Сценарий театрализованного представления, посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ДОМ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

 

ПАМЯТИ ПАВШИХ БУДЕМ ДОСТОЙНЫ

 

 

 

 

Курск 2020 г.

    «Памяти павших будем достойны». Сборник сценариев. Курск: ОБУК «Курский областной Дом народного творчества», 2020 год, 51 стр.

 

 

Уважаемые коллеги!

           Мы относимся к поколению, которое знает об этой войне из учебников истории, рассказов и воспоминаний ветеранов, и, к нашему счастью, мы не видели всех тех ужасов, которые пришлось пережить очевидцам тех лет.

       Великая Победа досталась нашим предкам очень дорогой ценой. В памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество народа.

       День 9 мая 1945 года знает весь мир. Наша страна шла к этому дню четыре года. Но какие это были годы….

       Надеемся, что сценарии, вошедшие в сборник, помогут специалистам при подготовке праздничных мероприятий, посвященных 75-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

 

Над сборником работали: Л.А. Трофимова, О.С. Долженкова

Ответственный за выпуск: В.В. Русанов

З. Бабич,

     

Поныровский район

 

ТРЕУГОЛЬНИКИ ПИСЕМ НАДЕЖДЫ

Сценарий театрализованного представления

Действующие лица:

Полковник Тихомиров

Связист
Лиличка: Дочь полковника Тихомирова – 12 лет

Миша: Сын Тихомирова – 6 лет

Реквизит: кубы, противотанковые ежи, военная карта, телефон, макеты писем для хореографической композиции, радио-тарелка, плакаты военных лет, маск.сетка, фотоаппарат на штативе.

Вступление о фронтовых письмах

Пластическая композиция с письмами на фоне слов ведущих.

Строки из писем зачитывают чтецы (запись на муз.фоне)

Музыкальный фон: Вокализ – 2 мин.10 сек.

1 ведущий. Письма с фронта… Пожелтевшие треугольники, исписанные неровным солдатским почерком.

2 ведущий. В строгой форме фронтового письма есть ограничение: «Выше черты не писать» и «Ниже черты не писать».

1 ведущий. Но сегодня письмо и человек за ним раздвигают границы «выше черты» и «ниже черты».

       Мы видим солдата с карандашом и листком бумаги на огневой позиции, в окопе, ночью в холодной землянке, когда, несмотря на усталость, никак не удавалось уснуть и перед глазами всплывали родные любимые лица…

2 ведущий. Во многих российских семьях бережно хранятся пожелтевшие от времени, листочки с поблекшими штампами полевой почты и отметками военной цензуры.

А эти письма (показывает треугольники, раскрывает) из семейного архива дочери полковника Евгения Ивановича Тихомирова хранятся в Поныровском Историко-мемориальном музее Курской битвы.

1 ведущий. Адрес: Ярославль, Малая Пролетарская, дом 51, квартира 4, Тихомировой Анне Тимофеевне, а это – Тихомировой Лилии Евгеньевне…

2 ведущий. Обратный адрес: полевая почта №6 40 80 Е.И. Тихомиров.

Письма командира 1-й минометной бригады полковника Евгения Ивановича Тихомирова, который сражался в дни Курской битвы на нашей Поныровской земле.

 

Сцена 1.

Слева - сектор тыл.

Звучит песня: «Фонарик мой»

С левой стороны сцены большой и малый кубы. На верхнем радио репродуктор и коробочка. Из-за сцены выходит мальчик, взбирается на большой куб и дотягивается до коробки. Осторожно снимает её. Идёт с коробкой в центр сцены.

Миша (подпевает репродуктору: Фонарик мой, свети, свети, свети…зрителям). А Лиличка думает, что я не достану коробку! Лиличка в школе, мама на работе… А в коробке фонарик. Его папа Лиличке подарил, когда на войну уходил. Он бы точно мне подарил, но я был тогда совсем маленький… Я немножко поиграю и на место положу…

 

       Входит девочка в школьной форме, с пионерским галстуком.

Лиличка. Миша! Зачем взял без разрешения мою коробку!?

(Миша роняет коробку, из коробки высыпаются письма).

Миша. А мне интересно было, что ты там прячешь… А где же фонарик? (Подбирает письма)

Лиличка. Я его давно отдала маме, она же поздно приходит с работы.

Миша. Это папины письма?

Лиличка. Да. Это папины письма.

Миша. А почему папа только тебе пишет?

Лиличка. Нет, он маме пишет, а мне отдельно, а ещё нашему классу, так мы с ним договорились, когда он на войну уходил.

Миша. А мне?

Лиличка. Да ты же тогда совсем маленький был, даже букв не знал. Зато папа в каждом письме про тебя спрашивает. Вот, смотри (читает).

«Моя доченька любимая, расцелуй за меня моего малышку – малого Мишку. Пусть растёт хотя балованным, но хорошим, добрым и ласковым сыном». А хочешь вместе напишем папе письмо?

Маша. Давай, только я сначала танк нарисую!

Лиличка. А лучше миномёт, ведь папа командир миномётной бригады.

Миша. Точно! Я нарисую, как наши миномёты стреляют по фашистам, как они бегут! А еще там пулеметчики и танки все стреляют! Ды-ты-ты-ты, ты-ты-ты… (убегают).

       Звуки настоящего боя перерастают из детского «ты-ты-ты ты-ты».

       Фонограмма.

Сцена 2.

       Справа - военный сектор, командный пункт.

       Командный пункт 1-й минометной бригады: атрибуты КП-карта, стереотруба. Бинокль, телефон. Маск.сетка.

       Звуки боя нарастают и гаснут.

Связист (берет трубку). Есть! Товарищ полковник. Вас командир дивизии!

Тихомиров. Слушаю, товарищ генерал. Есть, товарищ генерал! Есть сигнал «Солнце»!

По всем огневым сигнал «Солнце»!

       Грохот контр.арт. подготовки. На экране видео. Диалог с вниманием на экран.

Молодцы разведчики, успели за 10 минут до начала их арт.налёта!

Связист. Наши бьют!

Тихомиров. Трассирующие пошли! Видно, как днём!

Связист. Немецкие танки перешли в наступление! На нашем участке 70 штук. 48 «Тигров», 14 мото-взводов, 8 танкеток.

Тихомиров. Докладывать каждые 10 минут!

Связист. Бой не утихает, идёт с предельной напряженностью.

Тихомиров (берет трубку). 9-й полк, плохо работаете! 6-й, почему оттеснен до Понырей! 1019 полк – хрен не слаще редьки!

Связист. Идёт непрерывный бой с мотопехотой, танками, активно действует немецкая авиация.

Тихомиров. Наша лучше. Немцы 3 раза налезали и вылетали из Понырей, 4 полк работает отлично. Горбунов с работой справляется. (Связисту) Немцы выдыхаются.

Связист. Тигры горят хорошо.

Тихомиров. Немцы выдохлись. Закапываются глубоко в щели. Есть приказ отбросить противника. Бить есть чем. От Понырей остались одни воспоминания.

 

       Звуки боя стихают.

Связист (читает). В результате боёв огнём бригады противнику был нанесен мощный удар по уничтожению живой силы и техники. Подожжено 10 танков, одно самоходное орудие. Уничтожены 17 пулемётов, одна батарея. Подавлен огонь пяти батарей и двух орудий ПТО.

       Товарищ, полковник! Вам поздравительная записка о награждении орденом «Красного Знамени» и письма из дома.

Полковник Тихомиров. Меняем позиции! Выполнять!

Связист. Есть!

Полковник Тихомиров. 12.00 снова в бой. 18.00 прошли 3 км. Продвинулись дальше на свои окопы. Заняли Широкое болото, Бузулук и ст. М-Архангельск. Идём весело вперёд. Вот мы и на старых рубежах, что кинули на две недели. Получил от Нюсеньки и Лилички письмо. Как же хочется быть там с ними.

Сцена 3.

       Мизансцена с участием полковника Тихомирова и Лилички, в ходе которой звучат письма с фронта Тихомирова и дочери к отцу.

       Музыкальный фон

       Тихомиров разворачивает письмо, читает.

Лиличка. Здравствуй, папа. Мы каждый день вспоминаем тебя, как на речку вместе ходили ловить рыбу, как на лодке катались, я чуть не упала в воду, но ты поймал меня. Мама рано уходит на работу в госпиталь и возвращается вечером. Она продала свои часики и купила муки. Я учусь хорошо. Наш отряд передает тебе и всем красноармейцам наш пионерский привет и пожелание – скорей победить фашистов. Миша подрос. Учит буквы, чтобы самому писать тебе письма. Но немного ленится. Говорит, что вот папа скоро вернётся и не надо будет учиться писать. Такой хитрый! А пока посылаю тебе Мишин рисунок.

