Ответ на вопрос: раскрыть понятие «хаоса» в самоорганизации бытия

Славянофилы и западники (практ.)

Задание:

На основе материала проанализировать и описать различие во взглядах западников и славянофилов
ВЗГЛЯДЫ ЗАПАДНИКОВ

1. С.М. Соловьев о крепостном праве: «Крепостное право есть вопль отчаяния государства, находящегося в безвыходном экономическом положении. О каком другом освобождении можно было подумать, не вспомнив, что в России огромное количество людей есть собственность других людей…?  Какую речь можно было бы вести, не вспомнив об этом пятне, о позоре, лежавшем на России, исключавшем ее из общества европейских цивилизованных народов?».

Из « Истории России с древнейших времен"

2. П.В. Анненков о государственном устройстве России, приводит следующий пример: «Пример английской конституции был налицо: она … не только победоносно вышла из всех опасностей и затруднений, а изменила все законодательство о выборах в камеру общин, восстановила право обиженных местностей и сословий на посылку депутатов в парламент и переформировала весь состав представительства, не утеряв при этом ни на волос коренного своего значения и влияния на страну».

 

3. П.Я. Чаадаев о будущем России: «Народы Европы имеют общее лицо, семейное сходство. Несмотря на их разделение на ветви латинскую и тевтонскую, на южан и северян, существует общая связь, соединяющая их всех в одно целое, явная для всякого, кто углубится в их общую историю. Вы знаете, что еще сравнительно недавно вся Европа носила название Христианского мира и слово это значилось в публичном праве. Надо уметь ценить этот христианский разум, столь уверенный в себе, столь точный, столь определенный в этих людях…». Отрывок из «Философских записок».

Отрывок из статьи «О старом и новом»

ВЗГЛЯДЫ СЛАВЯНОФИЛОВ

1. А.С. Хомяков о крепостном праве: «Когда вспомним, что крестьяне не могли сходить с своих земель, что даже отлучаться без позволения они не смели, что между тем суд был в руках помещиков, не поймем ли мы, что рабство крестьян существовало в обычае. Конечно, никто из нас не может вспомнить без горя о том, что закон согласился принять на себя ответственность за мерзость рабства, введенного уже обычаем, что закон освятил и укоренил давно вкрадывавшееся злоупотребление аристократии…».

 

2. К.С. Аксаков о будущем России: «Россия — земля совершенно самобытная, вовсе не похожая на Европейские государства и страны... В основании государства западного: насилие, рабство и вражда. В основании государства Российского: добровольность, свобода и мир. Эти начала составляют важное и решительное различие между Русью и Западной Европой, и определяют историю той и другой. Пути совершенно разные, разные до такой степени, что никогда не смогут сойтись между собой, и народы, идущие ими, никогда не согласятся в своих воззрениях».

Отрывок из статьи «О том же»

3. А.И. Кошелев о государственном устройстве России: Истинно самодержавная власть, непременно себя проявит всяческими видами общения с народом, из которых одним может быть и Земский Собор. Самодержавие, само себе предоставленное, в настоящее время не может не чувствовать своей несостоятельности, в виду предлежащих ему все более и более усложняющихся задач, и не сознавать тяжкой ответственности за свершаемые им дела. Пользуясь советом народных избранников, оно разделит с ними ответственность за делаемое».

Отрывок из заграничных брошюр

 

Буржуазная философия 20 века.(лек.)

Сделать конспект лекции с видеоурока

Самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство и время. (лек.)

Краткий конспект лекции:

Самоорганизация бытия

Открытие самоорганизации в системах неорганической природы, а именно в физике и химии, имеет большое научное значение. Оно показывает, что процессы самоорганизации могут происходить в фундаменте самого здания материи. Эти процессы показывают связь живой материи с неорганической. Недавно возникшая теория самоорганизации открытых систем синергетика (от греч. «содружество») объясняет процесс самоорганизации следующим образом:

1. Для того чтобы шел процесс самоорганизации, система должна быть открытой. Изолированная система, в соответствии со вторым началом термодинамики, в конечном счете придет в состояние равновесия с максимальным значением энтропии.

