Глава 13. Кандалакша – Москва

Север на севере, или борьба с по-настоящему изнуряющим зноем

Летопись пеше-водного похода на Кольский полуостров

27.VII-12.VIII.2018

Пролог

27-28 июля

Тёплый июльский вечер, уже почти не жарко. Едва не позабыв баул с резиной и командира вместе с ним, мы погрузились в поезд под прощальные напутствия Тимы (увы, в этот раз он не соучастник похода, а провожающий). Следующие сутки с лишним мы будем вести кошачий образ жизни: есть и спать, ну и болтать иногда. Из-за того, что места у нас были неудобные, не удались традиционные общие песни под гитару. Ограничились тем, что Самсон немного поиграл в тамбуре, дабы развлечь резчиков резины.

***

Идет обсуждение количества резины для каркасов катов (хватит ли её).

Миш, у тебя сколько камер?

У меня три... (Всеобщий облегченный вздох, пауза) GoPro и две обычных.

Глава 1. Пора в дорогу, старина

29 июля

Наш график был довольно-таки гибким, можно было учитывать уровень воды в реках. Как мы и боялись, в Красненькой он оказался настолько низким, что сплавляться пришлось бы пешком, и мы решили её не идти и попытать удачи с Кутсайоки.

Итак, солнечная карельская ночь, 3:00 на часах, а мы в салоне автобуса непреклонно движемся в сторону Пюхяярви, Голубых озер, через которые мы выльемся в Кутсайоки, теперь главную реку нашего маршрута. В Алакуртти пограничники забрали на инструктаж адмирала Пеша и его заместителя Ваню. Однако инструкций парни не дождались – их только попросили расписаться «здесь и здесь».

Тут же, в Алакуртти, нас ждала пересадка из автобуса в более приспособленный для лесных дорог «Урал». Голодные и сонные, мы всё же немного поорали в кузове песни под Самсонов аккомпанемент.

Наконец мы выгрузились на крутом озерном берегу. Слегка вздремнув (увы, недостаточно), позавтракали и принялись за сборку катамаранов. После небольшой дискуссии желание потюленить победило спортивный дух и было решено не пытаться выйти на водный маршрут сегодня и устроить дневку. Так, с перерывами на поесть и полежать, стапель стремительно двигался к финалу. Хотя нет, показалось. Если серьезно, то первыми на воду вышли Маша и Даша на Васильке (около 15 часов). Маша торопила остальные экипажи в чемпионате за второе место. А вторым собралось Сало, однако его выход пришлось отложить, потому что двое из четверых членов команды дежурили.

Третьими были готовы Самсон и Миша на Летяге, но увы: по дороге к воде на баллоне сломался патрубок, и весь послеобеденный вечер они были заняты установкой нового. Так что вторым на воду вышел адмиральско-штурманский Рафтмастер, он же Рафик. Лера и Даня тем временем вдумчиво собирали МГУ.

Итак, на двух готовых катах-двойках мы развлекались как могли: ходили по озеру в поисках рыбы, килялись через борт и через корму (последнее удалось парам Ваня-Кирилл на Васильке и Ника-Даша на Рафике).

На часах 9 вечера, время обедать! Ира и Кирилл приготовили великолепные макароны с голландским сыром из... Голландии! (Спасибо за него Кириллу.) ещё до выхода Рафика Маша поймала щуку (причём с первого же заброса!), затем несколько окуней, а после ужина устроила с Пешем рыболовецкую экспедицию. За приготовление их добычи, накатавшись на собранном МГУ, взялась Лера. Было довольно поздно, но когда рыба была пожарена, сонная Маша была безжалостно вытащена из палатки. А вопли туристов ещё долго были слышны в белой ночи Заполярья.

***

В Пеша вселился Рус... Да и в остальных тоже…

Глава 2. Сомнительное предприятие

30 июля

Подъём был объявлен в 9 утра. Начиная с 8:56 в 4 разных палатках раз в минуту по очереди звенели будильники. Чтобы утро было бодрым, Маша провела для желающих зарядку (суровый командир сделал желающими почти всех). Летяга наконец-то был на плаву, и наша команда, покинув уютную полянку, начала маршрут: 10 километров по абсолютно гладкой озёрной воде (иногда дул ветер, но почти всегда не попутный). Не обошлось без жертв: на ровняке пострадали Данино весло и поперечина Сала. Через пять с лишним часов мы нашли новое пристанище на стрелке Красненькой и Кутсайоки. Воды в Красненькой кот наплакал, но Ника и Пеш всё-таки немного прошли её (вверх по течению).

