ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗА СЕМЬИ
Сегодня почти каждый студент психологического и педагогического вуза знаком с тестом «Рисунок семьи». Благодаря работам С. Кауфмана, В. Хьюлса, Р. Бернса, А. Захарова, Т. Хоментаускаса, Е. Романовой данная методика получила широкое распространение.
Традиционно цель теста «Рисунок семьи» — выявление особенностей внутрисемейных отношений, Благодаря рисованию ребенком семьи и беседе с ним оказывается возможным оценить особенности его восприятия и переживания отношений в семье.
Тестируемым (чаще всего ими являются дети от 5 до 12 лет) предлагается стандартный лист белой бумаги (формат А4) и карандаши (или простой карандаш и ластик), а также дается инструкция: «Нарисуй свою семью». Причем комментарии к данной инструкции считаются недопустимыми. Средняя продолжительность рисования — до 30 минут.
Процедура тестирования помогает психологу установить взаимоотношения с клиентом, что чрезвычайно важно в тех случаях, когда специалист только начинает свою карьеру. Обсуждение рисунка задает контекст беседе, благодаря чему и клиент, и психолог начинают чувствовать себя более свободными.
Итак, рисование семьи часто выполняет функцию конструктивного коммуникатора. Однако не всегда психолог может иметь столь безоблачную картину. Представьте себе, что клиент имеет серьезные трудности в общении со своими близкими, создал внутренний мир, куда может «спастись бегством», и вдруг психолог предлагает ему нарисовать то, что ввергает его в состояние стресса! Конечно, в этом случае функция рисунка как конструктивного коммуникатора не может быть достойно реализована.
|
|
Как бы ни складывались события, функция «Рисунка семьи» как хранителя информации о клиенте и его самоощущений а семье, эффективно реализуется всегда. Главное, найти ключ. Именно этому посвящена данная глава.
Организация процедуры тестирования
Материалы: 3-4 листа белой бумаги формата А4; один лист бумаги с нарисованными в ряд восьмью кружочками (диаметр 25-30 мм); набор из восьми цветных карандашей (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый, черный).
Перед началом тестирования психолог просит клиента- удобно устроиться за столом; кладет перед ним лист бумаги с нарисованными в один ряд восемью кружочками и комплект из восьми цветных карандашей.
Инструкция 1: «Пожалуйста, раскрасьте эти кружочки разноцветными карандашами. Каждый кружочек должен быть одного цвета».
Мы просим клиента раскрасить кружочки до выполнения основных заданий для того, чтобы узнать его цветовые предпочтения. Благодаря тому, что кружочки расположены в один ряд ло горизонтали, мы увидим, какое место в ряду занимает каждый цвет. Эта процедура покажет цветовые предпочтения на момент тестирования. При повторных тестированиях, если психолог желает узнать цветовые предпочтения, ему придется проделать данную процедуру еще раз.
|
|
Инструкция 2: «Нарисуйте свою семью».
Инструкция 3: «Нарисуйте свою семью в любых образах». Естественно, такая обобщенная форма инструкции вызовет немало вопросов. Можно дать разъяснение: «Образы могут быть самыми разнообразными: все, что мы когда-либо видели, и есть образ». Нередко клиенты переспрашивают: «А машину можно?», «А кошелек можно?», «А вулкан можно?» и пр. Это не должно смущать психолога, ибо рисовать можно все, что угодно.
Инструкция 4: «Нарисуйте свою семью в образах животных».
Инструкция 5: «Нарисуйте свою семью в образах сказочных или мифологических героев».
Выполнить все четыре инструкции за один раз могут только самые «стойкие» клиенты. Поэтому процедуру тестирования можно разделять и проводить за два раза, дать «домашнее задание» (правда, тогда придется вручить клиенту и комплект карандашей, иначе потеряются «цветовые предпочтения»).
С другой стороны, возможны варианты тестирования:
|
|
Вариант | Номера инструкций |
А | 1;3 |
В | 1;2;3 |
С | 1;3;4 |
D | 13 |
Е | 1;4;5 |
F | 1;3;4;5 |
Как видно, инструкция № 1 дается во всех случаях.. Однако это необязательно, если психолог не предлагает клиенту цветные карандаши, а ограничивается простым карандашом и ластиком, или психологу по каким-либо причинам неинтересны цветовые предпочтения клиента.
Традиционно после рисования принято задавать клиенту уточняющие вопросы. Это особенно важно, когда речь идет об инструкциях № 3,4, 5. Необходимо выяснить существенные особенности изображенных фигур, узнать их характер, склонности, характер взаимоотношений друг с другом.
Примеры вопросов приведем в таблице.
Инструкция | Примеры вопросов психолога | |||
№ 2 «Нарисуйте свою семью» | Кто изображен на рисунке? Какое у них настроение? Хорошо ли всем вместе? Чем они занимаются? Что будет с ними завтра? Когда просыпается каждый из членов семьи, какое у него настроение? Часто ли все собираются вместе? И пр. | |||
№ 3 «Нарисуйте свою семью в любых образах» | Пожалуйста, расскажите о тех, кто здесь изображен. Пожалуйста, опишите эти образы: каков их; характер, что они любят и не любят, какие между ними отношения? К чему они стремятся? Что для них самое главное в жизни? Что их радует? Что каждого огорчает? Могут ли они существовать все вместе? Если да, то каким образом это может выглядеть? | |||
№ 4 «Нарисуйте свою семью в образах животных» | Расскажите, пожалуйста, об этих животных: какой у них нрав, повадки; что они любят; чего не любят. Расскажите о каждом животном подробно. В каких отношениях животные между собой находятся? Кто за кем охотится? Кто от кого спасается? Что является самым главным для каждого животного? Чем можно помочь этим животным, чтобы они жили дружно? Чем можно помочь каждому животному?
| |||
№ 5 «Нарисуйте свою семью в образах сказочных или мифологических героев» | Расскажите, пожалуйста, об этих героях: из каких они сказок (или мифов)? В какой момент их застал художник: что они делали? К чему стремится каждый герой? Если это герои разных сказок, то легко ли им находить понимание друг с другом? Чем можно помочь этим героям? Расскажите, что могло произойти, если бы эти герои оказались вдруг в одной сказке по воле Доброго Волшебника. | |||
Если психолог работает с семьей (а это логично, когда речь идет о рисовании семьи), важно подвергнуть тестированию всех ее членов. Только в этом случае можно обладать наиболее полной информацией об особенностях внутрисемейных взаимоотношений, месте и роли каждого, бессознательных идентификациях и многом другом. «Полный комплект» рисунков семьи собрать, конечно, чрезвычайно сложно... Но очень полезно, ибо перед психологом разворачивается сложный пасьянс внутрисемейных отношений. Как он сложится? Эту увлекательную задачу ему и предстоит решать.
