Проблематика рассказа Шолохова «Судьба человека»

М. А. Шолохов.

 

(1905 – 1984)

Биографические материалы

 

Биография.

Родился в 1905 году, в семье служащего торгового предприятия, в одном из хуторов станицы Вешенской, бывшей Донской области… С 1920 года служил и мыкался по донской земле. Долго был продработником. Гонялся за бандами, властвовавшими на Дону до 1922 года, и банды гонялись за нами... Приходилось бывать в разных переплетах, но за нынешними днями это забывается…

В 1922 году приехал в Москву. Успел за шесть лет изучить изрядное количество специальностей. Работал статистиком, учителем в низшей школе, грузчиком, продовольственным инспектором, каменщиком, счетоводом, канцелярским работником, журналистом. Несколько месяцев, будучи безработным, жил на скудные средства, добытые временным трудом чернорабочего. Все время усиленно занимался самообразованием. Писать начал с 1923 года. Первую книжку издал в 1925 году. 

                                         Из автобиографии М.А.Шолохова

Вопросы и задания

1. Расскажите о происхождении и значении слова «автобиография».

2. В чем отличие «официальной» служебной автобиографии от написанной в свободной литературной форме?

3. К какому типу можно отнести автобиографию Шолохова?

4. Найдите в тексте признаки художественного стиля речи.

 

Станица Вешенская была центром казачьего восстания против красных в 1919 году. В молодости Шолохов не только слышал о восстании, но был его свидетелем, позже участвовал в боевых стычках на стороне красных. Среди банд, с которыми велась борьба, была и та самая, которую возглавлял Фомин и которая изображена в «Тихом Доне». Однажды продотряд, в который входил Шолохов, был захвачен махновцами. Взрослых продотрядовцев расстреляли, а шестнадцатилетнего Михаила пожалел батька Махно, отпустил его, но предупредил: еще раз попадется – окажется на виселице. Затем уже ревтрибунал приговорил юного продкомиссара Шолохова к расстрелу. По одной версии он превысил власть и угрожал оружием казаку, получившему «твердое задание». Жена писателя Мария Петровна сообщает, что приговор был вынесен за то, что он, добиваясь справедливости, снижал налоги некоторым семьям. Приговор в конце концов заменили другим, в автобиографии Шолохов писал, что ему дали один год условно.

 

Вопросы и задания

1. Объясните расстановку знаков препинания в подчеркнутом предложении.

2. Укажите сложные предложения с сочинительной и подчинительной связью.

3. В бессоюзном сложном предложении расставьте знаки препинания. 

 

Происхождение Шолохова и другие приметы его биографии не были безупречными с точки зрения «неистовых ревнителей» чистоты пролетарской линии в литературе. Он вырос в семье станичного купца и пр..дпринимателя, имевшего наемных работников. Его отец, Александр Михайлович, работал служащим в купеческой лавке, в торговом доме, был управляющим паровой мельницей, завед..щим заготконторой. Мать писателя, Анастасия Даниловна Черникова, по происхождению была украинкой. Рано осиротела, работала горничной у деда Шолохова и была насильно выдана замуж. Муж, пьяница и буян, урядник Кузнецов избивал ее. Она вернулась в дом Шолоховых. У них с Александром Михайловичем родился сын, но до семи лет Миша носил фамилию Кузнецова, «законного» супруга матери, потому что был незаконнорожде..ым. Мать и отец писателя, отстаивая свою любовь, пошли против воли родстве..иков и все-таки поженились.

Шолохов учился в начальной школе, а затем с 1915 года в ча..ной гимназии в Москве. Бурные события того времени война, начавшаяся революция и гражданская война заставили его менять места учебы, он учился еще в Богучарской и Вешенской гимназиях, а в 1920 году уже и сам выступал в роли учителя, учил грамоте взрослых.

Первые литературные опыты Шолохова, по воспоминаниям родстве..иков и знакомых, относятся к детским, школьным годам. Он выделяется среди свер..ников наблюдательностью, памятью, вп..ч..тлит..льностью, умением рассказать об увиде..ом ярко, образно. С 1923 года Шолохов начал печатать свои произведения. Они составили две первые книги рассказов «Донские рассказы» и «Лазоревая степь». Вскоре Шолохов возвратился в родную станицу не сумев и не захотев жить в Москве вдалеке от людей которых знал любил и которые стали героями его произведений. Как вспоминала жена писателя, Мария Петровна, «городская жизнь Михаила Александровича ут..мляла, даже раздражала. «Город – не моя стихия», - говорил он».   

Сам будущий писатель в..нчался в церкви. Его тестем стал зажиточный казак, одно время бывший станичным атаманом, а позже пс..ломщиком. В 1927 году Шолохов хотел вступить в комсомол, но не был принят: в то время действовало постан..вление «О регулировании роста комсомола», согласно которому в комсомол можно было принимать только рабочих, крестьян-бедняков и б..траков. Рапповские критики писали, что Шолохов «не художник пролетариата», что он «мелкобуржуазный инт..л..гент-попутчик», проводник «кулацкой идеологии».

 

Вопросы и задания

1. Вставьте пропущенные буквы.

2. В подчеркнутых предложениях объясните расстановку знаков препинания.

3. Что вы знаете о РАПП?

4. Какой смысл вкладывался в слова, выделенные курсивом?

 

Уже первые две книги «Тихого Дона», опубликованные в 1928 году, были восприняты крайне противоречиво. Было не только признание читателей, но и резкая критика со стороны руководства РАПП. Писателя обвиняли в идеализации казачества, недостатке классовой определенности оценок, симпатиях к явным и тайным врагам советской власти. Особенной остротой отличалась историческая ситуация, описанная в третьем томе романа – восстание казаков против большевистского руководства. Публикация этой книги на долгое время задерживалась, что стало одной из причин возникновения слухов о творческой несостоятельности Шолохова, который якобы украл рукописи и материалы у другого писателя. Сплетни о плагиате преследовали Шолохова всю жизнь, не прекратились они и после его смерти, хотя серьезных, неопровержимых аргументов у недоброжелателей Шолохова не оказалось. В конце 1999 года появились сообщения о найденных, наконец, рукописях романа «Тихий Дон». И теперь у исследователей появляется возможность окончательно, на основании текстологического анализа прекратить инсинуации в отношении великого писателя.

 

Вопросы и задания

1. Укажите признаки текста, позволяющие отнести его по типу речи к повествованию.

2. Выявляется ли точка зрения автора текста, его позиция в споре об авторстве «Тихого Дона»? Каким образом?

3. Уточните значение выделенных слов, подберите к ним синонимы.

 

Работа над романом о недавней истории не мешала писателю быть в гуще происходивших событий. Особенно активно его гражданская позиция проявилась в годы «великого перелома», коллективизации. Шолохов пишет первую книгу романа «Поднятая целина» под непосредственным впечатлением совершающегося в деревне переворота всех экономических, социальных, нравственных устоев жизни. Опубликовав ее в 1932 году, писатель не раз обещал в скором времени создать продолжение. И оно было написано, но печатать вторую книгу Шолохов не спешил, понимая, что реальность драматичнее, сложнее и противоречивее того, что реально может быть изображено в подцензурном произведении. Но писатель не молчал, видя многочисленные нарушения законности, пытки, избиения, надругательства партийных функционеров над людьми во время коллективизации, хлебозаготовок. Раскулачивание же обернулось в сущности возобновлением террора против крестьянства. Шолохов пишет письмо обо всем этом И.В.Сталину. В ответном письме тот не соглашается со многими выводами Шолохова, говорит об однобокости оценок, о защите скрытых врагов, ведущих «тихую войну с советской властью». И все-таки на Дон была направлена для расследования комиссия ЦК. Шолохов тогда фактически спас от расстрела многих уже арестованных и осужденных людей. А в 1937 году уже он сам вынужден был бежать в Москву от преследования местных партийных руководителей, сфабриковавших дело о контрреволюционном заговоре, участником которого будто бы Шолохов был. Ему грозил арест и скорый бессудный расстрел. Враги писателя были осуждены специальным решением Политбюро ЦК ВКП /б/ высшего партийного органа куда веря в свою способность отстоять правду обратился Шолохов. Так что драматизм свойственен не только большинству произведений Шолохова, но на многих этапах характеризовал и жизнь самого писателя.

