Тема: МЕНЕЕ УПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ АККОРДЫ ДОМИНАНТОВОЙ ГРУППЫ
Гармония
Г. Группа МИИ-18
Г. Группа МИД-18, МИВ-18
Тема: Субдоминантсептаккорд SII7
SII7 и его использование в проходящих и внутрифункциональных оборотах
1.Определение и обозначение. Интервальный состав
Септаккорд II ступени называется, как главный септаккорд группы, — субдоминантсептаккрдом. Его обозначение SII7 (в миноре — sII7).
Интервальный состав субдоминантсептаккорда:
а) в натуральном мажоре — малая терция, чистая квинта и малая септима (то есть минорное трезвучие с малой септимой);
б) в миноре и гармоническом мажоре — малая терция, уменьшенная квинта и малая септима (то есть уменьшенное трезвучие с малой септимой):
2.Обращение SII7. Преобладание квинтсекстаккорда
Как и всякий другой септаккорд, SII7 имеет три обращения:
C-dur (moll)
Самый распространенный из всех четырех видов этого аккорда — квинтсекстаккорд (SII65). Этот аккорд объединяет в себе функционально родственные — главное трезвучие субдоминантовой группы (S) и секстаккорд SII. Поэтому SII65 — квинтсекстаккорд— и получил название «субдоминанты с прибавленной секстой». Его другое возможное обозначение: S65 (субдоминантовый квинтсекстаккорд).
3.Приготовление субдоминантсептаккорда и его обращений
Аккорды SII7 вводятся после тонической или более простой субдоминантовой гармонии, то есть Т, Т6, Te4, S, S6, TSVI, в гармоническом соединении (чаще с приготовленной септимой), и после SII и SII6 (в том числе с проходящей септимой)
|
|
4.Разрешение SII7 в трезвучие D
Разрешение SII7 в доминантовое трезвучие происходит аналогично разрешению D7 в Т:
а) септима ведется на ступень вниз;
б) терция ведется на ступень вверх, а в основном септаккорде чаще на терцию вниз;
в) квинта ведется на ступень вниз;
г) основной звук в трех верхних голосах остается на месте, а в басу ведется скачком в приму D (квартовый ход).
В результате SII7, SII65 и SII43 разрешаются в основное трезвучие D, a SII2— в D6:
5. Разрешение в кадансовый квартсекстаккорд
Любой вид SII7, кроме секундаккорда, может быть разрешен в кадансовый квартсекстаккорд. В этом случае септима его остается на месте, образуя диссонирующий звук К64 (кварту):
6. Разрешение SII7 в Т. Все виды SII7 могут быть разрешены в соответствующие виды тонического трезвучия: септима остается на месте, остальные голоса ведутся преимущественно плавно.
SII7 разрешается в Т6.
SII65 разрешается в Т (наиболее употребительный прием, особенно в плагальных каденциях).
SII65 разрешается в Т6.
SII65 разрешается в Т64 (проходящий).
SII43 разрешается в Т64 (проходящий), реже в Т:
При различных разрешениях SII7 и его обращений возможны скачки на общих основаниях; септима обязательно ведется на ступень вниз или остается на месте; между крайними голосами не должно быть скрытых квинт или октав.
7. Переход SII7 в D7 и его обращения.
|
|
Аккорды SII7 и sII7 очень часто переходят в доминантсептаккорд и его обращения. Нормы голосоведения здесь следующие: септима и квинта SII7 идут поступенно вниз, два остальных звука остаются на месте в качестве общих звуков обоих аккордов. При таком голосоведении SII7 обязательно переходит в D43 (и наоборот —SII43 в D7), a SII65 в D2 (и наоборот SII2 в D65):
В результате получается последование из двух правильно подготовленных диссонирующих созвучий (септаккордов), в конечном итоге разрешающихся в тонику мажора или минора. Если в этом последовании применять D7 в неполном виде, то SII7 может перейти в неполный D7 скачком в басу от примы SII7 к приме D7:
8. SII7 в оборотах с проходящими аккордами.
Субдоминантсептаккорд может быть введен в обороты с проходящими аккордами Т, Т6/4 или TSVI64. Окружение этих аккордов может быть однородное или неоднородное. Существенно лишь движение баса по секундам:
9. Секундаккорд II ступени.
Секундаккорд II ступени (SII2) вводится чаще всего после основного трезвучия SII (проходящая септима в басу) и разрешается в D6 или D65.
Кроме того, он нередко применяется как вспомогательный, в окружении тонического трезвучия:
|
|
10. Практические указания.
Аккорд SII7 с обращениями может быть применен вместо более простых видов субдоминанты — S и SII, если намечаемое движение заданного голоса соответствует правильному разрешению или переходу SII7.
В тех случаях, когда основной звук (II ступень гаммы) идет в мелодии на узкий интервал (на секунду, терцию) вниз, аккорд II ступени следует брать без септимы (обычно— SII6), так как септаккорд здесь правильно разрешить нельзя.