Психологический анализ «семейной серии» рисунков
Данный раздел работы с рисунками является самым ответственным и увлекательным. Для того чтобы к нему приступить, важно задаться вопросами: к какому результату я планирую прийти и с какой целью я анализирую рисунки?
Зная конечную цель психологического анализа, психолог выбирает соответствующий ракурс анализа. Представим наиболее распространенные цели психологического анализа и соответствующие им ракурсы в таблице.
Конечная цель анализа рисунков | Ракурс анализа | Ход анализа |
Составление заключения относительно общего состояния и картины внутрисемейных взаимоотношений | Характер взаимоотношений в семье; наличие явных и скрытых конфликтов и их влияние на психологический статус членов семьи. | Главное —понять: является ли семья источником патологического влияния на своих членов; есть ли перспектива положительных изменений внутрисемейных отношений. |
Составление заключения и рекомендаций относительно индивидуально-личностных особенностей ребенка (автора рисунков) | Психологическая экспертиза индивидуально-личностных особенностей ребенка и влияния семейной среды на его самоощущение. | Главное — понять: какие признаки для описания индивидуально-личностных особенностей ребенка являются наиболее информативными, наиболее аргументированно и полно позволят описать особенности ребенка и составить рекомендации для общения и работы с ним; как влияют внутрисемейные взаимоотношения на личностный статус ребенка |
Формирование задач для последующей психологической коррекции или консультирования автора рисунков | «Проблемные>> и «ресурсные» потребности автора рисунков, его ограничения и стремления. | Важно понять: как автор рисунков чувствует себя в семье; ресурсы какого качества содержит в себе семья; если есть деструктивное влияние членов семьи, то какого оно рода, и каким образом можно его нейтрализовать или корректировать. |
Технология анализа психологической информации содержит четыре шага:
шаг первый — поймем символическое значение предложенных клиенту инструкций;
шаг второй — постараемся описать рисунок, выделив наиболее информативные признаки;
шаг третий — попробуем понять содержание выделенных информативных признаков;
шаг четвертый — определим «проблемные» и «ресурсные» потребности клиента, и сформулируем задачи дальнейшей психологической работы.
Для составления заключений и рекомендаций психологу достаточно сделать три шага. Поскольку сказкотерапевты в большинстве случаев собирают психологическую информацию для последующей коррекционной или консультативной работы, мы больше внимания уделим психологическому анализу рисунков с целью формирования задач коррекции, и сделаем все четыре шага.
Шаг первый: понимание символического значения инструкции
Инструкция к рисованию представляет собой некий посыл бессознательному клиента, и актуализирует определенные пласты его внутренней жизни. Она задает направление ассоциативному процессу, в котором участвуют воображение и жизненный опыт клиента. Четыре инструкции раскрывают различные аспекты восприятия семьи автором рисунков. Каковы эти аспекты, нам предстоит разобраться.
«Нарисуйте свою семью» — такой посыл, скорее всего, актуализирует «внешний», социальный образ семьи. Обычно члены семьи отображаются через человеческие образы. Автор на момент рисования как бы становится сторонним наблюдателем, «фотографом» своей семьи. Нередко бывает, что автор не изображает себя на рисунке, — так случается и с групповыми фотографиями. Тот, кто фотографирует, не может присутствовать в кадре. Правда, в психологической практике отсутствие в рисунке семьи фигуры автора принято трактовать как его уязвленность. Действительно, если автор не изображает себя на рисунке семьи, это может говорить о том, что он не видит своего места в том социальном образе, который стремится создать семья. Быть может, к его мнению относятся небрежно, он не имеет собственной «зоны ответственности» в семье, его вклад в семью ощущается или признается несущественным.
Так или иначе, рисунок семьи представляет собой «видимый образ», а то, что скрыто, так и остается тайной. Психолог может лишь строить гипотезы, правомерность которых зависит от его профессионализма.
«Нарисуйте свою семью в образах» — рисунок на эту тему можно назвать «ассоциативным образом» семьи. Данная инструкция дает автору значительно больше защиты и поэтому позволяет исследователю глубже проникнуть в тайну семьи. Субъективное содержание образа выражает глубинные переживания автора по отношению к членам семьи и тонкие пласты взаимоотношений. Данная инструкция стимулирует пробуждение воображения и ассоциативного мышления.
«Нарисуйте свою семью в образах животных» — рисунок на эту тему можно условно определить как «конфликтный образ» семьи. Надо сказать, что немало взрослых людей с высоким уровнем личностного развития затрудняются изобразить себя и членов своей семьи в образах животных. Они говорят, что преодолели свое «животное начало». Так ли это на самом деле, или мы столкнулись с проявлением защитных механизмов, можно сказать только после более глубокого знакомства. Дети же охотнее изображают семью в образах животных. Может быть, оттого, что им легче идентифицировать себя с животными, чем с людьми.
В психологии и религии животные используются как символы интуитивности, инстинктивности, подсознания, чувственности, либидо. Всем известно, что животный мир достаточно жесток. В нем действует закон силы. Есть хищники и травоядные — те, кто нападают, и те, кто спасаются бегством. Есть животные активные, а есть ленивые. Но все они стремятся выжить.
