Истоки немецкой классической философии.



Иоганн Экхарт – философ XIV в. Выступает как сторонник апофатического богословия, т.е. отрицание отрицание богословия. Божество не имеет никаких признаков, ничего сказать о нём мы не можем, мы можем только сказать, что он существует. Бог-Отец порождает Бога-Сына и вместе они исходят из Божества. Бог-Отец одновременно творит и Бога-Сына и мир. Причём это творчество происходит не во времени а в????. Человек способен познать Бога, поскольку в человеке есть некая нетварная частица, кот. Эккарт называет искрой. Но для познания Бога необходимо: 1) углубление в себя, т.е. в эту самую искру; 2) праведная жизнь. В результате этого человек способен достичь состояния Бога, т.е. превратится в человека-бога, причём этот процесс тождественен превращению Бога в человека - Иисуса Христа - это смысл существования Бога и человека. При этом Бог находится над миром и одновременно присущ самому миру.

Якоб Бёме – немецкий философ-мистик 16 века. Всю жизнь проработал сапожником. Он знал практически наизусть Библию и учение тогдашних философов-мистиков. Основная работа – «Утренняя звезда восхождения». Представляет собой запись того, что получил Бёне в неком общении со Святым Духом. Сочинение несколько невнятно. Источником развития по Бёме явл. единство противоположностей. Бог-Отец порождает Бога-Сына и вместе они порождают Святого Духа. Развитие мира по Бёме представляет собой борьбу светлого и тёмного начала. Всего должно произойти 7 этапов борьбы, прежде, чем светлое одержит победу. Мир порождён Богом путём эманации, т.е. неким отщепления от себя. Концепция Бёме - пантеистическая концепция. Данная концепция оказала влияние на Шеллинга и Гегеля.

Мартин Лютер – основатель протестантизма. Священник малой приходской церкви, кот. прибил к дверям своей церкви манифест. Главная идея – идея возврата к моральным нормам первоначального христианства.

Лейбниц – математик, философ, юрист, юрист, дипломат, ездил по всей Европе и уговаривал создать академию наук. Осн. положения ф-фии Лейбница:

1) создание всеобщего метода наук, считал что в основе его должна лежать математика;

2) «монадология» - осн. работа Лейбница, в основе любого объекта, лежит духовная частица;

3) идея активности субъекта в процессе познания, «субъект познания» - это всегда культурологический, уже психологический субъект;

4) вводит понятие бессознательного психического.

 

 

19.Проблемы предмета, структуры и функций философии. Функции ф-фии: вопрос о том предназначении, кот. должна исполнять та или иная развитая идеология. Все функции делили на основные и вспомогательные.

Основные функции:

1) идеологическая (мировоззренческая функция). Любая развитая ф-фская теория должна представлять нам некий идеал мира или его фрагмента. Ф-фия в этом смысле это наука не о сущем, а о должном. Идеал не всегда должен быть розовым и пушистым.

2) методологическая (метод - от греч.- путь к чему-либо). Философия разрабатывает законы, которые являются основой для познания мира.

3) психотерапевтическая. В медицине психотерапия работает с больным сознанием, чтобы привести его в нормальное состояние. В ф-фии это означает умение человека работать со своим сознанием, т.е. изменять его. Зачем обывателю (т.е. непрофессионалу) ф-фия. Бывают такие ситуации в жизни каждого человека, кот. заставляют задаваться философскими проблемами. Карл Ясперс назвал эту ситуацию пограничной. Болезнь твоя или близкого человека, смерть близкого человека, страх или скука всё это может заставить задуматься над философскими вопросами. Уметь работать со своим сознанием - уметь посмотреть на ситуацию с разных сторон, понимать, что твоя система ценностей не единственно возможная, уметь понимать, как мыслит другой. Ф-фия учит: 1) на одну и ту же ситуацию взглянуть по-разному; 2) само по себе изменение сознания возможно.

Производные функции философии:

1) онтологическая (учение о бытии, о сущем). Эта ф-ция дополняет идеологическую. Любой идеал должен быть описан каким-нибудь философом.

2) гносеологическая (теоретико-позновательная функция). Эта ф-ция дополняет методологическую. Философия разрабатывает формы и методы научного познания, с целью его преобразования в соответствия с потребностями человека.

3) аксиологическая (учение о ценностях). Производная к психотерапевтической. Изменить своё сознание, значит изменить свою систему ценностей.

