Виртуальная реальность как информационная среда, созданная посредством биохимических технологий



Виртуальная реальность как информационная среда, созданная посредством современной техники

Виртуальная реальность – это искусственно созданная информационная среда, подменяющая обычное восприятие окружающей действительности информацией, генерируемой различными техническими средствами.

Уровень развития этой искусственной информационной среды может быть различным в зависимости от того, в какой мере разработчику удастся задействовать те структуры человеческой организации, которые отвечают за связь с внешним миром. Например, радиосреда (сюда следует отнести и телефон) способна генерировать виртуальность за счет обращения только к одному виду чувств человека – слуху. В связи с этим степень уподобления такого типа виртуальности действительному миру будет минимальной. Нам нужно постоянно совершать собственные усилия воображения, чтобы представить, что за каким-то «шипением» в трубке стоит реальный человек, доступный в других ситуациях остальным органам чувств.

Фотографический портрет – это тоже виртуальный объект. Глядя на фотографию в паспорте, мы понимаем, что перед нами не просто какое-то сочетание теней и света, перед нами – некто, человек. Однако он присутствует здесь так же в «редуцированном» виде – это не сама действительность, но только ее имитация, созданная определенными техническими средствами. Фотография также обращается только к одному виду чувств, связывающих нас с миром – зрению. Человек на странице паспорта не может с нами заговорить, не может пожать нам руку и т.д.

Виртуальная реальность как информационная среда, созданная посредством развития компьютерных технологий

Второй и, пожалуй, наиболее распространенный подход к определению виртуальной реальности состоит в том, что продуцирование виртуального связывается исключительно с развитием так называемого искусственного интеллекта и компьютерных технологий. Здесь можно зафиксировать следующий вариант определения виртуальной реальности.

Виртуальная реальность – это искусственно созданная информационная среда, существующая в режиме интерфейса «человек – компьютер».

Как и во всех наукоемких дорогостоящих технологиях, первенство по разработке искусственного интеллекта удерживает военное производство. Появление виртуальных объектов в обсуждаемом сейчас смысле восходит к началу 50-х г., к созданию сложных авиасимуляторов, поддерживаемых работой ЭВМ, для обучения военных летчиков. Технологии имитации чувственной связи с миром посредством ЭВМ развивались очень интенсивно и достигли действительно впечатляющих результатов: это и специальные перчатки, и даже костюмы, позволяющие имитировать тактильную связь с объектами, это разнообразные стереоскопические дисплеи, позволяющие получать объемную визуальную картину объекта. В настоящее время ведутся разработки по имитации вкуса и обоняния для того, чтобы задействовать в виртуальном мире весь комплекс чувств, доступный человеку.

Однако подавляющему большинству пользователей компьютера такие технологии производства виртуальной реальности по-прежнему не доступны. Стандартный среднестатистический пользователь в настоящее время имеет ПК и доступ в World Wide Web – мощнейшую на сегодняшний день виртуальную среду. Хотя виртуальность Интернета в плане задействования спектра чувств, связывающих пользователя с объектами мира, значительно проигрывает упомянутым выше компьютерным технологиям, тем не менее, любой, даже самый простой интерфейс «человек – компьютер», ориентированный только на визуальное восприятие информации, имеет одно важнейшее преимущество по сравнению с такими технологиями производства виртуальности, как кино и телевидение.

Интерактивность – вот то новое важнейшее свойство виртуальной среды, которое продуцирует компьютер.

Оказывается, что, может быть, наиболее притягательной для человека в его связи с миром является даже не полнота чувственных данных об объекте, а возможность привнесения собственного волевого усилия в мир в виде действий, поступков и, соответственно, получение ответной реакции объектов этого мира. Именно компьютерная виртуальная реальность обладает этим свойством и на уровне простой работы с ПК, и на уровне пользователя Интернета, и, конечно, на уровне геймера – компьютерные игры не стали бы столь популярными, если бы виртуальная компьютерная среда не обладала свойством интерактивности.

 

Виртуальная реальность как информационная среда, созданная посредством биохимических технологий

Однако те, кто определяет генерирование виртуальной реальности исключительно за счет создания современных технических устройств, значительно упрощают проблему. Возможности продуцирования виртуального гораздо шире, и эта широта связана со спецификой человеческого сознания как такового. Само сознание как уникальное биологическое образование имеет способность к отвлечению от единственного действительного мира в пользу обращения к различным воображаемым реальностям. Те, кто признает биологическую природу сознания, понимает, что для возникновения виртуальной ситуации может быть достаточно лишь определенного биохимического воздействия, изменяющего функционирование головного мозга. Мозг, как носитель сознания, при изменении своих биохимических характеристик сам оказывается способным продуцировать так называемые измененные состояния сознания, в которых субъект опыта оказывается в разнообразных виртуальных мирах.

Конечно, самым ярким подтверждением убедительной правоты такой позиции являются результаты воздействия на головной мозг человека так называемых наркотических и психотропных веществ.

Опыты с сильнодействующими галлюциногенами типа ЛСД были даже основой серьезной научной работы в области трансперсональной психологии С. Грофа. Эта научная школа изучала структуры тех виртуальных реальностей, которые возникают в субъекте опыта, подверженного подобным биохимическим воздействиям. Главный лозунг школы трансперсональной психологии был примерно таким: мир, каким мы его видим, не единственный; все дело в том, как настроить само воспринимающее сознание; при надлежащей перестройке восприятия открываются другие миры, которые не даны в обычных состояниях.

Поддержку именно этого тезиса мы находим и в первых двух книгах К. Кастанеды, где для расшатывания привычной картины мира и для открытия доступа в другие виртуальные регионы реальности также использовалось биохимическое воздействие.

Стоит заметить, что то, чего приверженцы технической генерации виртуальности добиваются с большим трудом – имитации работы всего чувственного аппарата, отвечающего за связь с миром, – представители биохимической генерации достигают гораздо проще: сознание, в своих измененных состояниях, само оказывается способным генерировать иллюзию любого чувственного опыта – зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса.

 

Итак, принимая в расчет только что изложенную позицию, мы можем зафиксировать еще одно определение виртуальной реальности:

Виртуальная реальность – это особая информационная среда, возникающая в результате изменения работы сознания посредством внешнего биохимического воздействия на головной мозг человека.

 


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 238; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!