II. Тема творчества и любви в романе
ГБПОУ СО «Уральский государственный колледж имени И.И. Ползунова»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ
ДИСЦИПЛИНА: ЛИТЕРАТУРА
ТЕМА . ЛЮБОВЬ И ТВОРЧЕСТВО В РОМАНЕ «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: СЕРГЕЕВА НАТАЛЬЯ
МИХАЙЛОВНА
Екатеринбург
ПЛАН УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Тема: Любовь и творчество в романе «Мастер и Маргарита».
Цель : уяснить нравственные уроки Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель; проверить знания содержания романа; материал занятия позволяет поставить задачу морально-эстетического воспитания учащихся.
Тип занятия: комбинированный урок.
Вид занятия: комментированное чтение текста, беседа, частично-проблемный.
Наглядные пособия: тексты романа М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита».
Ход урока
I . Работа с текстом романа
Слово преподавателя
Прощение Пилату приходит от Мастера, это он отпускает его на свободу. Роман не выдуман Мастером, а угадан («О, как я угадал! О, как я все угадал!»). Чтобы быть писателем, не надо иметь членское удостоверение. По этому удостоверению пропускают в ресторан, но не в Историю.
Анализ эпизода главы 28
— Достоевекий умер, — сказала гражданка, но как-то не очень уверенно.
— Протестую! — горячо воскликнул Бегемот. — Достоевский бессмертен!
Оказывается, «вовсе не удостоверением определяется писатель, а тем, что он пишет». Только не каждый способен трезво оценить то, что ой это удалось. Он соглашается с тем, что он «человек невежественный» (глава 13) и обещает «не писать больше» стихов. Он расстается со своей как будто кем-то навязанной профессией с чувством освобождения, облегчения. Бездарный же Рюхин (глава 6), осознавший ничтожность своего таланта, не способен измениться. Он продолжает завидовать Пушкину. «Повезло, повезло!» — ядовито заключает Рюхин и понимает, «что исправить в его жизни уже ничего нельзя, а можно только забыть».
|
|
— В чем еще вы видите связь между Рюхиным и Бездомным?
По существу, Рюхин — двойник Бездомного, его отражение (Рюхину 32 года, Ивану — 23), духовный тупик, которого Ивану удалось избежать. С Иваном происходит чудо. Попадая в сумасшедший дом, Иван изживает в себе Рюхина. На вопрос Ивана «Вы писатель?» ответ был: «Я — мастер Некоторые исследователи считают, что Иван перевоплощается в другого двойника — Мастера.
Мастер является к Ивану не извне, а из его собственных видений и снов. 13 глава пространство сна Ивана, его видения.
— Чьи традиции продолжает здесь Булгаков?
Эта традиция идет от Достоевского, это он разрабатывал сложное взаимодействие реального и ирреального. Вспомним Ивана Карамазова (тоже Иван) и его двойника. Гость Карамазова — кошмар, гость Ивана Бездомного — откровение, воплощение искры божьей. Карамазов ненавидит гостя, отрицает его, Бездомный — жадно слушает, не сомневается в его существовании. Через двойника герой познает себя, а читатель познает героя.
|
|
— Есть ли двойники у других героев романа?
Находим целую систему соответствий, отражений, вариантов судьбы. Мастер и Иешуа, Алоизий и Иуда, Берлиоз и Майгель, Иван и Левий Матвей, Наташа и Гелла. Б. Соколов находит в романе до восьми триад: Понтий Пилат — Воланд — Стравинский, Крысобой — Азазелло, Арчибальд Арчибальдович, пес Банга, кот Бегемот, пес Тузбубен и т. д.
— Есть в романе и предметы-двойники. Найдем их.
Нож, украденный Левием Матвеем, возникает в конце романа, в магазине, где безобразничают Коровьев и Бегемот. Джаз-оркестр в Грибоедове и на балу у Воланда. Гроза в Москве и в Ершалаиме.
— Есть ли двойник у Маргариты?
Это единственный персонаж без двойника. Булгаков подчеркивает избранность, неповторимость Маргариты и ее чувства, глубокого, доходящего до полного самопожертвования. Ведь Маргарита во имя спасения Мастера заключает договор с дьяволом и этим губит свою бессмертную душу. Это романтическая героиня, очерченная ярко: желтые цветы (цвет луны), черное пальто (отражение бездны), никем не виданное одиночество в глазах. Как часто бывает у Булгакова, герои действуют под воздействием внезапной вспышки, озарения: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих. Так поражает молния, так поражает финский нож!» — говорит Мастер. Роковая предрешенность встречи, чрезмерность чувств, небывалость любовной истории, идеальность возлюбленной — воплощение мечты.
|
|
II. Тема творчества и любви в романе
Лекция преподавателя
Читатель подводится ко второй части призывом рассказчика: «За мной, читатель!». Этим же призывом открывается вторая часть романа: «Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!
За мной, читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!». Кстати, глава 19 называется «Маргарита», она и есть главная героиня второй части.
— Как связаны темы любви и творчества?
Мастер рассказывает Ивану свою историю. Это и история романа о Пилате и история любви. Маргарита — земная, грешная женщина. Она может ругаться, кокетничать, она женщина без предрассудков. Чем же Маргарита заслужила особую милость высших сил, управляющих Вселенной? Маргарита, вероятно, одна из тех ста двадцати двух Маргарит, о которых говорил Коровьев, знает, что такое любовь.
|
|
История любви Мастера и Маргариты связана со сменой времен года. Временной цикл в рассказе героя начинается с зимы, когда Мастер еще в одиночестве поселился в подвальчике и принялся «сочинять роман о Понтии Пилате». Затем наступает весна, «оделись в зелень кусты сирени». «И вот тогда-то, весной, случилось нечто гораздо более восхитительное, чем получение ста тысяч», — Мастер встретил Маргариту. «Золотой век» любви длился для героев, пока «шли майские грозы и... деревья в саду сбрасывали с себя после дождя обломанные веточки, белые кисти», пока шло «душное лето». Роман Мастера «был дописан в августе», и с наступлением осени в природе наступила осень и для героев. «В половине октября» Мастер заболел: ему показалось, что «осенняя тьма выдавит стекла, вольется в комнату и он «захлебнется в ней». Герой сжег рукопись романа и в тот же вечер был арестован по доносу Алоизия Могарыча. Возвращается Мастер к своему подвальчику, где уже живут другие, зимой, когда «сугробы скрыли кусты сирени» и герой потерял свою возлюбленную. Новая встреча Мастера и Маргариты происходит в мае, после бала весеннего полнолуния.
Любовь — второй путь в сверхреальность, так же, как творчество, ведет к постижению «третьего измерения». Любовь и творчество — вот что может противостоять вечно существующему злу. С любовью и творчеством связаны и понятия добра, прощения, понимания, ответственности, истины, гармонии. Во имя любви Маргарита совершает подвиг, преодолевая страх и слабость, побеждая обстоятельства, ничего не требуя для себя.
Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 105; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!