Тихомиров. Здравствуй, моя дорогая доченька. Лиличка, я очень сожалею, что мама не смогла сберечь свои часики – это моя память. Но если это нужно на хорошее дело, то это хорошо. Будьте только здоровы, мои славные, мои любимые дети. Я очень и очень хотел бы быть у вас и с вами, а таких как я очень много, и если мы все поедем домой, тогда не только чёрные птицы, а и черные танки могут быть там у вас, а мы этого не хотим. Мы бьём немцев, пока живы, мои славные, любимые. Будь здорова. Целую тебя, моя родная, крепко, крепко. Твой папа.

Лиличка. Дорогой папа, а вчера маме приснился страшный сон. Будто мы потеряли тебя, она так переживала, не могла успокоиться, места себе не находила. Только бы с тобой ничего не случилось! Пиши чаще.

Тихомиров. Лиличка. доченька! Почему ты не сдерживаешь данного тобою мне обещания? Почему я получаю от мамочки письма залитые слезами? Почему ты даешь ей плакать? Ведь ты знаешь, что папа слёз не любит. Расцелуй крепко – крепко мамулечку за меня, моя славная девчоночка и скажи ей, чтобы она помнила мою просьбу, никогда не плакать. Ведь я скоро-скоро приеду, моя родная. Расцелуй своего братика Мишука крепко –крепко, и скажи сынке, чтобы рос быстрей и был сильным и здоровым. Вот скоро мы разобьем фашистов, и я приеду домой к вам, мои любимые. Ну, будь здорова, родная, целую тебя крепко-крепко. Твой папа. Передавай всему вашему отряду наш боевой, красноармейский привет. Ещё немного нужно поскучать, доченька. Вот когда гадам вырвем жало – отрубим башку и на Руси умолкнут проклятья и стоны.

 

       «Раны русской земли», хореографическая композиция.

       Раны русской земли,

       поседевшей навеки от горя.

       Капли крови в пыли,

       Обелиски во ржи среди поля.

       Черный ворон потерь,

       Треугольники писем надежды.

       И открытая дверь

       Там, где ждут, ждут годами, как прежде…

       Плач в ночи матерей

       Над конвертами с синей печатью,

       Крик: «Ура», сыновей,

       Что сражались с фашистскою ратью.

 

Ведущий. Полковник Тихомиров погиб 4 августа 1943 года. Выполнив последнюю волю своего командира, бойцы минометной бригады похоронили его в селе Брусовое Поныровского района рядом с подполковником Добровольским. Каждый год сюда приезжает дочь полковника Тихомирова Лилия Евгеньевна с сыном Евгением и теперь уже с внуками…

1 Ведущий. Фронтовые письма… Мы видим черные следы оккупации на белом снегу, канувшие в чужбину судьбы угнанных, вкус надоенного в 43-м молока, пар на морозе, голодные глаза детей. Но радость в усталых глазах женщин: «Свои».

2 Ведущий. Мы чувствуем тяжесть осевшего в чернозём орудия и ненадежность за его щитом, когда идут танки. Мы видим малиновый цвет раскаленного от выстрелов ствола. И страх треплет нас, и мы теряем то мгновение, когда он отпускает нас, и мы не помним то мгновение, когда совершаем подвиг, даже если остаемся живы…

О многом расскажет фронтовое письмо, прикоснувшись к вашей душе.

1 Ведущий. Мы помним Ваш подвиг.

2 Ведущий. Мы чувствуем вашу боль.

1 Ведущий. Вечная память всем, прошедшим войну.

2 Ведущий. И вечная благодарность потомков.

 

А.Усов

 

МИНУВШИХ ЛЕТ СВЯТАЯ ПАМЯТЬ

Сценарий театрализованного представления, посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне

Действующие лица:

Солдат – Костюм. Красноармейская гимнастерка, подтянутая ремнем. На голове каска. На ногах сапоги (мягкие выворотные ичиги). Штаны военные или черные. Накинута плащ-палатка.

Ирина – Костюм. Штаны, рубаха, подтяжки, туфли в стиле 30-х годов.

Василий – Костюм. Сарафан, туфли в стиле 30-х годов.

Смерть – Костюм. Черный балахон с капюшоном, на ногах черные лосины и чешки.

Пехотинец – Костюм. Красноармейская гимнастерка, подтянутая ремнем. На голове пилотка со звездочкой. На ногах сапоги (мягкие выворотные ичиги). Штаны военные или черные.

Зенитчица – Костюм. Юбка темная – синяя или черная. На голове пилотка, на ногах сапоги.

Медсестра – Костюм. Юбка темная – синяя или черная. На голове пилотка, на ногах сапоги. Белый медицинский халат.

Партизан Костюм. Штаны, рубаха, телогрейка, на голове шапка-ушанка. Вещмешок.

Летчик Костюм. Красноармейская гимнастерка, подтянутая ремнем. На голове шапка летчика. На ногах сапоги (мягкие выворотные ичиги). Штаны голифе.

Девушка – «Земля» - Стилизованный народный костюм. На голове венок из трав.

Девушки – «Березки» - 8-12 человек – Костюм. Представляют собой разрисованные ткани листьями и ветками березы. Головы участниц украшены небольшими кокошниками, такими, чтобы не мешали движениям с шарфами. Размере шарфов – 2,5 м х 90 см. Шарфы зеленого цвета тоже расписаны листьями или ветками березы. На ногах «березок» - белые сапожки.

Девушки юнармейцы – 3 человека – Костюм. Юбка темная – синяя или черная. На голове пилотка, на ногах сапоги.

Парни юнармейцы – 3 человека – Костюм. Красноармейская гимнастерка, подтянутая ремнем. На голове пилотка со звездочкой. На ногах сапоги (мягкие выворотные ичиги). Штаны военные или черные.

Оформление:

       Занавес закрыт. На арлекине – ордена.

Занавес открыт. На заднем плане – белый фанерный обелиск со звездой. Вечный огонь выдвигается через задник во время пластической композиции «Никто не забыт! Ничто не забыто!» и остается на сцене до конца действия.

       «Вечный огонь» сделан в виде пятиконечной звезды с отверстием 20 сантиметров в середине, по краям которого пришиваются короткие красные и желтые лоскуты легкой шелковой ткани, а внутри помещается красная электрическая лампочка и вентилятор.

       Вся сцена (порталы, кулисы, падуги, планшет) затянута шинельным сукном (оно может быть рваным, обгорелым, простреленным). В глубине – киноэкран. Помимо кинопроекций, он может подсвечиваться цветным светом.

       На порталах, на арлекине и по стенам зала – большие фотографии солдатских лиц военных лет (переснятые и увеличенные с военных билетов).

       Эти лица в пилотках и без, суровые или улыбчивые, глядят прямо на зрителя. Вокруг них развешаны предметы военного снаряжения: скатки и фляжки, саперные лопатки и котелки, каски и пилотки, шлемы и бескозырки, автоматные диски и патронташи.

Пролог

«Помните! Это было на свете!»

       Звучат первые аккорды мелодия песни А. Пахмутовой на стихи М. Львова «Поклонимся великим тем годам». По залу и занавесу движутся лучи световых пистолетов. Это выполняют юноши и девушки в солдатской форме. На занавесе появляется проекция:

                                                                  1941-1945

«Разве годы сотрут этих лет

В нашей памяти огненный след».

Проекция медленно гаснет. Занавес открывается.

Звучит «Реквием» Д. Кобалевского.

Голос. Память – это веленье,

Это прикосновенье,

Тропка из глубины

Сердец ведущая.

Память – это страдание,

Память – это дерзанье –

Это дорога из прошлого в грядущее.

 

       Луч света выхватывает из полумрака солдата.

Солдат. Родина! Разве такую отдашь кому?

Родина! В травах звенит кузнечик,

Родина! Спелые вишни в саду.

Родина! И вы по пояс в пруду.

Родина! Разве такую отдашь кому?

 

       Звучит лирическая мелодия. Музыкальный размер ¼. Идет пластическая композиция «До войны», которую исполняют «Девушки-березки». Перед их появлением идет соло Девушки – «Родина».

       Для пластической композиции потребуются резиновые мячики диаметром 20 сантиметров, футбольные мячи, скакалки, шарфы.

       В пластической композиции идет повествование о мирной жизни, о прекрасной нашей Родине.

Эпизод первый

«Война»

       Звучит песня «Синий платочек» - музыка Г. Петерсбурского, слова М. Максимова. На сцене пластическая композиция «Синий платочек». Все участники одеты в одежду, выполненную в стиле 30-х-40-х годов. Первыми выходят Варя и её подружки, через некоторое мгновение появляются юноши, среди них Василий. Они заигрывают с Девушками, знакомятся и приглашают танцевать. Василий танцует с Ириной. Неожиданно в мелодию врываются звуки летящих самолетов, свист снарядов, взрывы, стрельба, свист пуль. Исполнители замирают на месте и, подняв головы вверх, слушают обращение.