Структура ф-фии (вопрос о тех частных науках, кот. составляют единое ф-фское знание)

Мир объясняет такая наука как онтология. В ф-фии мир – это совокупность сущих. Я изучает антропология и социальная ф-фия. Отношения Я - мир изучают:

1) праксиология (наука о практических путях преобразования мира)

2) гносеология (я познаю мир; изучает закономерности и возможности познания, отношения знания к объективной реальности)

3) аксиология (я оцениваю мир; аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей)

4) этика (этика есть учение о морали и о нравственности)

5) эстетика (учение о преобразовании мира по законам красоты)

6) ф-фия религии (возникает из сознания конечности человека и бесконечности мира).

Предмет ф-фии: ф-фия начинается с удивления, но в разные эпохи люди удивлялись разным вещам. По мере хода истории возникают разные ф-фские концепции различные философские проблемы выходят на передний план, но также необходимо понимать, что невозможно создать некую универсальную ф-фию как решатель всех проблем. Специфика предмета ф-фии в том, что этот предмет не дан нам эмпирически (с помощью чувств), не с помощью каких-либо приборов. Ф-фия, таким образом, не изучает ни конкретный предмет и не совокупность всех предметов. Предмет ф-фии создаётся в процессе познания мира. Этим предметом становятся общие принципы организации нашего мира, такие понятия, как: космос, природа, истина, красота, свобода, справедливость и т.д. Эти понятия и становятся предметом размышления. Удивление философа возникает не от присутствия какого-то сущего в мире, а от отсутствия порядка в мире в ситуации, с кот. философ столкнулся. Предмет ф-фии – есть категориальная рефлексия мировоззрения. Рефлексия – стремится познать мир таким, каким он дан нам в нашем сознании, и те проблемы, кот. из этого вытекают. Категория – это наиболее общее понятие, специфический язык ф-фии. Ф-фия изучает мир так, как он дан нам в нашем сознании с помощью специфического языка.

 

20. Особенности философии Нового Времени. Этап развития европейской ф-фии – с начала XVII и до середины XIX в.в

Особенности ф-фии нового времени:

1) Новое время – период становления новой социально-экономической одели, кот. принято именовать капитализм.

2) В этот период происходит становление эмпирически-опытной науки нового времени.

3) Главная направленность ф-фии – антропоцентризм.

4)Центральным термином становится понятие сознания. Разум как правящий исток всего познания.

5) Главной философской наукой становится гносеология (т. познания) ибо именно развитие опытной науки выдвигает гносеологию на первый план.

6) Основными направлениями ф-фии нового времени являются эмпиризм ( ф-фское направление, кот. абсолютизирует роль чувств в процессе познания мира, представители: Френсис Бэкон, Джон Локк); рационализм (ф-фское направление, кот. абсолютизирует роль разума в процессе познания мира, представители: Рене Декарт, Бенедикт Спиноза)

Характерные черты ф-фии нового времени:

1) ф-фия приобретает свою классическую форму и понимается как основа мировоззрения и всеобщая методология;

2) бурное развитие ф-фских проблем естествознания и математики (большинство выдающихся философов были одновременно и естествоиспытателями);

3) возникновение и развитие политический ф-фии либерализма: а) теория естественных прав и свобод; б) теория общественного договора (создатели Гоббс, Руссо, Локк)

 

 

21. Культура и цивилизация. В современном ф-фском языке понятия «культура» и «цивилизация» — одни из самых распространенных и многозначных. Культуру изучает ряд наук (история, археология, этнография, антропология), и каждая из них даёт определение культуры со своей точки зрения, поэтому достаточно сложно определить понятие культура – универсального определения этого понятия нет. Исходная форма культуры – человеческий труд вместе с его результатами. В общем смысле культура – всё, что не природное, искусственное.

Вот некоторые понимания культуры с разных точек зрения:

• своеобразие исторически-конкретных форм жизнедеятельности на различных этапах общественного развития, в рамках определенных эпох, формаций, этнических и национальных общностей (античная, феодальная, латиноамериканская, русская культура и т.д.);

• особенность сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни (культура труда, быта, художественная, экологическая, политическая культура).

• совокупность инновационных видов и способов материальной и духовной деятельности вместе с их результатами, которая выражает существенные силы человека.