 

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте подчеркнутое предложение по составу.

2. Расставьте знаки препинания.

3. Укажите виды связи между простыми предложениями в составе сложного.

4. Вспомните о гражданской позиции и драматических судьбах других писателей в 30-е годы.

5. Какие средства и способы связи между предложениями использованы в тексте?

 

Трагедия Великой Отечественной войны тоже всерьез коснулась донского художника. Он работал военным корреспондентом, был ранен, контужен. Пишет очерки, статьи, репортажи, корреспонденции. Большую известность получил рассказ «Наука ненависти». В годы войны писатель начал работу над романом «Они сражались за Родину».

После войны долгие годы Шолохов молчал. Общее давление власти на писателей в это время усилилось. Шолохова вынуждали вносить правку в новые издания «Тихого Дона», где «не достаточно ярко показана роль коммунистов», «допущен ряд грубейших ошибок» (И.В.Сталин). Только в конце пятидесятых годов писатель пережил период нового творческого подъема. В это время были написаны рассказ «Судьба человека», вторая книга «Поднятой целины», продолжалась работа над романом «Они сражались за Родину». Но напечатать роман в том виде, в каком считал необходимым писатель, оказалось невозможно. Главы о репрессиях 1937 года были однозначно запрещены, и Шолохов уничтожил большую часть произведения. Драматические противоречия общественной жизни и настроений 60-х – 70-х годов отразились в высказываниях и деятельности Шолохова в этот период. Новых художественных произведений ему создать не удалось. Позиция яростного защитника идеологии и неоднозначной практики социализма многими осуждалась. Хотя для серьезных писателей наших дней Шолохов остается непререкаемым авторитетом в области художественного творчества.

 

Вопросы и задания

1. Какие тенденции были характерны для литературной ситуации конца 40-х – начала 50-х годов?

2. Какое влияние в этот период оказывала компартия на развитие литературы?

3. Подготовьте краткий рассказ о жизни и творческом пути М.Шолохова.

 

«Тихий Дон»

      

История создания и публикации «Тихого Дона», идеологическая борьба вокруг романа.

 

Третья часть «Тихого Дона» – произведение высокого достоинства, – на мой взгляд – она значительнее второй, лучше сделана. Но автор, как и герой его, Григорий Мелехов, «стоит на грани двух начал», не соглашается с тем, что одно из этих начал в сущности – конец старого казацкого мира и сомнительной «поэзии» этого мира. Не соглашается он с этим потому, что сам весь еще – казак, существо, биологически связанное с определенной географической областью, определенным социальным укладом… Я, разумеется, за то, чтобы ее печатать, хотя она доставит эмигрантскому казачеству несколько приятных минут. За это наша критика должна доставить автору несколько неприятных часов… Шолохов – очень даровит, из него может выработаться отличнейший советский литератор. С этим надо считаться. Мне кажется, что практический гуманизм, проявляемый у нас к явным вредителям и дающий хорошие результаты, должен проявляться и по отношению к литераторам, которые не нашли себя.

М. Горький. Письмо к А. Фадееву

 

«Сталин подымил трубкой и потом сказал: «А вот некоторым кажется, что третий том «Тихого Дона» доставит много удовольствия белогвардейской эмиграции…» Я ответил Сталину: «Хорошее для белых удовольствие! Я показываю полный разгром белогвардейщины на Дону и Кубани!». Сталин снова помолчал. Потом сказал: «Да, согласен! - и обращаясь к Горькому, добавил: - Изображение событий в третьей книге «Тихого Дона» работает на нас, на революцию!». Горький согласно кивнул: «Да, да…». За всю беседу Сталин ничем не выразил своих эмоций, был ровен, мягок и спокоен. А в заключение твердо сказал: «Третью книгу «Тихого Дона» печатать будем!».

                                              Из воспоминаний М. Шолохова

Вопросы и задания

1. Как вы думаете, была ли известна Сталину точка зрения Горького на третью книгу романа Шолохова?

2. Можно ли об этом судить исходя из содержания приведенных документов?

3. Постройте на основании документов повествовательный текст с завязкой, кульминацией и развязкой.

4. Попытайтесь поведать о событии в обратной хронологической последовательности.

5. Найдите в текстах многозначные слова и укажите иные значения, не реализованные в тексте.

 

Расказачивание

 

Необходимо, учитывая опыт гражданской войны с казачеством, признать единственно правильным самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества, путем поголовного их истребления.

Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно, провести массовый террор по отношению ко всем казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью. К среднему казачеству необходимо применить те меры, которые дают гарантию от каких-либо попыток с его стороны к новым выступлениям против Советской власти...

Из дерективы ВЦИК от 29 января 1919 г.

 

Во всех станицах, хуторах немедленно арестовать всех видных представителей, данной станицы или хутора, пользующихся каким-либо авторитетом, хотя и не замешанных в контрреволюционных действиях и отправить их как заложников в районный революционный трибунал, уличенные, согласно директивам ЦК, должны быть расстреляны...

Насущная задача – полное быстрое и решительное уничтожение казачества как особой экономической группы, разрушение его хозяйственных устоев, уничтожение чиновничества и офицерства, вообще всех верхов казачества, распыление и обезвреживание рядового казачества и до формальной его ликвидации...

За каждого убитого красноармейца и члена ревкома расстреливайте сотню казаков. Приготовьте этапные пункты для отправки на принудительные работы в Воронежскую губернию, Павловск и другие места всего мужского населения в возрасте от 18 до 55 лет включительно. Карательным отрядам приказать за каждого сбежавшего расстреливать пятерых, обязав круговой порукой казаков следить друг за другом…

       Из постановлений и директив 1919 г. Донбюро РКП/б/

Вопросы и задания

1. Как отразилось содержание исторических документов в романе Шолохова?

2. Найдите в романе иллюстрации или полемику с приведенными документами, их пафосом и целеустановками.

3. Какой стиль речи является главенствующим в приказах? Укажите его признаки.

По страницам романа

Приказ председателя революционного

военного совета Республики

по экспедиционным войскам 8 № 100

Богучар

25 мая 1919 года.

     Прочесть во всех ротах, эскадронах, батареях и командах.

Конец подлому Донскому восстанию!

Пробил последний час!

Все необходимые приготовления сделаны. Сосредоточены достаточные силы, чтобы обрушить их на головы изменников и предателей. Пробил час расплаты с Каинами, которые свыше двух месяцев наносили удары в спину нашим действующим армиям Южного Фронта. Вся рабоче-крестьянская Россия с отвращением и ненавистью глядит на те Мигулинские, Вешенские, Еланские, Шумилинские банды, которые, подняв обманный красный флаг, помогают черносотенным помещикам: Деникину и Колчаку.

Солдаты, командиры, комиссары карательных войск!

Подготовительная работа закончена. Все необходимые силы и средства сосредоточены. Ваши ряды построены.

Теперь по сигналу – вперед!

Гнезда бесчестных изменников и предателей должны быть разорены. Каины должны быть истреблены. Никакой пощады к станицам, которые будут оказывать сопротивление. Милость только тем, кто добровольно сдаст оружие и перейдет на нашу сторону. Против помощников Колчака и Деникина – свинец, сталь и огонь!

Советская Россия надеется на вас, товарищи солдаты. В несколько дней мы должны очистить Дон от черного пятна измены. Пробил последний час.

Все, как один, – вперед!

Кн. 3, гл. 65

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте функции исторических документов в художественном произведении.

2. Что характерно для стиля приказа? Какие эмоциональные средства выразительности использованы в нем?

3. Переведите прямую речь приказа в косвенную.

4. Попытайтесь определить реальные действия карательных войск, вытекающие из духа приказа Л.Д.Троцкого.

5. Как соотносится пафос приказа и содержание следующей главы романа?

