РАЗДЕЛ II . НАУКА КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР ПЕРЕХОДА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В НООСФЕРУ



МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра «Политология и международные отношения»

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине «История и философия науки»

 

ТЕМА

«Философия науки В.И. Вернадского»

Выполнил:

Аспирант I курса

Бичаков Сергей Александрович

 

 

 

Проверила:

 

Д. филос. н.,

профессор Жиртуева Н. С.

 

Севастополь

2020

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………….3

Раздел I. Переход человечества из биосферы в ноосферу………………….....5

Раздел II. Наука как основной фактор перехода человечества в ноосферу….11

Раздел III. Понятие «научное мировоззрение» В.И. Вернадского……………15

Раздел IV. Значение философии в развитии науки и ноосферы……………...20

Заключение……………………………………………………………………….24

Список использованных источников и литературы………………………..…27

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В истории достаточно примеров выдающихся российских философов, которые прославились своими взглядами и философскими положениями на весь мир. Одним из наиболее знаковых философов, представителей российского космизма XX века был – Владимир Иванович Вернадский (1863 – 1945 гг.).

Взгляды Вернадского опередили свое время. Его идея о ноосфере в начале 1920-х гг., была поистине революционной. Представляя новую парадигму развития человечества, Владимир Иванович, опираясь на достигнутый прогресс и идеи гуманизма стремился определить будущее людей, их место в пространстве – космосе. Сам переход из биосферы в ноосферу, по замыслу ученого, должен был привести к изменениям в мировосприятии человека – как на духовном (моральном) уровне, так и на материальном.

В особенности, учения Вернадского касались вопросов науки, определению ее места в подготовке к «переходу» (в ноосферу) и значения для восприятия новой действительности, нового мироустройства человечеством. Ведь наука для ученого «является двигателем прогресса» и ключевым элементом, без которого невозможно перейти на новую ступень человеческого развития.

Владимир Иванович был поистине гениальной личностью. Себя он считал натуралистом и в тоже время не чурался находить ответы на философские вопросы, особенно касающиеся исторического развития человека, его места в мире. Великий мыслитель стремился понять сущность научного знания, всех его элементов. Именно с помощью научного знания человек мог покорить новые вершины, овладеть природой, не разрушая ее (что было закономерным в первой половине XX века), а вступая в некий симбиоз человека с планетой.

Таким образом, философия науки играла колоссальную роль в идеях Вернадского, которые остаются актуальными в начале XXI века. Причем, сам мыслитель утверждал о том, что переход из биосферы в ноосферу, человечеству удастся лишь следующем столетии, т.е. в наши дни.

Целью исследования является проанализировать взгляды В.И. Вернадского в отношении философии науки. В рамках поставленной цели, выделены следующие задачи:

1) Рассмотреть концепцию В.И. Вернадского о переходе человека из биосферы в ноосферу 

2) Определить роль науки в рамках ноосферной концепции

2) Определить значение «научного мировоззрения» в системе развития человека.

3) Рассмотреть позицию В.И. Вернадского в отношении философии как науки.

 

РАЗДЕЛ I . ПЕРЕХОД ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ИЗ БИОСФЕРЫ В НООСФЕРУ

 

Учение Владимира Ивановича Вернадского о ноосфере являлось поистине знаковым событием в первой половине XX века. Идеи о возникновении у человека ноосферного мировоззрения, должно было привести к устойчивому развитию мирового сообщества, характерной чертой которого должна было стать стратегия сбалансированного социально-экономического развития общества (и индивида, в частности) с учетом рационального использования природных ресурсов.

Человечество должно совершить переход из биосферы в ноосферу, определяющую человека в новом измерении и охватывающей «космические» рамки его деятельности. Однако, чем является биосфера и чем отличается от нее ноосфера, с философской точки зрения Вернадского? По мнению ученого, биосфера – это саморегулируемый организм, существующий за счет образования органических соединений с неорганической природой. Иными словами, биосфера поддерживает свое существование благодаря направленному геологическому процессу и биологической эволюции на планете.

Сущность биосферы не сводится только к области распространения жизни на Земле. Основным компонентом биосферы выступает абиотическая часть планеты (ее экосистема) – совокупность условий неорганической среды, косного вещества, влияющих на жизнь. Таким образом, среда жизни у ученого определяется единством биотического и абиотического. По мнению известного исследователя творчества Вернадского, профессора М.И. Дробжева: «Это единство функционирует как активно развивающаяся система, определяемая кодом природы» [7, с. 1050].

