Промоделируйте разные события, с существом происходящие. Посмотрите, как оно реагирует. Как оно хочет действовать, и что у него получается.
Посмотрите, какие существа находятся рядом, какой ландшафт, и т.д.
Почувствуйте желания этого существа. Посмотрите, нет ли вокруг чего-то неприятного, угрожающего.
Следуйте за самыми сильными желаниями души».
Такие инструкции хорошо применять в самом начале сеанса, для прояснения запроса; а ещё с теми клиентами, кто плохо ощущает своё тело, и не может видеть внутренние образы.
Замечательно этот метод работает и с детьми.
Когда клиент рассказал о себе свою сказку, вы как терапевт можете:
1) Предложить варианты действий, которые может выполнить главный герой сказки, и посмотреть, что из этого получится;
2) Найти недосказанное клиентом (персонаж, которого нужно ввести в сказку, чтобы ощущалась целостность). Попросить клиента поискать этот недостающий персонаж и описать его.
3) Найти ключевую ошибку главного героя, вследствие которой действие в сказке ходит по кругу или упирается в тупик. Предложить попробовать разные варианты действий, которые могут исправить эту ошибку.
4) Применить приём отождествления с любым образом из сказки клиента: «глубоко вдохни, скажи «я – этот образ», и опиши всё, что почувствуешь».
И самое важное: вы можете в любой момент сказки (если у клиента возникли сильные эмоции, или всё застопорилось и не движется) перевести внимание клиента на ощущения в теле, и работать с ними с помощью образной терапии. Вопросы-инструкции в этом случае выглядят так: "Что ты чувствуешь сейчас в теле по этому поводу? В каком месте тела ты чувствуешь это?"
|
|
Когда образ чувства внутри проработан, можно снова возвращаться к событиям в сказке, и к её персонажам. Вы заметите, что они успели сами трансформироваться.
В конце сеанса (когда главный герой доволен и вышел на позитивный путь взаимодействия с миром) нужно провести воссоединение клиента с ним. Предложите мысленно втянуть этот образ внутрь, и посмотреть на ощущения в теле при этом.
Хорошее состояние можно закрепить, сказав ему: «принимаю тебя, моё новое состояние, реализуйся в моей жизни».
Вопросы от учеников.
«Афина, когда необходимо использовать сказкотерапию?
Каким особенным случаям-клиентам она "показана", или какие могут быть ситуации, когда нужно срочно пересаживаться на "сказочные" методы? Или это вопрос интуиции и чувствования?»
Я начинаю сеанс, пробуя разные методы, и смотрю, как они у клиента получаются. Если клиент ощутить в теле ничего не может, а тянется рассказывать про свои яркие видения, то это клиент на сказкотерапию. Долгое время я сама была таким клиентом, который ничего не может ощутить в теле; но потом (года через два) заметила, что начало получаться. Для образной терапии важна глубина транса, а для глубины транса нужен либо хороший терапевт-помощник, либо собственный наработанный навык входить в транс. Навык приобретается тренировками.
|
|
Но сказкотерапия работает на более глубоком уровне, чем образная терапия: на уровне создающих эмоции программ. А образная терапия работает с самими эмоциями (последствиями программ). В случае психосоматики лучше работает образная терапия.
Бывают клиенты, с которыми не стоит работать сказкотерапией. Это клиенты с беспокойным умом. Их как будто всё время "уносит", образы сменяют друг друга очень быстро, но за образами нет реальных чувств и глубины. Во время такого сеанса у терапевта может появиться ощущение, что работа идет поверхностно. А ещё могут появляться страхи (и у терапевта, и у клиента) из-за того, что процесс неуправляем.
(Как в анекдоте. Попал некто на необитаемый остров. Думает: вот бы мне поесть… И появилась еда.
Думает: вот бы поспать… И появилась постель.
Думает: а вдруг тут дикие звери есть, а вдруг они съедят меня? И они его съели).
|
|
Если я заподозрила именно такого клиента, то переключаю его внимание с внешних картинок на ощущения в теле, и стараюсь работать только образной терапией.
Сценарии.
Узнав сказку клиента, мы узнаём сценарий, который он разыгрывает, бессознательно предлагая окружающим исполнять в его спектакле какие-то роли.
Например, если в сценарии он – мученик, то близким людям навязывается роль тиранов. Навязывание происходит бессознательно: ожиданиями плохого, недоверием, холодностью, обидами и провокациями. Окружающие при этом чувствуют, что «мученик» тянет из них энергию, клянчит любовь, требует от всех себя обслуживать. Окружающие отстраняются; если это не помогает, и «мученик» начинает ещё больше лезть и демонстрировать свои обиды и боль, тогда окружающие становятся агрессивны.
Бывает, что близкие чересчур хорошие и не поддаются на провокации; тогда тираном приходится быть кому-то из дальних. Рано или поздно нужный тиран находится и начинает соответствовать роли.
