Ребенка учат приспосабливаться к обстоятельствам, социализируют



Ребенок и воспитание в Средневековье

Слайд 1. Изучение истории детства в средневековой России до конца XVII в. Представляется делом весьма затруднительным из-за практически полного отсутствия письменных источников. Отдельные, крайне скудные, летописные свидетельства, говорящие о детях, не дают возможности даже в самых общих чертах нарисовать картину детства в те, с исторической точки зрения, не столь уж и далекие времена. Одними из самых серьезных трудов по проблеме средневекового детства являются работы: американского историка и психолога - Ллойда Демоза «Психоистория», французского историка Филиппа Арьеса «Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке».

Слайд 2.

Сре́дние века́, или Средневеко́вье, — период истории Европы и Ближнего Востока, следующий после Античности и предшествующий Новому времени. Дата начала     476- Дата окончания 1500. Эпоха средних веков - исторический период от падения Римской империи (V в.) до первых буржуазных революций (XVII в.) — период, когда в сфере образования господствовали духовные феодалы — «князья церкви», доминирование Церкви в религиозной жизни, политическая власть церкви (инквизиция, церковные суды, существование епископов-феодалов), идеалы монашества и рыцарства (сочетание духовной практики аскетического самосовершенствования и альтруистического служения обществу), расцвет средневековой архитектуры — готики.  

Слайд 3.

Главные события Средневековья

Средневековье было одним из самых тяжелых и противоречивых исторических периодов.

Падение Римской империи (476 г), Битва при Пуатье (732 г.), Раскол (1054 г.), христианская церковь оказалась расколотой на католическую и православную; Первый крестовый поход (1096 г.), освобождение Святой Земли от мусульман; Христиане покидают Великий Город (1189 г.); Гибель рыцарей (1346 г.), в Европу пришла одна из самых страшных болезней в истории Чума захватила Старый Свет, за два года эпидемии погибло до 34 миллионов человек; Середина XV в. в обществе интерес к искусству и изобретениям, в Европе несколько десятков университетов, эпоха Просвещения, первая печатная книга (1445 г.)

Слайд 4.

До ХѴІ-ХѴІІ вв. в обществе не было самого понятия ценности жизни ребенка. Высокая детская смертность, по их мнению, покрывалась еще более высокой рождаемостью и не вызывала больших переживаний. Продолжительность детства была сведена к его самому хрупкому периоду, когда маленький человек еще не мог обходиться без посторонней помощи. Современные российские ученые И.С. Кон, А. Панченко и др. пришли к заключению, что в Средневековье отсутствовали концепции воспитания, основанные на внимании к возрастной психологии, особенностям развития личности, индивидуальной специфике ребенка.

Основная мысль средневековых авторов о воспитании ребенка — это строгость и побои.

В «Домострое» прямым текстом написано: «И не жалей, младенца бия: если жезлом накажешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти. Если дочь у тебя, и на нее направь свою строгость, тем сохранишь ее от телесных бед…»

Слайд 5.

Детство горькое»: реалии Средневековья

Считалось, что в суровые времена Средневековья малышам не хватало баловства и нежностей. Выживал практичный и приносящий пользу. Имеется масса документов, свидетельствующих о досрочном «выметывании» плода, убийствах и продаже детей, женитьбе в 8-9 лет и т.п.

Детская смертность в Средние века была высокой. Около трети детей не доживало до пятилетнего возраста, 10% умирали в течение месяца после рождения. В связи с этим детей крестили очень рано, чаще всего на следующий день после рождения.

Для средневекового обывателя ребёнок являлся сакральной фигурой, которая находилась на стадии формирования; важное звено в контакте потустороннего с реальным миром. Считалось, что дитя рождается с клеймом светлой или тёмной стороны. Его причудливые жесты и звуки первых месяцев жизни сравнивали с пением ангелов. Малыш транслировал желания ушедших в мир иной.

Слайд 6

В Средневековой Европе детский возраст разделялся на два периода: infantia (младенчество, до 7 лет) и pueritia (юность, до 16−17 лет).

В бедных многодетных семьях новорожденный мог стать обузой, и детоубийство, особенно в Раннее Средневековье, не было редкостью. На скандинавском Севере обычай «выносить» детей, т. е. оставлять их вдали от дома на гибель, сохранялся некоторое время даже после принятия христианства. Обрекали на смерть больных и слабых младенцев, в особенности девочек. Ребенок получал право на существование лишь после того, как отец клал его к себе на колени и смачивал водой его лоб.

