Каждый ли может стать репортером?

Темникова Анастасия

3 курс направления «Телевидение»

Гр. № 5301-420304 D

Н.В. Зверева «Школа тележурналиста»

Лайф, экшн, люфт — что это такое?

Раньше можно было сделать отличный сюжет, представляющий собой набор крупных, средних и общих планов. Сейчас же подобный контент на федеральные каналы не пропустят, потому что это не будет выглядеть современно. Но как сделать так, чтобы видео было актуальным? В этом нам и помогут лайф, экшн и люфт.

 

Эти три термина объединяет общая особенность – они показывают жизнь такой, какая она есть. Здесь нет журналиста, закадрового текста. Зритель остается один на один с происходящим на экране.

 

Рассмотрим каждый прием отдельно.

 

Люфт (от нем. luft – воздух) – это включение в сюжет живой картинки с живым звуком. Этот прием погружает зрителя в атмосферу происходящего, создает настроение. Чаще его вставляют в начало сюжета, чтобы сразу настроить зрителя на нужную волну.

 

Обычно так получается, что даже не пытаясь специально сделать люфт, оператор все равно снимает живую картинку, которая способна передать атмосферу. Журналисту лишь надо отсмотреть весь материал и понять, как использовать подсъемки таким образом, чтобы разнообразить сюжет.

 

Лайф (от англ. life – жизнь) – это живая картинка с живым звуком, имеющая принципиальное смысловое значение.

 

Заснять лайф сложнее, чем люфт, потому что журналисту необходимо придумать, как сделать такой кадр, который мог бы через обычную жизнь передать зрителю какую-то информацию. Чтобы понять принципиальное различие люфта и лайфа, рассмотрим пример, который приводит Нина Зверева.

 

Люфт: Сюжет о крестьянском труде. ЗК: «В деревне остались одни женщины, им приходится все делать самим». На этих словах мы видим, как пожилая женщина выходит из дома и идет к поленнице дров. Далее журналист замолкает. В кадре эта бабушка замахивается топором и с хрустом вонзает его в полено, после чего громко охает.

 

Лайф: Старушка никак не может разрубить полено и при этом говорит: «Когда жив был сынок, я дров сама не рубила. Но убили моего сыночка. Вот и осталась я одна с котом. А позвать кого – деньги на бутылку надо. А где ж их взять-то?»

 

В первом случае живая картинка вызовет у зрителя эмоцию, заставит сопереживать. Во втором же случае помимо эмоций зритель получит еще и информацию.

 

Для того, чтобы снять хороший лайф, журналисту нужно придумать, как ему контролировать процесс съемки, но при этом самому в него не внедряться. Дело в том, что люди в кадре всегда нацеливаются на микрофон. Да, даже не на журналиста, а именно на микрофон. Чтобы заснять хороший лайф журналисту прежде всего нужно спрятать микрофон и самому отойти на второй план. При этом необходимо четко объяснить задачу оператору: что вы хотите получить в итоге, как выстроить кадр, какую информацию вы хотите услышать от человека перед камерой. Оператор же в свою очередь может спровоцировать лайф, попросив человека что-то сделать или рассказать.

 

Экшн (от англ. action – действие) – неожиданное действие, которое снято от начала и до конца в реальном времени.

 

Примерами экшна могут быть забитый гол, крушение самолета, должностное лицо, нервно прикрывающее камеру рукой.

 

Отснять экшн намного сложнее, чем люфт и лайф. Оператор должен обладать чутьем на такие кадры. Но зачастую они попадают на пленку случайно.

 

Притом экшн – это не всегда кровь, смерть и криминал. Хорошим примером является программа «Сам себе режиссер». Все видео, которые туда присылают, сняты в формате экшна. Самое главное, чтобы наполнение кадра было ярким и запоминающимся.

 

 

Интершум и значение звукового ряда

Многие региональные телекомпании пренебрегают звуком. Но это огромная ошибка, так как звук не менее важен, чем картинка.

 

Важно помнить, что даже если на фоне никаких звуков нет, интершум есть всегда. Если вы планируете, что на фоне вашего голоса не будет никаких других звуков, то в любом случае, интершум оператор должен записать. На телевидение закадровый текст всегда должен сопровождаться интершумом.

 

В хороших студиях есть архивы с различными фоновыми звуками: шум ветра, волн, деревьев, тот же интершум. Может показаться, что в этом нет смысла, так как все это можно записать самим. Но во время съемок может пройти все, что угодно: пока оператор снимал, журналист что-то сказали на фоне, где-то хрустнула ветка, гаркнула ворона. Все это приводит к браку по звуку. Поэтому лучше всегда иметь запасной вариант.

