Н.В.Станкевич (1813—1840) Размышление о философии
Философия бесстрастно рассматривает моменты общности, без муки соединяет их вместе, а в жизни эти моменты воплощаются, каждый из них страдает, едва сознавая, что его спасение в другом, каждый унижается с болью!.
Все затруднение в том, как перейти от этого состояния недоверчивости к себе и сомнений к деятельности — деятельности полной и разумной, которая бы удовлетворяла тебя, дала мир и наслаждение душе твоей. Всякий другой решил бы это дело просто: стремись к тому, чего желаешь, ищи ответа на те вопросы, которые с большею силою гнетут тебя, ступай в тот мир, которого гражданином ты себя чувствуешь. Но я не скажу тебе этого... ясно сознавать свои потребности — не есть дело одной минуты — я это знаю. Вышедши из университета, я не знал, за что приняться — и выбрал историю. Что я в ней видел? Ничего. Просто это было подражание всем, влияние людей, которые не верили теории, привычка к деятельности, которая делала страшным занятие философией и изредка обдавала каким-то холодом неверия к достоинству ума. Шеллинг, на которого я напал почти нечаянно, опять обратил меня на прежний путь, к которому привела было эстетика — и с тех пор более и более, при всей моей не деятельности я начал сознавать себя. Грановский! веришь ли — оковы спали с души, когда я увидел, что вне одной всеобъемлющей идеи нет знания, что жизнь есть самонаслаждение любви, и что все другое — призрак. Да, это мое твердое убеждение. Теперь есть цель передо мною: я хочу полного единства в мире моего знания, хочу дать себе отчет в каждом явлении, хочу видеть связь его с жизнью целого мира, его необходимость, его роль в развитии одной идеи. Что бы ни вышло, одного этого я буду искать. Пусть другие больше моего знали, может быть, я буду знать лучше — и тут нет лишнего самолюбия. Пришло время. Лучше — я разумею — отчетливее, в связи с одною идеей, вне которой нет жизни. Другое дело прагматический интерес к науке; тогда она — средство, и это занятие имеет свою прелесть, но для этого надобно иметь страсть, преодолевающую все труды, а к эдакой страсти способны люди односторонние: ты не из этого рода людей —это можно узнать, взглянувши на тебя. Больше простора душе, мой милый Грановский! Теперь ты занимаешься историей: люби же ее как поэзию, прежде, нежели ты свяжешь ее с идеей, как картину разнообразной и причудливой жизни человечества, как задачу, которое решение не в ней, а в тебе, и которое вызовется строгим мышлением, проведенным в науку. Поэзия и философия — вот душа сущего. Это жизнь, любовь; вне их все мертво. В мире господствует дух, разум: это успокаивает меня насчет всего. Но его требования не эгоистические — нет! существования одного голодного нищего довольно для него, чтоб разрушить гармонию природы. Тут трудно ответить что-нибудь, тут помогает характер, помогает невольная вера, основанная на знании разумного начала.
|
|
|
|
П.Н.Ткачев (1844-1885) Философия
Философия совсем не есть, как вы наивно полагаете, некоторая способность, некоторое свойство человеческого ума. ЭТО особая наука, имеющая свою более или менее резко очерченную область знаний, преследующая известные определенные цели и задачи, наука столь же самостоятельная, как, напр., и наука логики, наука психологии и другие науки. Как и всякая наука, она вызывается и обусловливается некоторыми свойствами человеческого ума, между прочим и его наклонностью к обобщению; как и всякая наука, она есть продукт мыслительного процесса, — процесса, действительно, настолько же рокового и неизбежного, как и процесс пищеварения. Но из того, что процесс умственной переработки извне воспринятых впечатлений столь же необходим и неизбежен, как и процесс переваривания пищи, введенной в желудок, — из этого вовсе еще не следует, будто и философия должна непременно обладать тем же самым характером необходимости и неизбежности. При одних условиях извне воспринятые человеком впечатления перерабатываются его мысли в абстрактно-фантастические построения, при других — в строго научные обобщения; при одних условиях процесс отвлечения и обобщения ограничивается лишь одной какою-нибудь небольшою, строго определенною группою конкретных явлений, при других — он распространяется на многие группы и т.п.
|
|
Философия, оперируя над этими «относительно общими» понятиями, действительно может осуществить свою задачу, т.е. путем опять-таки строго научных обобщений ... может подвести их под «одно высшее всеобщее, всеобъединяющее понятие». Объективного отношения к исследуемому предмету мы требуем только от той сравнительно небольшой группы ученых, которых принято называть естествоиспытателями. К ученым же, изучающим не явления природы (в тесном смысле этого слова), а явления общественной и психической жизни людей, мы и до сих пор обращаемся с теми же требованиями, с какими обращался средневековый авторитет к Бруно и Галилею. Мы хотим непременно, чтобы они вносили в свои исследования какие-нибудь нравственные и иные чисто субъективные идеалы, чтобы они оценивали и взвешивали анализируемые ими факты с точки зрения своих личных ощущений и вкусов, чтобы они рассматривали их сквозь призму «приятного и неприятного», «желательного и нежелательного», «дурного и хорошего». Короче говоря, мы хотим оставить общественные науки в той субъективной рутине, от которой освободились мало-помалу науки естественные.
|
|
Бертран Рассел (1872 - 1970)
Моя цель - представить философию как неотъемлемую часть общественной и политической жизни; не оторванные от жизни спекуляции замечательных людей, но следствие и причину характера того общества, где процветает та или иная философская система.
