ВВЕДЕНИЕ, СОДЕРЖАЩЕЕ В СЕБЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ О ПСАЛТИРИ И О ПРЕДЛАГАЕМОМ ОБЪЯСНЕНИИ ЕЕ 29 страница



Псалом сей имеет следующее надписание: В конец, отроку Господню Давиду. Надписание это, буквально сходное с началом надписания псалма семнадцатого, означает, что и этот псалом принадлежит к числу псалмов, составленных пророком Давидом, который здесь называется отроком Господним, как сын и как раб Господа. Выражение в конец имеет здесь то же значение, что и в других псалмах, и объяснено выше (см. Пс. 4 и др.).

В псалме сем, с одной стороны, изображается великая сила зла, столь свойственная растленному естеству человеческому, а с другой - прославляется величие благости и правды Божией, охраняющей верующих. Но как ни велика и страшна злоба и сила грешников, от которой даже праведник может прийти в уныние, но бесконечно больше того сила бодрствующего над миром благого и правосудного Промысла Божия, под охраной которого верующие могут утешаться радостной надеждой избавления от угрожающих им опасностей со стороны нечестия развращенного мира и с уверенностью ожидать полного его поражения и падения.

Хотя ни из содержания, ни из надписания сего псалма не видно, когда и при каких обстоятельствах он составлен был Давидом, но по некоторым признакам можно предполагать, согласно с блж. Феодоритом [6, с. 162-163] и другими толковниками псалмов, что он написан был после последней встречи Давида со своим гонителем на холме Ехелаф (или Гахила), в пустыне Зиф. Когда Давид, узнав, что Саул расположился своим станом в одной из пещер на том холме для ночлега, то, встав ночью, подошел близко к шатру и, найдя Саула спящим, мог бы беспрепятственно умертвить его, что и предлагали ему сделать сопровождавшие Давида. Но Давид не сделал сего, не поднял руки на помазанника Божия, а только ножем отсек край верхней одежды его, в доказательство того, что жизнь Саула находилась в руках Давида. Когда же настало утро, и Саул вышел из пещеры, то Давид, остановясь на горе, в некотором отдалении, громко укорил Саула за неправедное злоумышление и преследование его и в то же время выяснил свою правду и непамятозлобное отношение к Саулу, настолько искреннее, что, имея его в своих руках, не умертвил его, в удостоверение чего показал отсеченную полу одежды его. Саул же, пристыженный словами и великодушным поступком Давида, сознавался в своей безумной злобе и притворно раскаивался в своей несправедливости к нему, и убеждал его возвратиться домой, обещая не делать ему более никакого зла (1 Цар. 26:2-25).

Так как в псалме сем содержатся мысли о глубоком повреждении грехом еврейского народа и вообще всего человечества и о спасении его единственно явлением беспредельной милости и правды Божией, чрез искупление во Христе Иисусе, то св. отцы и учители Церкви относят сей псалом к числу пророчественно-мессианских, находя основание для сего в словах апостола Павла (Рим. 3:10, 18,25-26).

Ст. 1. состоит из надписания, о котором сказано выше.

Ст. 2. Глаголет пребеззаконный согрешати в себе: несть страха Божия пред очима его. По переводу с еврейского этот стих читается таю "Нечестие беззаконного говорит в сердце моем: нет страха Божия пред глазами его". Под именем беззаконного псалмопевец, не называя его по имени, разумеет, очевидно, гонителя своего царя Саула, вышеописанная встреча с которым производит на пророка поражающее впечатление и вдохновляет его к составлению песни, или псалма, в котором, изображая силу нечестия и злобы человеческой, указывает и причину крайнего развращения беззаконников, насколько та и другая отразились в сердце самого псалмопевца. Он как бы так говорит: хотя беззаконный и сознавался, по-видимому, в грехе своем против меня, но это было неискреннее сознание и раскаяние его, это было не что иное как вещание нечестия и развращения сердца, раздающееся и доселе в моем сердце и приводящее меня к убеждению в том, что у пребеззаконного гонителя нет страха Божия пред глазами его. Делая грех он не только говорит (глаголет), но и думает про себя (согрешати в себе), что никто не видит его злых намерений и склонностей, в уме и сердце его нет живого представления о Боге как Верховном Владыке, Законодателе и Праведном Мздовоздаятеле и ясного сознания своей обязанности благоговеть пред Ним, исполнять Его святую волю и избегать всего, что может оскорблять Его величие и святость. Поэтому он как человек, "Бога не боящийся и людей не стыдящийся" (Лк. 18:2), заглушивший в себе голос совести, не способен к искреннему раскаянию и исправлению, и от него нельзя ожидать справедливости или хоть какой-нибудь милости и пощады. Все это и раскрывается далее, в 3-5-м стихах.