Пример гармонизации:
Задания
1.Изучить тему «Субдоминантсептаккорд»
Литература: Дубовский И. Учебник Гармония
2.Гармонизовать мелодии по данной теме (1-2 задачи)
Литература: Алексеев Б. Задачи по гармонии
3.Играть на фортепиано гармонические схемы по данной теме в тональностях E-dur, cis –moll
Литература: Алексеев Б. Гармонические схемы для игры на фортепиано
Г. Группа МИИ-18
Г. Группа МИД-18, МИВ-18
Тема: ДОМИНАНТНОНАККОРД (D 9 )
1.Определение и обозначение. Интервальный состав. Расположение
Доминантнонаккорд образуется из D7 путем добавления к нему еще одной терции сверху, т. е. ноны от основного звука в басу. Построенное таким образом на основном звуке D пятизвучие состоит из большой терции, чистой квинты, малой септимы и ноны и называется
доминантнонаккордом. Обозначается—D9:
2.Большой и малый нонаккорд.
|
|
В зависимости от качественной величины ноны различаются большие (т. е. с большой ноной) и малые (с малой ноной) нонаккорды. Большой D9 встречается в натуральном мажоре, малый — в миноре и гармоническом мажоре:
Доминантовый нонаккорд применяется почти исключительнов основном виде и притом значительно реже, чем D7 иD. Обращения же D9 встречаются еще реже и даже не получилиобщепринятых наименований.
Нормальным расположением D9 считается то, при котором егонона и основной звук даются в разных октавах (регистрах).
3.Приготовление
Доминантовый нонаккорд обычно подготавливается аккордами субдоминантовой группы —S, SII6, SII, SII7 (реже TSVI) натурального мажора, гармонического мажора и минора. Соединение этих субдоминант с доминантнонаккордом— гармоническое: два общих звука остаются на месте, образуя b D9 приготовленную септиму и нону:
Как и всякая доминантовая гармония, D9 может также вводиться после Т, К64, D7 и D. Если D9 следует за D7, то септима D7 может переходить в нону D9, в результате чего получается перемещение одного диссонирующего звука в другой (вполне возможен и обратный случай — перемещение ноны в септиму при последовании D9—D7):
Adagio Л. Бетховен. Ф-п. соната ор. 31 № 2
4.Разрешение D9 в Т
Доминантнонаккорд (D9), как и D7 — диссонирующее созвучие, причем диссонантность его, как уже известно, обусловлена бифункциональностью: три нижних его звука представляют D, два верхних — S:
Как бифункциональное созвучие доминантовой функции, D9 естественно разрешается в Т. Пятизвучный или полный D9 разрешается в тоническое трезвучие следующим образом: основной звук его идет в основной звук тоники, а все остальные голоса движутся, как во вводном септаккорде: терция и квинта — поступенно вверх соответственно в основной звук и терцию Т, а септима и нона — вниз в терцию и квинту Т. Тоническое трезвучие, таким образом, получается с удвоенной терцией, главным образом для избежания параллельных квинт, как при обороте DVII7—T:
Однако при другом расположении аккордов и голосоведении, когда параллельные квинты заменяются параллельными квартами, удвоение терции в тонике не обязательно. В этих случаях обычно три голоса движутся параллельными секстаккордами или квартсекстаккордами:
В четырехголосном складе D9 применяется неполным, то есть с пропуском квинты. Неполный D9 при тех же условиях голосоведения разрешается всегда в полное тоническое трезвучие мажора или минора:
5. D9 как задержание к D7.
На сильной или относительно сильной доле, подобно вводному септаккорду, D9 применяется нередко как задержание к D7. В этом случае нона D9 разрешается нисходящим секундовым ходом в октаву, то есть в удвоенный основной звук D7, а все остальные голоса остаются на месте (кроме возможного октавного скачка в басу). Полученный таким образом неполный D7 разрешается в тонику уже обычным путем:
6.Перемещение
Как и другие аккорды, D9 допускает применение перемещений. Перемещение D9 образуется изменением его мелодического положения и расположения. Однако привсяких перемещениях D9 его нона не должна помещаться на расстоянии секунды от основного звука (баса) во избежание нежелательной «грязной» звучности:
Задания
1.Изучить тему «Доминантнонаккорд»
Литература: Дубовский И. Учебник Гармония
2.Гармонизовать мелодии по данной теме (1-2 задачи)
Литература: Алексеев Б. Задачи по гармонии
3.Играть на фортепиано гармонические схемы по данной теме в тональностях А-dur, fis –moll
Литература: Алексеев Б. Гармонические схемы для игры на фортепиано
Г. Группа МИИ-18
Г. Группа МИД-18, МИВ-18
Тема: МЕНЕЕ УПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ АККОРДЫ ДОМИНАНТОВОЙ ГРУППЫ
СЕКСТАККОРД УМЕНЬШЕННОГО ТРЕЗВУЧИЯ VII СТУПЕНИ (DVII6)
1. Предварительные сведения. Уменьшенное трезвучие DVII применяется почти исключительно в виде секстаккорда. DVII6 по звучности близко напоминает D43 отличаясь от него только отсутствием основного звука доминанты.