       Фонограмма(голос Левитана).Внимание! Говорит Москва. Передаем важное правительственное сообщение. Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня в 4 утра без всякого объявления войны германские вооруженные силы атаковали границы Советского Союза. Началась Великая Отечественная война советского народа против немецко-фашистских захватчиков. Наше дело правое. Враг будет разбит! Победа будет за нами!

 

       Вновь продолжает звучать мелодия песни «Синий платочек». Девушки прощаются с парнями. Василий дарит Синий платочек Ирине и уходит, за ним все остальные парни. Девушки остаются на сцене. Тоскуют. Дают клятву, что обязательно дождутся возвращения ребят, как бы тяжело это не было.

       Плавно мелодию сменяет тема песни А. Александрова «Священная война». Свет приглушается с добавлением красного, из-за кулис красные вспышки, как бы взрывы снарядов, бомб и т.д.

       Идет пластическая композиция «Война» - исполняют Девушки – «Березки» и Юноши – «Захватчики». В композиции 2 «Захватчики» нападают на «Березок» и издеваются, раздевают Девушку – «Землю». Все, кроме неё, исчезают. Истрепанная, избитая Девушка «Земля» выходит на авансцену, смотрит на зрителя, протягивает им руки. Пауза. Разворачивается и уходит.

       На сцене появляются солдаты. Привал. Звучит песня «Вася-Василёк» , музыка А. Новикова, слова С. Алымова.

      

Голос. По машинам!

       Солдаты разбегаются.

       Звучит «Песня фронтового шофера», музыка Б.Ласкина, слова Б. Мокроусова, на сцене в исполнении девушек в военной форме и с флажками в руках идет танец «Регулировщиц». В финале все девушки расходятся, а в центре остается Ирина.

Василий. Ирина?! Ира! Ира!

Ирина. Вася?

       Фоном звучит мелодия песни «Синий платочек». Василий подбегает к Ирине, обнимает и кружит её. Остановившись, долго смотрят друг на друга.

Василий. Огрубела в огне пожаров,

В крови боев искупался я…

Все это странно вам слышать, пожалуй,

Неясна и сбивчива речь моя.

Сколько убитых я видел – тыщи!

Ночью в бой отправляюсь вновь.

Но чем страшней война, тем чище,

Тем сильнее моя любовь.

 

Ирина. Вся земля в крови и дыму,

Забыла о мирном далеком дне я.

Может, легче сейчас без любви, одному?

Василий. Нет! Без любви одному труднее.

Ирина. Взгляните, туча какая! Гроза!

Василий. Грозе над лесом, туче над лугом,

Рощам, полям я хочу закричать,

Что я вас люблю назло всем разлукам,

Что с вами хотел я встретить победу,

Увидеть моря, корабли, города,

Что я вас люблю на всю жизнь и уеду.

Через десять минут, - может быть, навсегда.

Ирина. Война, Никакие слова не помогут.

Василий. Подарите мне что-нибудь на дорогу.

Ирина. Что же? Разве платочек розовый?

Откуда-то взялся в кармане моем…

Или вот этот листок березовый,

Тронутый желтым, осенним огнем?..

А может, просто такие слова:

«Буду помнить о вас, пока буду жива».

Василий. Ирина! Вы… вы мне такие слова сказали,

Подарок мне сделали такой,

Как будто рану перевязали

Нежной, ласковой рукой.

И, может, тут для клятвы не место,

И мы сейчас расстаемся опять,

Но прошу вас: своей невестой

Разрешите мне вас назвать.

Ирина. Невеста, верно, слово чудесное,

Но не легко это слово сказать,

Ведь мы расстаемся не в сказке, не в песне,

И я не казачка, да и вы не казак.

Василий. Это вам не доставит тревог,

Ну, разве письмишко когда прочтете,

Ну, может, в туман военных дорог,

Ответ короткий, когда пошлете.

Ирина. Смешной вы.

Василий. Слова мои, может, смешны,

Но я о вас думаю, как о невесте.

Ирина. Ветер! Ну что ж, давайте вместе

Пробиваться сквозь пламя войны.

Василий. Вы согласны?

Ирина (смущенно). Не знаю. Может, это напрасно

И… даже как-то неуместно…

Но я… я согласна.

Василий. Ирина! Вы!

Ирина. Я ваша невеста.

Василий. Скажешь – невеста, и сердце забьется,

Дымок над хатой, родимый край!

Ирина. Я – ваша невеста, и как в песне поется,

Мне теперь лишь одно остаётся:

Сказать жениху на дорогу: - Прощай.

       Протягивает Василию руку. Он стремительно обнимает Ирину.

Так я и знала… дождик пошел.

Василий. Ирина, невеста моя, родная!

Хорошо, что мы встретились!

Ирина. Хорошо!!

Василий. А когда же увидимся снова?

Ирина. Не знаю.

Василий. Но как-то встретиться мы должны!

Ирина (шутливо). В шесть часов вечера после войны…

Василий. В шесть часов вечера.

Ирина. После войны. Не опаздывай, мой дорогой.

Эпизод второй

«Курская дуга»

       Звучит тревожная мелодия, слышны разрывы снарядов, голоса людей, сирены; появляются Девушки – «Березы». Пластическая композиция «Бинты» по окончанию композиции луч света высвечивает Солдата. На экране кадры сражений на Курской дуге. На заднем плане располагается Василий для отдыха и засыпает.

Солдат. В пылу сражений, как там ни считалось,

Мы не признать сегодня не вольны:

У нас под Курском, здесь она решалась –

Судьбы народной праведной войны.

Вся наше боль, все наше униженье,

Все, стерпеть пришлось нам от врага,

Нашли ответ в мучительном сраженье

С крутым названьем – Курская дуга…

И мать – земля стонала и гудела

Под танками на страшном их пути,

Металл смешался с человечьим телом,

Чтоб с этим сплавом в чернозем уйти.

Да, здесь в июле в русском поле чистом

Где каждый миг рвал чьи-то жизни нить,

Красноармеец показал фашисту,

Как мы умеем Родину любить.

 

       Звучит песня «Соловьи» музыка В. Соловьва-Седого, слова А. Фатьянова. На экране кадры восхода солнца, цветения и соловьев. Во время песни мимо Василия проходит потрепанная и «разбитая» Девушка – «Земля». Около него она присаживается, его гладит своей рукой, встает и уходит.

       Раздается рев Мессера. Василий подрывается видя, что все спокойно, успокаивается. Стихотворение М. Дудина «Соловьи»

Василий. О мертвых мы поговорим потом.

Смерть на войне обычна и сурова.

И все-таки мы воздух ловим ртом

При гибели товарищей. Ни слова

Не говорим. Не поднимаем глаз,

В сырой земле выкапываем яму.

Мир груб и прост. Сердца сгорели.

В нас остался только пепел, да упрямо

Обветренные скулы сведены.

 

Трехсотпятидесятый день войны.

 

Еще рассвет по листьям не дрожал…

И для острастки били пулеметы…

Вот это место. Здесь он умирал –

Товарищ мой из пулеметной роты.

Тут бесполезно было звать врачей,

Не дотянул бы он и до рассвета.

Он не нуждался в помощи ничьей.

Он умирал. И, понимая это,

Смотрел на нас, и молча ждал конца,

И как-то улыбался неумело.

Загар сначала отошел с лица,

Потом оно, темнея, каменело.

Ну, стой и жди. Застынь. Оцепеней.

Запри все чувства сразу на защелку.

Вот тут и появился соловей,

Несмело и томительно защелкал.

Потом сильней, входя в горячий пыл.

 

Как будто настежь вырвавшись из плена,

Как будто сразу обо всем забыл,

Высвистывая тонкие колена.

Мир раскрывался. Набухал росой.

Как будто бы еще едва означась,

Здесь рядом с нами возникал другой

В каком-то новом сочетанье качеств.

Как время, по траншеям тек песок,

К воде тянулись корни у обрыва,

И ландыш, приподнявшись на носок,

Заглядывал в воронку от разрыва.

Еще минута. Задымит сирень

Клубами фиолетового дыма.

Она пришла обескуражить день.

Она везде. Она непроходима.

Еще мгновенье. Перекосит рот

От сердца раздирающего крика, -

Но успокойся, посмотри: цветет,

Цветет на минном поле земляника.

Лесная яблонь осыпает цвет,

Пропитан воздух ландышем и мятой…

А соловей свистит.

Ему в ответ еще – второй,

еще – четвертый, пятый.

Звенят стрижи. Малиновки поют.

И где-то возле, где-то рядом, рядом

Раскидан настороженный уют

Тяжелым громыхающим снарядом.