Ст. 3. Яко ульсти пред ним окрести беззаконие свое, и возненавидети. Ульсти, от слова - ульстити, - значит: солгал, действовал льстиво, обманул. Так, Саул, по-видимому, признавался в своем безумии и раскаивался в своих несправедливых и враждебных отношениях к Давиду, обещаясь оставить их навсегда и заменить добрыми и справедливыми отношениями. Но говоря о беззаконии своем, как бы искренно сознавшись в нем, он только схитрил (по переводу еп. Порфирия слова ульсти), льстивый самому себе в глазах своих, обманывал себя и других, говоря, что он открывает, обретает пред Богом беззаконие свое, чтобы возненавидеть его. Но это - неправда лесть и обман.

Ст.4. Глаголы уст его беззаконие и лесть: не восхоте разумети, еже ублажити. То есть слова уст его - неправда и лукавство, обман. На словах он (Саул) выразил сознание виновности своей в отношении к Давиду и обещание исправиться, переменить злобные отношения на добрые, но это только на словах (глаголы уст его), - в сердце же своем он не думает об исправлении, на самом же деле не хочет вразумиться (не восхоте разумети) представленными ему со стороны Давида явными и очевидными доказательствами его несправедливости, - чтобы не делать более зла (1 Цар. 26:21), а чтобы делать добро (ежеублажити): не хочет он вразумиться, чтобы делать добро.

Ст. 5. Беззаконие помысли на ложи своем: предста всякому пути неблагу, о злобе же не негодова. В этом стихе псалмопевец продолжает речь о том же беззаконном гонителе своем, который, не имея в совести своей страха Божия, не только творит всякое беззаконие, не только обманывает себя и других притворным раскаянием в беззаконных делах своих и не принимает никакого убеждения и вразумления со стороны других благоразумных людей, но по-прежнему постоянно занят одною злобною мыслью, как бы захватить и умертвить воображаемого им в лице Давида своего соперника, так что даже и отходя ко сну, на ложи своем измышляет беззаконие, обдумывает свои беззаконные планы и, пробуждаясь потом от сна, спешит привести в исполнение задуманные злые намерения (предста всякому пути неблагу), не гнушаясь при этом никаким злодеянием, а принимая его как выгодное средство для выполнения злобных своих замыслов (о злобе же не негодова).

Вторую половину 2-го стиха сего псалма, вместе с несколькими стихами из псалма 13 (1-3) идругих мест Священного Писания (Пс. 5:10; 139:3; 9:28; Притч, 1:16; Ис 59:7-8), св. апостол Павел приводит в доказательство глубокого повреждения грехом иудейского народа и вообще человечества и необходимости для спасения людей в искуплении их Иисусом Христом (Рим.3:10-18, 23:25). В этом учении апостола св. Афанасий Великий и другие отцы и учители Церкви видят основание и подтверждение того мнения, что пророк Давид в образе глубоко падшего и сделавшегося неспособным к исправлению Саула созерцал и предызобразил в сем псалме (ст. 2-5) глубокое развращение иудейского народа и вообще человечества пред пришествием на землю Христа Спасителя [3, с. 126], что и показали на себе развращенные иудейские книжники и фарисеи, современные Иисусу Христу, а за ними и весь народ иудейский, которые, забыв страх Божий, только лицемерно почитали Бога и исполняли закон Его (Мф. 15:8-9), имели только вид благочестия, а силу его отвергли (2 Тим. 3:5). В еще большей степени проявлялось развращение и нечестие в жизни других народов.