 Многоуважаемый товарищ Григорий Пантелеевич! До нашего сведения коварные доходят слухи, якобы ты учиняешь жестокую расправу над пленными красноармейцами. Будто бы по твоему приказу уничтожены – сиречь порубаны – тридцать красноармейцев, взятых Харлампием Ермаковым под Боковской. Среди означенных красноармейцев, по слухам, был один комиссаришка, коий мог нам очень пригодиться на предмет освещения их сил. Ты, дорогой товарищ, отмени приказ пленных не брать. Такой приказ нам вредный ужасно, и казаки вроде роптают даже на такую жестокость и боятся, что и красные будут пленных рубить и хутора наши уничтожать. Командный состав тоже препровождай живьем. Мы их потихоньку будем убирать в Вешках либо в Казанской, а ты идешь сосвоими сотнями, как Тарас Бульба из исторического романа писателя Пушкина, и все предаешь огню и мечу и казаков волнуешь. Ты остепенись, пожалуйста, пленных смерти не предавай, а направляй к нам. В вышеуказанном и будет наша сила. А за сим будь здоров. Шлем тебе низкий поклон и ждем успехов.

Письмо Григорий, не дочитав, разорвал, кинул под ноги коню. Кудинову на его приказ:

Немедленно развивай наступление на юг, участок Крутенький – Астахово – Греково. Штаб считает необходимым соединиться с фронтом кадетов. В противном случае нас окружат и разобьют.

Не сходя с седла, написал:

Наступаю на Боковскую, преследую бегущего противника. А на Крутенькую не пойду, приказ твой считаю глупым. И за кем я пойду наступать на Астахово? Там, окромя ветра и хохлов, никого нет.

На этом официальная переписка его с повстанческим центром закончилась.

Кн. 3, гл. 36

Вопросы и задания

1. Выделите в тексте речевые обороты, лексику и другие признаки официально-делового стиля речи.

2. Как согласуются со стилем текстов эмоционально-экспрессивные обороты и выражения?

3. Как характеризуют Григория и лиц из повстанческого центра их манера изъясняться и содержание документов?

4. Попытайтесь представить внешний облик, образовательный уровень, нравственные принципы автора письма к Мелехову.

5. Найдите в тексте примеры инверсии.

Григорий в отца попер: на полголовы выше Петра, хоть на шесть лет моложе, такой же, как у бати, вислый, коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей. Так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звероватое.

                                                    Кн. 1, гл. 1

Черные ресницы его, с сожженным солнцем кончиками, чуть вздрагивали, шевелилась верхняя губа, обнажая плотно сомкнутые белые зубы… Что-то суровое, почти жестокое было в глубоких поперечных морщинах между бровями ее возлюбленного, в складках рта, в резко очерченных скулах… И она впервые подумала, как, должно быть, страшен он бывает в бою, на лошади, с обнаженной шашкой. Опустив глаза, она мельком взглянула на его большие узловатые руки и почему-то вздохнула.

Кн. 4, гл. 18

Вопросы и задания

1. Сравните первый и один из последних портретов Григория Мелехова.

2. Как изменения внутреннего мира героя переданы через его внешность?

3. Можно ли утверждать на основании этих и иных портретных характеристик героя, что стержень натуры герою удалось сохранить, несмотря на все испытания? Обоснуйте свою точку зрения.

4. К какому стилю речи можно отнести выделенные слова?

Ненасытно вдыхала многообразные запахи леса сидевшая неподвижно Аксинья. Исполненный чудесного и многоголосого звучания лес жил могущественной первородной жизнью. Поёмная почва луга, в избытке насыщенная весенней влагой, вымётывала и расстилала такое богатое разнотравье, что глаза Аксиньи терялись в этом чудеснейшем сплетенье цветов и трав.

Улыбаясь и беззвучно шевеля губами, она осторожно перебирала стебельки безыменных голубеньких, скромных цветов, потом перегнулась полнеющим станом, чтобы понюхать, и вдруг уловила томительный и сладостный аромат ландыша. Пошарив руками, она нашла его. Он рос тут же, под непроницаемо тенистым кустом. Широкие, некогда зелёные листья все ещё ревниво берегли от солнца низкорослый горбатенький стебелёк, увенчанный снежно-белыми пониклыми чашечками цветов. Но умирали покрытые росой и жёлтой ржавчиной листья, да и самого цветка уже коснулся смертный тлен: две нижние чашечки сморщились и почернели, лишь верхушка – вся в искрящихся слезинках росы – вдруг вспыхнула под солнцем слепящей пленительной белизной.

И почему-то за этот короткий миг, когда сквозь слёзы рассматривала цветок и вдыхала грустный его запах, вспомнилась Аксинье молодость и вся её долгая и бедная радостями жизнь. Что ж, стара, видно, стала Аксинья… Станет ли женщина смолоду плакать оттого, что за сердце схватит случайное воспоминание? 

                                                                                  Кн. 4, гл. 1

Вопросы и задания

1. Вспомните значение понятия «психологический параллелизм».

2. Как фольклорная образность и поэтика проявились в тексте?

3. В чем вы видите своеобразие шолоховского пейзажа?

4. Найдите в тексте олицетворение и объясните художественную функцию тропа.

5. Охарактеризуйте тип, стилевую и смысловую функцию последнего предложения.

Литературоведение о романе.

 

Почти всем нам известно, что в нашей литературе есть писатель мирового значения – М.А.Шолохов. Но мы как-то плохо отдаем себе в этом отчет, несмотря на все достижения критики…

Не видно то новое, что внес Шолохов в литературу, возможно из-за его презрения к форме – не к форме вообще, а к собственной оригинальной форме и стремлению выделиться. Кажется, что это сама жизнь, сумевшая мощно себя заявить…

Но – время идет, специалисты примериваются, все мы читаем и все же видим, что поворот был: новый шаг, отношение к жизни, иная точка зрения…

Чтение Шолохова… может восприниматься просто как распахнувшаяся диковинная жизнь… Но если сознавать, что все-таки писатель для чего-то эту жизнь поднял, а на самом деле своей мыслью воспроизвел, то новизна этого взгляда не может не останавливать.

Пытаясь определить ее, говорят о жестокости… Но если что-нибудь поражает в Шолохове, то скорее пренебрежение к жестокости, отсутствие того, чтобы ей придавалось какое-то особенное значение…

У Шолохова смерть это какая-то метла в жизненном доме. Так и представляешь ее не с косой как столько раз рисовали а в виде нянечки или уборщицы. Ничего недопустимого или устрашающего за ней не признается. Ну есть нет задержалась на время пока не замусорилось… все равно ей придется пройтись. Как ни странно здесь у Шолохова осуществляется идея предоставьте мертвым хоронить мертвых…

Формулировать это трудно, и вывод, пожалуй, страшноват, но Шолохов допускает наибольший нажим на человека. Считает это нормальным. Не Михаил Александрович Шолохов, конечно, а его художественный мир. Вот что заставляет содрогнуться и задуматься. Речь, разумеется, идет не о политическом давлении и не о самой по себе жестокости как таковой. Нет – общая атмосфера жизни и ее давление; у Шолохова она принята намного суровее, чем обычно у всех классиков мировой литературы; именно принята, а не с ужасом, отвращением или злорадством отображена.

Кажется, это противоречит гуманным целям, как мы их привыкли понимать. С этой стороны шолоховский мир просто невообразим. Трудно его сопоставить, например, с тем, что мы называем бережным отношением. Это не бережная, а самая свирепая проверка человека на прочность; кроме того, этот мир ни секунды не колеблется перед таким понятием, как личность. Не отвергает ее и, без сомнения, чтит, но, если надо, свободно перешагивает.

Сострадание и сочувствие к ней не исчезают; но одновременно идет одергивание, обламывание, обкатывание ее… Среди раздвигающихся таким образом противоречий, ни одну сторону которых мы не в состоянии отбросить, открывается гуманизм непривычного масштаба…

По П.В.Палиевскому

Вопросы и задания

1. Выделите и кратко сформулируйте основные тезисы текста.

2. Попытайтесь подтвердить их или опровергнуть примерами из произведений Шолохова.

3. В подчеркнутом абзаце укажите зачин и комментирующую часть

4. Расставьте знаки препинания в подчеркнутых предложениях.

5. Можно ли отнести текст однозначно к научному, публицистическому или художественному стилю речи?

6. К какому подстилю он ближе?

7. Какие средства использованы автором для усиления выразительности текста?