От нашей стоянки было рукой подать до порога Сомнительный (IV к.с.) на Кутсайоки. Большая часть команды (Маша, Ваня, Даня, Самс, Соня, Пеш и Ника) пошла его проходить. На берегу из катов остались Летяга и Сало. Покорители порогов вернулись с плохими новостями: вода спала настолько, что первая ступень Сомнительного стала не проходима вовсе, а вторая только самосплавом (этим ребята и развлекались). Пеш объявил следующий день днёвкой и вместе с Самсоном пошел искать место, где ловится связь.

Мы отдыхали весь оставшийся вечер, а он затянулся и никак не переходил в ночь. Летом здесь не темнеет. Тихо шумел лес, и ему подпевала маловодная Красненькая.

***

Десять минут собираешь дрова, двадцать ешь чернику и пятнадцать ищешь дорогу обратно...

Опоздавшая к обеду Соня

Глава 3. Планы меняются

31 июля

После позднего днёвочного завтрака собрался отряд разведчиков-связистов. Их задачей было дозвониться до перевозчиков и попросить забрать нас от Голубых озёр (места первой стоянки) в горы, ибо на низкой воде делать нечего – сэкономим время для пешей части похода. На поиски телефонной связи отправились Пеш, Самсон и все девушки, кроме Маши (она пошла с Кириллом рыбачить).

На обоих берегах были возвышенности, с которых теоретически можно позвонить. Сначала мы отправились на холм за рекой. Забравшись ввосьмером (!) на маленький Василёк (шесть разведчиков и перевозчики Ваня с Даней; девятый – Пеш – добирался вплавь). Взобравшись на склон, мы чуть было не забыли о своей миссии при виде зарослей черники, ещё более крупной и сладкой, чем на нашем берегу. Увы, связи на вершине холма не оказалось.

Следующим вариантом была возвышенность за лагерем (по слухам, там вдоль перевала была дорога к населённому пункту). Прежде чем продолжить поиски, мы искупались у устья Красненькой и даже подняли со дна рваный рафт.

Разведка двинулась на север. План был такой: выходим на дорогу и идём по ней, пока не появится связь. Путь к дороге был тернист в прямом смысле: ветки цеплялись и царапались. Дорога оказалась не просто тропой, а укатанным машинами почти-шоссе.

Надо было решить, в какую сторону идти. Мы разделились по трое и пошли в разные. Уговор был вернуться через полчаса на место, где бросили рюкзак с припасами.

Обе группы вернулись ни с чем. Адмирал принял решение всем пойти в одном направлении. Через два часа монотонного пути на привале Ника присела на камень... и наконец-то поймала сигнал! Сёстры для проверки связи позвонили домой, потом Соня-дипломат по постоянно прерывавшемуся каналу договорилась о переброске в Хибины. Лера смогла поговорить с родителями, остальные только отправили смс. Кроме того, мы поговорили с Тимой. Выслушав наши жалобы на недостаток воды и избыток солнца, он посочувствовал и надавал советов (конечно же).

Но пора было возвращаться, ведь взятое нами КВ – пять часов – истекало. По той же однообразной дороге в обратном направлении шагалось бодрее. Мы опоздали-таки, но всего на пять минут.

В это время на лагере Маша, Самсон, Кирилл и два кабанчика килялись, ловили рыбу, просто купались – развлекались, в общем. Они встретили разведчиков горячей ухой и перетёртой с сахаром черникой. Вскоре за обедом последовал ужин. После него парни поймали щуку, а Маша пожарила блинчики. Она обещала сделать их и следующим вечером. Этим вечером было что-то ещё, но блинчики затмили всё, и я не буду об этом рассказывать.

Глава 4. Водопады

1 августа

Грузовик забирает нас послезавтра, поэтому в «лишний» день мы решили устроить что-то вроде радиалки. До главной фишки водной части похода шестёрки Оба-На и непроходимой Мамани пришлось идти пешком. Ваня и Даня взяли Василёк и собрались идти до водопадов по курице-по-колено воде, делая проводку на порогах. Собрались около полудня и пошли. По пропадающей тропе, вверх и вниз по покрытым мхом камням. По дороге подкрепились малиной, черникой и смородиной. Уйдя достаточно далеко вглубь леса, мы услышали, а затем увидели порог БСТ и устремились к нему.

На пороге Ваня с Даней уже искали идеальную траекторию прохождения (за порванный Василёк Маша сама порвёт). А остальные искупались в улове за порогом («Кого унесёт в порог тот лох,» сказал адмирал). Кажется, в этом улове давненько никого не бывало: камни на дне были сплошь покрыты скользким густым илом (но менее острыми от этого не стали).