 

Отдельно стоит упомянуть про съемки концертов и различных выступлений. Для качественной записи звука оператор должен записать либо песню целиком, либо только какую-то законченную фразу из этой композиции. Только после этого он может выключить запись и преступить к съемке планов разной крупности. Это необходимо для того, чтобы на монтаже можно было оставить цельную музыкальную композицию и уже на нее накладывать разные кадры. Нарезка одной песни в хаотичном порядке – брак по звуку.

 

 

Рабочий материал

Самое главное правило: длительность рабочего материала должна составлять не более 15 минут.

 

Профессиональный тележурналист должен тщательно планировать съемки: как и где будет записан стендап (и не с 35-ого дубля, а хотя бы с 3-го), какие кадры необходимо записать, у кого взять синхрон, какие вопросы задать и почему именно эти вопросы. Оператор же должен четко выстраивать кадр перед тем, как записывать. Подход «запишу много всякого разного, а они там на монтаже выберут» крайне непрофессиональный. Сначала идеальный план надо увидеть, а потом уже заснять.

 

Может показаться, что сейчас такой подход уже неактуален. Это ведь раньше пленка была на вес золота, и нужно было беречь каждую секунду. Конечно, технических ограничений сейчас уже нет. Но нужно учитывать то, что перед монтажем журналист должен отсмотреть весь отснятый материал. Представьте, сколько времени можно сэкономить, если отсмотреть нужно будет 15 минут четко продуманного материала, а не 50 минут отснятых «наобум» кадров.

 

 

Каждый ли может стать репортером?

Путь любого человека на телевидении должен начинаться с создания новостных сюжетов. Именно в этом процессе будущий телевизионный журналист понимает, как работать с камерой, со звуком, с людьми и, что не менее важно, с самим собой. Даже опытным пишущим журналистам необходимо прочувствовать телевизионную «кухню», понять все тонкости работы по ту сторону экрана.

 

Интересно заметить, что если репортер становится автором-публицистом, то его тексты становятся на много более живыми. Ведь он помнит и о значении звука, и о деталях картинки, и об особенностях разговорной речи.

 

Тем не менее, по мнению Нины Зверевой, настоящий талант репортера в том, чтобы первым оказаться на месте происшествия. Но приобрести такой талант нельзя, с ним можно только родиться.

 

 

Вы и ваш оператор

Тандем журналиста и оператора не всегда являет собой теплые дружеские отношения, постоянную поддержку и взаимовыручку. У каждого свой характер, свои требования, свои методы работы. Тем не менее, надо помнить, что человеку свойственно хвалить себя за достижения и искать виноватого в неудачах, коим в создании репортажа всегда оказывается оператор.

 

В этой главе Нина Зверева приводит несколько советов по работе в команде с хорошим оператором:

 

1. Уважайте операторов, цените их работу наравне со своей, а может быть даже и выше. Ведь в эфир пойдут не те кадры, что вы нарисовали у себя в голове, а именно те, что отснял своими руками ваш напарник.

 

2. Учитесь смотреть вокруг «через камеру». Всегда говорите оператору, что вы ходите видеть на картинке. Если вы понимаете, что прямо сейчас вам нужно заснять какой-то план, скажите об это напарнику. Картинка – это задача не только оператора, но и журналиста.

 

3. «Втягивайте» оператора в предстоящий сюжет. Всегда рассказывайте о предстоящих съемках, о своих задумках. Это поможет оператору не только понять, какой результат вы хотите получить, но и втянуться в процесс съемок, увлечься им. Если оператор будет чувствовать свою причастность к общему делу, то и работать он будет с большим усердием.

 

4. Прислушивайтесь к оператору во время съемок стендапа. Не следует обижаться на замечания. Лучше их выслушать, хорошенько обдумать и прийти к общему решению. Оператор видит вас через камеру и явно не имеет цели показать в худшем свете (и в прямом, и в переносном смысле). Вы можете записать несколько вариантов и представить их на суд шеф-редактору или режиссеру монтажа. Но в любом случае пренебрегать советами оператора не стоит.

 

5. Не бойтесь спорить с оператором и отстаивать свое мнение. Но помните, что споры отнимают много времени и сил, поэтому все недопонимания нужно разрешать спокойно и рационально. Конечно, на съемках главный – журналист, т.к. он выступает и в роли автора, и в роли режиссера. Тем не менее, это не значит, что вы можете приказывать и командовать. Чтобы добиться хорошего результата нужно вести мирные переговоры.

 

«Операторы – люди творческие и независимые. И то, что они в большинстве своем молчуны, ничего не означает. Внутри истинного оператора-художника кипит буря страстей и амбиции не ниже ваших. Для того чтобы выстроить хороший кадр, им действительно требуется время. Это не прихоть и не каприз. Надо понимать законы этой профессии и уважать операторов как истинных творцов-художников», – пишет Нина Зверева.

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 146; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!