Тема урока: РУССКИЕ ПОЭТЫ ХХ ВЕКА О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ И О СЕБЕ

Русский язык 5 класс.

Тема: Правописание гласных в падежных окончаниях имён прилагательных.

Цели урока: объяснить учащимся правила правописания гласных в падежных окончаниях имен прилагательных; развивать умение выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации ; воспитывать любовь к родной речи.

Ход урока

Здравствуйте ! Ребята, записываем в тетради число , классная работа , тему урока.

Какая сегодня хорошая погода! У всех весеннее радостное настроение. Прочитайте предложение, запишите его, выполните синтаксический разбор.

Определите род, число и падеж прилагательных. Как с помощью вопроса можно определить написание безударного окончания у прилагательного?

Вин.п.-в теплую весеннюю пору.                         В пору какую?

Тв.п.- теплым весенним утром.                            Утром каким?

Имена прилагательные склоняются.

Окончания прилагательных изменяются в соответствии с разными падежами. Кроме того, прилагательные могут быть мужского, женского и среднего рода, и это тоже влияет на их окончания в разных падежах.

Так как же узнать, какие окончания имеет то или иное прилагательное при склонении? 

Нужно помнить о том, что изменение имён прилагательных по падежам связано со склонением существительных.

В предложениях прилагательное ведёт себя как репка. За него нужно как следует потянуть… И на свет почти всегда появится существительное, от которого прилагательное зависит.

Ведь категории прилагательного и существительного в словосочетаниях совпадают.

Возьмём словосочетание, в котором будет прилагательное и существительное. Существительное в нашем словосочетании будет главным словом. У существительного, конечно, будут род, число и падеж. И у прилагательного будут род, число и падеж. Такие же, как у существительного.

Для примера рассмотрим словосочетание внимательного ученика. Главное слово – ученика. Это существительное мужского рода, единственного числа, стоит в родительном падеже.

Значит, и прилагательное будет мужского рода, единственного числа и родительного падежа.

От существительных к прилагательным ставится вопрос. Это вопрос какой?, только он будет изменяться в соответствии с родом, числом и падежом существительного.

Например, кого? – ученика. Ученика – какого? – внимательного.

Мы можем просклонять какое-нибудь словосочетание и посмотреть на падежные окончания прилагательных. Начнём с прилагательных мужского рода.

Если говорить о прилагательных среднего рода, то их окончания и окончания прилагательных мужского рода очень похожи. Изменятся только вопросы в именительном и винительном падежах – появится вопрос какое?

Все остальные окончания прилагательных в среднем и мужском родах будут совпадать.

Перейдём к падежным окончаниям прилагательных женского рода.

Заметьте, что почти все вопросы и все прилагательные женского рода в целых четырёх падежах имеют окончание -ой.

Как вы уже наверняка заметили, окончания прилагательного и вопроса, который мы ставим к прилагательному, обычно совпадают.

Например, какому? – большому и синему.Какую? – большую и синюю. Окончания совпадают почти полностью. И в нашем словосочетании внимательного ученика окончания вопроса и прилагательного тоже совпадают. Так как нам узнать окончание прилагательного?

Во-первых, нужно найти существительное, к которому относится прилагательное.

Во-вторых, определить род, число и падеж существительного – а значит и прилагательного.

И  поставить вопрос от существительного к прилагательному.

То есть, главное – это поставить правильный вопрос!

Спишите словосочетания. Вставьте пропущенные буквы.

На свеж..м воздухе, о ранн.. тепле, син.. небом, на могуч… дереве, весенн.. утром, в дремуч… лесу, легк..ми облаками, по лесн.. тропинке, о свеж… травк.., солнечн.. зайчика

Работа с текстом. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Определите тему текста, стиль речи, и тип речи. Как можно озаглавить текст? Благодаря каким частям речи картина становится живописнее, образнее, красочнее? Подчеркните эти прилагательные.

   Как х..рошо весен.. утро в лесу! Вот из-за син… полоски далек.. леса вык…тилось красн.. солнце. В лучах утренн… солнца пламенеют вершины могуч… сосен, которые растут у самой реки. Я смотрю на широк… поле за рекой, вижу стройн… ели с пушистыми ветвями в лесу, вдыхаю ар..мат лёгк.. весен… воздуха и слушаю радос..н.. пение птиц.

Домашнее задание: выучить правила стр.86,89. Выполнить упр.582

 

 

Русский язык 7 класс.

Тема урока: Текстообразующая роль союзов. Синтаксическая роль союзов в предложении.