Но вечно отдыхать нельзя, а главный интерес у нас впереди. Группа продолжила путь вдоль реки вниз по течению. И вот показался Оба-На длинный ступенчатый водопад. Слева (где мы) высокая скала с прекрасным видом на порог. Справа, под теневым берегом чаша с темной водой, в которой мы по Тиминому совету собрались поплавать. Кабанчики на Васильке перевезли всех на правый берег. Первой в чашу забралась Маша. Её страховали при помощи морковки-спасконца. «Главная» дала добро на прыжки со скалы и дальнейшее купание, и веселье продолжилось. С той же морковкой особо смелые (то есть почти все) лазали за «шторку» падающей воды.

Следующий пункт 18-метровый водопад Маманя. На полпути от Оба-Ны к нему наш путь преградила скала, заканчивавшаяся почти вплотную к воде. Сверху не обойти. Ника первая храбро приступила к скалолазанию. Она почти дошла до конца, ухватилась за камень... и сорвалась в воду. Бултых! и мы остались без незаламинированной карты Кутсайоки (впрочем, нам не особо нужной). Остальные перебрались без происшествий.

И вот мы на Мамане. С высоты низвергаются тонны воды, и поток упирается в берег внизу, сворачивая направо. Но всё же мы пришли в малую воду, а в большую он ещё грандиознее. За порогом стояла лагерем группа, на днях прошедшая мимо нас. Пообщавшись с коллегами, мы начали обратный путь.

На том препятствии, где Ника упала в воду, рискнули и полезли по камням только та же Ника и Даша; остальные не заморачиваясь проплыли мимо с ботинками в руках. Кто-то решил попрыгать с камешков (Даня в этом эксперт:)). Дежурные Пеш и Ника не стали дожидаться купальщиков и вдвоём ушли на лагерь готовить обедоужин. Довести группу домой Пеш поручил, естественно, Маше. Обратный путь преодолели быстрее, чем дорогу туда, хотя Маша вела нас «щадящим маршрутом». И вот он, лагерь, на веревках сушится снаряга...

Не наша снаряга. Не наш лагерь. Это были ещё одни водники. Мы видели их, когда те пешком сплавлялись по Красненькой. Туристы тогда спросили, где можно поставить лагерь. Маша пообщалась с ними, дала свои координаты и повела группу дальше, к горячему супу и чаю с черникой. Как следует наоравшись под гитару и насытившись пищей телесной, мы отошли ко сну, ведь завтра ранний подъём – один из немногих в этом походе.

***

Лера, ну дай черники, я только рот набью, ну пожа-а-алуйста!

Глава 5. Антистапель

2 августа

Всё когда-нибудь завершается, в том числе и водная часть нашего похода. К сожалению, она оказалась до смешного короткой, и сегодня – её последний день. Команда собрала раскиданные вещи, сожгла мусор и, наконец, отчалила.

Пять катамаранов шли обратно по озеру тем же путём, каким добрались сюда. По дороге обратно немного поменялись экипажи: Соня пересела к Лере, Даша и Маша присоединились к Кириллу и Ире на Сале, а Даня и Ваня взяли освободившийся Василёк.

Почему-то всю дорогу ветер дул в лицо, хотя мы шли вверх по течению. Как бы то ни было, примерно через 4 часа Сало было поднято на тот же берег, на котором было собрано четыре дня назад. Его догнал Летяга, а следом и остальные катамараны. И тут мы в очередной раз познали, насколько мир жесток и несправедлив. Все предыдущие дни солнце палило нещадно, но как только мы собрались сушить каты, закапал дождик (к счастью, недолгий).

Из-за погодных условий костер переехал ниже по склону, под тент. Наконец-то нашлось применение картошке, которой у каждого из нас было по 6 штук. Дежурные Маша и Даша сварили её на ужин, а ещё пожарили тушёнку с луком. Бедную Машу усадили жарить блинчики. Сёстры, Лера, Пеш и Даша довольно-таки азартно рубились в Диксит, Миша точил топор («ш-шк, ш-шк, ш-шк»).

Завтра – переезд в Хибины...

***

Я опять видел летящих пингвинов!

Глава 6. В горы!

3 августа

Снова ранний подъём. Машина обещала прибыть в 9-10 часов утра, поэтому завтрак был к 8-ми. Но водитель приехал пораньше, и со сборкой лагеря пришлось поторопиться. Внушительный ГАЗ-66 покатил по неровной лесной дороге. В салоне транспорта устроились с комфортом: хочешь – сиди на рюкзаке, хочешь – на матрасе (предложение ограничено), хочешь – на товарище. Радио «Шишига FM» передавало то Машину лирику, то классику рока вперемешку с попсой в исполнении Самсона. Спустя примерно полтора часа тряски в кузове большинство сморил сон. Товарищи кабанчики стали оттеснять соседей.

