Тема 5. Фовизм. Общая характеристика. 1905-1910. Экспрессионизм. Общая характеристика. 1905-1920
Фовизм (фр. fauve – «дикий») – направление во французском искусстве начала XX в. В группу фовистов входили А. Матисс, А. Дерен, Ж. Руо, М. де Вламинк. Термин «фовисты» («дикие звери») ввел французский критик Луи Восель (1870-1943) после выставки 1905 года в Осеннем салоне. Поскольку картины фовистов были выставлены в той же комнате, где была работа ренессансного скульптура Донателло, то Восель в раздражении заметил, что Донателло оказался среди «диких зверей». Писатель и критик Камиль Моклер (1872-1945) заявил, что фовизм – это «ведро с краской, брошенное в лицо общественности».
Фовисты были последователями Ван Гога и Гогена в своих поисках наибольшей экспрессивности цвета, а также сторонниками упрощения формы для достижения ее большей выразительности. Большое влияние на них оказали французская готика и африканская скульптура. Живопись фовистов отличает экспрессивная выразительность цвета, плоскостность и упрощенность формы, подчеркнутый контур, отказ от светотеневой моделировки и линейной перспективы, повышенная эмоциональность живописи. В начале XX века состоялось три выставки фовистов в 1905, 1906 и 1907 годах.
Вопросы и задания для самостоятельной подготовки
1. Почему Луи Восель назвал художников «дикие звери»?
2. Какие художники и художественные направления оказали влияние на фовизм?
3. Каковы характерные черты живописи фовизма?
4. Подготовьте сообщение о творчестве одного из художников этого направления.
|
|
5. На развитие каких направлений искусства оказало влияние творчество фовистов?
Задание 1. Основываясь на приведенном ниже тексте, ответьте на вопросы?
Какие характерные черты искусства африканской маски привлекли художников-фовистов?
Что значит «внутренние свойства объекта»?
«Считается, что молодое поколение наставил на путь примитивизма художник Морис де Вламинк (1876-1958). По его собственным словам, все началось с того, что он увидел три африканские маски в одном кафе в Аржантёйе, северо-западном пригороде Парижа, в 1905 году. Был невыносимо знойный день, и художник пребывал в поисках бокала освежающего вина в награду за долгие часы работы на пленэре. Повлияло ли на его душевное состояние сочетание перегрева на солнце с перебором спиртного - вопрос остается открытым, но как бы там ни было, увидев эти маски, художник был сражен наповал экспрессивной силой того, что он назвал «ИНСТИНКТИВНЫМ искусством». После долгого торга он в конце концов приобрел маски у хозяина кафе, аккуратно завернул их и понес домой, чтобы показать парочке своих друзей, которые, как он полагал, разделят его энтузиазм.
Вламинк оказался прав. Анри Матисс и Андре Дерен ( 1880- 1954) были приятно удивлены. Эту троицу объединяло восхищение яркой палитрой Ван Гога и первобытными пристрастиями Гогена. Теперь, рассматривая африканские маски, они сходились в том, что в этой резьбе по дереву присутствует та свобода, которой столь недостает европейскому искусству. Их всю жизнь учили стремиться к достижению идеальной красоты - но ведь в этих африканских артефактах ею и не пахнет: напротив, маски порой бывают уродливы и тем не менее ценятся как некий символ. Что если и нам, троим парижанам, взяться за что-то подобное? Освободившись от слепого следования внешнему, акцентировать в своих картинах внутренние свойства объекта?
|
|
Довольно скоро в ходе беседы, поводом для которой послужили маски, трое художников договорились о новом подходе к живописи: цвет и эмоции куда важнее, чем точное изображение предмета. В то лето Матисс и Дерен, старые друзья, вместе учившиеся в Париже, бросили нудноватого Вламинка и отправились на каникулы в Кольюр, на юг Франции. Там их встретило солнце такое жгучее и цвета настолько яркие, что оба взялись за работу с утроенной энергией, выдав на-гора сотни картин, этюдов и скульптур. Их работы поражали эмоциональной раскованностью, буйством красок, они как будто излучали радостную весть о том, что мир прекрасен. Картина «Лодки в порту Кольюра» (1905) Дерена типична для творчества обоих художников того периода.» (Гомперц, с. 120-121)
|
|
Андре Дерен. «Лодки в порту Коллиура». (1905)
Художественный анализ произведения: Анри Матисс. «Женщина в шляпе» (1905. Музей современного искусства Сан-Франциско)
Наибольшее раздражение публики на первой выставке фовистов в Осеннем салоне вызвала картина Анри Матисса «Женщина в шляпе» - портрет его жены Амели. Яркие кричащие цвета, энергично и словно бы небрежно положенные на холст; темные контуры основного рисунка, которым намечена фигура женщины; ее бесформенная, словно громоздящаяся на ее голове шляпа – все это вызвало непонимание публики и осуждение критиков. Вместе с тем образ, созданный Матиссом, трогает своим грустным обаянием: несмотря на всю яркость красок и примитивизм формы художнику удалось подчеркнуть в лице жены четкость овала лица, чуть опущенные вниз губы и большие глаза, как бы смотрящие на рисующего ее супруга с серьезным, печальным и словно вопрошающим выражением. Картину эту с выставки приобрели американские коллекционеры Лео и Гертруда Стайн и таким образом поддержали художника и смелые шаги нового направления.
