Нравственная проблематика в повести



Это произведение о дружбе, необыкновенной силе любви, преодолевающей все препятствия. Писатель с помощью фантастических историй и персонажей стремился утвердить простые жизненные заповеди: необходимо проявлять внимание к природе и к человеку, важно приобретать жизненный опыт, каждый человек должен понимать и ценить красоту. Автор доносит до нас понимание значения леса в жизни человека. Человек и природа — одно целое и неделимое, они навсегда неразрывно связаны между собой. Человеку нужно знать лесные приметы, чувствовать лес, все его прелести. И обязательно нужно помогать другим людям, чтобы достичь гармонии.

Пришвин также считал, что величайшее достижение человеческих услий — ребенок, воспитанный в сознании взаимосвязи с великим целым — природой, в убеждении, что он всегда должен быть на ее стороне, защищать и оберегать ее.

 

Словарь

1. Шайка — деревянная кадка, банная утварь

2. Лоханка — круглая или овальная посудина для стирки белья, мытья посуды или других хозяйственных надобностей.

3. Ладило — бондарный инструмент для изготовления бочек

4. Палестинка — красивое, приятное местечко в лесу

5. Елань — топоним, от диалектного «елань» (обширная прогалина, луговая или полевая равнина; возвышенная, голая и открытая равнина)

6. Загнетка — площадка перед устьем русской печи; шесток.

7. Ф уганок — инструмент для обработки дерева

8. Зафлажить —  при облаве на волков, лисиц и т. п. окружить место, где они находятся, флажками, прикрепленными к шнуру.

9. Мурло — лицо, чаще в смысле уродливое, страшное, большое и страшное, опасное.

10. Куртина — группа деревьев или кустарников одной породы в смешанном лесу.

11. Переярок — охотничье название молодого перегодовалого волка; волк моложе одного года называется прибылым; волк старше двух лет — матерный; имеющий более 5 лет, с подъеденными уже зубами и поломанными клыками, называется стариком.
12. Суходол — долина без воды, или низина, не заливаемая водой

 

2) Человек и природа в детской прозе К. Паустовского ( по сказкам и рассказам из списка длячтения) .

«Теплый хлеб»

Люди всегда преклонялись перед природой, зная, что бессильны перед ее могуществом. Эти взгляды отобразились и в сказке К. Паустовского «Теплый хлеб». Природа здесь изображена, как высшая справедлива сила, которая следит за людьми и их поступками.

Ее характер писатель раскрыл посредством пейзажных зарисовок. Картины природы появляются в произведении не сразу, а лишь после рассказа о поступке Фильки. Как только с глаз коня скатилась слеза, природа примчалась, чтобы отомстить за него. Погода сразу поменялась: усилился ветер, начал порошить снег. Снег попадал прямо в Филькино горло, как бы намекая, что природа обо всем знает.
Скоро стихия набирала разрушающей силы: «Летела по ветру мёрзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни». На деревню надвигались целые столбы снега. Метель, казалось, обезумела и теперь ревела неистово, как будто ее разозлило Филькино «Да ну тебя!». Страшно представить, как пережидал непогоду крестьянин, оказавшийся в поле.
Вечером снежная буря приутихла. Но оказалось, что наказание на этом не закончилось. Ночью затрещал мороз, он был насколько крепким, что даже небо казалось зеленым, как лед. Безжалостный мороз, не медля ни минуты, спустился в деревню. Он был хитрым: никто его не мог увидеть и мороз, пользуясь, озоровал, стискивая бревна в избах. Но самое страшное то, что проказник сковал реку, не разрешая ей помогать людям молоть хлеб.

Мудрые люди, такие как Филькина бабка, знали, что природа просто так не свирепствует. Так она пытается подсказать людям, что кто-то из них виноват перед ближним. Она знала, что люди прислушаются к ней, только если она будет очень строгой и даже безжалостной. Когда Филька шел к Панкрату, метелица безжалостно осыпала его снегом, мешала делать шаги. Кажется, погода показывала, что совершить плохое дело легко, а чтобы исправить, нужно потрудиться.
В конце сказки видим, что матушка-природа действительно хорошо знает человеческую натуру. Попав в беду, люди объединились, чтобы справиться с ней. Они забыли о склоках и обидах. Теперь они напоминали большую дружную семью. Вместе они были сильнее, и пламя их надежды на спасение горело ярче. Этот огонь дружбы согревал работников, спасая от крепкого мороза.