Цели урока: формировать умения определять роль союзов в предложении и тексте; развивать умение использовать предложения различных синтаксических конструкций в письменной речи при создании собственных текстов; воспитывать любовь к родной речи.

                                                                      Ход урока:

 Добрый день! Дорогие ребята. Я рада, что наш творческий союз продолжается, а вы?

 Прочтите притчу.

Тот, кто думает, будто бы человеческое сердце- это всего-навсего то, что все привыкли под этим понимать, тот глубоко ошибается. Сердце человека на самом деле – маленькое круглое сердце, спрятанное глубоко в груди. Это таинственное зеркало не может жить в одиночестве.

 -А как вы думаете, когда оно живет?

- То есть, у нас есть единомышленники или союзники. Может, попробуем сегодня создать союз единомышленников?

- Какие еще лексические значения слова «союз» вам известны? Можно воспользоваться толковыми словарями.

- Это многозначное слово?

- О каком союзе мы сегодня будем говорить?

- Мы узнаем о его роли в предложении и тексте. Итак, откройте тетради и запишите число и тему урока «Текстообразующая роль союзов. Синтаксическая роль союзов в предложении.».

– Ребята, давайте вспомним все, что мы знаем о союзе. Продолжите предложение: «Союз – это…»

Сейчас вам предстоит выполнить практическое задание. Из предложений  выпишите в 2 столбика сочинительные и подчинительные союзы.

1) Огонь в лампе тускнел, но через секунду снова разгорелся. (М.Горький)

2) Листья то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. (К.Паустовский) . 3) Касьян не шевельнулся, пока я не поднял коростеля. (И.Тургенев).

4) Татьяна видит дом пустой, где жил недавно наш герой. (А.С.Пушкин).

5) Незнакомец был невысок ростом, зато плечист. (А.Мусатов)

6) Если за день ничему не научишься, значит, весь день пошел назад. (Пословица)

7) Или бури завываньем ты, мой друг, утомлена, или дремлешь под журчаньем своего веретена? (А.Пушкин).

8) Все мы должны любить свое отечество, потому что здесь мы получили жизнь, впервые увидели свет. (А.Толстой)

9) Я знаю, что ты хочешь поговорить со мной. (А.Чехов)

- Понаблюдайте за употреблением союзов на уровне предложений из поэтических текстов, дайте характеристику союза и с какой целью он употреблен?

1.Весенний воздух точно млеет

В далеких просеках бору. (И.Бунин)

2. Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят. (Ф.Тютчев)

3. Создатель мой! Спасибо за весну! Я думал, что она не возвратится. (С.Черный)

- Давайте теперь посмотрим какую роль выполняют союзы на уровне текста. Внимание на экран. Перед вами стихотворение «Людей теряют только раз» Геннадия Шпаликова. Прочтите внимательно, вставьте пропущенные союзы и приготовьте выразительное чтение.

Людей теряют только раз,

…след, теряя, не находят,

…человек гостит у нас,

Прощается …в ночь уходит. …

…он уходит днем,

Он все равно от нас уходит.

Давай сейчас его вернем,

…он площадь переходит.

Немедленно его вернем,

Поговорим … стол накроем,

Весь дом вверх дном перевернем

…Праздник для него устроим.

- Прочтите стихотворение без союзов и с союзами. Как оно изменилось?

- О чем это стихотворение?

- Какую роль в поэтическом тексте выполняют союзы?

Вывод: Союз не только грамматическое средство связи, но и средство художественной выразительности.

Д/З - Откройте дневники и запишите Д/з: упражнение 399

 Итак, друзья, пришла пора проститься…

И я хочу вам пожелать:

 Всегда с охотою учиться,

Всегда с охотою трудиться

И никогда не унывать.

- Я уверена, что сегодня наш творческий союз состоялся и на память дарю вам свое сердце, в котором есть место для каждого из вас. Спасибо за работу! До свидания!

 

Литература 8 класс

Тема урока: РУССКИЕ ПОЭТЫ ХХ ВЕКА О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ И О СЕБЕ

Цели урока: познакомить учащихся с русскими поэтами ХХ века, рассказывающими о красоте родной природы, о родине и о себе; учить анализировать стихи, осмысливая прочитанное; работать над выразительным чтением.

Ход урока

-Ребята, сегодня мы с вами продолжим работу над изучением творчества писателей 20 века.

– Прочитайте самостоятельно предложенные стихотворения. Подумайте, какое из них отзывается в вашем сердце, какое вам бы хотелось выучить наизусть, обсудить?