|
|
Задание 2. Сраните произведение Матисса «Женщина в шляпе» с «Портретом актрисы Жанны Самари» (1877) кисти Огюста Ренуара и ответьте на вопросы:
Какие чувства вызывает каждый портрет?
Какие художественные средства использует каждый художник?
Слева: Анри Матисс. «Женщина в шляпе» (1905. Музей современного искусства Сан-Франциско)
Справа: Огюст Ренуар. «Портрет актрисы Жанны Самари» (1877. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина)
Экспрессионизм как направление появился в Германии в начале XX века. Художники экспрессионизма, следуя за постимпрессионистами, фовистами и такими мастерами как Джеймс Энсор и Эдвард Мунк, прибегали к деформации реальности ради того, чтобы наиболее полно выразить свой духовный мир. Они использовали подчеркнуто экспрессивный мазок, интенсивный цвет и темные контуры, стремясь передать свое нередко тревожное ощущение современности. Темы их произведений включали социальную критику общества, одиночество человека в большом городе и также тему войны. В городах Германии возникли художественные объединения: «Мост» (1905-1913) в Дрездене и«Синий всадник» (1911-1914) в Мюнхене.
Группа «Мост»
В 1905 году четыре студента, изучавшие архитектуру, объединились с целью создания нового искусства и основали группу «Мост». Это были Эрнст Людвиг Кирхнер, Карл Шмидт-Ротлуф, Эрих Хеккель и Фриц Блейль. Художники основывались на традициях немецкого средневекового искусства, а также на творчестве постимпрессионистов и фовистов. Их произведения были подчеркнуто архаичны, и в этом сказалось влияние «примитивного» искусства Африки, Азии и детских рисунков. Основную экспрессивную нагрузку в творчестве художников «Моста» имеет интенсивный цвет – краски наносятся широкой кистью плоскими мазками. Предметы принимают характер знаков-символов и обводятся темным контуром. В «Манифесте» группы 1906 года провозглашалось: «С верой в развитие, в новое поколение творцов и ценителей искусства мы взываем ко всей молодежи. И как молодежь, несущая в себе будущее, мы хотим добиться свободы жить и творить вопреки закоснелым старым силам. Каждый, кто свободно и искренне выражает то, что его вынуждает к творчеству, должен быть с нами!»
Объединение «Синий всадник»
Объединение «Синий всадник» было основано в 1911 году Василием Кандинским и Францем Марком. Кроме них в объединение вошли Август Маке, Марианна Веревкина, Алексей Явленский, Габриэла Мюнтер и Пауль Клее. Согласно словам Кандинского, название объединения произошло из любви Марка к лошадям и симпатии Кандинского по отношению к всадникам и бегам; также они оба любили синий цвет – символ духовности. Художники интересовались связью между живописью и музыкой и придавали символическое значение цвету. Они интересовались европейским средневековым искусством и примитивизмом, а также новейшими направлениями, такими как неоимпрессионизм, фовизм, кубизм и футуризм. Франц Марк провозглашал: «В эпоху великой борьбы за новое искусство мы выступаем как "дикие", не организованные против старой сплоченной силы. Бой неравных; но в сфере духовных ценностей побеждают не числом, а мощью идей. Внушающее страх оружие "диких" - новые мысли; они вернее, чем сталь, поражают наповал и разрушают считавшееся ранее несокрушимым.»
Вопросы и задания для самостоятельной подготовки
1. Какие художественные направления повлияли на экспрессионизм?
2. Что объединяло группы «Мост» и «Синий всадник»?
3. Каковы характерные черты искусства художников группы «Мост»?
