Народная несказочная проза. Жанровые отличия и художественное своеобразие преданий и легенд.
1.Устные прозаические рассказы необычайного содержания с установкой на достоверность. Время этих рассказов прошлое, причём может быть определенным, в отличие от сказки.
Основные жанры: - предания – о далеком прошлом, информативная функция. Ряд особенностей: - исторический материал; - точное указание времени и места событий; - бытовые детали; - незначительная роль в сюжетах фантастических элементов.
Два типа преданий: исторические; топонимические.
Также бывают историко-патриотические легенды.
Классификация легенд: - легенды о сотворении мира, о происхождении солнца, месяца, звезд, земли и неба; легенды о животных; легенды о Боге, Христе, святых; легенды о наказании злых и прощении грешников; социально-утопические легенды; «семейные» легенды; легенды с сатирическими мотивами.
В легендах, как и в сказках зло всегда наказывается.
Устные рассказы – недавнее прошлое. Главное действующее лицо – сам рассказчик.
Рассказы бывают: автобиографические; новеллистические; юмористические (анекдоты), былички, истории о покойниках, леших, домовых – память о древнеславянской мифологии.
2.Предание — жанр фольклорной несказочной прозы, разрабатывающий историческую тематику в ее народной трактовке.
Предание — это рассказ о прошлом, иногда очень отдаленном. Само слово "предание" означает "передавать, сохранять". Предание изображает действительность в обыденных формах, хотя при этом обязательно используется вымысел, а иногда даже фантастика. Основное назначение преданий — сохранять память о национальной истории. Предания стали записываться раньше многих фольклорных жанров, так как были важным источником для летописцев. В большом количестве предания бытуют в устной традиции и в наши дни.
|
|
Для преданий характерны ссылки на старых людей, предков. События преданий концентрируются вокруг исторических деятелей, которые независимо от своего социального положения (будь то царь или предводитель крестьянского восстания) предстают чаще всего в идеальном свете.
Любое предание исторично в своей основе, потому что толчком к его созданию всегда служит подлинный факт: война с иноземными захватчиками, крестьянский бунт, крупное строительство, венчание на царство и проч. Вместе с тем предание не тождественно реальности. Как фольклорный жанр оно имеет право на художественный вымысел, предлагает собственную интерпретацию истории. Сюжетный вымысел возникает на основе исторического факта (например, после пребывания в данном пункте героя предания). Вымысел не противоречит исторической правде, а, напротив, способствует ее выявлению.
|
|
В отличие от легенд, которые ориентированы на объяснение происхождения природных и культурных явлений и их моральную оценку, сюжеты преданий связаны с историей, историческими личностями, локальной топонимикой. От других жанров фольклорной несказочной прозы — легенд и быличек — отличаются рядом признаков: содержание преданий — исторические события и деяния исторических персонажей, действующие лица — исторические или «квазиисторические» личности (цари, правители, разбойники), мифо-эпические персонажи (великаны, мифологизированные аборигены края, первопоселенцы, воинственные противники). Для преданий характерно повествование от третьего лица (действие отнесено к прошлому, рассказчик не является очевидцем событий). Коллективная память фиксирует исторические факты не только в рамках местных топонимических легенд, но связывает сведения о конкретных событиях с представлениями о миротворении, вводит то и другое в единый историко-мифологический нарратив, охватывающий события от библейской древности до современности. В рассказах об исторических лицах и событиях действуют те же механизмы мифологизации, что и в фольклорных легендах, так или иначе связанных с каноническими и апокрифическими текстами.
|
|
3.Легенды – сюжетный жанр. Но их сюжеты обычно не развернуты в сложное повествование, а малоэпизодичны, часто одноэпизодичны. В первом случае связь эпизодов образует развитие действия, во втором – в центре рассказа один эпизод. Сюжетность подчеркивается развязкой, в которой отмечается перелом в ходе событий: «Ан вышло не так», неожиданность: «Мужик не знал, куды и собирать-то». Как вывод нередко приводится нравоучение: «Грех великий обижать матушку Пятницу» или результат событий.
Событиям, о которых повествуется в легендах, приписывается достоверность. Рассказчик и слушатели обычно верили в действительность того, о чем рассказывалось. Однако события и действия персонажей легенд явно вымышлены. Более того, в них немало фантастического. Важный элемент сюжетов в легендах – чудесное или даже чудо, совершаемое лицами, обладающими способностью волшебства.
Состав сюжетов и персонажей легенд своеобразен. Сюжеты нередко взяты из Библии: сотворение мира, конец мира, Адам и Ева, чудесные явления. Персонажами часто выступают Христос или святые.
А. Н. Афанасьев высказал также мысль о том, что в русских легендах отразилось двоеверие, т.е. соединение языческих и христианских элементов. От преданий легенды отличает то, что в основу повествования положено фантастическое явление, тогда как в преданиях обычно есть реальная основа.
|
|
Со сказкой легенда сходна в ряде особенностей: в прозаической форме, некоторых сюжетах и мотивах, особенно фантастических. Они используют начальные формулы сказки, главным образом волшебной. Так, легенда «Пиво и хлеб» начинается словами «В некотором царстве, в некотором государстве жил был богатый крестьянин». Подобное начало в легендах «Золотое стремя», «Марко богатый» и других. Часто встречается формула «жили-были», «жил-был», например, в легендах «Солдат и смерть», «Пустынник и дьявол», «Кумова кровать», «Грех», «Горький пьяница». Обычны также начала: «один старик», «один солдат».Отличие легенды от сказки в том, что сюжет сказки строится обычно на «чудесах», а легенды на «чуде», которое совершает святой или «дух» - домовой. Сказка – жанр твёрдой формы, имеющий определенные структурные особенности, а легенда – жанр свободной формы, он может заимствовать у сказки структурные особенности, как устойчивые начала, но сам их не имеет.
Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 435; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!