Но вот, наконец, Алакуртти. Алакуртти, в котором ловится связь! В поход шли три абитуриента (Лера, Пеш и Даша). Выяснилось, что все трое поступили, куда хотели. Пока все звонили домой, подъехала машина, на которую нам предстоит пересесть и поехать сначала в Кандалакшу на закупку-докупку, а потом в Кировск, в Хибины. В ней на маршрут по воде, который мы планировали идти, забрасывались водники с каяками. Мы обменялись машинами и новостями об уровне воды и погоде. Они поехали на ГАЗе к Пюхяярви, а мы на автобусе – в Кандалакшу.

Первую остановку мы сделали на подъезде к городу. На большой автостоянке стояло что-то вроде склада. Туда мы под ворчание смотрителя («Молодежь пошла!») погрузили водное сняряжение, которое глупо было бы тащить в горы. В самой Кандалакше парни отправились в рыболовный искать запчасти для спиннинга (не нашли), и мы все вместе взяли перекусить в автобусе. Но до отъезда в Кировск надо было выполнить ещё один квест. Дело в том, что в отсутствие в горах дров мы собирались готовить на газу, и завхоз взял в поход аж шесть газовых баллонов, но только одну горелку. Мы срочно нуждались в ещё одной. Спустя несколько спортивных магазинов мы обрели желаемое и направили колеса на Кировск, а после него в сторону гор.

Высадили нас на укатанной дороге, как кажется, популярной у туристов. Пройдя немного до леса, мы под дождём поставили лагерь. Перед сном Маша провела первый (и предпоследний) разбор в этом походе. Все сошлись на мнении, что неудавшейся воды жаль, но горы – тоже круто.

Где Тимин рюкзак?

ГДЕ ТИМА?!

При погрузке в автобус

Глава 7. Рамзай

4 августа

Утро было пасмурным и дождливым. В перерывах мороси мы собрали рюкзаки и, нехотя погасив тёплый костёр, отправились дальше. Перейдя пару бродов и болото, мы вышли из зоны леса и по горной дороге направились к ущелью Рамзая. Вершины закрывали низкие облака, с неба капало, дул холодный, но несильный ветер. Чуть поднявшись, остановились на привал у маленьких каменных столбиков, чтобы Самсон отснял начальные кадры для своего рабочего видео (для спортивного магазина).

Ещё выше – и мы наткнулись на снег, правда, слишком грязный для перевального мороженого. Пройдя по скользкому плотному снежнику, поднявшись и спустившись немного по камням, мы оказались в ущелье. О том, что это – перевал Рамзая, сообщала табличка на скальной стене. В ней говорилось, что он назван в честь геолога Вильгельма Рамзая, открывшего Хибины для науки в 90-е годы XIX века. Табличка пониже сообщала, что некие люди, вдохновившись ущельем, создали марку мороженого «Рамзай». На выходе из ущелья адмирал наконец вспомнил о перекусе и выдал всем по бутерброду и батончику.

Внизу начиналась долина Малой Белой. Под ногами наконец-то не осыпающиеся камни, но хорошо утоптанная тропа среди сотен разновидностей мха. По левую руку в цирке виднелись два озера: ближнее маленькое, подальше бо́льшее. Пеш, сёстры, Маша, Миша, Лера и Даша отправились туда полюбоваться. В ближнем озере не было ничего необычного, а вот на дальнее стоило поглядеть, особенно на воду чудесного ярко-голубого цвета. Озеро это было почти идеально овальной формы, а по камням на берегу было видно, насколько упал уровень воды (как и во всех здешних водоёмах).

Было все ещё прохладно, дождь то прекращался, то снова начинался, но не очень мешал. Войдя в зону леса, командир и штурман стали присматривать место для лагеря. Эта часть Хибин довольно популярна у туристов, так что стоянок попадалось немало. Мы выбрали ту, на которой от прошлых жильцов остались дрова (хотя мы их так и не сожгли – они оказались лиственные и отсыревшие). По соседству было озерцо-лужица, об истинных размерах которого можно было судить по открывшемуся каменистому дну.

Вечером наконец-то устроили посиделки с гитарой, затянувшиеся до поздней ночи.

Глава 8. Дежа вю

5 августа

История не повторяется, но похожие ситуации бывают. Дагомыс, как говорится, вне времени и пространства. Однако давайте по порядку.

Подъём был не то чтобы ранний (9 утра), но всё же он был. Из рюкзаков выкинули всё лишнее – в дороге к ущелью Аку-Аку лишний вес критичен. В 11:20 мы вышли на дорогу. Ваня, Самсон и Даня (остававшиеся на лагере for chilling) проводили путников до брода. Наша тропа вела направо вдоль реки через лес, затем поднялась и пошла по сыпухе.