4. Каковы характерные черты искусства художников объединения «Синий всадник»?
5. Подготовьте сообщение о творчестве одного из художников группы «Мост».
6. Подготовьте сообщение о творчестве одного из художников объединения «Синий всадник».
7. На развитие каких направлений искусства оказало влияние творчество экспрессионистов?
Художественный анализ произведения: Эрнст Людвиг Кирхнер. «Вокзал Кенигштайн». (1916. Частное собрание)
Эрнст Людвиг Кирхнер - немецкий художник-экспрессионист родился в семье инженера-химика; учился в Высшей технической школе в Дрездене и был одним из организаторов группы «Мост». Во время Первой мировой войны ушел добровольцем на фронт, но быстро разочаровался в войне и был освобожден от службы из-за психического расстройства. В 1937 Кирхнер был назван представителем «дегенеративного искусства», которое Гитлер объявил «оскорблением нации». 639 его работ были удалены из немецких музеев; часть их была уничтожена. 15 июня 1938 г. художник закончил жизнь самоубийством.
Картина «Вокзал Кенигштайн» была написана в тяжелый для Кирхнера период весны и лета 1916 года, когда он находился на лечении в санатории в Кенигштайне, но время от времени ездил в Берлин и работал в мастерской. В композиции доминируют резкие диагональные построения и резкие углы. Два поезда движутся в разных направлениях. На вокзале затерялась одинокая фигура человека. Зритель смотрит на вокзал с высоты птичьего полета. Домик и забор на переднем плане картины словно и защищают зрителя от динамической сцены вокзала внизу, и в то же время являются препятствием, «отрезающим» его от потока жизни. Цветовая гамма произведения яркая, динамичная и основана на сопоставлении контрастных цветов.
Задание 3. Сравните произведение Кирхнера «Вокзал Кенигштайн» с картиной Камиля Писсарро «Вокзал Лейн Лордшип в Далвиче» (1871. Институт искусства Курто. Лондон) и ответьте на вопросы:
Как общее структурное композиционное построение картин влияет на их восприятие?
Какие чувства вызывает цветовое решение произведений?
Как бы Вы описали ассоциации, возникающие при рассматривании этих картин?
Слева: Эрнст Людвиг Кирхнер. «Вокзал Кенигштайн». (1916. Частное собрание)
Справа: Камиль Писсарро. «Вокзал Лейн Лордшип в Далвиче» (1871. Институт искусства Курто. Лондон)
Задание 4. Основываясь на статье Франца Марка «Духовные сокровища», опубликованной в Альманахе «Синий всадник» (1912), ответьте на вопросы:
Почему автор считает, что безумно «трудно преподносить современникам сокровища духа»? Что он имеет в виду?
На каком основании автор сближает творчество Эль-Греко, Сезанна и Пикассо?
Какие задачи Марк ставит перед художниками своего объединения?
«Удивительно, как по-разному подходят люди к оценке материальных и духовных сокровищ. Например, завоюй кто-нибудь своей отчизне новую колонию, и его с ликованием встретит вся страна. Ни одного дня не будут размышлять – принять ее или нет. С таким же ликованием примут технические достижения. Но если кому-нибудь придет в голову мысль одарить отечество чисто духовным сокровищем, последнее отвергнут в гневе и возмущении. Оно вызовет подозрение, одаривающего любыми средствами посттараются сжить со света, и если бы на то было дано разрешение, то и сжечь. Разве это не приводит в содрогание?
Небольшой пример из жизни подводит нас к сему утверждению. [Историк искусства] Мейер-Грефе надумал принести в дар соотечественникам удивительный мир идей великого, неведомого им мастера – Эль Греко. Великое сообщество, даже художники остались не только равнодушны, но и накинулись на него с негодованием и яростью. Естественный и благородный поступок сделал для Мейера-Грефе почти невозможным пребывание в Германии.
Безумно трудно преподносить современникам сокровища духа. ... Эта меланхолическая констатация факта находит отражение и на страницах «Синего всадника» в той мере, в какой она служит симптомом великого зла, от которого, возможно, погибнет и сам «Синий всадник»: всеобщей незаинтересованности человечечества в новых духовных ценностях. Мы великолепно отдаем себе отчет в этой опасности. С гневом и поношением будет отвергнут и наш дар. «Зачем нужны новые картины и новые идеи? Что мы можем приобрести взамен? У нас слишком много старых, также нас не радующих, навязанных нам воспитанием и модой». Но, возможно, будем правы и мы. Не по велению духи, а по обязанности. Мы убеждены, мир наших идей не карточный домик, не игрушка, он содержит в себе элементы движения, отзвуки которого воспринимаются сегодня всем миром.
