Лекция 8. Работа с учениками младших классов



Преподаватель Козлова А.Ю.

Скан-копии или фотографии конспектов присылать на адрес anastasia _ kozlova 79@ mail . ru

Или на Viber или WhatsApp

от ­ Фамилия студента

Оценка выставляется за выполненное задание каждый урок по рассписанию

Задание на 16-22 марта

Методика обучения игре на инструменте

II курс

Инструменты народного оркестра

Конспект лекции

Лекция 5 Музыкально- слуховые данные и способы их выявления у поступающих в ДМШ

Прежде чем начать обучение игре на инструменте необходимо проверить музыкально-слуховые данные ребенка. Полученные в первичном общении с ним сведения не будут исчерпывающими, однако помогут в выборе путей начального обучения. Компонентами музыкально-исполнительского дарования ребенка являются:

  1. комплекс природных физических музыкально-слуховых данных (муз.слух, ритм, муз.память, эмоциональная отзывчивость на музыку).
  2. развивающиеся музыкально-исполнительские способности (эмоционально-слуховая чуткость, творческая инициатива, организованность в работе, воля к преодолению трудностей).

Действующие данные методы выявления муз. данных далеко не полностью удовлетворяют требованиям объективной оценки возможностям ребенка. Часто дети, не проявившие себя на приемных испытаниях, впоследствии успешно обучались и, наоборот, наличие хороших слуховых возможностей не всегда ведет к успехам в обучении.

Проверка муз.-слуховых данных помогает определить лишь начальный уровень музыкальных возможностей ребенка. часто дети, не имеющие музыкального опыта, робкие, заторможенные, в таком испытании выявляют слабую слуховую ориентацию.

Таким образом, распространенная форма проверки слуховых данных нуждается в совершенствовании и дополнении.

Наиболее полно слуховые данные детей обнаруживаются в обстановке работы подготовительных групп по музыкальному воспитанию детей в музыкальных школах и детских садах. Эти занятия ставят своей задачей широкое музыкально-эстетическое и слуховое воспитание детей с помощью пения, пластических движений под музыку, слушания музыки. Например, можно провести групповое слушание музыки с последующим выявлением реакции детей на эту музыку (какая музыка? На что похожа?). также можно подключить движения.

 

Примерный тип расширенных испытаний, проводимых в ДМШ

Самой проверке должны предшествовать знакомство с музыкальной средой, с которой до этого соприкасался ребенок. В спокойной непринужденной беседе выясняется его музыкальное окружение в семье, школе, д/с. устанавливается интерес к той или иной песенной или танцевальной музыке далее выявляются слуховые задатки ребенка.

  1. звуковысотный, мелодический слух обычно выявляется с помощью различного пения. Требования к подбору песенного материала: сначала предлагается спеть знакомые песни или отдельные попевки. Часто дети любят напевать современные мелодии из детской или «взрослой» музыки. Однако диапазон и ритмика этих песен не дают возможности выявить слуховые данные детей (пунктирность ритма, широкие интервалы) – дети поют их нечисто. Поэтому следует предложить ребенку более доступные мелодии на материале знакомых песен. Диапазон должен быть от до до фа первой октавы. Структура мелодии, фразы должна быть поначалу в поступенном нисходящем движении с устойчивым завершением на тонике («во поле береза стояла»). При этом ритмический рисунок песен должен сохранять спокойные длительности (половинные, четвертные). Могут избираться разные формы пения : со словами, без слов на слог «ля», с закрытым ртом на согласную «м». Для детей, свободно чувствующих себя в пении, желательно рекомендовать подбирание на инструменте. Например, слуховые загадки (ребенок не глядя на клавиатуру вслушивается в протяжный отдельный звук, взятый на педали, а затем старается его найти в показанном диапазоне).

 

  1. ритмическое чувство достаточно точно устанавливается при проверке слуха в пении. Специальные ритмические задания следует давать начиная с простейших ( повторить показанный ритм).

 

  1. выявление слуховой памяти также обнаруживается в процессе пения мелодических построений разной протяженности. Также для выявления способности для запоминания музыки используется слушание музыки на групповых занятиях. Здесь при повторном проигрывании уже исполнявшегося ранее произведения выявляется способность ребенка к узнаванию произведения или отдельных его частей.[1]

2. Самостоятельная работа. Дать основную характеристику музыкальных способностей.

II кур III курс

Инструменты народного оркестра,

Конспект лекции

Лекция 8. Работа с учениками младших классов

 

Работа с учениками по закреплению постановочных моментов составляет неотъемлемую часть начального периода обучения в музыкальной школе и должна находиться под постоянным контролем педагога.

Закреплять правильное положение рук следует непосредственно в процессе игры на инструменте.

