СОФИЯ НОВГОРОДСКАЯ. КЛАДКА СТЕН



Подобно киевской Софии, стены новгородской Софии первоначально не были оштукатурены и хорошо была видна техника кладки. Однако, смотрелось это совсем не так, как в Киеве.

Дело в том, что, по-видимому, в Новгороде на первых порах было нелегко наладить массовое производство плинфы, поэтому опытные мастера при строительстве широко применяли местные известняковые плиты-камни. Поэтому кладка стен, в отчие от Киева, в основном состояла из огромных, грубо отёсанных, не имеющих квадратной формы камней. Связующий их, розоватый от примеси цемянки (мелкотолчёного кирпича) известковый раствор был подрезан фаской по контурам камней, подчеркивая их неправильную форму. Кладка эта, не скрытая под штукатуркой, придавала фасадам здания характер подчеркнутой мощности и своеобразной суровой красоты.

На фоне этой каменной, в основном, кладки стен резко выделялась кладка арочных перемычек над оконными и дверными проемами. Они были выложены целиком из кирпича с применением характерного для киевской строительной техники приема чередования рядов кирпича, лежащих в плоскости фасада, с рядами, утопленными в кладке, прикрытыми цемяночным раствором с гладко затертой поверхностью. Так как кирпич применялся в кладке стен очень экономно, в незначительном количестве, отнюдь не создавалось впечатления «полосатой» кладки, как в Киеве, из регулярно чередующихся рядов плоских плинф и камня.

СОФИЯ НОВГОРОДСКАЯ. ГАЛЕРЕИ

Второго пояса наружных галерей, как в Киевском соборе, нет. Хотя исследования археологов показали, что с самого начала новгородский собор все-таки был задуман как храм с одноэтажными наружными галереями. При этом он должен был иметь четко выраженную пирамидальную композицию и тем самым напоминать по силуэту киевскую Софию. Однако, в процессе строительства, здание было изменено и галереи сделаны внутренним двухэтажными. В окончательном виде Новгородский Софийский собор приобрел более лаконичный объем. Это обстоятельство, а также покрытые обмазкой стены придавали собору менее живописный и гораздо более суровый характер.

 

СОФИЯ НОВГОРОДСКАЯ. ФРЕСКИ

Вместо дорогой мозаики в его интерьере использована только фресковая роспись, да и то выполненная далеко не сразу после завершения строительства.

БОГАТЫРСКАЯ СОФИЯ
В результате характер поверхности стен новгородской Софии существенно отличается от фактуры стен киевской Софии, при этом собор имеет величественный вид, каменная масса доминирует, создается ощущение богатырской мощи:

«Он весь — тугая соразмерность,
Соотношение высот,
Асимметрия, тяжесть, верность
И сводов медленный полет."
(Всеволод Рождественский)

СОФИЯ ПОЛОЦКАЯ - ОСЬ ВРЕМЕНИ

София Полоцкая - это третий храм "Софийской программы" Ярослава Мудрого. В «Списке русских городов», внесенном в конце XIV в. в Новгородскую летопись, о соборе написано: «Святаа Софиа каменна, о седми версех» [Новгородская Первая Летопись, с. 476] (то есть увенчаная семью главами.)

 

СОФИЯ ПОЛОЦКАЯ (1050)

Учитывая общеисторические сведения, исследователи относили возведение собора ко времени князя Всеслава Брячеславовича – это единственный представитель полоцкой ветви Рюриковичей на киевском великокняжеском престоле (1068—1069).

От оригинального здания на сегодняшний день остались лишь кладка, фундамент и фрески. В 17 веке здание полоцкого собора было построено заново и на сей раз в стиле виленского (белорусского) барокко. Зондирование и исследование фундаментов храма археологами выявили остатки столбов 11 века. Это позволило им восстановить - реконструировать в чертежах примерно отражающий первоначальный вид храма и создать его макет.

СОФИЯ ПОЛОЦКАЯ. ПЛАН
Здесь сравниваются три плана трех Софийских соборов. Первый – Киевский, второй – Новгородский, третий – Полоцкий. Несомненно, что при строительстве второй и третьей Софий мастера ориентировались на киевский собор как на образец. Связь между этими памятниками архитектуры выявляется как в совпадении общей плановой схемы, так и в повторении некоторых размеров. Однако и новгородский, и полоцкий соборы представляют собой не полное повторение, а как бы несколько сокращенные реплики киевского: они меньше по размерам и имеют только три апсиды.

Рассмотрим план Полоцкого собора. Это пятинефный храм с тремя полукруглыми апсидами. Он, по-прежнему, все-таки большой - его ширина 26.4 м, длина без апсид такая же, а с апсидами — около 31.5 м.

У этого храма есть своя особенность. В отличие от большинства древнерусских храмов он имел между апсидами и купольным пространством дополнительное членение ВИМА, благодаря чему его северный и южный фасады разделены не на 4, а на 5 долей.

Столбы крестчатые; на внутренней и наружной поверхности стен им отвечают плоские лопатки. Размер подкупольного пространства вдоль храма 5.5 м, поперек — 5.7 м. Толщина стен 1.45 м.

В соборе, очевидно, были хоры.

Раскопки выявили также и остатки квадратной башни, примыкавшей к северо-западному углу храма.

Стены собора сложены в смешанной технике: из кирпичей плинфы и рядов необработанных камней, выходящих на фасады.

Применялась уже традиционная кирпичная кладка со скрытым рядом на растворе с цемянкой.

После окончания возведения новгородского и полоцкого соборов мастера, очевидно, вернулись в Киев, и строительство в Новгороде и Полоцке надолго прекратилось.
Все строительство вновь сконцентрировалось в Киеве. Очевидно, на Руси в то время существовала лишь одна строительная артель, способная вести самостоятельные строительные работы.

 

ТРИ СОФИИ «СОФИЙСКОЙ ПРОГРАММЫ»
ЯРОСЛАВА МУДРОГО

⁃ Это самые большие по размерам постройки домонгольского периода
⁃ Они казали существенное влияние на формирование местных архитектурных школ 12го- начала 13 века

ОСЬ ВРЕМЕНИ

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА ВИЗАНТИЙСКОГО (10 ВЕКА) И РУССКОГО ЗОДЧЕСТВА

Итак, вот итоговая таблица, в которой сравниваются элементы, присущие византийскому и русскому зодчеству.

 


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 194; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!