2. Открытая система должна находиться достаточно далеко от точки термодинамического равновесия. Если система находится в точке равновесия, то она обладает максимальной энтропией, и поэтому неспособна к какой-либо организации. Если система находится вблизи точки равновесия, то она со временем приблизится к этой точке и придет в состояние термодинамического равновесия.

3. Фундаментальным принципом самоорганизации служит возникновение и усиление порядка через флуктуации (неоднородности). Такие флуктуации, т. е. отклонения от некоего среднего положения, способствуют разрушению старого порядка системы и созданию нового. Этот процесс обычно характеризуют как принцип образования порядка через флуктуации. Поскольку флуктуации носят случайный характер, то становится ясным, что появление нового в мире всегда связано с действием случайных факторов.

4. Функционирование различных технических устройств основано на принципе отрицательной обратной связи. Суть этой связи: получаются сигналы от исполнительных органов технических устройств относительно положения системы. Управляющие органы корректируют систему и возвращают ее в прежнее состояние. В этой ситуации система всегда стабильна, ее эволюция невозможна. В открытых системах функционирует также и положительная обратная связь. Суть этой связи в том, что изменение системы не устраняются, а накапливаются. Это приводит к разрушению старого порядка и возникновению нового.

5. Самоорганизация может начаться в системах, обладающих достаточным количеством взаимодействующих между собой элементов, т. е. системы должны иметь некие критические размеры. В противном случае самоорганизация может не начаться.

6. Процессы, которые идут в системах, описываются уравнениями, которые являются нелинейными.

Ранние подходы к изучению самоорганизации в отдельных науках обозначились еще в XVIII веке. Они связаны прежде всего с деятельностью основоположника классической политической экономии Адама Смита. В своих работах А. Смит развивал идею о том, что спонтанный порядок на рынке является результатом взаимодействия различных, часто противоположных интересов многочисленных его участников. Такое взаимодействие приводит к установлению никем не запланированного порядка, который выражается в равновесии спроса и предложения. Эту свою главную мысль он выразил в форме метафоры «невидимой руки», которая регулирует цены на рынке.

Эволюционная теория Дарвина стала мощным толчком для развертывания исследований о механизмах развития природных и социальных систем. Идеи самоорганизации стали проникать в физику. Однако на первых порах развитие этих идей в физике сдерживалось противоречием между выводами дарвиновской теории и выводами физики. Термодинамика на основе второго начала приходила к выводу о том, что закрытые системы развиваются в сторону деградации и хаоса. Эволюционная теория Дарвина, напротив, говорила о том, что живые системы в эволюционном процессе усложняются и совершенствуются.

Это противоречие между биологической и физической эволюцией удалось разрешить после того, как физика обратилась к понятию открытой системы, т. е. системы, которая обменивается с окружающей средой веществом, энергией и информацией. При определенных условиях в открытых системах могут возникнуть процессы самоорганизации. Таким образом, было установлено, что ключ к пониманию процессов самоорганизации содержится в исследовании взаимодействия системы с окружающей средой.

К установлению общего взгляда на процессы самоорганизации ученые шли разными путями. Автор самого термина «синергетика», немецкий физик Герман Хакен, исследовал процессы в лазерах. Он выяснил, что частицы резонатора под воздействием поля начинают колебаться в одной фазе. В результате устанавливается когерентное или согласованное взаимодействие, которое приводит к согласованному поведению частиц.

Видный теоретик самоорганизации Илья Пригожин пришел к своим идеям из анализа специфических химических реакций, которые приводят к образованию определенных пространственных структур. Вместе со своими сотрудниками он построил математическую модель таких реакций. Впервые они были изучены российскими учеными Белоусовым и Жаботинским.