Также биосфера Земли тесно связана с Космосом (в широком понятии этого слова). Космические излучения выступают как область энергии, как источник изменения нашей планеты. В составе космических излучений огромная роль для Земли принадлежит Солнцу. Благодаря воздействию Солнца, точнее солнечных лучей осуществляются главные механизмы биосферы – через существование живых организмов лучистая энергия Солнца регулирует химические проявления земной коры. «В биосфере видна неразрывная связь между освещающим ее световым солнечным излучением и находящимся в ней зеленым миром организованных существ», – заключает Вернадский [1, с. 57 – 58].

Причем примеров «квинтэссенции» живой природы и неживой достаточно много. Так, В.И. Вернадский по-новому отнесся к живому веществу, которое обеспечивает обмен атомов на Земле между живой и неживой природой, между организмами и косным веществом. Нетрудно догадаться, что живые организмы занимают сравнительно ничтожную толику массы земной поверхности, однако через их тела, по мнению ученого, в течение 13 лет проходит в 10 раз больше углерода, чем его содержится в земной коре. Почти весь свободный кислород в биосфере образуется и поддерживается за счет деятельности организмов [7, с. 1050].

Живое вещество благодаря этому является мощной геологической силой, создающей оболочку Земли и поддерживающей ее основополагающие свойства. В.И. Вернадский пришел к выводу, что «жизнь не является внешним случайным явлением на земной поверхности, она теснейшим образом связана со строением земной коры, входит в ее механизм и в этом механизме исполняет величайшей важности функции, без которых он не мог бы существовать» [1, с. 56]. Все живое представляет собой непрерывное целое, тесно связанное не только между собой, но и с косной средой биосферы.

Поэтому, биосфера во взглядах Вернадского является симбиозом органической жизни и геологического начала, выливающегося в природу. И именно человечеству предстоит перейти на новый этап устойчивого развития – ноосферу. Владимир Иванович определил ноосферу как сферу разума. Ученый расширил понятие, предложенное французскими философами Э. Леруа и Т. де Шарденом: «Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние – ноосферу» [1, с. 252].

В отличии от французских предшественников, Вернадский видит в ноосфере поверхность нашей планеты, преобразованной трудом и разумом человека. Центральной темой учения о ноосфере является единство биосферы и человечества. «Человечество, как живое вещество, неразрывно связано с материально-энергетическими процессами, определенной геологической оболочки Земли – с ее биосферой. Оно не может физически быть от нее независимым ни на одну минуту» [1, с. 254].

Таким образом, ключевым элементом, лежащим в основе идеи Вернадского о ноосфере, является человечество. Человек не является самодостаточным живым существом. Он также не живет отдельно по своим собственным законам, а существует внутри природы, становясь ее частью. Существует функциональная неразрывность человека и окружающей среды. Кроме этого, человечество есть природное явление и естественно, что влияние биосферы сказывается не только на среде жизни, но и на образе мысли.

Ноосфера возникает на основе деятельности человечества как мощной геологической силы. Большую роль в ее становлении и развитии играет живое вещество, научная мысль, разум человека, становящийся планетным явлением. Результаты трудовой и духовной деятельности человека – все это органично входит в геологический процесс и биологическую эволюцию, которые направляют переход биосферы в ноосферу.

Итак, для Вернадского человек является объектом исследования наравне с другими живыми веществами, флорой и фауной. А сущность человека подчиняется причинно-следственным связям. Также человек буквально «врос» в биосферу и подчиняется законам ее биохимического развития и как часть живого вещества определяет структуру геологического строения планеты и ее изменения. Ученый восторгается тем, что человек – «удивительный продукт биологической эволюции». Что немало важно для идей мыслителя, человек – уникальное создание не только планеты, но и Космоса!

Несмотря на то, что люди в космосе всего лишь песчинки, их разум в состоянии вместить в себя Вселенную, открывать закономерности ее становления и развития, что в свою очередь позволяет научиться управлять планетой, а со временем и всем Космосом. Ведь человечество все более и более приобретает роль арбитра во всех явлениях и процессах мира. Все учения о человеке с древнейших времен до наших дней выявляют именно эту все возрастающую роль человечества.

Биосфера и человек особенно тесно взаимодействуют на уровне экологии. Решение экологических проблем Владимир Иванович видел в смене мировоззрения и идеологических принципов – в появлении «ноосферного мышления». Центральным мотивом нового мышления должен стать разум. Человек руководствуясь разумом и используя научно-технический прогресс, должен решить две наиболее важные задачи: повысить эффективность использования природно-ресурсного потенциала Земли, а также использовать силы природы на благо человечества [8, с. 18]. Ноосферное мышление намечает пути использования и развития природных сил в интересах человека, роста производительности общественного производства, рационального природопользования, сохранения и развития здоровья человека.