В произведениях пейзажи, как правило, служат для создания фона событий, но К. Паустовский использует их для развития сюжета и реализации идеи, показывая тесную связь между человеком и природой. Природа в сказке К. Паустовского «Теплый хлеб» – мудрый учитель, который умеет вовремя указать людям на их ошибки. Она очень сердится, когда видит несправедливость, но быстро прощает, едва заметив, что люди усвоили урок.

 

«Заячьи лапы»

Константин Георгиевич Паустовский – мастер изображения различных образов, как людей, так и животных и природы. Его живописные картины помогают полнее и ярче представить описываемые события, разобраться в сложившейся ситуации.

Помимо различных второстепенных образов, таких как аптекарь, бабка Анисья, ветеринар, доктор Карл Петрович Корш, вереницей проходящих по страницам рассказа, Паустовский рисует и образ природы.

В своем рассказе " Заячьи лапы " автор описал историю взаимодействия человека и природы, и показал, что эти два явления неразрывно взаимосвязаны между собой. Если страдает природа, то и человек страдает тоже. Это показано на примере погодных условий, неимоверной жары и пожаров, которые случались в результате данных погодных условий. И не только природа страдала от жары - горел лес, стог сена, но и люди изнывали от жары и раскаленного воздуха. Все эти яркие картины природы помогают нам подробнее представить то знойное время, когда случился пожар и мальчишка нес зайчонка, опалившего лапы, к местному ветеринару.

Так же показано взаимопомощь и выручка человека и животного, - то как заяц спас деда от пожара, вывел его из горящего леса. И как дед, впоследствии, отблагодарил зайца, забрав его, с обожженными лапами и брюхом, домой и вылечив у доктора.

О том, насколько автор любит природу и призывает нас любить мир, который окружает нас вокруг, говорит и тот факт, что автор назвал свой рассказ именно " Заячьи лапы ", а не - случай в лесу, подвиг зайца, дед и заяц, или как люди зайца спасли и прочее.

Именно и поэтому, в рассказе природа описывается как живое явление, сравнивается с человеком и его поведением. Природа вступает в повествование и в момент поиска врача. Напряженное состояние героев, переживающих за больного зайчонка, будто находит отражение в природе. Выйдя из аптеки и узнав, наконец, адрес Карла Петровича, дед Ларион и Ваня видят, что подступает гроза.
Паустовский в этом описании будто олицетворяет природу: ленивый заспанный силач-гром потихоньку расправляет затекшие после сна плечи и потряхивает землю, молнии бьют исподтишка. Природа, как и герои, волнуется за пушистого зверька, за то, найдут ли дед с внуком доктора Корша, который избавит зайчонка от страданий.
В тот момент, когда они приходят по нужному адресу, на Почтовую улицу, начинается благодатный дождь. Крупные капли оставляют в пыльной поверхности свои следы, похожие на маленькие лунные кратеры. Герои добрались до нужного места, теперь им нечего опасаться. Доктор, пусть и не сразу, но взялся лечить необычного пациента. Теперь зайчишка обязательно поправится.

И именно описания природы и погоды в рассказе дополняет, приукрашивает и делает более интересными описания действий людей и событий, происходящих в рассказе.

 

«Растрепанный воробей»

В своих произведениях Константин Георгиевич Паустовский поведал нам, как нужно любить природу, животных. Это отнюдь не нравоучения, писатель просто рассказывает различные истории о животных, растениях, птицах. После прочтения этих произведений хочется охранять братьев наших меньших. Надеемся, что одобрил бы это краткое содержание Паустовский. «Растрепанный воробей» — интересный и трогательный рассказ, которые помогают читателю удостовериться в том, что в маленьком тельце птицы может биться большое благородное сердце.

Маша подкармлвала зимой воробья. А Пашка решил ее отблагодорить, принося все, что крала ворона. Один раз злая ворона украла стеклянный букетик, который напоминал маме Маши о ее муже. Пашка собрав всех воробьев, со всей своей мужественностью напали на ворону и отобрали у нее букет. Этот поступок воробья Пашки говорит о его благородности.

 

«Мещерская сторона»

Семья, дом и работа всегда были и остаются для человека на первом месте. Однако Паустовский в повести «Мещерская сторона» поднимает не менее важную тему, это – гармония человека с природой и окружающим миром.