Теоретической основой модели стала нелинейная термодинамика, которая изучает процессы в неравновесных системах под действием флуктуаций. Если такая система удалена от точки термодинамического равновесия, то под действием флуктуаций в ней будет происходить разрушение старого порядка и создание нового. Структуры и системы, которые возникают при этом, Илья Пригожин назвал диссипативными. (Дополнительно) Они образуются за счет диссипации (рассеивание энергии) системой в окружающую среду и получения из окружающей среды новой энергии.

За исследования по термодинамике диссипативных структур И. Пригожину была присуждена Нобелевская премия по химии.

Другой видный теоретик самоорганизации, немецкий ученый М. Эйген, показал, что открытый Ч. Дарвином принцип естественного отбора действует и на уровне химических молекул. Он показал, что сложные ограничения молекулярной структуры возникают благодаря эволюционному процессу отбора.

Благодаря этим наработкам в 70-е годы нашего века начинает формироваться новая междисциплинарная наука, которая получает название «синергетика». Эта наука возникает на стыке философии, физики, химии, биологии и математики. Она исследует механизмы возникновения новых состояний, структур и форм в результате разрушения старых. Синергетика опирается на принцип положительной обратной связи, т. е. когда изменения в системе не устраняются, а накапливаются и приводят к образованию нового порядка.

С точки зрения самоорганизации условием развития любых динамических систем является взаимодействие этих систем с окружающей средой. Благодаря такому взаимодействию в системе возникает и поддерживается неравновесность, которая способствует разрушению старых и образованию новых структур.

При анализе эволюционных процессов постепенные изменения системы характеризуют как случайные, а их со­вокупный результат как необходимый. Теория самоорганизации позволяет раскрыть механизм взаимосвязи случайных и необходимых изменений. Случайные изменения системы происходят на микроуровне. Этот процесс является незаметным, пока изменения не достигнут некой критической точки, после которой спонтанно (самопроизвольно) возникает новый порядок или структура. В критической точке существует, по крайней мере, два пути изменения системы. В математике это обозначают термином «бифуркация» или раздвоение. Какой путь при этом выберет система, зависит в значительной мере от случайных факторов. Но когда путь выбран, в дальнейшем движение системы подчиняется определенным законам. Таким образом, теория самоорганизации утверждает, что эволюцию системы необходимо рассматривать как единство двух прямо противоположных процессов – необходимости и случайности.

Теория самоорганизации оказалась способной объяснить многие эволюционные процессы, которые происходят в биологических, экологических и даже социально-культурных системах. Правда, на этом пути встречается много трудностей, которые ждут своего разрешения. Главное же преимущество теории самоорганизации состоит в том, что она позволяет взглянуть на мир с новых позиций и объяснить многие явления.

Несмотря на существенное отличие социальной эволюции от биологической, между ними существует также и большое сходство. Недаром некоторые ученые характеризуют социальную эволюцию как продолжение биологической, но только уже другими средствами.

При анализе эволюции социальных систем необходимо учитывать два фактора:

Первый. Человек является биосоциальным существом. Следовательно, его эволюция подчиняется неким всеобщим законам материального мира.

Второй. При анализе эволюции социальных систем необходимо вскрыть закономерности, которые присущи именно социальной форме движения материи.

Учет этих двух факторов будет способствовать правильному пониманию эволюции социальных систем.

Формирование человеческого рода, его выделение из животного царства, и прежде всего из отряда приматов, по современным представлениям началось примерно 10 миллионов лет назад. Раньше считалось, что ближайшими предками человека были австралопитеки, которые жили 3 миллиона лет назад. Теперь установлено, что они имели общим предком обезьяноподобное существо, которое назвали рамапитеком, оно жило примерно 12 – 14 миллионов лет назад. Рамапитеки первоначально жили в лесах, но потом, в силу геологических условий вынуждены были покинуть их и начать обживать степи. Поскольку передвигаться по степи было удобнее без передних конечностей, то рамапитеки приобрели способность к прямохождению.