А мир гремит на сотни верст окрест,

Как будто смерти не бывало места,

Шумит неумолкающий оркестр,

И нет преград для этого оркестра.

Весь этот лес листом и корнем каждым,

Ни капли не сочувствуя беде,

С невероятной, яростною жаждой

Тянулся к солнцу, к жизни и к воде,

Да, это жизнь. Ее живые звенья,

Ее крутой, бурлящий водоем.

Мы, кажется, забыли на мгновенье

О друге умирающем своем.

Горячий луч последнего рассвета

Едва коснулся до его лица. Он умирал.

И, понимая это, смотрел на нас и молча ждал конца.

Нелепа смерть. Она глупа. Тем более

Когда он, руки разбросав свои,

Сказал: «Ребята, напишите Поле:

У нас сегодня пели соловьи».

И сразу канул в омут тишины

Трехсотпятидесятый день войны.

Он не дожил, не долюбил, не допил,

Не доучился, книг не дочитал.

Я был с ним рядом. Я в одном окопе,

Как он о Поле, о тебе мечтал.

И, может быть, в песке, в размытой глине,

Захлебываясь в собственной крови.

Скажу: «Ребята, дайте знать Ирине;

У нас сегодня пели соловьи».

И полетит письмо из этих мест

Туда, в Москву, на Зубовский проезд.

Пусть даже так. Потом просохнут слезы,

И не со мной, так с кем-нибудь вдвоем

У той поджигородовской березы

Ты всмотришься в зеленый водоем.

Пусть даже так. Потом родятся дети

Для подвигов, для песен, для любви.

Пусть их разбудят рано на рассвете

Томительные наши соловьи.

Пусть им навстречу солнце зноем брызнет

И облака потянутся гуртом.

Я славлю смерть во имя нашей жизни.

О мертвых мы поговорим потом.

 

       Василий уходит. Звучит песня из репертуара А. Гомана «Русский парень». Песня сменяется шумом природы и пением Соловья. Выходит почтальонша.

Почтальонша. Эй, девчонки письма пришли.

       Девушки подходят, разбирают письма. Ирина находится в стороне. Почтальонша видя это подходит к Ирине.

Почтальонша. А ты чего?

Ирина. Да мне скорей всего нет ничего.

Почтальонша. Вот и не угадала. Пляши!

Ирина. Да ладно Вам шутить?

Почтальонша. А кто шутит? Тебе действительно письмо. Пляши.

 

       Ирина делает несколько па, почтальонша отдает ей письмо и уходит. Девушки выходят на Авансцену и читают письма.

Первая девушка. Здравствуй, Валя!..

Вторая девушка. …мое солнышко Катя!..

Третья девушка. … моя милая Света!..

Ирина. Здравствуй моя любимая Ирина! Своей жестокою рукой война коснулась каждой семьи.

Первая девушка. Я жив, всем смертям назло, а иные не вернутся с войны.

Вторая девушка. Старые раны каждый день, как и война, отзываются болью. Но освобождать Родину от черного ворона необходимо.

Третья девушка. Захватив 5 октября Рыльск, а на следующий день и весь район, немецкие фашисты 23 месяца хозяйничали в нем.

Ирина. Оккупационный режим отличился не слыханной жестокостью, повальными грабежами и издевательством над местным населением, кровавыми расправами над ни в чем не повинными людьми.

Первая девушка. В Мазеповке фашисты сожгли все колхозное имущество, клуб, 2 школы, 202 жилых дома. Загнали в амбар и подожгли его, погибли 12 женщин и детей.

Вторая девушка. В Октябрьском фашисты сожгли все 450 дворов, одну семилетнюю и 3 начальных школы, сельсовет, клуб, все колхозные постройки.

Третья девушка. В Степановке погибло более 1000 человек, 4 человека были расстреляны фашистами на глазах у всего населения.

Первая девушка. Наша Красная Армия, вооруженная прекрасной техникой, закаленная в боях, с первых же дней отбила натиск врага, обескровила его и похоронила гитлеровский план летнего наступления.

Вторая девушка. В жестокой битве под Курском Советские Вооруженные силы нанесли такой удар гитлеровской военной машине, что фашистская Германия оказалась на грани катастрофы.

Ирина. В течение апреля – июня 1943г. на всем Курском выступе шла гигантская, по истине титаническая работа.

Первая девушка. А все благодаря нашим советским военачальникам как, Иван Данилович Черняховский.

Вторая девушка. В боях за освобождение Курска участвовала стрелковая дивизия под командованием полковника Дмитрия Николаевича Голосова.

Третья девушка. Тимофея Калиновича Шкрылева.

Ирина. Степана Николаевича Перекальского.

Первая девушка. Михаила Алексеевича Бушина.

Вторая девушка. Полковник Иван Андреевич Гусев командовал отдельной курсантской стрелковой бригадой.

Третья девушка. Освобождению Курска содействовали танковая бригада под командованием полковника Федора Прокофьевича Высоцкого.

Ирина. Авиадивизия дальнего действия полковников Ивана Васильевича Георгиева и Георгия Николаевича Тупикова.

Первая девушка. Прости, но мне надо бежать. У нас начинаются бои. До встречи! Целую, твой Иван.

Вторая девушка. Роман.

Третья девушка. Сергей.

Ирина. Василий.

 

       Сцена затемнена. Высвечиваются исполнители, которые образуют скульптурную группу, стоящую по диагонали. Пластическая композиция «Подвиг» о бесстрашном подвиге отважных защитников нашей Родины в грозные дни Великой Отечественной войны, стойкости, несокрушимом моральном духе советских людей рассказывает языком танца. В основе сюжета – самоотверженный подвиг Александра Матросова. Участвует неограниченное количество исполнителей.

       В финале композиции в центре площадки - уставший раненый солдат.

На заднем плане появляется старуха в черном – Смерть.

Смерть. Ну, солдат, пойдем со мной.

Я теперь твоя подруга,

Недалеко провожу,

Белой вьюгой, белой вьюгой,

Вьюгой след запорошу. –

 

Василий. Я не звал тебя, Косая,

Я солдат еще живой.

 

Смерть. Полно, полно, молодец,

Я-то знаю, я-то вижу:

Ты живой, да не жилец.

Мимоходом тенью смертной

Я твоих коснулась щек,

А тебе и незаметно,

Что на них сухой снежок.

Моего не бойся мрака,

Ночь, поверь, не хуже дня…

 

Василий. А чего тебе, однако,

Нужно лично от меня?

 

Смерть. Нужно мне… такую малость,

Ну почти что ничего.

Нужен знак один согласья,

Что устал беречь ты жизнь,

Что о смертном молишь часе…

Василий. Сам, выходит, подпишись?

Смерть. Ну что же, - подпишись и на покой.

Василий. Нет, уволь. Себе дороже.

Смерть. Не торгуйся, дорогой.

Все равно идёшь на убыль…

Все равно стянулись губы, стынут зубы…

Василий. Не хочу.

Смерть. А смотри-ка, дело к ночи,

На мороз горит заря.

Я к тому, чтоб мне короче

И тебе не мерзнуть зря…

Василий. Потерплю.

Смерть. Ну, что ты, глупый!

Ведь лежишь, всего свело.

Я б тебя тотчас тулупом,

Чтоб уже навек тепло.

Вижу, веришь. Вот и слезы,

Вот уж я тебе милей.

Василий. Врешь, я плачу от мороза,

Не от жадности твоей.

Смерть. Что от счастья, что от боли – Все равно.

А холод лют. Завилась поземка в поле,

Нет, тебя уж не найдут…

И зачем тебе, подумай,

Если кто и подберет.

Пожалеешь, что не умер

Здесь, на месте, без хлопот…

Василий. Шутишь, Смерть, плетешь тенета.

Мне как раз пожить охота,

Я и не жил-то еще…

Смерть (смеясь). А и встанешь, толку мало,

А и встанешь – все сначала:

Холод, страх, усталость, грязь…

Ну-ка, сладко ли, дружище,

Рассуди-ка в простоте.

Василий. Что судить! С войны не взыщешь

Ни в каком уже суде.

Смерть. А тоска, солдат, в придачу:

Как там дома, что с семьей?

Василий. Вот уж выполню задачу –

Кончу немца – и домой.

Смерть. Так. Допустим. Но тебе-то

И домой к чему прийти?

Догола земля раздета

И разграблена, учти. Всё в забросе.

Василий. Я работник,

Я бы дома в дело вник.

Смерть. Дом разрушен.

Василий. Я и плотник…

Смерть. Печки нету.

Василий. И печник…

Я от скуки – на все руки,

Буду жив – мое со мной.

Смерть. Дай еще сказать старухе:

Вдруг придешь с одной рукой?

Иль еще каким калекой, -

Сам себе и то постыл…

Василий. При одном моем условье,

Смерть, послушай… я не прочь…

Одинок, и слаб, и мал,

Я не худший и не лучший,

Что погибну на войне.