Обсуждение стихотворений Н. Рубцова.

1) Какой образ Руси предстал перед вами в стихотворении Рубцова «По вечерам»? Как вы поняли смысл названия?

2) Какова тема и идея этого стихотворения? А стихотворения «Встреча»?

Обучение анализу стихотворений.

Чтение стихотворения Н. Заболоцкого «Я воспитан природой суровой...»

Я воспитан природой суровой,

Мне довольно заметить у ног

Одуванчика шарик пуховый,

Подорожника твердый клинок.

Чем обычней простое растенье,

Тем живее волнует меня

Первых листьев его появленье

На рассвете весеннего дня.

В государстве ромашек, у края,

Где ручей, задыхаясь, поет,

Пролежал бы всю ночь до утра я,

Запрокинув лицо в небосвод.

Жизнь потоком светящейся пыли

Все текла бы, текла сквозь листы,

И туманные звезды светили,

Заливая лучами кусты.

И, внимая весеннему шуму,

Посреди очарованных трав,

Все лежал бы и думал я думу

Беспредельных полей и дубрав.

Надеюсь, вы вспомнили некоторые особенности поэзии Заболоцкого, его лаконичность, метафоричность, взаимопроникновение образов природы и чувств человека.

Сегодня мы познакомимся с еще одним стихотворением этого поэта и попытаемся осмыслить, разобраться в нем.

Анализ стихотворения Н. Заболоцкого «Вечер на Оке».

В очарованье русского пейзажа

Есть подлинная радость, но она

Открыта не для каждого и даже

Не каждому художнику видна.

В этой строфе нет нарочито поэтических слов и выражений. Создается впечатление, что это вовсе не поэтический текст, а отрывок какой-нибудь лекции по искусству, ее тезис, идея, которая будет доказываться в ходе рассуждения. И в то же время мы чувствуем, что каждое слово стоит на единственно возможном для него месте, и вся фраза максимально точно выражает мысль о том, что очарованье русского пейзажа доступно не каждому человеку (об этом говорил и русский писатель К. Г. Паустовский). Вместе с мыслью строфа содержит туго скрученную пружину чувства, которая будет разворачиваться в следующих строфах.

– Каков размер стихотворения?

Перед нами строгий 5-стопный ямб, несколько смягченный пиррихиями (пропуск ударения в стопе ямба или хорея).

Рифмы богатые. На протяжении всего стихотворения рифма перекрестная.

– Отметьте аллитерацию в двух первых строках:

С утра обремененная работой,

Трудом лесов, заботами полей,

Природа смотрит как бы с неохотой

На нас, неочарованных людей.

Что-то странное чудится нам в самой постановке вопроса. Размышляя, мы начинаем понимать, что поэт показывает нам человека, не обремененного работой, который не обращает внимания на природу. Именно природа у Заболоцкого работает, трудится: разворачивает новые листья на деревьях, выгоняет травы, создает плоды. Природа занята ежедневной, обыденной, не видной человеческому глазу работой, она как цельное существо со своим разумом и самосознанием не хочет замечать «нас, неочарованных людей», не подверженных ее чарам; вышедших из ее лона, но порвавших с нею связь.

И лишь когда за темной чащей леса

Вечерний луч таинственно блеснет,

Обыденности плотная завеса

С ее красот мгновенно упадет.

С наступлением вечера природа словно приоткрывает свою тайну, помогает ему проникнуть в чудо. В строфе появляются не только определения, но именно эпитеты. Ощущение тайны передается и с помощью звукописи.

Вздохнут леса, опущенные в воду,

И, как бы сквозь прозрачное стекло,

Вся грудь реки приникнет к небосводу

И загорится влажно и светло.

С помощью олицетворений автор «оживляет» природу, но он не очеловечивает её: напротив, мы чувствуем, что это человек приближается к природе, к её постижению; что лесам свойственно вздыхать, опускаясь в воду, а реке – приникать грудью к небосводу. Вся строфа представляет собой развернутую метафору, включающую в себя сравнение и сплавленную с олицетворением: по существу речь идёт об отражении деревьев и закатного неба в воде, но поэт как бы переворачивает картину, и мы с естественного языка образов с трудом переводим на язык рациональности.

В первой строке настроение создаётся повторением гласных [о] и [у], во второй строке «работает» согласный звук [к], создавая ощущение твёрдой преграды, препятствия. Затем чувства словно прорываются через эту преграду, наполняются звучанием, сонорностью: «грудь реки приникнет». В конце третьей и в четвертой строке появляется звучный [в] и его сочетания с сонорным [л], передающее ощущение насыщенности и силы.

