Семинары по этнографии (17 часов; 9 семинаров)



 

Семинар № 1 «Этносы и этнические процессы»

1. Понятие этнической общности как социального организма.

2. Основные виды этнических общностей, их признаки.

3. Этнические процессы, их типы, динамика, результаты.

 

 Литература:

 

1. Итс Р.Ф. Введение в этнографию. - Л., 1974, 1991.

2. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. - М., 1973.

3. Токарев С.А. Проблема типологии этнических общностей // Вопросы философии. 1964. №11.

4. Чебоксаров Н.Н. Проблемы типологии этнических общностей в трудах советских ученых // СЭ. 1968. № 4.

5. Современные этнические процессы в СССР. - М., 1975

 

Семинар № 2 «Источники и методы исследования в этнографии»

1. Этнографические источники. Этнографический факт. Этнофор.

2. Данные других гуманитарных наук.

3. Формы и методы сбора этнографической информации.

 

Литература:

 

1. Итс Р.Ф. Введение в этнографию. - Л. 1991.

2. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. - М., 1981.

3. Громов Г. Г. Методика этнографических экспедиций. - М., 1967.

4. Этнография и смежные дисциплины. Этнографические субдисциплины. Школы и

направления. Методы. - М., 1988.

 

Семинар № 3 «Теории Л. Н. Гумилева об этносах, этногенезе и этносфере»

1. Основные понятия и термины теории Л.Н. Гумилева.

2. Причины и основные территории происхождения этносов.

3. Фазы этногенеза. Интерпретация истории России.

4. Значение теории Л.Н. Гумилева.

 

Литература:

 

1. Гумилев Л. Н. Этносфера. История людей и история природы. - М., 1993.

2. Гумилев Л. Н. От Руси к России. - М., 1992.

3. Королева-Коноплянская Г.И. Теория этногенеза Л.Н. Гумилева // Социально-политический журнал. 1994. № 7/8.

4. Сергеева О.А. Л.Н. Гумилев и научные тенденции ХХ в. // Вестник МГУ. Серия 7 «Философия». 1998. № 6.

 

Семинар № 4 «Проблемы социализации личности в традиционных культурах»

1. Этнопедагогика – как вид педагогики и как элемент духовной культуры этноса.

2. Особенности социализации личности в традиционных культурах.

3. Прикладной эффект этнопедагогики.

 

Литература:

 

1. Кон И.С. Ребенок и общество (историко-этнографическая перспектива). – М., 1988.

2. Этнография детства: традиционные методы воспитания детей у народов Австралии, Океании и Индонезии. - М., 1992.

3. Мид М. Культура и мир детства. - М., 1988.

4. Пономарев В. Ф. Народные игры, забавы, ристания на Вятке. – Киров, 1991.

5. Трушкова И. Ю. Традиционная культура русского населения Вятского региона в ХIХ – начале ХХ вв. (система жизнеобеспечения). – Киров, 2003.

 

 

Семинар № 5 «Этнопсихология и этноэтикет»

1. Проблемы сохранения психологического балансав традиционныхкультурах. Содержание этнопсихологических исследований.

2. Ментальность, национальный характер. Этнические портреты «извне» и «изнутри».

3. Система этикета в культурах этносов.

4. Прикладной эффект этнопсихологии. Вопросы использования этноэтикета в наши дни.

 

 

Литература:

 

1. Саракуев Э. А., Крысько В. Г. Введение в этнопсихологию. - М., 1996.

2. Сухарев В., Сухарев М. Психология народов и наций. – Донецк, 1997.

3. Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. - М., 1990.

 

 

Семинар № 6 - 7 «Современные этнические процессы в Российской Федерации»

 

1. Динамика этнокультурных процессов в течение ХХ века в нашей стране.

2. «Этнический Ренессанс» в России в конце ХХ века.

3. Законодательная база для обновления этнокультурных процессов и этнических отношений.

4. Этноконфессиональные отношения. Терроризм под «национальным» и «религиозным» флагом. Пути преодоления межнациональных конфликтов.

 

Литература:

 

1. Этнос и политика. Хрестоматия. - М., 2000.

2. Антропология насилия. – СПб., 2001.

3. Тишков В.А. Этнология и политика. - М., 2001.

4. Этнополитология. Учебное пособие-хрестоматия. - М., 2001.

 

 

Семинар № 8 - 9 «Традиционная культура Вятского региона»

1. Характеристика общего облика традиционной культуры в Вятском регионе.

2. Содержание хозяйственно-культурного типа.

3. Специфика традиционного жилища, утвари.

4. Традиционная одежда.

5. Календарные и семейные праздники. 