Но в конце ее, послушай,

Дашь ты на день отпуск мне?

Дашь ты мне в тот день последний,

В праздник славы мировой,

Услыхать салют победный,

Что раздастся над Москвой?

Дашь ты мне в тот день немножко

Погулять среди живых?

Дашь ты мне в одно окошко

Постучать в краях родных?

И, как выйдут на крылечко, -

Смерть, а Смерть, еще мне там

Дашь сказать одно словечко?

Полсловечка?

Смерть. Нет. Не дам…

Василий. Так пошла ты прочь, Косая,

Я солдат еще живой!

Буду плакать, выть от боли,

Гибнуть в поле без следа,

Но тебе по доброй воле

Я не сдамся никогда.

Я солдат еще живой!

 

       Под тему музыки «Подвиг», в пластическом решении, Василий сражается со Смертью. Смерть отступает. Василий, оглядевшись, уходит в противоположную сторону.

Солдат. Страница жизни – Курская дуга,

Суровая и славная страница.

Какие ни увидишь берега,

Она особо в сердце сохранится.

Была победа дорога,

Смерть отступала перед жизнью.

Но только Курская дуга

В дугу согнет хребет фашизму.

Согнет, сломает… И вперед! –

Войну считая не в нагрузку,

Пойдет в шинелишках народ

Советский весь, не только русский

На запад – в логово врага,

Весь мир заставив удивляться…

Так будет Курская дуга

Вплоть до рейхстага распрямляться!

С одной лишь целью – день и ночь,

Не зная отдыха и лени –

Не мир поставить на колени,

А встать с колен ему помочь.

 

       На последних словах начинает звучать песня «Белорусский вокзал» (автор Б. Окуджава). На экране кадры сражений и побед, фотографии солдат.

Эпизод третий

«Память»

       Звучит мелодия (в обработке) песни «Растет в Волгограде березка».

Появляются Девушки – «Березки», исполняют пластическую композицию «Никто не забыт! Ничто не забыто». Плавно по центру выдвигается «Вечный огонь».

       Шеренга участниц размыкается в центре, выстраиваясь в две диагонали, сужающиеся к центру сцены. Следующие участники, которые будут выходить, направляются на авансцену. В руках у них свечи. После первых своих слов они гасят свечи и направляются на задний план к обелиску, где выстраиваются в скульптурную группу.

Пехотинец. Нас до костей дождями исхлестало,

Нас прознобило с головы до пят.

Уже и артиллерия отстала,

И самолеты нынче не взлетят.

В болотной жиже позавязли танки,

Тогда и наступает наш черед.

А ну, пехота, просуши портянки,

Перемотай обмотки и – вперед.

«Давай, давай, не подведи, родная, -

Тебе твердили ласково, любя, -

Из всех родов ты самая земная,

И вся надежда нынче на тебя!»

 

       Выходит зенитчица.

Зенитчица. Как разглядеть за днями след не четкий?

Хочу приблизить к сердцу этот след…

На батарее были сплошь – девчонки,

А старшей было 18 лет.

Раскатывалось эхо над полями.

Бой медленною кровью истекал…

Зенитчицы кричали и стреляли,

Размазывая слезы по щекам!

И падали. И поднимались снова,

И защищали честь свою

(В буквальном смысле слова!)

И Родину, и Маму, и Москву.

 

       Выходит летчик.

Летчик. Мы заживо сгорали в самолетах,

Как факелы Победы, вам светя,

Тонули с парашютами в болотах,

Но воскресали все –таки летя,

За всех детей летели сквозь метели,

Хотя в короткой жизни не успели

Баюкать наших собственных детей.

 

       Выходит медсестра.

Медсестра. Девчонка России – душа медсанбата,

Тепло в своем сердце несла,

В бою отнимала у смерти солдата,

Но смерть и тебя стерегла!

Отважные сестры в боях были рядом,

И крепла отвага бойцов.

И гибли сестрички от пуль и снарядов,

Своих не бросая постов.

 

       Выходит партизан.

Партизан. Нет пощады извергам, ждет их месть народная.

Пламя партизанского им не потушить!

Мы клянемся Родине, клятвой благородную,

Что врага безжалостно будем мы громить.

 

Солдат. Мы с дымом улетали из Бухенвальдских печей.

Зенитчица. Мы на речных переправах шли словно камень на дно.

Летчик. Мы на время безымянно канули в фашистском плену.

Медсестра. Мы были готовы, ради правого дня, сердца отдавать.

Партизан. Мы под машины ложились вместо понтонных мостов.

 

       Постепенно начинает звучать «Вокализ» Глиэра.

       Проецируется видеоряд.

       Слева и справа из-за кулис выходят два солдата в касках и плащ палатках. У одного в руке – каска, у другого – автомат погибшего солдата, которые они кладут к подножью обелиска и становятся перед ним на одно колено. Солдат из фляжки выливает в пустую каску спирт, другой солдат достает фронтовую зажигалку, сделанную из снарядной гильзы, поджигает спирт. Оба, сняв свои каски, склоняют головы.

Солдат. Проходишь мимо обелиска,

Замедли шаг, остановись.

И, голову склонивши низко,

Ты в пояс павшим поклонись.

Они ведь все, как мы, хотели

Жить мирно, строить и дерзать.

Но им пришлось надеть шинели

И в бой идти, страну спасать.

Не зная страха в дни сражений,

За мать, за Родину свою,

За жизнь грядущих поколений

Отдали жизнь свою в бою.

       Выходит девушка на голове черный длинный шарф, закрывающий всю фигуру. Эта исполнительница олицетворяет собой Мать. Опустив голову, она медленно идет к Вечному огню. Останавливается и медленно опускается на правое колено.

       Видеоряд – кинокадры братских могил, памятники павшим у нас в стране и за рубежом; последние кадры – Вечный огонь у Кремлевской стены.

       На фоне этих кадров и музыки «Вокализ» Глиэра исполняется «Реквием» Р. Рождественского.

Голос. Вспомним всех поименно,

Горем вспомним своим.

Это нужно не мертвым!

Это нужно – живым!

Вспомним гордо и прямо

Погибших в борьбе…

Есть высокое право –

Забывать о себе.

«Есть великое право –

Пожелать и посметь!

Стала вечною славой

Мгновенная смерть…

Помните!

Через века, через года

Помните!

О тех, кто уже не придет

Помните!

Не плачьте!

В горле сдержите стоны.

Горькие стоны…

Памяти павших будьте достойны!

Хлебом и песней, мечтой и стихами,

Жизнью просторной,

Каждой секундой, каждым дыханьем

Будьте достойны!

Люди! Покуда сердца стучатся –

Помните!

Какою ценой завоевано счастье,

Пожалуйста, помните!

Песню свою, отправляя в полет,

Помните!

О тех, кто уже никогда не споет, -

Помните!...

Детям своим расскажите о них,

Чтоб запомнили,

Детям детей расскажите о них,

Чтобы тоже запомнили…

Во все времена бессмертной земли,

К мерцающим далям ведя корабли,

Встречайте трепетную весну;

Люди земли, убейте войну!

Прокляните войну, люди земли!..

Мечту пронесите через года

И жизнью наполните!

Но о тех, кто уже не придет никогда, -

Заклинаю – помните!

 

       Видеоряд и музыка кончаются. Участники встают. В зале и на сцене дается полный свет.

       Очень тихо возникает мелодия песни А. Пахмутовой на стихи М. Львова «Поклонимся великим тем годам».

Эпизод четвертый

«Победа»

       Музыка микшируется.

       Звучит мелодия песни И. Дунаевского «Песня о Родине». Пластическая композиция «Победа». Появляются девушки – «Березы», на втором куплете - вновь возрожденная красивая, молодая Девушка – «Земля». Девушки радуются ее появлению.

       По окончании пластической композиции звучит фонограмма – позывные «От Советского Информбюро». На словах проекция видеоряда «Взятие Рейхстага» (Кадры вхождения в Германию советских войск, водружение знамени Победы).

Фонограмма (голос Левитана): Внимание! Говорит Москва! Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза! 8 мая 1945 года в Берлине подписан акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил. Великая Отечественная война, которую вел советский народ, победоносно завершена! Фашистская Германия полностью разгромлена! С Победой, товарищи!

 

       На сцену выбегает Василий.

Василий. Вставайте, ребята! Вставайте, славяне, Победа!

 

       Появляются ребята.

Первый день. Какая, Победа?

Василий. Наша Победа! Конец войне!

Второй парень. Не может быть?

Третий парень. Не верится.

Василий. Я сам только что слышал. Левитан объявил. Подписана капитуляция.

Все. Ура!

