Устное народное творчество о Родине.



Фольклор русского народа – важная часть его духовной культуры. В нем постепенно развивались социалистические, демократические элементы, которые принимали порой революционный характер (песни о Разине).

Русский фольклор глубоко патриотичен. Наша земля неоднократно подвергалась нападениям иноземцев: монголов, шведов, французов. Народ заботился о защите Родины. В его устном творчестве отразились и национальное сознание и патриотическая гордость. Фольклор откликнулся на все моменты борьбы русского народа с иноземными нашествиями. Русские богатыри в былинах защищают нашу землю. Патриотическая тема важна для исторических песен (Грозный, Петр 1, Ермак, Суворов, Кутузов). Она широко развита в советском фольклоре времен Гражданской и ВОВ.

Национальное своеобразие русского фольклора ярко проявилось в идее единства Русской земли. Она имела большое значение во все времена русской истории, особенно в период феодальной раздробленности, когда князья в своих распрях ослабляли Русскую землю, что было важнейшей причиной завоевания Руси монголо-татарами.

Нередко в русском фольклоре присутствовал мотив любви к самой земле. В лирических песнях пели о «родимой стороне», по которой тоскует каждый русский человек.

Тема труда в устном народном творчестве.

Русский фольклор дает многостороннюю картину народного труда (земледелие в обрядовых песнях). Отношение русского человека к природе – это отношение землевладельца. В обрядовых песнях речь идет об урожае и приплоде скота (Коляда). Персонажи русских песен косят сено, сеют пшеницу.

Не обойден труд в древних былинах. Например, Микула Селянинович и Илья Муромец выполняют «крестьянскую работушку», пашут землю.

Тема труда широко освещается и в русских народных сказках, где благодаря труду человек преодолевает все препятствия на пути к счастью (Крошечка Хаврошечка). Однако не стоит забывать, что леность – присущая русскому менталитету – тоже задета в русских сказках (сказка про Ивана и щуку).

Множество песен были созданы на трудовую тему и во время этого самого труда. Песни, сопровождавшие пахоту, покос, когда человеку было необходимо поддерживать свой моральный дух при выполнении тяжелой работы.

Пословицы и поговорки о труде широко использовались в русском быту, но в них, опять же, отражался русский менталитет и любовь к откладыванию «на завтра» (Работа не волк).

(остальное можно рассказать из вопроса о трудовой поэзии).

Народная поэзия и ее связи с изобразительным искусством и музыкой.

Для начала, хотелось бы сказать, что народная поэзия неразрывно связана с музыкой, а народный театр с изобразительным искусством. Лирические песни практически всегда исполнялись с инструментальным сопровождением (иногда акапелла), а в театре часто присутствовали декорации. Кукольный театр раек вообще закреплялся чисто на зрительных образах, сопровождавшихся поэтическими строками.

Народная поэзия широко отображена в авторском искусстве, особенно в живописи. Часто затрагивал сказочные сюжеты В.М.Васнецов в своих картинах, например, «Иван Царевич на сером волке», «Аленушка», «Ковер-самолет», «Снегурочка», «Три царевны». Другой русский художник – Врубель – использовал былинные образы в своем творчестве и создал такие замечательные картины, как «Богатырь» и «Микула Селянинович».

69. Фольклор и литература.

Во взаимоотношениях литературы и фольклора обычно ставятся два вопроса 1) использование литературой фольклора и 2) влияние литературы на фольклор.

Отношения русской литературы и фольклора характеризуются рядом особенностей.

В истории этих взаимоотношений наблюдалось сближение и отдаление литературы и фольклора и был этот факт обусловлен был социально-историческим и эстетическим факторами. Так, в период классицизма литература и фольклор находились довольно далеко друг от друга. Художественные принципы классицизма не способствовали развитию связи с народным творчеством. В период же романтизма связи между литературой и фольклором усиливаются по причине смены принципов направления – народность и национальная самобытность господствовала в классицизме. В то же время, когда писатели были вынуждены использовать народные жанры, мотивы и образы, в фольклор проникали литературные элементы, а стихотворения поэтов-романтиков входили в народный репертуар.

Взаимоотношения литературы и фольклора проявлялись в разных областях (романтизм – сказка, баллада, песня; в современном фольклоре – лирическое стихотворение, эстрадная песня).

Древняя литература и фольклор. Особенности отношений древней письменности и фольклора состояли в том, что они, с одной стороны, еще не были в значительной степени разграничены, а с другой – выполняли разные функции. Фольклор исполнялся в быту и на праздниках/похоронах, литература же выполняла государственные, религиозные и деловые задачи. В ней не было лирических жанров, а поэтому народная лирика удовлетворяла эмоционально-эстетические запросы всего общества. Письменность носила христианский характер, фольклор – языческий, в письменности старославянский язык, в фольклоре народный. Одна нередко письменность обращалась к фольклорным жанрам (предания, пословицы), а также использовались старые, традиционные образные выражения, символы и иносказания.

Литература 18 в. и фольклор. Реформы петровского времени значительно расширили представление русских людей о мире, повысили жизненную активность, углубили их национальное самосознание и понимание общественных отношений, что сказалось на литературе и культуре того времени. Литература петровского времени освободилась от религиозного вляния, стала ставить вопросы политического, исторического, бытового и личного характера, трактовать их в прогрессивном духе, соответствующем основным тенденциям эпохи. Литература совершенствовала фольклорные жанры (повести, популярные в то время, были тесно связаны со сказками). Литература 18 в. – литература просветительства. В творчестве первых ее представителей (Тредиаковский, Ломоносов) был соединен опыт зарубежной науки и искусства с опытом русского народного творчества.

Литература 19 в. и фольклор. Для литературы 19 в. характерно широкое обращение литературы к устному народному творчеству. Регулировалась эта связь с помощью идейно-эстетических принципов направлений романтизма и реализма. Романтики воплощали на страницах своих произведений народную и национальную самобытность, которую черпали из фольклора и его жанров. Обращение к фольклору обогатило литературу (культивировались баллады, сказки, песни). Реалисты также использовали фольклор как способ характеристики своих типизированных персонажей. Каждый последующий этап русской литературы давал много нового в осмыслении ценностей народного творчества.

Советская литература и фольклор. Для советских писателей характерно глубокое осмысление сущности и своеобразия художественных форм фольклора. Многие идейно-художественные достижения советских писателей родились при использовании творческого опыта и выразительных средств народной поэзии.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 1098; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!