Различают материальную и духовную культуры:

Материальная культура – система материальных ценностей, возхникающая в результате деятельности людей (материальное производство, обмен и распределение материальных благ). Духовная культура – система духовных (моральных, религиозных, эстетических) ценностей общества (наука, религия, идеи, знания, моральные и правовые нормы, предметы искусства, традиции и обычаи). Материальная культура – показатель уровня практического освоения человеком природы. Духовная культура – прежде всего, сокровища всех богатств человеческого духа и разума. Законом развития культуры является преемственность, удержание всего положительного, что создано предыдущими поколениями.

Сущ-ет несколько подходов к типологизации культур. Довольно часто культуру делят на западную и восточную. Также более мелкие дробления культуры: национальная культура, субкультура, массовая культура.

Определение понятия цивилизация также очень сложно дать, оно употребляется в разных значениях:

• Ступень развития человечества, кот. следует за периодом дикости и варварства (Морган, Энгельс), т.е. ступень общественного развития материальной и духовной культуры, связанная с разделением труда, рационализацией производства, потребления и распределения, формированием гражданского общества; некая совокупность материальных и духовных ценностей, выражающая определенный уровень исторического развития данного общества и человека.

• Мировое сообщество государств и народов.

• Культура общества.

• Степень развития материальной культуры.

• Завершающий этап развития культуры, ее закат (Шпенглер).

• Разумно организованное, высокоразвитое общество во всем его многообразии и целостности (современное определение).

В культурологии существует довольно сильное течение, противопоставляющее культуру цивилизации. Начало такому противопоставлению положили русские славянофилы, утверждая тезис о духовности культуры и бездуховности цивилизации как чисто западного явления. Для философии культуры XX в. в еще большей степени характерно разведение понятий культуры и цивилизации. Культура продолжает оставаться символом позитивного в развитии человечества, цивилизация в большинстве случаев получает нейтральную оценку, а нередко и резко отрицательную. Последовательное противопоставление культуры и цивилизации осуществил О. Шпенглер. В своей книге «Закат Европы» (1918) он описал цивилизацию как конечный момент в развитии культуры, означающий ее «закат» или упадок. Однако в культурологии имеется и противоположный подход, по сути дела отождествляющий культуру и цивилизацию, говорящий о тесной взаимосвязи культуры и цивилизации. В концепции К. Ясперса цивилизация интерпретируется как ценность всех культур. Культура составляет стержень цивилизации. Проблема отношения понятий «культуры» и «цивилизации» может найти приемлемое решение, если понимать цивилизацию как некий продукт культуры, ее специфическое свойство и составляющую: цивилизация — это создаваемая обществом в ходе культурного процесса система средств его функционирования и совершенствования.

Цивилизация может рассматриваться как уровень развития культуры (так считают историки и археологи). Цивилизация это также определённый тип культуры с присущими ему характерными чертами. Цивилизационный подход в понимании развития общества для многих философов сводится к тому, что история развития общества представляет собой смену различных культур – цивилизаций, каждая из которых проходит разные этапы – от рождения до угасания (Шпенглер). Современный подход образования цивилизации: цивилизация - качественный этап в истории общества, в котором существуют разные слои культуры, различающиеся по социальному или историческому происхождению и в конечном итоге комбинации взаимовлияния, слияния этих структур ведут к синтезу и становлению цивилизации.

22. Понятие мировоззрения и его исторические типы. Я – мир – основное базисное положение всей нашей жизни. Ф-фия в этом контексте является теоретической основой мировоззрения, а именно только изучение ф-фии может свести в некую единую систему и описать единым языком. Мировоззрение – взгляд человека на мир и его место в нём, понимание чел-ком смысла своей жизни и деят. выраженной в вербальной (словесной) форме. Мировоззрение есть у каждого, но не у каждого это мировоззрение основано на теории. Что же является ядром мировоззрения? Ядром мировоззрения является система ценностей или жизненных смыслов. Эти ценности: 1) появляются в нас по мере приобщения нас к общественной жизни (социализация); 2) ценности порождены в нас. Рациональной позицией являются обе точки зрения. Пирамида знаний: технологический уровень (как?), теоретический уровень (почему?), эмпирический уровень (что это?), мировоззренческий уровень (во имя чего? специфическ. для ф-фии).