Почти повсеместным обычаем было ограничение свободы движений ребенка различными приспособлениями. Важнейшей стороной жизни ребенка в его ранние годы было пеленание (спелёнатые дети крайне пассивны, сердцебиение замедленно, кричат они меньше, спят гораздо больше, и в целом, настолько тихи и вялы, что доставляют родителям очень мало хлопот).

Когда ребенок выходил из пеленочного возраста, к нему применяли другие способы ограничения подвижности, в каждой стране и для каждой эпохи свои. Иногда детей привязывали к стульям, чтобы они не могли ползать. До девятнадцатого века к одежде ребенка привязывали помочи, чтобы лучше следить за ним и направлять в нужную сторону.

Сразу после рождения ребенком занималась кормилица, она и кормила его в течении первых 14 дней. Считалось, что молоко матери еще не содержит полезных свойств в первые дни рождения ребенка, а материнское молоко было рекомендовано отсасывать при помощи волчицы (так говорится в оригинале текста, однако речь могла идти о щенке). Если мать все-таки желает самостоятельно вскармливать ребенка грудью сразу после рождения, рекомендуется перед кормлением давать малышу каплю меда, и тогда молоко матери не будет для него таким вредным.

Слайд 7

Детство от 1 -7 лет

Как такового воспитания не было. У бедняков малыш просто ползал по дому, никем не замечаемый. С ним не разговаривали, ничему не учили, не играли. Как только ребенок вставал на ноги, он должен был прислуживать взрослым. По первому зову малыш должен был бросать свои занятия и исполнять какие-либо мелкие поручения, чтобы доказать свою любовь и почтение к родителям.

Родители разделяли между собой обязанности в воспитании: за начальное образование до времени бурного развития школ, здоровье и гигиену отвечала мать, а отец занимался просвещением и объяснял юному созданию какова роль авторитета бога в его жизни.

Церковь рекомендовала с осторожностью относится к детям и не донимать их расспросами и лишним вниманием, именно священнослужители установили отдельные стандарты воспитания и призывали следить за детским поведением. Строгость к детям была твёрдым наказом христианской церкви родителям. Любая провинность, неугомонное поведение и даже слёзы — всё это происки бесов. А нечистую силу следует изгонять: в данном случае — довольно жестоко, с помощью хворостин или затрещин.

То ли в силу занятости, то ли в силу жизненных обстоятельств родители не слишком заботились о безопасности своих детей. Поэтому очень часты были трагические случаи.

«Маленький ребенок, оставшись без присмотра, вышел из родительского дома и упал в пруд; двухлетняя девочка, будучи оставлена без надзора, погибла. Мод, дочь Уильяма Бигга, оставили под присмотром слепой старухи, в то время как мать пошла в гости к соседям. Вернувшись, она обнаружила, что ребенок свалился в канаву и утонул. Семимесячного младенца оставили на попечении трехлетнего мальчика. Новорожденную девочку в колыбельке оставили под присмотром трехлетней Агнесс; та заигралась во дворе, а вернувшись, обнаружила, что младенец задохнулся».

Период до 7 лет считался малоценным и быстро заканчивающимся. А интерес к ребенку возникал тогда, когда он достигал 7-летнего возраста.

Слайд 8

Малыш имел собственный мир с игрушками, посудой, одеждой. Изображения того времени свидетельствуют о впечатляющей массе детских увеселений: восковые фигурки, бутафорская посуда, солдатики, шарики, лошадки и игрушечное оружие. Как и сегодня, у средневековых малышей были очень популярны шумовые игрушки: барабаны, свистки, колокольчики, трещотки и погремушки. Также весьма популярными были деревянные мечи, многие скакали на «деревянных лошадках». Средневековые девочки играли в кукол. На улице дети играли в шарики из глины, задачей этой игры было выбить из круга как можно больше шариков соперника.