Наконец мы вышли на вершину, с которой была видна первая цель – перевал. Подъём туда в принципе был похож на кавказские, но, во-первых, здесь почти не было растительности, а во-вторых, склон состоял из нашей любимой сыпухи.

Идти перевал понизу? Зачем, это неинтересно! Мы пошли поверху. На гребне перевала была связь (некоторые позвонили домой) и открывался восхитительный вид на две долины. А ещё общим инженерным гением Кирилла и Пеша был выкопан колодец с питьевой водой из вечной мерзлоты.

Но тут появилась проблема. По карте мы знали, где находимся, всё прекрасно сходилось. Но север карты и север компасов (всех, в том числе в телефонах) не совпадали. Решив, что попали в магнитную аномалию, мы пошли траверсом вниз по склону. Шли и шли по тундре, пока не упёрлись в реку. Точнее, сухое речное русло. Повертев в очередной раз карту, мы, наконец, признали, что понятия не имеем, где находимся.

Однако не сидеть же на пустом (чернику съели, пока думали) берегу пустой реки. Делать нечего, мы перешли русло и углубились в начавшуюся зону леса. Лес этот был богат дровами, лисичками, черникой и комарами, но ситуацию не прояснил. Мы набрели на след сошедшей лавины и устроили привал. Ника и Серёжа пошли вниз на разведку.

Остальные сидят и ждут, и вдруг слышат звуки. Сначала будто бы вой собаки, потом чьи-то голоса и смех наших разведчиков. Люди внизу так орали, что Маша и Кирилл забеспокоились, не поспешить ли на помощь ребятам. Но тут мы узнали другие три голоса. Этого просто не могло быть, но с Пешем и Никой смеялись наши Ваня, Даня и Самсон. Все пятеро вернулись наверх. Увы и увы, но оказалось, что мы не дошли до нужного перевала (Арсентьева В), обогнули гору и вернулись в долину Малой Белой.

Обломался наш поход к Аку-Аку. Зато, придя на лагерь, мы от души (от пуза) наелись пожаренной Машей картошкой с луком и лисичками.

***

Это мы в долине Белой или вы в долине Гольцовки?

Глава 9. ВЗГЛЯД СПРАВА

6-7 августа

Пеш и сёстры решили испытать удачу и сходить к Аку-Аку ещё раз. О том, что у них из этого вышло, читайте в следующей главе. А остальные собрались на Юдычвумчорр («Гудящую гору»). К высшей точке Хибин направились Маша, Кирилл, Самсон, Ира, Даша, Лера и Миша, а кабанчики остались на лагере и ходили на соседние небольшие вершинки и к озеру.

После полосы леса, взбираясь попеременно по курумникам и сыпухе, мы наделали красивых фоточек. Наконец мы вышли на безымянную вершинку, соединённую хребтом с вершиной Юдыча. Оттуда открывался вид на Имандру, нашу долину и ряд перевалов (среди них мы нашли тот, по которому шли вчера, и тот, по которому должны были идти). Нам даже показалось, что вдалеке видно наших друзей, но это не точно. Ещё мы встретили героических людей, забравшихся туда же, куда и мы, но с рюкзаками.

От отряда, идущего на Аку-Аку, пришла смс: «Всё ок, север на севере». Мы обрадовались, так как беспокоились за ребят. И тут всё пошло не по плану (как обычно). На вершину Юдыча село беленькое облачко. Внутри облачка мы нашли камень с табличкой в честь юбилея города Апатиты и обвязанный ленточками деревянный крест. И потеряли направление, откуда пришли. Поначалу казалось, что всё под контролем, но мы забрали слишком влево и вышли к обрыву.

Компас у нас был только в телефоне (штурманский забрали в Аку-Аку). Поплутав немного, мы поняли, что обошли гору и вернулись на то же место. Попытались сойти по крутому каменистому спуску, но, как выяснилось, он вел не в нашу долину, а к Петрелиусу. Обходить горы понизу было бы слишком долго, и мы поднялись обратно. Зато опять столкнулись с героическими людьми, которым, наоборот, надо было к Петрелиусу, и указали им путь. Вот бы кто бы указал его нам.

Пришлось спускаться по первому спуску, по которому было в принципе возможно спуститься. Мы совершенно не представляли, что будет внизу, когда закончится сыпуха, и закончится ли она вообще – молочный туман прятал всё. Но постепенно горизонт становился виден дальше и дальше и наконец очертил долину. Мы наконец сориентировались и по привычному уже курумниковому рельефу пошли дальше.