Русская литература отразила много слабостей России и не отразила ни одной из ее сильных сторон. Да и слабости-то были выдуманные. И когда страшные годы военных и революционных испытаний смыли с поверхности народной жизни накипь литературного словоблудия, то из-под художественной бутафории Маниловых и Обломовых, Каратаевых и Безуховых, Гамлетов Щигровского уезда и москвичей в гарольдовом плаще, лишних людей и босяков откуда-то возникли совершенно не предусмотренные литературой люди железной воли. Откуда они взялись? Неужели их раньше и вовсе не было? Неужели сверхчеловеческое упорство обоих лагерей нашей гражданской войны, и белого и красного, родилось только 25 октября 1917 года? И никакого железа в русском народном характере не смог раньше обнаружить самый тщательный литературный анализ?

И.В.Солоневич

Вопросы и задания

1. Укажите признаки публицистического стиля речи в тексте.

2. Какие средства использует автор для усиления воздействия на читателя?

3. Охарактеризуйте художественные функции риторических вопросов в тексте.

4. Укажите слова, употребленные в переносном значении.

5. Вспомните наиболее характерное для упомянутых героев русской литературы, действительно ли Шолохов показал национальный характер по-новому?

6. Какие качества народного характера, отмеченные публицистом, присущи героям «Тихого Дона»? Приведите примеры.

7. Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.

8. Напишите, о чём этот текст, какова позиция автора.

9. Разделяете ли вы точку зрения автора? Свой ответ аргументируйте.

10. Отметьте не менее двух наиболее характерных для этого текста средств выразительности. Объясните их роль в тексте, приведите примеры.

 

Все, что мы обнаруживаем у Шолохова, – быт народа, отношение к труду, связь с природным миром, жизнь стариков и младенчества, мужчин и женщин, формы помощи (помоги) казаков друг другу, культ стариков, обряды свадеб, похорон, гуляний, обычаи гостеприимства, способы обращения и приветствий, народный календарь, сезонно-хозяйственные работы, родительские благословения и проклятия, проводы на войну и встреча с нее, рыбалка и охота, песни лирические и исторические, легенды и бывальщины, поговорки и пословицы, естественные смерти и трагические расправы, войны и революция – это и многое другое включает в себя мир Шолохова.

В нем, в этом мире – история донских казаков, русского крестьянства,.. вековые традиции нравственных принципов и трудовых навыков, которые сформировали национальный характер, особенности целой страны.

Е.А.Костин

Вопросы и задания

1. Можно ли рассматривать вышеприведенный отрывок из работы как текст?

2. Укажите признаки текста, присутствующие здесь.

3. Как связаны предложения между собой?

4. Укажите ключевые слова, повторение которых организует смысловую связь.

В романе более семисот персонажей. В нем представлены все социальные слои: офицерские круги, генералитет царской армии и атаманы Войска Донского, руководители Верхнедонского восстания, народ во всем его многообразии. Писатель передает речь, говор народный, воссоздающий психологический склад, человеческую индивидуальность: шутейный комический «сказ» Христони о поисках клада, «диковинные россказни» Авдеича Бреха, откровения Прохора Зыкова о его попытках избавиться от фронта и т.д. Массовые сцены воссоздают бесконечное разнообразие настроений, чувств, интонаций персонажей; так выявляются «мнения народные», духовное состояние персонажа. Монологи действующих лиц как бы включают разговор героев с народом: признания Григория Мелехова, речи Штокмана, обращение к народу Подтелкова, «ответное слово» казачки Фомину, которого она называет «царь-освободитель с хутора Рубежного»… Ответное слово – образец народного красноречия. Широко проникают в ткань произведения былинно-сказочные, народно-песенные образы, оживая в новом содержании, обретая конкретность. Стоит вспомнить описание отъезда Григория Мелехова из родного дома на фронт; писатель сохраняет интонацию традиционных «плачей»: «Сколько раз боевой конь, круто повернувшись, взрыв копытами землю возле родимого крыльца, нес его по шляхам и степному бездорожью на фронт, туда, где черная смерть метит казаков, где, по словам казачьей песни, «страх и горе каждый день, каждый час». С большим искусством Шолохов воскрешает многоголосие народа: в слове, в речи, в диалогах и монологах, открывается бесконечное многообразие духовных состояний народа в исторических ситуациях и вечно живое, непреходящее – общечеловеческое (его юмор, радость, горе, отчаяние, счастье).

В.А.Апухтина

Вопросы и задания

1. Проанализируйте виды и средства связи между частями текста.

2. Можно ли говорить о единстве основной мысли текста? Сформулируйте ее.  

3. Разделите текст на абзацы и сформулируйте микротемы каждого.

4. Укажите зачины выделенных абзацев. 

 

Антитезой норме становится в «Тихом Доне» война 1914 года: мирная сцена косьбы жита прерывается тревожным известием о мобилизации. Поэтические картины нелегкого, но дружного труда сменяются контрастными по тону зарисовками «визга, драки, гневного ржания»…

Да и в собственно авторских оценках и описаниях отчетливо сквозит неприятие войны. «Земля ахнула», «лицо земли взрывали», «хлеба топтала конница», неубранные «колосья скорбно шуршали», «великое разрушение и мерзостная пустота» – вот далеко не полный перечень авторских описаний начала войны. «Безрадостно дикая» жизнь порождает жестокость и безумие (сцены грабежа и избиения еврея, изнасилования Франи), тоску и недоумение. Обесценивается человеческая жизнь. Контрастом к воспоминаниям деда Гришаки о том, как он не стал «срубать» турецкого офицера («Человек ить…»), становится убийство Григорием Мелеховым австрийского солдата. Смерть у Шолохова никогда не эстетизируется. Она отвратительна – и потому полна натуралистических подробностей, ярким подтверждением чему служит и эпизод смерти Егора Жаркова, и рассказ об убитых офицерах и отравленном газом солдате. «Цвет казачий покинул курени и гибнул там в смерти, во вшах и ужасе». Вслед за Л.Толстым, умевшим в неожиданном ракурсе показать привычное и сделать его непривычным (прием этот называется отстранением), показывает Шолохов схватку легендарного казака Крючкова с немцами.

Война, по Шолохову, разлагает души людей, убивает в них человеческое. «Я, Петро, уморился душой, – говорит Григорий Мелехов брату… – Будто под мельничными жерновами побывал, перемяли они меня и выплюнули»… Все чаще вспоминают казаки родные степи, в песнях изливают тоску по Дону и по родной земле.

Но и там, на Дону, жизнь разладилась. Не раз скажет писатель о плаче жен и матерей по погибшим на войне. И даже солнце у него станет» по-вдовьи обескровленным»…

Вот почему с симпатией описывает художник мирную встречу казака Валета и немецкого солдата, противопоставляя ее бессмысленной бойне, описанной в той же главе. Вот почему одобряет он отказ казаков вмешаться в петроградские события 17-го года и их уход на Дон.

По В.В.Агеносову

Вопросы и задания

1. Рассмотрите текст как рассуждение. Кратко сформулируйте тезис, доказательства, вывод.

2. Убедительны ли доказательства, аргументы автора?

3. Какова стилистическая роль повторов в заключительном абзаце.

4. Объясните значение выделенных слов.

Не только Григорий Мелехов приходит к осознанию собственной вины за страдание и смерть родных людей. Он и здесь жил с людьми общими чувствами. В гражданской войне народ, безусловно, принял самое непосредственное участие. Шолохов не приукрашивает действительности, пишет о страшных проявлениях человеческой натуры. Женщины побили кольями безоружных пленных красноармейцев, Дарья застрелила кума Ивана Алексеевича Котлярова. Объяснить чувства и поступки людей можно, но народное нравственное чувство не позволяет воспринимать как должное награду за такой «подвиг». Нельзя награждать за то, чего следует стыдиться и ужасаться, в чём следует каяться. Тут ни родственные чувства, ни социально-политический выбор человека не являются главным. Страшный конец Дарьи, в какой то степени и расплата за содеянное, как и страдания Бунчука, «сознательно» принявшего на себя роль палача. Подобный «нравственный императив» действует и в отношении Кошевого, которому старики Мелеховы говорят: «Нам... палачи не сродни», и в отношении их собственного сына Григория, когда он стал жить «со сдвинутыми бровями», а сердце у него «как волчиное сделалось». Можно подумать, что Шолохов видел даже более жесткую связь насилия и вины. Его Андрей Соколов («Судьба человека») был на войне, без сомнения, Отечественной, убил одного, того, кто хуже врага, - предателя. Но не только война виновата в трагедии его семьи, а и он сам - убийца. Это одна из основ трагической сути любой войны. Не мог не убить, но убив, не мог остаться безвинным.