Чтобы выжить, животные приспосабливаются к среде обитания, приобретают «индивидуальные средства» и стили защиты. Кто-то прячет голову в песок, кто-то выпускает чернильное облако, кто-то больно жалит, кто-то перекусывает шею, кто-то брыкается копытами... Подобное сходство присутствует и в семейной жизни. Зная повадки, стиль жизни, особенности животных, в образе которых изображены члены семьи, можно понять стратегию поведения в ситуации конфликта и борьбы за место под солнцем.
Однако будет недальновидным определение места рисунка семьи в образах животных только в качестве «конфликтного образа». Для сказкотерапевта чрезвычайно важно, в образе какого животного изображает себя автор рисунка, ибо так может проявляться архаическое или интуитивное знание о собственном тотеме. В первобытных культурах к животным относились с большим уважением. Древние полагали, что животное находится в более тесной связи с невидимыми космическими силами, чем сам человек. Высокие физические и сенсорные способности животных свидетельствовали для древних об обладании большой магической и духовной силой. Древний род выбирал себе духовного покровителя из животного мира — тотем. И сегодня изображение животных присутствует в гербах старинных фамилий, городов и стран. Человек может приобрести частицу силы тотема, считали древние.
Поэтому животное, в образе которого изображает себя автор, может быть использовано психологом в качестве проявления ресурса. В этом случае требуется более глубокое знакомство с символическим значением животного.
Символическое значение животного проявляется на трех основных уровнях:
• личный, субъективный уровень, содержащий характеристику животного автором;
• природный, объективный уровень, содержащий биологическую характеристику животного, знание о его повадках, характере и особенностях;
• глубинный, культуральный уровень, содержащий информацию об архетипическом символизме животного, отражающий межкультурное единообразие приписываемых ему качеств и свойств.
Символическое значение животного становится особенно важным в психологической практике тогда, когда ребенок жестко идентифицирован с некоторым животным. Он постоянно изображает его, собирает коллекцию его изображений, копирует повадки, особенности (обычно данный феномен распространен в возрастном интервале от 4 до 7 лет). Естественно, ребенок рисует себя в образе любимого животного. В этом случае долг психолога — рассказать ребенку о глубинном значении образа выбранного животного; о тотеме, который оберегает человека; продумать систему ритуалов общения с животным. Постепенно осознанное восприятие любимого животного как тотема сформирует у ребенка более интимное к нему отношение. Но главное, позволит ребенку отделить свое «Я» от образа животного.
Итак, «семья в образах животных» покажет психологу систему бессознательных, инстинктивных взаимоотношений в семье, отразит «конфликтный образ», а также укажет на символический тотем.
«Нарисуйте семью в образах сказочных или мифологических героев» — данная инструкция дается сказкотерапевтом для понимания «ресурсного образа» семьи. В большинстве случаев рисуют созидательных сказочных персонажей, наделенных особой судьбой, талантом, силами и возможностями. Нередко рисунок на эту тему отражает желаемый автором образ семьи. И это очень важно для психолога, так как показывает символический «образ успеха», духовный эталон взаимоотношений, к которому можно прийти в процессе психологической работы с семьей. «Если ты нарисовал себя в образе волшебника, означает ли это, что ты ощущаешь в себе волшебную силу, способности?» — может задать провокационный вопрос психолог. Ощущает это автор рисунка в данный момент или нет, не так важно. Психолог отмечает для себя наличие определенного ресурса, проявление потребности в личностном развитии, самоактуализации.
Инструкция | Обобщенное символическое значение |
«Нарисуйте свою семью» | «Социальный образ» семьи: видимый, внешний. |
«Нарисуйте свою семью в образах» | «Ассоциативный образ» семьи: скрытый, внутренний. |
«Нарисуйте свою семью в образах животных» | «Конфликтный образ» семьи: инстинктивный, природный. |
«Нарисуйте свою семью в образах сказочных или мифологических героев» | «Идеальный образ» семьи: ресурсный, желаемый. |
Шаг второй: описание рисунка
Постараемся описать рисунки, выделив наиболее информативные признаки.
Рисунок | Информативные признаки |
Рисунок семьи | Эстетика изображения; площадь (размер) рисунка; наличие или отсутствие смещения композиции (вверх, вниз, вправо, влево); соразмерность фигур друг другу и листу; расстояние между членами семьи; наличие предметов (или иных преград/посредников) между членами семьи; наличие дополнительных образов (животные, солнце, растения и пр.); контекст изображения (дома за столом, в интерьере, на природе, в контексте определенного события); близость членов семьи по цветовым пятнам, характеру изображения, одежде, образу действий |
Рисунок семьи в образах | Признаки, выделенные для рисунка семьи, сохраняются, и к ним добавляются новые: символическое значение нарисованных образов (субъективное и глубинное); характер взаимоотношений между образами (есть ли образы-антагонисты, или родственные образы); принадлежность образов к определенной группе (например, все образы — - машины или деревья; или один образ относится к животному миру, другой к миру людей, третий к миру техники); эмоциональное восприятие образов; история прошлой и будущей жизни изображенных образов |
Рисунок семьи в образах животных | Признаки, выделенные для рисунка семьи, сохраняются, и к ним добавляются новые: символическое значение нарисованных животных (субъективное, природное и глубинное); характер взаимоотношений между животными (особенно если в рисунке присутствуют как хищники, так и травоядные, домашние и дикие животные); родовидовая принадлежность животных; эмоциональное восприятие животных |
Рисунок семьи в образах сказочных или мифо-логических героев | Признаки, выделенные для рисунка семьи, сохраняются, и к ним добавляются новые: принадлежность изображенных героев определенным сказкам и мифам и характеристика, данных персонажей; суть созидательного потенциала каждого героя, в особенности персонажа, олицетворяющего автора рисунка; теневая сторона каждого героя и возможности ее компенсации; сказочно-мифологическая принадлежность героев (все из одной сказки или из разных ; изображенные герои принадлежат к сказкам/мифам одной культуры или разных); характер взаимоотношений между героями; перспектива совместных созидательных действий (могут ли эти герои жить в одной стране, городе, новой сказке и при этом помогать людям) |
Подведем итог и представим обобщенное символическое значение.