 

       Исполняется песня И. Дунаевского на стихи Л. Ошанина «Ехал я из Берлина». Хореографическим коллективом исполняется солдатская пляска.

       Солдаты исчезают.

       На авансцену выбегают девушки и смотрят в зал. На заднем плане идет видеоряд «Парад Победы 1945 г.». Фоном звучит музыка «Салют Москвы».

Первая девушка. Построены войска. Жарко круглятся трубы оркестров. Осталось несколько мгновений до начала парада.

Вторая девушка. Оркестры вскидывают долгожданный марш…

Третья девушка. … и под звуки его белый конь под синим чепраком скачет от Спасской башни. Маршал Жуков, трижды Герой Советского Союза, едет принимать парад.

Ирина. Вороной конь под пунцовым чепраком скачет к нему навстречу. Маршал Рокоссовский, дважды Герой Советского Союза, командующий парадом едет с рапортом.

Первая девушка. Они объезжают войска, и пышное, стройное, залихватское русское «ура» сопровождают их.

 

       Звучит громкое «ура». На сцену выбегают Семен и Дима.

Вторая девушка. И под жемчужную трель барабана, под голубые звуки литавр двинулись сводные полки героев. Идет Победа.

Третья девушка. … Парад Победы открывается шествием войск Карельского фронта.

Первая девушка. Это те, кто бился у Баренцева моря, кто сквозь жестокий и леденящий мороз проносил свою горячую любовь к родине.

Ирина (смотря в зал). Ну где же он, не вижу? Писал, будет шагать по площади!

Вторая девушка. За сводным полком Карельского фронта идут ленинградцы. Ленинград показал себя как силу бурного и вечно шумного прибоя, отбросившего неистовые, грабительские полчища гитлеровцев.

Третья девушка. Идут герои Первого Прибалтийского фронта. Мерно и уверенно шагают они на первом параде мирного времени.

Первая девушка. Идут ветераны и молодежь Третьего Белорусского фронта. Они первыми перешагнули границу Германии.

Третья девушка. Наши, наши идут!

Ирина. Красиво идут!

Вторая девушка. Идут и идут сводные полки.

Первая девушка. А вот идет сводный полк Второго Белорусского фронта, идет слава взятия Гдыни, Штеттина и многих городов. Идет Первый Украинский фронт.

Третья девушка. Сводный полк Четвертого Украинского… Второго Украинского, Третьего Украинского…

Вторая девушка. Никакой вдохновенной речи не хватит для того, чтоб описать их подвиги.

Первая девушка. И вдруг: раздольный и размашистый барабанный бой звучит особенно победно и огненно.

Третья девушка.

Двести бойцов, двести героев несут фашистские знамена, которые, волочась по камням Красной площади, руками наших бойцов брошены к подножию Мавзолея.

Василий. Ира… Ира. Ира!

Ирина. Вася?!

 

       Ирина и Василий бегут навстречу друг другу. Девушки отходят назад. Тихо начинает звучать, затем становясь все громче и громче мелодия песни «Синий платочек» - музыка Г. Петерсбурского, слова М. Максимова

       Василий и Ирина начинают исполнять пластическую композицию «Возвращение», к ним присоединяются девушки, затем парни. В пластической композиции Ирина радуется возвращению Василия, девушки в воображаемой толпе, на сцене, ищут своих парней: появившиеся парни радуют девушек, все участники расходятся по парам. По окончанию композиции пары замирают. Луч света выхватывает из полумрака солдата.

Солдат. Березы, березы бегут навстречу!

Ах, встреча, встреча весела!

Побольше б в жизни встреч!

Его встречало пол-села,

Рвались гармошки с плеч.

Смеются близкие, друзья,

И плачет нежный друг.

Он всех бы обнял, да нельзя

Не хватит просто рук.

Как не хватает ему глаз

Всмотреться далеко!

И песня птицей поднялась,

Свободно и легко…

 

Финал

       На последних словах звучит песня «Родная страна» слова В. Гина, музыка Г. Мовсесяна. Во время третьего куплета выходят парни и девушки в военной форме и вручают ветеранам цветы. На последнем припеве выходят все участники представления. Видеоряд «Просторы России и Салют Победы».

      

       Занавес закрывается.

С. Фомин,

С. Науменко

ПАМЯТИ ПАВШИХ БУДЕМ ДОСТОЙНЫ

Сценарий мероприятия

Задачи мероприятия:

· расширить представления современного поколения о Великой Отечественной войне;

· воспитывать уважение к героическому прошлому страны;

· пробуждать сочувствие к людям старшего поколения;

· формировать положительную оценку таких нравственных качеств, как самопожертвование, героизм, патриотизм;

· формировать активную жизненную позицию;

· побуждать детей к активному сопротивлению попыткам очернить историю страны.

 

Методические рекомендации

       За несколько недель до проведения этого мероприятия руководитель совместно с активом учебного заведения, творческой группой обсуждает сценарий, учитывая индивидуальные особенности участников композиции и особенности аудитории. Кроме текстовой композиции, составляется презентация для визуальной поддержки (презентации можно использовать во время исполнения песен). В зале в качестве зрителей находятся школьники, приглашенные ветераны Великой Отечественной войны и труда, преподаватели, родители. Для проведения композиции следует выбрать несколько ведущих, исполнителей песен, участников массовых сцен.

 

       Сцена мирной жизни накануне войны: девушки делают друг другу прически, парни обсуждают макет самолета, пожилой мужчина читает газету. Звучит «Довоенный вальс» (муз. П. Аедоницкого, сл. Ф. Лаубе) (можно исполнить как стихи).

       Мирное небо над крепостью Бреста,

       В тесной квартире счастливые лица.

       Вальс. Политрук приглашает невесту,

       Новенький кубик блестит на петлице.

       А за окном, за окном красота новолунья,

       Шепчутся с Бугом плакучие ивы.

       Год сорок первый, начало июня.

       Все еще живы, все еще живы,

       Все еще живы, все, все, все.

 

       Смотрит на Невском с афиши Утесов,

       В кинотеатрах идет «Волга-Волга».

       Снова Кронштадт провожает матросов:

       Будет учебным поход их недолго.

 

       А за кормой, за кормой белой ночи раздумье,

       Кружатся чайки над Финским заливом.

       Год сорок первый, начало июня.

       Все еще живы, все еще живы,

       Все еще живы, все, все, все.

 

       Мимо фасада Большого театра

       Мчатся на отдых, трезвоня, трамваи.

       В классах десятых экзамены завтра,

       Вечный огонь у Кремля не пылает.

 

       Все впереди, все пока, все пока накануне…

       Двадцать рассветов осталось счастливых…

       Год сорок первый, начало июня.

       Все еще живы, все еще живы,

       Все еще живы, все, все, все.

 

       Музыка внезапно прекращается. Все присутствующие на сцене уходят в один угол сцены и смотрят в небо. Слышны звуки самолетов и взрывающихся снарядов. Звучит запись сообщения Ю. Левитана о начале войны. На сцене ведущие – Девушки и Юноши.

Девушка 1. Ах, война, что ж ты сделала, подлая:

                    Стали тихими наши дворы,

                    Наши мальчики головы подняли,

                    Повзрослели они до поры,

                    На пороге едва помаячили

                    И ушли за солдатом солдат…

 

Девушка 2. До свидания, мальчики! Мальчики,

                    Постарайтесь вернуться назад.

 

Девушка 3. Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

                    Не жалейте ни пуль, ни гранат.

                    И себя не щадите вы… И все-таки

                    Постарайтесь вернуться назад.

 

       Юноши проходят по сцене с вещмешками. Девушки машут им платочками.

Юноша 1. И та, что сегодня прощается с милым,

                   Пусть боль свою в силу она переплавит.

                   Мы детям клянемся, клянемся могилам,

                   Что нас покориться никто не заставит.

 

Девушка 2. Беззаботная мирная жизнь сменилась военными буднями. Четыре года войны. 1418 дней беспримерного народного подвига, 1418 дней крови и смертей, боли и горечи утрат, гибели лучших сыновей и дочерей России.

 

       Звучит песня «Эх, дороги!» (муз. А. Новикова, сл. Л. Ошанина)

Юноша. Враг шел на восток. Наши войска несли тяжелые потери…

 

       Был отступленья путь солдатский горек,

       Как горек хлеба поданный кусок…

       Людские души обжигало горе,

       Плыл не в заре, а в зареве восток.

       Рев траков над ячейкой одиночной

       Других сводил, а нас не свел с ума.

       Не каждому заглядывали в очи

       Бессмертье и история сама.

       Пошли на дно прострелянные каски,

       И ржавчина затворы извела…

       Мы умерли в болотах под Демянском,

       Чтоб, не старея, Родина жила.

 

Девушка 1. Сентябрь 1941 года. Враг подошел к столице. Лучшие сыны России ценою великих жертв, ценою тысяч жизней отстояли Москву, отбросили фашистские полчища от любимого города.