Ст. 6. Господи, на небеси милость Твоя, и истина Твоя до облак. После того как изобразил высшую степень злобы и развращения нечестивых людей, пророк имел в виду в следующих изречениях показать превосходящую степень благости Божией, которая состоит в милости Бога к человеку и ко всем вообще тварям, во истине Его и правде. Как ни велика злоба гонителя его Саула, как ни страшна сила господствующего в мире зла, но благость Божия, простирающаяся на человека, в особенности же на всех верующих, несравненно выше и сильнее того. Милость Твоя, Господи, простирается до неба, т.е. так велика милость Твоя, как неизмеримо велико пространство от земли до неба. С милостью Ты соединяешь и истину или верность всему тому, что изречено и что милостиво обещано Тобою: "Верен Господь во всех словесех Своих" (Пс. 144:13), - и истина Твоя даже до облак, то есть верность, сопутствующая милости Твоей, простирается до облаков и достигает неба, которое выше облаков.

Ст. 7 и 8. Правда Твоя, яко горы Божия, судьбы Твоя бездна многа: человеки и скоты спасеши, Господи. Яко умножил еси милость Твою, Боже: сынове же человечестии в крове крилу Твоею надеятися имут. Хотя нечестивые, как бы так говорит псалмопевец, злодействуют, думал, что никто не видит их злодеяний, как будто никто не надзирает над ними; но у Тебя, Владыко Господи, пребывает неотступно правда вечная, которая воздает всем и каждому по делам его: правда Твоя, яко горы Божия, т.е. она так велика, как величайшие и высочайшие горы, которые иногда возвышаются над облаками. Великие предметы в мире псалмопевцы нередко именуют Божиими: "горы Божия, река Божия" (Пс. 64:10),"кедры Божия" (Пс. 79:11), как созданные Богом и как громче всего проповедающие о творческой силе и величии Божием. Но правда Божия действует не так, как правда человеческая. Тогда как последняя находит нужным наказать и покарать, первая проявляет терпение и даже милует и долготерпит явным преступникам воли Божией, которые по суду человеческому подлежат гневу и достойны казни Божией. В этом смысле о правде Божией как проявлении Божественного правосудия в отношении к людям и вообще к тварям псалмопевец говорит: судьбы Твоя бездна многа, т.е. судьбы Божий неисследованы и непостижимы, как глубочайшие морские пучины, которые потому и называются бездною, как бы не имеющие дна и потому недостижимые для взоров человеческих и не подлежащие никакому исследованию. В этом же смысле о правде Божией и о судьбах Промысла Божия и апостол Павел говорит: "О, глубина богатства и премудрости и разума Божия! яко неиспытани судобе Его и неизследовани путие Его" (Рим. 11:33). Промысл Божий проявляет одинаково милость Свою ко всем тварям, разумным и бессловесным: человеки и скоты спасеши, Господи. Некоторые отцы и учители Церкви (св. Афанасий Александрийский [3, с. 126]) последнее изречение объясняют как пророчество об искуплении и спасении мира чрез Иисуса Христа, разумея под именем человеки благочестивых людей или вообще иудеев, получивших Закон и обетования от Бога, а под именем скотов неразумных - язычников, не ведующих Бога и не получивших письменного откровения воли Божией. Сказав о высоте и бесконечном величии свойств Божиих - милости, истины и правды, как наиболее действующих и проявляющих себя в искуплении и спасении мира, псалмопевец воздает как бы особенную похвалу и удивление спасительной для всех милости Божией, особенными благодеяниями которой воспользуются сынове человечестии, т.е. не скота, или неразумные животные, и не те люди, которые уподобляются скотам бессмысленным, а те благочестивые и богобоязненные люди, которые не омрачили в себе образа Божия порочною жизнью и которые будут возрождены благодатью Божией от второго Адама - Христа: они в крове крилу Твоею надеятися имут, т.е. под охраною Божьей благодати сыны человеческие, как птенцы под сенью крип своей матери, могут быть спокойными, обнадеженными (надеятися имут), вполне уверенные в своей безопасности (Пс. 90:1-4). "О, сколь драгоценна милость Твоя, Боже!" (по пер. с евр.).