Как видно, признаки, выделяемые для анализа рисунка семьи, обязательны для анализа других метафорических изображений.
Каждый признак задает определенный угол для изучения рисунка и помогает систематизировать информацию.
Шаг третий: понимание содержания информативных признаков
Делая «второй шаг», мы выделили укрупненные признаки. Поэтому сейчас необходимо прояснить их содержание.
Для удобства разделим признаки на две большие группы.
Группа общих признаков. Это признаки, характерные для всех рисунков семьи.
Группа дополнительных признаков. Это признаки, появляющиеся в связи с метафорической инструкцией. Они связаны с символическим значением изображенных образов, характером взаимоотношений между персонажами, родовидовой принадлежностью и пр. Рассмотрим общие признаки рисунков семьи.
Эстетика изображения. Если рисунок выполнен с любовью, желанием, аккуратно, опрятно; линии и цвета его гармоничны,—- мы получаем эстетическое удовлетворение. Причем оно может даже не зависеть от техники исполнения и мастерства художника. Стремление к красоте является проявлением эстетических потребностей человека и может быть реализовано даже при отсутствии художественных способностей. Если психолог видит, что автор не придает особого значения эстетике, он может отметить недостаточное развитие эстетической мотивации.
Площадь (размер) рисунка. Обычно рисунок занимает не все пространство листа, обязательно остаются невидимые белые поля. Мы воспринимаем размер рисунка как гармоничный, если автор оставляет не менее 4 см от краев листа свободными. Нередко размер композиции слишком мал или слишком велик (выходит за невидимые поля), и в этом случае, рассматривая рисунок, мы ловим себя на ощущении дисгармонии. Слишком большой или слишком маленький размер композиции настораживает психолога и также свидетельствует о несформированном внутреннем чувстве гармонии.
Смещение композиции относительно центра. Данный признак относится к разряду «проблемных». Если центр композиции смещен вправо, влево, вверх или вниз, — это также свидетельствует о несформированном внутреннем чувстве гармонии и единого центра. Ощущение центра может быть потеряно в силу действия ряда травматических причин или не сформировано в связи с неблагоприятными условиями развития и воспитания либо психическими особенностями ребенка. Символическое значение центра — Совершенство, точка интеграции индивидуально-личностных процессов; точка, на которой сходятся силовые линии и от которой они расходятся. Теряя центр, человек теряет внутреннюю точку опоры, равновесия и гармонии. Собственно основная задача психологической работы заключается в том, чтобы сформировать или найти внутренний центр, Самость, стержень личности.
Соразмерность фигур друг другу и листу. Когда размер фигур адекватен полу и возрасту членов семьи, это гармонично. Однако нередко фигура одного из членов семьи рисуется либо слишком большой, либо слишком маленькой. Такое положение указывает на особое отношение автора рисунка к данному члену семьи. Обычно чрезмерно большая фигура трактуется как признак значимости этого члена семьи для автора рисунка. Правда, в этом аспекте важен характер изображения: если фигура изображена небрежно, закрашена или ей не хватает некоторых частей тела, то можно говорить об амбивалентных чувствах автора. Он и привязан, и уважает, и любит, но в то же время испытывает давление, тревогу или агрессию. Если автор рисует фигуру неадекватно маленькой, это, как правило, свидетельство отвержения данного члена семьи либо автором, либо значимым для автора лицом, либо семьей в целом.
Расстояние между членами семьи. Если отношения в семье стабильные, ровные, гармоничные, автор изображает всех членов семьи на примерно равном небольшом расстоянии друг от друга (расстояние может колебаться от 10 до 40 мм). Иногда члены семьи держатся за руки. Однако это обстоятельство не должно слишком радовать психолога. Нередко авторы выдают желаемое за действительное. Особенно некоторые мамы любят изображать семейную идиллию, скрывая неблагополучие. Но бывает, что семья в действительности является дружной и в ней принято оказывать друг другу поддержку.
Наличие предметов между членами семьи. Предметы между членами семьи, с одной стороны, представляют собой препятствия, преграды, средства защиты. С другой стороны, символическое значение предметов может быть созидательным и конструктивным и отражать определенную грань взаимоотношений между членами семьи. Поэтому психологу важно определить функциональную и символическую нагрузку предмета и только после этого строить психологическую интерпретацию данного признака.
Наличие дополнительных образов. Дополнительными являются образы, не связанные с членами семьи и контекстом ее изображения. Например, домашние животные, солнце, радуга, растения. Конечно, появление домашних животных, если они являются любимцами семьи, совершенно естественно. Насторожить психолога должно появление животных, не являющихся «членами семьи». Вспомним Малыша из замечательной повести А. Линдгрен «Малыш и Карлсон». Од так мечтал о собаке, что мог бы нарисовать ее на рисунке семьи, если бы ему предложили такое задание. Малышу не хватало друга, несмотря на то, что он рос в довольно благополучной семье. Появление солнца или радуги также амбивалентно. С одной стороны, это указывает на потребность в энергии, свете, тепле; с другой стороны, является признаком ресурса семьи.
Контекст изображения. В рисунке семьи мы не задаем определенный контекст, автор его выбирает сам. Например, он изображает семью за обеденным столом дома, или в гостях у бабушки; или семья находится на пикнике; работает на даче. При этом контекст является: тем, что объединяет членов семьи. Вероятно, изображение семьи в определенном контексте связано у автора с определенной ситуацией, когда все собираются вместе, испытывают определенный эмоциональный подъем, единение.
Близость членов семьи между собой. Данный признак проявляется через общие цветовые пятна, элементы одежды, образ действий, характер изображения. Одним из наиболее информативных признаков является цвет. Например, автор раскрашивает себя и маму одним цветом, который в ряду цветовых предпочтений стоит на первом месте. Это дает основание предположить, что между автором и его матерью существует позитивная связь, понимание, любовь или автор страстно желает этого. Интересно, что на разных рисунках автор может идентифицировать себя с разными членами семьи.