Охотно мы обращаем особое внимание на случай с Эль Греко. Прославление этого великого мастера теснейшим образом связано с периодом расцвета наших новых творческих идей. Разделенных столетиями Эль Греко и Сезанна связывает духовное родство. ...Оба ощущали в мироздании его мистически-имманентную конструкцию, ставшую великой проблемой для современного поколения. Помещенное рядом воспроизведение полотна Пикассо принадлежит, как и большинство наших иллюстраций, к этому идейному ряду. Новые идеи воспринимаются с трудом лишь в силу их необычности. Как часто нужно повторять это положение, чтобы один из сотни извлек из него выводы, лежащие на поверхности? Однако мы будем повторять без уствли эти положения и еще раз более неустанно высказывать новые идеи, показывать новые картины до тех пор, пока не встретися с нашими идеями на проезжих дорогах. ... Дух сокрушает крепости» (http://www.kandinsky-art.ru/library/siniy-vsadnik2.html ).
Художественный анализ произведения: Франц Марк. «Большие синие кони» (1911. Институт искусств. Миннеаполис)
Франц Марк - немецкий художник, основатель в 1911 наряду с Августом Маке и Василием Кандинским объединения «Синий всадник». Марк родился в Мюнхене в семье художника-пейзажиста; учился в Мюнхенской академии художеств. Затем в Париже он познакомился с творчеством постимпрессионистов, а позже испытал влияние футуристов и кубистов. После 1912 года творчество Марка развивалось в сторону абстрактного искусства. Художник участвовал в Первой мировой войне и был убит в 1916 под Верденом.
Картина «Большие синие кони» отражает большой интерес и любовь художника к животным, которых он часто изображал в своих работах. Марк придавал символическое значение цвету. Так, синий использовался для изображения мужественности и духовной силы, желтый – символизировал женское светлое начало, а красный цвет нередко означал для художника насилие. Удивительно красивый синий цвет, которым прописаны кони, заполняет большую часть пространства картины, контрастируя с ярким красным цветом холмов и ярко-желтым цветом земли под ногами коней. В образах животных, стоящих тесно прижавшись друг к другу, подчеркнуты их сильные тела и упруго склоненные головы. Светлые дуги, имеющие преимущественно декоративный характер, обрамляют группу коней и задают ритмическую организацию композиции, основанной на круговых линиях.
Франц Марк. «Большие синие кони» (1911. Институт искусств. Миннеаполис)
Задание 5. Основываясь на приведенной выше статье Франца Марка и его произведении «Большие синие кони», ответьте на вопросы:
Что могут символизировать синие кони на картине художника?
Какие аргументы Вы можете изложить, подтверждающие Вашу версию истолкования этого мотива?
Основная учебная литература
1. Культурология [Электронный ресурс] : Учебник / Викторов В. В. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 411 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=517341
2. Солонин, Ю. Н. Культурология [Электронный ресурс] : учебник для вузов / Ю. Н. Солонин ; под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Каган. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 566 с. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/C78F440F-7249-4CC2-A49D-6249B535C5EF .
3. Культурология [Электронный ресурс]: Учебное пособие/Силичев Д. А., 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 393 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=517356
4.3. Дополнительная учебная литература
1. Культурология [Электронный ресурс]: учебник / А.М. Руденко, С.И. Самыгин, М.М. Шубина [и др.] ; под ред. А.М. Руденко. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2017. — 336 с. —Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=907584
2. Мартынов, А. И. Культурогенез [Электронный ресурс] : учебник для бакалавриата и магистратуры / А. И. Мартынов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 334 с. —Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/80196FF6-CA53-4003-A820-308FB0131BF7 .
3. Строгецкий, В. М. Основы культурологии [Электронный ресурс] : учебник для академического бакалавриата / В. М. Строгецкий. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 272 с. —Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/F9B32CBC-9710-44C3-86C0-66F263E145DD .
4. Столяренко, Л. Д. Культурология [Электронный ресурс] : конспект лекций / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 167 с. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/7CECA1CB-4D71-4F50-AA65-4927B1FFDAF4 .
5. Культурология [Электронный ресурс] : Учебное пособие / Брейтман А.С. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 86 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=910750
6. Розин, В. М. Культурология [Электронный ресурс] : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / В. М. Розин. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 410 с. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/F67D9268-9977-463E-88DC-841BFA84CA74 .
Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 186; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!