СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
 «КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ФЕВЗИ ЯКУБОВА»

 

Факультет психологии и педагогического образования

Специальное (дефектологическое) образование

(Логопедия)

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Элективный курс физическая культура. Шахматы»

на тему:

«Правила хождения фигур»

 

Работу выполнила

Студентка II курса

группы С(Д)О-Л-18

Бобылёва Н.Ю.

Преподаватель

                                                                                                          Курбединов Р.Я

 

г. Симферополь, 2020.

ВВЕДЕНИЕ

Из всех видов игр, когда-либо придуманных человечеством, есть одна, которая близка и спорту, и науке, и искусству. Это шахматы. Они развивают память и внимание, смекалку и математические способности, логику и фантазию, воспитывают волю, находчивость, характер, усидчивость, содействуют здоровому образу жизни. Шахматы – древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Сейчас – одна из наиболее распространенных настольных игр.

Шахматная партия играется между двумя партнерами, которые поочередно перемещают фигуры на квадратной доске, названной “шахматной”. Тот, кто имеет белые фигуры, начинает партию. Игрок получает право хода, когда его партнер сделал ход. Партия играется на доске, состоящей из 64 квадратов, попеременно светлых (белые поля) и темных (черные поля). Ряды полей называют линиями, которые могут быть вертикалями, горизонталями и диагоналями.

 

ШАХМАТНАЯ ДОСКА И ФИГУРЫ

8
7
6                
5                
4                
3                
2
1
  A B C D E F G H

Каждая горизонтальная линия пронумерована от 1 до 8. Каждая вертикальная линия пронумерована латинскими буквами от "А" до "Н". Каждое поле доски имеет свои координаты, которые образуются путем написания наименования вертикали и номера горизонтали. Например: h2 d7

Во время игры взаимодействуют 32 шахматные фигуры, но, конечно, по ходу партии их количество уменьшается.

 

Белые

Черные

Король Король
Ферзь Ферзь
Ладья Ладья
Слон Слон
Конь Конь
Пешка Пешка

Участвуют в сражении боевые единицы нескольких типов: это главные король с ферзем, парные ладьи, кони и слоны, а также пешки. Иногда пешки не относят к фигурам.

 


Ходом
называют перемещение фигуры с одного поля на другое, свободное либо занятое фигурой противника.                                                                                                                      Ход считается сделанным, когда: играющий, переместив на свободное поле фигуру, отнял от нее руку; снята с доски при взятии фигура противника, на место которой играющий поставил свою, прервав касание с ней руки; при рокировке играющий отнял руку от ладьи, поставленной на поле, пересеченное королем; пешка, перемещенная на последнюю горизонталь, заменена новой фигурой, от которой играющий отстранил (прервал касание) руку. Если отпущена рука от поставленной на поле превращения пешки, ход не завершен, но пойти пешкой иначе, т.е. изменить место ее превращения, нельзя.

1.1. Как ходит пешка в шахматах?

Первая особенность пешек в том, что они не могут перемещаться назад.                                                     Вторая — начиная со второго хода, пешка может ходить всего по одной клеточке за раз. А вот первый ход является исключением — игрок имеет право и поставить пешку на одну клетку вперед, и переместить ее на два.                                  Бьет пешка на одну клеточку в диагональном направлении и в обе стороны. Вот и вторая особенность этих фигур: ходят они по одному принципу, а бьют — по другому, чем отличаются от всех остальных. От пешки в игре может зависеть многое. Ведь дойдя до последнее горизонтали (противоположной начальной для этого игрока), эта маленькая фигура может стать кем угодно, кроме, конечно, короля. Нужно только запомнить, что такая «подмена» считается полноценным ходом.                                                                                     

Есть у пешек и свои правила. Например, так называемое «взятие на проходе». Оно подразумевает, что если пешка другого игрока перешла через битое поле, то может быть беспрепятственно сбита. Однако и здесь есть своя особенность: правило действует только при следующем ходе, через ход этим преимуществом воспользоваться уже нельзя.

Как ходит конь в шахматах

 Конь известен тем, что ходит по необычной траектории, которая при очерчивании напоминает букву «Г». То есть, он передвигается на два поля вперед и после этого на одно в сторону. И передвигаться так он может в любую сторону, а значит, в центре поля имеет целых 8 вариантов ходов, и два — при ходе из угла. Что интересно, только конь имеет право перескакивать через фигуры (и свои, и чужие) во время хода. Он бывает очень опасен для фигур соперника даже если как будто закрыт от них. А при бое конь становится на то место, где была сбитая фигура.

Как ходит слон в шахматах

Слон считается сильной фигурой, он соизмерим с конем, однако имеет некоторые особенности. В каких-то ситуациях он будет сильнее, а в каких-то слабее. Как и конь, относится к «легким фигурам». Что касается передвижений слона по доске, он перемещается по диагоналям на сколько угодно клеточек. При этом игроки располагаются каждый двумя слонами, которые перемещаются только по соответствующему цвету клеток, по белым или черным.