Так, на рисунке семьи испытуемый раскрашивает себя и маму одним цветом; на рисунке семьи в образах животных он уже имеет одинаковый цвет со старшим братом (на рисунке семьи брат раскрашен цветом, стоящем на шестом месте); а на рисунке семьи в образах сказочных героев он раскрашивает себя одним цветом с отцом. Мы можем предположить, что в социальном аспекте для него наиболее значимым лицом является мама: она делает с ним уроки, кормит его, ходит гулять, контролирует, заботится. С другой стороны, он бессознательно ощущает близость с братом (хотя и может иметь с ним видимые конфликтные взаимоотношения), хочет участвовать в его делах, желает общаться «на равных». На самом же деле он мечтает быть похожим на отца, но тот слишком мало бывает дома, зато эти дни для ребенка — праздник.
Внимательное изучение общих цветовых пятен и других общих элементов даст нам бесценную информацию о тонких связях между членами семьи. Иногда можно увидеть удивительные вещи. Например, молодая женщина обращается по поводу острого конфликта между ее детьми. Мальчику 6 лет, девочке— 12. Они постоянно ссорятся и дерутся. Матери приходится все силы отдавать на то, чтобы выполнять функцию буфера между ними. На рисунке семьи мальчик не нашел места для сестры, на рисунке семьи в образах животных нарисовал себя и сестру мышками одинакового цвета. Для психолога это обстоятельство чрезвычайно важно, так как является проявлением общности между братом и сестрой.
Таким образом, близость членов семьи по цвету, характеру изображения и пр. является важным признаком ресурса взаимоотношений.
Дополнительные признаки адресуют психолога к символическому анализу изображенных персонажей. Для понимания тонкостей внутрисемейных взаимоотношений психологу важно задать себе несколько вопросов:
• не являются ли животные, растения, объекты окружающего мира, сказочные герои, в образах которых изображаются члены семьи, антагонистами по отношению друг к другу?
• принадлежат ли они к одному роду виду, категории, сказке, мифу?
• если они разные по родовидовой принадлежности, каким образом они могут строить друг с другом конструктивные взаимоотношения?
Чтобы понять содержание дополнительных признаков, психологу недостаточно рисунков, необходимо расспросить автора и уточнить символическое значение изображенных образов.
Суммируем наши рассуждения в таблице:
| Содержание признака |
| |||||||
Признак | «гармоничное» | «проблемное» | Информация о потребностях автора (в случае наличия «проблемного» содержания)
| ||||||
| Общие признаки |
| |||||||
Эстетика рисунка | Рисунок аккуратно выполнен | Рисунок неаккуратный, грязный, мятый | Эстетические потребности. Потребность в знаниях | ||||||
Размер рисунка | Рисунок соразмерен листу | Слишком большой, слишком маленький, несоразмерен листу, дисгармоничен | Эстетические потребности | ||||||
Смещение композиции | В рисунке ощущается наличие центра | Наблюдается существенное смещение композиции относительно центра | Потребность самоуважения | ||||||
Соразмерность фигур | Фигуры адекватны полу и возрасту, соразмерны друг другу | Имеются слишком большие или слишком малые фигуры. Наблюдается несоответствие размера фигур полу и возрасту | Потребность принадлежности и любви | ||||||
Расстояние между членами семьи | Не превышает 40 мм, или члены семьи держатся за руки, изображены «плечом к плечу» | Расстояние между членами семьи большое, фигуры разбросаны по листу, между ними разно великие промежутки Или фигуры «накладываются» друг на друга (симбиотические связи | Потребность принадлежности и любви | ||||||
Наличие предметов между фигурами | Предметы отсутствуют или имеют созидательное, конструктивное символическое значение | Между фигурами изображаются предметы, несущие символическую нагрузку преграды, барьера или средства зашиты | Потребность принадлежности и любви. Потребности безопасности и защиты | ||||||
Наличие дополнительных образов | Животные, являющиеся реальными «членами семьи». Конструктивные предметы: например, книги | Образы, имеющие амбивалентное значение, не существующие в реальном мире семьи | Потребность принадлежности и любви. Потребность в знаниях | ||||||
Контекст изображения | Благоприятный: общий стол, пикник | Неблагоприятный: насилие или разобщенность | Потребность принадлежности и любви | ||||||
Показатели близости членов семьи | Имеются общие цветовые пятна, близкие образы | Отсутствие общих цветовых пятен, наличие образов-антагонистов | Потребность принадлежности и любви | ||||||
Символическое значение образов |
Дополнительные признаки | ||||||||
На рисунках изображаются образы, животные, сказочные герои, имеющие созидательную доминанту | На рисунках изображаются образы, животные, сказочные герои, несущие преимущественно разрушение, боль | Потребность самоуважения. Потребность личностного совершенствования и самоактуализации | |||||||
Родовидовая принадлежность образов | Образы животных, героев относятся к одной группе или дружественным группам | Изображаются животные и герои-антагонисты, конкурирующие друг с другом, находящиеся в состоянии войны | Потребность принадлежности и любви | ||||||
Характер взаимоотношений между персонажами | Конструктивный, дружественный, помогающий, заботливый, проявляется сотрудничество и взаимопонимание | Агрессивный, избегающий, отчужденный, конфликтующий, конфронтация явная и скрытая, стремление героев доминировать контролировать, навязывать СВОЮ ВОЛЮ | Потребность принадлежности и любви | ||||||
Перспектива совместной жизни, действий | Благоприятная. Персонажи могут оказывать друг другу поддержку, помогать другим | Неблагоприятная. Совместная жизнь или действия носят разрушительный характер, травмируют героев и других | Потребность принадлежности и любви. Потребность самоуважения. Потребность личностного совершенствования | ||||||
Шаг четвертый: определение «гармоничных» и «проблемных» потребностей автора рисунка и формулировка перспективных задач психологической работы
Как видно из таблицы, доминирующей является потребность принадлежности и любви. И это естественно, ибо именно семья либо удовлетворяет эту потребность, либо фрустрирует. Потребности безопасности и защиты, самоуважения и личностного совершенствования, также могут требовать психологической работы.