 «Дети живут без мысли и без забот. Их легко рассердить и легко порадовать, и они легко прощают... Дети часто имеют дурные привычки и думают только о настоящем, пренебрегая будущим. Они любят игры и пустые занятия, не обращая внимания на то, что выгодно и полезно. Они считают важными дела, которые не имеют значения, и неважными важные дела. Они больше плачут и рыдают от потери яблока, нежели от потери наследства. Они забывают о милостях, оказанных им. Они любят разговаривать с другими детьми и избегают общества стариков. Они не держат секретов, но повторяют все, что видят и слышат. Они то плачут, то хохочут, постоянно вопят, болтают и смеются. Вымытые, они снова пачкаются. Когда их матери моют их и расчесывают им волосы, они брыкаются, колотят руками и ногами и сопротивляются изо всей силы. Они думают только о своих животах, всегда желая есть и пить. Едва встав с постели, они уже жаждут пищи».

Такими словами выразил средневековое восприятие детей францисканский монах 13 в., известный как Бартоломей Английский, в своей энциклопедии «О свойствах вещей».

Слайд 9

Как явствует из произведений искусства, художники не умели адекватно изображать детские лица, и это неумение опять-таки свидетельствует об отсутствии интереса к детству.

Подлинные пособия по воспитанию ребёнка были доступны, начиная с IX-X вв. для обеспеченных слоев населения: элиты, клира, а позднее в XV веке и для бюргеров.

Слайд 10

Отрочество: от 7 до 12

«Взрослые в миниатюре» - так относились к детям в этом возрасте. Даже по церковным законам считалось, если ребенок умеет отличить добро от зла, значит, он уже вырос. Теперь он обязан разделять все тяготы и работу взрослого, превышающей его физические возможности. Единственная поблажка делалась на “ум”, т.е. в возрасте 7-12 лет - это просто глупый человек, который должен помалкивать и делать все, что ему прикажут. Его занятие - слушать старших, молчать и безропотно всем подчиняться.

Детей отсылали из родительского дома независимо от классовой принадлежности: все без исключения, должны были отсылать своих детей в чужие дома и в обмен принимать в собственный дом чьих-то чужих детей, а городской житель мог отдать ребенка в обучение к мастерам. Смерть ребенка в этом возрасте уже становилась утратой для семьи, т.к. она лишалась пары рабочих рук. Но оплакивания, и горького сожаления о потери родного дитя не было.

В саксонских городах закон предоставлял отцу право во время голода продавать и закладывать детей, но так, чтобы не было при этом опасности для их жизни и притеснения религиозных верований.

Ребенок не отличался от взрослого своей одеждой, она была лишь скроена по его росту.

В средневековых манускриптах часто мелькают изображения играющих детей. Ярким подтверждением этого факта является картина Брейгеля «Играющие дети», написанная более 500 лет назад. На ней изображено множество детей, играющих так, как современный человек себе и представляет – кто-то играет в кости, девочки кружат в разноцветных юбках, некоторые, похоже, разыгрывают сценку свадьбы.

Занятия ребенка состояли из различных игр. Таких, как прятки, жмурки, чехарда и т. п. и игрушек: шарики, кости, бабки, волчки, деревянные лошадки, тряпичные и кожаные мячи, куклы с двигающимися ручками и ножками, выструганные из дерева, миниатюрная посуда.

Слайд 11. Феномен детства рассматривается сквозь призму искусства – живописи, скульптуры и архитектуры.

«Психоистория» Ллойда Де Моза

История детства - это кошмар, от которого мы только недавно стали пробуждаться. Чем глубже в историю - тем меньше заботы о детях и тем больше у ребенка вероятность быть убитым, брошенным, избитым, терроризированным и сексуально оскорбленным. Первая попытка первого и серьезного исследования по истории детства на Западе.

Из всех книг по истории детства книга Филиппа Ариеса, видимо, самая известная; один историк замечает, что по частоте она «цитируется, как Священное Писание».

Фили́пп Арье́с (фр. Philippe Ariès, 21 июля 1914, Блуа — 8 февраля 1984, Париж) — французский историк, автор работ по истории повседневности, семьи и детства. Автор трудов, посвящённых детству, ребёнку и отношению к нему при «старом порядке», преимущественно в XVI—XVIII вв. В своих работах показал, что отношение к детству и восприятие смерти суть важные предметы исторического анализа.

Ребёнок и семейная жизнь при старом порядке. Эволюция детства в европейском сознании от раннего Средневековья до XIX в. Раскрытие автором темы "возрастов жизни". Развитие понятий "ребенок", "семья". Изменения в организации обучения от церковной школы к системе начального и среднего образования.