Вопросы и задания

1. Выделите важнейший тезис рассуждения.

2. Согласны ли вы с ним? Убедительны ли аргументы автора?

3. Попытайтесь подтвердить или опровергнуть мысль примерами из текста романа.

4. Объясните наличие или отсутствие запятой перед словом «как».

С выдающимся мастерством художника психолога Шолохов показал трагическую обреченность человека, который в переломные годы истории страны отошел от своего народа. Мучительные сомнения и поиски Григория Мелехова свидетельствуют о невозможности найти третий путь в революции и классовой борьбе. Этот особый, третий путь ведет человека к отрыву от народа, обрекает его на одиночество и духовную гибель.

В.А.Грихин

 

Гибнут или теряют смысл жизни намного раньше Григория – и бесславнее его – все те, кто самоуверенно возвещал, что «середки нет», что вся Россия лишь два ожесточенных лагеря. Так погиб после расстрельных ночей, работы в ЧК то же Бунчук. Мужественно (в личном плане) гибнут Штокман и Котляров, но они так и не обрели полной свободы понимания смысла событий, так и не заглянули вперед, хотя бы на один поворот реки истории. И лишь Григорий вплоть до финальных сцен романа сохраняет высочайшую степень прозрения, интуитивного различения добра и зла. Он, с точки зрения Штокмана и Кошевого, «самый опасный», самый контрреволюционный, за которым вечно следует тень недоверия, подозрительности, несет в себе не идею реставрации старого, а скорее идею возрождения России. Он, может быть, куда более последовательный гуманист, нежели «ясные» представители обоих враждующих лагерей. Отсюда его метания, «блукания», его неудобство и для тех и для других.

В.А.Чалмаев

 

В межеумочной позиции Григория, в его стремлении к личному покою проявилась более косная, более реакционная и более страшная сила, чем простая малограмотность, – сила ограниченности и идиотизма деревенской жизни, сила сословной исключительности, толкающая к полуанархическому бандитизму, сила тупого упорства собственника, сопротивляющегося трудовой правде социализма.

В.Я.Кирпотин

 

Разговор должен идти не о трагической вине, а скорее о трагической ошибке, возникшей в результате заблуждения целого слоя народа относительно действительных замыслов и намерений коммунистов и представителей Советской власти. Это заблуждение возникло исторически закономерно. Вот почему трагическая ошибка играет огромную роль в развитии сюжета романа, в судьбе его героя. В романе «Тихий Дон» нет трагической вины, нет и наказания, которое служило бы справедливым возмездием, нет и карающей руки Михаила Шолохова. Ничего этого нет в романе. Мелехов не был расстрелян. Он остался жить. В этом гуманизм Шолохова.

В.И.Петелин

 

Григорий совершает ошибки, но он по большому счету мнимо виновен. И все-таки виновен, ибо требует от жизни того, что она ему еще не может дать. Здесь его ждет, как и всякого трагического героя, кара, возмездие… Шолоховская концепция личности подразумевает не только проверку человеческих качеств опытом революции, но включает момент испытания участников событий революции нравственно-гуманистическими идеалами, выработанными веками народной истории… Темой трагедии Григория Мелехова Шолохов соединил оба берега реки Времени – «век нынешний и век минувший». Григорий Мелехов не только вынашивает, но и воплощает (пусть как мечту) идею единства лучших сил нации. 

                                                                               Л.Ф.Ершов

Судьба Григория Мелехова, его характер и духовный мир поставлены в прямую связь с главными вопросами революционной действительности…

«Тихий Дон» дает основания ставить вопрос о трагическом в условиях социалистической революции как столкновении между старым, выступающим подчас в обличии крайней революционности, и личностью, олицетворяющей высокие нравственные ценности, порожденные условиями трудовой жизни, выработанные нацией на ее многовековом историческом пути. Это ограничивало личность в ее возможности осуществить себя в меру тех лучших качеств, что в ней заложены. Таков один из аспектов трагического, приобретавший особую остроту в период военного коммунизма, когда еще был ограничен опыт строительства нового мира, велико было недоверие к традиционному и безмерна вера в любое новое, чтобы за ним ни скрывалось.

А.И.Хватов

Вопросы и задания

1. Сопоставьте точки зрения литературоведов на героя эпопеи. Какая кажется вам наиболее верной?

2. Представьте себя участником дискуссии и приведите аргументы в пользу собственной точки зрения и в опровержение позиции оппонента.

3. Попытайтесь какой-либо из ложных, на ваш взгляд, тезисов свести к абсурду, путем развития до логического конца.

4. Подготовьте доклад о смысле судьбы Григория Мелехова с использованием тезисов приведенных высказываний.

5. Найдите в текстах профессионализмы и фразеологизмы.

6. Подберите антонимы к выделенным словам. 

Многострадальная Аксинья – один из самых великих и прекрасных образов в истории русской и мировой классической литературы…

Читатель становится на сторону Аксиньи, смело восставшей против рабского, приниженного положения женщины…Образу Аксиньи свойственна поэтическая одухотворенность, возбуждающая чувство прекрасного. Даже Наталья меркнет рядом с Аксиньей. Узость и ограниченность чувства не дали Наталье возможности понять душевную драму Григория. Аксинья богаче, тоньше, одареннее.

Л.Г.Якименко

 

Своим поведением она нарушала народные представления о должном, ту нравственную обязанность, которую накладывает женитьба на супругов, то, что шло от религии, осуждавшей прелюбодеяние. И Аксинья, и Григорий совершают грех, преступают христианские правила поведения…

Григорий стал невольным виновником гибели Аксиньи, но известную вину за его трагически сложившуюся жизнь можно возложить и на Аксинью… Можно ли полностью оправдать Аксинью, когда она захотела отбить Григория уже от законной жены?.. Тяжкая и одновременно радостная власть сильнейшего чувства привела ее к страданиям и в конечном счете к смерти. Но еще раньше она стала виновницей – пусть и косвенной – гибели Натальи. По своей инициативе Аксинья вызвала на любовное свидание Григория, что стало известно Наталье и что привело ее к смерти.

                                                                        По А.В.Огневу

Национальный образ русской женщины воссоздан писателем в двух наиболее типичных ипостасях: Ильиничне и Наталье, с одной стороны, и Аксинье – с другой.

Ильиничну и Наталью объединяет мудрое спокойствие хранительниц семейного очага, продолжательниц рода, глубоко запрятанная способность к напряженной духовной жизни… Великое чувство любви к мужу, «взволнованную радость» от общения с ним пронесла Наталья через всю жизнь, вызывая этим зависть легкомысленной Дарьи и приязнь Ильиничны и Дуняшки… Любовь к мужу в художественном мире М.Шолохова неразрывна с материнством. Чувство материнской любви заставляет обеих женщин осудить насилие и жестокость. Сердце русской женщины-матери столь отходчиво, что Ильинична, ненавидя убийцу своего старшего сына Мишку Кошевого, порой испытывает к нему материнскую жалость. И умирающая Наталья по воле писателя и в полном соответствии с особенностями своей натуры «простила Григорию все… и вспоминала о нем до последней минуты»…

Почти полная противоположность Наталье – Аксинья. Характер Аксиньи близок героиням Достоевского. Она – воплощение порыва, непосредственной жизни, протеста. Шолохов ценит в Аксинье цельность чувства, активное стремление к счастью. Любовь Аксиньи – глубокое чувство, бросающее вызов родовым понятиям, утверждающее личную свободу человека.

По В.В.Агеносову

 

Как только Григорий расстается с Аксиньей, при всей сердечной боли от разлуки, при всех сновидениях, в которых он ее ласкает, нежит, в которых он счастлив с Аксиньей, все-таки он живет, так сказать, нормальной человеческой жизнью. Он хранит семью, растит детей, справляет свои обязанности по отношению к родителям, к жене, то есть идет будничная, нормальная, здоровая, по-своему красивая жизнь, потому что здоровая жизнь всегда носит черты какой-то высокой житейской эстетики, продолжение рода, продолжение возделывания земли, преображение ее… Стоит появиться Аксинье, и не то чтобы все летит кувырком, какая-то обморочная, дьявольская власть чувства начинает преображать Григория в некоего служителя Любви, в рыцаря, очень печального, грустного – и в то же время воинствующего, вынужденного защищать это чувство от здоровой жизни, заниматься каким-то ненормальным делом, защищаться от нормального течения, потому что их страсть носит черты трагической предопределенности.