Основным критерием правильного положения правой руки баяниста и аккордеониста является природная ecтecтвeннocть и целесообразноcть игpовых движений пальцев на клавиатуре инструмента.

 

После достижения свободной игры аккомпанемента, состоящего из басов и мажорных аккордов, ученик начинает осваивать пьесы в минорном ладу, обычно в тональности ля минор. Игра басов и аккордов в основном виде сменяется игрой с обращениями.

Следует заметить, что ученику бывает очень трудно играть минорные секстаккорды (например, бас до и минорный аккорд от баса ля), если постановка левой руки осуществлялась до этого неверно: мизинец оказывался при игре над последним рядом клавиатуры. Это бывает, когда кисть руки повёрнута в сторону мизинца. Закреплённый неверный навык мешает ученику перестроить положение руки, необходимое для овладения более сложными видами исполнительской техники. Надо также сказать, что игра мажорных и особенно минорных гамм левой рукой, способствует закреплению правильного положения руки.

Ученик должен усвоить принцип нотной записи, чтобы уметь высчитать любую ноту на основных и добавочных линейках нотного стана. Расположение нот на линейках и между ними следует выучить, как таблицу умножения. Известно, что ученик лучше запоминает те ноты, которые ему приходится чаще играть. Поэтому целесообразно играть и записывать ноты сразу в двух октавах - в первой и во второй.

Для установления связи между нотами и их представляемым звучанием полезно петь с листа изучаемую мелодию, а для установления связи между нотами и игровыми . движениями - играть с листа на воображаемой клавиатуре и инструменте.

Ученик лучше запомнит расположение клавиш на инструменте если предложить называть их во время игры.

Для запоминания длительноcтей нот ученику полезно называть их при просмотре нотного текста. Целесообразно также предложить ему проcтyчать ритм мелодии, глядя при этом в нотный текст.

Если ученик в течение длительного времени не усваивает нотную грамоту, то, чтобы не замедлять его общемузыкального развития, часть музыкального материала следует изучать с ним по слуху или с показа.

Необходимо с первого года обучения приучать ученика делать анализ изучаемых пьес. Вначале такой анализ носит неглубокий характер: ученик учится определять характер пьесы, находить границы музыкальных фраз, замечать указанную в нотах аппликатуру, штрихи, знаки динамики, темпа.

Работу по анализу следует проводить сиcтематически, приучать ученика делать анализ самоcтоятельно, это поможет ему исполнять выученные произведения осмысленно, грамотно.

 

Надо правильно подбирать музыкальный материал для учеников каждого года обучения, учитывая при этом их уровень музыкально- технической подготовки.

Репертуар первого года обучения состоит из пьес народной музыки, отдельных произведений советских композиторов; форма пьес одно - двухчастная, преобладающий жанр - песня или танец; характер музыки спокойный; весёлый или грустный; темп пьес большей частью умеренный; пьесы записаны в С , иногда в G, F dur, а также в А moll; объём пьес-до одной страницы нотного текста, фактура изложения в основном одноголосная. Штрихи легато и стаккато; длительность нот от половинной, иногда поло-винной с точкой до восьмых; басы и аккорды в основном виде, отдельные виды обращений (например, секстаккорды и квартсекстаккорды мажорные); скачки басов и аккордов не более чем через ряд.

Музыкально - технические трудности, которые нужно преодолеть при изучении музыкального материала состоят в следующем: в умении сочетать штрих легато в партии правой руки с раздельным штрихом в партии аккомпанемента; в сочетании разных ритмических рисунков в обеих партиях; в усвоении указанной аппликатуры; в достижении яркости звучания основных динамических градаций: в использовании игровых приёмов, осуществляемых за счёт пальцевыx движений; в использовании приёмов туше; в умении применять счёт вслух.

 

Всё большее распространение в музыкальных школах получает начальное обучение на выборном баяне, которое имеет ряд преимущеcтв перед обучением на стандартном баяне с готовыми аккордами: более последовательно и систематично развивается музыкальный слух ученика, так как этому способcтвует изучаемый музыкальный материал; быстрее вырабатываются исполнительские навыки и координации игровых движений, так как этому способcтвует аналогичное строение правой и левой клавиатур инструмента; параллельно и одновременно происходит техническое развитие обеих рук.

 

Инструментоведение

II курс

Инструменты народного оркестра

1. Учебник В.Розанов «Инструментоведение» Ударные инструменты симфонического оркестра стр.102-107

2.  Посмотреть видео Ударные инструменты симфонического оркестра - YouTube

Репертуар ДМШ

 

II курс

Инструменты народного оркестра

Разбор сборников

1.  В.Чунин «Школа игры на домре»

2. А.Дорожкин «Самоучитель игры на балалайке»

3. А.Онегин «Школа игры на баяне»

Все сборники найти в сети Интернет.

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 67; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!