Отношение к детям развивалось с течением времени по мере изменения экономической и социальной ситуации. Детство как понятие и как специфическая роль в семье возникает в XVII веке. Он рассказывает об эволюции представлений в традиционном обществе таких понятий как ребенок, подросток, юноша. А также об эволюции организации образования, которая начиналась от воспитания «в людях» и закончилась появлением начального и среднего образования. Арьес для написания своей книги использует богатый иконографический материал, что является интересным как историкам, так и искусствоведам, культурологам, психологам, социологам и педагогам.

Автор в своем произведении раскрывает тему «возрастов жизни». В 14 веке формируются основные «возрастные ступени», которые остаются неизменными почти до 18 века.

Однако была некоторая размытость возрастов. Молодость означала зрелые годы, детство переходило в юность. Неслучайно во французском языке при Старом порядке не было слова «юноша». Вместо него говорили «ребенок» (enfant). Люди из детского возраста перешагивали во взрослую жизнь. Этот переход зависел от социального и экономического положения семьи: начав работать или принимать участие в политических делах, войнах, ребенок становился взрослым. Слово «ребенок» применялось не только для обозначения возраста, но и как дружеское обращение («малый, принеси то-то» или «давайте, ребята). Мы не знаем, использовали ли в Средние века выражение «не будь ребенком» для обозначения инфантилизма, слабости взрослого человека.
 «Ребенок в прогрессе человечества» Джорджа Пэйна, «Делатели ангелов», в 1916 г., первым изучил широкое распространение детоубийства и жестокости по отношению к детям в прошлом, особенно в древности.

Дж. Рэтри Тэйлора, «Родители и дети в истории», представляет собой ученое психоаналитическое прочтение детства и личности в Англии конца восемнадцатого века

Дэвида Ханта и «Ребенок с эмоциональными нарушениями - тогда и теперь» на основе документе семнадцатого века, дневнике Эроара о детстве Людовика XIII, сравнительный психиатрический анализ плохого обращения с детьми в прошлом и настоящем, обозревая ряд эмоциональных установок по отношению к детям со времен древности, выражает свой растущий ужас от открытия истории непрерывной «жестокости и бессердечия».

Слайд 12

«История детства - это кошмар, от которого мы только недавно стали пробуждаться» Л. Де Моз

Ллойд де Моз - директор института психоистории, который находится в Нью-Йорке и имеет 17 отделений в различных странах. Он является редактором "The Journal of Psychohistory" и президентом Международной психоисторической ассоциации.

В числе написанных и изданных им книг "The Hstory of Childhood", "A Bibliograhy of Psychohistory", "The New Psychohistory", "Jimmy Carter and American Fantasy", "Foundations of Psychohistory", "Reagan's America", "Childhood and History".

"Ллойд де Моз - вероятно, первый учитель, который провел доскональное исследование истории детства, не замалчивая при этом факты…" - Элис Миллер. Именно так начинает раздел «Эволюция детства» книги «Психоистория» Ллойда Де Моза.

Слайд 13.

Он провёл уникальный огромный анализ реальных исторических документов, обобщив которые он пришёл к неутешительному выводу: чем дальше вглубь истории, тем страшнее были отношения взрослых к детям со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Своими исследованиями и публикациями Ллойд де Моз вызвал волну критики и негодования среди многих учёных, особенно историков. Проведя подробный анализ отношений к детям во все исторические периоды де Моз пришёл к выводу, что по мере развития человечества отношение к детям также менялось.

В своих работах по истории детства Демос выделил шесть различных доминирующих моделей отношения к детям на протяжении истории, обосновал влияние воспитания в детстве на особенности взрослой личности и связал выделенные им модели воспитания детей с особенностями развития цивилизации в каждый период

1. 1 стиль воспитания – детоубийственный (с начала существования человечества и до IV века нашей эры). Инфантицидная (до IV века н. э.) — характеризуется массовым убийством детей и насилием в их отношении

Суть. Ребенка, который не был безупречен по форме или размерам, который слишком мало или слишком много кричал или по каким-то признакам не удовлетворял родителей, как правило, убивали. Первому ребёнку, как правило, сохраняли жизнь для продолжения рода. Мальчики ценились больше, чем девочки. Убийство ребёнка родителями стало рассматриваться как убийство только (!) в 374 г. нашей эры! Однако, делалось это во многом не из-за тревоги за жизнь детей, а из-за беспокойства за души родителей, если говорить про религиозный контекст. В тоже время, в 1890-х годах мертвые дети на улицах Лондона всё ещё были обычным зрелищем.