                                                                             В.В.Шугаев

 

Наталья побеждает Аксинью талантом верности, терпения, кажущейся несвободы. Ее душа – самая крепкая ограда для всего дома. Наивное, слепое, на первый взгляд, следование Ильиничны и Натальи велениям материнской судьбы потрясает в романе всех окружающих. Шолохов словно совлек с великих понятий материнства, любви, отчаяния, томлений в разлуке знаки внешнего величия, всякий лак «олитературенности», осветил их внезапно вспыхнувшим внутренним светом. Все эти вечные ценности семьи простодушной любви материнства дома родного очага как символа устойчивости вовсе не померкли их значение может быть и оценено-то было всерьез именно сейчас когда многое рушится и уже разрушилось.

                                                                     По В.А.Чалмаеву

Вопросы и задания

1. Сопоставьте точки зрения литературоведов и сформулируйте собственную позицию.

2. Как оценивает своих героинь автор? Приведите доказательства.

3. Составьте план сочинения на тему «Женские образы в романе». Выделите части приведенных текстов, для иллюстрации отдельных пунктов плана.

4. Определите тип речи каждого из текстов и укажите приметы типа.

5. Расставьте и объясните знаки препинания в подчеркнутом предложении.

6. Найдите в текстах фразеологизмы, архаизмы, диалектизмы.

7. Подберите синонимы к выделенным словам.

 

«Поднятая целина»

     

Спокойно постукивая огрызком карандаша по столу, Макар сказал: «То и мужчинское дело, куда пошлет партия. Скажут мне, допустим: иди, Нагульнов, рубить контре головы, - с радостью пойду! Скажут: иди подбивать картошку, - без радости, но пойду! Скажут: иди в доярки, коров доить, - зубами скрипну, а все равно пойду! Буду эту пропащую коровенку тягать за дойки из стороны в сторону, но уж как умею, но доить ее, проклятую, буду!».

Разметнов, немного поостывший, развеселился: «Как раз с твоими лапами корову доить. Да ты ее в два счета свалишь!». «Свалю – опять подыму, а доить буду до победного конца, пока последнюю каплю молока из нее не выцежу. Понятно? – И, не дожидаясь ответа, раздумчиво продолжал: - Ты об этом деле подумай, Андрюха, и не особенно гордись своим мужчинством и казачеством. Наша партийная честь не в этом заключается, я так понимаю». 

Кн. 2, гл. 4

Вопросы и задания

1. Рассмотрите высказывание Нагульнова как дискуссионное.

2. Какие средства он использует для отстаивания своей точки зрения?

3. Какова роль восклицательных и вопросительных предложений, повторов в тексте? 

 

Нам с тобой надо, Андрей его по-товарищески остеречь, ждать дольше нельзя. Лушка – это такой змий, что с нею он не только до мировой революции не доживет, но и вовсе может скопытиться… Я, когда от нее избавился, так вроде заново на свет народился: никаких венерических болезней не боюсь, великолепно английский язык изучаю и много тут достиг своим умом, безо всяких учителей, и партийные дела веду в порядке, и от другой работы чуром не отгораживаюсь. Словом, при моем холостом положении и руки, и ноги у меня свободные и голова светлая. А с нею жил – водки не пил, а каждый день как с похмелья. Бабы для нас, революционеров, – чистый опиум для народа! Я бы эту изречению в устав вписал ядреными буквами, чтобы всякий партийный, каждый настоящий коммунист и сочувствующий эту великую изречению каждый день перед сном и утром натощак по три раза читал. Вот тогда бы ни один черт не попал в такой переплет, как сейчас наш дорогой товарищ Давыдов.

                                            Кн. 2, гл. 5

Вопросы и задания

1. Как в высказываниях Нагульнова автор подчеркивает искреннюю преданность героя делу партии?

2. Какие художественные средства помогают автору избежать лишней патетики?

3. Объясните значение подчеркнутых слов. Вспомните фразеологизмы, в состав которых они входят.

 

«Нет, нет! – испугался секретарь и, болезненно щуря сумчатые глаза, вытер платочком со лба пот. – Ты с этим иди к Лупетову, в райполеводсоюз. Он там осмотрит и утвердит, а мне некогда: из окружкома товарищ приехал, сейчас будет заседание бюро. Ну, спрашивается, за каким ты чертом к нам кулаков направил? Беда с тобой… Ведь я же русским языком говорил, предупреждал: «С этим не спеши, сколь нет у нас прямых директив». И вместо того, чтобы за кулаками гонять и, не создавши колхоза, начинать раскулачивание, ты бы лучше сплошную кончал. Да что это у тебя с семфондом-то? Почему до сих пор ничего не сделано во исполнение этой директивы? Я буду вынужден сегодня же на бюро поставить о вас с Нагульновым вопрос. Мне придется настаивать, чтобы вам записали это в дела. Это же безобразие! Смотри, Давыдов! Невыполнение важнейшей директивы райкома повлечет за собой неприятные для тебя оргвыводы! Сколько у тебя собрано семенного по последней сводке? Сейчас я проверю… – Секретарь вытащил из стола разграфленный лист, щурясь, скользнул по нему глазами и разом покрылся багровой краской. – Ну, конечно. Ни пуда не прибавлено! Что же ты молчишь?»…

«Ступай, согласовывай план в райполеводсоюз, потом обедай в столовке, а если там обедов не захватишь, иди ко мне на квартиру, жена тебя покормит. Подожди! Записку напишу».

Он быстро черкнул что-то на листке бумажки, сунул Давыдову и, уткнувшись в бумаги, протянул холодную, потную руку. «И тотчас же езжай. Будь здоров. А на бюро я о вас поставлю. А впрочем, нет. Но подтянитесь. Иначе – оргвыводы».

Давыдов вышел, развернул записку. Синим карандаш..м было размашисто написано: «Лиза! Категорически предлагаю незамедлительно и безоговорочно предоставить обед предъявителю этой записки. Г.Корчжинский». «Нет, уж лучше без обеда, чем с таким мандатом», - уныло решил проголодавшийся Давыдов, прочитав записку и направляясь в райполеводсоюз».

Кн. 1, гл. 20

Вопросы и задания

1. Как характеризует Корчжинского его речь и записка?

2. Укажите примеры официально-делового стиля речи и определите их  художественную функцию в тексте.

3. При помощи каких языковых средств выражается авторская позиция?

 

Кто как живет, тому такая и должность на пожаре должна быть определенная, по его нраву, словом. Вот вы с Макаром вскачь живете ни днем ни ночью спокою вам нету и другим этого спокою не даете стало быть вам как самым проворным и мотовитым только воду подвозить без задержки без воды пожара не потушишь так я говорю? Андрюшка Разметнов – этот рыском живет, внатруску, лишнего не перебежит и не переступит, пока ему кнута не покажешь… Значит, что ему остается делать при его атаманском звании? Руки в бока – и распоряжаться, шуметь, бестолочь устраивать, под ногами у людей путаться. А мы, народ то есть, живем пока потихоньку, пока шагом живем, нам и надо без лишней сутолоки и поспешки дело делать, пожар тушить…

                                  Кн. 2, гл. 5

Вопросы и задания

1. В подчеркнутом предложении расставьте знаки препинания.

2. Вспомните, что такое подтекст, и объясните скрытый смысл рассуждений Ивана Аржанова.

3. Справедливы ли замечания персонажа в отношении характеров главных героев?

4. Укажите признаки разговорного стиля речи.