 

 

1.4. Как ходит ладья в шахматах

Эта фигура по тяжести сходна с ферзем, она перемещается по доске строго вертикально или горизонтально и бьет так же.

С ладьей связан один необычный шахматный прием, который называется «рокировка».                                                                  Он выполняется сразу двумя фигурами. Его суть заключается в том, что король внезапно для противника меняет свое местоположение, оказываясь в более безопасном месте и под защитой других фигур. В ходе этой операции король перемещается на две клеточки в сторону ладьи, а сама ладья становится за короля. Есть несколько важных условий для выполнения такого хода:

· рокировка доступна только тем королю и ладье, которые прежде были неподвижны;

· на линии между этими фигурами не должно быть препятствий, поля должны быть пустыми;

· рокировка не делается, если король под ударом;

· то же касается полей: король, естественно, не может идти под шах, однако есть загвоздка — клеточка, которую король «перепрыгивает» , тоже должна быть чистой от прицелов врага.
Интересно, что рокировку можно делать в обе стороны: и к ладье возле ферзя, и к ближайшей к королю.                                                                                                                          Есть у хода и еще одно правило. Первым покинуть свое место должен король. Дело в том, что если первой пойдет ладья, второй игрок имеет полное право сказать, что ход уже завершен.

Существует два типа рокировок — длинная и короткая.

Вот как выполняется длинная рокировка в шахматной партии:

 

Так по правилам осуществляется короткая рокировка в шахматной партии

 


Опытные шахматисты советуют делать рокировку, когда вашу ладью надо переместить и провести атаку на территории соперника. Ладья – одна из самых сложных по признаку введения в игру фигур, часто у новичков она остается на своей клетке в течение всей игры. Соответственно, чтобы начать использовать ладью в игре, можно применить рокировку. Другой случай, когда описываемый маневр уместен – предотвращение планируемой атаки противника. Ход атаки зависит от текущего расположения фигур на доске, поэтому поменяв рисунок на поле, вы спутаете планы своего противника.                                                                                                       Еще один вариант использования рокировки – это открытый центр поля с незащищенным королем. Сделайте рокировку, чтобы его прикрыть. Перед выполнением ходы оцените диспозицию вашего противника, причем не только в центре поля, но и на его периферии, чтобы избежать неожиданного нападения с флангов.

Как ходит ферзь в шахматах

Ферзь — самый сильный персонаж на шахматном поле боя, его возможности передвижения впечатляют. Он перемещается и вертикально, и горизонтально, и по диагоналям без ограничения по количеству полей. Ферзь может использоваться как для нападения, так и для защиты, он максимально важен. Поэтому крайне важно беречь ферзя, не ставить под удар без веской причины (профессионалы иногда добиваются этим своих игровых целей) и не разменивать на менее значимую фигурку. Равноценным обменом станут ферзь, или две ладьи, или три легкие фигуры.

Как ходит король в шахматах

Это важнейшая фигура, вокруг которой и строится игра, а потому когда объявляется мат, игра завершается. Король не может ходить под бой и находиться под ним, он должен быть постоянно защищен. Его возможности в движении довольно ограничены: в любую сторону, но всего на одно поле. Когда количество фигур во время игры уменьшается, сила короля бывает соизмерима с другой легкой фигурой. Есть несколько вариантов развития событий для короля. Первый — это шах, что означает нахождение под ударом. Фигуру надо сразу передвигать в другое место, такой ход нельзя откладывать ради других стратегических передвижений. С другой стороны, можно организовать защиту или сбить фигуру, которая объявила шах, другой фигурой или даже самим королем.                                                                                           

Следующая стадия — мат, завершение игры. В этом положении король уже под угрозой, то есть шахом, и ему некуда отойти, и убрать эти фигурки нет возможности. Есть и еще одна интересная ситуация, которая называется пат. Здесь король хоть и не под шахом, но передвигаться никуда не имеет возможности, так как все ближайшие клетки тоже под ударом. В такой ситуации результат игры — ничья.

 


 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Шахматы имеют воспитательное значение: способствует становлению личности, учит логически мыслить и планировать свои действия, развивает концентрацию внимания. При игре в шахматы проявляются многие особенности человеческой личности, поэтому они иногда используются в качестве модели научных исследований в психологии и педагогике.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Шифферс, Э. Самоучитель шахматной игры [Тест] / Э. Шифферс. – М: Из-во Знание. –2010 – 621с. – рус.

2. Эстрин, Я. Теория и практика шахматной игры [Тест] / Я. Эстрин. – М.: Высшая школа, 1981. – 160 с. – рус.

3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B0%D1%85%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%8B#%D0%A5%D0%BE%D0%B4%D1%8B

4. http://www.openchess.ru/pravilaChess.php#n2

5. https://works.doklad.ru/view/0VSgab7wkyI.html

6. https://chessacademy.kz/education

 


 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 130; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!