Прочитайте 5-6 сказок о животных. Назовите их основной мотив (аргументируйте) и особенности композиции (аргументируйте).

Чем отличаются сказки о животных от кумулятивных сказок?

Кумулятивные сказки. Это не очень обширный вид сказок, который обладает специфическими композиционными и стилевыми особенностями. В русском сказочном репертуаре можно насчитать около 20 разных типов кумулятивных сказок.

Основной их композиционный прием состоит в многократном, нарастающем повторении одних и тех же действий, пока созданная цепь не обрывается или же не расплетается в обратном, убывающем, порядке. Простейший пример  «Репка» кроме принципа цепи возможны и др. принципы нарастания, ведущего к внезапной комической катастрофе. Отсюда и название: comulare - нагромождать, увеличивать.

В нагромождении и состоит весь интерес сказок: в них нет интересных сюжетных событий, наоборот событие ничтожно, и эта ничтожность всегда в комическом контрасте, ибо влечет за собой катастрофу. Разбилось яичко - горит вся деревня.

Композиция проста:

Экспозиция. Состоит из обычного события или жизненной ситуации. Разбивается яичко. Баба печет колобок. Не назвать даже завязкой, ибо не видно, откуда развивается действие. Оно развивается неожиданно, и в этом весь эффект. Способы соединения цепи с композицией достаточно разные. Репка и Теремок. В первом случае цепь мотивированна, во втором - необходимости в приходе новых зверей нет.

Принципы, по которым наращивается цепь, тоже очень разные. Отсылка, пожирания (глиняный паренек), угроза пожирания (колобок), ряд обменов (за курочку уточку), последовательное появление непрошеных гостей(теремок), создание цепи из человеческих тел или тел животных(репка)

Также к кумулятивным относятся сказки, построенные на различных видах комических, бесконечных диалогов.

Два стиля кумулятивных сказок:

1.Одни рассказываются эпически, спокойно, медленно, как и всякие другие сказки.

2.нагромождению и нарастанию способствует нагромождение слов. Их называют формульными

Вся прелесть этих сказок в повторениях. Весь их смысл  в  красочном исполнении. Оно требует мастерства: иногда приближается к скороговоркам, иногда сказки поются. Эти особенности делают их любимыми детьми,  детским жанром.

 

Сказки о животных. Сказки волшебные и кумулятивные выделены по принципу структуры. Сказки о животных  по действующим лицам. Вообще все спорно, ибо сказки о животных могут быть отнесены и к кумулятивным(за курочку уточку), и к волшебным(волк и семеро козлят) в некоторых случаях. Сказки о животных условны еще и потому, что животные и человек взаимозаменяемы. «кот, петух и лиса» такое же начало, как в сказке «баба-яга и жихарь»

Под сказками о животных будут подразумеваться такие сказки, в которых  животное является основным объектом или субъектом повествования. Есть сказки, где присутствуют и животные, и люди. Но нужно различать, кто из героев в центре повествования, а кто второстепенен. Лиса, ворующая рыбу, а не мужик. Волк у проруби, а не бабы.

Нужно помнить, что такие сказки имеют мало общего с действительностью, т.е они не отображают природных повадок животных. Животные  условные носители действия. Сказки о животных должны быть признаны фантастическими.

Русская сказка о животных отличается не только самобытностью репертуара, но и особым характером. Наши звери живут в берлогах и не в такой степени отражают быт человека, как западные. Производят впечатление большей непосредственности.

В сказках о животных не установлено единства композиции: они разнообразны. Они строятся на элементарных действиях.

Изучение композиции обнаруживает два типа сказок:

Законченные, цельные, с определенной завязкой, развитием и развязкой. Они представляют собой сказочные типы в общепринятом смысле этого слова. Лиса и журавль.

Большинство же не обладает сюжетной самостоятельностью.

Есть сюжеты, которые никогда не рассказываются отдельно. Лиса и волк с прорубями. Эта соединяемость  внутренний признак животного эпоса, не присущий иным жанрам.

Домашние животные нечастые герои сказок. Если они появляются, то в соединении с лесными, а не как самостоятельные персонажи. Это позволяет предположить древнее происхождение сказок о животных.

 

2. Прочитайте кумулятивную сказку "Хорошо да худо" и сочините ее продолжение (добавьте 3-4 дополнительных звена, используя композиционную и языковую основу народной сказки).

Сказка «Хорошо, да худо»

Встретились на дороге барин и мужик.

- Мужик, откуда ты?

- Издалеча, барин

- А откуда?

- Из Ростова города, а барина Толстова.

- А велик ли город?

- Не мерил.

- А силен?

- Не боролся.

- Что ж там почем?

- Рожь да овес по мешкам, табак по рожкам, пряники по лавкам, калачи по санкам.

- А зачем ездил?

- За покупкой дорогою: за мерою гороха.

- Вот это хорошо!

- Хорошо, да не дюже!

- А что ж?

- Ехал да рассыпал.