Если речь идет о психологической работе с потребностью принадлежности и любви, главная задача — оказать содействие гармонизации внутрисемейных взаимоотношений. Психолог должен построить работу таким образом, чтобы, с одной стороны, способствовать принятию автором рисунка отдельных членов семьи, с другой — содействовать принятию автора рисунка членами семьи.
Какую стратегию для решения этих задач выберет психолог, у кого из членов семьи он будет просить поддержки, — все это индивидуально и зависит от конкретного случая.
Мы проиллюстрируем логику наших рассуждений на конкретных примерах.
Схема психологического анализа рисунков семьи
1. Фамилия, имя, отчество
2. Дата обследования
3. Общие сведения о рисунках Цветовые предпочтения
Описание рисунков
Признаки | Проявление признака | Интерпретация | |||||
Рисунок семьи |
|
| |||||
Эстетика изображения |
|
| |||||
Площадь (размер) рисунка |
|
| |||||
Наличие или отсутствие смешения композиции (вверх, вниз, вправо, влево) |
|
| |||||
Соразмерность фигур ДРУГ Другу и листу |
|
| |||||
Расстояние между членами семьи |
|
| |||||
Наличие предметов (или иных преград/посредников). Между членами семьи |
|
| |||||
Наличие дополнительных образов {животные, солнце, растения и пр.) |
|
| |||||
Контекст изображения (дома за столом, в интерьере, на природе, в контексте определенного события |
|
| |||||
Близость членов семьи по цветовым пятнам, характеру изображения, одежде, образу действий |
|
| |||||
Рисунок семьи в образах животных |
|
| |||||
Символическое значение нарисованных животных (субъективное, природное и глубинное) |
|
| |||||
Характер взаимоотношений между животными (особенно если в рисунке присутствуют как хищники, так и травоядные, домашние и дикие животные) |
|
| |||||
Родовидовая принадлежность животных |
|
| |||||
Эмоциональное восприятия животных |
|
| |||||
Семья в образах сказочных героев |
|
| |||||
Принадлежность изображенных героев определенным сказкам и мифам и характеристика данных персонажей |
|
| |||||
Суть созидательного потенциала каждого героя, в особенности персонажа, олицетворяющего автора рисунка |
|
| |||||
Теневая сторона каждого героя и возможности ее компенсации |
|
| |||||
Сказочно-мифологическая принадлежность героев (все из одной сказки или из разных; изображенные герои принадлежат к сказкам/мифам одной культуры или разных). Характер взаимоотношений между героями |
| ||||||
Перспектива совместных созидательных действий (могут ли эти герои жить в одной стране, городе, новой сказке и при этом помогать людям) |
| ||||||
| |||||||
Уязвимые места семьи с точки зрения автора рисунков | Ресурсы семьи с точки зрения автора рисунков | ||||||
|
| ||||||
|
| ||||||
| |||||||
5. Перспективные задачи психологической работы
Примеры психологического анализа рисунков семьи
Вадик, 10 лет
(см. рисунок)
Цветовые предпочтения: салатный, оранжевый, фиолетовый, голубой, алый, желтый, малиновый, изумрудный (использован набор фломастеров, черный не нарисован, но в рисунках активно используется).
Описание рисунков
Признаки | Проявление признака | Интерпретация | ||||||||
Рисунок семьи | ||||||||||
Эстетика изображения | Рисунок выполнен достаточно аккуратно | Мальчик серьезно отнесся к заданию, старался представить себя с лучшей стороны | ||||||||
Площадь (размер) рисунка | Рисунок занимает весь лист, средний размер композиции | Можно говорить о наличии внутреннего чувства гармонии | ||||||||
Наличие или отсутствие смещения композиции (вверх, вниз, вправо, влево) | Нет. Папа находится в центре | Можно говорить о наличии у мальчика ощущения «центра», стержня | ||||||||
Соразмерность фигур друг другу и листу | Фигуры соразмерны | Адекватность восприятия фигуры и роли каждого члена семьи | ||||||||
Расстояние между членами семьи | Средняя дистанция | Мальчик ощущает границы персонального пространства членов семьи | ||||||||
Наличие предметов (или иных преград/посредников) между членами семьи | Отсутствуют | Нет явных помех и посредников во взаимодействии между членами семьи | ||||||||
Наличие дополнительных образов (животные, солнце, растения и пр.) | Солнце, облако, летящие птицы, крупная птица над головой автора известно, что это ворона | Солнце, облако, летящих птиц можно рассматривать как проявление ресурса в семейных взаимоотношениях. Ворона над головой может символизировать значимое для автора лицо (вероятно, родственник или друг) | ||||||||
Контекст изображения (дома за столом, в интерьере, на природе, в | Семья изображена на улице | Можно говорить о стремлении автора к совместному с родителями проведению досуга | ||||||||
контексте определенного события, например, на демонстрации) |
|
| ||||||||
Близость членов семьи по цветовым пятнам, характеру изображения, одежде, образу действий | Для раскрашивания фигуры отца и собственной фигуры использованы отвергаемые цвета. Мать раскрашена цветом, стоящем на 7-м месте | Вероятно, имеет место скрытый конфликт, качество которого можно установить по другим рисункам или в беседе | ||||||||
Рисунок семьи в образах животных | ||||||||||