Вариантов ролей много, а сценариев ещё больше. Некоторые напомнят вам всем известные сказки (золушка, злая мачеха и прекрасный принц; синяя борода и его жёны; красная шапочка и волк; снежная королева и Кай, добивающийся её внимания, не видящий в упор любящей тёплой Герды; спящая красавица, тысячу лет ожидающая принца и уверенная, что она не стареет...)
|
|
Но тем временем близкие люди клиента разыгрывают свои сценарии, совершенно другие; и они тоже предлагают клиенту играть какую-то роль в их сценариях.
Полезно видеть чужие сценарии тоже.
За себя и за того парня.
Клиенту можно предложить сочинить сказку за того человека, с которым нужно прояснить отношения.
Метод сочинения сказки: расслабиться, представить этого человека в любом сказочном образе, и понаблюдать в воображении, как происходят его отношения с миром. Сочинить спонтанную сказку от его лица. Не забывайте, что усилий делать не надо, только наблюдать.
Пример.
Клиентка жаловалась на прошлые отношения с мужчиной. Мужчина был алкоголик, бегал за ней с бензопилой, унижал, оскорблял, ни во что не ставил. Она его жалела, любила и боготворила (ибо умный, знает много чего).
Спустя время клиентка и её мужчина расстались, он влюбился в другую, женился, родили ребёнка. Живут хорошо. Новая жена держит его "под каблуком", унижает, ни во что не ставит, контролирует его жизнь. Он жену уважает.
Жалоба клиентки: чем я хуже, почему он со мной так, а с ней как с королевой??? Ведь я же его боготворила…
Сначала мы выяснили сценарий клиентки:
Мужчина для неё – отец (умный, сильный), а она – девочка, добивающаяся любви отца. Она реагирует на сигнал его как отца «я умнее и сильнее, чем ты», посылает свой ответный сигнал (обожание), и ожидает в ответ сигнала, как от отца «ты меня обожаешь, значит, я буду с тобой». Но вместо этого она получает сигнал от этого мужчины: «убью, сука!» И тут бы им и расстаться, ввиду несоответствия мужчины её сценарию.
Но он продолжает посылать ей сигнал «я умнее и сильнее тебя», провоцируя её на дальнейшие попытки заслуживать любовь.
Почему же так?
Исследуем сценарий этого мужчины. Здесь мне помогла когда-то прочитанная книга "Венера в мехах" – классика садомазохизма.
Существуют люди, чей излюбленный сценарий «я возбуждаюсь, когда меня унижают и бьют». Своим сигналом «убью, сука!» этот мужчина предлагал ей разозлиться и занять доминирующую позицию, унизить его. Тогда бы он перешёл из роли садиста в более любимую им роль мазохиста. Этот сценарий реализовала его новая жена.
Когда мы прояснили его сценарий, клиентка осознала, что нужный ей сигнал «я буду с тобой любящим отцом, раз ты меня обожаешь» от этого конкретного человека получить невозможно, и она в этом не виновата. И мы занялись проработкой её отношений с образом мужчины-отца, чтобы изменить её сценарий.
«Афина, а как можно проработать эти отношения с образом отца? У меня такой же сценарий с мужчинами: обожание и ожидание отцовского приятия и любви».
Поможет нахождение внутри себя той слабой детской части, которая хочет любви отца. Вовне представить образ отца (можно не реального, архетипического Отца) и втянуть от него любовь и поддержку, напитать свою детскую часть.
В реальном отце увидеть те же качества Идеального Отца, только непроявленные по его собственным скрытым причинам.
Ролевая техника.
О, как я люблю эту технику! И как все мои ученики её любят. И вы тоже полюбите. Эту весёлую практику можно делать вдвоём или в группе. В группу можно брать столько человек, сколько есть важных персонажей в сказке клиента.
Ролевая техника – это когда терапевт (один или вместе с другими участниками группы) разыгрывает ради клиента роли в его сценарии, таким образом помогая клиенту прожить его часть сценария и осознать, как именно он создаёт то, что создаёт.
Ролевая техника бывает двух видов:
1) Когда терапевт-аналитик. Играет в своей роли "от ума", не вовлекаясь. Эта позиция требует от терапевта большого ума, но не затрагивает чувства.
2) Когда терапевт расслабляется и сам входит в некую степень транса. Эта позиция не требует ума, но требует от терапевта доверия спонтанно следовать чувствам. Терапевт договаривается с клиентом, что сейчас войдёт в роль и сыграет её для клиента спонтанно, то есть будет говорить, что ему в голову взбредёт.
Лучше и проще всего стремиться к второй позиции. Но если не получается сразу вторая, начинайте хотя бы с первой.
Пример.
Мы выяснили с клиентом сценарий: клиент ожидает от всех людей требований к себе, пытается предугадать их, и бросается выполнять.