Философия в том смысле, как я понимаю это слово, является чем-то средним между теологией и наукой. Подобно теологии, она требует размышлений о предметах, в отношении которых определенное знание было до сих пор недостижимым; но, подобно науке, она взывает скорее к человеческому рассудку, чем к авторитету, будь то авторитет традиции или откровения. Я сказал бы, что все определенное знание относится к науке; все догмы о том, что выходит за пределы точного знания, относятся к теологии. Но между теологией и наукой есть нейтральная территория, открытая для атак с обеих сторон. Эта нейтральная территория и есть философия.
Философия, в отличие от науки, исходит из некоторой самонадеянности, связанной с представлением о том, что наши цели имеют существенное отношение к цели универсума и что в конечном счете ход событий в целом должен быть таким, как мы желаем. Наука отвергла эту форму оптимизма, но склоняется к другой его форме, - утверждая, что мы можем силой нашего интеллекта сделать мир соответствующим значительной части наших желаний.
Философия должна быть всеобъемлющей; она должна выдвигать такие гипотезы, об универсуме, которые наука еще не в состоянии подтвердить или опровергнуть. Но их всегда следует представлять как гипотезы, а не как непреложные истины наподобие религиозных догм. (К сожалению, так делают слишком часто.) Более того, хотя создание всеобъемлющих систем - это часть философской работы, я не думаю, что это самая важная ее часть. По моему мнению, наиболее важная часть этой работы состоит в критике и прояснении понятий, которые считаются фундаментальными и принимаются некритически.
Ценность философии на самом деле во многом связана с самой ее неточностью. Человек, лишенный вкуса к философии, живет в плену предубеждений, подсказанных здравым смыслом, представлениями своего века или своей нации, взглядами, не проверенными зрелым рассудком. Такому человеку мир кажется определенным, конечным и ясным; обычные предметы не вызывают никаких вопросов, и неизвестные возможности с презрением отвергаются. Как только мы начинаем философствовать, наоборот, даже самые обычные вещи приводят к вопросам, на которые можно дать лишь очень неполный ответ. <... >
Философия профессиональная. "Философия" означает "любовь к мудрости", и философия в этом смысле - то, что люди должны освоить, чтобы новые силы, изобретенные техническими специалистами и переданные во владение обычным людям, не ввергли человечество в ужасную катастрофу. Но философия как часть общего образования - не то же самое, что профессиональная философия. Не только в философии, но во всех областях академической науки существует различие между тем, что обладает культурным значением, и тем, что составляет лишь профессиональный интерес.
Философия, функции философии. Кроме того, что философия пытается понять мир, она выполняет и другие функции. Она может расширять воображение созданием космического эпоса; она может предложить образ жизни не столь своевольный и случайный, как образ жизни бездумного человека. О философе, который пытается решить какую-либо из этих задач, следует судить исходя из ценностных критериев, а не из критериев интеллектуальной точности.
Помимо этических и ценностных вопросов (оставим их на время в стороне), есть ряд чисто теоретических вопросов, вызывающих неизменный и страстный интерес, на которые наука не может ответить, по крайней мере в настоящее время. Сохраняемся ли мы после смерти в том или ином смысле, и если да, - сохраняемся ли мы на время или навсегда? Может ли разум господствовать над материей, или материя полностью господствует над разумом, или, возможно, оба обладают некоторой ограниченной независимостью? Есть ли цель во вселенной, или вселенная движется слепой необходимостью? Или вселенная - всего лишь хаос и путаница, в которой то, что нам представляется естественными законами, - не более чем фантазия, порожденная нашим стремлением к порядку? Если есть космический порядок, обладает ли жизнь в нем большим значением, чем это позволяет предположить астрономия, или наша склонность придавать жизни особое значение - всего лишь результат ограниченности и преувеличенного самомнения? Я не знаю ответов на эти вопросы и не думаю, что кто-нибудь другой знает, но я думаю, что человеческая жизнь сделалась бы бедней, если бы эти вопросы были забыты или если бы при отсутствии достаточной очевидности были приняты определенные ответы. Одна из функций философии состоит в том, чтобы поддерживать интерес к таким вопросам и разбирать предлагаемые ответы на них.
Философия, цели философии. С самого начала философия имела две разные цели, которые считались тесно связанными между собой. С одной стороны, философия стремилась к теоретическому осмыслению структуры мира; с другой - она пыталась найти и поведать лучший из возможных образов жизни.
Философия, ценность философии. Философия может дать привычку к точному и внимательному мышлению, не только в математике или в естественных науках, но и в важных практических вопросах. Философия может дать беспристрастное и широкое понимание целей человеческой жизни. Она может дать человеку чувство меры в понимании своей роли в обществе, роли современности по отношению к прошлому и будущему, роли всей истории человечества по отношению к космосу. Расширяя мышление, философия создает противоядие тревогам и страданиям нашего времени и делает возможным то приближение к спокойствию, на которое способен чуткий разум в нашем измученном и неуверенном мире" (Хрестоматия по философии: Учеб. пособие для вузов. - Ростов-на-Дону, 1997. С. 384-386).
Дайте ответ на вопросы:
- Что такое философия, по мнению Б.Рассела?
- Что общего у философии с наукой и теологией и что их различает?
- Каким образом ценность философии связана с ее неточностью?
- Какие философские вопросы имеют культурное значение?
- Что философия, по мнению Б. Рассела, может дать обычному человеку?
Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 303; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!