- Вот это худо!

- Худо, да не дюже!

- А что ж?

- Рассыпал-то меру, а подгреб-то две!

- А вот это хорошо!

- Хорошо, да не дюже!

- Да что ж?

- Посеял, да редок.

- Вот это худо!

- Худо, да не дюже!

- А что ж?

- Хоть редок, да стручист!

- Вот это хорошо!

- Хорошо, да не совсем!

- А что ж?

- Поповы свиньи повадились горох топтать-топтать да и вытоптали.

- Этак худо!

- Худо, да не дюже!

- А что ж?

- Я поповых свиней убил да два чана свежины насолил.

- Вот это хорошо!

- Хорошо, да не дюже!

- А что ж?

- Поповы собаки повадились свежину таскать-таскать да повытаскали.

- Вот это худо!

- Худо, да не дюже!

- А что ж?

- Я тех собак убил да жене шубу сшил.

- Вот это хорошо!

- Хорошо, да не дюже!

- А что ж?

- Пошла моя жена мимо попова двора; поп-то узнал да шубу снял.

- Вот это худо!

- Худо, да не дюже!

- А что ж?

- Я с попом судился-судился, сивого мерина да рыжую корову спустил - вот мое дело и выгорело.

Продолжение

-Вот это хорошо!

-Хорошо, да не дюже!

-А что ж?

-Да любимого коня потерял, а мне отец его в детстве подарил, он мне самый близкий друг.

-Вот это худо!

-Худо, да не дюже!

-А что ж?

-Когда из суда возвращался, мешок золотых нашел! Теперь смогу сыну своему тоже коня купить!

-Вот это хорошо!

-Хорошо, да не дюже!

-А что ж?

-Да сын мой не любит коней.

 

Прочитайте 5-6 сказок о животных. Назовите их основной мотив (аргументируйте) и особенности композиции (аргументируйте).

1) "Волк и коза"

Основной мотив этой сказки состоит в том, чтобы донести до детей,  что все люди разные и не нужно доверять чужим людям, в особенности взрослым и всегда слушать маму.

Особенности композиции: Данная сказка включает в себя повторы и песню.

Начало: «Жила-была коза с козлятами…»

Завязка: «Уходила коза в лес есть траву шелковую, пить воду студеную…»

Кульминация: «Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу и всех козлят съел…»

Конец: «Брюхо у него от огня лопнуло, козлята оттуда выскочили, все живые, да - прыг к матери! И стали они жить-поживать по-прежнему.»

 

Звери в яме»

Основной мотив этой сказки состоит в том, чтобы донести до читателя, что нельзя обманывать других, если не хочешь      быть обманутым. Сказка  учит действовать вместе честно и сообща, учит дружбе и взаимопомощи.

 

3) "Журавль и цапля"

  Основной мотив этой сказки состоит в том, чтобы донести до ребенка, что не нужно принимать какие-то решения поспешно, нужно сначала все хорошо обдумать, а иначе это принесет только вред. Так же сказка учит тому, что нужно уважать других и их мнение.

Особенности композиции:

Начало: «Жили-были на болоте журавль да цапля…»

Завязка: «Журавлю показалось скучно жить одному, и задумал он жениться…»

Кульминация: Журавль идет жениться к цапле.

Развязка: Цапля идет проситься замуж за журавля.

Конец: «Вот так-то и ходят они по сию пору один на другом свататься, да никак не женятся».

 

Кот и лиса»

Основной мотив этой сказки состоит в том, чтобы донести до ребенка, что нужно не бояться трудностей и каких-то трудных ситуаций, и всегда находить выход из них

Особенности композиции:

Начало: «Жил был мужик. У этого мужика был кот...»

Завязка: «Вот пошел кот гулять, а навстречу ему лиса…»

Кульминация: «Медведь спрятал волка в кустах, завалил сухими листьями, а сам влез на сосну…»

Развязка: « Волк перепугался, вскочил и давай утекать.»

Конец: «С той поры все звери стали кота бояться.»

 

Сказка о глупом мышонке»

Основной мотив этой сказки состоит в том, чтобы донести до ребенка, что внешность бывает обманчива. Человек может быть красивой внешности, но очень гнилой душой и наоборот. Сказка учит любви и уважению к старшим, и принятию их недостатков.

Особенности композиции:

Начало: Пела ночью мышка в норке:

— Спи, мышонок, замолчи! Дам тебе я хлебной корки И огарочек свечи.

Завязка: Отвечает ей мышонок: — Голосок твой слишком тонок. Лучше, мама, не пищи, Ты мне няньку поищи!

Кульминация: приходили разные животные и пели мышонку колыбельную, но их голос не нравился малышу.

Развязка: Стала петь мышонку кошка: — Мяу-мяу, спи, мой крошка! Мяу-мяу, ляжем спать, Мяу-мяу, на кровать.

Конец: Прибежала мышка-мать, Поглядела на кровать, Ищет глупого мышонка, А мышонка не видать…


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 103; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!