 

Позапрошлый год летом одолела меня ломота в ногах. Что делать? Тут и вспомнил я про собачьи чулки. И вот как-то утром заманил я в сенцы соседскую сучонку, сухарями заманил и остриг её догола, как заправский цирюльник. Только на ушах по пучку шерсти оставил – для красоты, да на конце хвоста – чтобы было ей чем от мух отбиваться. Не поверишь, с полпуда шерсти с неё настриг!.. Ну, может, трошки меньше, фунтов десять – двенадцать, я же её на весах не важил. Только такая эта сучка была шерстяная, ну, чисто шлёнская овца! Думал, мне шерсти с неё до конца дней на чулки хватит, так нет же, только одну пару и успел связать, а до остальной старуха добралась и всю до нитки спалила во дворе. У меня не старуха, а лютая тигра!.. А я на эту сучонку, чтоб она стояла смирно, когда её стриг, огромадную сумку сухарей стравил, вот оно какое дело…

Но только и сучонке этой не повезло: вырвалась она от меня после стрижки и вроде довольная была, что облегчил я её от лишней шерсти, даже хвостом с кисточкой помахала от удовольствия, а потом – опрометью кинулась к речке, да как взглянула на свою отражению в воде – и завыла от стыда… После мне говорили люди, что она по речке бродила: не иначе – хотела утопиться от позора. Но ведь в нашей речке воды воробью по колено, а в колодезь она кинуться не догадалась, ума не хватило. Да и что с неё спросишь? Как-никак – животная, или, сказать, насекомая: умишко-то куцый, не то что у человека…

                                           Кн. 2. Гл. 16

Вопросы и задания

1. Прочитайте монолог деда Щукаря. Проанализируйте стилистическую роль, выразительные возможности знаков препинания.

2. При помощи каких языковых средств создаётся комический эффект?

3. Охарактеризуйте стилистическую функцию восклицательных и вопросительных предложений. 

4. Охарактеризуйте выделенные слова с точки зрения стилевой принадлежности и смысла.

С той поры он стал каждую ночь ожидать петушиной побудки и с наслаждением вслушивался в командные голоса ночных певцов, презирая в душе соловьиные лирические выщелки и трели. Особенно нравился ему генеральский бас майданниковского петуха, служивший в общем петушином хоре как бы заключительным аккордом. Но однажды порядок пер..клички к которому он уже привык и который внутренне одобрял был нарушен самым неожида..ым хулиганским образом после могучего петуши..ого баса вдруг где-то совсем рядом за сараем во дворе жившего по соседству Аркашки Менка мальчишеским залихватским альтом проголосил какой-то паршивый как видно из молоденьких петушок и после долго по-куриному вскудахтывал и давился какой-то гнусной ..трыжкой. В наступившей затем тишине Макар отчетливо слышал, как в..зился в курятнике, умащиваясь и хлопая крыльями, дря..ой петушишка, очевидно боясь свалиться от собств…ого крика с насеста.

Эта выходка была явным нарушением дисциплины и полным нарушением субординации… Это было в представлении Макара до некоторой степени похожим на то, как если бы после доподлинного генерала, поправляя его, вдруг заговорил какой-нибудь захудалый отделенный командир, к тому же еще заика. Возмущенный до глубины души, Макар не мог стерпеть такого безобразия, он крикнул в темноту: «Отставить!..» – и с яростью захлопнул окошко, вполголоса ругаясь.

На вторую ночь эта история повторилась, на третью – то же самое. Еще два раза кричал Макар в темноту: «Отставить!» – будя и пугая своим криком хозяйку. Стройная гармония ночной петушиной переклички, где голоса и время выступления были как бы расписаны по рангам, непоправимо нарушалась. Тот час же после полуночи Макар стал ложиться спать… Он уже не мог дольше заниматься, запоминать мудреные слова. Мысли его вертелись вокруг нахального петуха, и он со злостью думал, что петух этот в жизни, без сомнения, такой же пустой и вздорный, как и сам его хозяин. Про себя Макар мысленно честил ни в чем неповинную птицу и прохвостом, и паразитом, и выскочкой. Соседский петух, осмелившийся подавать голос после майданниковского петуха, окончательно выбил Макара из колеи: успеваемость в изучении английского языка покатилась у него стремительно вниз, настроение изо дня в день портилось… Пора было кончать с подобным беспорядком!

Кн. 2, гл.

Вопросы и задания

1. При помощи каких слов и художественных приемов автор создает комическую ситуацию?

2. Какие особенности характера Макара Нагульнова раскрываются в истории с петушиным хором?

3. Найдите в тексте устойчивые фразеологические словосочетания и охарактеризуйте их значение и стилистическую роль.

4. Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы в подчеркнутых предложениях. 

 

Товарищу Макару Нагульнову в ячейку коммунистической гремяченской партии.

З а я в л е н и е

Я, Кондрат Христофоров Майданников, прошу принять меня в колхоз с моей супругой и детьми, и имуществом, и со всей живностью. Прошу допустить меня до новой жизни, так как я с ней вполне согласный.

К. Майданников.

Кн. 1, гл. 10

Вопросы и задания

1. Проанализируйте текст заявления с точки зрения особенностей лексики, синтаксиса, морфологии.

2. Можно ли считать деловым документом заявление героя?

3. Какие особенности персонажа отразились в его заявлении? 

4. Попытайтесь перестроить текст в соответствии с литературной нормой.

Он долго стоял с непокрытой головой, словно прислушивался и ждал ответа, стоял не шевелясь, по-стариковски горбясь. Дул в лицо ему теплый ветер, накрапывал теплый дождь… За Доном бело вспыхивали зарницы и суровые безрадостные глаза Разметнова смотрели уже не вниз не на обвалившийся край родной могилки а туда где за невидимой кромкой горизонта алым полымем озарялось сразу полнеба и будя к жизни засыпающую природу величавая и буйная как в жаркую летнюю пору шла последняя в этом году гроза.

Кн. 2, гл. 29

Вопросы и задания

1. В чем вы видите художественный смысл заключительной сцены романа?

2. Почему автор из трех главных героев «оставил в живых» Разметнова?

3. Какие метафорические детали пейзажа, портрета можно указать в тексте?

4. Расставьте знаки препинания в подчеркнутом предложении и объясните их постановку.

 

Документы и материалы.

 

Вот уже полтора месяца, как творятся у нас нехорошие вещи. Я втянут в водоворот хлебозаготовок (литературу побоку!), и вот верчусь, помогаю тем, кого несправедливо обижают, езжу по районам и округам, наблюдаю и шибко «скорблю душой». Жмут на кулака, а середняк уже раздавлен. Беднота голодает… Народ звереет, настроение подавленное, на будущий год посевной клин катастрофически уменьшится…

А все наши беды от непонимания крестьянства. Коллективизация – хорошее и необходимое дело. Но почему «сплошная»? И почему в пожарном порядке? И почему раскулачивание? Надо бы помогать крестьянам, а мы самых способных, самых старательных, работящих, таких, как Титок Бородин, сняли с земли и угнали черт знает куда. Ну и остались без хлеба, без мяса и молока…

Хорошее: опухший колхозник, получающий 400 грамм хлеба пополам с мякиной, выполняет дневную норму. Плохое: один из хуторов, в нем 65 хозяйств, с первого февраля умерло около 150 человек. По сути – хутор вымер. Мертвых не заховают, а сваливают в погреба. Это в районе, который дал стране 2300000 пудов хлеба.

М.А.Шолохов. Из писем и выступлений начала 30-х годов

Вопросы и задания

1. Укажите признаки разговорного стиля речи в тексте.

2. Выделите лексику, обороты, характерные для разговорного стиля.

3. Выпишите просторечные слова.

4. Нашли ли отражение мысли и чувства, выраженные в тексте, в романе «Поднятая целина»?

5. Объясните значение выделенных слов.

 

Некоторые семьи живут уже без хлеба на водяных орехах и на падали с самого декабря месяца. А таких «некоторых» как раз большинство. Теперь же по правобережью Дона появились суслики, и многие решительно «ожили»: едят сусликов, вареных и жареных, на скотомогильники за падалью не ходят, а не так давно пожирали не только свежую падаль, но и пристреленных сапных лошадей, и собак, и кошек, и даже вываренную на салотопке, лишенную всякой питательности падаль… Суды, не вникая в суть дела, строчат приговоры (боясь, как бы им не пришили «потворство классовому врагу»), идет массовое выселение на север, свирепствуют ОГПУ, спешно разыскивая контрреволюционеров, колхозников избивают и пытают… Если все, описанное мною, заслуживает внимания ЦК – пошлите в Вешенский район доподлинных коммунистов, у которых хватило бы смелости, не взирая на лица, разоблачать всех, по чьей вине смертельно подорвано колхозное хозяйство района, которые по-настоящему расследовали бы и открыли не только всех тех, кто применял к колхозникам омерзительные «методы» пыток, избиений и надругательств, но и тех, кто вдохновлял на это.

