Музыка в народном представлении.



Стиль. Взаимодействие различных стилей в музыкальном оформлении мероприятий. Стилизация и эклектика.

Стиль (греч. stilos – палка,палочка) – исторически сложившаяся устойчивая общность образной системы, средств и приемов художественной выразительности, обусловленная единством идейного содержания.

В художественном стиле находят отражение эстетические взгляды различных общественных групп в ту или иную эпоху исторического развития.

В каждом стиле, в том или ином виде, с большей или меньшей объективностью и достоверностью находит отражение реальная действительность; отсюда – различное взаимоотношение стилей с методом реализма.
Понятием «Стиль» определяются:
1.Крупные этапы развития искусства, направления, школы.
Например: Классицизм, Романтизм, Импрессионизм, Модернизм, Неоклассицизм, Формализм и т.д.
А там же: Стиль эпохи Возрождения; Венской классической школы. В полифонии – строгий и свободный стиль.

2. В более широком смысле «Стиль» - это отличительные признаки того или иного национального искусства (русский стиль, ирландский стиль и т.д.) либо общие признаки для целых групп национальностей: восточный или ориентальный стиль; скандинавский, славянский стиль и т.п.
3. Кроме того термином «Стиль» обозначают индивидуальную творческую манеру композитора (моцартовский стиль), исполнителя (Шаляпинский стиль, стиль Вертинского) или характерные особенности исполнительской манеры (эстрадный, камерный, речитативный стиль…).
4.И, наконец, словом «Стиль» некогда обозначали склад произведения: гомофонный, полифонический стиль.

Стилизация:

  1. Это – подражание какому-либо стилю прошедших эпох (условный стиль).
  2. Преобладание в художественном произведении условных декоративных форм над реалистичной передачей действительности.

Стилизация широко применяется в музыкальном и художественном оформлении современных обрядовых представлений.

Древние хороводы, попевки, песни, давно утратили свой сакральный смысл, обогатились новыми танцевальными и мелодическими формами и оборотами. Многие композиторы пишут свои произведения в русском народном стиле, используя наряду с народными инструментами, электромузыкальные и электронные инструменты. При помощи стилизации, можно не только рассказать современному зрителю о древних обрядах, но и эмоционально включить его в действие, а так же познакомить с новыми инструментальными и вокальными произведениями.
Примеры: Покров, Солнцеворот, Кузьминки, Сороки и.т.п.

Метод стилизации применим к для оформления исторических праздников, литературно-поэтических композиций. Здесь важно соблюсти правильный подход, вкус и меру в подборе музыкальных произведений различных эпох, но объединенных тематически.

Эклектика, эклектизм – это отсутствие единства, целостности, последовательности в убеждениях, теориях и т.п., в искусстве – формальное, механическое соединение различных стилей.

В музыкальном оформлении праздничных программ и театрализованных представлений эклектика недопустима и является признаком дурного вкуса. Однако, возможно ее использование в отдельных пародийных и гротескных эпизодах, что непременно должно сочетаться с соответствующим декоративным оформлением, костюмами и особенностями актерской игры (создание образов).

Музыка в народных представлениях и праздниках. Особенности обрядовой музыки. Календарные и семейные обряды.

 

Функции музыки в народных праздниках:
а) Иллюстрировано – изобразительные (создание образов, масок).
б) Эмоциональные (создание настроение)
в) Организационно - темпоритмические.

Обряд – это праздничные действа магического значения, с помощью которого древние земледельцы заклинали силы природы.

Календарные обряды и праздники - одни из самых древних – называются календарными, т.к. исполняются (справляются) в определенные календарные дни (сроки).

Праздники, которые справлялись по солнцу:
1.Поворот солнца с зимы на лето, конец декабря. Солнцеворот. Новый год.

Коляда. Самая длинная ночь.

2. Поворот Солнца с лета на зиму, конец июня. Солнцеворот. Купальская ночь, разгул нечистой силы, сбор лекарственных трав, самая короткая ночь.

3. День весеннего равноденствия конец марта Сороки.
4. День осеннего равноденствия конец сентября. Праздник урожая.

Праздники, связанные с луной.
1.Поклонение весне и расцветшей природе.

Пасха. Апрель-май 1-е весеннее полнолуние.

2. Масленица. Проводы зимы.
Масляная неделя начало февраля, 8ая неделя перед первым весенним полнолунием.