Ст. 9. Упиются от тука дому Твоего, и потоком сладости Твоея напоиши я. О духовных благах, которыми воспользуются по великой милости Божией сынове человечестии, т.е. люди, сохранившие человеческое достоинство, люди духовной жизни, благочестивые, пророк говорит здесь сравнительно, или по сравнению их с благами вещественными. Не только, говорит он, праведные и благочестивые исполнятся благодатного дара душевного мира, в крове крилу Твоею, но они еще исполнятся духовной радости и наслаждения в живом ощущении близости и общения своего с Богом, на трапезе дома Божия, подобно тому как участвующие в пиршествах, устрояемых во дворе скинии, по принесении мирных жертв, приятно веселились, обильно угощаемые лучшими кусками мяса от тучных жертв и сладким вином (1 Цар. 9:23-24; Втор. 12:7-12; 14:23,26-29): они упиются от тука дому Твоего, т.е. сердце их восчувствует живое общение с Богом в Его доме и исполнится духовного наслаждения и радости о Господе. И потоком сладости Твоея напоишия, т.е. они, по милости Божией, насладятся струями Божественного учения и от вкушения Тела и Крови Христа Спасителя (блж. Феодорит) будут чувствовать всегдашнее духовное наслаждение и насыщение.

Ст. 10. Яко у Тебе источник живота, во свете Твоем узрим свет. Изречения сего стиха имеют причинную связь с изречениями предыдущего стиха. Поток сладости Божественной, как всякий вообще поток, имеет источник, и этот источник заключается в Самом Боге: Яко у Тебе источник живота. Верующие и благочестивые люди, по милости Божией, напояются Божественной благодатной сладости из того потока, который получает начало от Самого Бога, источника жизни и света. Господь Бог, по милости Своей, дарует людям, поддерживает, сохраняет и восстановляет их жизнь, как физическую - телесную, так и духовную и просвещает их светом от Своего Света, ибо Он есть "Живот и Свет" (Ин. 1:4,9; 8:12; 11: 25). Когда человек подвергается бедствиям и ниоткуда не видит себе помощи, тогда объемлют его скорбь и теснота, которые приводят душу его в такое омрачение, что он не знает, куда обратиться и что предпринять, и тогда только он освобождается от такого жалкого и мрачного состояния, когда обратится с молитвою к Господу Богу. В таком ужасном состоянии находился и Давид, когда в бедствиях гонений, всеми оставленный и забытый, признавал себя как бы уже лишенным жизни и света и заключенным во мраке, вместе с умершими (Пс. 30:11-13; 141:8), но одушевляемый и духовно просвещаемый верою в Господа, в надежде на Его милость, ясно предчувствовал, что Господь снова оживит его Своею всемогущею силою (Пс 137:7) и просветит светом лица Своего (Пс 17:29), т.е. даст ему снова увидеть светлые и счастливые дни на земле. Те же скорби и теснота нападают на человека, преданного греху и всяким беззакониям (Рим. 2:9), совершенно омрачают его душу и доводят ее до отчаяния, что и видим на судьбе Саула и многих из его приверженцев. Бедственные последствия беззаконной жизни мы нередко видим также у тех людей, которые, утратив свет божественной веры, омрачают свою совесть закоснением в порочной жизни, удаляют себя от благодати Божией и таким образом сами себя лишают вечно-блаженной жизни во свете лица Божия. Об этой жизни и об этом свете и говорит здесь божественный псалмопевец: Яко у Тебе источник живота, во свете Твоем узрим свет. Просвещаемый светом веры Христовой и направляя жизнь свою во свете Его заповедей и каждый человек может наследовать жизнь вечную и узреть свет Божественный: "Праведницы просветятся яко солнце в Царствии Отца их" (Мф. 13:43).