Прямохождение было первым серьезным изменением, которое способствовало быстрому эволюционному процессу рамапитеков.

В дальнейшем эволюция предчеловека была связана с появлением орудий труда. Первые каменные орудия труда появились примерно 2,6 миллиона лет назад. Переход к трудовой деятельности благотворно сказался на развитии тех органов, которые были непосредственно с ней связаны. Речь идет о развитии руки, увеличении объема мозга и возникновении языка, как средства общения. Ученые считают, что становление такого человека произошло примерно 100 тысяч лет назад.

Развитие трудовой деятельности привело к возникновению родов, племен. Роды и племена были вынуждены общаться друг с другом. Это привело к обмену деятельности, к возникновению экономических связей. На этой стадии развития человеческого общества возникает мораль и право.

Социальная эволюция, как и эволюция природы, происходит в результате взаимодействия с окружающей средой. В среде периодически происходят изменения. К этим изменениям должны адаптироваться живые организмы и социальные системы. В природе такая адаптация происходит в результате естественного отбора. Изменения живых организмов дальше происходит по законам генетики.

В социальных системах, в отличие от биологических, опыт приспособления к окружающей среде генетически существовать не может. Однако общество выработало свой особый способ передачи информации потомкам. Этот спо­соб обычно характеризуют как традицию. В традицию включены все способы передачи опыта, начиная от простейших навыков и правил поведения и кончая сложнейшими приемами профессиональной деятельности.

 

Понятия материального и идеального.

Понятия «материальное» и «идеальное» являются в философии наиболее фундаментальными. Понятие «материальное» отражает вещественность, зримость реальных объектов. Эта категория в истории философии прошла длительный путь своего осмысления. Противоположностью категории «материальное» выступает категория «идеальное», обозначающая невещественную и непротяженную реальность, существующую в виде идей, идеалов, прообразов, данных человеку в его сознании как «умопостигаемые сущности».

Сознание не является некой субстанцией, оно есть функция определенным образом организованной материи. Однако сознание принадлежит к области как субъективной, так и объективной реальности. Сам факт существования сознания как способности высокоорганизованной материи отражать и активно воздействовать на окружающий мир, безусловно, является объективной реальностью. Наши конкретные мысли, образы, желания и настроения, конечно же, субъективны и зависят от специфических свойств нашего сознания. Но сам факт наличия у нас сознания объективен и независим от нас. Мы можем мыслить как нам хочется, но мы не в состоянии не мыслить вообще.

К. Маркс дает следующее определение идеального: «Идеальное – это материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». Сознание есть акт соединения знания о предмете с самим предметом и соотнесения одного знания с другим. Сознание – синтез материального и идеального, объективного и субъективного. Идеальное же, как считает замечательный философ современности Э. В. Ильенков, рождается и существует не в голове, а с помощью головы в реальной предметной деятельности человека. Вследствие этого, сознание есть форма деятельности, идеальная форма, которая опредмечивается в материальном содержании деятельности. Через ощущения мы получаем всю информацию о внешнем мире. Эта информация, отражаясь в нашем сознании, рождает мысль – идеальный образ внешнего мира. Образ становится словом, переходя из расплывчатого, неявного отображения действительности, из мысли-эйдоса в конкретный символ, принимающий форму всеобщности, в слово-Логос, которое, возвращаясь в материальный мир, творит дело – создает новую объективную реальность, не существующую в предыдущем цикле деятельности.

Сознание есть свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активно-возвратном отражении объективного мира. Именно активно-возвратный характер отличает сознание от механического отражения в неживой природе. Способность сознания как отражения активно воздействовать и целенаправленно преображать окружающий мир отличает его от простого отражения в зеркале. Сознание есть активно-возвратное отражение и только тогда, когда ваше отражение в зеркале пожмет вам руку или заговорит с вами, мы можем сказать, что у зеркала появилось сознание.