2. Удвоение. В DVII6 удваивается преимущественно басовый звук, то естьтерция трезвучия или, реже, квинта; основной звук, как вводный (доминантовая терция), не удваивается.
3.Применение вводного секстаккорда. Важнейшие случаи применения DVII6 связаны с определенными мелодическими оборотами.
DVII6 применяется в качестве проходящего между тоникой и ее секстаккордом (или в обратном направлении), примерно в тех же условиях, что и проходящий D6/4:
Кроме того, если какой-нибудь из трех верхних голосов (чаще всего сопрано) движется от терции субдоминантового трезвучия (VI ступени гаммы) через вводный звук к тонике (VI—VII—I), то правильное соединение субдоминанты с доминантой оказывается затруднительным из-за восходящего движения данного голоса. В таком мелодическом обороте доминантовое трезвучие заменяется вводным секстаккордом:
Примечание. Однако в том же обороте возможен и D7, а особенно — D2 и D43:
В миноре перед DVII6 чаще берется мажорная субдоминанта (мелодический минор), чтобы избежать хода на увеличенную секунду между субдоминантовой терцией и вводным звуком:
ТРЕЗВУЧИЕ III СТУПЕНИ МАЖОРА (DTIII)
4. Предварительные сведения. Взарубежной классической музыке трезвучие DTIII встречается довольно редко, — очевидно, вследствие недостаточной функциональной определенности (двойственности, вызываемой наличием в этом аккорде, наряду с вводным звуком, также и тонической терции). В русской же и славянской (Ф. Шопен) музыке DTIII получил более широкое и свободное применение.
Двойственность аккорда DTIII уменьшает напряженность тяготения его квинты и позволяет использовать после этого аккорда субдоминанту (как после тоники).
5. Применение трезвучия DTIII. Наиболее характерно применение трезвучия DTIII для гармонизации VII ступени гаммы, идущей на ступень вниз (си—ля в До мажоре). Аккорду DTIII предшествует основное тоническое трезвучие или же TSVI; после аккорда DTIII обычно следует основное субдоминантовое трезвучие (иногда TSVI):
Для русской классической музыки характерно применение DTIII также и в роли доминанты натурального параллельного минора с разрешением в TSVI (как бы в свою тонику) или в Т , — как одно из проявлений ладопеременной системы:
Встречается также последование от DTIII к Т через проходящий D43.
Примечание. Прием этот находит себе наибольшее применение при смене тональностей.
ДОМИНАНТА С СЕКСТОЙ
6. Предварительные сведения. В основном доминантовом трезвучии мажора и минора квинта может быть заменена секстой (считая от баса), при оставлении прежнего удвоения басового звука:
Это созвучие располагается по терциям от III ступени гаммы, то есть является как бы секстаккордом DTIII. Секста, заменяющая квинту, помещается почти всегда в верхнем голосе (условия голосоведения).
В основном доминантсептаккорде (иногда в D65 и D2) возможна такая же замена квинты секстой, тоже, как правило, в верхнем голосе. От такой замены образуется созвучие, по терциям не располагающееся:
7. Условия применения доминанты с секстой
Замена в доминанте квинты секстой особенно характерна для каденции. После субдоминантовой или тонической гармонии или К64 доминанта может вступить прямо с секстой, которая затем разрешается в квинту, как задержание:
В этом случае доминанта с секстой как бы заменяет К6/4 (а после самого К64 повторяет его с разрешенной квартой и задержанной еще секстой).
Доминанта может вступить в виде трезвучия или септаккорда, квинта которого на фоне выдержанного или повторяемого аккорда переходит затем в сексту. В таком обороте секста служит как бы предъемом к следующей затем тонической гармонии (Т, TSVI):
Доминанта с секстой может непосредственно разрешаться в Т и TSVI, — без предварительного разрешения сексты в квинту. Секста (III ступень гаммы) ведется на терцию вниз (в I ступень) или остается на месте; изредка она идет на терцию вверх (в тоническую квинту):
Пример гармонизации:
Задания
1.Изучить тему «Менее употребительные аккорды доминантовой группы»
Литература: Дубовский И. Учебник Гармония
2.Гармонизовать мелодии по данной теме (1-2 задачи)
Литература: Алексеев Б. Задачи по гармонии
3.Играть на фортепиано гармонические схемы по данной теме в тональностях B-dur, c –moll
Литература: Алексеев Б. Гармонические схемы для игры на фортепиано
Г. Группа МИИ-18
Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 1055; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!