Автор рассказывает о том, чтобы понять природу и начать ее чувствовать нужно всего пару дней. За это время окружающий мир и человек – привыкают друг к другу, находят точки «соприкосновения». Еще недавний и простой «потребитель», становится – наблюдателем. Потом,он начинает переосмысливать свое поведение, взгляды на жизнь и даже меняет мечту. В итоге, человек постепенно приходит к удивительному состоянию – гармонии с собой и со всей вселенной.

Именно это состояние и является для автора великим счастьем. Паустовский вдохновляется на новые «свершения». Он оценивает каждый миг уединения с природой, с уважением относясь ко всему живому. Он делится с читателем даже самым незначительным на первый взгляд моментом, но порой именно в нем и заложен весь смысл жизни…

В произведении «Мещерская сторона» гармония присутствует во всем. И в осеннем шумном лесу, и на лугах, где многолетние травы «выстелены» роскошным зеленым ковром, и возле озера, в котором боятся купаться местные жители.

Во главе всего стоит природа. Именно она диктует правила существования. И только на таких условиях она готова «подпустить» к себе людей, «открыть» им глаза, показать первозданную красоту. Она диктует моду, показывая на себе новые цвета и оттенки. Она дарит всем жизнь, и она же ее отнимает…
Тема гармонии человека и природы затрагиваются автором буквально во всем произведении. С самого начала он рассказывает читателю, о том, как найти ночлег на свежем воздухе осенью, знает, почему не клюет рыба перед дождем и даже как получить от нее предупреждающий знак. Весь этот опыт, писатель приобрел только благодаря стремлению и единению с природой. Она подарила Паустовскому самые лучшие эмоции и воспоминания, а мужчина взамен отдал ей свою преданность, уважение и бескорыстную любовь. Эти «настоящие» чувства к природе останутся с ним на протяжении всей жизни.
«Мещерская сторона» начинается с уверения., что в этом крае «нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха». Но чем больше узнаешь эту «тихую и немудрую землю под неярким небом», тем все больше, «почти до боли в сердце», начинаешь ее любить. К этой мысли писатель приходит в финале повести. Он считал, что прикосновение к родной природе, ее познание — залог истинного счастья и удел «посвященных», а не невежд. «Человек, знающий, например, жизнь растений и законы растительного мира, гораздо счастливее того, кто даже не может отличить ольху от осины или клевер от подорожника».  

 

«Стальное колечко»

Тема у произведения «сказочная» - победа добра над злом: весны над зимой, здоровья над болезнью. Но эта победа неразрывно связана с образом родной земли, она ради земли. Поэтому основная мысль связана с темой патриотизма. Рассказ заканчивается двумя афоризмами. Один из них Варюшин: «Нигде на белом свете не может быть так хорошо, как у нас в Моховом». Другой – деда Кузьмы, который вспоминает девочка: «Наша земля истинный рай и нету другой такой хорошей земли на белом свете». Эти афоризмы и составляют основную мысль произведения.

В блгодарность за щедрость девочки солдат дал девочке волшебное стальное кольцо. Но по дороге домой девочка потеряла это кольцо.

К весне дед Кузьма стал сильно кашлять, и махорка ему уже не помогала. Варюша корила себя за то, что потеряла волшебное колечко, которое могло бы вернуть здоровье ее любимому дедушке. Едва дождавшись, когда растает снег, девочка отправилась в лес, разгребла сухие ветки, и отыскала кольцо. Она целый день носила его на среднем пальце, и дед Кузьма, действительно, почувствовал себя лучше.

Ночью Варюша надела волшебное кольцо на безымянный палец в надежде почувствовать огромную радость. Ранним утром она отправилась на лесную опушку, и до того там было красиво, что девочка почувствовала, как ее переполняет счастье. Это счастье заключалось в мелочах: она с радостью слушала звон подснежников, ее лицо обдавал теплый ветер. И девочка даже не заметила, чтомимо нее прошла сама весна. Она хотела было надеть кольцо на указательный палец и посмотреть мир, но подумала и решила, что красивее места, чем ее родная деревня Моховое, не сыщешь в целом свете!
 Несмотря на то, что Варюша была еще ребенком, она умела видеть и чувствовать красоту окружающего мира. Кроме того, она так любила свою деревню, что ни за что не променяла бы ее на все чудеса мира.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 113; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!