Сознание не есть субстанция, но оно является той необходимой частью мироздания, с проявлением которой субстанция может считаться завершенной. Материя, обладая таким важнейшим свойством, как отражаемость, обретает свою конкретную определенность только с появлением своей противоположности – сознания, которое возникает на базе способности все той же материи отражать саму себя. В этом выражается двойственность (противоречивость) единого Бытия, которое является основой его развития. Противоречие и взаимодействие материального и идеального, объективного и субъективного в полном цикле взаимодействия системы мироздания и образует, собственно, само Бытие. Именно поэтому философское определение материи возможно только через соотнесение ее с сознанием.

Таким образом, материя как философская категория существует только в нашем сознании и в то же время независимо от нашего сознания, а материя как физическая реальность для целостности своего существования необходимо нуждается в своем отражении при помощи своей противоположности – сознания, возникающего на базе эволюции все той же материи. Единая субстанция мироздания, объединяющая в себе всю объективную реальность для своей самозавершенности, нуждается в собственной противоположности, представленной таким феноменом Бытия, как сознание, являющимся синтезом объективного и субъективного в едином, целостном Бытии.

Смысл основного вопроса философии заключается в признании двух фундаментальных типов реальности – материальной и идеальной, а также их подвидов – объективной и субъективной. Решение первой (онтологической) стороны основного вопроса философии напрямую связано с тем, какой из этих типов реальности признавать в качестве первичного и доминирующего. Философский материализм исходит из признания первичности материи как первоосновы всего существующего, а идеальное начало, сознание и дух считает вторичными и производными по отношению к их материальной основе, без и вне которой они не могут существовать.

Система философского материализма не представляет собой единого и цельного образования, а разделяется внутри себя на несколько теоретических направлений. Механические материалисты (Ньютон, Лаплас) односторонне трактовали материальность мира, считая материю неким косным и пассивным веществом, не способным к самостоятельному развитию, превращению и порождению новых форм из самой себя, но являющуюся полностью инертной и подчиненной строгим законам классической механики.

Близкие к ним вульгарные материалисты (Гоббс, Кабанис) предельно абсолютизировали материальность мира, объявляя безусловно материальными все его элементы, даже такие, как сознание, дух и разум. Английский философ Томас Гоббс отождествлял наш разум с телесными ощущениями, а французский философ и врач Пьер Кабанис вообще заявлял, что наше мышление материально и является таким же физиологическим продуктом мозга, как желчь, вырабатывающаяся из печени или желудочный сок из поджелудочной железы.

Противоположную позицию в вопросе о соотношении материи и сознания, телесного и духовного занимают представители диалектического материализма. Они считают материю и сознание противоположными элементами единого Бытия, в котором материя выступает не только как первооснова всех вещей, явлений и процессов, но и является активным самопорождающим началом, способным к саморазвитию и самопорождению новых форм в силу своих внутренних источников развития, коими являются зарождающиеся и разрешающиеся противоречия внутри самого материального мира. Сознание понимается ими как вторичный и производный от материи элемент, обладающий, однако, относительной самостоятельностью, активностью и творческой силой. Сознание не только не является материей, но и само оно как идеально-духовное начало несводимо полностью к физическим процессам человеческого тела, а выступает особой функцией сложноорганизованной материи – мозга и связанных с ним органов. Знаменитые философы-материалисты древности – Аристотель, Эпикур и Лукреций – считали, что сознание зависит как от телесной организации человека, так и от воздействующих на его органы ощущений внешних предметов. При этом сознание, ум и душа человека не сводятся только к его телесным функциям, но обладают активностью и относительной самостоятельностью. Однако сознание производно от своей материальной основы, оно возникает с рождением человека и исчезает при необратимом разрушении его телесной оболочки.