Кроме этого, развитие ноосферного мировоззрения неразрывно связано с развитием науки и образования. Поэтому большое значение Вернадский уделял проблемам гуманизма. Ученый считал гуманизм объективной необходимостью перехода биосферы в ноосферу.

По мнению мыслителя, гуманизм проявляется в двух «плоскостях». Первая плоскость гуманизма затрагивает взаимоотношения общества и природы, в основе которых выступает взаимосвязь и взаимозависимость геологических, биологических и социально-исторических законов развития природы и общества. Вторая плоскость затрагивает взаимоотношения в жизнедеятельности общества, включающие в себя достижение единства человечества, развитие науки, образования и культуры, формирование научного мировоззрения, трудовую деятельность на благо всего человечества, любовь как средство общения и взаимопонимания, личную ответственность за все дела на нашей планете и вклад в благосостояние широких народных масс [8, с. 192].

Гуманизм является закономерным, естественным явлением биологического характера новой эры (этапа перехода из биосферы в ноосферу). Также гуманизм выступает как сугубо общественное, культурное движение, отражающее внутриобщественные отношения. Важнейшим аспектом гуманизма выступает «единство и равенство по существу, в принципе всех людей, всех рас. Биологически это выражается в выявлении в геологическом процессе всех людей как единого целого по отношению к остальному живому населению планеты» [5, с. 40].

Гуманизм развивается как естественноисторическое явление, выступает как объективная необходимость. Главная задача человечества в наше время (XX – XXI вв.) – повсеместное проникновение научного знания в общество. При этом должна усиливаться тенденция интернационализации науки, а также дополняться ростом нравственной ответственности ученых за использование научных открытий. В первую очередь это касается назначения изобретений и открытий, которые должны служить только созидательным, а не разрушительным целям. «Мы часто говорим о значении успехов техники, об увеличении утилизации сил природы, об улучшении жизни человечества, но мы недостаточно сознаем, что в основе этих успехов лежит сознательная деятельность, лежат идеалы и понимание тех лиц, работой мысли которых достигаются эти результаты» – подчеркивает мыслитель [5, с. 392 – 393].

Владимир Иванович подчеркивает необходимость ценностно-гуманитарного обоснования научно-технического прогресса. Очень важным аспектом успехов техники, освоения природных богатств, улучшения жизни человечества выступает сознательная деятельность, идеалы и понимание тех людей, усилиями которых достигаются эти результаты [8, с. 194].

Таким образом, во взглядах Вернадского о ноосфере, можно выделить главную его составляющую – роль человечества. Именно человечество должно выйти на новый уровень развития и подчинить себе природу и космос. Причем не разрушая окружающую среду, а созидая, вступая в «союз» с силами природы. И главная роль в этих стремлениях человека – отводиться разуму и науки.

РАЗДЕЛ II . НАУКА КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР ПЕРЕХОДА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В НООСФЕРУ

Отдельно необходимо рассмотреть роль науки как проводника человечества в новую эпоху, эпоху ноосферы. Во взглядах В.И. Вернадского научная мысль выступает как планетарное явление. «В последние тысячелетия наблюдается интенсивный рост влияния одного видового живого вещества, цивилизованного человечества – на изменение биосферы. Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние – ноосферу», – писал ученый [1, с. 252].

Исторический процесс рассматривался Вернадским не как «рукотворное» человеческое явление, а как явление природное, имеющее геологическое значение: «человек впервые реально понял, что он житель планеты и может – должен – мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государства или их союзов, но и в планетном аспекте» [1, с. 262]. Ученый рассматривал науку как систему знаний, являющейся также формой деятельности и социальным институтом. Научные знания носят «космический» характер, представляя собой синтез и единство естественных и гуманитарных наук, их в целом гуманитарный характер и непосредственную производительную силу.

Владимир Иванович подробно изучал учения таких знаковых личностей как: Д. Дана, Ле Конта, Ж. Бюффона и В. Пфеффера. Благодаря этим научным «изысканиям», он смог вывести закон эволюционного развития человека: на протяжении истории человечества наблюдался рост центральной нервной системы – мозга. Уровень его развития в многовековой эволюции никогда не идет вспять, а только вперед [7, с. 1051].

«Научная мысль как проявление живого вещества по существу не может быть обратным явлением – она может останавливаться в своем движении, но раз создавшись и проявившись в эволюции биосферы, она несет в себе возможность неограниченного развития в ходе времени», – заключал Вернадский [1, с. 258]. Развитие научной мысли является природным процессом. Научная мысль становится планетным явлением и мощной геологической силой.