Ст. 11. Пробави милость Твою ведущым Тя и правду Твою правым сердцем. Пробави - значит: продли, продолжи, протяни. Изобразив различные духовные блага (ст. 7-9), которых по милости Божией удостоиваются все познавшие Бога верою в Него, псалмопевец молитвенно обращается к Господу Богу и просит, чтобы Он и впредь продолжал изливать милость Свою на верующих в Него (ведущим Тя) и правым сердцем, т.е. всем искренно верующим и нелицемерно, без всякого лукавства в душе старающимся соблюдать Его Божественные заповеди, чтобы и впредь проявлял Свою правду, в защиту их от напастей и для утверждения в добродетели, воздавая правдою за подвиги терпения и благочестия.

Ст. 12. Да не приидет мне нога гордыни, и рука грешнича да не подвижит мене. От созерцания милости Божией, явленной праведным и имеющей явиться в будущем, обращаясь взором к действительности, к тем отношениям, какие продолжали еще существовать между ним - Давидом и его гонителем, псалмопевец просит здесь уже о себе лично, чтобы Господь избавил его, как одного из тех верующих и правых сердцем, о которых говорит в предыдущем стихе, - от насилия нечестивых гонителей, что разумеет в словах - нога гордыни, и рука грешнича. Он говорит как бы так не дай гордому врагу захватить меня и подвергнуть всякого рода уничижениям и казни, не попусти нечестивому продолжать свое преследование и держать меня в изгнании (1 Цар. 26:19). По мнению же других толковников (св. Афанасий Александрийский и др.), пророк молится здесь, чтобы Господь даровал ему твердость и постоянство против духа гордости (нога гордыни), которому нередко подвергаются и великие мужи, - чтобы нечестивые не поколебали (рука грешнича да не подвижит), не совратили его с пути добродетели.

Ст. 13. Тамо падоша вси делающий беззаконие: изриновени выша, и не возмогут стати. После неопределенного тамо для большей ясности нужно поставить слово где, как сделано в переводе еп. Порфирия, и тогда смысл изречений сего стиха, в связи с предыдущим, должен быть выражен таю рука грешника да не поколеблет меня в вере, да не совратит с пути добродетели, чтобы мне не явиться там, где пали все делающие беззаконие (под именем коих разумеет Саула, его приверженцев и всякого злого человека), где на пути нечестия в своей гордости беззаконники нашли себе погибель: изриновени быта, говорит о будущем в форме прошедшего, как пророк, в том смысле, что нечестивые низвергнуты будут во тьму кромешную, в ад, где восстать они уже не смогут.

 

ПСАЛОМ 36

 

Псалом этот составляет поучительную песнь о том, что счастье нечестивого быстро проходит, а невинность и правда, хотя и подвергаются угнетению, в конце концов пребывают торжествующими. Эта основная мысль псалма, с некоторыми, впрочем, отступлениями, развиваемая с разных сторон, может быть выражена в таком виде: если ты видишь, что иногда в этом мире нечестивые благоденствуют, а праведники бедствуют, то не завидуй счастью грешников, не ропщи на управляющий миром Промысл Божественный, не теряй веры и надежды: скоро дело примет другой вид: после кратковременного счастья нечестивцев постигнет погибель, а праведник за свою добродетель и упование на Бога получит богатую награду. Известно, что представления евреев древнейшего времени о земном назначении человека и о будущем воздаянии были довольно неясны, а потому и понятно, если взоры их преимущественно обращены были на земное воздаяние и если они от правды Божией здесь уже ожидали награды за добродетель и наказания за порок. Так и в настоящем псалме: страдающий праведник утешает себя уверенностью в торжестве своей правды уже здесь, на земле, а не теми наградами, какие обещаны и ожидают его в будущем. И Сам Бог в Ветхом Завете для утешения Своих праведников и для устрашения грешников нередко уравнивал уже на земле разности нравственного мироправления и воздаяния, как это мы видим в судьбе праведного Иова. Псалом сей, как показывают и надписание и содержание его, написан Давидом, добродетель коего восторжествовала, между тем как временное счастье Саула, Навала, Ахитофела, Авессалома и других скоро погибло. При ясности общей мысли псалма в нем есть немало таких изречений, которые требуют объяснения.


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 157; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!