Вернемся к первой строфе и сравним ее изобразительную скупость с богатством четвертой строфы. Мысль, заложенная в начале, ярко и стремительно разворачивается в образах. Художественная форма наполнена глубоким смыслом.

Из белых башен облачного мира

Сойдет огонь, и в нежном том огне,

Как будто под руками ювелира,

Сквозные тени лягут в глубине.

Небо превращается в таинственный мир, где облака – белые башни, из которых нисходит на землю закатный свет – нежный огонь (развернутая метафора). Аллитерация создает ощущение пластичности первой строки. Во второй строке «работает» звук [o]. Природа рисует не на поверхности, а в глубине реки тончайшие картины, создаёт yзopы с точностью и изяществом ювелира, тем самым поверхность реки уподобляется драгоценному камню: одно сравнение вызывает сложный ассоциативный ряд. На память приходят драгоценные геммы с изящными изображениями, проступающими словно бы из глубины камня.

И чем ясней становятся детали

Предметов, расположенных вокруг,

Тем необъятней делаются дали

Речных лугов, затонов и излук.

Мы привыкли к тому, что деталь противопоставлена широте. Так, например, фотографируя крупно какой-нибудь цветок, мы знаем: то, что на заднем плане, выйдет несколько размыто. С другой стороны, если мы будем фотографировать панораму, то детали не будут видны с ясностью и точностью.

Начало шестой строфы – «И чем ясней становятся детали...» – словно готовит нас к этому противопоставлению, в том числе и своей «непоэтической, научной лексикой («детали», «предметы»), но всё оказывается иначе: дали делаются необъятными, то есть более глубокими; не размытыми, а тоже более четкими.

Горит весь мир, прозрачен и духовен,

Теперь-то он поистине хорош,

И ты, ликуя, множество диковин

В его живых чертах распознаешь.

В творчестве зрелого Заболоцкого природа одухотворена изначально, и человек, находясь с природой в сложных отношениях, может приобщиться к её высокой духовности, неразрывно связанной с рождением новой жизни. В последней строфе стихотворения звучит торжественная, ликующая мелодия мира.

Человек – не существо, которое пытается навязать бездушной природе свои житейские категории. Человек, пытающийся познать природу, насыщенную и одухотворенную в своем постоянном творении жизни, человек, ощущающий своё неразрывное единство с ней, – вот образ, которым заряжена поэзия Заболоцкого.

Мы видим, что Заболоцкий начинает стихотворение с мысли, которая разворачивается в образ. Образ расширяется до мелодии, заполняющей душу человека. В этом стихотворении ярко выражена формула поэтического творчества Заболоцкого: мысль – образ – музыка. Музыка – не выражение душевных тайн личности, но гармония всеобщей жизни («Жизнь потоком светящейся пыли...», «Горит весь мир, прозрачен и духовен...»).

Завершая работу, расставляем логические ударения, ищем интонации и готовим выразительное чтение этого стихотворения.

Анализ стихотворения Н. Рубцова «Привет, Россия – родина моя!».

Выразительно прочтите стихотворение.

– Какие ассоциации вызывает у вас это стихотворение? Какие картины представляются вам?

– Какие слова кажутся вам редкими, вызывают ощущение близкой старины?

– Как вы думаете, почему в стихотворении много восклицательных предложений?

– Каков размер стихотворения, способ рифмовки?

– Найдите примеры аллитерации. Какую роль играет она в стихотворении? Какую мелодию создает?

– Почему в первых строках II строфы трижды повторяется предлог «по»? Какое впечатление этим создается?

Строки:

Я сильный был, но ветер был сильней,

И я нигде не мог остановиться, –

связаны с биографией Рубцова. В раннем детстве он остался сиротой. Мать умерла во время войны, след отца потерялся на фронте в 1944 году. Судьба сложилась так, что он почти всю жизнь не имел своего угла, порой скитался от села к селу, от деревни к хутору, просясь на ночлег, а то и располагаясь в стоге сена где-нибудь под звездами. Живя в заброшенных деревнях или ночуя в поле, он чувствовал себя ближе к Богу. Об ощущении близости к высшему миру говорят строки:

Как миротворно в комнату мою

По вечерам закатывалось солнце!

«Изба в лазурном поле» у Рубцова – это не конкретный дом, а, скорее, символ мирного жития. Само выражение напоминает нам описание какого-то старинного герба.