К ребёнку не относились как к ребёнку и как к отдельному человеку. Обычным делом было швыряться спеленатыми детьми. Брата Генриха IV для забавы перебрасывали из одного окна в другое, уронили, и он разбился.

Фактически, родитель был психологически полностью отдалён от своего ребёнка. Когда родители боялись, что ребенка будет трудно воспитать или прокормить, они обычно убивали его, и это оказывало огромное влияние на выживших детей.

Детей считали вместилищем злых духов, нечистых сил, приносили в жертву богам ради собственного искупления… (т.е. проекция чистой воды)

2 стиль воспитания – оставляющий. (с IV по XII век). Бросающая/отстранённая (IV — XIII века) — характеризуется отказом от инфантицида в связи с распространением христианства и практикой передачи родителями детей на воспитание третьим лицам

Суть. Родители начали признавать в ребенке душу, и единственным способом избежать проявления опасных для ребенка проекций был фактический отказ от него: открытая торговля детьми, разрешалась законом во времена Вавилона; отдавать ребёнка на воспитание в чужую семью. Там он воспитывался до семнадцати лет, а потом возвращался к родным родителям; воспитание детей у кормилицы

Рациональных «правильных» объяснений фактическому отказу от детей было масса. «Чтобы он научился говорить» (Дизраэли), «чтобы перестал робеть» (Клара Бартон), ради «здоровья» (Эдмунд Берк, дочь г-жи Шервуд), «в награду за оказанные медицинские услуги» (пациенты Джерома Кардана и Уильяма Дугласа). Иногда родители признаются, что отдают детей просто потому, что не хотят их (Ричард Вакстер, Йоханн Вутцбах, Ричард Севидж, Свифт, Йетс, Август Хэр, и т.д.). В словах матери г-жи Хэр видна обычная небрежность в отношении этого вопроса: «Да, конечно, дитя надо будет отправить, как только мы отнимем его от груди; и «ели кто-нибудь захочет малыша, будь добр, вспомни, что у нас есть еще».

3 стиль воспитания – амбивалентный (XIV — XVII века) — характеризуется началом вытеснения практики физических наказаний

Суть. Де Моз пишет, что в этот период ребенку было позволено влиться в эмоциональную жизнь родителей, однако он по-прежнему был вместилищем опасных проекций взрослых. Так, задачей родителей было «отлить» его в «форму», «выковать». У философов от Доминичи до Локка самой популярной метафорой было сравнение детей с мягким воском, гипсом, глиной, которым надо придать форму. Этот этап отмечен сильной двойственностью, когда появилось много руководств по воспитанию детей, распространился культ Марии и младенца Иисуса, а в искусстве стал популярным «образ заботливой матери».

Ещё одной особенностью было то, что родители больше эмоционально вовлекались в жизнь ребёнка, но очень своеобразным способом – через наказание и битьё. Де Моз пишет, что по его данным очень большой процент детей в те времена регулярно били. Причём большинство «светил» того времени относились к этому весьма одобряюще (а сейчас?..)

Детей били, они вырастали и в свою очередь били собственных детей. И хотя в средневековье, особенно к его концу, стали считать, что битьё ребенка до смерти – это нарушение закона, при этом почти все соглашались, что бить «в разумных пределах» можно и даже нужно.

Слайд 14

4 стиль воспитания – навязывающий (с XVII по XVIII век). Навязчивая/принудительная - характеризуется началом понимания потребностей ребёнка

Суть  пишет де Моз, ребенок в этот период уже в гораздо меньшей степени был отдушиной для проекций, и родители не столько старались исследовать его изнутри с помощью клизмы, сколько сблизиться с ним более тесно и обрести власть над его умом и уже посредством этой власти контролировать его внутреннее состояние, гнев, потребности, мастурбацию, даже саму его волю.

"Кобыла" - популярная в 19-м веке поза, в которой избивали школьников.

Угрозы пускались в ход гораздо реже, так что стала вполне возможной истинная эмпатия, то есть реальная эмоциональная заинтересованность в другом и сопереживание другому. Некоторым педиатрам удавалось добиться общего улучшения заботы родителей о детях и, как следствие, снижения детской смертности, что положило основу демографическим изменениям XVIII века.