6. Судьбы традиционной культуры в Вятском регионе

 

Литература:

 

1. Энциклопедия Земли Вятской. Т. 8 «Этнография и фольклор». - Киров, 1998.

2. Энциклопедия Земли Вятской. Т. 10 «Ремесла». - Киров, 2000.

3. Энциклопедия Земли Вятской. Т.1, кн. 2 «Села. Деревни». - Киров, 2002.

4. Историко-этнографический Атлас Кировской области. - М., 1998.

5. Трушкова И. Ю. Традиционная культура русского населения Вятского региона в ХIХ – начале ХХ вв. (система жизнеобеспечения). – Киров, 2003.

 

 

Работы, предлагаемые для подготовки к семинарам, является примерной и может быть дополнена другими изданиями, содержащими информацию по теме семинара.

 

Рефераты

 

 Среди видов самостоятельной работы студентов, относящихся к воспроизводящим по образцу, реконструктивно-вариативным, и частично – эвристическим, находится и написание рефератов. В основном работа над рефератом предполагает осмысление литературы. Собственным вкладом в полученный вид учебного творчества может быть составление классификации и установление соотношения с различными научными теориями. 

        Алгоритм самостоятельной работы здесь может быть выстроен следующим образом. Сначала надо определить цель написания реферата, затем проследить эту мысль на информации из литературы. Для этого важно как можно полнее проработать литературу. Далее логично составить согласно классификации план, разбив блоки информации на главы. Отражением самостоятельной обработки информации в реферате служит «Введение» и «Заключение». Список литературы, указанный в реферате, отражает степень проработанности учебной темы студентом.

    Темы для рефератов по курсам «Основы археологии» и «Основы этнографии» могут быть достаточно общими.

 

 

Примерные темы для рефератов

 

1. Первобытное искусство.

2. Происхождение земледелия.

3. Особенности жилищ.

4.  Путешествия, экспедиции.

5. Обычаи и обряды.

Хронологическая и географическая привязка темы в реферате может быть достаточно общей, касаться истории зарубежных стран и т.д. 

 

 

Курсовые работы

Написание курсовых проектов относится к реконструктивно-вариативным и эвристическим (исследовательским) видам самостоятельных студенческих работ. В них осмысление литературы и источников должно быть примерно равным. Считается, что чем больше источников, тем выше уровень качества курсовой работы.

Реферативный уровень осмысления этнографической и археологической информации представляется в виде разбора литературы в историографическом разделе курсовой работы. На его основе выявляется объем собственного вклада в исследование темы.

Как правило, объем персонального вклада в общее исследование определяется количеством обработанных автором источников. Среди них могут быть: материалы анкетирования населения, зарисовки этнокультурных объектов, записи проведения обрядов, данные Отчета в ОПИ ИА РАН о проведении разведок или раскопок (своих или научного руководителя, по согласованию). То есть к источникам, полученным самостоятельно, относится в данном случае информация, полученная в результате археологических или этнографических экспедиционных исследований. И если работа в археологической экспедиции строится в соответствии с Открытым листом, то в этнографической экспедиции широко используются разного рода вопросники, зарисовки, фото-, видео - и аудиофиксация.

Кроме того, при написании курсовой работы по археологии или этнографии возможно привлечение данных архивов, музейных фондов и других исторических источников, содержащих или отражающих этнографическую и археологическую информацию.

     Важным моментом при написании курсовой работы является определение объекта и предмета исследования. Существенное значение имеет выбор классификаций изучаемых явлений, объектов. Принцип систематизации обрабатываемой этнографической и археологической информации определяет деление материала на главы. Так, например, если при работе над темой «Традиционная утварь» всю используемую тем или иным этносом посуду разделить по видам сырья, то главы могут называться так: «Глиняная посуда», «Утварь из дерева», «Металлическая и стеклянная посуда» и т.п. Если в основу классификации положен хронологический принцип, то появятся главы «Утварь самая ранняя», «Утварь среднего хронологического периода», «Утварь поздняя».  

Темы курсовых конкретнее, чем у рефератов. Они не являются вводными в проблему. На археологическом и этнографическом материале эти темы представляются как исследования конкретных явлений, заключающиеся в их атрибутации, построениях систематизаций, обнаружении рядов аналогий.

«Введение» и «Заключение» в курсовой работе обычно соотносятся между собой следующим образом. Во «Введении» проблема ставится, вырабатывается идея. А в «Заключении» данная идея либо подтверждается, либо отрицается. При этом весь материал в главах может выглядеть как система доказательств.

Приложения к курсовой работе должны включать в себя уже не только список использованной литературы, но и список источников.


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 143; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!