По счастью, до основного лагеря оказалось не так уж далеко. Сначала по камешкам, потом по зарослям черники мы обошли гору и наткнулись на тропинку вдоль реки. По пути попадалось много стоянок, обитаемых и не очень. На одной из них на поленнице одиноко лежали две головки лука. Мы забрали их себе и вечером съели с рисовой кашей.

На следующий день Маша, Самсон, Даня и Кирилл пошли на Юмъечорр. На лагере остались Ира, Лера, Даша, Миша и Ваня – собирать дрова и готовить обед. С супом немного перестарались и впятером весь съесть не смогли. Надо что-то делать, ведь единственный кан (второй забрали на Аку-Аку, а третий оставили на складе с водной снарягой) занят, а чаю-то хочется. Подмога подоспела как нельзя вовремя. Вернулся Машин отряд. Их север опять оказался не там, где ожидалось, и на Юмъечорр они не попали, зато посетили Медвежью Щель – ущелье к северо-западу отсюда, – и остались им весьма довольны. К тому же ребята вернулись раньше и помогли срочно расправиться с супом.

К слову сказать, люди были не единственными обитателями этой стоянки. Каждый раз, когда мы ели, где-то поблизости маячили упитанные черно-коричневые лемминги. Вконец обнаглев, они пошли исследовать Машину палатку. Такое чувство, что лемминги кушают больше, чем туристы.

В такой приятной компании мы через несколько часов сели ужинать. И что бы вы думали? Вернулись наши упорные Соня, Ника и Пеш! Мы ждали их только назавтра, но легкоходы обернулись в два дня. Мы вновь все вместе, а главное – север снова на севере.

***

Ваня кидает в костёр какую-то палку.

Миша: Вообще-то, это была кочерга…

Ваня: Ну вот и пригодилась!

Глава 10. ВЗГЛЯД СЛЕВА

6-7 августа

Что пишет Ника

Сейчас я сижу на нижней боковушке плацкарта и запиваю баранку молоком. За столом напротив меня Лера с помощью фломастеров шести цветов пытается придать максимальную реалистичность черно-белому щенку, напечатанному в детской раскраске. В памяти всплывают некоторые образы и события, которые я попробую изобразить на бумаге.

Нас собралось только трое – тех, кому непросто прощать свои ошибки и кто уже успел поиметь личные счёты с перевалом Арсентьева В. Вышли в половине двенадцатого шестого августа, постаравшись максимально облегчить рюкзаки. Уже знакомый отрезок пути пролетели на первой космической скорости, но когда прямо перед нами выросла скально-осыпная стена, пришлось замедлить ход.

История как будто повторялась: над перевалом висела молочная река, равняя верхнюю часть хребта и скрывая от глаз его вершинки и понижения. Тропа затерялась где-то в курумнике, и наши мнения разделились. Перед нами был выбор: идти куда-то «туда» в облако или в «ту огромную дыру», которая показывалась за изгибами рельефа, стоило только отойти на пару десятков метров вправо. Пошли в дыру, хотя подозрения, что это вовсе не Арсентьев В, оправдывались по мере того, как всё более чётко прорисовывались на её южном склоне скальные выходы. Все они легко обошлись по крупному шаткому курумнику, и мы оказались на перевале. В ржавой консервной банке нашли записку. Мысли, которые мы пытались игнорировать, подтвердились: мы стояли на высшей точке перевала Ферсмана категории 1Б.

Надо было принимать решение. Помявшись, достав сникерсы и спрятав их снова, стали спускаться по крутой тропе. Кажется, именно северная сторона является определяющей, потому что в какой-то момент мы оказались в таком положении, что Соне с Пешем спускаться дальше ну очень не хотелось, а мне подняться до них казалось крайне плохой идеей. Мы решили, что разделимся и встретимся под северной стеной Арсентьева В через 3 часа.

Я слезла с перевала и оказалась в бескрайнем море серого курумника. Большие пальцы ног стали ныть и молить о пощаде, а в голову пришли две не самых перспективных новости. Во-первых, взглянув на карту, я обнаружила скальную стенку длиной километра два-три, которую нужно было обойти, а во-вторых – сникерс мне так и не выдали. До Арсентьева В я дошла за час, съев по дороге целую коробочку «тик-така».

В ожидании Пеша с Соней, которые траверсом через вершину Ферсмана отправились прямо на перевал, я подремала, свернувшись улиткой на спинке рюкзака. А после нашего воссоединения мы отправились в долину правильной Гольцовки. Встали лагерем в семь часов выше границы зоны леса, приготовили ужин и сразу заползли в спальники.

На следующее утро, оставив лагерь и рюкзаки, пошли под Юмъекорр, ущелье несложное, но живописное; напоминает перевал Рамзая в миниатюре. Вдоль ручья потопали вниз в зону леса, в итоге прошлёпав нужный поворот, зато набили животы гигантской черникой.