Важно наблюдение де Моза о том, какие последствия для детей имело грубое воспитание родителей. Так, примерно до 18 века, достаточно распространёнными последствиями неправильного воспитания были детские галлюцинации, кошмары, танцевальная мания, а также задержка физического развития. Так, если сейчас считается, что в норме ребёнок уже начинает ходить к 10-12 месяцам (а кто-то раньше), то в более ранние времена встречаются упоминания, что ребёнок начинал ходить в 28 месяца, 22, 60, 108, 34 и т.д.

5 стиль воспитания – социализирующий (с XIX по середину XX века). первая половина XX века) — характеризуется массовым распространением педагогических знаний, а также начального и среднего образования

Суть. Поскольку проекции продолжают ослабевать, воспитание ребенка заключается уже не столько в овладении его волей, сколько в тренировке ее, направлении на правильный путь.

Ребенка учат приспосабливаться к обстоятельствам, социализируют

До сих пор в большинстве случаев, когда обсуждают проблему воспитания детей, принимают как нечто само собой разумеющееся социализирующую модель, этот стиль отношений стал основой всех психологических моделей двадцатого века - от фрейдовской «канализации импульсов» до скиннеровского бихевиоризма.

При социализирующем стиле воспитания основной идеей видится привитие ребёнку правильных привычек, норм поведения в обществе и т.д.

Главное – вырастить ребёнка таким, чтобы он как можно больше и лучше был адаптирован к жизни в обществе. С одной стороны, - это большой прогресс по сравнению с предшествующими стилями воспитания, когда ребёнок почти не считался за человека. С другой стороны, главным при этом стиле воспитания, всё-таки, является не ребёнок, а общественные ценности.

6 стиль воспитания – помогающий (с середины XX века). Характеризуется индивидуализацией процесса воспитания, отказом от физических наказаний и равноправными отношениями между родителями и детьми

Этот стиль основан на допущении, что ребенок лучше, чем родитель, знает свои потребности на каждой стадии развития. В жизни ребенка участвуют оба родителя, они понимают и удовлетворяют его растущие индивидуальные потребности.

Такой стиль воспитания требует огромных затрат времени, энергии, а также бесед с ребенком, особенно в первые шесть лет, потому что помочь ребенку решать свои ежедневные задачи невозможно, не отвечая на его вопросы, не играя с ним. Быть слугой, а не повелителем ребенка, разбираться в причинах его эмоциональных конфликтов, создавать условия для развития интересов, уметь спокойно относиться к периодам регресса в развитии - вот что подразумевает этот стиль, и пока еще немногие родители со всей последовательностью испробовали его на своих детях.

P.S.Таким образом, можно увидеть, что в исторической перспективе отношение к детям действительно меняется в лучшую сторону.

 

Слайд 15

 Философско-педагогическая мысль раннего средневековья основной своей целью ставила спасение души. Главным источником воспитания считалось, прежде всего, Божественное начало. Носителями христианской педагогики и морали являлись служители католической церкви.

Преобладающая форма воспитание-домашнее. Приходские школы. Монастырские, закрытые (внутренние) для подготовки к монашескому постригу и открытые внешние школы для обучения детей и юношей. Элементарный уровень образования: чтение, письмо, счет, пение, латынь.

Епископальные (кафедральные) открытые (внешние) для детей знати и закрытые школы для подготовки высших церковных иерархов

Сочетание религиозного и светского образования дает знания, необходимые христианскому проповеднику. Учебным предметам придавался религиозно мистический характер.

Слайд 16.

Воспитание и образование в период развитого Средневековья носило сословный характер (церковное, рыцарское, дворянское, ремесленное) (x-xiii вв.)

Цель воспитания: сохранить свое сословие, передать опыт следующему поколению, привить добродетели, присущие сословию (крестьянству, ремесленникам- трудолюбие, аристократии –доблесть, духовенству – благочестие).

Виды школ: монастырские (элементарные, средней и высшей ступени): логика, латыеь, церковная история и право.

Начальные школы для детей горожан –магистранские (городские), цеховые, гильдейские – независимо от церкви частные учебные заведения различного типа для мальчиков и девочек.

Средние школы – латинские школы, и ученические для детей ремесленников.

Слайд 17.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 245; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!