Следовательно, в сценарии клиента важную роль играет Требующий. Мы выясняем образ этого Требующего: какой он, на что похож.
Я как терапевт договариваюсь с клиентом так: «Давай сейчас я сыграю роль Требующего, начну требовать что-то от тебя. Следи затем, какие ощущения в теле, и какие эмоции возникают у тебя от моих фраз. Пиши об этих ощущениях».
И затем, если я терапевт-аналитик, то я думаю и спрашиваю какую-нибудь стандартную требовательную фразу, типа «ты должен учиться».
Если я терапевт спонтанный, то я не думаю, а примеряю на себя мысленно тот образ Требующего, который создал клиент, и начинаю требовать от клиента то, что спонтанно захочется. А может, не требовать. Я говорю «я — твой Требующий сейчас», а что этому Требующему сейчас через меня сказать захочется, про то я заранее не знаю.
На эти мои требования клиент описывает ощущения в теле; тогда я снова становлюсь терапевтом и помогаю клиенту трансформировать это ощущение техниками образной терапии.
Можно пойти иным путём: договориться с клиентом, чтобы он также спонтанно отвечал на мою роль из своей роли, как ему захочется ответить. Таким образом выходят накопленные чувства.
Важные правила спонтанного диалога между ролями:
1) Максимальная честность с обеих сторон;
2) Диалог ведется медленно, фиксируя внимание на всех нюансах (чтобы детально разобрать, как именно в клиенте формируется его "условный рефлекс");
3) Терапевт должен одновременно с исполнением своей роли управлять процессом, не слишком заигрываться, быть готовым в любой момент выйти из роли и вернуться к позиции терапевта;
4) После проработки чувств клиента нужно сделать ролевую проверку. Терапевт снова входит в ту же роль, задает спонтанно вопросы, а клиент отслеживает, изменилась его модель поведения или нет.
К: Боюсь, когда на меня кричат: сжимаюсь, не могу поднять глаза и ответить. Страх меня парализует.
Т: Что именно тебе должны крикнуть, чтобы ты так отреагировала?
К: Что-то громкое, сердитое, угрожающее.
Т: Насколько именно громкое?
К: Громче, чем я обычно говорю.
Т: Если тебе скажут что-то угрожающее, но тихо, такой реакции не возникнет?
К: Мне кажется, тогда я смогу поднять глаза и ответить... только перекроет дыхание. Если тихо, то не так страшно, значит, мои слова могут быть услышаны.
Т: А что ещё ты можешь сказать про то, какими должны быть эти люди, кричащие тебе громко? Какие у них есть особые метки, сигнализирующие тебе об опасности?
К: Они нахальны и чувствуют себя вправе распоряжаться всем. Они будто начальник над всем.
Т: По какому поводу они должны на тебя закричать?
К: Если я делаю что-то не так, как принято.
Т: Что ты можешь сделать не так, как принято?
К: Расслабиться, быть собой. Быть неприличной.
Взять то, что мне нужно.
Т: Давай сейчас поиграем. Я сыграю роль того, кто громко на тебя орёт. А ты описывай, что чувствуешь от моих фраз. Так мы выясним, на что именно ты реагируешь.
К: Давай.
Т: КУДА ТЫ СМОТРИШЬ, НЕНОРМАЛЬНАЯ!!!
К: Хочется спрятаться, закрыть голову руками, а внутри нарастает злость.
Т: Как выглядит злость внутри тебя? опиши образ.
К: Красная злая собака в сердце, на цепи, её пинают ногами, она скулит, но цепь мешает перегрызть горло обидчику.
Т: Отпусти собаку с цепи.
(Идёт проработка образа: собаку отпустили, увидели внутри тёмное озеро беспомощности, в котором можно утонуть, нашли спасательный круг, выплыли, озеро вылили наружу. Клиентка стоит на берегу озера, кормит гусей. Рядом спасательная лодка).
Т: Скажи: «я имею право реагировать так, как мне нужно в данной ситуации».
К: Сопротивление, а вдруг накажут.
Т: Как выглядят на озере те, кто накажет?
К: Это тёмная туча, идущая с другого берега, будет гроза и ветер.
Т: Как ты реагируешь?
К: Ставлю палатку, залезаю, пью горячий чай из самовара:) Знаю, что она выльется в озеро и у неё не будет больше силы меня наказывать.
Т: Давай опять поиграем, сейчас я на тебя что-нибудь крикну.
КУДА ТЫ СМОТРИШЬ, НЕНОРМАЛЬНАЯ!!!
К: Смотрю, кто это орёт:)
Т: А что ощущаешь?
К: Смех. Гремит гром, бурлит что-то в туче, озеро поливает, а сил в туче всё меньше и меньше. Мне хорошо, я чай пью в палатке.
Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 95; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!