеятельных коллективах возникли новые разновидности русского танца: хореографическая композиция, танцевальная сюита, хореографическая картина, вокально-хореографическая композиция.

Эти танцы создаются на основе развития традиций народных гуляний, игрищ, посиделок и т.д. На основе ряда плясок возникли наполненные новым содержанием спортивные, кадрильные и другие пляски.

В восприятии старинного русского танца большую роль играют музыка и костюм. Музыка – не только метроритмическая основа танца, но и его художественная сущность. Танец должен быть органически связан с музыкой и раскрыть ее содержание. Любому виду танца присущи свои музыкальные интонации, свой музыкальный стиль.

Одним из главных компонентов танца является костюм. Он должен соответствовать не только времени и эпохи исполняемого танца, но и его характеру и содержанию.

Таким образом, для народного танца органическое единство содержания, характера движений (лексики), музыки и костюма является непременным условием.

Русскому танцу сотни лет, но интерес к нему повсеместен. Изучение русского народного танца, правильное понимание стиля. Характера и манеры исполнения дают возможность создавать на сцене средствами танца правдивый образ русского человека.

 

Жанры русского танца: хоровод

 

О дним из основных жанров русского народного танца является хоровод. Это не только самый распространенный, но и самый древний вид русского танца. Не случайно основное построение хоровода – круг. Основой хоровода является совместное исполнение хороводной песни его участниками. Но участники хоровода не только поют, они движутся, приплясывают, разыгрывают действие. Пляска, припляс, игра и песня в хороводе неразрывно и органично связаны между собой.

Хоровод выделяется в самостоятельный жанр хореографического – театрального – песенного творчества и становится украшением различных праздников русского народа в любое время года.

В хороводе всегда проявляется чувство единения. Дружбы, товарищества. Участники его, как правило, держаться за руки, иногда за один палец – мизинец, часто – за платок, шаль, пояс, венок. В некоторых северных хороводах участники за руки не держаться, а движутся друг за другом или рядом, сохраняя строгий интервал, иногда идут парами.

Но все эти соединения, построения зависят от того, в какой местности исполняется хоровод, каково его содержание, под какую песню – быструю или медленную - он исполняется.

Хоровод распространен по всей Руси. Хороводы весьма разнообразны в своих построениях, но все-таки начальной формой построения большинства является круг, двойной круг – круг в круге. Иногда танцующие образуют два круга рядом, а иногда эти круги как бы переливаются один в другой и движение их образует рисунок «восьмерка». Большие круги и маленькие кружочки – очень распространенная форма построения русского хоровода. Но движение хоровода не ограничивается круговым рисунком. Круг разрывается, размыкается, образуются новые разомкнутые построения, новые рисунки-зигзаги, линии и т.д. Каждый рисунок хоровода имеет свое определенное название, например «круг», «воротца», «восьмерка», «колонна», «корзиночка», «карусель» и т.д.

Эти определенные построения называются фигурами хоровода и являются его составной частью.

Хороводы разнообразны и по назначениям: круги, улица, городок. Часто ведущие хоровод импровизируют во время его исполнения. В каждом хороводе чаще всего один руководитель – хороводник, в редких случаях – два. Руководителем хоровода может быть мужчина или женщина, вести хоровод могут молодые и пожилые, но как правило, ведущим в хороводе является молодая женщина. Хороводницы не только заводили хороводы или были в них запевалами. Часто они являлись организаторами гуляний, руководители всем гуляньем, чередуя по своему усмотрению и вкусу хороводы, игры, песни и пляски.

Хоровод – танец массовый, в котором могли принять участие все желающие, но чаще всего основным участником и организатором была молодежь.

Хороводы исполняются в медленном, среднем и быстром темпах.

Разнообразные хороводы водились большей частью весной и летом, на природе, на открытом воздухе – простора требовала сама сущность хоровода.

Песни, под которые исполняют хороводы, имеют различное содержание и тематику. По песне определяется содержание хоровода. В хороводных песнях существуют темы труда, воспевание природы, любви парня и девушки, семейные. К каждой теме относится большое количество песен с разнообразным содержанием, сюжетом, персонажами. Движение хоровода, его рисунок или игровые моменты всегда исходят из конкретного содержания песни, сопровождающей хоровод. Содержание это влияет на построение хоровода. Исходя из содержания песни, хороводы с точки зрения хореографии делят на две основные группы, на два вида – орнаментальные и игровые.

 

Орнаментальные хороводы

 

Е сли в тексте песни, сопровождающей хоровод, нет конкретного действия, ярко выраженного сюжета, действующих лиц, то участники хоровода ходят кругом, рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры – орнаменты, согласуя свой шаг с ритмом песни, являющейся для исполнителей в основном лишь музыкальным сопровождением. Такие хороводы называются орнаментальными. Иногда орнаментальные хороводы своим рисунком, построением раскрывают и передают и содержание песни.

Содержание песен, сопровождающих орнаментальные хороводы, чаще всего связано с образами русской природы, трудом народа, его бытом. Эти песни отличаются от песен, сопровождающих игровые хороводы, более четким ритмическим построением, объединяющим участников хоровода в плавном или быстром плясовом движении.

В рисунках орнаментальных хороводов очень силен элемент изобразительности – «заплетение плетня», «завивание капустки», «переплетение хмеля».

Исполнение каждого орнаментального хоровода в народе, в быту отличается строгостью формы и малым количеством фигур. Весь хоровод чаще всего состоит лишь из нескольких фигур, которые органично переходят, переливаются, перестраиваются из одной в другую.

 

Игровые хороводы

 

Е сли в песне имеются действующие лица, игровой сюжет, конкретное действие, то содержание песни разыгрывается в лицах и исполнители с помощью пляски, мимики, жестов создают различные образы и характеры героев. Иногда содержание песни разыгрывается всеми участниками хоровода одновременно. Часто участники хоровода, изображая птиц, зверей, подражают их движением, повадкам. Такие хороводы называются игровыми.

В игровых хороводах может выделяться исполнитель, играющий одну роль, а иногда две или три роли, но чаще всего в хороводе выделяется несколько действующих лиц. Бывает и так, что действующими лицами являются все участники хоровода, которые одновременно разыгрывают сюжет песни.

В игровых хороводах рисунок построения проще, в нем нет такого разнообразия танцевальных фигур. Композиционно эти хороводы строятся по кругу, или линиями, или парами. В центре круга – фигуры, наиболее распространенной в игровых хороводах, - происходит действие, разыгрывается сюжет. Круг же движется или останавливается, приплясывая или подыгрывая. В линейном построении хороводов участники поделены на две группы, которые ведут своеобразный диалог. В построении парами движение идет друг за другом «колонной» по полукругу, пары расходятся вправо и влево, выписывают «восьмерку» и т.д.

Главным в игровом хороводе становится раскрытие содержания песни, а не изобретательность фигур, большое значение приобретают артистическая одаренность ведущего и его вокальные данные, способность передать характер песни, характеры различных персонажей.

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 107; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!