М.А.Шолохов. Из письма И.В.Сталину. 1933 г.

Вопросы и задания

1. Какой смысловой и эмоциональный оттенок хочет придать писатель словам, поставленным в кавычки?

2. Напишите сочинение-рассуждение на основе этого и предыдущего текста как единого.

3. Напишите, о чём текст, какова позиция автора.

4. Разделяете ли вы точку зрения автора? Свой ответ аргументируйте.

5. Отметьте не менее двух наиболее характерных для этого текста средств выразительности. Объясните их роль в тексте, приведите примеры.

 

Вы видите одну сторону, видите неплохо. Но это только одна сторона дела. А другая сторона состоит в том, что уважаемые хлеборобы вашего района (и не только вашего района) проводили «итальянку» (саботаж!) и не прочь были оставить рабочих, Красную Армию – без хлеба. Конечно, это обстоятельство ни в какой мере не может оправдать тех безобразий, которые были допущены. И виновные в этих безобразиях должны понести должное наказание.

                                                Из ответного письма Сталина

Вопросы и задания

1. Какое название в большей степени соответствует, на ваш взгляд, содержанию романа – существующее или «С потом и кровью», отвергнутое издательствами?

2. Какие из фактов, приведенных в письме к Сталину, нашли отражение в сценах романа?

3. Постройте на основании приведенных документов

· повествовательный текст,

· рассуждение,

· публицистическое выступление,

сохранив основные структурные и стилистические признаки этих типов речи.

 

Существенную композиционную роль играют в произведении массовые сцены, представляющие собой острые драматические эпизоды, включенные в эпическое повествование.

Открываются они обычно вступлением, характеризующим народную толпу.

Центральное место в такой сцене занимает многоголосый диалог с авторскими ремарками.

Концовки массовых сцен являются, как правило, итогом происходящего, указывают на место сцены в дальнейшем развитии действия.

Шолохов не только рисует народную массу, но и выделяет в ней отдельных персонажей.

Вопросы и задания

1. Рассмотрите приведенные высказывания как тезисы.

2. Используя примеры, постройте аргументированное рассуждение по вопросу о роли и специфике массовых сцен в романе.

3. Как изменяется их роль во второй книге по сравнению с первой?       

 

Верил ли Шолохов в необходимость для всей страны скорейшего рывка вперед в деле индустриализации, повышения ее оборонной мощи, вообще усиления ее монолитности, превращения страны в несокрушимый военный лагерь? Безусловно верил, особенно на фоне движения фашизма к власти в Германии… Он был полон, как и его Нагульнов и Давыдов в «Поднятой целине», исторического нетерпения, жажды «простых решений». Он безусловно еще абсолютизировал приемы насилия, митингового демократизма… Ради того, чтобы страна могла иметь на случай нападения Магнитку и Кузбасс, Челябинский тракторный завод и Уралмаш… следовало идти на жертвы, на абсолютизацию методов нажима, на создание безоговорочной монолитности, безжалостности к «врагам». Можно предположить, что Сталин мог – в беседе на эти темы! – в чем-то и убедить Шолохова. Коллективизация – это гарантированный кусок хлеба армии, рабочим, может быть, менее щедрый, чем при нэпе, но твердый.

В.А.Чалмаев

Вопросы и задания

1. Укажите признаки публицистического стиля речи в тексте.

2. Выделенные словосочетания охарактеризуйте синтаксически и с точки зрения стиля речи.

3. Согласны ли вы с утверждениями автора?

Шолохов с большой симпатией нарисовал образы сельских коммунистов. Но вместе с тем он предостерегал читателей от бездумного любования ими. Они погибают. В реальной жизни сельское хозяйство будут поднимать не давыдовы, а кровно связанные с деревней майданниковы. Шолохов говорил своему сыну Михаилу: «Макар и Разметнов и семьи-то собственной сложить не могут, в собственных куренях порядка не наведут. И в хозяйстве они ни черта не смыслят, потому как и не имели его никогда». И то, что Разметнов не ахти какой хозяин (даже дед Щукарь лучше его может покрыть крышу), а он остается одним из главных руководителей Гремячего Лога, наталкивает мысль читателя на то, что немало еще трудностей ожидает этот колхоз.

                                                                                А.В.Огнев

Вопросы и задания

1. Объясните правописание подчеркнутых слов.

2. Укажите сферу употребления и смысловые особенности выделенных курсивом слов и словосочетаний.

 

Проблематика рассказа Шолохова «Судьба человека»

Сочинение.

Рассказ «Судьба человека был написан в 1956 году. В его основе лежит реальный случай. Рассказ был сразу замечен, получил множество читательских и критических откликов. Писатель отважился на запретную до того тему: советский человек в плену. Простить это или принять? Одни писали о реабилитации пленных, другие видели в рассказе ложь.

Рассказ построен в форме исповеди. После краткого авторского зачина следует повествование от лица героя, завершающееся авторским же выводом-обобщением. Судьба Андрея Соколова до войны вполне типична. Работа, семья. Но и здесь Шолохов заставляет уже заметить не вынесенное на передний план, однако существенное для жизни героя: его драматический путь уже в детстве и юности повторяет путь народа. Он – ровесник века – «тысяча девятьсотого года рождения», участник гражданской войны. Покидает родные места Соколов «в голодный год». Но герой не озлобился, не потерялся в жизни, оставшись один. Соколов – строитель, рабочий, шофер, человек мирного труда.

Война перечеркивает жизнь героя, как и жизнь всей страны. Интересно, что писатель не делает Соколова супергероем, подчеркивая, что участие в войне для него – тягостный, но необходимый труд. Он, как сказал А.Твардовский, – «русский труженик-солдат». Война для героя – это борьба человеческого в человеке и бесчеловечности машины, с которой человек сталкивается.

Лагерь для Соколова – испытание на человеческое достоинство. Здесь он убивает в первый и последний раз человека, не немца, русского, со словами: «Да какой же он свой? Он же хуже чужого, предатель». На долю героя выпадают суровые испытания. Самое главное, чего его хотят лишить, - человеческое достоинство, ощущение себя личностью. Кульминацией рассказа является сцена в комендантской. Соколов ведет себя смело, почти вызывающе. Стержень характера врагам погнуть не удалось. И сила человеческого духа побеждает. Соколов остается жить. Не унизив в комендантской честь русского солдата, он не теряет достоинства и перед товарищами по плену. «Как будем харчи делить?» – спрашивает мой сосед по нарам, а у самого голос дрожит. «Всем поровну», – говорю ему. Дождались рассвета. Хлеб и сало резали суровой ниткой. Досталось каждому хлеба по кусочку со спичечную коробку, каждую крошку брали на учет, ну, а сала, сам понимаешь, – только губы помазать. Однако поделили без обиды».

После бегства из лагеря испытания героя не кончились. Страшным ударом стала весть о смерти жены и дочерей. А девятого мая, в День Победы, Соколов теряет последнего родного человека – сына, с которым он связывал надежду на нормальную человеческую жизнь, старость. И опять герой остался один на земле, как и в начале своей жизни. Писатель ставит человека перед лицом непреодолимых испытаний, чтобы показать, что народный характер жизнестоек и не сдается ни в каких обстоятельствах.

Маленький Ванятка становится человеком, который не только спасен Соколовым, но и спасает его от отчаяния, безысходности, тоски. У героя рассказа появляется цель, появляется человек, ради которого стоит жить дальше. Так решается писателем вопрос о возрождении жизни после войны, на выжженной земле.

В рассказе Шолохов показал красоту души и силу характера русского человека. Важнейшая проблема о связи человека и Родины решается как утверждение неразрывных, врачующих и возрождающих жизнь связей между людьми.

Вопросы и задания

Проанализируйте сочинение по плану:

Соответствие теме.

Содержательность и лаконичность, глубина и полнота раскрытия темы.

Доказательность высказываемых мыслей.

Аргументированность выдвинутых положений.

Логичность, последовательность изложения

Самостоятельность мышления.

Оригинальность, стилевое единство и выразительность повествования.

Смысловая точность эпиграфов и цитат.

Достоверность в освещении литературных и исторических фактов.

Правильность словоупотребления, грамматико-стилистическая правильность, соблюдение норм литературного языка.

В чем достоинства и недостатки сочинения?

Объясните расстановку знаков препинания.

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 168; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!