3. Поклонение умершим, духам Земли, Троица, 8ая неделя после первого весеннего полнолуния. Май-июнь.

Христианская церковь дала новое толкование древним языческим обрядам.

Без изменения остались Масленица и Ивана Купала.

Календарные песни:

1.Заклинательные

2.Коллективные (хоровые)

3.Формульные (т.е. озвучиваются одним напевом,  закрепленным за определенным обрядом в данной местности; тексты могут варьироваться).

Их поют:

а) особыми «магическими» голосами

б) на высоком открытом месте

в) в унисон

г) громко, крикливо; с выкриками в конце или глиссандо вниз на неопределенный звук.

Напевы песен:

1) короткие повторяющиеся фразы

2) речитативного характера

3) узкого диапазона с малым количеством звуков м слоговых распевов.

Семейные обряды

1. Крестильный (поздний, не озвучивается)

2. Свадебный

3. Рекрутский

4. Похоронный

Общая черта: все семейные обряды «озвучиваются» плачами.

Плач – это короткая музыкальная интонация (1-2 фразы), являющаяся в данной местности символом горя. Напев плача не образует куплетной формы, является формульным.

 

Музыка в народном представлении.

Три мелодических типа плача:
1) речитативный тип;

2) плач-крик (широкий разорванный диапазон);

3) песенный тип.

Тексты плачей – это свободная поэтическая импровизация в свободной форме.

Между повторами напева плача всегда есть пауза – для рыданий.

Название плачей: причёт, причитание, крик, вопль, голошение, заплачка.

Исполнительницы плачей (наемные женщины): вопленица, плачея, плакуша, кликуша, голосница.

Кукушка – символ горя, вестница с того света, символ нелегкой женской доли.

Свадебные плачи исполняются только до венчания в первом действии свадебного обряда. Главная плакальщица – невеста, близкие родственницы, наемные плакальщицы.

Рекрутский обряд сложился в начале 18 века. Имеет близкие черты с похоронным и свадебным обрядами.

Рекрутские плачи в мирное время звучат редко; возрождаются активно во время войн.

3. Музыкально – шумовая экспликация театрализованного представления как часть режиссерского плана. Её значение в подготовке и проведении мероприятий. Компиляция.

Музыкально-шумовая экспликация – это часть постановочного режиссёрского плана, где описаны не только места включения тех или иных музыкально-шумовых отрывков в действие театрализованного представления, но и способы их воспроизведения (фонограмма, живой звук, шумовик ит.п.) и особенности  поиска, подготовки и записи необходимой музыки и шумов.

В экспликации желательно подробно указать:

а) способ получения той или иной фонограммы:

1) перезапись с фонограммы, грампластинки, к/ф;

2) перезапись с нескольких фонограмм сведенных в одну;

3) запись оригинального шума или музыки специально для данной постановки);

б) перечислить необходимую для муз. оформления аппаратуру и механические устройства и приспособления для воспроизведения некоторых шумов;

в) уровень звучания, ориентировочное время звучания и место музыки и шумов.

Но все предугадать невозможно, поэтому: Экспликация корректируется в процессе работы над постановкой в соответствии и изменениями, возникшими в ходе репетиции. Тем не менее – подробно составленная экспликация позволяет правильно организовывать работу звукорежиссера на музыкально-шумовым оформлением; определить потребность в аппаратуре и необходимых материалах.

Музыка для театрализованного представления может быть написана специально и может быть подобрана из ранние написанных произведений. Однако, даже самое лучшее муз. произведение, использованное в постановке без изменения может не произвести должного впечатления на зрителя, ибо написано по другому поводу. Поэтому «театральная музыка» должна быть «сделана»,переработана на основе тщательного изучения сценария  и в согласованности с постановочным планом режиссера. Обычно музыка вводится в постановку фрагментами из разных произведений.

Работа над отработанной музыкой по органичному включению ее в театрализованную постановку называется компиляцией. Хорошая компиляция – это отнюдь не простое включение отобранных произведений (отрывков, муз. номеров) – это, как бы, «пересозданный» муз. материал в некое новое целое, отвечающее ритму, смыслу и характеру постановки.

Классификация и особенности музыки в оформлении театрализованных представлений и культурно-досуговых программ. Использование музыки гимнов в культурно-досуговых программах. Требования к музыкальному  оформлению детских праздников.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 553; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!