 

В противоположность материалистической трактовке мира сторонники философского идеализма утверждают, что исходной и первичной реальностью мироздания выступает идеальное начало, и именно оно определяет развитие мира, все его явления, процессы и состояния. При этом под идеальным началом различные философы понимали также весьма различные объекты. Сторонники объективного идеализма (Пифагор, Платон, Гегель) подразумевали под таким идеальным началом некий Космический порядок, Мировой разум или Абсолютную идею мироздания, которая творит мир и руководит им. Религиозные философы и богословы также выступали сторонниками объективного идеализма, выдвигая в качестве всеобщего идеального начала Бога – творца и устроителя мира. Во всех этих концепциях идеальное начало признавалось объективным и независимым от человека и его сознания.

С точки же зрения субъективного идеализма объективной реальности внешнего мира вообще не существует как таковой – ни материальной, ни идеальной. Вся существующая реальность, по мнению сторонников субъективного идеализма (Беркли, Фихте, Мах), есть не что иное, как порождение человеческого сознания, продукт познавательных возможностей субъекта.

 

Пространство, время.

 

Пространство есть форма бытия материи, характеризующая порядок сосуществования и рядоположенность материальных образований, их структурность и протяженность. Время — форма бытия материи, характеризующая взаимодействие объектов и смену их состояний, последовательность процессов и их длительность.

Пространство и время как объективные формы бытия материи отличаются от тех естественнонаучных представлений о них, которые с прогрессом естествознания и науки в целом изменяются. В связи с этим, кроме реальных пространства и времени, различают перцептуальное (психологическое) и концептуальное пространство и время.

Под перцептуальным пространством и временем понимают формы чувственного созерцания, отражение реальных пространства и времени в чувственном восприятии субъекта, концептуальное пространство и время — это наши знания, представления, которые в итоге оказываются более или менее адекватным отображением реальных пространства и времени путем логического мышления. Перцептуальное и концептуальное пространство, и время являются формами отражения, материальной действительности и вместе с тем формами дальнейшего познания внешнего мира.

В истории философии и науки сложились две основных концепции пространства и времени:

1. Субстанциальная концепция рассматривает пространство время как особые самостоятельные сущности, которые сушествуют наряду и независимо от материальных объектов. Пространство сводилось к бесконечной пустоте («ящику без стенок»), вмещающей все тела, время — к «чистой» длительности. Эта идея, в общем, виде сформулированная Демокритом, получила свое логическое завершение в концепции абсолютного пространства и времени Ньютон, который считал, что их свойства не зависят от характера протекающих в мире материальных процессов.

2. Реляционная концепция рассматривает пространство и время не как особые, не зависимые от материи сущности», а как формы существования вещей (Аристотель, Лейбниц, Гегель, Энгельс).

Субстанциальная и реляционная концепции не связаны однозначно с материалистическим или идеалистическим толкованием мира, обе развивались на той и другой основе. Так если Кант считал пространство и время не свойствами самих вещей, а априорными (доопытными) формами человеческого созерцания, то Гегель подчеркивал, что лишь в движение, духа (как «инобытия» материи) «пространство и время действительны». Диалектико-материалистическая концепция пространства и времени была сформулирована в рамках реляционного подхода.

Пространство и время как формы бытия материи имеют как общие для них свойства, так и характерные для каждой из этих форм. К их всеобщим свойствам относятся: объективность и независимость от сознания человека, их неразрывная связь друг с другом и с движущейся материей, единство непрерывного и прерывного в их структуре, количественная и качественная бесконечность, вечность.

Реальные пространство и время обладают метрическими и топологическими свойствами. Первые выражают их протяженность, они связаны с измерением и характеризуют их количественный аспект. Метрическими свойствами пространства являются гомогенность, изотропность, трехмерность, кривизна; времени — однородность, одномерность. Топологические свойства выражают пространственную и временную упорядоченность, качественный аспект пространства и времени (связность, симметричность и изотропность пространства, анизотропность, необратимость, ритм, темп).

Общие свойства пространства и времени специфически конкретизируются, преломляются на различных уровнях организации материи, например, в неживой природе, в мега-, макро- и микромире.

