Классицизм как культурно-исторический феномен



Билет 13, вопрос 2) Новое время, классицизм.

 

1. Общая характеристика. Понятие классицизма.

2. Картина мира, концепция личности,  типология конфликта в литературе классицизма.

3. Эстетика классицизма.

4. Своеобразие русского классицизма.

5. Ведущие жанры русского классицизма.

6. Трансформация классицизма. Роль таких произведений, как «Гимн бороде», «Кружка». «Властителям и судиям», «Похвала комару.

 

М.В. Ломоносов. «Ода на взятие Хотина».

Г.Р. Державин. «Фелица».

Фонвизин Д. Недоросль.

 

1. Озеров Ю.А. Русский классицизм.

2. Гуковскнй Г.А.Ранние работы по истории русской поэзии XVIII века. М.: Языки русской культуры, 2001.

3. Москвичева Г.В. Русский классицизм.

4. Лебедева О.Б. Классицизм как художественный метод // История русской литературы XVIII века. http://www.infoliolib.info/philol/lebedeva/class.html

(РЕЗЕРВНОЕ ЗАНЯТИЕ)

РЕЗЕРВ 1 .

Сентиментализм

Билет 15, вопрос 2) Эпоха Просвещения. Сентиментализм.

Билет 16, вопрос 2) Особенности русского сентиментализма.

.

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ

I

1. Сентиментализм: термин и хронологические границы. «Эстетическая основа» сентиментализма: произведения, которые определили поэтику сентиментализма   http://www.infoliolib.info/philol/lebedeva/radishch.html

2. Философская основа сентиментализма и новая модель процесса познания.

3. Оформление новой картины мира и кризис классицизма.

4. Концепция личности, сложившаяся в литературе сентиментализма. Характер в системе классицизма и в сентиментализме.  

5. По В.С. Киселеву:    

· Что такое «универсальный текст»?

· О каком «универсальном человеке» говорит Киселев?

· Сентиментализм как преодоление бинарности.

· Как вы понимаете следующие  утверждения Киселева:  «Литература  русского сентиментализма явилась … школой коммуникации» и «Автор становился метагероем своего творчества»

·   Каковы новые формы художественной коммуникации, открытые сентиментализмом?  

6. Изменение структуры художественной коммуникации в сентиментализме (важно понять и воспроизвести на экзамене)

7. Природа конфликта и типичные жанровые формы сентименталистской прозы.

8. Особенности русского сентиментализма

 

II

Н.М. Карамзин: сентиментализм и «преодоление» сентиментализма («Бедная Лиза» и «Наталья, боярская дочь»)

9. Рассказчик и читатель в повестях. В чем специфика фигуры рассказчика? Его функциональная и смысловая функции. Взаимосвязь рассказчика и читателя. (Подберите конкретные примеры для ответа).

10. План исторического. Художественное воплощение изменяющегося времени.

11. Пейзаж как органическая часть сюжета повестей. Его основные функции:

-эмоциональное воздействие на читателя,

-передача общей атмосферы,

-зеркало души человека,

-символ.

(Подберите конкретные примеры для ответа).

12. Организация пейзажных описаний. «Авторский» пейзаж, пейзаж героя. Взаимосвязь исторического и пейзажного планов.

13. Организация пространства героя.

14. Соотношение внутреннего и внешнего планов в образе героя Карамзина.

15. Роль курсива, тире в языке повести, эхообразных повторов, ритма прозы («Бедная Лиза»).

Литература

Основная:

· Киселев В.С. Проблема универсального повествования в эстетике русского сентиментализма http://sun.tsu.ru/mminfo/000063105/291/image/291_89-94.pdf

 

· Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века: Учебник. М.: Высш. шк.: Изд. центр «Академия», 2000. 415 с.

Художественная литература:

Карамзин Н.М. Бедная Лиза.  Наталья, боярская дочь.

 

Дополнительная:

· Кочеткова Н.Д. Литература русского сентиментализма. Л., 1995.

· Топоров В.Н. «Бедная Лиза» Карамзина. Опыт прочтения. М.: РГГУ, 1995.  

 

ЗАНЯТИЕ 6

Романтизм

Билет 17, вопрос 2) Романтизм

Билет 18, вопрос 2) Динамика русского романтизма

 

I

Законспектируйте 1 главу монографии Н.Я.Берковского, используя приведенные ниже вопросы (использованы материалы Н.Т.Рымаря)[2]

1. Романтическое двоемирие.

2. Идеал симпоэзии.

3. Философия природы Шеллинга и ее значение для понимания романтической культуры; восприятие материального мира у ранних и поздних романтиков.

4. Развоплощение и его формы.

5. Понятие хаоса.

6. Концепция прогресса, природы и культуры.

7. Идея возможностей и романтическая концепция человека.

8. Гротеск, фантастика, миф.

9. Историзм романтиков.

10. Романтическая ирония, юмор, смех.

 

 

Литература

Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Вступит, статья А. Аникста. JL, «Худож. лит.», 1973. 586 с.

II

Русский романтизм


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 400; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!