Исторические типы мировоззрения:

1)миф (опирается на традиции и формирует эту традицию, поэтому и общество, кот. принимает эти традиции принято называть традиционным). Это мировоззрение, кот. сформировалось у людей первобытного общества. Сущность мифологического типа мировоззрения заключается в оживотворении, одухотворении окружающего реального мира. Основой возникновения мифологического мировоззрения являлись эмоции человека, страх человека перед окружающим миром. Мифологическое мировоззрение выражается в символах. Пример: Медведь издавна считался символом — «духом тайги».

2) религия (высшие религии/религия откровения, этот тип мировоззрения опирается на догму, т.е. абсолютную истину). Сущность религиозного мировоззрения состоит в раздвоении мира на мир реальный и мир божественный. Основой возникновения религиозного мировоззрения является вера. Религиозное мировоззрение существует в форме образов.

3) ф-фия (научно-рациональный тип мировоззрения, он опирается на разум, т.е. предполагается некое доказательство выдвигаемых им истин).

Каждому типу мировоззрения соответствует своя социокультурная практика. Все исторические типы мировоззрения присутствуют в социуме. Сознание отдельного человека синкретично, т.н. сознание в той или иной степени содержит все исторические типы мировоззрения.

 

 

Проблема метода в философии.

Главн. функции ф-фии является методологическая. Ф-фия выступает, как всеобщий метод познания. Метод – это совокупность путей, приемов, способов и средств теоретически и практически преобразующие деятельности людей. Ф-фский метод - это совокупность путей, приемов, способов и средств, с помощью которых осуществляется ф-фское исследование. Ф-фия не предлагает всеобщий (универсальный) метод исследования. Специфика ф-фского метода определяется характером решения ряда коренных проблем: 1) развивается ли мир или он пребывает в неизменном состоянии; 2) представляет ли собой мир нечто единое целое или он механическая совокупность предметов; 3) что является источником развития; 4)каково направление развития мира от низшего к высшему или это простое повторение. По существу каждая ф-фская концепция имеет методологическую функцию, является своеобразным способом мыслительной деятельности. Основными и древнейшими методами философии являются: диалектика, метафизика, догматизм, эклектика, софистика, герменевтика.

Диалектический метод - метод ф-фского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, с всевозможных точек зрения. Этот метод предполагает рассмотрение любого объекта в развитии, и показывает дальнейшие возможности во взаимосвязи с окружающими явлениями. Цель диалектического метода: 1) рассматривать предмет со всех сторон и со всех возможных позиций; 2) рационально, основываясь на этом всестороннем анализе, пытаться решать ф-ф-фские проблемы.

Метафизический метод - метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются: 1) обособлено, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности); 2) статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития); 3) однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).

Догматизм – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.

Эклектика – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате, кот. достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности (в средние века – в религии, в настоящее время – в рекламе).

Софистика – метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод. Софистика была распространена в Древней Греции, имела цель не получения истины, а победы в споре, доказательства «чего угодно кому угодно» и использовалась как прием ораторского искусства.

Герменевтика – метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной ф-фии. Одновременно и направлениями в ф-фии, и ф-фскими методами являются: материализм, идеализм, эмпиризм, рационализм.

При материалистическом методе действительность воспринимается как реально существующая, материя – как первичная субстанция, а сознание – ее модус – есть проявление матери. (Материалистическо-диалектический метод господствовал в советской философии, и имеет широкое распространение в современной российской.)

Суть идеалистического ф-фского метода – признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи – как производной от идеи, ее воплощением. Идеалистический метод особенно широко распространен в США в ряде стран Западной Европы (например, Германии).

Эмпиризм – метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания. («Нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте и чувственных ощущениях».)

Рационализм – ф-фский метод и направление в ф-фии, в силу кот. истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений. (Все можно подвергнуть сомнению, а любое сомнение – это уже работа мысли, разума.)

Также существуют и более современные методы, такие как:

Феноменология - метод, задача которого - беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нем сущностных, идеальных черт.

Структурализм - метод, которому характерно стремление к раскрытию моделей, лежащих в основе социальных и культурных явлений, состоит в выделении скрытых систем противопоставлений, которые в каждом случае определяют структуру конкретных действий или объектов.

Семиотика - метод знаков и знаковых систем.

Деконструкция- означает понимание посредством разрушения стереотипа или включение в новый контекст.