Так, ученый акцентировал внимание на резком изменении научной мысли в XX веке, по сравнению с предыдущими периодами истории: «отличия заключаются во-первых, в его темпе, во-вторых, в площади, им захваченной, – оно охватило всю планету, в-третьих, в глубине затронутых им изменений, в представлениях о научно доступной реальности, наконец (в-четвертых), в мощности изменения наукой планеты и открывшихся при этом проспектах будущего» [1, с. 311]. Рост научных знаний, освоение их всем населением планеты у В.И. Вернадского выступает как требование геологического процесса, биологической эволюции, как объективная закономерность.

Итак, отношение В.И. Вернадского к науке многопланово. Во-первых, он рассматривает науку как форму общественного сознания. Во-вторых, как научную мысль и геологическую силу, призванную освоить природу и поставить ее богатства на службу человечеству. В-третьих, как форму, средство и содержание получения знаний людьми, способными преобразовывать мир, природную среду и делать их комфортными для жизни человека и человечества. Он призывал, чтобы сила и могущество знания и науки были всеми осознаны и регулировали всю государственную жизнь и деятельность.

Научная мысль дает в руки человечества такие энергетические и материальные возможности, которые позволяют ему не только брать из биосферы ее богатства, но целесообразно преобразовывать саму биосферу Земли с целью сохранения и умножения всех ресурсов, перевода их в разряд возобновляемых.

Кроме этого, наука, по мнению ученого – это реальная сила для объединения человечества. Ведь именно научная мысль охватила большинство жителей Земли. Научные изыскания проникают все глубже в сущность изучаемых объектов, явлений и процессов. Демонстрация достижений науки должна открывать перспективу для будущего человечества [7, с. 1052].

Наука является инструментом объединения народов, ради достижения общей цели. Первый этап достижения единства проходит стихийно, «через общение, творчество, кровавое смешение». Он не был сознательно сложившимся явлением и проходил историю во много тысяч лет через материальное, культурное, духовное и нравственное взаимодействие цивилизаций. Второй этап выступает как сознательное стремление к единению людей, как двигатель жизни и быта народных масс и становится рациональной задачей государственных образований. Главной силой единства человечества выступает научная мысль как планетное явление. «Ход истории научной мысли – выступает перед нами как природный процесс истории биосферы» – отмечает Вернадский [5, с. 45].

Вернадский подчеркивал, что наука является глубоко демократичной, т. к. ее источником выступает только сила ума и глубина вдохновения человеческой личности. «Ибо научное знание есть единственная форма духовной культуры, общая для всего человечества, не зависящая в своей основе от исторического или географического места и времени» [1, с. 247].

Наука и научно-технический прогресс не могут развиваться, не используя интуицию, которая приходит через «эфир Всемирного разума» и развитие ноосферного мировоззрения, что помогает возникнуть многим идеям. В.И. Вернадский подчеркивал, что научно-исследовательская работа всегда являлась необходимым элементом высшего образования. При всякой попытке систематически передать научные знания объективно усиливалась и научная творческая работа. Высшая школа привлекала хорошего преподавателя и неизбежно растила хорошего ученого. Научная работа выступала следствием хорошей преподавательской работы. Такой симбиоз преподавательской и научной работы становился господствующим.

Вернадский большое внимание уделял разработке методологических проблем научного познания – «логике естествознания». Создав, по сути, новую науку – биогеохимию, ученому требовалось выработать и новую методологию. Так, Владимир Иванович искал новые методологические опоры, ввиду отсутствия таковых в существующих (в первой половине XX века) исследованиях. «Система науки, взятая в целом, всегда с логически-критической точки зрения несовершенна. Научное построение, как правило, реально существующее, не есть логически стройная, во всех основах своих сознательно определяемая разумом система знаний», – отмечал мыслитель [4, с. 38].

По мнению Вернадского логические дисциплины не занимают в системе наук то место, «которое им принадлежит». А ведь существующая логика и методология естествознания, методологические разработки, философская логика глобально повлияли на развитие науки. В тоже время к середине XX века многие основы естествознания устарели. Требовалось разработать новую логику естествознания, которая охватывала бы более широкие области действительности: «Необходимо пересмотреть этот вопрос (вопрос о логике – С.Б.) в большем масштабе и в большем пространстве, чем для биосферы: с планетной геологической точки зрения — от Млечного пути, т.е. от нашей галактики до центра нашей планеты» [4, с. 144].

Ставя такую сложную задачу перед мировым сообществом, мыслитель понимал, что создание такой логики посильно только нескольким поколениям. Разработки Вернадского являлись первой попыткой положить начало масштабному исследованию. Сам ученый рассматривал разработки как постановку вопроса о решении методологических проблем науки [10, с. 105 – 106].

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 93; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!