Символическое значение нарисованных животных (субъективное, природное и глубинное) | Семейство кротов, раскрашенных отвергаемыми цветами. Кроты слепые, греются на солнце | Кроты хорошо ориентируются под землей, но на поверхности — слепы. Крот может символизировать бессознательное ощущение приоритета в семье материальных ценностей и «слепоты» в отношении духовных, ментальных, эмоциональных проявлений | ||||||||
Характер взаимоотношений между животными (особенно если в рисунке присутствуют как хищники, так и Травоядные, домашние и дикие животные) | Мирный, идут друг за другом. Размер обратно пропорционален реальной роли и возрасту: самая большая фигура — автора (идет последним), самая малая — отца (идет первым) | Ощущение совместного пути, общей цели семьи. Стремление к изменению своего места в иерархической структуре семьи, что является естественной потребностью для 10-летнего мальчика | ||||||||
Родовидовая принадлежность ЖИВОТНЫХ | Все принадлежат одному виду — кроты | Ощущение единства | ||||||||
Эмоциональное восприятие животных | Положительное | Ощущение благоприятности эмоционального микроклимата в семье | ||||||||
Семья в образах сказочных героев | ||||||||||
Принадлежность изображенных героев определенным сказкам и мифам и характеристика данных персонажей | Папа — Колобок («Колобок» — любимая сказка автора; персонаж раскрашен цветом, стоящим на втором месте); мама — Красная Шапочка (раскрашена цветом, стоящем на пятом месте); автор — ворона (сидит на дереве и «всем все подсказывает и рассказывает»). | Ощущение индивидуальности каждого члена семьи, стремление автора к личностному развитию, изменению; потребность в лидерстве в семье | ||||||||
Суть созидательного потенциала каждого героя, в особенности персонажа, олицетворяющего автора рисунка | Папа — «катится своим путем», ощущает свой путь. Колобок символизирует смелость. Мама — ощущение уязвимости персонажа. Автор — функция информатора, коммуникатора | Автор желает ощущать свою пользу для семьи в качестве связующего звена, владеющего информацией | ||||||||
Теневая сторона каждого героя и возможности ее компенсации | Папа — Колобок: предрасположен к трагическому финалу. Однако у автора нет негативного отношения к трагическому для Колобка финалу сказки. Мама — также предрасположена к трагическим ситуациям. Автор изображает себя отвергаемым цветом | Автор имеет неосознанную тревогу за родителей. Он ощущает в себе силы и желание им спасти, предупредить (ворона, которая всех предупреждает), но ощущает, что его информации уделяют недостаточно внимания (отвергаемый цвет вороны) | ||||||||
Сказочно-мифологическая приналлеж-ность героев (все из одной сказки или из разных; изображенные герои принадлежат к сказкам/мифам одной культуры или разных). Характер взаимоотношений между героями | Характер взаимоотношений между героями — нейтральный. Ворона является объединяющим персонажем | Характер взаимоотношений указывает на стремление автора к объединению и уменьшению коммуникативной дистанции между ними | ||||||||
Перспектива совместных созидательных действий (могут ли эти герои жить в одной стране, городе, новой сказке и при этом помогать людям) | Перспектива положительная, однако у каждого свой путь и роль | Указывает на ресурсы семьи | ||||||||
Психологические выводы | ||||||||||
Уязвимые места семьи | Ресурсы семьи | |||||||||
Образ кротов на поверхности земли свидетельствует о неспособности полноценной жизнедеятельности. Возможно, в семье принято закрывать глаза на какие-либо элементы существенной информации. Тревога автора по поводу уязвимости родителей (сказочные персонажи с трагической судьбой). Нежелание родителей принять автора как равного, достойного. | Ощущение семейного единства и достаточно благоприятного, бесконфликтного микроклимата в семье. Чувства гармонии, ощущение «центра», «стержня», взаимной поддержки. Ощущение автором конструктивного лидерского потенциала по отношению к семье. Стремление к самоактуализации, личностному совершенствованию. | |||||||||
Перспективные задачи психологической работы
Родителям необходимо рекомендовать изменить стиль взаимодействия с ребенком. Необходимо создать условия для проявления в семье лидерского потенциала ребенка посредством:
• выделения ему собственной «зоны ответственности», прав и обязанностей;
• внимательного, корректного, уважительного отношения к его суждениям;
• создания ситуаций, в которых ребенок может высказать свое мнение и быть уверенным, что оно будет учтено и к нему родители отнесутся объективно.
В данной ситуации выделяются следующие перспективные задачи психологической работы:
С родителями:
Максимально содействовать изменению стиля взаимоотношений с ребенком, ориентировать родителей на поддержание и развитие в мальчике конструктивных лидерских качеств.
С автором рисунков:
Формировать образ конструктивного лидера, связанный с проявлением ответственности, заботы, мудрости. Формировать навыки ситуационного анализа, гибкого реагирования, уверенности в себе.
Вера, 9 лет
(см. рисунок)
Цветовые предпочтения: фиолетовый, зеленый, серый, коричневый, красный, синий, желтый, черный.