Аналитический метод — предпочтение анализа всем остальным видам философской рефлексии (характерен для современной аналитической философии).

Интуитивный метод - есть непосредственное рассмотрение сущности какого – либо явления, опирающегося на интуицию. Философский методы – это не «свод» жестко фиксированных регуляторов, а система «мягких» принципов, операций, приёмов, носящих всеобщий, универсальный характер, т.е. находящихся на самых высших (предельных) «этажах» я. Поэтому философские методы не описываются в строгих терминах логики и эксперимента, не поддаются формализации и математизации.

Следует четко представлять себе, что философские методы задают лишь самые общие регулятивы исследования, его генеральную стратегию, но не заменяют специальные методы и не определяют окончательный результат познания прямо и непосредственно.

 

24. Бытие и материя. Бытие - фундаментальное понятие, которое многие мыслители считают основным в философии. Онтология – учение о бытии. Философское осмысление бытия приводит к сокровенным глубинам человеческой жизни, к тем коренным вопросам, которые человек способен ставить в минуты высокого напряжения духовно – нравственных сил. Бытие служило связующим звеном между сущностями и вещами чувственного мира. Самая первая предпосылка – убеждение человека в том, что мир есть, что он существует как стабильное целое. Проблема бытия возникает когда естественные предпосылки становятся предметом сомнений и раздумий. 1 аспект проблемы бытия – длинная цепочка мыслей о существовании. Корень проблемы в противоречивом единстве непереходящего бытия природы и переходящего бытия вещей. 2 аспект проблемы бытия – пространство, человек, мысли, общество равно существуют, различаясь по формам своего существования.

Бытие – мысль о всеобщности, всеобщей связи между всем что существовало, существует, и будет существовать.

3 аспект проблемы бытия – мир в целом и всё что в нём существует есть действительность, кот имеет внутреннюю логику существования, развития и реально предзадано сознанию, действию отдельных индивидов и поколению людей.

1 позиция – материализм – реально, т.е. объективно. Сущ 2-ая позиция – реальность как совокупная целостность, т.е. единое, обладающее собственной логикой сущ-я и раз-я.

Мир – совокупность сущих. Вселенная – та часть мира, о кот. мы знаем.

Бытие – природное, социальное, духовное, индивидуальное.

Под бытием в самом широком смысле слова понимается общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие и реальность – это синонимы.. Это и материальные вещи, их все процессы, их свойства, связи и отношения. Своеобразной паротивоположностью бытия является небытиё. Б и неБ не могут существовать друг без друга. Если их разделить то всё бы исчезло, так как они бы не смогли друг в друга перехордить. Бытие не статично, все формы существования материи как бы быплавают из небытия. Их когда-то не было, и когда-то не будет. Бытие вещей. Как бы долго оно не продолжалось, уходит в небытие. Небытие мыслится как относительное понятие, в абсолютном смысле его нет. Если попробовать помыслить и представить себе небытие то это не получится так как всё время в сознании будет появляться какая-то форма бытия.

Материя

Главные сферы бытия – природа, общество, сознание.

В качестве субстанции, т.е. основы мира, выступает понятие материи. Можно выдвинуть 2 подхода в определении понятия материи. 1) Получившей широкое распространение в новое время – понимание материи как всего многообразия предметов, кот существуют независимо от человека, лоступны ему с помощью органов чувств. 2) философы материалисты дали определение материи как основа всего.

Ленинское определении материи. Материя есть филосовская категория для обозначения обьективной реальности, которая дана человеку в ощущениях, кот копируются, фотографируются и существуют независимо от ощущений. Отличее ленинского определения в том что оно философское. Единственное св-во материи – быть объективной реальностью. Философ материалист – тот кто признаёт существование нечто все его сознания.

Материализм – независимо от нас сущ независимая реальность, кот наз материей. Солипсизм – фил направление, признающее реальность самосознания, а весь мир обьявляющая комплексом ощущений Я. Между материализмом и солипсимизмом нет никакой разницы. Это получилось потому что мы термин реальность отождествляем с чем-то реальным внутри нас. Возможно правильнее будет отождествлять реальное с чем-то обьективным в нашем сознании. В нашем сознании сущ смыслы, понятия, идеи. Аксиомы. Это и есть нечто общее. Такая позиция – обьективный идеализм. Спор материализма и идеализма – вечный.

25. Движение, пространство и время.

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 245; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!