Консервативно-романтического направления в английской историографии XIX в. (2 ч)



 

1. Биография Т. Карлейля.

2. Философские и исторические взгляды Т. Карлейля.

3. Трактовка Т. Карлейлем Французской революции.

4. Теория героев и героического в истории.

5. Критика Т. Карлейлем английского капитализма и демократии в работе «Прошлое и настоящие».

 

ИСТОЧНИКИ

1. Карлейль Т. Французская революция. История. М., 1991.

2. Карлейль Т. Теперь и прежде. М., 1994.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Виноградов К.Б. Очерки английской историографии нового и новейшего времени. 2-е изд. Л., 1975.

2. Гутнова С.В. Томас Карлейль как историк // Вопросы истории. – 1945. – № 5 - 6.

3. Ерофеев Н.А. Английская историческая наука 30 - 40-х годов XIX в. // Маркс-историк. М., 1968.

4. Костикова И.В. Философско-социологические взгляды Томаса Карлейля. М., 1983.

5. Саймонс Дж. Карлейль. М., 1981.

6. Энгельс Ф. Положение Англии. Томас Карлейль. «Прошлое и настоящие» //. Маркс К,. Энгельс Ф. Соб. соч. М., 1955. – Т. 1.

7. Неманов И.Н. Субъективистско-идеалистическая сущность воззрений Т. Карлейля на историю общества //Вопросы истории. – 1956. – № 4.

 

Методические рекомендации

 

Характеризуя исторические, философские и социологические взгляды Т. Карлейля необходимо показать их противоречивый характер. Также следует раскрыть особенности романтизма Т. Карлейля. Анализируя взгляды Т. Карлейля на историю и общество необходимо рассмотреть одновременное сочетание в его мировоззрении консервативно-романтических и мелкобуржуазных черт. В это связи нужно объяснить, почему исследователи определяют общественный идеал Т. Карлейля как «феодальный социализм».

Разбирая основные исторические труды Т. Карлейля, следует рассказать о предпосылках их возникновения, дать характеристику источниковой базы, показать структуру, раскрыть основные идеи и проанализировать те выводы, которые сделал Т. Карлейль, показать оценку исторических взглядов Т. Карлейля в историографии.

 

 

Тема 4. Цивилизационный подход в европейской философии истории и

Историографии XX в. (О. Шпенглер, А. Тойнби) (4 ч)

 

Занятие 1. «Закат Европы» О. Шпенглера (2 ч.)

 

1. Биография О. Шпенглера.

2. Общая характеристика «Заката Европы».

3. Теоретико-методологические взгляды О. Шпенглера: элементы «философии жизни», соотношение природы и истории, концепция прафеномена.

4. Типология и характеристика культурно-исторических типов в философско-исторической концепции О. Шпенглера.

5. Соотношение культуры и цивилизации в философии истории О. Шпенглера. Характеристика цивилизации.

6. Оценка философии истории О. Шпенглера в историографии.

 

Занятие 2. А. Тойнби и его «Постижение истории» (2 ч.)

 

1. Биография Тойнби.

2. Теоретико-методологические взгляды А. Тойнби: методология (влияние традиций британской исторической науки, влияние философии Бергсона, влияние концепции архетипов Юнга), отношение истории и политики, религия и история.

3. Критика А. Тойнби принципов локальной «национальной» историографии и его обоснование цивилизационного подхода к истории человечества. (Введение к «Постижению истории»).

4. Теория Вызова-и-Ответа.

5. Происхождение, развитие и гибель цивилизаций в цивилизационной концепции А. Тойнби.

6. Оценка философии истории А. Тойнби в историографии.

 

ИСТОЧНИКИ

1. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991.

2. Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории. М., СПб., 1995.

3. Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1 – 2. М., 1993 – 1998.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Аверенцев С.С. «Морфология культуры» Освальда Шпенглера // Вопросы литературы. – 1968. – № 1.

2. Губман Б.Л. Смысл истории. Очерки современных западных концепций. М., 1991.

3. Мучник В.М. В поисках утраченного смысла истории (Генезис и эволюция исторических взглядов А. Дж. Тойнби). Томск, 1986.

4. Патрушев А.И. Миры и мифы Освальда Шпенглера // Новая и новейшая история. – 1996. – № 3.

5. Рашковский Е.Б. Востоковедческая проблематика в культурно-исторической концепции А. Дж. Тойнби. М., 1976.

6. Тавризян Г.М. О. Шпенглер, И. Хейзинга: две концепции кризиса культуры. М., 1989.

 

Методические рекомендации

 

Характеризуя проблему цивилизационного подхода в западной истории и философии истории XX столетия необходимо рассказать о предпосылках его возникновения. Следует объяснить, почему европоцентристская модель мировой истории перестала удовлетворять историков и философов. Необходимо раскрыть кризис классических методов гуманитарного познания, на фоне которых стало возможно возвращение европейских гуманитариев к цивилизационному подходу в истории и философии истории.

Анализируя философско-исторические концепции Шпенглера и Тойнби важно показать взаимосвязь и взаимозависимость между «жизненным опытом» обоих мыслителей с их философско-историческими теориями. В этой связи следует дать характеристику их «биографического опыта», политических взглядов, раскрыть теоретико-методологические взгляды Шпенглера и Тойнби в контексте гуманитарной мысли Запада первой половины XX столетия, охарактеризовать основные идеи их философско-исторической концепции локальных цивилизаций, рассмотреть оценку научного наследия Шпенглера и Тойнби в историографии.

 


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 175; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!