С возникновением живой природы возникают биологические пространство и время. Считается, что существует множество биологических пространств (например, ареалы распространения тех или иных организмов или их популяций).

Специфические особенности биологического времени находят свое выражение во временных ритмах, которые представляют собой циклические колебания интенсивности и характера биологических процессов и явлений. «Биологические часы» — способность живых организмов ориентироваться во времени. Они основаны на строгой периодичности физико-химических и физиологических процессов в клетках — биологических ритмах. «Биологические часы» являются тем механизмом, благодаря которому осуществляется многоуровневое функционирование всех подсистем живого организма.

С возникновением общества возникают социальные пространство и время. Социальное пространство — это всеобщая форма существования различных социальных субъектов, начиная от отдельного человека и кончая обществом в целом. Социальное пространство — это по существу «вторая природа», где люди организуют пространство в зависимости от условий своей жизнедеятельности. Так, современный город по своей пространственной планировке отличается от городов античности или средневековья.

Социальное время — это форма общественного бытия, которая характеризует становление человеческой деятельности и последовательность различных стадий в историческом развитии. В истории время может «ускорять свой бег», события текут быстрее, т. е. увеличивается интенсивность всех форм жизнедеятельности людей. Особым свойством социального времени является то, что исторические события хранятся в памяти человечества.

Говоря о социальном времени, выделяют время индивида (жизненный путь конкретного человека), время поколения (длительность актуальной жизнедеятельности современников) и время истории — качественно высший уровень социального времени.

 

Самостоятельная работа

Ответ на вопрос: раскрыть понятие «хаоса» в самоорганизации бытия

Учение о самоорганизации бытия входит в содержание синергетики, изучающей особенности развития сложных неравновесных систем, к числу которых можно отнести природу, общество, культуру, человека и др. Открытый характер взаимодействия таких систем с окружающей средой приводит к постепенному увеличению энтропии, т.е. возрастанию степени внутренней хаотичности и нарушению порядка. Явление хаоса в теории самоорганизации Вселенной имеет положительное значение, поскольку хаос конструктивен, созидателен, из него возникает материя, т.е. порядок. Поэтому развитие мира (сложных открытых систем) связано с самоорганизацией материи от хаоса к порядку и от порядка к хаосу.

Например, в «Теогонии» Гесиода мы видим, что хаос породил всех богов, то есть из хаоса происходят все известные нам греческие божества — от громовержца Зевса до Гекатонхейров, имеющих много форм.

В Китае хаос изображали в виде круга или яйца, из которого возникает всё — возникает из пустоты этого круга, из окружности, точнее даже, из нефритового кольца, которое вы много раз видели в музеях.

В Древней Индии говорится о великих циклах хаоса — Пралайях либо Маха-Пралайях. В течение Маха-Пралайи спит жизнь, спит все, и, согласно древним книгам, не существует ни моря, ни земли, ни звездного неба. Более древние тибетские тексты, например созданная еще до Будды Книга Дзиан, говорят о том же. Вначале не существовало ничего, все было в состоянии ожидания; две первопричины как своего рода первая пара зачинают всё: Пракрити, или Мулапракрити (первичная материя), и Пуруша (дух).

Мы встречаем хаос и в еврейской Каббале, где говорится об Адаме Кадмоне — не об Адаме и Еве, а о первом Адаме, об Адаме Кадмоне, первом, кто возникает из Хаоса; в Сефер Иецира также вначале рождается Кетер, Корона, как инициатор, причина всего проявленного — Малкута и Шекини.

В представлении жителей древнего Шумера, Вавилона и всех народов, населявших восточные горы и область между Тигром и Евфратом, хаос — это некий огромный предмет или большой диоритовый камень, который возник из черных, неведомых вод, и этим водам невозможно дать определение.

Вы знаете также, что в библейском Ветхом Завете, который христиане заимствовали у евреев, говорится, что вначале ничего не было, и Бог создал землю и небеса.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 62; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!