Ясная мелодия разливается свободно в последней строфе. Чтобы проникнуть хотя бы немного в тайну этой мелодии, разберем последнее предложение синтаксически: Простордышал, веял, ликовал (при подлежащем три однородных сказуемых); кроме того, однородные определения и две пары однородных дополнений. Такое строение предложения в сочетании с аллитерацией, эпитеты, объединенные антитезой, мысль о счастье и покое – все это создает неповторимое очарование рубцовской поэзии.

Домашнее задание: выучить одно из проанализированных стихотворений наизусть; нарисовать иллюстрацию к стихотворению Н. Заболоцкого «Вечер на Оке».

 

Литература 10 класс

Тема урока: Толстовская мысль об истории. Образы Кутузова и Наполеона. Значение их пртовопоставления.

Цели урока: выявить функциональную сущность противопоставления образов Кутузова и Наполеона для романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир». Формировать умение анализировать текст художественного произведения. Закрепить навык сопоставительного анализа образов.

Ход урока

– Здравствуйте! Ребята, мы с вами продолжаем работать с романом-эпопеей Л. Н. Толстого. Какой прием положен в основу этого произведения? ( ответы вы даете письменно, фотографируете и присылаете вместе с дом. заданием))

– Докажите.

– Назовите мне примеры таких парных героев.– Итак, Кутузов и Наполеон. А почему они противопоставлены?

– Замечание верное и логичное – они соперники. Но это – внешнее противопоставление, которое лежит на поверхности. Чтобы сделать такой вывод совсем, не обязательно обращаться к роману Толстого. Наша задача на сегодня – понять, по каким критериям противопоставлены они в романе, и, самое главное, зачем. Поэтому мы будем работать непосредственно с текстом романа и на основе своих наблюдений оформим таблицу, в которой наглядно покажем противопоставление образов Кутузова и будем работать непосредственно с текстом романа и на основе своих наблюдений оформим таблицу, в которой наглядно покажем противопоставление образов Кутузова и Наполеона. Итак, откройте тетради, оформите запись и разделите лист на две половины. Первая половина – Кутузов, вторая, соответственно, Наполеон.

– Анализ любого героя начинается с портретной характеристики. Найдите описание внешности Кутузова и Наполеона. На какие детали обращает наше внимание Толстой

– Уже исходя из тех черт, которые подчеркивает Толстой в своем герое, мы можем сделать вывод, как писатель относится к Кутузову

– Если внимательно понаблюдать за всеми деталями, которые сопровождают изображение Кутузова на страницах романа, мы увидим, что Толстой практически идеализирует мудрую пассивность и созерцательную жизненную позицию старого военачальника. А теперь найдите описание Наполеона .

– Даже этого короткого фрагмента вполне достаточно, чтобы сказать, какого мнения о Наполеоне сам Толстой?

– Помимо портрета героя характеризует речь. Сравните, как и что говорит Кутузов, а как – Наполеон.

– Обратимся к Бородинскому сражению. К чему призывают свою армию оба военачальника?

– Какое значение имеют слова обоих полководцев для армии?

– То есть и сама армия Наполеона живет низменными, животными инстинктами и потребностями, как и ее предводитель. Могла ли такая армия, по мысли Толстого, победить народ, ведомый чувством всеобщего патриотизма, который огнем разгорается в каждой груди?

– Однако, Толстой не умаляет качеств Наполеона как блистательного стратега, ведь так?

– В чем самая большая ошибка Наполеона? (он не был со своим народом).

– А Кутузов?

– Именно это – причастность к общему делу – и есть залог успеха. Бородинское сражение было как раз тем общим делом, причастностью к которому и определяется Толстым мера патриотического чувства. Вспомните, как и что говорили о Кутузове в салоне Шерер.

– Но они ведь и Наполеона осуждают! Почему?

– Отношение высшего света, пожалуй, то немногое, что роднит Кутузова и Наполеона. Но все же они абсолютные противоположности: внешность – у одного приятная, естественная, у другого – почти омерзительная, речь, поведение во время сражения и перед ним, отношение к своему народу…

Дома я прошу вас письменно в виде эссе ответить на вопрос: «Как решает Толстой вопрос о роли личности в истории?» Кроме того, еще раз пролистайте все главы, к которым мы с вами обращались, в том числе главы о Кутузове и Наполеоне, и выделить в них все, что относится к теме истинного и ложного в романе. На следующем занятии мы попытаемся выявить спектр мотивов, которые соотносятся с этой темой. Всем спасибо за работу, всего доброго.

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 191; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!