Аку-Аку – длинное ущелье с вертикальными стенками, по дну которого течёт ручей. Мы дошли лишь до середины, и на дорогу в одну сторону ушло минут двадцать. Место, где русло ручья изгибается, деля ущелье пополам, можно считать его кульминацией, и здесь действительно есть на что посмотреть. Мы съели по протеиновому батончику, сидя у небольшого, но эффектного водопада, струи которого разделяюся и занавеской скатываются по каменным плитам. Потом пошли смотреть на крошечное озерцо, заключённое в тисках вертикальных каменных стен ущелья. Тропа проходит по узенькой полочке метрах в десяти-пятнадцати над водой, и мы развлекались тем, что придумывали композиции ради классных фоток.

На обратной дороге увидели торчащую из кучи камней палочку с привязанной лентой, и, потянув за край черного «трупного» пакета, обнаружили Западную библиотеку Хибин, в которой оставили Ирину книгу.

На уже плохо соображающих ногах добрались до промежуточного лагеря, где сварили макароны и собрали рюкзаки в обратный путь. Без привалов дошли до Арсентьева В и уже через пять минут выдвинулись на штурм. Перевал показался мне донельзя противным и неприятным. Весь склон как на подъём, так и на спуск состоял из разного размера шаткого курумника, а тропа на большей части просто отсутствовала. По дороге вниз протест выразили, скрипя, колени.

И вот уже в третий раз идем вдоль того же ручья. В зоне леса поджидает засада – высокая трава, ветви деревьев и еловые лапы вымочили нас до последней нитки. Дорогу с дикими воплями перебежал лемминг, будем считать, что к удаче.

Финишная прямая. В половине одиннадцатого на дорогу на наши вопли выскакивает Ваня, жалеть и обнимать «голодных и исхудавших» нас. За ним появляются Самсон, Даша, Лера, и мы всем безумно рады. Пришли как раз к ужину, и ребята закидывают нас своими порциями. За едой слушаем о том, как прошли два дня на лагере, так как у самих щёки набиты рисом. Единственное, чего не хватает для счастья, но что очень скоро нас ждёт, – мягкий спальник в сухой палатке и крепкий, глубокий сон.

Глава 11. Хибины

8 августа

Хибины – горы маленькие, «карманные». И всё-таки за один поход их не исходишь. До сих пор наши радиалки были в направлении на север. Сегодня же мы пойдём на юг, к горе Алявумчорр.

Вышли в наше любимое время – около полудня. Мимо лагеря проходила раскатанная машинами дорога, по которой мы начинали почти все наши вылазки, в том числе и эту. Не доходя до брода, мы свернули налево, к другому броду – через измельчавшую Малую Белую. За рекой дорога продолжилась через лес. Самсон продолжил съёмки своего видео: много ли ещё надо, когда вокруг такой потрясный вид?..

Чем дальше в лес, тем мягче становилась земля, пока мы не прошли мимо наполовину пересохшего болота (наткнулись на лосиные следы!). Предполагалось, что сначала дойдём до ручьёв, текущих с гор, и потом начнём подъём. Но то ли мы искали не там, то ли они пересохли, но нашли мы только очередной курумник, по которому и полезли вверх.

Склон вёл себя как обычно – кажется, что вот он, гребень, но это, оказывается, всего лишь полочка, а до верха лезть ещё столько же. Впрочем, никто не переутомился и не жаловался – склон сплошь зарос черникой, то есть чем длиннее склон, тем больше ягод.

Мы поднялись не на сам Алявумчорр, а на соседнюю вершинку со странным названием Хибины. Там под сильным ветром с озера лежали остатки фундамента какого-то кирпичного строения и стояло что-то вроде триангуляра. Конечно, мы на него залезли и пофотографировались. На востоке блестело озеро Имандра. Странные ступенчатые отмели вдоль берегов – следы добычи апатитов. Сам город Апатиты был виден южнее.

К вечеру похолодало. Самсон, Кирилл, Ваня и Даня пошли на Алявумчорр, а Пеш и девушки вернулись к остававшимся на лагере Лере, Соне, Мише и Ире. Парни с Алявумчорра вернулись как раз к ужину, но пропустили несколько партий в Активити.

Странно было это осознавать, но этот день – последний по-настоящему походный. Завтра мы возвратимся к перекрёстку, где нас высадил автобус почти неделю назад.

***

Там летали орлы. Они уронили нам это перо, и такие: «кар, кар»!

Глава 12. До будущей горы

9 августа

Как-то отвыкаешь в походе вставать рано, но иногда приходится. Хотя рано – понятие относительное.

