Формы вокальной оперной музыки.



Урок 21

Тема: Музыкально–сценические жанры. Опера.

Цель: Сформировать у учащихся представление о жанре оперы.

Ход урока.

Организационный момент.

Изучение нового материала.

Основной вопрос - что вы знаете об опере?

а) опера – это музыкальное произведение для театра, главными исполнителями в котором являются певцы и симфонический оркестр;

б) в отличие от драматического театра, действующие лица оперы не говорят, а поют и в пении, прежде всего, выявляются характеры героев, выражаются их мысли и чувства;

в) оперный спектакль – красочное зрелище, способное воплотить жизнь народа, нарисовать фантастические и сказочные образы, правдиво передать глубокие человеческие переживания.

По законам оперного театра опера делится на действия (акты), действия на картины, картины на сцены.

Презентация.

- Кто из вас был в оперном театре?

- А чем оперный театр отличатся от кинотеатра?

- Что есть в оперном театре, и нет в кинотеатре?

- Для чего нужна оркестровая яма?

- Посмотрите насколько благородное, помпезное, величественное убранство оперного зала. Да это и неспроста. Ведь люди приходят, чтобы окунуться в таинственный, красивый, волшебный мир музыки.

Мы с вами сегодня не только соприкоснёмся с этим миром, но и будем творцами его.

Итак, опера. Что это такое?

- Это сложный синтез искусств: Сольное и хоровое пение, различные ансамбли, симфонический оркестр, элементы изобразительного искусства (костюмы, декорации), балетные сцены.

 

Но сначала немного истории

Истоки оперы.

Опера родилась в Италии. Чарующий климат, прозрачное синее небо, райская природа-все это погружает каждого итальянца в благостное состояние и заставляет выражать свой восторг перед совершенством мироздания в сладком и мелодичном пении. Действительно, большинство великих певцов, имена которых сохранила история, родились под небом Италии. В большинстве европейских стран в это время происходили важные перемены в музыкальной жизни. Активно развивалась светская музыка, которая предназначалась для концертов во дворцах знати и для исполнения простыми любителями музыки, появились новые музыкальные инструменты и сочинения для них, возродился интерес к танцевальному искусству. Такое музыкальное разнообразие требовало появление нового крупного музыкального жанра, который смог бы объединить новые музыкальные средства с достижениями других видов искусства- таких, как литература, живопись, театр. Эта задача была решена в Италии- в конце 16 века родилась опера.

Создание первых спектаклей с использованием новых выразительных средств привело к появлению нового вида искусства- оперы.

Самые первые музыкальные представления итальянских композиторов назывались “сказание в музыке” или “музыкальная повесть” с добавлением слова “опера” (в переводе с итальянского оно означает “труд”, “сочинение”), то есть труд такого-то композитора. Со временем обозначение “опера” так и осталось в театре как наименование нового жанра.

Первый публичный оперный спектакль был дан во Флоренции в октябре 1600 года, на свадебных тожествах во дворце герцогов Медичи. Высоким гостям было показано представление, которое называлось “Сказание в музыке” об Орфее и Эвридике (создатели первых спектаклей использовали сюжеты из древнегреческой мифологии). Текст принадлежал перу поэта Оттавио Ринуччини, а музыку написал Якопо Пери – композитор, органист и певец, исполнивший в спектакле главную роль.

Опера быстро завоевала популярность и распространилась не только по всей Италии, но и по всем странам Европы. В каждой стране она приобрела особый национальный характер- это сказалось и в выборе сюжетов (часто из истории той или иной страны, из её сказаний и легенд), и в характере музыки.

 

Структура оперы

Опера – это синтетический жанр, объединяющий в едином театральном действии различные виды искусств: драматургию, музыку, изобразительное искусство (декорации, костюмы), хореографию (балет).

Опера делится на самостоятельные части-действияили акты. Каждое действие представляет собой более или менее законченный отрывок оперы, в котором описывается одно или несколько связанных между собою событий. Следующее действие переносит слушателей обычно в другую обстановку. Действия (акты) делятся на отдельные самостоятельные большие части-картины, между которыми опускается занавес и меняются декорации, но больших перерывов нет. Внутри действий и картин различаются сцены-более короткие эпизоды, сменяющие друг друга вместе с изменением сценической ситуации и состава действующих лиц, находящихся на сцене.

 

Итак: Опера, как и другие музыкально-сценические произведения, строится на последовательном развитии сюжета и делится на акты, картины, сцены и номера. Оперный спектакль может начинаться с пролога, а заканчиваться эпилогом. Оперные номера бывают вокальные и оркестровые.

 

Формы оркестровой оперной музыки.

- Опера, как правило, начинается с интродукции или увертюры. Это вступление, вводящее в круг идей и настроений предстоящего зрелища. В увертюре или интродукции звучат все основные темы произведения. Это как бы краткий план всей оперы.

Увертюра- оркестровое вступление к опере, настраивает, подготавливает слушателя на определенный лад, вводит в круг настроений оперы.

Музыкальный фрагмент. Увертюра к опере «Руслан и Людмила» М.И. Глинки

(после прослушивания –беседа о характере музыки)

Нередко композиторы предпосылают операм вместо большой увертюры сравнительно небольшие симфонические вступления, или интродукции. Такие вступления являются чаще всего музыкальным введением в 1 действие.

Кроме увертюры или вступления, оркестру поручается исполнение самостоятельных музыкальных отрывков между действиями или картинами. Такие отрывки называются музыкальными антрактами.

Формы вокальной оперной музыки.

Главное в опере - пение. Сочетание слова и выразительной вокальной мелодии позволяет создать яркие музыкальные сценические образы.

Сольное пение в оперном спектакле играет главную роль в характеристике героев. Наиболее известной и популярной формой музыки является ария. Ария-речь одного из действующих лиц, в ней раскрывается душевное состояние героя, его отношение к происходящим на сцене событиям, а также это важнейшее средство для создания индивидуального образа, характера героя.

Это музыкальный портрет действующего лица. Для арии характерна широкая, распевная кантиленная мелодия, часто трёхчастная репризная форма


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 105; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!