Описание рисунков
Признаки | Проявление признака | Интерпретация | ||||||
Рисунок семьи | ||||||||
Эстетика изображения | Рисунок выполнен старательно, однако изобразительные навыки сформированы в недостаточной степени | Девочка настроена на сотрудничество | ||||||
Площадь (размер) рисунка | Занимает все пространство листа, поля не оставлены | Внутреннее чувство гармонии сформировано в недостаточной степени | ||||||
Наличие или отсутствие смещения композиции (вверх, вниз, вправо, влево) | Заметно смещение композиции влево | Не сформировано ощущение «центра» | ||||||
Соразмерность фигур друг другу и листу | Фигуры адекватны полу и возрасту | Адекватность восприятия фигуры и роли каждого члена семьи | ||||||
Расстояние между членами семьи | Расстояние между фигурами минимальное. Фигуры матери и автора плотно прижаты друг к другу | Слабое ощущение «личного пространства» (семья живет в маленькой комнате вчетвером) | ||||||
Наличие предметов (или иных преград/посредников) между членами семьи | Отсутствуют | Нет явных помех и посредников во взаимодействии между членами семьи | ||||||
Наличие дополнительных образов (животные, солнце, растения и пр.) | Люстра над фигурой мамы | Люстра новая и красивая, недавно купленная, самая красивая вещь в комнате. Также наличие люстры над головой мамы говорит о потребности девочки в эмоциональном тепле и поддержке со стороны матери | ||||||
Контекст изображения (дома за столом, в интерьере, на природе, в контексте определенного события) | Дома в комнате с люстрой | Значимость домашнего очага, дома девочка чувствует себя более защищенно. Потребность в коммуникативной самоизоляции продиктована отсутствием собственного пространства в комнате | ||||||
Близость членов семьи по цветовым пятнам, характеру изображения, одежде, образу действий | Все члены семьи по-разному раскрашены. Лапа — цветами, стоящими на восьмом и шестом местах. Мама — цветами, стоящими на пятом и восьмом местах. Автор — цветами, стоящими на втором и восьмом местах. Младший брат — цветами, стоящими на четвертом и восьмом местах. | Вероятно, члены семьи в восприятии девочки эмоционально разрозненны | ||||||
Рисунок семьи в образах животных | ||||||||
Символическое значение нарисованных животных (субъективное, природное и глубинное) | Все члены семьи — черные кошки с человеческими лицами под желтой люстрой | Кошка ласковая, мягкая, пушистая, добрая. Непонятная. Кошка является священным животным, хранящим тайну, обладающим свободолюбивым нравом | ||||||
Характер взаимоотношений между животными (особенно если в рисунке присутствуют как хищники, так и травоядные, домашние и дикие животные) | Мирный. Все кошки ориентированы в движении на фигуру младшего брата | Ощущение приоритета младшего брата | ||||||
Родовидовая принадлежность животных | Все принадлежат одному виду | Ощущение общности между членами семьи | ||||||
Эмоциональное восприятие животных | Позитивное | Ощущение благоприятности семейного микроклимата | ||||||
Семья в образах сказочных героев | ||||||||
Принадлежи ость изображенных героев определенным сказкам и мифам и характеристика данных персонажей | Папа — Король: раскрашен только желтым цветом (седьмое место). Мама — Белоснежка — раскрашена желтым и синим цветом (шестое и седьмое место). Автор — Золушка: разноцветная — синий, красный, коричневый, желтый (шестое; пятое; четвертое; седьмое места) Брат - — Звездочет: раскрашен синим цветом (шестое место | Все члены семьи принадлежат к разным сказкам, но являются созидательными по своей натуре | ||||||
Суть созидательного потенциала каждого героя, в особенности персонажа, олицетворяющего автора рисунка | Папа — Король: способен управлять, руководить, иметь казну. Мама — Белоснежка: добрая, трудолюби- | Автор не стремится к конкуренции с брагом, понимает место и вклад каждого в семью и обладает большим терпением и мечтательностью | ||||||
- | вая, красивая. Автор — Зо- | - | ||||||
лушка: трудолюбивая, терпе- |
| |||||||
ливая, в финале — счастли- |
| |||||||
вая. Брат - Звездочет: |
| |||||||
умный, активный, самодоста- |
| |||||||
точный, красивый |
| |||||||
Теневая сторона каж- | Король (папа) может быть | Отец по отношению к де- | ||||||
дого героя и возмож- | деспотичным, и противодейг | вочке может проявлять дав- | ||||||
ности ее компенсации | ствовать этому невозмож- | ление, навязывать свою | ||||||
но — ведь он первое лицо в | волю. Мать может временам | |||||||
государстве. Белоснежка | уходить в себя, лишая де- | |||||||
(мама) — была изгнана из | вочку эмоциональной под- | |||||||
дома, а потом отравлена ма- | держки. Автор может про- | |||||||
чехой. Помочь ей могут лю- | являть излишнюю мечта- | |||||||
бовь принца и забота гномов. | тельность, пассивность, | |||||||
Золушка (автор) — слишком | терпимость, подавлять соб- | |||||||
долго терпела и была обижа- | ственное волеизъявление. | |||||||
ема близкими, помощь ей ока- | Брат видится автору слиш- | |||||||
зала фея. Звездочет (брат) — | ком независимым, свобод- | |||||||
слишком много времени может | ным от семейных дел и обя- | |||||||
проводить со звездами, пре- | занностей | |||||||
небрегая «мирскими делами» и |
| |||||||
обязанностями |
| |||||||
Характер взаимоотно- | Герои могут принадлежать | Автор ощущает отсутствие | ||||||
шений между героями | разным культурам, време- | общей идеи, объединяющей | ||||||
нам. Взаимоотношения меж- | семью. С другой стороны, | |||||||
ду ними могут не сложиться | автор ощущает индивиду- | |||||||
вообще или строиться на ос- | альность каждого | |||||||
нове взаимного принятия |
| |||||||
Перспектива совмест- | Теоретически, если соберут- | В семье есть ресурсы со- | ||||||
ных созидательных | ся когда-либо вместе, персо- | трудничества друг с другом | ||||||
действий (могут ли | нажи могут помогать людям |
| ||||||
эти герои жить в од- | и самим себе |
| ||||||
ной стране, городе. |
|
| ||||||
новой сказке и при |
|
| ||||||
этом помогать людям) |
|
| ||||||
Психологические выводы | ||||||||
Уязвимые места семьи | Ресурсы семьи | |||||||
Наличие эмоциональной и ментальной разобщенности между членами семьи. Игнорирование внутреннего мира автора рисунков. Высокий риск вспышек агрессии в силу несформированного ощущения «личной дистанции», пространства друг друга. | Способность к сплочению для преодоления общих трудностей. Стремление улучшить, украсить свою жизнь. Адекватность поло-ролевого распределения функций в семье. | |||||||
Перспективные задачи психологической работы Родителям необходимо рекомендовать более бережное и внимательное отношение к внутреннему миру девочки. Важно сместить акцент с заботы о физическом благополучии на заботу об эмоциональном и духовном комфорте девочки, а также целенаправленно развивать в ней женское начало.
Перспективной задачей работы с Верой является, прежде всего, развитие коммуникативных навыков, формирование модели активного саморазвития, а также содействие развитию самоуважения.
Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 576; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!