Как бы то ни было, сбор лагеря слегка затянулся. Наконец мы двинулись в обратный путь. Лес с еловыми лапами, стряхивавшими прямо нам на голову холодные капли, заросли черники, где мы спугнули куропатку, большие камни вдоль тропы, озёра, смотреть которые во второй раз не стали.

Перед Рамзаем Самсон попытался переснять вступление к своему видео. Кто-то устроил обмен несъеденными леденцами. Даня фоткался в образе индейца.

На обратном пути через перевал тумана не было, и мы смогли полюбоваться Рамзаем во всей красе. Перекусили на выходе из перевала. До места назначения оставалось всего ничего.

Приходить прямо к перекрёстку в этот день мы, конечно, не собирались – машина приедет только 10-го числа. А тогда нужно было найти стоянку. Проблема была в том, что мы подошли довольно близко к Кировску, и все хорошие места были заняты.

Наш выбор остановился на двух полянах на берегу за разрушенной часовней. Маша и Кирилл сказали, что пойдут в посёлок Кукисвумчорр за вкусностями, и ушли. Мы поставили палатки и тент, собрали дрова (насколько это было возможно в мокрой берёзовой рощице) и принялись за варку чечевицы. Через какое-то время (большое) наконец поужинали. Ребята умудрились разжечь нормальный такой костёр из той сырой кучи, которую мы натаскали.

Всё это время ветер крепчал и посреди весёлого разговора чуть не оторвал наш тент. Одну петлю пришлось зашивать. Ника, Даша, Соня, Лера и Серёжа забрались в одну палатку и играли в Диксит. Остальные превозмогали непогоду снаружи.

Тем временем все мыслимые сроки КВ для Кирилла и Маши прошли. Обеспокоенные Ваня и Пеш пошли по их следам на поиски. Но минут через 40 разыскиваемые вернулись с горой снеди (они просто немного не рассчитали время). А спасатели тем временем шарахались по Кукису, обошли все открытые магазины, бары и отели и столкнулись с недружелюбной местной молодёжью, пока до них не дозвонились и не позвали обратно. Спасотряд вернулся в лагерь есть арбуз и орать песни всю ночь.

Глава 13. Кандалакша – Москва

10 августа

Первым, что мы увидели с утра, был омлет. Огромный омлет, приготовленный Машей. Сидящий рядом Кирилл размешивал в кане салат. Это был королевский завтрак. Кроме салата и омлета мы съели: сосиски, апельсины, печенье курабье и овсяное. Усилием воли доели всё и собрали лагерь.

До условленного перекрёстка дошли минут за пять. Водитель задерживался, мы сидели ждали. Даня и Ваня безуспешно пытались показать какой-то акробатический трюк. Самсон бренчал на гитаре на обочине (малый бизнес!).

Автобус пришёл, высадил предыдущих пассажиров и забрал нас.

О многочасовых поездках писать сложно – вроде времени много прошло, а рассказать нечего. Часа за четыре добрались до Кандалакши и заехали в ресторан перекусить. В этом ресторане были огромные окна, выходящие на реку Ниву, на которой стоит Кандалакша. Нам разрекламировали местный яхт-клуб; а мы смотрели на противоположный берег, в очередной раз убедившись, что вода этим летом упала весьма сильно.

На складе, забирая водную снарягу, мы устроили тарарам. Хотя перед нами и не стояла задача запихнуть в рюкзак всё-всё-всё, перекладывание вещей заняло много места и некоторое время.

И вот нас высадили на вокзале Кандалакши. После нормальной укладки рюкзаков мы по традиции пошли на закупку еды в поезд. На часах было семь вечера, а поезд у нас в час ночи. Значит, можно почитать книжку (она весь поход прошла!), можно погулять по городу, сходить в кино на ужастик (причем опоздать к началу), а после всех этих подвигов немного поспать. Немного, потому что время проходит, и скоро прибудет поезд. Он отвезёт нас домой.

Эпилог

11-12 августа

На целые сутки мы вернулись к размеренной поездной жизни. Вечером 11-го числа командир призвал всех на разбор – второй и последний в походе. По итогам голосования самыми яркими впечатлениями путешествия стали:

1 место – водопады

2 место – виды и природа Хибин

3 место – Аку-Аку и Юдычвумчорр (ничья)

***

На Ленинградском вокзале немноголюдно, но все равно шумно и суетливо. Участники похода разбирают вёсла, катамараны и прощаются. Мы ещё вернёмся в Хибины. Горы они хоть и «карманные», но особенные, и таят в себе много неизведанного.

Даша Багрова, 2018

Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 37; Мы поможем в написании вашей работы!