Культурологическая концепция А. Тойнби.
· культурологическим объектом анализа ставит бытие людей в процессе исторического обновления, в контексте меняющегося исторического времени.
Тойнби стремился осмыслить развитие человечества в духе круговорота цивилизации, употребляя этот термин в качестве синонима к слову культура.
Первоначально Тойнби рассматривал историю как совокупность параллельно и последовательно развивающихся цивилизаций, генетически мало связанных одна с другой, каждая из которых проходит одинаковые этапы от подъема к надлому, распаду и гибели. Позднее он пересмотрел эти взгляды, придя к заключению, что все известные культуры, питаемые мировыми религиями, суть ветви одного человеческого «древа истории». Всемирно историческое развитие предстает в виде движения от локальных культурных общностей к единой общечеловеческой культуре.
Тойнби расчленяет историю человечества на так называемые «локальные цивилизации», каждая из которых - это определенная веха времени. Все существовавшие когда-либо в истории цивилизации Тойнби стремился обозначить, описать и классифицировать.
· Он выделил 21 цивилизацию, из которых ныне существуют семь:западная,православная,индуисткая,китайская,дальневосточная,иранская,арабская.
· Основными содержательными моментами в жизни цивилизации, по мысли Тойнби, являются политика, культура и экономика.
Согласно Тойнби, определяющим фактором различия между примитивным обществом и цивилизацией является социальное подражание.
|
|
В своих рассуждения Тойнби ищет механизм, с помощью которого и был осуществлен переход общества из статического состояния в динамическое движение, что в свою очередь, способствовало рождению и функционированию цивилизаций.
По его мнению, развитие любой цивилизации обуславливается действиями так называемого «вызова-и-ответа». Поскольку Тойнби исповедал христианские ценности, то и опору для своей концепции он искал в русле христианской религии. По Тойнби в основе истории лежит взаимодействие мирового закона-Бога (вызов) и человечества(ответ).
Тойнби видит в истории реализацию божественного начала, стремящегося к совершенству своего культурно-исторического воплощения ,но сталкивающегося при этом с внешними препятствиями, с противостоящей внешней необходимостью. Однако эти препятствия превращаются для творца в условие прогресса. И именно препятствие таким образом воспринимается творческим началом как Вызов,Ответом на который является новый акт культурно-исторического созидания.
Тойнби склоняется к тому, что человек и есть самое существо, которое несет в себе и божественное творческое начало, и дьявольское стремление к разрушению. Ученый анализирует влияние вызовов природной и социальной среды на формирование цивилизации. На обширном культурологическом материале он доказывает, что цивилизации развиваются благодаря порыву, который влечет их от вызова через ответ к дальнейшему вызову;
|
|
Творческое меньшинство отвечает на вызовы, бросаемые данной культуре внешним миром и духовными потребностями, в результате чего обеспечивается поступательное развитие того или иного общества.
Не отрицая этого поступательного развития человечества, Тойнби видел его прежде всего в духовном совершенствовании ,в религии, которая в будущем станет единой общечеловеческой религией .
Общий вывод по концепции Тойнби можно сформулировать так: развитие культуры осуществляется как серия ответов,даваемых творческим человеческим духом на те вызовы, которые ему бросает природа, общество и внутренняя бесконечность самого человека. При этом всегда возможны различные варианты развития, ибо возможны разные ответа на один и тот же вызов.
14. Культурно-историческая периодизация К. Ясперса.
Немецкий философ К.Ясперс в ряде своих работ пытается рассмотреть противостояние истории и культуры как отражение внутренних человеческих потенций.
|
|
Исторический процесс ограничен началом и концом.
· История делится на четыре больших периода - доистория, древние культуры, период осевого времени, технический век
Немецкий философ определяет четыре главные проблемы истории и культуры:
· Что было решающим для человека в доисторический период?
· Как возникли великие культуры?
· В чем сущность осевого времени?
· Каковы причины развития науки и техники?
Человек издавна создавал себе картину целого: сначала в виде мифов, затем в картине божественных деяний ,затем как данное в откровении целостное понимание истории от сотворения мира и до конца мира.
Почти одновременно в трех областях земного шара, отмечает Ясперс, возникают древнейшие культуры :
· шумено-вавилонская, египетская и эгейский мир с 4000 года до н.э;
· доарийская культура долины Инда третьего тысячелетия
· архаический мир Китая 2 тысячелетия до нашей эры.
Ясперс исходит из того, что человечество имеет единые истоки и человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы.
Осевое время по Ясперсу знаменует с собой исчезновение великих культур древности, существовавших тысячелетиями. Оно растворяет их, предоставляет им гибнуть.
|
|
В истории Ясперс выделяет четыре среза:
1. возникновение языков,изобретение орудий, начало использования огня;
2. возникновение высоких культур в Египте, Месопотамии, Индии и позже в Китае в 3-5 тысячелетии до н.э;
3. духовное основоположение человечества ;
4. подготовленное в Европе с конца средневековья рождение научно-технической эры, получившее чрезвычайно быстрое развитие в 20 веке.
Именно третий срез представляет собой ось мирового времени, этап, где возникает современный нам человек, со своими представлениями о присущих ему возможностях и границах сознания себя. На этом этапе происходит становление истории и культуры человечества. Это и есть главный вывод о культурно-исторической периодизации предложенной К.Ясперсом.
Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 194; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!