Девушка 3. Сорок первый – год потерь и страха

                    Заревом кровавым пламенел…

                    Двух парней в растерзанных рубахах

                    Выводили утром на расстрел.

 

Девушка 1. Первым шел постарше, темно-русый,

                    Все при нем: и силушка, и стать,

                    А за ним второй – пацан безусый,

                    Слишком юный, чтобы умирать.

 

Девушка 2. Ну, а сзади, еле поспевая

                    Семенила старенькая мать,

                    О пощаде немца умоляя.

                    «Найн, - твердил он важно, - расстреляйт!»

 

Девушка 1. «Нет! – она просила, пожалейте,

                   Отмените казнь моих детей,

                   А взамен меня, меня убейте,

                   Но в живых оставьте сыновей!»

 

Девушка 2. И ответил офицер ей чинно:

                   «Ладно, матка, одного спасайт,

                   А другого расстреляем сына.

                   Кто тебе милее? Выбирай!»

 

Девушка 3. Как в смертельной этой круговерти

                   Ей сберечь кого-нибудь суметь?

                   Если первенца спасет от смерти,

                   То последыш – обречен на смерть.

 

Девушка 1. Зарыдала мать, запричитала,

                   Вглядываясь в лица сыновей,

                   Будто бы и вправду выбирала,

                   Кто роднее, кто дороже ей?

 

Девушка 2. Взгляд туда-сюда переводила…

                   О, не пожелаешь и врагу

                   Мук таких! Сынов перекрестила.

                   И призналась фрицу: «Не могу!»

 

Девушка 3. Ну, а тот стоял, непробиваем,

                   С наслажденьем нюхая цветы:

                   «Помни, одного – мы убиваем,

                   А другого – убиваешь ты».

 

Юноша. Старший, виновато улыбаясь,

                   Младшего к груди своей прижал:

                   «Брат, спасайся, ну, а я останусь, -

                   Я пожил, а ты не начинал».

 

Девушка 1. Отозвался младший: «Нет, братишка,

                    Ты спасайся. Что тут выбирать?

                    У тебя – жена и ребятишки.

                    Я не жил, - не стоит начинать».

 

Девушка 2. Тут учтиво немец молвил: «Битте,-

                   Отодвинул плачущую мать,

                   Отошел подальше деловито

                   И махнул перчаткой, - расстреляйт!»

 

Девушка 3. Ахнули два выстрела, и птицы

                    Разлетелись дробно в небеса.

                    Мать разжала мокрые ресницы,

                    На детей глядит во все глаза.

 

Девушка 1. А они, обнявшись, как и прежде,

                    Спят свинцовым беспробудным сном, -

                    Две кровинки, две ее надежды,

                    Два крыла, пошедшие на слом.

 

Девушка 2. Мать безмолвно сердцем каменеет:

                    Уж не жить сыночкам, не цвести…

                    «Дура-матка, - поучает немец, -

                    Одного могла бы хоть спасти».

 

Девушка 3. А она, баюкая их тихо,

                    Вытирала с губ сыновних кровь…

                    Вот такой, - убийственно великой, -

                    Может быть у Матери любовь.

 

       Звучит песня «Журавли» (муз. Я. Френкеля, сл. Р. Гамзатова). На сцене группа Юношей и Девушек.

Юноша 2. Ракет зеленые огни

                   По бледным лицам полоснули.

                   Пониже голову пригни

                   И как шальной не лезь под пули.

                   Приказ: «Вперед!»

                   Команда: «Встать!»

                   Опять товарища бужу я.

                   А кто-то звал родную мать,

                   А кто-то вспоминал – чужую.

                   Когда, нарушив забытье,

                   Орудия заголосили,

                   Никто не крикнул: «За Россию!..»

                   А шли и гибли

                   За нее.

Девушка. В таком напряжении сил на священной подмосковной земле, где декабрьский снег замешан был землей, золой и свежей кровью, начиналась победа, которая привела нашу армию в мае 1945 года в Берлин. Но до Победы было еще много дней, много смертей.

Юноша 1. На войне люди не только воевали, на войне они продолжали жить, они вспоминали дом, мать, любимую, писали письма.

       Звучит песня «В землянке» (муз. К. Листова, сл. А. Суркова). На сцене воссоздается обстановка как в землянке: кто-то пишет письмо, кто-то чистит оружие, кто-то чинит одежду, медсестра меняет бинты.

Юноша (который писал письмо). А в далеком поселке ждала солдата любимая девушка…

                   Жди меня, и я вернусь.

                   Только очень жди,

                   Жди, когда наводят грусть

                   Желтые дожди,

                   Жди когда снега метут,

                   Жди, когда жара,

                   Жди, когда других не ждут,

                   Позабыв вчера.

                   Жди, когда из дальних мест

                   Писем не придет,

                   Жди, когда уж надоест

                   Всем, кто вместе ждет.

 

                   Жди меня, и я вернусь,

                   Не жалей добра

                   Всем, кто знает наизусть,

                   Что забыть пора.

                   Пусть поверят сын и мать

                   В то, что нет меня,

                   Пусть друзья устанут ждать,

                   Сядут у огня,

                   Выпьют горькое вино

                   На помин души…

                   Жди. И с ними заодно

                   Выпить не спеши.

 

                   Жди меня, и я вернусь,

                   Всем смертям назло.

                   Кто не ждал меня, тот пусть

                   Скажет: - Повезло.

                   Не понять не ждавшим им,

                   Как среди огня

                   Ожиданием своим

                   Ты спасла меня.

                   Как я выжил, будем знать

                   Только мы с тобою, -

                   Просто ты умела ждать,

                   Как никто другой.

 

       На сцену выходит группа Юношей и Девушек.

Юноша 2. В период Великой Отечественной войны в армии служили 800 тысяч женщин, а просилось на фронт еще больше. Женщина не только была сестрой милосердия, трудилась в тылу, ждала и верила, что близкий человек вернется живым и невредимым, но и наравне с мужчинами шла на врага. Это факты, а за ними судьбы, целые жизни, перевернутые, искореженные войной: потеря близких, утраченное здоровье, женское одиночество, невыносимая память военных лет. Жестокая необходимость толкнула ее на этот шаг, желание самой защищать Отечество от беспощадного врага, обрушившегося на ее землю, ее дом, ее детей. Имена тысяч павших героинь высечены на обелисках, запечатлены в произведениях литературы, звучат в бессмертных песнях, смотрят с призывных плакатов того страшного времени.

Юноша 1. Им бы феями с белыми платьями

                   Кавалеров сердца покорять,

                   Но случилось от родины-матери

                   Им тяжелую ношу принять!

 

Юноша 2. «Война» и «женщина» - слова несовместимы,

                   Но жизнь диктует нам свои права.

                   И сколько их, любимых, нежных, милых,

                   Та страшная година унесла.

 

                   Хрупка, тонка и в самом нижнем чине,

                   Ты на войне творила чудеса.

                   Была поддержкой сильному мужчине,

                   С тобою рядом слабым быть нельзя.

 

Юноша 1. Ты сколько сильных вырвала у смерти,

                   Тебя запомнит тот, кого спасла,

                   Мы понимаем, что ты испытала,

                   За что награды Родина дала.

 

                   Радисткой, санитаркой, партизанкой

                   И летчицей отважною была.

                   Везде нужна: на суше и на море –

                   Ты шла туда, куда звала страна.

 

Девушка 1. Я ушла из детства в грязную теплушку,

                    В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

                    Дальние разрывы слушал и не слушал

                    Ко всему привыкший сорок первый год.

                    Я пришла из школы в блиндажи сырые,

                    От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,

                    Потому что имя ближе, чем «Россия»,

                   Не могла сыскать.

 

Девушка 2. Я столько раз видала рукопашный,

                    Раз – наяву. И сотни раз – во сне…

                    Кто говорит, что на войне не страшно,

                    Тот ничего не знает о войне.

 

Девушка 3. Качается рожь несжатая.

               Шагают бойцы по ней.

                    Шагаем и мы – девчата,

                    Похожие на парней.

 

                    Нет, это горят не хаты –

                    То юность моя в огне…

                    Идут по войне девчата,

                    Похожие на парней.

 

       Звучит песня «Случайный вальс» (муз. М. Фрадкина, сл. Е. Долматовского»).

Девушка 1. «Мы родом из войны», - говорят те, чье детство пришлось на тяжелые военные годы, когда легче было умереть, чем выжить.

Девушка 2. Их расстреляли на рассвете,

                    Когда еще белела мгла.

                    Там были женщины и дети

                    И эта девочка была.

 

                    Сперва велели им раздеться

                    И встать затем ко рву спиной,

                    Но прозвучал вдруг голос детский,

                    Наивный, чистый и живой:

 

                    «Чулочки тоже снять мне, дядя?»

                    Не осуждая, не браня,

                    Смотрели, прямо в душу глядя,

                    Трехлетней девочки глаза.

 

       «Чулочки тоже» - и смятеньем на миг эссесовец объят,

       Рука сама собой с волненьем вдруг опускает автомат.

       Он словно скован взглядом синим, и кажется, он в землю врос,

       Глаза, как у моей дочурки? – в смятенье сильном произнес.

 

                   Охвачен он невольно дрожью,

                   Проснулась в ужасе душа.

                   Нет, он убить ее не может,

                   Но дал он очередь спеша.

 

                   Упала девочка в чулочках…

                   Снять не успела, не смогла.

                   Солдат, солдат, что, если б дочка

                   Вот здесь, вот так твоя легла?..

 

                   Ведь это маленькое сердце

                   Пробито пулею твоей…

                   Ты Человек, не просто немец,

                   Или ты зверь среди людей?..

 

                   Шагал эссэсовец угрюмо,

                   С земли не поднимая глаз,

                   Впервые, может, эта дума

                   В мозгу отравленном зажглась.

 

                   И всюду взгляд струится синий,

                   И всюду слышится опять,

                   И не забудется поныне:

                   «Чулочки, дядя, тоже снять?»

 

Юноша 1. Самая страшная веха той войны – блокада Ленинграда. 900 дней героического сопротивления. Голод, холод, болезни; тысячи погибших… 8 сентября гитлеровцы прорвались к Ладожскому озеру и захватили Шлиссельбург, отрезав Ленинград от страны. Связь с ним поддерживалась по воздуху и через Ладожское озеро, по которому зимой была проложена ледовая трасса – легендарная «Дорога жизни».

Юноша 2. По Ленинграду смерть метет,

                   Она теперь везде,

                   Как ветер.

                   Мы не встречаем Новый год –

                   Он в Ленинграде незаметен.

                   Дома –

                   Без света и тепла,

                   И без конца пожары рядом.

                   Враг зажигалками дотла

                   Спалил

                   Бадаевские склады.

                   И мы

                   Бадаевской землей

                   Теперь сластим пустую воду.

                   Земля с золой,

                   Земля с золой –

                   Наследье

                   Прожитого года.

                   Блокадным бедам нет границ:

                   Мы глохнем

                   Под снарядным гулом,

                   От наших довоенных лиц

                   Остались

                   Лишь глаза и скулы.

                   И мы

                   Обходим зеркала,

                   Чтобы себя не испугаться…

                   Не новогодние дела

                   У осажденных ленинградцев…

                   Здесь

                   Даже спички лишней нет.

                   И мы,

                   Коптилки зажигая,

                   Как люди первобытных лет,

                   Огонь

                   Из капли высекаем.

                   И тихой тенью

                   Смерть сейчас

                   Ползет за каждым человеком.

                   И все же

                   В голоде у нас

                   Не будет

                   Каменного века!

                   Кто сможет,

                   Завтра вновь пойдет

                   Под вой метели

                   На заводы.

                   … Мы не встречаем Новый год,

                   Но утром скажем:

                   С Новым годом!

 

Юноша 1. Сороковые, роковые,

                   Военные и фронтовые,

                   Где извещенья похоронные

                   И перестуки эшелонные.

 

                   Гудят накатанные рельсы.

                   Просторно. Холодно. Высоко.

                   И погорельцы, погорельцы

                   Кочуют с запада к востоку…

 

                   А это я на полустанке

                   В своей замурзанной ушанке,

                   Где звездочка не уставная.

                   А вырезанная из банки.

 

                   Да, это я на белом свете,

                   Худой, веселый и задорный.

                   И у меня табак в кисете,

                   И у меня мундштук наборный.

 

                   И я с девчонкой балагурю,

                   И больше нужного хромаю,

                   И пайку надвое ломаю,

                   И все на свете понимаю.

                   Как это было! Как совпало –

                   Война, беда, мечта и юность!

                   И это все в меня запало

                   И лишь потом во мне очнулось!..

 

                   Сороковые, роковые,

                   Свинцовые, пороховые…

                   Война гуляет по России,

                   А мы такие молодые!

       На сцене Девушка 2 с сумкой почтальонки, ее окружают Девушки в ожидании писем.

Девушка 1. Почтальонка, почтальонка,

                    Тяжела ль тебе сума?

 

Девушка 2. Тяжела моя сума.

 

Девушка 1. Почтальонка, почтальонка,

                   Ты снимай свою суму.

 

Девушка 2. Не могу снимать суму,

                   Не могу снимать суму:

                   Там на донце похоронка –

                   Не могу читать кому.

 

       На сцене Юноша в шлеме танкиста читает письмо.

Юноша. Здравствуй, моя Варя! Нет, не встретимся мы с тобой. Никогда я не прожил бы жизнь так, если бы не ты, Варя. Ты помогала мне всегда: на Халхин-Голе и здесь. Наверное, все-таки, кто любит, тот добрее к людям. Спасибо тебе, родная! Человек стареет, а небо вечно молодое, как твои глаза, в которые только смотреть да любоваться. Они никогда не постареют, не поблекнут. Пройдет время, люди залечат раны, люди построят новые города, вырастят новые сады. Наступит другая жизнь, другие песни будут петь. Но никогда не забывайте песню про нас, про трех танкистов.

       У тебя будут расти красивые дети, ты еще будешь любить. А я счастлив, что ухожу от вас с великой любовью к тебе.

 

       Звучит песня «Три танкиста» (муз. Дм и Дан. Покрасс, сл. Б. Ласкина). На сцену выходят все участники проекта.

Девушка 1. И все-таки долгожданный день пришел. 9 Мая 1945 года – День Победы, день самой долгожданной весны, радости и счастья.

 

Юноша 1. Испытало нас время свинцом и огнем.

                   Стали нервы железу стать.

                   Победим. И вернемся. И радость вернем.

                   И сумеем за все наверстать.

                   Неспроста к нам приходят неясные сны

                   Про счастливый и солнечный край.

                   После долгих ненастий недружной весны

                   Ждет и нас ослепительный май.

 

Юноша 2. Стоят в России обелиски,

                   На них фамилии солдат…

                   Мои ровесники мальчишки

                   Под обелисками лежат.

                   И к ним, притихшие в печали,

                   Цветы приносят полевые

                   Девчонки те, что их так ждали,

                   Теперь уже совсем седые.

 

Девушка 2. Застыли ели в карауле,

                    Синь неба мирного ясна.

                    Идут года. В тревожном гуле

                    Осталась далеко война.

                       

                    Но здесь, у граней обелиска,

                    В молчанье голову склонив,

                    Мы слышим грохот танков близко

                    И рвущий душу бомб разрыв

 

                    Мы видим их – солдат России,

                    Что в тот далекий грозный час

                    Своею жизнью заплатили

                    За счастье светлое для нас…

Юноша 1. Погибшим –

                   Быть бессменно на посту,

                   Им жить в названьях улиц и в былинах.

                   Их подвигов святую красоту

                   Отобразят художники в картинах.

 

Девушка 1. Живым –

                    Героев чтить, не забывать,

                    Их имена хранить в бессмертных списках,

                    Об их отваге всем напоминать

                    И класть цветы к подножьям обелисков!

 

Девушка 3. Весь под ногами шар земной.

                    Живу. Дышу. Пою.

                    Но в памяти всегда со мной

                    Погибшие в бою.

                    Пусть всех имен не назову,

                    Нет кровнее родни.

                    Не потому ли я живу,

                    Что умерли они?

 

       Звучит песня «Бери шинель, пошли домой» (муз. В. Левашова, сл. Б. Окуджавы).

Для подготовки сценария были использованы стихи:

1. Б. Окуджава «Ах, война, что ты сделала, подлая…»

2. А. Ахматова «И та, что сегодня прощается с милым…»      

3. В. Жуков «Мы просим об одном тебя, историк…»

4. О. Киевская «Баллада о матери».                     

5. Н. Старшинов «Ракет зеленые огни…»                      

6. К. Симонов «Жди меня».                      

7. Г. Вершинин «Женщины, война – больная тема».

8. Л. Лодочникова «Война и женщина – слова несовместимы…»

9. Ю. Друнина «Я столько раз видала рукопашный…»

10. Ю. Друнина «Качается рожь несжатая…»

11. Ю. Воронов «По Лениграду смерть метет…»

12. Д. Самойлов «Сороковые роковые»  

13. А. Терновский «Стоят в России обелиски».

14. А. Терновский «Застыли ели в карауле».

15. А. Сурков. «Испытало нас время свинцом и огнем».

16. М. Джалиль «Их расстреляли на рассвете…»

17. С. Щипачев «Весь под ногами шар земной».


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 3116; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!